Экскурсионная программа Приключения Незнайки на планете Эйнштейн (для дошкольников и младших школьников)

Экскурсионная программа по «музею занимательных наук Эйнштейна в г.Ярославль» для детей дошкольного возраста и младших школьников; доп. образование в сфере физики и механики. Экскурсия называется «Приключения Незнайки на планете Эйнштейниум». Она рассказывает о различных физических явлениях и принципах на наглядных пособиях и экспонатах музея.
Раздел Дополнительное образование
Класс 13 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Экскурсионная программа по «музею занимательных наук Эйнштейна в г.Ярославль» для детей дошкольного возраста и младших школьников; доп. образование в сфере физики и механики.

Экскурсия «Приключения незнайки на планете Эйнштейниум»

Много времени прошло с тех пор, как Незнайка со своими друзьями побывал в Солнечном городе, а затем совершил путешествие на Луну. Однажды, сидя холодным осенним вечером у окна Незнайка замечтался о том, как он совершит какое-нибудь незабываемое путешествие далеко-далеко. Внезапно в дверь кто-то постучал. Незнайка нехотя встал со стула и подошел к двери, чтобы открыть ее. На пороге стоял его давний друг профессор Звездочкин. На его лице была радость. «Незнайка!», - выкрикнул Звездочкин, - «я открыл новую планету!». Незнайку заинтересовала эта неожиданная новость. Он пригласил профессора к себе домой, и пока тот пил чай, Незнайка расспрашивал его о вновь открытой планете. Оказалось, что на той планете тоже живут человечки и у них много разных изобретений, с помощью которых они изучают законы вселенной. Поэтому профессор назвал ту планету в честь своего любимого ученого - Альберта Эйнштейна. Незнайке очень захотелось посетить планету Эйнштейниум, и он уговорил своего друга Знайку полететь вместе с ним на новую планету. Винтик и Шпунтик построили для них быструю и удобную ракету, на которой два наших друга и отправились в путешествие.

  1. Дверь ракеты располагалась достаточно высоко, и чтобы в нее войти, нужно было воспользоваться подъемным стулом с блоками, с помощью которого наши герои легко смогли поднять сами себя и забраться в ракету. Вот этот стул. Давайте попробуем легко ли на самом деле поднимать на нем самого себя... Наш вес на стуле в 8 раз меньше, чем на самом деле, поэтому мы легко поднимаем собственный вес.

  2. А чтобы Незнайке с другом было проще передвигаться по планете, они решили взять с собой оранжевый автомобиль. Который и погрузили на летающий корабль с помощью системы полиспаст. Давайте им поможем и попробуем поднять этот автомобиль, который весит более 300 кг.

  3. Когда они сели в ракету, то Незнайке стало интересно, что такое блоки и как они работают. Тогда Знайка рассказал ему о древнегреческом ученом Архимеде и показал на маленьком стенде как работают блоки. Вот они, кстати, перед вами.

  4. А пока Знайка рассказывал Незнайке о блоках, тот упорно вспоминал, где он мог слышать имя Архимеда. И тут вдруг выпалил: «я вспомнил, где я слышал про Архимеда! Однажды я сделал качели для себя и Пончика, а так как пончик тяжелее меня в 5 раз, то Винтик и Шпунтик посоветовали сделать мне одну сторону качели в 5 раз длиннее, чем другую. Они сказали, что такая качель будет работать как неравноплечий рычаг Архимеда! И они были правы, мы тогда здорово покачались, только мне пришлось крепко держаться, чтобы не улететь в небо!».

  5. «Так Незнайка» - сказал Знайка, - «а теперь давай запускать ракету. Чтобы ее запустить нам нужно сыграть на трубофоне вот этой тапочкой (играем). Кстати Незнайка, а как ты думаешь, почему мы слышим звук разной высоты?» (ребята помогайте Незнайке: ответ длина трубы). «Правильно! А что такое звук или как мы, ученые, называем его «звуковая волна»?» (колебания частиц). И так Незнайка, ракету мы запустили, можно пойти в комнату отдыха, пока мы летим на другую планету.

  6. Но что бы попасть в эту комнату нам нужно пройти по арочному мосту.
    - Ой, Знайка! А мост ведь совсем без гвоздей! Почему он не падает?!
    - Смотри Незнайка, вот у меня есть такой же мостик только маленький, давай попросим ребят построить его и попробуем угадать в чем же здесь секрет. (собираем мостик и говорим про форму кубиков)

  7. А вот мы и в комнате отдыха. И перед нами вот такой большой музыкальный инструмент. Незнайка, а ты знаешь как он называется?
    - Пианино (фортепиано)!
    - Правильно. А ты умеешь на нем играть?
    - Нет(( Но, может умеют ребята? Давай попросим их что-нибудь нам сыграть!
    - Смотри Незнайка, когда мы нажимаем на клавиши, то приводим в действие молоточки, которые ударяют по струнам, и мы слышим звук. Чем толще струна, тем звук получается более глухой, низкий, а чем струна тоньше, тем наоборот, более звонкий. Красиво выглядит пианино изнутри, не правда ли!?

