Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Золушка

Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ ДОД Ямальский Центр внешкольной работы

с.Яр-Сале, ул.Худи Сэроко 18-А

Автор-составитель: Шилова Ирина Семеновна


Утверждена приказом

МБОУ ДОД Ямальский ЦВР

от 20.09.2012 № 108


Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Золушка»

возраст детей 7-15 лет

срок реализации 4 года

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Швейное дело - это одно из древнейших и необходимейших ремесел. Как и всякое рукоделие, оно во все времена славилось мастерами, настоящими художниками своего дела. История развития одежды и повседневная практика убеждают в том, что в искусстве одевать людей художником должен быть каждый, от модельера до исполнителя. Во все времена встречали по «одёжке» и лишь провожали по уму. Каждый раз, надевая сшитые Вами вещи, Вы будете неотразимы! Шитье - увлекательное занятие, которое увлечет и самого маленького "заказчика". Вы сам будете участвовать в выборе тканей, фасона и украшений (страз, аппликаций, вышивки) своей будущей одежды. Образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Программа «Золушка» предназначена для детей 7-15 лет и рассчитана на четыре года и реализуется в ЯЦВР более 17 лет. Теоретической основой для обновления содержания послужила авторская общеобразовательная программа под редакцией В.Д.Симоненко (М., 2006). Особенностью программы является то, что её содержание органически дополняет и расширяет знание школьной программы и ставит перед педагогом и воспитанником современные задачи по формированию творческой личности, способной созидать себя, как индивидуальность. В основу программы положены принципы гуманистического и деятельностного подходов к организации учебно-воспитательного процесса в УДОД: учет интересов детей, свободы деятельности, субъектности воспитанников и др. Система занятий сориентирована не столько на передачу «готовых» знаний, сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей навыками к самостоятельному поиску, отбору и анализу информации. Программа «Золушка» предусматривает обучение воспитанников в мастерской, где учащиеся последовательно ознакомятся с дизайном и обновлением текстильных изделий, освоят первоначальные приемы декоративно-прикладного искусства, изучат швейное оборудование, виды аппликации. Получат опыт в изготовлении различных швейных плечевых, поясных изделий, вышивок. Программа ориентирована на познавательный, социальный, ценностно - ориентированный и коммуникативный виды человеческой деятельности. Она позволит школьникам осуществить профессиональные пробы и сориентироваться по выбору профессии, овладеть безопасными приемами работы с оборудованием, инструментами, приспособлениями; получить специальные и общетехнические знания и умения в области технологии обработки текстильных материалов, художественном оформлении швейных изделий, оценить свои потребности и возможности в области дизайна, декора, обновления текстильных изделий, как в интерьере дома, так и в одежде, через разработку эскизов и создание изделий текстильного декора кухни, а также декорирование и обновление одежды различных ассортиментных групп, детской одежды.

ЦЕЛЬ: освоение воспитанниками технологических знаний, технологической культуры на основе включения их в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов.

Программа решает следующие ЗАДАЧИ:

  • приобретение воспитанниками знаний об элементах машиноведения, технологии обработки тканей, художественной обработки материалов;

  • воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;

  • овладение способами деятельности:

-проявлять ответственность, планировать и организовывать личностные планы, самостоятельно приобретать знания, используя различные источники

-способность работать с различными видами информации, символами, текстами, таблицами, применять полученные сведения для расширения своих знаний

  • освоение компетенций: коммуникативной, культурно-эстетической, социально-трудовой, личностно - саморазвивающей.

По каждому году обучения выделяются уровни творческой деятельности, определяются содержание формы и методы занятий. На первом году обучения большое внимание уделяется развитию интереса к избранному виду деятельности. На втором - освоение технологии пошива изделий. Для третьего и четвертого года характерны конструирование, моделирование одежды, дизайн и практика шитья, освоение несложных техник ручной вышивки. При обновлении содержания добавлен блок «Вышивка». Вышивка - это увлекательный процесс, хотя и кропотливый. Вышитые своими руками подарки всегда приятно дарить. Любое творчество развивает у человека способности к восприятию искусства и чувство самовыражения. Ремесло художественной вышивки издавна существует в самых разных странах и везде имеет свои особенности. Влияние на орнамент, на стиль, на технику оказывают и национальные традиции народа, и религиозные устои, и время, в которое вышивка создавалась. Вышивка приобретает еще более широкое распространение в украшении костюма, предметов обихода. Описание каждого этапа обучения в программе логически завершено прогнозируемым результатом и диагностическим инструментарием, что позволяет отслеживать эффективность реализуемых задач. Результативность каждого учебного года проверяется с помощью конкретной диагностики с использованием тестов, упражнений, представления готовых изделий. Воспитанники активно принимают результативное участие в конкурсах, выставках различного уровня. Группы формируются из разновозрастных детей, но имеющих примерно одинаковый уровень подготовки.

МИНИМУМ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ПРИ ЗАВЕРШЕНИИ ОБУЧЕНИЯ

ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

ЗУН

Балл

Текущий контроль

Итоговый контроль

Грамотное владение инструментами: иголка, булавка, ножницы, наперсток, утюг (включать, выключать, ставить)

5

Правильное, безопасное владение инструментами (наблюдение, демонстрационный показ)

Самостоятельное владение инструментами (иголка, булавка, ножницы, наперсток, утюг), Тест 1

Знание видов ручных стежков, знания правил безопасной работы с утюгом; приобретение навыков работы с иглой, умение выполнять стежки: сметочный, стачивающий, подшивочный, обметочный, копировальный, крестообразный, умение пришить пуговицу, навесную петельку

5

Правильность выполнения ручных стежков, пришивания пуговицы, навесной петли (наблюдение, демонстрационный показ)

Самостоятельно выполнить стежки, пришить пуговицу (с двумя, четырьмя отверстиями на ножке)

Упражнение 1

Уметь определять по внешнему виду хлопок и лен.

1

Знание внешних признаков отличия

Самостоятельно определить вид образца ткани Упражнение 2

Знание правил безопасного труда на швейной машине, умение выполнять простейшие строчки.

2

Соблюдение правил безопасности при работе на швейной машине

Самостоятельно выполнить два прямых машинных шва Упражнение 3

Знание последовательности обработки при изготовлении аппликации. Умение выполнить работу в технике аппликации

2

Соблюдение последовательности, оценка качества

Самостоятельное выполнение небольшой аппликации Упражнение 4

Знание назначение такого вида изделия как фартук, последовательности изготовления и оформления, умение снимать мерки.

5+5

Правильность работы с технологическими картами, раскроя по лекалу, последовательность изготовления

Оценка качества самостоятельно выполненного изделия на себя

Тест 2, предоставление готового фартука (оценка качества) фотосессия

ИТОГО

25



ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

Закрепление правил поведения в мастерской, повторение и закрепление знания по технике безопасности и пожарной безопасности,

5

Соблюдение правил по ТБ и ПБ

Самостоятельная работа по правилам ТБ

Тест 1

Ознакомление со свойствами тканей. Умение различать виды тканей, усвоить понятие лицевая, изнаночная сторона, кромка, полотняное переплетение.

2

Правильность определения свойств, четкость понятий

Самостоятельно определить лицевую и изнаночную сторону ткани, кромку

Упражнение 1

Закрепление знаний о видах ручных стежков, совершенствование навыков работы с иглой, умение выполнять обработку прорезных петель, навесную петлю из тесьмы, ткани.

2

Формирования навыков работы с иглой

Самостоятельно выполнить навесную петлю, и пришить пуговицу

Упражнение 2

Знание и умение выполнять соединительные машинные швы, знание последовательности обработки узлов изделий (простынь, наволочка, вырез пододеяльника)

5

Качество выполнения машинных швов (двойной, запошивочный), соблюдение последовательности, аккуратность

Самостоятельно выполнить образцы бельевых швов

Упражнение 3

Знание правил раскроя и умение выполнять узлы обработки плечевого изделия, выполнять окончательную отделку изделия

5+5

Соблюдение правил раскроя, последовательность обработки

Оценка качества самостоятельно выполненного изделия на себя

Тест 2, предоставление готового халата (оценка качества) фотосессия

Знание технологической последовательность работы; Умение грамотно выполнять работу; различать виды вышивки; оформлять свои изделия; анализировать свою работу.

5

Соблюдение технологии выполнения вышивки

Самостоятельное выполнение вышивки в технике «за иглу», «тамбурный» на небольших образцах. Упражнение 4

ИТОГО

29

ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

Знание правил поведения в мастерской, повторение и закрепление знаний по технике безопасности и пожарной безопасности.

5

Соблюдение правил по ТБ и ПБ

Самостоятельная работа по правилам ТБ, ПБ

Тест 1

Ознакомление со свойствами шерстяных и шелковых тканей

2

Знание внешних признаков отличия

Самостоятельно определить вид образца ткани

Упражнение 2

Закрепление знаний по ТБ, самостоятельно настроить машину, устранять основные неполадки в работе машины, знание правил обслуживания машины и ухода за ней.

