Презентация Анимационные музейно-педагогические программы

Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

титул

Уважаемые руководители ! Сегодня я представлю вашему вниманию небольшой блок теоретических материалов по музейной анимации.

Затем мои молодые коллеги расскажут о том, как эта актуальная педагогическая технология реализуется на базе нашего детского музея.

Мы с вами живём в интересное время (параллель с началом XX века, очередной «новояз»), когда множество педагогических инновационных явлений находит обозначение в старых терминах.

Анимэ - со времён античности образованному обществу было известно как «душа», а анимацион - одушевление, одухотворение.

Затем термин плавно перешёл в сферу создания рисованных фильмов. 80-е анимационную педагогику создавали Юрий и Лина Красные - члены Союза кинематографистов, АСИФА-ЮНЕСКО. Пропагандисты идеи о том, что - ребёнок - природный одушевитель, авторские детские мультфильмы. В Новосибирске - студия «Поиск» (Анофриков), «Старая мельница» (Сикорук).

Со 2 половины XX века термин «анимация» стали употреблять безотносительно мультипликации. Первоначально это звучало как «социокультурная анимация» употреблялось как синоним словосочетания «социокультурное лидерство».

В последующем этот термин прочно вошел в научную и практическую лексику и стал обозначать название профессии организатора досуга (бывший массовик-затейник). Были защищены первые диссертации по анимационной педагогике как педагогике досуга. (В 1999 г. в НСО был создан Центр анимационной педагогики «Зелёная улица». Ирина Ивановна Шульга - доктор пед наук, профессор НГПУ, специализируется по данному научному направлению).


2 слайд

Анимация в настоящее время в большинстве исследований трактуется так:

- целостный процесс педагогического взаимодействия педагога с ребенком по вовлечению участников образовательного процесса в активные, творческие, взаимообогащающие отношения в досуговой сфере. (Есть и более художественные, изощрённые определения, но мы остановимся на этом).

Выделяют следующие направления анимационной деятельности:

  • Рекреационная анимация - развивается в основном в туристическом бизнесе. (Курило Л.В. Теория и практика анимации: Ч.1. Теоретические основы туристской анимации: Учебное пособие. - М., Советский спорт, 2006. - 195 с.; Гаранин Н.И., Булыгина И.И. Менеджмент туристской и гостиничной анимации. - М.: Советский спорт, 2003. - 128 с.; )



  • Педагогическая анимация выросла из вожатства, из педотрядов, из клубов ребячьих комиссаров. Сейчас в педуниверсистетах вводятся спецкурсы «основы анимационной деятельности» (Шульга И.И. Педагогическая анимация в практике социального воспитания за рубежом // Школьные технологии. 2008. №3; Голованова Н.Ф. Подходы к воспитанию в современной отечественной педагогике // Педагогика. 2007. №10)



  • Социально-культурная анимация  это ответвление от педагогической в чистое развлекательство. Это, в основном, городские праздники и детские развлекательные центры по организации досуга, праздников, дней рождения. (Ярошенко Н. Н. Социально - культурная анимация: Учебное пособие. - М., РЗИ МГУКИ, 2000. - 109 с.; Приезжева Е.М. Социально - культурная анимация в туризме: Учеб.-метод. пособие:2003)



  • Музейная анимация выросла из музейно-педагогических образовательно-воспитательных программ, и означает продуктивное свободно-творческое взаимодействие музейного педагога и посетителей музея (Юхневич М.Ю., Чумалова, Пнкратова и др.)


