Изготовление национального сувенира. Значок Заячьи ушки

Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Изготовление национального сувенира. Значок Заячьи ушки.

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Гыданская школа-интернат среднего (полного) общего образования

имени Н.И. Яптунай










Изготовление национального сувенира. Значок Заячьи ушки.




Изготовление национального сувенира

Значок - «заячьи ушки»







Яр Татьяна Павловна-

педагог дополнительного образования


с. Гыда

2015г


Тема занятия. Изготовление национального сувенира.

Значок «заячьи ушки».


Цель занятия: познакомить с историей сувенира; с орнаментом «заячьи ушки», изготовить сувенир-значок «заячьи ушки».

Задачи занятия:

Обучающая: познакомить с понятием сувенир, сувенирное изделие; продолжить работу по обучению технологии аппликации из бархатной бумаги, безопасным способам и приемам работы с ножницами, клеем.

Развивающая: продолжить развивать художественно-творческие способности, самостоятельность на основе организационно-практических умений.

Воспитательная: воспитание уважения народным промыслам, привитию навыков культуры труда, воспитание художественного и эстетического вкуса.

Методы обучения: устное изложение нового материла с использованием презентации, демонстрация образцов изделий, показ трудовых приемов.

Наглядно-демонстрационный материал: образцы значков, презентация "Ямальский сувенир".

Оборудование: ножницы, клей "ПВА", кисти, простой карандаш, шаблоны , мех, бархатная бумага, значок.

Тип занятия - комбинированное.


Ход занятия

1. Организационный момент

Приветствие

а) Объявление темы занятия и задач.

(Слайд 1 )

Сегодня на занятии мы с вами поработаем с бархатной бумагой, мехом, познакомимся со способами работы с бумагой, научимся делать сувенир-значок «заячьи ушки». (Илекако" ɳамгэри . Мадавыда «Тэваси' ха»)

2. Теоретическая часть.

б) Сообщение нового материала.

(Изложение материала иллюстрируется слайдами презентации )

(Слайд 2)

История развития сувенира уходит в глубокую древность. Она связана с магическими обрядами. В далекие времена, когда человек не мог разобраться в явлениях природы, он думал, что это сверхъестественная сила. Чтобы отвести бедствия и несчастья, человек научился изображать божество в маленьких предметах, из различного материала, - глины, дерева, металла. Таким образом, созданный им предмет играл роль знака, символа.

Сейчас мы называем такие предметы сувенирами.

Сувенир - (это французское слово) - означает подарок на память.

Сувенир - памятный маленький предмет, связанный с пребыванием в том или ином месте (стране, городе, историческом месте, на выставке).

в) Предлагаю посетить выставку "Ямальские сувениры"

(Слайд 3 )

- Ямал! Что мы представляем при звучании этого слова?

(Ответы детей. Снег, чум, олень, песец, рыба и т.д.)

- В 1999 году Салехарде было создано Государственное учреждение культуры "Окружной дом ремесел". В учреждении существует зал по разработке образцов сувенирных изделий

- Ямало-Ненецкий автономный округ богат талантливыми мастерами и художниками, их творчество уникально и достойно восхищения.

Это Неркаги Ирина Владимировна, Зверева Наталия Владимировна, Ширалиева Наталья Геннадьевна.

-В каких случаях дарят сувенир ? (Ответы детей)

Испокон веков северные народы, каждому гостю вручали приятный подарок. Чтобы каждый человек, побывавший на Ямале, получил памятный предмет, сувенир о посещении нашего края.

Ямальский сувенир должен стать показателем художественной культуры нашего региона. Нести в себе информацию о моментах из жизни северных народностей. При создании сувениров желательно использовать материалы, традиционные для национальных культур. Это мех, камус оленя, белого песца, сукно, бисер, кожа, замша.


( Слайд 4)


По этой технологии можно сделать другие предложенные значки. Все зависит от вашей фантазии.