7

Соблюдение по технике безопасности при работе на швейной машине

Проверка знаний по технике безопасности при работе на швейной машине Тест 2

Знание и умение выполнять краевые швы (обтачные, окантовочные, вподгибку), отделочные (рельефные) и применять их в изделиях.

2

Качество строчек, знать последовательность выполнения

Самостоятельное выполнение образцов

Упражнение 3

Уметь выполнять швы: прямой, крест, переносить рисунок на ткань

5

Качество выполнения вышивки

Самостоятельное выполнение образца в технике «прямой крест» Упражнение 4

Умение применять знания о способах конструирования и моделирования основы юбки (клинка, солнце, полусолнце, одношовная). Умение выполнять изделие юбка по выбору, соблюдая технологическую последовательность обработки, ВТО. Оценивать качество пошива модели на себя.

7+5

Правильность работы с технологическими картами, раскроя по лекалу, последовательность изготовления

Проверка знания последовательности технологии пошива юбки

Тест 3, предоставление готовой юбки (оценка качества) фотосессия

ИТОГО

33




ЧЕТВЕРТЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

Закрепление знаний по ТБ, самостоятельно настроить машину, устранять основные неполадки в работе машины, знание правил обслуживания машины и ухода за ней.

5

Правильность устранения неполадок

Проверка знаний по методам устранения неполадок Тест 1

Знание способов моделирования изделия

5

Правильность, технологичность составления эскиза

Самостоятельно создать эскиз модели платья Упражнение 1

Умение выполнять модель по выбору, соблюдая технологическую последовательность обработки, ВТО. Оценивать качество пошива модели на себя.

5+5

Правильность работы с технологическими картами, раскроя по лекалу, последовательность изготовления

Проверка знания последовательности технологии пошива платья

Тест 2, Тест 3, предоставление готового платья (оценка качества) фотосессия

Владение навыками выполнения вышивки в технике гладь, крест, умение читать схемы, подготовить работу к выставке

5+5

Качество выполнения вышивки

Самостоятельное выполнение образца в технике «крест», «гладь» Упражнение 4, предоставление готового изделия

ИТОГО





Компетенции (наблюдение)

не сформирована

0

частично

1

положительные изменения

2

Использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач.




Развитие творческих способностей, формирование творческого воображения и художественного вкуса, стремление к самосовершенствованию




Формирование социальной трудовой компетенции




Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям




Профессиональная ориентация, формирование коммуникативной компетенции









ТАБЛИЦА ДОСТИЖЕНИЙ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

ФИО

ЗУН

Участие в конкурсах

Сформированность компетенций


1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4






УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1 - год обучения

№ п/п

Раздел, тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

Введение

2

1

1

2.

Истории об инструментах

6

2

4

3

Виды выполнения ручных стежков

20

4

16

3.1.

Основные приемы ручных работ. Сметывание. Копирование

6

2

4

3.2

Обметочные (простые, с накидном)

6

2

4

3.3

Подшивочные швы, игла вперед с накидом Крестообразные стежки (козлик)

6

-

6

3.4

Выполнение образцов. Утюжка. Мини-выставка

2

-

2

4.

Виды тканей

4

1

3

5

Швейная машина

12

4

8

5.1

Организация рабочего места для машинных работ и ТБ на швейной машине

2

1

1

5.2

Подготовка швейной машины к работе: намотка нити на шпульку и заправка нитей

4

2

2

5.3

Выполнение машинных строчек

6

1

5

6.

Аппликация из материала на ткани

10

2

8

6.1

Виды аппликации последовательность. Выбор рисунка, эскиза

2

1

1

6.2

Подбор ткани.

4

-

4

6.3

Способы крепления деталей. Оформление изделий, мини-выставка

4

1

3

7

Изготовление фартука

24

4

20

7.1

Сведения об истории одежды

2

1

1

7.2

Конструирование и моделирование фартука

4

1

3

7.3

Выполнение эскизов. Снятие мерок

4

-

4

7.4

Раскрой фартука

4

1

3

7.5

Пошив фартука, мини-выставка

10

1

9

8.

Изготовление выставочной работы

26

4

22

8.1

Выбор рисунка

2

1

1

8.2

Создание шаблонов, выбор ткани

6

2

4

8.3

Способы крепления деталей

6

1

5

8.4

Изготовление изделия

6

-

6

8.5

Оформление работ, мини-выставка

6

-

6

9.

Изготовление изделий (игольница, салфетка)

22

4

18

9.1

Выбор варианта изделия, выполнение эскиза

4

1

3

9.2

Выбор ткани, раскрой

6

1

5

9.3

Соединение деталей, набивка

6

1

5

9.4

Дополнения, отделка изделия

6

1

5

10.

Оформление работ. Подготовка к выставке.

6

2

4

10.1

Подготовка основы, заключительная отделка

2

1

1

10.2

Оформление в рамки, оформление композиции выставки

4

1

3

11.

Воспитательная работа по плану ЦВР, объединения

10

-

10

12.

Итоговое занятие

2

1

1

ИТОГО

144

29

115

СОДЕРЖАНИЕ 1 ГОДА ОБУЧЕНИЯ

№ п/п

Название раздела

Темы

Описание раздела

Часы

Прогнозируемые результаты

1.

Введение

В гостях у «Золушки»

Игра на сплочение «А чему я хочу здесь научиться?», коллективное планирование работы на год, демонстрация изделий выполненных воспитанниками объединения, беседа по соблюдению правил техники безопасности, инструктаж по технике безопасности, пожарной безопасности.

Формы работы: групповая

Техническая оснащенность: музыкальный центр, игровой инвентарь, инструкционные карты, детские выставочные работы, рабочая тетрадь

2(1/1)

  • знание правил поведения в

мастерской, первичных знаний по технике безопасности;

  • адаптация в коллективе

2.

Истории об инструментах

Сказка об иголке и булавке.

Сказка о ножницах и наперстке. История об утюге.

Рассказы - истории об инструментах в игровой форме. Упражнения на закрепление навыков пользования этими инструментами.

Формы работы: групповая, индивидуальная

Техническая оснащенность: методическая разработка по сказкам с подбором загадок и кроссвордов, ножницы, иглы, сантиметровая лента, манекен, утюг, наперстки

6 (2/4)

  • грамотное владение

инструментами: иголкой, булавкой, ножницами, напёрстком, утюгом;

  • мотивация на продолжение

обучения в объединении

3.

Виды и выполнение ручных стежков

Основные приемы ручных работ. Сметывание. Копирование.(6ч.) Обметочные (простые, с накидом) (6ч.)

Подшивочные швы, игла вперед с накидом. Крестообразные стежки (козлик).(6ч.) Выполнение образцов. Утюжка. Мини-выставка.(2ч.)

Рассказ с демонстрационным показом, индивидуальная беседа, упражнения на закрепление умений и навыков. Выполнение образцов, подушечек - игольниц, пришивание пуговиц, навесных петель. Изучение правил утюжки. Организация и проведение итоговой мини - выставки с оценкой результатов работы.

Формы работы: групповая, индивидуальная

Техническая оснащенность: стенд, иглы, линейки, х/б ткань, наглядность, утюг, нитки х/б, лавсан

20

(4/16)

  • знание видов ручных стежков,

правил безопасной работы с утюгом;

  • приобретение навыков работы

с иглой, умение выполнять стежки: сметочный, стачивающий, подшивочный, обметочный, копировальный, крестообразный, умение пришить пуговицу, навесную петельку

4.

Виды тканей

Хлопок. Лен.

Информационная справка, опыты для определения вида ткани. Оформление альбома. Формы работы: групповая, индивидуальная

Техническая оснащенность: ткань : хлопок и лён; набор образцов различных видов тканей.

4 (1/3)

  • уметь определять по внешнему

виду ткани «хлопок», «лен»

5.

Швейная машина

Организация рабочего места для машинных работ и ТБ на швейной машине.(2ч) Подготовка швейной машины к работе: намотка нити на шпульку и заправка нитей. (4ч). Выполнение машинных строчек (6ч)

Рассказ об истории создания швейной машины, презентация, демонстрационный показ безопасных приемов работы на швейной машине, закрепление знаний по выполнению машинных швов, упражнения на закрепление умений и навыков. Итоговая викторина в игровой форме.

Формы работы: индивидуальная

Техническая оснащенность: швейная машина, отрезки ткани х/б, инструкционные карты

12 (4/8)

  • ознакомление с историей

швейной машины, знание правил безопасного труда на швейной машине

  • умение подготовить машину к

работе, выполнять простейшие строчки

6.

Аппликации из материала на ткани

Виды аппликации последовательность Выбор рисунка, эскиза.(2ч.) Подбор ткани.(4ч.) Способы крепления деталей. Оформление изделий, мини-выставка (4ч.)

