- Преподавателю
- Дополнительное образование
- Презентация Анимационные музейно-педагогические программы
Презентация Анимационные музейно-педагогические программы
Раздел | Дополнительное образование |
Класс | - |
Тип | Презентации |
Автор | Алферова Е.Л. |
Дата | 12.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
титул | Уважаемые руководители ! Сегодня я представлю вашему вниманию небольшой блок теоретических материалов по музейной анимации. Затем мои молодые коллеги расскажут о том, как эта актуальная педагогическая технология реализуется на базе нашего детского музея. Мы с вами живём в интересное время (параллель с началом XX века, очередной «новояз»), когда множество педагогических инновационных явлений находит обозначение в старых терминах. Анимэ - со времён античности образованному обществу было известно как «душа», а анимацион - одушевление, одухотворение. Затем термин плавно перешёл в сферу создания рисованных фильмов. 80-е анимационную педагогику создавали Юрий и Лина Красные - члены Союза кинематографистов, АСИФА-ЮНЕСКО. Пропагандисты идеи о том, что - ребёнок - природный одушевитель, авторские детские мультфильмы. В Новосибирске - студия «Поиск» (Анофриков), «Старая мельница» (Сикорук). Со 2 половины XX века термин «анимация» стали употреблять безотносительно мультипликации. Первоначально это звучало как «социокультурная анимация» употреблялось как синоним словосочетания «социокультурное лидерство». В последующем этот термин прочно вошел в научную и практическую лексику и стал обозначать название профессии организатора досуга (бывший массовик-затейник). Были защищены первые диссертации по анимационной педагогике как педагогике досуга. (В 1999 г. в НСО был создан Центр анимационной педагогики «Зелёная улица». Ирина Ивановна Шульга - доктор пед наук, профессор НГПУ, специализируется по данному научному направлению).
|
2 слайд | Анимация в настоящее время в большинстве исследований трактуется так: - целостный процесс педагогического взаимодействия педагога с ребенком по вовлечению участников образовательного процесса в активные, творческие, взаимообогащающие отношения в досуговой сфере. (Есть и более художественные, изощрённые определения, но мы остановимся на этом). Выделяют следующие направления анимационной деятельности:
|
3 слайд | Типы анимационных музейно-педагогических программ выделяются по содержанию следующие:
|
4 слайд | Как видите, содержание анимационных программ диктуется и профилем самого музея, и увлечениями его музейных педагогов, но одно объединяет любые типы: Это должно быть в дифференцированное, индивидуализированное и вариативное взаимодействие. Его воспитательная эффективность определяется тем, какие личности в нем участвуют, в какой мере они видят личность в каждом, с кем общаются. Для музейной ситуации это не просто слова, а поистине революция взглядов и позиций. Это ведь в дополнительном образовании равноправное субъектное взаимодействие не новость − здесь всегда важна была личность воспитанника, его увлечения, интересы, запросы. А в музее посетитель всегда был профан, на которого был направлен информационный поток от предметного мира и от специалиста-экскурсовода. Схематично это можно выразить так. Поэтому экскурсионная усталость часто сопровождает культпоходы в музей, дети постарше жалуются что их давит обстановка. А музейная анимация одушевление, оживление предметного мира. Мёртвые вещи ушедших эпох оживают, обретают душу. Вторая схема показывает, как все участники музейного события включаются в активное разнонаправленное взаимодействие. Сделать музейную коммуникацию нескучной помогают: сочетание индивидуальных заданий, заданий на групповое взаимодействие, элементы соревновательности, взаимопомощи. |
5 слайд | Использование технологии анимационной музейной педагогики превращает музей из склада, мёртвого хранилища в «партисипатори» - музей, музей «соучастия». Это определение британского искусствоведа Нины Саймон, статьи которой уже десятилетие будоражат музейный мир. Такой музей характеризуют следующие черты: - деятельностный подход, - активные контакты, манипуляции с музейными предметами, - отсутствие принуждения, свобода выбора, повод для творческого самовыражения, -продуктивность, «личный вклад в музей», - познание в игре, исследовании, общении, содержательном взаимодействии, - эмоциональная окрашенность. |
