- Преподавателю
- Дополнительное образование
- Планирование внеурочной деятельности учащихся по теме: Краеведение. Часть 2
Планирование внеурочной деятельности учащихся по теме: Краеведение. Часть 2
Раздел | Дополнительное образование |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Нестерова И.И. |
Дата | 01.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тематическое планирование по краеведению в 1 классе
№
Название раздела
Тема занятия
Кол-во часов
Основное содержание
Требования к уровню подговленности детей
Оборудование
Дата проведения
1
1
Моя Земля-Югория
Край,в котором мы живем
1
Дать представление о нашем городе, показать его на карте округа,
Познакомить с достопримечательностями города;
Разными временами года;
Учить определять погоду по основным параметрам ( температура, ветер, осадки)
Карта нашего округа, символика округа и города.
2
2
Мой родной город
1
3
3
Реки и озера
1
4
4
Достопримечательности города
1
5
5
Экскурсия в музей
1
6
6
Природа нашего края
1
7
7
Экскурсия в пожарную часть
1
8
1
Растительный и животный мир Югры
Виды растений нашего края (деревья, кусты, травы, ягоды)
1
Познакомить с растениями (дерево, цветок, ягоды, грибы)
Познакомить с понятием «вечнозеленые»;
Расширить представление о лесе, как природном сообществе
Дать понятия о признаках растений(стебель, лист, плод)
Знать птиц нашего края (перелетных, зимующих,
Учить делать кормушки
Видеопрезентации
9
2
Лиственные деревья
1
10
3
.Хвойные деревья
1
11
4
Вечнозеленые растения
1
12
5
Природное сообщество- лес
1
13
6
Звери нашего края
1
14
7
Птицы нашего края
1
15
8
Птицы нашего города
1
16
9
Как сделать кормушку
1
17
1
Мы-дети природы
Население Югры
1
Познакомить с коренными жителями Югры- ханты и манси, их бытом , обычаями,.
Формироввать интерес к хантыйскому этносу.
Развивать любознательность.Учить сравнивать сказки хантыйские и русские
Знать основные занятия народов ханты, название их дома.
Знать несколько сказок А.М.Коньковой
Экскурсия в музей
Видеопрезентации
18
2
Охота и оленеводство- основное занятие народов севера
1
19
3
Жилище народов ханты (чум)
1
20
4
Сказки народов ханты
1
21
5
Бытовые предметы у ханты и манси
1
22
6
Одежда ханты и манси. Украшение орнаментом
1
23
7
Экскурсия в этнографический музей
1
Познакомить с бытовыми предметами ханты, орудиями лова и охоты
24
8
Орудие лова и охоты у ханты
1
25
1
Природа и человек в условиях Ханты-Мансийского округа
Богатства нашего края
нашего леса
1
Формировать здоровый образ жизни;
Познакомить со способами укрепления здоровья
Воспитывать любознательность, коммуникативные навыки
Понятие здоровья; Знать растения и продукты полезные для здоровья;
Уметь соблюдать правила гигиены, режим дня;
Знать , как помочь себе при простуде;
Определить признаки болезни своего организма;
Плакаты «Режим дня» идр.
Дневник наблюдений
26
2
Лекарственные растения
1
27
3
Если хочешь быть здоров
1
28
4
Твой режим дня
1
29
5
Закаливание
1
30
6
Правила поведения в весеннем лесу
1
31
7
Опасности нашего леса(змеи, клещи)
1
32
8
Чем страшен лесной пожар
1
33
9
Итоговый урок
1
Планируемые результаты внеурочной деятельности к концу первого года обучения
Универсальные учебные действия
Личностные УУД
Познавательные УУД
Коммуникативные УУД
Регулятивные УУД
умение организовать свое рабочее место; соблюдать технику безопасности;
уважения к труду;
важности бережного отношения к своему здоровью;
управлять проявлениями своих эмоций.
выполнять задание на основе алгоритма;
производить самооценку и оценку действий другого;
сопоставлять свою оценку с оценкой педагога.