Рассказ с демонстрационным показом на образцах и изделиях, групповые и индивидуальные консультации, упражнения на правильность изготовления лекал, вырезка деталей по шаблону,

правила крепления. Выставка на конкурсной основе.

Формы работы: индивидуальная

Техническая оснащенность: книги, журналы с иллюстрациями, бумага, карандаши, ножницы, иглы, нитки, ткани, технологические карты, утюг

10(2/8)

  • знание последовательности

обработки при изготовлении аппликации

7.

Изготовление фартука

Сведения об истории одежды. (2ч.) Конструирование и моделирование фартука.(4ч.) Выполнение эскизов. Снятие мерок (4ч.) Раскрой фартука.(4ч.) Пошив фартука. Мини-выставка (10ч.)

Информационная справка об истории и видах рабочей одежды. Создание выкройки фартука, отработка навыков конструирования и моделирование. Выбор индивидуальной модели фартука, выбор ткани, обучение снятию мерок правилам раскроя, отработка видов швов, знакомство с узлами обработки и монтаж фартука. Фотосессия воспитанниц в готовых изделиях.

Формы работы: индивидуальная

Техническая оснащенность: швейная машина, бумага, карандаши, ножницы, иглы, нитки, ткани, технологические карты, лекала, мел, мыло, утюг, тесьма, кружево

24

(4/20)

  • знание назначения такого вида

изделия как фартук, последовательности изготовления и оформления

  • умение снимать мерки.

8.

Изготовление выставочной работы

Выбор рисунка (2ч.) Создание шаблонов, выбор ткани (6ч.) Способы крепления деталей (6ч.) Изготовление изделия (6ч.) Оформление работ, мини-выставка (6ч.)

Выбор темы выполняемого изделия в технике аппликации. Работа по выбранной теме с индивидуальной консультацией педагога. Создание эскиза, и изготовление шаблонов, отработка навыков вырезания по шаблону. Окончательная отделка и декорирование изделия. Подготовка работ к мини-выставке, проведение выставке в объединении. Учет уровней личностного развития ребенка.

Формы работы: индивидуальная

Техническая оснащенность: бумага, карандаши, ножницы, иглы, нитки, ткани, технологические карты, лекала, мел, мыло, утюг, тесьма, кружево, бусины, бисер, тесьма и т.д.

26

(4/22)

  • умение выполнять работу в

технике «аппликация»

9.

Изготовление изделий (игольница, салфетка)

Выбор варианта изделия, выполнение эскиза (2ч.) Выбор ткани, раскрой (6ч.)

Соединение деталей, набивка (6ч.) Дополнения, отделка изделия (6ч.)

Выбор воспитанниками варианта поделки (игольница или салфетка). Учет уровней личностного развития ребенка. Работа по выбранной теме с индивидуальной консультацией педагога. Создание эскиза, выбор ткани, раскрой, соединение деталей, набивка синтепоном, окончательная отделка изделия с использованием кружева, бусин, бисера, тесьмы, пуговиц и т.п.

Формы работы: индивидуальная

Техническая оснащенность: бумага, карандаши, ножницы, иглы, нитки, ткани, технологические карты, лекала, мел, мыло, утюг, тесьма, кружево, бусины, бисер, тесьма и т.д.

22

(4/18)

  • умение выполнять изделия

«игольница», «салфетка»

10

Оформление работ. Подготовка к выставке.

Подготовка основы, заключительная отделка (2ч.)

Оформление в рамки, оформление композиции выставки (4ч.)

Выбор выставочных работ. Подготовка их к использованию на выставке (дополнение декора, ВТО, подбор рамки, оформление в рамку, выбор композиции выставки), подготовка Положения о проведении выставки, подведение итогов выставки, награждение воспитанников.

6(2/4)

  • умение подготовить

творческую работу к участию в выставке

11.

Воспитательная работа по плану ЦВР, объединения

Праздник Новый год (2ч.)

Беседа «Правила поведения за столом» (2ч.)

Традиционное чаепитие (2ч.)

Беседа «Осторожно, дорога» (2ч.)

Конкурс «Юные модницы» (2ч.)

Сплочение коллектива воспитанников, привлечение воспитателей, родителей, оформление содержания мероприятий, фотоматериал

10 (0/10)

  • этот блок способствует

развитию творческих способностей, формированию творческого воображения и художественного вкуса, стремление к самосовершенствованию

12.

Итоговое занятие

Итоговое занятие

Тестирование воспитанников, выполнение практических заданий согласно диагностическому инструментарию, разработанному на текущий учебный год, предоставление выполненных детских творческих работ в течение года, оформление протокола аттестационного занятия

2 (1/1)

  • открытый показ уровня

освоения программы, соответствие ЗУН требованиям программы

ИТОГО

144(29/115)

УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

2 - год обучения

п/п

Раздел, тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

Введение

2

1

1

2.

Материаловедение

6

2

4

3.

Виды ручных швов

10

2

8

3.1

Повторение ручных

швов: сметочные, копировальные, обметочные с накидом.

2

-

2

3.2

Подшивочные, край обметочные

6

2

4

3.3.

Итоговое занятие

2

-

2

4.

Инструменты и оборудование ВТО

6

2

4

5.

Швейная машина

10

2

8

5.1

Подготовка швейной машины к работе

4

1

3

5.2

Устройство швейной машины, машинная игла. Регуляторы, моталка.

6

1

5

6.

Машинные швы

20

4

16

6.1

Соединительные швы

2

1

1

6.2

Изготовление постельного белья (простыня)

6

1

5

6.3

Изготовление постельного белья (наволочка)

6

1

5

6.4

Изготовление постельного белья (пододеяльник)

6

1

5

7.

Конструирование модели плечевого изделия

6

2

4

8.

Изготовление плечевых изделий

52

10

42

8.1

Стиль, композиция, силуэт.

4

2

2

8.2

Выбор модели, ткани, раскрой плечевого изделия

6

2

4

8.3

Работа с журналами. Выбор ткани раскрой.

6

2

4

8.4

Изготовление изделия

12

2

10

8.5

Обработка узлов, примерка

12

2

10

8.6

Подготовка ко второй примерке.

8

-

8

8.7

Отделка изделия

6

-

6

8.8

Оценка готового изделия.

2

-

2

8.9

Подготовка и организация выставки изделий

2

-

2

9.

Выполнение изделия (кукла)

16

2

14

9.1

Кукла из бабушкиного сундука

4

1

3

9.2

Изготовление куклы «Веснянка»

8

1

7

9.3.

Подготовка и организация мини-выставки

4

-

4

10

Выполнение изделий на свободную тему

14

2

12

10.1

Изготовление игольницы мухомор

2

-

2

10.2

Изготовление яблока

6

1

5

10.3

Изготовление яблока с червяком

6

1

5

11

Вышивка

26

4

22

11.1.

История вышивки как древний вид искусства

4

1

3

11.2

Создание эскиза вышивки

4

1

3

11.3

Вышивка швом «за иголку», «тамбурный»

6

1

5

11.4

Вышивка швом «косая гладь»

10

1

9

11.5

Подготовка и организация мини-выставки выполненных образцов

2

-

2

12

Изготовление сарафана, комплекта для лета.

36

6

30

12.1

Технология, моделирование по основной выкройке

2

1

1

12.2

Моделирование, адаптация журнальных выкроек.

6

2

4

12.3

Разработка авторской модели

6

-

6

12.4

Изготовление лекал

6

2

4

12.5

Раскрой и пошив изделия.

6

-

6

12.6

Изготовление и отделка изделия

8

1

7

12.7

Организация мини-показа

2

-

2

13.

Воспитательная работа по плану ЦВР, объединения

10

2

8

14.

Итоговое занятие

2

1

1

ИТОГО

216

42

174



СОДЕРЖАНИЕ 2 ГОДА ОБУЧЕНИЯ

№ п/п

Название раздела

Темы

Описание раздела

Часы

Прогнозируемые результаты

1.

Введение

Золушка собирается на бал

Игра на групповое взаимодействие. Коллективное планирование работы на год, демонстрация изделий выполненных воспитанниками объединения, беседа по соблюдению правил техники безопасности, итоги за прошлый учебный год.

Формы работы: групповая

Техническая оснащенность: музыкальный центр, игровой инвентарь, инструкционные карты, детские выставочные работы, рабочая тетрадь

2 (1|1)

  • закрепление правил поведения

в мастерской, повторение и закрепление знания по технике безопасности и пожарной безопасности

  • мотивация к обучению

2.

Материаловедение

Хлопчатобумажные ткани. Сведения о волокнах.(2 ч) Получение пряжи из х/б волокон. Сведения о ткачестве.(2ч) Шелковые и синтетические ткани. Основные свойства натурального шелка и синтетических тканей.(2ч)

Информационная справка, презентация. Составление индивидуальных коллекций. Упражнения на закрепление навыков определения видов тканей по их свойствам. Отработка понятий: переплетение, лицевая, изнаночная сторона, кромка, уток, основа.

