- Преподавателю
- Дополнительное образование
- Изготовление национального сувенира. Значок Заячьи ушки
Изготовление национального сувенира. Значок Заячьи ушки
Раздел | Дополнительное образование |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Яр Т.П. |
Дата | 11.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Гыданская школа-интернат среднего (полного) общего образования
имени Н.И. Яптунай
Изготовление национального сувенира
Значок - «заячьи ушки»
Яр Татьяна Павловна-
педагог дополнительного образования
с. Гыда
2015г
Тема занятия. Изготовление национального сувенира.
Значок «заячьи ушки».
Цель занятия: познакомить с историей сувенира; с орнаментом «заячьи ушки», изготовить сувенир-значок «заячьи ушки».
Задачи занятия:
Обучающая: познакомить с понятием сувенир, сувенирное изделие; продолжить работу по обучению технологии аппликации из бархатной бумаги, безопасным способам и приемам работы с ножницами, клеем.
Развивающая: продолжить развивать художественно-творческие способности, самостоятельность на основе организационно-практических умений.
Воспитательная: воспитание уважения народным промыслам, привитию навыков культуры труда, воспитание художественного и эстетического вкуса.
Методы обучения: устное изложение нового материла с использованием презентации, демонстрация образцов изделий, показ трудовых приемов.
Наглядно-демонстрационный материал: образцы значков, презентация "Ямальский сувенир".
Оборудование: ножницы, клей "ПВА", кисти, простой карандаш, шаблоны , мех, бархатная бумага, значок.
Тип занятия - комбинированное.
Ход занятия
1. Организационный момент
Приветствие
а) Объявление темы занятия и задач.
(Слайд 1 )
Сегодня на занятии мы с вами поработаем с бархатной бумагой, мехом, познакомимся со способами работы с бумагой, научимся делать сувенир-значок «заячьи ушки». (Илекако" ɳамгэри . Мадавыда «Тэваси' ха»)
2. Теоретическая часть.
б) Сообщение нового материала.
(Изложение материала иллюстрируется слайдами презентации )
(Слайд 2)
История развития сувенира уходит в глубокую древность. Она связана с магическими обрядами. В далекие времена, когда человек не мог разобраться в явлениях природы, он думал, что это сверхъестественная сила. Чтобы отвести бедствия и несчастья, человек научился изображать божество в маленьких предметах, из различного материала, - глины, дерева, металла. Таким образом, созданный им предмет играл роль знака, символа.
Сейчас мы называем такие предметы сувенирами.
Сувенир - (это французское слово) - означает подарок на память.
Сувенир - памятный маленький предмет, связанный с пребыванием в том или ином месте (стране, городе, историческом месте, на выставке).
в) Предлагаю посетить выставку "Ямальские сувениры"
(Слайд 3 )
- Ямал! Что мы представляем при звучании этого слова?
(Ответы детей. Снег, чум, олень, песец, рыба и т.д.)
- В 1999 году Салехарде было создано Государственное учреждение культуры "Окружной дом ремесел". В учреждении существует зал по разработке образцов сувенирных изделий
- Ямало-Ненецкий автономный округ богат талантливыми мастерами и художниками, их творчество уникально и достойно восхищения.
Это Неркаги Ирина Владимировна, Зверева Наталия Владимировна, Ширалиева Наталья Геннадьевна.
-В каких случаях дарят сувенир ? (Ответы детей)
Испокон веков северные народы, каждому гостю вручали приятный подарок. Чтобы каждый человек, побывавший на Ямале, получил памятный предмет, сувенир о посещении нашего края.
Ямальский сувенир должен стать показателем художественной культуры нашего региона. Нести в себе информацию о моментах из жизни северных народностей. При создании сувениров желательно использовать материалы, традиционные для национальных культур. Это мех, камус оленя, белого песца, сукно, бисер, кожа, замша.
( Слайд 4)
По этой технологии можно сделать другие предложенные значки. Все зависит от вашей фантазии.