( Показать готовое изделие подвеска «заячьи ушки»)


Сегодня на занятии мы будем изготавливать сувенир-значок «заячьи ушки» по предложенным образцам

(Показать готовое изделие значок «заячьи ушки»)


3. Практическая часть

( Слайд 5 )

- Рассмотрим план выполнения значка "Заячьи ушки"

- Вспомним, что такое орнамент? (ответы детей)

Орнамент это узор из повторяющихся элементов для украшения одежды, утвари, жилья. (На родном языке «Мадавы»)

-Какие орнаменты вы знаете? (ответы детей)

-Это элемент какого орнамента? («заячьи ушки»)

-Почему этот орнамент так называется? (ответы детей)

- Для изготовления значка потребуется бархатная бумага двух контрастных цветов, мех, шаблон орнамента «заячьи ушки».

-Материал для предстоящей работы перед вами.

(На столе перед каждым учащимся необходимые для изготовления сувенира материалы.)

- Прежде чем, приступить к работе, вспомним правила работы с инструментами.

При выполнении работы нам необходимо соблюдать технику безопасности.

  • При выполнении работы режущими инструментами нельзя поворачиваться к соседу, направлять в его сторону, бросать инструменты, подносить к лицу и другим частям тела.

  • Передавать ножницы только тупыми концами вперед.

  • Аккуратно пользоваться клеевыми составами, не пачкать одежду, руки и изделия.

- А сейчас поиграем нашими пальчиками!

Упражнение для мелкой моторики пальцев рук

Постукивая ладошками по столу, произносим:

«Дождик стучит по чуму»

-Наши пальцы готовы к выполнению работы. Мы можем приступить к выполнению сувенира.

(В процессе работы звучит спокойная тихая музыка.)

Выберите три цвета понравившейся бумаги, по которым вы хотели бы работать.

  • Работаем карандашом. Обвести карандашом (по шаблону) 2 круга , элемент орнамента «заячьи ушки».

  • Работаем ножницами. Будьте осторожны!

  • Вырезать из бумаги по шаблону 2 круга, элемент орнамента «заячьи ушки».

  • Заготовки готовы. (Ножницы на безопасное место, край стола)

  • Начинаем работать клеем. Аккуратно наносим клей по краям поверхности круга . Круг приклеиваем на наше изделие. Клеим таким же образом второй кружочек. С помощью специально приготовленного картона, придавливаем.

  • Даём работе немного подсохнуть.


  • Физминутка. Поиграем нашими пальчиками. «Дождь стучит по чумику».


  • Наносим клей на орнамент « заячьи ушки». Приклеиваем на наше изделие. С помощью специально приготовленного картона, придавливаем.


5. Подведение итогов

Выставка работ детей

-Сегодня мы с вами познакомились с ямальскими сувенирами.

-Что такое сувенир?

-Чем отличается подарок от сувенира?

-Ребята, вы изготовили сувенир- значок «заячьи ушки» своими руками. Я надеюсь, что вам понравилось работать с такими материалами как бархатная бумага, мех.

-А кому вы бы хотели подарить ваш сувенир-значок «заячьи ушки»?

- Где можно использовать сувенир-значок?

Спасибо за работу!


6. Уборка рабочего места

Литература

  1. Методическое пособие из серии «Уроки мастерства». Тайны мастерства. Традиционная ненецкая одежда, г. Салехард, 2011г

  2. Методическое пособие «Ямальский сувенир», г.Салехард 2005г.

  3. Ремёсла ямальских мастеров: история, традиции, преемственность. г.Салехард, 2006 г.

  4. Пантелеева Р., Гайнулина В. Изготовление сувениров, как возможность выразить свое "Я" (Текст)// Воспитание школьников . - 2004.

  5. Сыня - жизнь и традиции в творчестве Н.М.Талигиной.

  6. Шичанина В.С. Украшения из кожи. Практическое пособие. - СПб.: КОРОНА принт, 1999.





© 2010-2022