Формы работы: групповая, индивидуальная

Техническая оснащенность: наглядные пособия, коллекция тканей, волокон, образцы тканей, ножницы, альбомные листы, информационно-справочная литература.

6(2|4)

  • ознакомление со свойствами

тканей;

  • умение различать виды тканей,

усвоение понятий «лицевая», «изнаночная» сторона, «кромка», «полотняное переплетение»

3.

Виды ручных швов

Повторение ручных

швов: сметочные, копировальные, обметочные с накидом. (2ч) Подшивочные, край обметочные (6ч)

Итоговое занятие (2ч)

Рассказ с демонстрационным показом, индивидуальная беседа, упражнения на закрепление умений и навыков выполнения швов, обработки петель.

Итоговый зачет с оценкой результатов работы.

Формы работы: индивидуальная

Техническая оснащенность: образцы тканей, нитки, иглы, ножницы, утюг, наглядность.

10 (2|8)

  • закрепление знаний о видах

ручных стежков;

  • совершенствование навыков

работы с иглой;

  • умение выполнять обработку

прорезных петель, навесную петлю из тесьмы, ткани

4.

Инструменты и оборудование ВТО

Ручные иглы. Сантиметровая лента, ножницы, манекен и т.д.(2ч) Виды швейных машин.(2ч).

Влажно - тепловая обработка. Утюг.(2ч)

Информационная справка.

Работа по разъяснению терминов. Демонстрационный показ.

Беседа - викторина.

Формы работы: групповая, индивидуальная

Техническая оснащенность: иглы, ножницы, утюг, наглядность. Плакаты, таблицы

6

(2|4)

  • знание классификации

инструментов;

  • формирование общих

представление о швейном оборудовании, и оборудовании для влажно - тепловой обработки

5.

Швейная машина

Подготовка швейной машины к работе (4ч) Устройство швейной машины, машинная игла. Регуляторы, моталка.(6ч)

Рассказ с демонстрационным показом. Тесты на знание устройства швейной машины, индивидуальные беседы, упражнения на закрепление умений, приемов работы на швейной машине, устранение неполадок Итоговая викторина в игровой форме.

Формы работы: индивидуальная

Техническая оснащенность: плакаты, технологические карты, швейная машина, информационно- справочная литература, инструменты и приспособления (отвертка, иглы)

10 (2|8)

  • воспитание бережного

отношения к оборудованию;

  • развитие умений работать с

таблицами, определять простейшие неполадки в работе машины и находить способы их устранения

6

Машинные швы

Соединительные швы (2ч) Изготовление постельного белья (простыня) (6ч) Изготовление постельного белья (наволочка) (6ч) Изготовление постельного белья (пододеяльник) (6ч)

Рассказ с демонстрационным показом на образцах и изделиях, работа с технологическими картами, групповые и индивидуальные беседы, упражнения на правильность выполнения швов, машинных петель, обтачки для выреза пододеяльника, пришивание пуговиц на машине. Выставка на конкурсной основе.

Формы работы: индивидуальная

Техническая оснащенность: технологические карты, швейная машина, образцы изделий, отрезки х/б тканей, нитки, ножницы, линейка, мел

20 (4/16)

  • знание и умение выполнять

соединительные машинные швы,

знание и умение последовательно обрабатывать узлы изделий (простынь, наволочка, вырез пододеяльник)

7

Конструирование модели плечевого изделия

Сведения о конструировании и моделировании изделий.(2ч) Ассортимент швейных изделий. Пропорции тела. Снятие мерок. (2ч) Зарисовка моделей детской одежды. (2ч)

Информационная справка. Упражнения на правильность снятия мерок. Практическая работа с журналами мод.

Формы работы: индивидуальная Техническая оснащенность: бумага, лекала, линейки, сантиметр, карандаш, калькулятор

6

(2|4)

  • знание правил снятия мерок;

  • умение выполнять эскизы по

журналам мод

8

Изготовление плечевых изделий

Стиль, композиция, силуэт (4) Выбор модели, ткани, раскрой плечевого изделия (6ч). Работа с журналами. Выбор ткани раскрой. (6ч). Изготовление изделия (12ч) Обработка узлов, примерка (12ч) Подготовка ко второй примерке (8ч) Отделка изделия (6ч) Оценка готового изделия (2ч) Подготовка и организация выставки изделий (2ч)

Рассказ с демонстрационным показом. Беседа «Азбука моды». Выбор моделей, зарисовка эскизов, снятие мерок, индивидуальная консультация педагога, работа с технологическими картами, изучение особенностей и способов раскроя, закрепление умений и навыков по выполнению ручных и машинных швов, с поузловой и окончательной влажно - тепловой обработкой. Выставка на конкурсной основе. Фотосессия.

Формы работы: индивидуальная Техническая оснащенность: технологические карты, журналы с моделями детской одежды, плакаты, ткань сатин, швейная машина, нитки, иглы, выкройки основы и т.д.

52 (10|42)

  • знание правил раскроя;

  • умение выполнять узлы

обработки плечевого изделия, выполнять окончательную отделку изделия

9

Выполнение изделия (кукла)

Кукла из бабушкиного сундука (4ч) Изготовление куклы «Веснянка» (8ч) Подготовка и организация мини-выставки (4ч)

Фронтальная беседа, показ наглядного материала, компьютерная презентация, практическая работа

Формы работы: индивидуальная Техническая оснащенность: образцы кукол, технологические карты, ткань, лоскуты, тесьма, синтепон, шерстяные нити, иглы, нитки, глаза-накладки, кружево

16

(2|14)

  • знание последовательности

выполнения куклы - оберега, и куклы «Веснянка»;

  • умение их изготавливать

10

Выполнение изделий на свободную тему

Изготовление игольницы мухомор (2ч) Изготовление яблока (6ч) Изготовление яблока с червяком (6ч)

Работа по выбранной теме с индивидуальной консультацией педагога, изучение последовательности соединения, обработка деталей кроя, выполнение подставки, окончательная отделка, мини-выставка.

Формы работы: индивидуальная.

Техническая оснащенность: образцы изделий, технологические карты, шаблоны, ножницы, ткань, синтепон, иглы, нитки, проволока медная, резинка бельевая, искусственный мех белый.

14 (2|12)

  • знание последовательности выполнения «мухомора» и «яблока»;

  • умение их изготавливать

11

Вышивка

История вышивки как древний вид искусства (4ч) Создание эскиза вышивки (4ч) Вышивка швом «за иголку», «тамбурный» (6ч). Вышивка швом «косая гладь» (10ч). Подготовка и организация мини-выставки выполненных образцов (2ч)

Вступительная беседа, компьютерная презентация, Работа с журналами, готовыми схемами. Выполнение простейших упражнений по технике вышивке, выполнение индивидуальной творческой работы. Подготовка к мини-выставке.

Формы работы: индивидуальная Техническая оснащенность: канва, мулине, пяльцы, тесьма, схемы вышивок, ножницы, игла, нитки, наперсток, сантиметровая лента, книги, журналы, альбомы, буклеты.

26 (4|22)

  • знание технологической

последовательности работы;

  • умение качественно выполнять

работу; различать виды вышивки; оформлять свои изделия; анализировать свою работу

12

Изготовление сарафана, комплекта для лета.

Технология, моделирование по основной выкройке (2ч) Моделирование, адаптация журнальных выкроек.(6ч) Разработка авторской модели (6ч) Изготовление лекал (6ч) Раскрой и пошив изделия(6ч) Изготовление и отделка изделия (8ч) Организация мини-показа (2ч)

Рассказ с демонстрационным показом. Выбор моделей, зарисовка эскизов, снятие мерок, индивидуальная консультация педагога, работа с технологическими картами, изучение особенностей и способов раскроя, закрепление умений и навыков по выполнению ручных и машинных швов, с поузловой и окончательной влажно - тепловой обработкой. Выставка на конкурсной основе.

Формы работы: индивидуальная Техническая оснащенность: технологические карты, ткань, тесьма, отделочные материалы

36 (6|30)

  • закрепление знаний правил

раскроя и умения выполнять узлы обработки плечевого изделия, выполнять окончательную отделку изделия

13

Воспитательная работа по плану ЦВР, объединения

Праздник Новый год (2ч.)

Беседа «Модные тенденции» (2ч.)

Беседа «Правила общения» (2ч.)

Беседа «Осторожно, дорога» (2ч.)

Конкурс «А ну-ка девочки» (2ч.)

Сплочение коллектива воспитанников, привлечение воспитателей, родителей, оформление содержания мероприятий, фотоматериал

10

(2|8)

  • этот блок способствует

развитию творческих способностей, формированию творческого воображения и художественного вкуса, стремление к самосовершенствованию

14

Итоговое занятие

Итоговое занятие

Тестирование воспитанников, выполнение практических заданий согласно диагностическому инструментарию, разработанному на текущий учебный год, предоставление выполненных детских творческих работ в течение года, оформление протокола аттестационного занятия

2 (1/1)

  • открытый показ уровня

освоения программы, соответствие ЗУН требованиям программы

ИТОГО

216 (42/174)



УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

3 - год обучения


п/п

Раздел, тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

Введение

2

1

1

2.

