Программа экскурсии по биологии в летний период

Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Детский экологический центр










Программные экскурсии

по биологии

для общеобразовательных школ

для 6- 10 классов










Разработал: педагог дополнительного

образования детей

Пантелеева Н.А.






Сарапул

2013 год


Добро пожаловать на увлекательные экскурсии

в « Детский Экологический центр»!!!


Наши экскурсоводы - сотрудники сада, профессиональные биологи, экологи и растениеводы, хорошо знающие наш сад.

НОВИНКА!

Впервые в экологическом саду проводятся экологические экскурсии-уроки, с учетом школьной программы «Биология» по следующим темам:

Экскурсии в программе 6 класса.

Растения сада. Уход за садом. Значение искусственных экосистем в жизни человека.

Экскурсии в программе 7 класса.

  • Многообразие растений.

Экскурсии в программе 8 класса.

  • Видовое разнообразие живых организмов сада.

Экскурсии в программе 9 класса.

  • Многообразие сортов растений сада.

Экскурсии в программе 10 класса.

  • Результаты естественного и искусственного отбора.

Как заказать экскурсию?

Все экскурсии в саду проводятся только по предварительному заказу по телефону 2-29-55

Заказы по телефону принимаются в будние дни с 8:30 до 16:00

Просим учесть, что в период осенних школьных каникул экскурсии по саду пользуются особой популярностью, и заказывать их имеет смысл достаточно заблаговременно.

Посетители с ограниченными возможностями

По особой договоренности проводятся бесплатные экскурсии для групп посетителей с ограниченными возможностями.

Стоимость экскурсионных билетов:

Осуществляется за счет добровольных взносов граждан, спонсорской помощи.

Для более грамотного и лучшего усвоения информации рекомендуется группа для посещения не более 15 человек.




Любой уголок природы,

даже в городе,
может дать человеку и образование, и
экологическую мудрость.



В последние годы необходимость пересмотра отношений к окружающей среде осознана на мировом уровне.

Современная экологическая ситуация определяет настоятельную необходимость формирования нового экологического мышления, «экологизации» всех наук и сфер человеческой деятельности, поэтому так актуальна проблема всеобщего экологического образования и воспитания. Для повышения его эффективности необходимо дополнить базовое образование в этой области дополнительными формами, вовлекать учащихся в разнообразные виды деятельности, использовать взаимосвязь классно-урочных, внеклассных и внешкольных форм работы.

Экологическое воспитание и образование в современных условиях должно обеспечить следующее:

  • расширение экологических знаний учащихся.

  • привитие навыков экологической культуры.

  • развитие потребностей гармоничного общения с природой.

  • установка стабильного интереса к экологическим особенностям своей местности.

  • выработка потребности поддерживания собственного экологического здоровья личности.

Цель экологического воспитания: создание условий для развития чувства сопричастности к решению экологических проблем через включение учащихся в различные виды деятельности по изучению и улучшению местной экологической обстановки.

Опытно-экспериментальная летняя практика обучающихся классов естественнонаучного профиля является связующим звеном интеграции биологии и географии. Проведение практики осуществляется в ходе организации и проведения экскурсий.

Экскурсия - одна из форм организации учебно-воспитательного процесса в школе.

Во время экскурсий происходит накопление у школьников правильных представлений о природных и хозяйственных объектах и явлениях, что служит основой для формирования физико-географических и эколого-биологических понятий. На экскурсиях на природу учащиеся овладевают многими умениями, прежде всего умениями вести наблюдения, анализировать наблюдаемые ими географические и биологические объекты и хозяйственную деятельность людей. Вырабатываются навыки охраны и рационального использования природных ресурсов. Именно работа по охране природы позволяет учащимся увидеть и понять на практике сложные и многогранные связи взаимодействия природы и хозяйственной деятельности человека.

