Планирование внеурочной деятельности учащихся по теме: Краеведение. Часть 1

Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Муниципальное общеобразовательное учреждение

Лянторская средняя общеобразовательная школа №3»

Программа по внеурочной деятельности

«Краеведение»

Планирование внеурочной деятельности учащихся по теме: Краеведение. Часть 1

Автор составитель:


Нестерова Ираида Ивановна- учитель начальных классов



Пояснительная записка

Экологические проблемы, ставшие сегодня глобальными, затрагивают интересы каждого человека, так как Земля- наш общий дом. Их решение в первую очередь зависит от уровня сознания людей, поскольку именно человек несет ответственность за все живое на Земле.

Формирование у ребенка культуры сознания, культуры мышления, «экологической совести» является в наши дни насущной задачей экологического воспитания и образования. Для выполнения этой задачи необходимо дать ребенку определенные знания о природе, о взаимосвязях в ней, научить видеть её красоту и бережно, с любовью относиться ко всему живому.

Содержание программы «Краеведение» основывается на региональных программах: «Экология для младших школьников» под редакцией Г.Н.Гребенюк и программы «Мы- дети природы» под редакцией Л.А. Пимановой.

Само название «Краеведение» свидетельствует об интегрированном подходе к изучению своего края, включает сведения из таких областей знаний, как география, история, биология, экология, этнография.

Чтобы определить приоритетные направления духовно-нравственного развития первоклассников в 2011 году МОУ «Лянторская СОШ №3» было проведено анкетирование родителей. В результате были определены приоритетные направления внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, ….

На основе этого, в соответствии с требованиями федерального образовательного стандарта начального общего образования на 2011 года, была разработана рабочая программа внеурочной деятельности «Краеведение».

Цель: создание условий для формирования у детей экологического мировоззрения.

Задачи:

-Донести в доступной форме до детей идею об единстве всего живого на Земле;

-Познакомить с природой родного края, её флорой и фауной;

-Научить через общение с природой видеть и любить красоту во всем проявлении многообразия форм и красок.

-Развивать чувство ответственности за экологическое состояние природной среды и воспитывать бережное отношение к природе;

-Развивать наблюдательность, воображение, фантазию;

-Воспитывать нравственные качества обучающихся: доброту, отзывчивость, взаимопонимание, умение работать в малых группах.

В основу содержания программы положены теоретические занятия, практические работы, наблюдения, экскурсии.

Занятия по данной программе важно проводить как в помещении, так и на природе. В процессе обучения используются разнообразные формы проведения занятий: игры, викторины, видео-лекции и так далее.

Программа рассчитана на 33-34 занятия в год (1 час в неделю). Срок обучения 4 года с детьми 7-10 лет

В основу программы заложены принципы:

  • Учета возрастных и индивидуальных особенностей детей;

  • Свобода выбора решений и самостоятельности в их реализации;

  • Сочетание индивидуальных и общечеловеческих ценностей в содержании образования и воспитания;

Отличительной особенностью интегрированного курса «Краеведение» -является формирование у учащихся целостных представлений об окружающей природе, социальной среде родного края и месте человека в ней, воспитание любви к родной природе на основе познания её ценности, формирование любви к природе.

На занятиях целесообразно комплексное применение разнообразных методов и приемов обучения: яркого или объяснительно-иллюстративного рассказа, фронтальной поисковой беседы, проведение опытов, мини- исследований и обсуждение наблюдений в природе, использование разнообразных заданий на развитие творческого воображения, наглядные пособия, живые объекты, технические средства, что способствует лучшему усвоению материала.

Особое внимание уделяется экскурсиям. На экскурсиях ребята учатся ориентироваться на местности, наблюдать, сравнивать, видеть нужные объекты. Каждая экскурсия дает хороший материал для воспитания эстетических чувств, понимания экологических связей, единства и целостности природных комплексов.

Постановка опытнической работы развивает у учащихся наблюдательность, любознательность, самостоятельность, творческую инициативу и ответственность за порученное дело.



Учебно - тематический план

1 год обучения

Тема

Всего часов

Теория

Практика

1

Моя Земля - Югория

7

5

2

2

Растительный и животный мир Югры

9

7

-

3

Мы -дети природы

8

7

1

4

Природа и человек в условиях Ханты-Мансийского округа

9

8

1

33

29

4

2год обучения

Тема

Всего часов

Теория

Практика

1

Моя Земля - Югория

7

5

2

2

Растительный и животный мир Югры

10

10

-

3

Мы -дети природы

8

7

1

4

Природа и человек в условиях Ханты-Мансийского округа

9

9

-

34

31

3

3 год обучения


Тема

Всего часов

Теория

Практика

1

Моя Земля - Югория

7

6

1

2

Растительный и животный мир Югры

10

10

-

3

Мы -дети природы

7

6

1

4

Природа и человек в условиях Ханты-Мансийского округа

10

10

-

34

32

2

4 год обучения

Тема

Всего часов

Теория

Практика

1

Моя Земля - Югория

7

5

2

2

Растительный и животный мир Югры

10

10

-

3

Мы -дети природы

5

5

-

4

Природа и человек в условиях Ханты-Мансийского округа

12

11

1

34

31

3





Содержание программы.

1 направление- Моя Земля-Югория

Цели:

  • Расширение и углубление знаний учащихся о географических особенностях их малой родины».

  • Представление об опасностях, возникающих в природе естественным образом, и опасностях, связанных с деятельностью человека;

  • Формировать понятие «погода», представление о климате, разнообразии форм рельефа округа.

  • Формировать представление об экологических проблемах округа (загрязнение атмосферы, почв, водоемов) , путях их решения;

  • Познакомить с малыми и большими городами нашего округа;

  • Познакомить с основными реками округа (Иртыш, Обь) малыми реками обского бассейна;

2 направление- Растительный и животный мир Югры.

Цели:

  • Углубление знаний учащихся о разнообразии растительного и животного мира нашего округа;

  • Формировать у учащихся представления о закономерностях экосистемы;

  • Формировать понятие о нарушении устойчивости в природных сообществах;

  • Воспитывать интерес к окружающей среде, бережное отношение к природе;

3 направление - Мы- дети природы.

Цели:

  • Познакомить с культурой и бытом коренных народов Югры- ханты и манси;

  • Основными видами занятий коренных народов;

  • Писателями , поэтами и художниками ханты и манси;

  • Формировать представление об национальном орнаменте, его роли в современном мире;

4 направление - Природа и человек в условиях Ханты-Мансийского округа

Цели:

  • Углублять знания учащихся о занятиях людей нашего края;

  • Познакомить с положительными и отрицательными формами взаимодействия с природой;

  • Формировать понятие сурового климата и его воздействие на организм человека;

  • Формировать мотивы здорового образа жизни;

  • Познакомить с нетрадиционными формами оздоравливания;

  • Воспитывать бережное отношение к природе;


© 2010-2022