Материаловедение

6

2

4

3

Швейная машина

10

2

8

3.1

Техника безопасности. Неполадки в работе швейной машине

4

1

3

3.2

Специальные приспособления. Чистка смазка уход за швейной машиной.

6

1

5

4

Машинные швы

10

2

8

4.1.

Краевые швы (обтачные, окантовочные, вподгибку)

4

1

3

4.2

Отделочные швы (рельефные)

6

1

5

5.

История возникновения вышивки. Виды вышивки. Композиция, оттенки цвет

24

6

18

5.1

История вышивки как древний вид искусства

6

2

4

5.2

Вышивка «прямыми» стежками

6

2

4

5.3

Вышивка крестом

10

2

8

5.4

Уход за вышитыми изделиями

2

-

2

6.

Изготовление кукол

26

5

21

6.1

Изготовление русской народной игрушки

2

1

1

6.2

Изготовление куклы «Оберег»

8

2

6

6.3

Изготовление куклы-сувенира «Веснянки»

12

2

10

7.

Конструирование детской одежды Поясные изделия

72

14

58

7.1

Современные поясные изделия

2

1

1

7.2

Правила снятия мерок. Прибавки к меркам на свободу облегания.

4

1

3

7.3

Выбор модели поясного изделия (юбка - клинка, солнце, полусолнце, одношовная)

6

2

4

7.4

Построение основы чертежа юбки в натуральную величину

6

2

4

7.5

Способы моделирования юбки

6

2

4

7.6

Юбка - клинка

6

1

5

7.7

Юбка солнце, полусолнце

4

1

3

7.8

Подготовка выкройки к раскрою.

4

-

4

7.9

Юбка «годэ», воланы, подрезы

8

2

6

7.10

Раскрой изделия

6

-

6

7.11

Пошив изделия, выполнение застежки

«молния»

16

2

14

7.12

ВТО, отделка изделия, организация мини-выставки

4

-

4

8.

Выполнения изделия на свободную тему с использованием техники «вышивка»

54

6

48

8.1.

Разработка собственных композиций изделия

8

2

6

8.2

Подбор ткани, цветовых сочетаний нитей

6

1

5

8.3

Выполнение изделия в материале

34

2

32

8.4

Окончательная обработка изделия, подготовка к выставке

6

1

5

9.

Воспитательная работа. Участие в мероприятиях Центра.

6

-

6

10.

Организация и проведение итоговой выставки

4

-

4

11.

Итоговое занятие

2

1

1

ИТОГО

216

39

177































СОДЕРЖАНИЕ 3 ГОДА ОБУЧЕНИЯ

№ п/п

Название раздела

Темы

Описание раздела

Часы

Прогнозируемые результаты

1.

Введение

Золушка-мастерица

Итоги за прошлый учебный год. Краткая программа курса. Знакомство коллектива с планами на предстоящий год, корректировка. Правила безопасности труда. Профессии, связанные со швейным производством. Демонстрация изделий выполненных воспитанниками объединения.

Формы работы: групповая

Техническая оснащенность: музыкальный центр, игровой инвентарь, инструкционные карты, детские выставочные работы, рабочая тетрадь

2(1/1)

  • знание правил поведения в

мастерской, повторение и закрепление знаний по технике безопасности и пожарной безопасности;

  • профессиональная ориентация,

формирование коммуникативной компетенции

2.

Материаловедение

Краткие сведения о волокнах животного происхождения ткани (2ч) Свойства шерстяных и шелковых тканей (2ч) Окраска тканей (2ч)

Информационная справка. Составление индивидуальных коллекций. Упражнения на закрепление навыков определения видов тканей по их свойствам.

Формы работы: групповая, индивидуальная

Техническая оснащенность: коллекция волокон, коллекция тканей, спиртовка, рабочая тетрадь

6

(2/4)

  • ознакомление со свойствами

шерстяных и шелковых тканей

3

Швейная машина

Техника безопасности Неполадки в работе швейной машины (4ч). Специальные приспособления. Чистка смазка, уход за швейной машиной (6ч)

Рассказ с демонстрационным показом, индивидуальная беседа, упражнения на закрепление умений и навыков по устранению неполадок (плохая строчка, пропуск стежков, плохое продвижение ткани, поломка иглы, обрыв верхней и нижней ниток). Работа с технологическими картами. Безопасные приемы работы. Итоговый зачет с оценкой результатов работы.

Формы работы: индивидуальная

Техническая оснащенность: швейная машина, набор приспособлений для швейной машины, технологические карты, плакаты

10

(2/8)

  • закрепление знаний по ТБ;

  • умение самостоятельно настроить

машину, устранять основные неполадки в работе машины;

  • знание правил обслуживания

машины и ухода за ней.

4

Машинные швы

Краевые швы (обтачные, окантовочные, вподгибку) (4ч) Отделочные (рельефные) (6ч)

Рассказ с демонстрационным показом на образцах и изделиях,

работа с технологическими картами, стендовая информация о видах машинных швов, альбом с образцами машинных швов, групповые и индивидуальные беседы, упражнения на правильность выполнения швов.

Формы работы: индивидуальная

Техническая оснащенность: швейная машина, отрезки ткани, мел, технологические таблицы, линейка, швейные нитки, простые карандаши

10

(2/8)

  • знание и умение выполнять

краевые швы (обтачные, окантовочные, вподгибку), отделочные (рельефные) и применять их в изделиях.

5

История возникновения вышивки. Виды вышивки. Композиция, оттенки цвет

История вышивки как древний вид искусства(6ч). Вышивка «прямыми» швами (6ч). Шов крест (10ч). Уход за вышитыми изделиями (2ч)

Беседа, показ образцов изделий, выполненных обучающимися, индивидуальные беседы. Выбор и перевод рисунка на ткань. Упражнения по вышивке прямыми швами по контуру рисунка. Совершенствование техники вышивки «крест», выполнение более сложных упражнений.

Знакомство с правилами ухода за вышитым изделием. Итоговая викторина.

Формы работы: индивидуальная

Техническая оснащенность: канва, иглы для вышивки, мулине, подборка эскизов, утюг, жидкость для накрахмаливания.

24

(6/18)

  • умение выполнять швы: прямой,

крест, переносить рисунок на ткань

  • формирование социальной

трудовой компетенции


6

Изготовление кукол

Изготовление русской народной игрушки(2ч). Изготовление куклы «Оберег» (8ч). Изготовление куклы-сувенира «Веснянки» (12ч).

Информационная справка. Работа с иллюстрациями и зарисовками. Использование готовых элементов орнаментов, работа с технологическими картами. Мини-выставка. Подготовка рекламы изделия (кукла).

Формы работы: индивидуальная Техническая оснащенность: образцы кукол, технологические карты, ткань, лоскуты, тесьма, синтепон, шерстяные нити, иглы, нитки, глаза-накладки, кружево.

26

(5/21)

  • умение изготавливать куклу-

оберег, куклу - «сувенир» Веснянка, применять различные технологии при изготовлении;

  • воспитание умения видеть

красоту родного края;

  • формирование ценностно-

смысловой компетенции

7

Конструирование детской одежды. Поясные изделия

Современные поясные изделия (2ч). Правила снятия мерок. Прибавки к меркам на свободу облегания (4ч). Выбор модели поясного изделия (юбка-клинка, солнце, полусолнце, одношовная) (6ч). Построение основы чертежа юбки в натуральную величину (6ч). Способы моделирования юбки (6ч). Юбка-клинка (6ч)

Юбка-солнце, полусолнце (4ч). Подготовка выкройки к раскрою (4ч). Юбка-годэ, воланы, подрезы (8ч). Раскрой изделия (6ч). Пошив изделия, выполнение застежки молния (16ч). ВТО, отделка изделия. Организация мини-выставки (4ч)

Рассказ с демонстрационным показом. Выбор моделей, зарисовка эскизов, снятие мерок, индивидуальной консультацией педагога, работа с технологическими картами, особенности и способы раскроя. Закрепление умений и навыков по выполнению ручных и машинных швов, с поузловой и окончательной влажно - тепловой обработкой, проведение примерок, внесение исправлений.

Мини-выставка на конкурсной основе, фотосессия.

Формы работы: индивидуальная

Техническая оснащенность: швейная машина, швейные нитки, ткань плательная, шерсть с лавсаном, бумага для выкроек, технологические карты, утюг.

72

(14/58)

  • умение применять знания о

способах конструирования и моделирования основы юбки (клинка, солнце, полусолнце, одношовная).