строить полный ответ на вопрос учителя; аргументировать своё мнение с мнениями участников;
целеполагание;
волевая саморегуляция;
прогнозирование уровня усвоения;
К концу первого класса учащиеся должны знать:
По теме «Моя земля - Югория»
-
Название города, где проживают;
-
Адрес
-
Название главного водоема;
-
Объекты культурной части города;
К концу первого класса учащиеся должны уметь:
-
Выделять основные признаки того населенного пункта, где они проживают;
-
Ориентироваться в своем городе ;
По теме «Растительный и животный мир Югры»:
-
Что такое погода;
-
Характерные признаки сезонов;
-
Взаимосвязи в природе;
-
Некоторых представителей жизненных форм растений округа;
-
Некоторых представителей основных групп животных;
-
Основные сообщества региона(лес, болото, водоем)
-
Что такое Красная книга;
К концу первого класса учащиеся должны уметь:
-
Различать основные формы растений и основные группы животных;
-
Показывать наличие простых связей между живыми организмами в природе;
-
Проводить наблюдения в природе;
По теме «Мы - дети природы»:
-
Как называется коренное население Югры;
-
Основные виды деятельности коренного населения;
-
Сказки народов ханты и манси;
-
Название их дома, их одежды и обуви;
По теме «Природа и человек в условиях Ханты-Мансийского округа»
-
Понятие здоровья;
-
Особенности здоровья людей на севере;
-
О способах сохранения здоровья;
-
О правилах закаливания;
-
Зачем нужен режим дня;
К концу первого класса учащиеся должны уметь:
По теме «Природа и человек в условиях Ханты-Мансийского округа»
-
Соблюдать правила гигиены;
-
Соблюдать режим дня;
-
Определять признаки болезни своего организма;
Тематическое планирование по краеведению во 2 классе
№
Название раздела
Тема занятия
Кол-во часов
Основное содержание
Требования к уровню подговленности детей
Оборудование
Дата проведения
1
1
Моя Земля-Югория
.Район , который мне дорог (Сургутский район)
1
Дать представление о нашем городе, показать его на карте округа,
Познакомить с достопримечательностями города;
Разными временами года;
Формировать интерес к родному краю;
Знать название района, округа.
Знать водоемы района;
Уметь пользоваться схемой водоема;
Знать и уметь определять основные факторы погоды;
Карта нашего округа, символика округа и города.
2
2
Улицы нашего города
1
3
3
.Мой город на карте округа
1
4
4
Лянтор- край тысячи озер
1
5
5
Экскурсия в городскую библиотеку
1
6
6
Обь и Иртыш- водные магистрали нашего края
1
7
7
Экскурсия в этнографический музей
1
8
1
Растительный и животный мир Югры
Виды растений нашего края
1
Познакомить с различными видами животных и птиц нашего края;
Формировать понятие- природное сообщество;
Воспитывать любовь к природе.
Знать особенности строения растений;
Группы животных(млекопитающие, птицы, земноводные, рыбы, насекомые)
Уметь отличать основные съедобные грибы от несъедобных;
Знать птиц ,занесенных в Красную книгу;
Красная книга Югры
Видеопрезентации
9
2
Природное сообщество -болото
1
10
3
Природное сообщество - река
1
11
4
Животные водоемов
1
12
5
Зимующие птицы
1
13
6
Перелетные птицы
1
14
7
Кочующие птицы
1
15
8
Редкие птицы края
1
16
9
Грибы и ягоды нашего леса
1
17
10
Помоги зимующим птицам
1
18
1
Мы-дети природы
Югра- наш общий дом
1
Познакомить с коренными жителями Югры- ханты и манси, их бытом , обычаями,.
Формировать интерес к хантыйскому этносу.