3 слайд

Типы анимационных музейно-педагогических программ выделяются по содержанию следующие:

  • познавательные, исследовательские (примеры: Биологический музей им. Тимирязева - лаборатория с микроскопами, препараторская. Государственный Исторический музей - в кабинете школьника собраны рукописи и манускрипты для исследования, пример наш краеведческий музей «Палеонтологическая экспедиция»)

  • приключенческо-игровые, («Из варяг в греки», Самарский музей им. Алябьева (китайская выставка «Чайный путь»)

  • зрелищно-развлекательные, («Балы» Государственный музей современной политической истории, этно-карнавалы Гос. Этнографический музей, «театрализованные праздники» музея Фридляндские ворота в Калининграде)

  • фольклорные анимационные программы (пример: Петрозаводский музей, музеи-усадьбы, Челябинский детский краеведческий музей).

4 слайд

Как видите, содержание анимационных программ диктуется и профилем самого музея, и увлечениями его музейных педагогов, но одно объединяет любые типы:

Это должно быть в дифференцированное, индивидуализированное и вариативное взаимодействие. Его воспитательная эффективность определяется тем, какие личности в нем участвуют, в какой мере они видят личность в каждом, с кем общаются.

Для музейной ситуации это не просто слова, а поистине революция взглядов и позиций. Это ведь в дополнительном образовании равноправное субъектное взаимодействие не новость − здесь всегда важна была личность воспитанника, его увлечения, интересы, запросы.

А в музее посетитель всегда был профан, на которого был направлен информационный поток от предметного мира и от специалиста-экскурсовода.

Схематично это можно выразить так. Поэтому экскурсионная усталость часто сопровождает культпоходы в музей, дети постарше жалуются что их давит обстановка.

А музейная анимация  одушевление, оживление предметного мира. Мёртвые вещи ушедших эпох оживают, обретают душу.

Вторая схема показывает, как все участники музейного события включаются в активное разнонаправленное взаимодействие. Сделать музейную коммуникацию нескучной помогают: сочетание индивидуальных заданий, заданий на групповое взаимодействие, элементы соревновательности, взаимопомощи.

5 слайд

Использование технологии анимационной музейной педагогики превращает музей из склада, мёртвого хранилища в «партисипатори» - музей, музей «соучастия». Это определение британского искусствоведа Нины Саймон, статьи которой уже десятилетие будоражат музейный мир.

Такой музей характеризуют следующие черты:

- деятельностный подход,

- активные контакты, манипуляции с музейными предметами,

- отсутствие принуждения, свобода выбора, повод для творческого самовыражения,

-продуктивность, «личный вклад в музей»,

- познание в игре, исследовании, общении, содержательном взаимодействии,

- эмоциональная окрашенность.

6 слайд

По поводу последней черты - эмоциональной окрашенности.

Ведь наша сегодняшняя тема - «Анимационные музейно-педагогические программы как средство развития познавательного интереса младших школьников. В связи с этим уместно вспомнить:

В современной психологии выделяются три ведущие положительные эмоции (радость, интерес, удивление), инициация которых создает богатство эмоциональных переживаний, необходимых для развития личности ребенка.

В радости проявляются уверенность и личная значимость, которые оказывают стимулирующее влияние на познавательные процессы.

Интерес - наиболее часто переживаемая положительная эмоция, которая мотивирует творческие стремления, развитие навыков и умений. Интерес - это чувство «захваченности», увлеченности, любопытства. У ребенка, испытывающего эмоции интереса, появляется желание исследовать, расширить собственный опыт путем включения новой информации. При интенсивном интересе ребёнок чувствует себя воодушевленным и оживленным. Именно это оживление обеспечивает связь интереса с познавательной и двигательной активностью.

Удивление - это не эмоция в полном смысле этого слова, поскольку всегда мимолетное состояние. Оно появляется благодаря резкому повышению нервной стимуляции, возникающему, из-за какого-нибудь внезапного события.

Строго говоря, Эмоции ситуативны и больше связаны с реактивностью, показывают непосредственную реакцию на ситуацию или стимул. Но, когда младший школьник переживает все три эмоциональных состояния (радость, интерес и удивление) одновременно, комплексно, они работают на создание мотивационного поля и позволяют прогнозировать развитие познавательного интереса.