  • умение выполнять изделие юбка

по выбору, соблюдая технологическую последовательность обработки, ВТО;

  • оценивать качество пошива

модели на себя;

  • формирование социальной

трудовой компетенции

8

Выполнение изделия на свободную тему с использованием техники «вышивка»

Разработка собственных композиций изделия(8ч) Подбор ткани, цветовых сочетаний нитей (6ч) Выполнение изделия в материале (34ч) Окончательная обработка изделия, подготовка к выставке(6ч)

Беседа, демонстрационный показ, использование проектных форм работы. Выбор темы изделия, подготовка эскиза, составление композиции с учетом правил композиции, и сочетания цветов, перевод рисунка на ткань, свободная вышивка по рисованному контуру, декорирование изделия, оформление в рамку, реклама изделия, оформление выставки, подготовка работы к участию в дальнейших конкурсах.

Формы работы: индивидуальная

Техническая оснащенность: канва, иглы для вышивки, мулине, подборка эскизов, утюг, жидкость для накрахмаливания.

54(6/48)

  • уметь выполнять изделие на

свободную тему в технике «вышивка», подготовить работу к участию в конкурсе;

  • формирование социальной

трудовой компетенции, формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств

9

Воспитательная работа. Участие в мероприятиях Центра

Праздник Новый год (2ч.)

Беседа «Модные тенденции» (2ч.)

Конкурсно- развлекательное «Пришла Весна» (2ч.)

Сплочение коллектива воспитанников, привлечение воспитателей, родителей, оформление содержания мероприятий, фотоматериал

6

(0/6)

  • этот блок способствует развитию

творческих способностей, формированию творческого воображения и художественного вкуса, стремлению к самосовершенствованию

10

Организация и проведение итоговой выставки

Итоговая выставка

Отбор работ для участия в выставке. Окончательное декорирование, оформление изделий, оформление паспорта работы, паспорта выставки. Организация и составление композиции выставки. Рефлексия.

4(0/4)

  • умение подготовить работу к

выставке, участию в конкурсе, формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств

11

Итоговое занятие

Итоговое занятие

Тестирование воспитанников, выполнение практических заданий согласно диагностическому инструментарию, разработанному на текущий учебный год, предоставление выполненных детских творческих работ в течение года, оформление протокола аттестационного занятия

2 (1/1)

  • открытый показ уровня освоения

программы, соответствие ЗУН требованиям программы

ИТОГО

216 (39/

177)














УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

4 - год обучения

п/п

Раздел, тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

Введение

2

1

1

2.

Швейная машина

10

2

8

2.1

Неполадки в работе швейной машины. Подготовка швейной машины к работе

4

2

2

2.2

Способ устранения неполадок, регулировка

6

-

6

3.

Основные способы моделирования

12

4

8

3.1

Моделирование по основе: юбка, лиф. Параллельное и коническое расширение

6

2

4

3.2

Моделирование путем переноса вытачек

6

2

4

4.

Авторская модель

70

14

56

4.1

Алгоритмы шитья

4

2

2

4.2

Разработка и выполнение оригинальных моделей

6

2

4

4.3

Технология раскроя и пошива

6

2

4

4.4

Работа с выкройками и журналами мод

6

2

4

4.5

Построение выкройки с помощью готовых лекал

6

2

4

4.6

Построение основы швейных изделий (модель на выбор)

6

2

4

4.7

Раскрой изделия

6

2

4

4.8

Подготовка изделия к примерке и проведение примерки

6

-

6

4.10

Подгонка по фигуре

2

-

2

4.11

Пошив изделия. Подготовка ко второй примерке

12

-

12

4.12

Окончательная обработка изделия. Оценка его качества. Организация фотосессия, создание видеоряда

6

-

6

5.

Вышивка

36

10

26

5.1

История возникновения вышивки

2

1

1

5.2

Классификация вышивки

2

1

1

5.3

Основы построения композиции в вышивке

4

2

2

5.4

Цветовые сочетания, оттенки

6

2

4

5.5

Подготовка к вышивке

6

2

4

5.6

Технология счетной вышивки

6

2

4

5.7

Выполнение вышивки «мережка», «крест»

10

-

10

6.

Христианские мотивы в декоративно прикладном творчестве. Выполнение изделий

76

8

68

6.1

Христианские мотивы в вышитых работах

2

1

1

6.2.

Выбор темы изделия «панно»

4

1

3

6.3

Составление эскиза, подбор цветовых сочетаний

6

1

5

6.4.

Перевод сетки на ткань

2

-

2

6.4

Выполнение изделия «панно» в материале

22

2

20

6.5

Отделка края вышитого изделия

6

-

6

6.6.

Влажно тепловая обработка, декорирование

6

-

6

6.7

Организация и подготовка мини-выставки

4

-

4

6.8.

Выбор темы изделия «салфетка». Выбор рисунка, подбор ниток, перевод рисунка на ткань

4

1

5

6.9

Выполнение изделия в материале

10

1

9

6.10

Отделка края вышитого изделия

6

1

5

Подготовка работы к выставке

4

-

4

7.

Воспитательная работа. Участие в мероприятиях Центра

4

-

4

8

Подготовка и организация итоговой выставки

4

-

4

9.

Итоговое занятие

2

1

1

ИТОГО

216

40

176

СОДЕРЖАНИЕ 4 ГОДА ОБУЧЕНИЯ

№ п/п

Название раздела

Темы

Описание раздела

Часы

Прогнозируемые результаты

1.

Введение

Золушка получает приглашение на бал!

Итоги за прошлый учебный год. Знакомство коллектива с планами на предстоящий год, корректировка. Правила безопасности труда. Демонстрация изделий выполненных воспитанниками объединения. Тестирование по профориентации, видеоинформации.

Формы работы: групповая

Техническая оснащенность: компьютер, тесты, детские выставочные работы, рабочая тетрадь

2(1/1)

  • формирование установки на

безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям

2.

Швейная машина

Неполадки в работе швейной машины. Подготовка швейной машины к работе (4ч). Способ устранения неполадок, регулировка (6ч)

Рассказ с демонстрационным показом, индивидуальная беседа, упражнения на закрепление умений и навыков по устранению неполадок (петляние снизу и сверху, повышенный нагрев челнока, косые стежки, отсутствие подачи смазки). Работа с технологическими картами. Безопасные приемы работы. Итоговый зачет с оценкой результатов работы.

Формы работы: индивидуальная

Техническая оснащенность: швейная машина, набор приспособлений для швейной машины, технологические карты, плакаты

10

(2/8)

  • закрепление знаний по ТБ,

правила обслуживания машины и ухода за ней

  • умение самостоятельно настроить

машину, устранять основные неполадки в работе машины

3

Основные способы моделирования

Моделирование по основе: юбка, лиф. Параллельные и конические, расширенные (6ч) Моделирование путем переноса вытачек (6ч)

Беседа, рассказ о видах юбок, лифов. Изучение построения различных видов юбок, лифов. Рисование эскизов, выбор модели, выбор ткани. Упражнения по переносу вытачек на бумаге, работа с манекеном с использованием ткани.

Формы работы: индивидуальная

Техническая оснащенность: бумага, лекала, выкройки, манекен, карандаш, английские иголки, ткань

12

(4/8)

  • знание способов моделирования

изделия;

  • освоение способов решения

проблем творческого и поискового характера, использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач

4





Авторская модель

Алгоритмы шитья(4ч) Разработка и выполнение оригинальных моделей (6ч) Технология раскроя и пошива(6ч) Работа с выкройками и журналами мод (6ч) Построение выкройки с помощью готовых лекал(6ч) Построение основы швейных изделий (модель на выбор) (6ч) Раскрой изделия(6ч) Подготовка изделия к примерке и проведение примерки (6ч) Подгонка по фигуре(2ч) Пошив изделия. Подготовка ко второй примерке(12ч). Окончательная обработка изделия. Оценка его качества. Организация фотосессия, создание видеоряда (6ч)

Беседа. Работа с журналами мод. Выбор моделей, зарисовка эскизов, снятие мерок, индивидуальная консультация педагога, работа с технологическими картами, особенности и способы раскроя; закрепление умений и навыков по выполнению ручных и машинных швов, с поузловой и окончательной влажно - тепловой обработкой, проведение примерок, внесение исправлений.

Выставка на конкурсной основе, подготовка моделей к показу, создание видеоряда (по возможности выступление на подиуме).

Формы работы: групповая, индивидуальная

Техническая оснащенность: ткань, выкройки, швейная машины, технологические карты, сантиметровая лента, манекен, ватман, карандаши, маркер, иглы, швейные нитки, журналы мод, компьютер, фотоаппарат, видеокамера.