Развивать любознательность. Учить сравнивать сказки хантыйские и русские
Познакомить с бытовыми предметами ханты, орудиями лова и охоты
Знать основные занятия народов ханты, название их дома, их одежды.Знать орудия лова;
Основные узоры орнамента- оленьи рога, глухарка сна;
Знать несколько сказок А.М.Коньковой, М.Волдиной
19
2
Рыболовство- основное занятие коренного населения
1
20
3
Домашняя утварь- искусное мастерство северян
1
21
4
Праздники в нашем доме
1
22
5
Орнамент на одежде и бытовых вещах
1
23
6
Экскурсия в этнографический музей
1
24
7
Роль медведя в этносе ханты
1
25
8
Орудие лова и охоты у ханты
1
26
1
Природа и человек в условиях Ханты-Мансийского округа
1Природа в опасности. Охрана природы.
1
Знакомить с оздоровительной ролью природы;
Формировать здоровый образ жизни;
Познакомить со способами укрепления здоровья;
Воспитывать любознательность, коммуникативные навыки;
Должны знать о природных факторах здоровья;
О пользе и вреде холода;
О пользе лекарственных растений;
Об опасности клещей;
Уметь различать съедобные и несъедобные грибы;
Уметь оказать первую помощь при обморожении;
Уметь разводить костер;
Плакаты «Режим дня»
Дневник наблюдений
Видеопрезентации
27
2
2. Лекарственные растения нашего леса
1
28
3
3. Если хочешь быть здоров
1
29
4
. Закаливание
1
30
5
Твой режим дня
1
31
6
Правила поведения в весеннем лесу
1
32
7
Опасности нашего леса
1
33
8
Береги лес от пожара
1
34
9
9 Как правильно разводить костер
1
Планируемые результаты внеурочной деятельности к концу второго года обучения
Универсальные учебные действия
Личностные УУД
Познавательные УУД
Коммуникативные УУД
Регулятивные УУД
-
управлять проявлениями своих эмоций;
-
обладать опытом преобразовательской деятельности и творчества;
-
способность понимать людей, отзываться на их радости и печали;
-
отбирать учебный материал и планировать его выполнение в ходе самостоятельной работы;
-
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
-
умение задавать вопросы;
-
слушать и понимать других, выражать себя, взаимодействие внутри группы;
-
находить компромиссы;
-
использовать речь для регуляции своего действия;
-
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
-
оценивать правильность выполнения действия;
-
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей; различать способ и результат действия.
К концу второго класса учащиеся должны знать:
По теме «Моя земля - Югория»
-
Название района;
-
Основных водоемов нашего района;
-
Символику нашего города
К концу второго класса учащиеся должны уметь:
-
Ориентироваться на карте округа, находить район, город Лянтор;
-
Города нашего района;
-
Чертить схему водоема, знать понятия устье, исток, приток;
По теме «Растительный и животный мир Югры»:
-
Особенности размножения животных и растений;
-
Приспособительные особенности в строении растений и животных округа;
-
Названия 3-4 травянистых растений, деревьев, кустарников, птиц, зверей,
К концу второго класса учащиеся должны уметь:
-
Распознавать основные органы растений, находить признаки приспособления к условиям окружающей среды;
-
Объяснять особенности размножения растений и животных нашего края;
-
Различать распространенные деревья, кустарники;
-
Различать распространенных животных и птиц;
По теме «Мы - дети природы»:
По теме «Природа и человек в условиях Ханты-Мансийского округа»
-
Как вести себя , чтобы не навредить природе;
-
Как укреплять здоровье летом и быть здоровым зимой;
-
О пользе лекарственных растений;
-
Ядовитые грибы и ягоды;
-
Об опасностях укуса клещей и насекомых;
К концу второго класса учащиеся должны уметь:
-
Правильно вести себя в природе
По теме «Природа и человек в условиях Ханты-Мансийского округа»
-
Различать съедобные и ядовитые грибы и ягоды;
Тематическое планирование по краеведению во 3 классе
№
Название раздела
Тема занятия
Кол-во часов
Основное содержание
Требования к уровню подговленности детей
Оборудование
Дата проведения
1
1
Моя Земля-Югория
.Наш район на карте округа
1
Дать представление о нашем городе, показать его на карте округа,
Формировать интерес к родному краю;
Воспитывать любовь к родному краю;
Знать название района, округа.