Одна из важных задач работы в природных условиях- выявление объектов природы, подлежащих особой охране. В соответствии с Законом об охране природы Российской Федерации режим охраняемых территорий устанавливается для памятников природы (отдельные геологические обнажения, пещеры, исторически и биологически ценные деревья и т.п.) и охраняемых урочищ (лесные массивы, озера, участки речных долин, побережья водохранилищ, участки ценных степей, места обитания редких животных и т.п.). Помимо чисто природных объектов необходимо охранять и ценные культурные ландшафты - парки, сады и т.д. Особо следует учитывать памятники историко-мемориального значения, к числу которых чаще всего относятся природные объекты, связанные с историческими событиями, жизнью и деятельностью выдающихся лиц.

Однако во время учебного процесса проведение учебных экскурсий становится невозможным ввиду многочисленности класса, урочной системы обучения. Таким образом, изучение природных и хозяйственных объектов и явлений целесообразно проводить в ходе организации опытно-экспериментальной практики

Цель: Обеспечение единства обучения, внеклассной воспитательной работы, общественно полезной деятельности учащихся по исследованию и охране окружающей среды.

Задачи:

  • организовать различные виды деятельности обучающихся по изучению, сохранению и улучшению окружающей среды своей местности;

  • повысить уровень интеллектуального развития через практическое применение общеучебных знаний, умение и навыков по биологии;

  • обеспечить творческую самореализацию учащихся в экскурсионной деятельности;

  • научить обобщать, анализировать, находить закономерности и противоречия, делать выводы;

  • сформировать экологическую культуру.

При непосредственном изучении местности учащиеся убеждаются, что природные компоненты существуют не изолированно друг от друга, а образуют природные территориальные комплексы и экологические системы. Изучение взаимосвязей между слагающими компонентами подводит школьников к пониманию того, что основной закономерностью природно-территориальных комплексов и экосистем является их целостность. Изменение одного из компонентов неизбежно вызывает изменение всех остальных; при этом могут возникнуть необратимые процессы. Познание закономерностей развития и процессов, происходящих в природе, способствует формированию мировоззренческой убежденности учащихся и осознанию необходимости бережного отношения к природе и ее естественным ресурсам.

Таким образом, учебные экскурсии составляют важное звено в системе обучения биологии. Содержание экскурсий, практических работ и выясняемых причинно-следственных связей усложняется от класса к классу, наращивается степень трудности заданий, предусмотренных программой и способствующих последовательному формированию биологических и географических понятий.

Каждая экскурсия состоит из трех периодов:

  1. подготовительного;

  2. полевого;

  3. камерального.

Подготовительный период проводится на вводном занятии и включает:

а) выбор района для изучения природы;

б) составление заданий микрогруппам.

В этот период происходит деление отряда на микрогруппы по 5-6 человек. В ходе каждой экскурсии группы выполняют задания.

Полевой период осуществляется во время экскурсии. Состоит из изучения природных комплексов и экосистем, наблюдения за их развитием. Изучение природных комплексов проводится методами наблюдения, описания, сбора природного материала.

Работа на местности начинается со вступительной беседы, в которой ставятся задачи исследования и кратко характеризуются природные комплексы и экосистемы в данном районе.

Камеральный период. После завершения полевой части работы каждая микрогруппа приступает к обработке и оформлению полученного материала.

Каждый отряд в зависимости от выполненного задания оформляет графические материалы (графики, рисунки, фотографии), составляет коллекции почв, гербарий.

КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:

Пантелеева Н.А.

СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРЕКТА: 2013 год.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА.

  1. Креативный (апрель). Разработка концепции Проекта, определение основных целей и задач, изучение имеющегося методического материала, обобщение опыта реализации предыдущих аналогичных проектов, организация взаимодействия с государственными органами и общественными организациями.

  2. Планировочный (апрель, май). Разработка планов реализации Проекта.

  3. Организационный (май). Назначение ответственных для реализации Проекта, поиск и привлечение финансовых ресурсов, подготовка материальной базы и формирование контингента.

  4. Деятельный (июнь- октябрь 2013 год). Собственно реализация Проекта в соответствии с заявленными целями, задачами и разработанными планами.

  5. Итоговый. Подведение итогов и анализ проделанной работы.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ у экскурсовода:

  1. Умение видеть результаты своего труда

  2. Развитие организаторских способностей

  3. Получение навыков исследовательской и аналитической работы.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ у экскурсантов:

  1. Повышение уровня знаний по экологии у детей;

  2. Развитие логического мышления через осознание причинно-следственных механизмов экосистемы;

  3. Освоение детьми трудовых навыков и умений по уходу за живыми объектами

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ ЗАТРАТЫ И ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ.