( Показать готовое изделие подвеска «заячьи ушки»)
Сегодня на занятии мы будем изготавливать сувенир-значок «заячьи ушки» по предложенным образцам
(Показать готовое изделие значок «заячьи ушки»)
3. Практическая часть
( Слайд 5 )
- Рассмотрим план выполнения значка "Заячьи ушки"
- Вспомним, что такое орнамент? (ответы детей)
Орнамент это узор из повторяющихся элементов для украшения одежды, утвари, жилья. (На родном языке «Мадавы»)
-Какие орнаменты вы знаете? (ответы детей)
-Это элемент какого орнамента? («заячьи ушки»)
-Почему этот орнамент так называется? (ответы детей)
- Для изготовления значка потребуется бархатная бумага двух контрастных цветов, мех, шаблон орнамента «заячьи ушки».
-Материал для предстоящей работы перед вами.
(На столе перед каждым учащимся необходимые для изготовления сувенира материалы.)
- Прежде чем, приступить к работе, вспомним правила работы с инструментами.
При выполнении работы нам необходимо соблюдать технику безопасности.
-
При выполнении работы режущими инструментами нельзя поворачиваться к соседу, направлять в его сторону, бросать инструменты, подносить к лицу и другим частям тела.
-
Передавать ножницы только тупыми концами вперед.
-
Аккуратно пользоваться клеевыми составами, не пачкать одежду, руки и изделия.
- А сейчас поиграем нашими пальчиками!
Упражнение для мелкой моторики пальцев рук
Постукивая ладошками по столу, произносим:
«Дождик стучит по чуму»
-Наши пальцы готовы к выполнению работы. Мы можем приступить к выполнению сувенира.
(В процессе работы звучит спокойная тихая музыка.)
Выберите три цвета понравившейся бумаги, по которым вы хотели бы работать.
-
Работаем карандашом. Обвести карандашом (по шаблону) 2 круга , элемент орнамента «заячьи ушки».
-
Работаем ножницами. Будьте осторожны!
-
Вырезать из бумаги по шаблону 2 круга, элемент орнамента «заячьи ушки».
-
Заготовки готовы. (Ножницы на безопасное место, край стола)
-
Начинаем работать клеем. Аккуратно наносим клей по краям поверхности круга . Круг приклеиваем на наше изделие. Клеим таким же образом второй кружочек. С помощью специально приготовленного картона, придавливаем.
-
Даём работе немного подсохнуть.
-
Физминутка. Поиграем нашими пальчиками. «Дождь стучит по чумику».
-
Наносим клей на орнамент « заячьи ушки». Приклеиваем на наше изделие. С помощью специально приготовленного картона, придавливаем.
5. Подведение итогов
Выставка работ детей
-Сегодня мы с вами познакомились с ямальскими сувенирами.
-Что такое сувенир?
-Чем отличается подарок от сувенира?
-Ребята, вы изготовили сувенир- значок «заячьи ушки» своими руками. Я надеюсь, что вам понравилось работать с такими материалами как бархатная бумага, мех.
-А кому вы бы хотели подарить ваш сувенир-значок «заячьи ушки»?
- Где можно использовать сувенир-значок?
Спасибо за работу!
6. Уборка рабочего места
Литература
-
Методическое пособие из серии «Уроки мастерства». Тайны мастерства. Традиционная ненецкая одежда, г. Салехард, 2011г
-
Методическое пособие «Ямальский сувенир», г.Салехард 2005г.
-
Ремёсла ямальских мастеров: история, традиции, преемственность. г.Салехард, 2006 г.
-
Пантелеева Р., Гайнулина В. Изготовление сувениров, как возможность выразить свое "Я" (Текст)// Воспитание школьников . - 2004.
-
Сыня - жизнь и традиции в творчестве Н.М.Талигиной.
-
Шичанина В.С. Украшения из кожи. Практическое пособие. - СПб.: КОРОНА принт, 1999.