Знать водоемы района;
Знать разнообразие климата;
Уметь работать с картой округа;
Находить на ней крупные города, реки и озера округа;
Находить на физической карте округа различные формы рельефа;
Карта нашего округа, символика округа и города.
2
2
.Столица нашего округа
1
3
3
Крупные города округа (Сургут, Нефтеюганск Нижневартовск, Мегион)
1
4
4
Реки и озера нашего края
1
5
5
Луг-природное сообщество
1
6
6
Заливные луга Оби
1
7
7
Экскурсия «Природа родного края»
1
8
1
Растительный и животный мир Югры
Край таёжных рек и болот
1
Познакомить с различными видами животных и птиц нашего края;
Формировать понятие - природное сообщество;
Воспитывать любовь к природе.
Знать особенности
групп животных;
Знать птиц и зверей ,занесенных в Красную книгу;
Красная книга Югры
Видеопрезентации
9
2
Травоядные животные
1
10
3
Хищники нашего леса
1
11
4
Цепи питания
1
12
5
Охрана растений
1
13
6
С кем дружит кедр
1
14
7
Лекарственные растения нашего края
1
15
8
Птицы и животные занесенные в Красную книгу
1
16
9
Певчее царство Югры
1
17
10
Перелетные птицы
1
18
1
Мы-дети природы
.Коренное население Югры
1
Познакомить с коренными жителями Югры- ханты и манси, их бытом , обычаями, игрушками.
Формировать интерес к хантыйскому этносу.
Развивать любознательность. Учить сравнивать сказки хантыйские и русские
Познакомить с одеждой ханты, орнаментами на одежде и домашней утвари
Знать основные занятия народов ханты, название их дома, их одежды. Знать
основные узоры орнамента- оленьи рога, глухарка сна;
Знать несколько сказок А.М.Коньковой, М.Волдиной
19
2
Образы детей в хантыйских сказках
1
20
3
Игры и игрушки детей Югры
1
21
4
Сказки А.М. Коньковой
1
22
5
Ботаническая прогулка по болоту
1
23
6
.Роль орнамента в украшении одежды
1
24
7
Экскурсия в этнографический музей
1
25
8
Инсценирование сказки «Мышонок и Заяц»
1
26
1
Природа и человек в условиях Ханты-Мансийского округа
Полезные ископаемые нашего края
1
Знакомить с оздоровительной ролью природы;
Формировать здоровый образ жизни;
Познакомить со способами укрепления здоровья;
Воспитывать любознательность, коммуникативные навыки;
Воспитывать любовь к природе;
Должны знать о природных факторах здоровья;
О взаимосвязи между природой и человеком;
О пользе лекарственных растений;
Об опасности клещей;
Уметь оказать первую помощь при укусе змеи или клеща;
Уметь выполнять правила поведения в природе;
Видеопрезентации
27
2
Мир глазами эколога
1
28
3
Береги лес от загрязнения
1
29
4
Климат нашего края
1
30
5
Правила поведения в лесу
1
31
6
Закаляйся -если хочешь быть здоров
1
32
7
Беды наших речек и болот
1
33
8
Правила поведения в лесу
1
34
9
Береги лес от пожара
1
Планируемые результаты внеурочной деятельности к концу третьего года обучения
Универсальные учебные действия
Личностные УУД
Познавательные УУД
Коммуникативные УУД
Регулятивные УУД
умение высказывать собственную точку зрения;
проявлять потребность в познании мира и самого себя;
проявлять ответственность за выполняемую работу;
совместно с другими отбирать учебный материал и планировать его выполнение в ходе самостоятельной работы;
делать выводы на основе сравнения, сопоставления;
постановка вопросов;
оценка действий партнера;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления.
составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера, совместно с учителем.