Финансирование Проекта осуществляется за счет средств самообложения, добровольных взносов граждан, спонсорской помощи.








6 класс

Тема:

Растения сада. Уход за садом. Значение искусственных экосистем в жизни человека.

Цели:

1.Восстановить в памяти учащихся и расширить знания, полученные ими на уроках для понимания выполняемой работы; сформировать умения и навыки работы с секаторами, садовыми ножовками, ножницами;
2. Уметь проводить сравнение, распознавание жизненных форм растений;
3. Закрепить правила личной гигиены и безопасности труда на учебно-опытном участке.

Оборудование: карточки-задания, сельскохозяйственный инвентарь: секаторы, садовые ножовки и ножницы; мел.

Место проведения: детский экологический центр.
Практическая работа состоит из двух частей: теоретической и практической.

I. Теоретическая часть.

Занятие начинаю с беседы, в ходе которой закрепляю знания учащихся о побеге:
• строение почек;
• развитие побега из почки;
• рост стебля в длину и ширину;
• передвижение минеральных веществ по стеблю.

II. Практическая часть.

1) Работа по карточкам.
В ходе занятия учащиеся приобретают навыки по определению деревьев и кустарников.
Например, в карточку-задание №1, включаю следующее:
1. Определить растение по силуэту, почкам и описанию.
2. Отгадать загадку о кустарнике.
3. Найти растение №1 по силуэту и почкам в саду.

2) Техника обрезки и формирования кроны.

Затем показывается на одном из кустарников все приемы работы и объясняется техника их выполнения, указывая на ошибки, которые могут возникнуть.

Например, у вишни, чтобы получить у кустарника форму деревца со штамбом и кроной, нужно оставить один стебель (остальные срезать), обрезать у него все нижние побеги и выщипать почки до нужной высоты, а для получения разветвлений из боковых почек срезать верхушку стебля. При этом обращаю внимание на сложность и ответственность обрезки, которая в производственных условиях (садах, парках, скверах) проводится под руководством специалистов.

3) Садовый инвентарь.

На следующем этапе работы идет ознакомление учащихся с садовыми инструментами:
• секатором,
• садовой ножовкой,
• садовыми ножницами.
с их устройством, назначением, правилами безопасной работы с ними.

4) Самостоятельная работа.

Познакомившись с садовыми инструментами и повторив с учащимися правила по технике безопасности, школьники переходят к самостоятельной работе по обрезке и формированию кроны деревьев.

В ходе работы дети вначале намечают мелом места обрезки у растений, и после этого под наблюдением проводят обрезку, соблюдая правила безопасности при работе с режущими инструментами.

Во время обрезки кустарников обращаю внимание учащихся на соблюдение аккуратности в работе, на то, чтобы не повредили кору деревьев, удаляли отмершую кору и сухие ветки.

III. Проверка усвоения знаний.

По окончании самостоятельной работы проводится проверка усвоения знаний, используя следующие вопросы:

  • какое значение имеет обрезка для формирования кроны;

  • из какой темы уроков пригодились сегодня знания;
    какие садовые инструменты используют при обрезке растений;

  • как пользоваться этими инструментами?

IV. Итог проверочной работы.
Выявляется лучшая работа по правильности обрезки, эстетическому виду, как пример работы учащихся.

7 класс

Тема: Многообразие растений.

Разнообразие цветковых растений, их мест обитания. Весенние и летние явления в жизни растений.