А сейчас я передаю слово педагогу Елене Львовне Алфёровой

и вы узнаете, как эти теоретические позиции воплотились в практику музейно-педагогической деятельности

7 слайд

18 мая во многих странах мира отмечается как Международный день музеев, накануне которого проходит Акция НОЧЬ МУЗЕЕВ. В 2014 году к этой акции присоединился и наш Дом творчества.

Мы определили цель: создать условия для погружения участников в атмосферу наступления праздника - Международного Дня музеев и содействовать популяризации международной акции «Ночь музеев».

Задачи: 1) познакомить с различными типами музеев, расширить кругозор; 2) привить культуру ознакомления с музейными экспонатами; 3) развить интерес к изучению предметного мира прошлых эпох через интерактивные формы музейной работы; 4) содействовать формированию устойчивого желания продолжать знакомство с музеями города Новосибирска.

Событие, к которому мы долго дружно готовились, прошло весьма успешно. И я сейчас кратко проанализирую факторы успеха.

8 слайд

1 фактор - дружная команда

Так как события нашей музейной ночи должны были развернуться на разных площадках - и в фойе, и в игровом зале, и в учебном кабинете, и в самом музее, - необходимо было привлечь как можно больше заинтересованных педагогов. Каждый взял на себя какую-то содержательную часть программы. Помогали и ребята- волонтёры, например моя дочка Александра.

Слаженная синхронная работа организаторов помогла охватить большое количество желающих. В тот вечер в нашей акции поучаствовало….. человек.


9 слайд


2 фактор успеха заключался в комплексном подходе.

Чтобы создать всестороннее представление о МУЗЕЕ мы решили познакомить наших посетителей с лучшими музеями мира. Вы видите на снимках стенды, посвящённые экспозициям Лувра и Британского музея. Была подготовлена мини-экскурсия с викториной о самых знаменитых экспонатах этих музеев.

С помощью красочной мультимедийной презентации ребята узнали о том, сколько музеев в Новосибирске, и какие они разные..

Ну и конечно, экспонаты нашего археолого-краеведческого музея привлекли внимание ребят и их родителей.

10 слайд

3 фактор я назвала Волшебство преображения

Увлекательная музейная ночь, связанная с путешествием в прошлое, не могла пройти в повседневной одежде. Погрузиться в доисторический мир помогли костюмы, стилизованные под звериные шкуры. …..


11 слайд

4 фактор - разнообразие видов деятельности

Ребята, ставшие членами древних племён, занимались и охотой на мамонта, и собирательством диких кореньев. Месили глину, делали копья и стрелы, добывали огонь, и даже …. учились говорить по-древнечеловечески!


12 слайд

5 фактор успеха заключался в сотрудничестве и взаимопомощи

Древнему человеку приходилось выживать в непростых условиях, каждый мог рассчитывать на поддержку соплеменников. Вот и нашим «первобытным» детям приходили на помощь и ровесники, и родители, и даже педагоги…

13 слайд

Ну и , конечно же, эмоции!

Удивление, радость, восторг вызывало всё: и интригующий сюжет музейно-игровой программы, и возможность проявить ум, смекалку и ловкость, и сама атмосфера праздника!


14 слайд

Благополучное возвращение в современность сопровождалось обратным переодеванием и рассказом о том, что ребята пережили и перечувствовали во время путешествия в прошлое.

Отзывы детей:………………………………..


15 слайд

Программа, которая так успешно была реализована в Ночь музеев, стала основой для работы с оздоровительными пришкольными площадками в период летних каникул. Мы смогли принять …… групп……. человек.

Отзывы………

16 слайд

Многие учителя, которые приводили ребят летом на анимационную музейную программу, просят провести её повторно, уже в рамках изучения темы «Жизнь первобытного племени».

Вот на этих снимках - четвероклассники, для которых через увлекательную познавательную деятельность ожили страницы учебника истории.

…….



© 2010-2022