70

(14/56)

  • умение выполнять модель по

  • выбору, соблюдая

технологическую последовательность обработки, ВТО;

  • оценивать качество пошива

модели на себя;

  • формирование социальной

трудовой компетенции;

  • использование приобретенных

знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач)

5

Вышивка

История вышивки (2ч). Классификация вышивки (2ч).Основы построения композиции в вышивке (4ч).Цветовые сочетания оттенки (6 ч)Подготовка к вышивке (6ч)Технология счетной вышивки. Выполнение вышивки «мережка», «крест» (10)

Беседа, показ образцов изделий, выполненных обучающимися, индивидуальные беседы. Выбор и перевод рисунка на ткань. Упражнения по вышивке. Совершенствование техники вышивки «крест», «мережка» выполнение более сложных упражнений.

Уход за вышитыми изделиями. Итоговая викторина.

Формы работы: индивидуальная

Техническая оснащенность: канва, иглы для вышивки, мулине, подборка эскизов, утюг, жидкость для накрахмаливания.

24

(6/18)

  • умение выполнять швы: мережка,

крест;

  • умение оформлять готовое

изделие;

  • формирование социальной

трудовой компетенции


6

Христианские мотивы в декоративно прикладном творчестве

Христианские мотивы в вышитых работах(2ч) Выбор темы изделия «панно» (4ч) Составление эскиза, подбор цветовых сочетаний(6ч) Перевод сетки на ткань (2ч) Выполнение изделия «панно» в материале (22ч) Отделка края вышитого изделия (6ч) Влажно тепловая обработка, декорирование (6ч) Организация и подготовка мини-выставки (4ч) Выбор темы изделия «салфетка». Выбор рисунка, подбор ниток, перевод рисунка на ткань(4ч) Выполнение изделия в материале(10ч) Отделка края вышитого изделия(6ч) Подготовка работы к выставке(4ч)

Беседа. Индивидуальные консультации педагога. Работа со схемами, выбор ткани, подбор цветовых сочетаний. Выполнение вышивки в материале техниках (гладь, крест), выполнение отделочных швов (по контуру, по схеме). Выполнение влажно-тепловой обработки, накрахмаливание, оформление в рамку, подготовка паспорта работы.

Формы работы: индивидуальная

Техническая оснащенность: ткань, схемы для вышивки, учебно-методическая литература, цветной принтер,

76

(8/68)

  • владение навыками выполнения

вышивки в технике гладь, крест;

  • умение читать схемы, подготовить

работу к выставке;

  • использование приобретенных

знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач)

7

Воспитательная работа. Участие в мероприятиях Центра

Игровая программа «С новым годом» (2ч.)

Конкурс «Весенний марафон» (2ч.)

Сплочение коллектива воспитанников, привлечение воспитателей, родителей, оформление содержания мероприятий, фотоматериал

4

(0/4)

  • этот блок способствует развитию

творческих способностей, формированию творческого воображения и художественного вкуса, стремлению к самосовершенствованию.

8

Организация и проведение итоговой выставки

Итоговая выставка

Отбор работ для участия в выставке. Окончательное декорирование, оформление изделий, оформление паспорта работы, паспорта выставки. Организация и составление композиции выставки. Рефлексия.

4(0/4)

  • умение подготовить работу к

выставке, участию в конкурсе;

  • формирование эстетических

потребностей, ценностей и чувств

9

Итоговое занятие

Итоговое занятие

Подготовка изделия к примерке и проведение примерки

2 (1/1)

  • открытый показ уровня освоения

программы, соответствие ЗУН требованиям программы

ИТОГО

216 (40/

176)
















МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ



На протяжении всего курса обучения состав воспитанников постоянный. В основу обучения положена технология мастерских. Мастерская - нетрадиционный способ организации деятельности обучающихся в составе малых групп при участии педагога - мастера, инициирующего поисковый, творческий характер деятельности обучающихся. Кроме сообщения и освоения информации, детям передаются способы работы в создании произведений прикладного творчества. В мастерской предоставляется возможность каждому продвигаться своим индивидуальным образовательным маршрутом, знания в мастерских не даются, а извлекаются в процессе практической деятельности. Занятия носят групповой характер. Учебная группа делится на микрогруппы по возрасту и степени обученности. Работа в малых группах позволяет использовать уникальные способности каждого ребенка, дает ему возможность самореализоваться. Мастерская часто начинается с актуализации знаний каждого обучающегося по предложенному заданию, которые затем обогащаются занятиями товарищей по группе. Подводятся итоги обсуждения задания в каждой микрогруппе, делаются корректировки и выбор своего решения задания, так как внутри каждого задания ребенок абсолютно свободен. Показавшие высокий уровень достижений и результатов на первой ступени обучения и в начале второй ступени, одаренные дети обучаются по индивидуальному плану.

В мастерских изготовление изделий строится на основе технологических карт, которые различаются по уровню сложности. Мастерская дает ребенку творческий опыт дерзновения. Педагог - мастер для обучающегося является консультантом и советником, помогающим организовать работу, осмыслить его продвижение. Действия педагога - мастера должны быть направлены на создание атмосферы творчества.

Программа предполагает привлечение воспитателей к ряду занятий.

Это походы в музеи и на выставки, праздники, итоговые занятия. Важную роль в жизни ребенка играет коллектив единомышленников, который складывается на основе общих склонностей, интересов и добровольного пребывания в нем.

В реализации программы параллельно с обучением идет процесс воспитания. Основу воспитательной работы составляет культуро - воспитывающая технология. Осваивая богатство мировой и художественной национальной культуры, возможно воспитать личность, стремящуюся к самоактуализации и обладающую чувством социальной ответственности, умеющую использовать и ценить нравственные и материальные богатства общества и способствующую его духовному обогащению.

В работе педагога используются психолого-педагогические методики для диагностики детей: опросник для определения наклонностей обучающихся, диагностический тест «Способности», методика изучения личностных особенностей, методика «Мотивы учебной деятельности», профориентационные диагностики и др. Содержание программы «Золушка» включает в себя, помимо технологических навыков, приобщение детей к ценностям общечеловеческой культуры.

Таким образом, прикладное творчество обретает духовность и становится элементом воспитания детей.

В течение учебного года проводятся вечера общения, конкурсные программы, беседы, экскурсии. Ведь «… праздники есть часть воспитания, формирующего эмоциональную природу человека, очень важную для социальной жизни…» (Аристотель).

Обязательным является участие в и конкурсах выставках декоративно-прикладного творчества, дизайна, создание творческих проектов.

Наряду с решением образовательных задач, уделяется внимание формированию навыков здорового образа жизни.

Источники утомляемости в современной среде

Способы защиты

Фактор закрытых помещений. Возрастающее воздействие жестких форм излучений

Зонирование в кабинете. Растения. Цветотерапия. Отдых глаз на зеленом цвете через каждые 20 мин. Взгляд в даль. Зрительно-сигнальные сюжеты - развешенные по стенам художественные работы

Гиподинамия

Через 15-20 мин детям необходимо менять позы.

Физкультпаузы через 20 мин.

Информационно-психогенные факты

Использование методики Сытина о восприятии каждого пятого слова:

«В меня вливается божественная СИЛА»

«Я хочу быть более ЗДОРОВЫМ».

Борьба с упрощением и уродством русского языка, т.к. слова и мысли имеют волновую структуру. Хорошая музыка

К программе прилагается большое количество дидактического и наглядного материала, альбомы образцов, выставки готовых изделий, лекала, наборы профессиональных выкроек.

Предусматривается обязательное проведение занятий по технике безопасности на рабочем месте. Дважды в год проводится инструктаж по работе с колюще-режущими инструментами, утюгом, клеящими материалами.

Основными формами организации образовательного процесса являются индивидуальная, фронтальная, групповая.

Индивидуальная форма предполагает самостоятельную работу обучающихся; оказание такой помощи каждому из них со стороны педагога, которая позволяет, не уменьшая активности ученика, содействовать выработке навыков самостоятельной работы.

Фронтальная форма предусматривает подачу учебного материала всему коллективу обучающихся.

Групповая форма работы ориентирует учащихся на создание так называемых «творческих пар». Групповая работа позволяет выполнять наиболее сложные и масштабные работы. Групповая форма помогает ощутить помощь со стороны друг друга, учитывая возможности каждого.

Для поддержания интереса и творческой активности детей используются специальные методы:

- эмоциональные: поощрение, порицание, учебно-познавательная игра, свободный выбор заданий;

- познавательные: познавательный интерес, побуждение к поиску альтернативных решений, выполнение творческих заданий, развивающая кооперация

- волевые: предъявление учебных требований, самооценка деятельности и коррекция;

- социальные: развитие желания быть полезным, создание ситуации взаимопомощи, поиск контактов и сотрудничества, взаимопроверка, заинтересованность в результатах.

Основными формами занятий являются:

- типовое занятие (комбинированное) - сочетающее в себе объяснение и практическое упражнение;

- практическая работа (изготовление поделок, одежды, предметов интерьера и т.д.);

- творческая мастерская;

- индивидуальное занятие;

- экскурсия;

- ярмарка.