К концу третьего класса учащиеся должны знать:
По теме «Моя земля - Югория»
-
Понятие территории округа;
-
Географическое положение округа;
-
Символику нашего округа;
К концу третьего класса учащиеся должны уметь:
-
Ориентироваться на карте округа, находить район, город Лянтор,округ на карте России;
-
Города нашего района;
-
Работать с атласом;
По теме «Растительный и животный мир Югры»:
-
Структуру и разнообразие основных биоценозов региона, их особенности;
-
Приспособительные особенности в строении растений и животных округа;
-
Некоторых представителей животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу;
К концу третьего класса учащиеся должны уметь:
-
Различать распространенных животных и птиц;
-
Узнавать редких птиц и животных;
-
Проводить наблюдения в природе;
По теме «Мы - дети природы»:
-
Должны иметь представления о сезонных изменениях в природе;
По теме «Природа и человек в условиях Ханты-Мансийского округа»
-
О традициях природопользования;
-
О положительном опыте коренных жителей;
К концу третьего класса учащиеся должны уметь:
-
Правильно вести себя в природе ;
-
Оказать помощь растению, животному;
По теме «Природа и человек в условиях Ханты-Мансийского округа»
-
Различать съедобные и ядовитые грибы и ягоды;
-
Выполнять правила поведения в природе;
Тематическое планирование по краеведению в 4 классе
№
Название раздела
Тема занятия
Кол-во часов
Основное содержание
Требования к уровню подговленности детей
Оборудование
Дата проведения
1
1
Моя Земля-Югория
Географическое положение округа
1
Дать представление о нашем городе, показать его на карте округа,
Формировать интерес к родному краю;
Воспитывать любовь к родному краю;
Человек - часть природы и член общества.
Способы познания окружающего мира:
Знать название района, округа.
Знать водоемы района;
Знать разнообразие климата;
Уметь работать с картой округа;
Находить на ней крупные города, реки и озера округа;
Находить на физической карте округа различные формы рельефа;
Карта нашего округа, символика округа и города.
2
2
Государственная символика Югры
1
3
3
Наш край на карте Родины
1
4
4
Климат нашего края
1
5
5
Сезонные изменения погоды
1
6
6
Экскурсия на ДНС
1
7
7
Экскурсия в этнографический музей
1
8
1
Растительный и животный мир Югры
1 Формы поверхности нашего края
1
Познакомить с различными видами животных и птиц нашего края;
Формировать понятие - природное сообщество;
Воспитывать любовь к природе.
Знать особенности
групп животных;
Знать птиц и зверей ,занесенных в Красную книгу;
Знать заповедники и заказники Югры, их роль в охране животных и экосистемы;
Знать как зимуют звери и птицы нашего края;
Красная книга Югры
Видеопрезентации
9
2
Пищевые цепочки в экосистемах
1
10
3
Лес-«легкие» Югры
1
11
4
Бережное использование лесных богатств
1
12
5
Заповедники нашего края
(Юганский)
1
13
6
Заповедники нашего края
(Елизаровский)
1
14
7
Заказники Югры
1
15
8
Как зимуют растения нашего края
1
16
9
Рыбье царство Югры
1
17
10
.Птицы и животные Красной книги
1
18
1
Мы-дети природы
Гости и хозяева Югорской Земли
1
Познакомить с коренными жителями Югры- ханты и манси, их бытом , писателями и художниками, обычаями, игрушками.
Формировать интерес к хантыйскому этносу.