  8. Кстати, раз уж мы говорим с тобой о звуке. Как ты думаешь, есть ли у звука скорость?
    - Я не знаю.
    - А хочешь узнать?
    - Очень!
    - Для этого нам нужно воспользоваться эхофоном. Давай попросим ребят сказать в эту трубу какое-нибудь слово и послушать через какое время оно к нам вернется пройдя лабиринт из 110 метров трубы. (пробуем). И так Незнайка, скорость звука в воздухе 330 м.\сек. А наша ракета летит сейчас на сверхзвуковой скорости, т.е. ее скорость больше чем скорость звука!

А теперь давай-ка вернемся в кабину пилотов и посмотрим на открытый космос (идем в зал маятников).

  1. - Знайка! Смотри, смотри, сколько астероидов за окном! И как они двигаются, прямо как настоящая волна! (запускаем волновой маятник).

  2. - А посмотри вон туда Знайка. Видишь вон на той маленькой планете подвешены на ниточках четыре шарика? Давай подлетим к ним и посмотрим что это.
    - Хорошо Незнайка. Полетели.
    Друзья приземлились на маленькую необитаемую планету с названием Маятник.
    Вот, Незнайка, эти шарики называются маятник Ньютона, он передает энергию от одного шарика другому и возвращает ее обратно. Смотри (запускаем один шарик). А теперь давай попробуем запустить сразу два. Как ты думаешь, сколько подлетит на другом конце шариков? А теперь давай запустим сразу три. Это, Незнайка, закон сохранения энергии так действует - сколько шариков запустили, столько и подлетит на другом конце маятника.
    - Как это интересно, Знайка!

  3. А вот тут Незнайка, стоит математический маятник. Давай запустим его и посмотрим, какую фигуру он будет рисовать (запускаем). Какая это фигура, Незнайка?
    - Я не знаю((
    - Ребята, помогите незнайке. Что рисует маятник? (овал, элипс) Маятник трется о песок и постепенно останавливается, рисуя еще одну фигуру. А как она называется? (спираль). А математическим этот маятник называют, потому что его движения легко можно рассчитать с помощью математической формулы.

  4. А вот движения этого маятника уже более сложные (запускаем). Незнайка, давай спросим у ребят, почему он так двигается (ответ магниты).

  5. Но самый сложный маятник вот этот. Его движения не предсказуемы, поэтому он называется хаотический, а хаос значит беспорядочность. Давай запустим его и посмотрим (запускаем).

  6. - Ух ты, Знайка, это же йо-йо!
    - Ты прав, Незнайка. Наверное, сюда прилетают великаны с планеты Гигантия чтобы в него поиграть. Но научное название йо-йо «маятник Максвела». Давай посмотрим, как он работает (запускаем). Смотри Незнайка: под силой собственной тяжести маятник опускается вниз, а затем по инерции снова поднимается вверх. Он работает почти как вечный двигатель, только на него действует сила трения и сила притяжения, поэтому он через некоторое время все равно остановится.

  7. - Незнайка, а как ты думаешь, зачем нам нужны эти молоточки?
    - Не знаю. Но если я поднимаю и опускаю молоточек с одной стороны, то молоточек на другой стороне подлетает. Что же это происходит? Ребята, помогите мне! (передача энергии)

  8. - А сейчас перед нами стоячая волна, такую волну мы можем наблюдать только на этой планете. Смотрите, ребята, какая она красивая! (запускаем)
    - А я знаю, знаю!
    - Что ты знаешь, Незнайка?
    - Чем сильнее вращается нитка, тем больше волн мы видим.
    - Правильно! На нитку действует центробежная сила, и образуются вот такие красивые волны.

  9. - А теперь Незнайка давай продолжим изучать центробежную силу. Перед нами такой вот вращающийся диск. Похож он на карусель без сидений?
    - Да.
    - А как ты думаешь, Незнайка, что с тобой случится, если ты сядешь на эту карусель, а мы ее запустим?
    - Не знаю!
    - Смотри, у нас есть два таких вот колесика. Представим что одно я, а другое ты. Положим их на диск и включим (запускаем). Колесики улетели, их выкинула с диска центробежная сила. А можно ли сделать так, чтобы колесики не улетали с диска?
    - Хм… надо подумать… (ребята тоже думают). Да, я придумал. Нужно поставить колесико на ребро и придать ему центростремительное ускорение (запускаем).
    - Молодец Незнайка!

А теперь давайте вернемся в ракету. Нам нужно лететь дальше! (переходим в темный зал)

  1. Путь к планете Эйнштейниум проходил через коридор с темной материей, который должны были преодолеть наши смелые друзья. Влетев в этот коридор, первое, что они увидели, была странная планета-звезда. Она была вся прозрачная, а внутри нее сверкали молнии. «Посмотри, Незнайка», - сказал Знайка, - «это плазменная планета! Давай на нее приземлимся и потрогаем плазму руками, я слышал это совсем не больно!» Смотрим, трогаем шар.

  2. Далее их маршрут пролегал через мистический куб с бесконечными коридорами, и чтобы внутри него не заблудиться наши путешественники включили звездный радар. Ребята, а вы как думаете, почему в таком маленьком кубе, такие длинные лабиринты?