Задачи экскурсии:

  • продолжить формирование понятий о взаимосвязи растительного организма с окружающей средой, его целостности и саморегуляции;

  • на основе знаний о строении и функционировании органов цветкового растения подвести учащихся к пониманию приспособительных признаков, вырабатываемых у растений под воздействием комплекса факторов неживой природы;

  • раскрыть необходимость приспособленности растения как условия жизни в различные сезоны года;

  • показать их относительный характер, особенно при активном вмешательстве человека в среду обитания растения;

  • на примере местной флоры в весенний период раскрыть ее разнообразие, выделив важнейшие признаки приспособленности трав, кустарников и деревьев;

  • продолжить формирование умений выделять главное в наблюдаемых явлениях у объектов;

  • способствовать переходу учащихся с первого уровня познавательной самостоятельности на второй творческий (перенос способов действия);

  • выработать у школьников потребности обогащать свою духовную сферу деятельности через цвета, запахи, формы растений, а также такие качества, как настойчивость, подчинение личных желаний коллективным;

  • воспитать чувства меры, ответственности и доброжелательности;

  • научить преодолевать трудности в работе.

Экскурсию необходимо проводить в период цветения многолетних травянистых растений (примерно через неделю после начала цветения мать-и-мачехи на открытых склонах).

Оборудование:

  • блокноты с заданиями;

  • лупы ручные;

  • рулетки;

  • линейки;

  • нож;

  • копалка;

  • папка для растений;

  • термометр;

  • фотоаппарат.

Каждое звено получает все задания.

Задание 1

На первой остановке заполнить таблицу.

Время года

Длина дня

Температура воздуха

Освещенность

Наличие облаков

Высота солнца над горизонтом

Сравнить явления, наблюдаемые весной и летом, с другими временами года (осень, зима). Описать периоды весны и лета.

Задание 2

На площадке площадью 10 м2 определить количество цветущих экземпляров травянистых растений. Сравнить количество растений, цветущих на открытом и затененном месте. Установить причины различия.

Задание 3

1. Из растений сада сделать гербарий

2. Под заголовком "Простые листья" приклеить в тетради 2 - 3 про-

стых листа и подписать названия.

3. Под заголовком "Сложные" листья приклеить в тетради 2 - 3 слож-

ных листа и подписать названия.

4. Все листья отделить на листья однодольные и

листья двудольные (по жилкованию).

5. Под заголовком "Листья с сетчатым жилкованием" приклеить 2 - 3

листа и подписать названия.

6. Под заголовком "Листья с параллельным и дуговым жилкованием"

приклеить 2 - 3 листа и подписать названия.

7. Нарисовать простой лист и стрелкой указать его части.

8. Нарисовать сложный лист и указать его части.

Установить различия в росте и развитии однолетников и многолетников (травянистых растений), пользуясь следующими признаками: высота растений, наличие листьев, их количество, форма, размеры, окраска, способы опыления, наличие корней и подземных органов (рассматриваемое растение сопоставляют с гербарным экземпляром). Данные занести в таблицу.

Характеристика растений

Названия растений

Продолжительность жизненного цикла

Место произрастания (температура воздуха, освещенность)

Наличие цветка

Наличие листьев

Корневая система

После заполнения таблицы ответить на вопросы:

  • каковы особенности ранневесенних растений (количество, размеры, частота встречаемости, цветение, появление листьев, окраска цветков, посещение их насекомыми)?

  • каковы причины быстрого роста и развития ранневесенников (запас питательных веществ, местонахождение, наличие весенней влаги, тепла, света).

Задание 4

Установить приспособительные признаки к неблагоприятным условиям (резкие перемены погоды, температура, ветер, снег).

Задание 5

Установить приспособление к опылению однолетних и многолетних травянистых растений, цветущих весной и летом.

После выполнения пяти заданий ответить на вопрос: каковы биологические особенности травянистых раннецветущих растений? Ответ записать в тетрадь при составлении отчета по экскурсии.

Задание 6

Провести наблюдения за кустарниками и деревьями по следующей схеме: название растения, жизненная форма, наличие цветков (одиночные или соцветия), наличие листьев, однодомное или двудомное растение, способы опыления.

После выполнения задания указать:

  • причины зацветания деревьев до распускания листьев или одновременно с их распусканием;

  • признаки приспособления к опылению;

  • названия растений, опыляемых ветром, насекомыми;

  • биологические особенности древесных и кустарниковых форм растений;

  • Назвать признаки осени, зимы и весны.

  • Какие явления характерны для растений в весенний, зимний и весенний периоды?

  • Какие растения называются подснежниками?