Развивать любознательность. Учить сравнивать сказки хантыйские и русские
Познакомить с орнаментами на одежде и домашней утвари
Знать основные занятия народов ханты, название их дома, их одежды. Знать
основные узоры орнамента- оленьи рога, глухарка сна;
Знать несколько сказок А.М.Коньковой, М.Волдиной
Уметь изготавливать куклу- оберег;
19
2
Писатели и поэты народов ханты и манси (Шесталов, Айпин, Слинкина)
1
20
3
Художники народов ханты и манси (Райшев
1
21
4
Народные праздники и традиции народов ханты и манси (Медвежий праздник, вороний день
1
22
5
Изготовление хантыйских кукол-оберегов
1
23
1
Природа и человек в условиях Ханты-Мансийского округа
Полезные ископаемые
1
Знакомить с оздоровительной ролью природы;
Формировать здоровый образ жизни;
Познакомить со способами укрепления здоровья;
Воспитывать любознательность, коммуникативные навыки;
Воспитывать любовь к природе;
Должны знать о природных факторах здоровья;
О взаимосвязи между природой и человеком;
О пользе лекарственных растений;
Об опасности клещей;
Уметь оказать первую помощь при укусе змеи или клеща;
Уметь выполнять правила поведения в природе;
Видеопрезентации
24
2
Занятие населения нашего края
1
25
3
Береги лес от загрязнения
1
26
4
Растениеводство нашего края
1
27
5
Животноводство нашего края
1
28
6
Какая бывает промышленность.
1
29
7
Значение чистого воздуха, воды для жизни и здоровья
1
30
8
Здоровый образ жизни
1
31
9
Народная медицина и правила сохранения здоровья
1
32
10
Правила поведения в лесу
1
33
11
Экскурсия в лес
1
34
12
Мир глазами эколога
1
Планируемые результаты внеурочной деятельности к концу четвертого года обучения
Универсальные учебные действия
Личностные УУД
Познавательные УУД
Коммуникативные УУД
Регулятивные УУД
ориентация на понимание причин успеха во внеурочной деятельности;
развивать этические чувств;
учиться замечать и признавать расхождения своих поступков со своими заявленными позициями, взглядами, мнениями;
анализировать собственную деятельность и деятельность одноклассников;
использовать информацию в проектной деятельности под руководством учителя-консультанта;
самостоятельно отбирать материал и планировать его выполнение в ходе самостоятельной работы;
оформлять свои мысли в устной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее;
устно аргументировать выбор собственного проекта;
организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем, выбирать тему проекта с помощью учителя;
в ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов;
понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации;
К концу четвертого класса учащиеся должны знать:
По теме «Моя земля - Югория»
-
Понятие территории округа;
-
Географическое положение округа;
-
Символику нашего округа;
-
Понятие полезных ископаемых;
-
Разновидности полезных ископаемых нашего края;
-
Как используются полезные ископаемые;
-
Как обозначаются полезные ископаемые на карте;
К концу четвертого класса учащиеся должны уметь:
-
Ориентироваться на карте округа, находить район, город Лянтор, округ на карте России;
-
Города нашего района;
-
Работать с атласом;
-
Определять по карте основные месторождения полезных ископаемых;
-
Уметь работать с контурной картой;
По теме «Растительный и животный мир Югры»:
-
Структуру и разнообразие основных биоценозов региона, их особенности;
-
Понятие пищевых цепей;
-
Понятие о круговороте жизни;
-
Приспособительные особенности в строении растений и животных округа;
-
Некоторых представителей животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу;
К концу четвертого класса учащиеся должны уметь:
-
Различать распространенных животных и птиц;
-
Узнавать редких птиц и животных;
-
Проводить наблюдения в природе;
-
Составить проект о редком животном;
По теме «Мы - дети природы»:
-
Должны иметь представления о сезонных изменениях в природе;
-
Знать художников и поэтов народа ханты и манси;
-
Знать обозначения основных элементов орнамента;
По теме «Природа и человек в условиях Ханты-Мансийского округа»
-
О традициях природопользования;
-
О положительном опыте коренных жителей;
-
Понятия охраны природы;
-
Заповедники Югры и Заказники;
-
Каких животных охраняют в заповедниках Югры;
К концу четвертого класса учащиеся должны уметь:
-
Правильно вести себя в природе ;
-
Оказать помощь растению, животному;
-
Соблюдать правила здорового образа жизни;
-
Выполнять правила личной гигиены;
-
Выполнять простейшие закаливающие процедуры;
По теме «Природа и человек в условиях Ханты-Мансийского округа»
-
Различать съедобные и ядовитые грибы и ягоды;
-
Выполнять правила поведения в природе;