6 слайд | По поводу последней черты - эмоциональной окрашенности. Ведь наша сегодняшняя тема - «Анимационные музейно-педагогические программы как средство развития познавательного интереса младших школьников. В связи с этим уместно вспомнить: В современной психологии выделяются три ведущие положительные эмоции (радость, интерес, удивление), инициация которых создает богатство эмоциональных переживаний, необходимых для развития личности ребенка. В радости проявляются уверенность и личная значимость, которые оказывают стимулирующее влияние на познавательные процессы. Интерес - наиболее часто переживаемая положительная эмоция, которая мотивирует творческие стремления, развитие навыков и умений. Интерес - это чувство «захваченности», увлеченности, любопытства. У ребенка, испытывающего эмоции интереса, появляется желание исследовать, расширить собственный опыт путем включения новой информации. При интенсивном интересе ребёнок чувствует себя воодушевленным и оживленным. Именно это оживление обеспечивает связь интереса с познавательной и двигательной активностью. Удивление - это не эмоция в полном смысле этого слова, поскольку всегда мимолетное состояние. Оно появляется благодаря резкому повышению нервной стимуляции, возникающему, из-за какого-нибудь внезапного события. Строго говоря, Эмоции ситуативны и больше связаны с реактивностью, показывают непосредственную реакцию на ситуацию или стимул. Но, когда младший школьник переживает все три эмоциональных состояния (радость, интерес и удивление) одновременно, комплексно, они работают на создание мотивационного поля и позволяют прогнозировать развитие познавательного интереса. А сейчас я передаю слово педагогу Елене Львовне Алфёровой и вы узнаете, как эти теоретические позиции воплотились в практику музейно-педагогической деятельности |
7 слайд | 18 мая во многих странах мира отмечается как Международный день музеев, накануне которого проходит Акция НОЧЬ МУЗЕЕВ. В 2014 году к этой акции присоединился и наш Дом творчества. Мы определили цель: создать условия для погружения участников в атмосферу наступления праздника - Международного Дня музеев и содействовать популяризации международной акции «Ночь музеев». Задачи: 1) познакомить с различными типами музеев, расширить кругозор; 2) привить культуру ознакомления с музейными экспонатами; 3) развить интерес к изучению предметного мира прошлых эпох через интерактивные формы музейной работы; 4) содействовать формированию устойчивого желания продолжать знакомство с музеями города Новосибирска. Событие, к которому мы долго дружно готовились, прошло весьма успешно. И я сейчас кратко проанализирую факторы успеха. |
8 слайд | 1 фактор - дружная команда Так как события нашей музейной ночи должны были развернуться на разных площадках - и в фойе, и в игровом зале, и в учебном кабинете, и в самом музее, - необходимо было привлечь как можно больше заинтересованных педагогов. Каждый взял на себя какую-то содержательную часть программы. Помогали и ребята- волонтёры, например моя дочка Александра. Слаженная синхронная работа организаторов помогла охватить большое количество желающих. В тот вечер в нашей акции поучаствовало….. человек.
|
9 слайд
| 2 фактор успеха заключался в комплексном подходе. Чтобы создать всестороннее представление о МУЗЕЕ мы решили познакомить наших посетителей с лучшими музеями мира. Вы видите на снимках стенды, посвящённые экспозициям Лувра и Британского музея. Была подготовлена мини-экскурсия с викториной о самых знаменитых экспонатах этих музеев. С помощью красочной мультимедийной презентации ребята узнали о том, сколько музеев в Новосибирске, и какие они разные.. Ну и конечно, экспонаты нашего археолого-краеведческого музея привлекли внимание ребят и их родителей. |
10 слайд | 3 фактор я назвала Волшебство преображения Увлекательная музейная ночь, связанная с путешествием в прошлое, не могла пройти в повседневной одежде. Погрузиться в доисторический мир помогли костюмы, стилизованные под звериные шкуры. …..
|
11 слайд | 4 фактор - разнообразие видов деятельности Ребята, ставшие членами древних племён, занимались и охотой на мамонта, и собирательством диких кореньев. Месили глину, делали копья и стрелы, добывали огонь, и даже …. учились говорить по-древнечеловечески!
|
12 слайд | 5 фактор успеха заключался в сотрудничестве и взаимопомощи Древнему человеку приходилось выживать в непростых условиях, каждый мог рассчитывать на поддержку соплеменников. Вот и нашим «первобытным» детям приходили на помощь и ровесники, и родители, и даже педагоги… |
13 слайд | Ну и , конечно же, эмоции! Удивление, радость, восторг вызывало всё: и интригующий сюжет музейно-игровой программы, и возможность проявить ум, смекалку и ловкость, и сама атмосфера праздника!
|
14 слайд | Благополучное возвращение в современность сопровождалось обратным переодеванием и рассказом о том, что ребята пережили и перечувствовали во время путешествия в прошлое. Отзывы детей:………………………………..
|
15 слайд | Программа, которая так успешно была реализована в Ночь музеев, стала основой для работы с оздоровительными пришкольными площадками в период летних каникул. Мы смогли принять …… групп……. человек. Отзывы……… |
16 слайд | Многие учителя, которые приводили ребят летом на анимационную музейную программу, просят провести её повторно, уже в рамках изучения темы «Жизнь первобытного племени». Вот на этих снимках - четвероклассники, для которых через увлекательную познавательную деятельность ожили страницы учебника истории. ……. |