  3. Вылетев из зеркального куба, Незнайка и Знайка увидели указатель в виде лица знаменитого ученого Эйнштейна. Они хотели просто пролететь дальше, но когда двигались мимо этого лица, оно постоянно за ними следило. Они вернулись обратно и снова полетели мимо маски-указателя, и снова лицо продолжало за ними следить. Друзья испугались, но потом Знайка вспомнил про «эффект наблюдателя» и рассказал Незнайке про то, что если зрачки в глазах будут находиться точно по центру глаз, то будет казаться, что неживое изображение становится живым и следит за всеми кто мимо проходит. Ребята, а за вами следит эта маска?

  4. Вскоре перед нашими путешественниками открылось новое чудо - маленькая планета, вокруг которой вращалось три луны - зеленая, синяя и красная. Друзья решили прогуляться по этой планете, а когда приземлились, были очень удивлены, потому что вместо обычной тени они увидели под собой целую радугу! «ДЕФРАКЦИЯ!» - торжественно воскликнул Знайка. А Незнайке было не до этого, он увлекся игрой цвета.

  5. Следующим открытием для Незнайки стала «черная дыра» - она поглощала всё: свет, цвет, всякие вещи. Всё, что попадало в эту «черную дыру» переставало быть видимым. Ребята, почему же так происходит, почему в этом ящике всё исчезает, если заглядывать через дырочку?

  6. Через некоторое время друзья снова увидели указатель с лицом Эйнштейна, только теперь он уже был другой, когда на него смотрели издали, то он был похож на настоящее объемное лицо. Вы это тоже видите?

  7. Подлетая к планете Эйнштейниум нашим путешественникам нужно было преодолеть странное препятствие - ворота из электрической дуги. Друзья, давайте поможем нашим путешественникам пролететь через эти ворота! Как им это сделать? (соглашаемся на любую версию и идем дальше).

Наконец-то наши путешественники добрались до планеты Эйнштейниум (зал магнитов).

  1. Смотрите, вот их ракета, которая зависла на какое-то время в воздухе (включаем ящик), немного покачалась из стороны в сторону (качаем), и плавно приземлилась на землю (выключаем).

  2. [сразу же включаем левитатор и подвешиваем диск, чтобы держался] Чтобы люк у ракеты открылся (показываем на подвешенный диск), ракета должна пройти декомпрессию, т.е. давление внутри ракеты должно стать таким же как снаружи. [незаметно выключаем, диск отваливается] Декомпрессия пройдена, люк открыт, вещи выгружены - можно отправляться в путешествие!

  3. Незнайка со Знайкой поселились в гостиницу. Им выдали странный ключ от номера, вот он перед нами. Кто может помочь Незнайке открыть дверь? Для этого нужно ключ поочередно вставить в круг, квадрат и треугольник.

  4. После гостиницы наши туристы поехали на своем оранжевом автомобиле, который они привезли с собой, осматривать окрестности. Но вот перед ними возник обрыв, а внизу текла река. Нужно было как-то его переехать. Оба берега оказались сделанными из магнитов, и тогда Знайка набрал много-много металлических колечек, которые лежали на берегу и попросил Незнайку эти колечки бросать от одного берега к другому. Таким образом, вскоре получился мост. Давайте поможем нашим путешественникам построить магнитный мостик.

  5. Они переехали по магнитному мосту на другую сторону и увидели 5 разных конусов. Знайка решил подшутить над Незнайкой и попросил его попробовать поднять каждый конус за макушку. Как думаете, смог ли Незнайка это сделать? Давайте тоже попробуем!

  6. Оранжевый автомобиль лихо въезжал в горы, и быстро спускался с них, это очень нравилось друзьям. А как вы думаете, какие колеса были у этого автомобиля, раз он очень быстро спускался вниз - вот такие как это (грузики у центра) или как это (грузики по краю)? Давайте проверим (запускаем колеса).

  7. В парке аттракционов друзья катались на гиперболоиде вращения, который легко проходил через кривую дырку в стене.

  8. Затем они катались на супер-лифте, который то поднимался, то опускался вниз.

  9. А когда они катались на местных одноколесных велосипедах-гироскопах, то узнали о том, что такое гироскопический эффект, который мы просто называем равновесием. Ребята, хотите ощутить равновесие в своих руках? Тогда возьмите это колесо, раскрутите его и попробуйте наклонять его в стороны. Вы почувствуете, как оно будет вам сопротивляться и опять вставать ровно - такое колесо называется гироскоп.

  10. Но веселое путешествие Незнайки и его друга Знайки подошло к концу. Им нужно было снова загружаться в ракету и лететь обратно домой, чтобы успеть к началу праздника. Вот только чтобы улететь с планеты Эйнштейниум, им нужно было разогнать свою ракету. Для этого они нашли две горки, с которых можно было разогнаться и взлететь. Вот только никак не могли выбрать по какой горке они быстрее разгонятся. Давайте им поможем, и отправим наших друзей домой, а сами пойдем продолжать наш праздник! (запускаем шарики и заканчиваем экскурсию)

© 2010-2022