Оценка эффективность программы

Эффективность процесса обучения отслеживается в системе разнообразных срезов и форм аттестаций:

а) входного контроля (тесты, опрос);

б) промежуточной аттестации (мини-выставки обязательных работ по пройденным темам с коллективным обсуждением и самооценкой, участие в образовательных работ по пройденным темам с коллективным обсуждением и самооценкой, участие в обязательных творческих конкурсах);

в) итоговой аттестации (защита проектов, личные выставки, рефераты о традициях в современном дизайне).

Результаты деятельности обучающихся заносятся в творческие книжки (самооценка деятельности).

Эффективность оценивается по сформированности духовно-нравственных качеств личности, высокому уровню мотивации обучающихся к художественному творчеству, по уровню развития творческих способностей, по активности участия в выставках, конкурсах, фестивалях, массовых мероприятиях, по стилю работы и профессиональному самоопределению детей.

Дипломы и награды являются стимулирующим компонентом в обучении детей и подвигают многих из них продолжать профессиональное обучение в специализированных учреждениях: художественных школах, училищах, колледжах и факультетах вузов.



УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ

Для реализации описанной модели обучения в объединении «Мастерская «Золушка»» требуется

соответствующей материально - технической базы:

1. Учебный кабинет для проведения теоретических и практических занятий

2.Помещение должно соответствовать санитарно - гигиеническим нормам, его площадь не менее 40-45 кв. м.

3.Хорошее естественное освещение дополнено потолочными светильниками дневного света, равномерно не создавая тени.

4.Температурный режим 20- 22 С. Хорошая вентиляция.

5.Окраска помещения не утомляет детей, занавески, и цветы не затемняют окна.

6.Стол учебный, винтовые стулья (для регулировки под рост ребенка).

7.Шкафы и полки для хранения документации, методической литературы, пособий, материалов и инструментов.

8.Примерочная с настенными зеркалами.

9.Демонстрационная доска.

10.Кронштейн на колесах.

11.Журналы мод и учебно - справочная литература.

12.Стенды с рабочими таблицами и образцами видов обработки изделий, для оформления готовых изделий.

13.Инструменты и приспособления: линейки, сантиметровые ленты, ножницы для ткани, ножницы для бумаги, бумага ватман, простые и цветные карандаши, иглы, булавки, ножи- лезвия для распаривания, лекала, чертежи основ, выкройки, схемы, трафареты.

14.Материалы: ткань - разная, ассортимент ниток разных цветов.

15.Аптечка для оказания первой медицинской помощи.

16.Технические средства обучения: телевизор, музыкальный центр, компьютер, принтер, ксерокс, фотоаппарат, видеокамера, швейная машина - 7 штук, оверлок - четырех ниточный, утюг, гладильная доска, манекен- 2 штуки, настольные светильники.

Для реализации программы также необходима и финансовая поддержка спонсоров.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПЕДАГОГА:

  1. Молотобарова. О.С. Учите детей вышивать: Учеб. Пособие для студ. Учреждений сред. Проф. Образования / О.С. Молотобарова. - М.: Влада-с, 2003. - 192 с.- 16 с.

  2. Невдахина, З.И., Текстильный дизайн. Программа студии «Почерк» По программе дополнительное образование детей: сборник авторских программ / ред.- сост. З.И. Невдахина. - Вып. 3. - М.: Народное образование, 2007. - 416 с.

  3. Савастицкий, Н.А. Материаловедение швейного производства: Учеб. Пособие для сред. Образования / Н. А. Савастицкий, Э. К. Амирова. - 2-е изд., стер. - М.: Академия; Мастерство, 2002. - 240 с.

  4. Синица, Н.В. Технология: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений (вариант для девочек) О.В. Табурчак, В.Д. Симоненко - М.: Вентана-Графф, 2006. -176 с.

  5. Соколова, В. А. Программа по трудовому обучению девочек. 5-9 классы / В. А. Соколова -М. : Дрофа. 2011. - 77 с.

  6. Суворова, О.В. Швейное оборудование / О.В. Суворова - Ростов-на-Дону: Факел, 2000. - 352 с.

  7. Труханова, А.Т. Технология женской и детской легкой одежды: - 3-е издание/ А.Т. Труханова - М.: Высшая Школа «Академия», 2001. - 416 с.

  8. Франц, В.Я. Оборудование швейного производства:/ В.Я. Франц - М.: Академия, 2002. - 448 с.

  9. Эйткин Лайла Практика шитья:/Пер. с англ. Заремы Зарифовой/ Лайла Эйткин. - М.: Аквариум, 1996. - 400 с.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ДЕТЕЙ:


  1. Банакина, Л.В. Лоскутное шитье из полос: Техника. Приемы. Изделия / Л.В. Банакина. - М: АСТ-ПРЕС КНИГА, 2010. - 80 с.

  2. Деревянко, Т. А. Вышивка. Пять популярных техник / Т.А. Деревянко. - М.: АСТ - Пресс-книга, 2011. - 80 с.

  3. Крупская, Ю.В. Технология: Учебник для учащихся общеобразовательной школы / Ю.В. Крупская, Н.И. Кизеева. - М.: Вентана- Графф, 2002. - 256 с.

  4. Мельник, В.Н. Виды швов. Уроки вышивки /, В.Н. Мельник, С.В. Коваленко. -М.: Эксмо, 2008. - 64 с.

  5. Симоненко, В.Д. Технология / В.Д. Симоненко, Ю.В. Крупская.- М.: Вента-Графф, 2002. -240 с.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

  1. Работнова, И.П. Художественная вышивка / И.П. Работнова. М.: Просвещение, 2000. - 126 с.

  2. Сотникова, Н. Г. Вышиваем вместе с детьми / Н.Г. Сотникова. - М.: Эксмо, 2007. - 132 с.



Приложение

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ТЕРМИНЫ

Баска - пришивной волан к линии талии в лёгких жакетах.

Блузон -куртка, замкнутая по низу на резинку, кулису, пояс

Борт - отлетная часть полочки плечевого изделия, обработанная для застежки.

Буфы - групповые сборки(закрепленные на отдельных участках конструкции)

Выкройка - чертеж деталей изделия, выполненный в натуральную величину, без припусков на швы.

Вытачки - стачанный участок ткани в изделии, служащий для создания объемной формы детали.

Годе - форма юбки, облегающей бедра, с резким расширением клиньев книзу

Горловина - вырез для шеи на выкройке полочки и спинки

Декоративные линии - линии рельефов, складок, карманов, различных отделок( защипы, сборки, мережки)

Драпировка - свободно лежащие и падающие складки различного характера с последующим закреплением

Защипы - многочисленные мелкие, близко отстроченные одна от другой складочки или вытачки, могут быть застрочены по всей длине или частично

Кант - участок детали изделия от линии перегиба до строчки в обтачном шве.

Кардиган - жакет без воротника с осторугольным срезом бортов.

Кокетка - верхняя отрезная часть деталей изделия (полочки, спинки, юбки, брюк), которая служит отделкой.

Коллекция - серия моделей различного назначения, построенная на основе единого образного решения, стиля, конструкции, базовой формы и структуры материалов

Композиция -связывание всех элементов одежды в единое целое

Конструктивные линии - это линии основных швов

Конструкция - строение изделия, представление комплектом деталей на чертеже с указанием их размеров, способов обработки и мест сопряжения

Кулиса - полоска ткани, тесьмы, пристрачиваемая на изделие для вшивания пояса или эластичной тесьмы

Лацкан - отогнутая верхняя часть борта

Лиф - верхняя часть женской плечевой одежды

Мерки -расстояние между определенными точками фигуры, измерения основных раз меров тела человека

Модель- новый по виду, форме и материалу образец

Оборки - различной длины и ширины полоски материи, выкроенные по прямой

Обтачка - деталь для обработки выреза, разреза, выкроенная по форме обрабатываемого участка.

Окат - верхняя закругленная часть рукава, втачанная в пройму

Отлет - обработанный край детали: воротника, манжета, волана

Паты - декоративные детали ах, карманах в виде полосок разной формы.

Плечевая одежда - одежда, которая располагается на плечевом поясе фигуры

Подборт - деталь изделия, предназначенная для обработки борта, выкроенная по его форме

Полочка - половина передней части лифа изделия

Полузанос- припуск к ширине переда от линии его середины захода одной детали на другую при выполнении застежки.

Пройма - вырез для руки на выкройках спинки и полочки

Силуэт - внешнее очертание предмета

Спинка- половина задней части лифа изделия

Срезы - контуры выкроенных деталей

Точка уступа - точка начала втачивания воротника в горловину

Фасон - в изделиях определяется формой деталей, линиями, отделками

Хлястик - декоративная деталь, применяющаяся вместо пояса на спинке изделия для придания ему большей приталенности

Шлевка - деталь в форме узкой полоски, применяется для поддержания пояса, погонов, пат, хлястика

Шлица - разрез в нижней части изделия, рукава, обработанный припуском ткани

Эскиз - плоскостное изображение, воплощение на бумаге замыслов художника.



2


© 2010-2022