  • В каких произведениях искусства отражена весна и лето и их признаки?

Продолжить наблюдения за биологическими особенностями раннецветущих растений (накопление питательных веществ с прошлого года, приспособление к размножению, короткий период цветения и т.д.) можно на примере кустарников и деревьев, добавляя специфику в их биологию, обращая особое внимание на обилие пыльцы, строение цветков и соцветий, однодомность и двудомность.

В заключительной беседе обсуждаются данные наблюдений каждого звена. Вопросы можно свести к трем группам:

  • биологические особенности цветковых растений;

  • система охранных мер; значение растений в природе и жизни человека.

8 класс

Тема: Видовое разнообразие живых организмов сада.

План.

1.Название вида.

2.Систематическое положение.

3.Особенности внешнего строения.

4.Приспособленность к жизни в данном биоценозе.

5.Питание.

6.Тип и сроки размножения.

7.Схема пищевых связей.

8. Роль в биогеоценозе.

Целью экскурсии является:

а) изучение видового разнообразия живых организмов, населяющих сад.

б) распределения растений и животных по ярусам.

в) изучение различных видов взаимосвязи между организмами.

Оборудование и оформление: блокнот (тетрадь) для записей и зарисовок, карандаш (ручка), инструктивные карточки, фотоаппарат, коробочки, баночки, небольшие сумочки, экскурсионные лупы.

Сад как экосистема характеризуется устойчивым взаимодействием всех живых организмов. Микроклимат сада более мягкий. В саду накапливается большое количество опада, который разлагается с различной скоростью. Всё это создаёт специфические условия для его обитателей.

Пространственная структура биогеоценоза сада.

В саду выделяют 7-8 ярусов. Первый ярус образуют деревья: сосна, ель и др. Второй ярус составляют менее высокие деревья: липа, клён, берёза, яблоня и др. Третий ярус образован кустарниками: лещина, калина, облепиха. Четвёртый и пятый яруса представлены травянисто-кустарничковым и мохово-лишайниковым покровом. Шестой ярус - лесная подстилка, седьмой и восьмой ярусы- почвенные.

Верхний ярус характеризуется ярким светом в течение круглого года, резкими колебаниями суточных и сезонных температур, влажности. Здесь главным фактором выступает ветер. Поэтому растения живущие здесь, обычно ветроопыляемые. Для животных, размещающихся здесь, характерны суточные миграции в пределах крон растений: многочисленные гусеницы, жуки-листоеды, клопы в самое жаркое время перемещаются внутрь кроны, а по мере снижения жара, вновь мигрируют к периферии .

Несколько иные условия жизни будут для организмов 2 и 3 ярусов. Кроны растений первого яруса затеняют нижележащие растения и создают условия более мягкого ровного климата. Растения этих ярусов теневыносливы, почти все насекомоопыляемые.

Среди обитателей средних ярусов многочисленны насекомые: листоеды, пчёлы, осы, шмели, мухи, слепни, бабочки, тли. Все они питаются нектаром, листьями, соком растений. Многочисленны пауки, а на стволах деревьев личинки жуков, питающиеся корой и древесиной. Важным компонентом этих ярусов являются птицы. Среди них есть плодоядные (сойка, оползень, щегол); насекомоядные, уничтожающие летающих насекомых или стволоедов, собирающие насекомых с листьев: большая синица, дрозды-рябинники, зяблик, пеночка-трещотка, малый пёстрый дятел и др.

Четвёртый ярус представлен травянистыми растениями, большинство из них имеют теневую структуру листьев. Светолюбивые растения здесь представлены лишь в виде эфемеров и эфемероидов успевающих расцвести и опылиться в краткие сроки.

Среди животных, обитающих в пятом ярусе многочисленны растительноядные насекомые фитофаги: жуки листоеды и их личинки, различные виды клопов, листовёрток, молей, огнёвки, хищные пауки.

Находящаяся подстилка из опавших листьев образует шестой ярус. В нём обитают клещи, грибы, бактерии и др., Кроме этого встречаются много видов питающихся опадом листьев, плодов - т.е. сапрофаги: дождевые черви; копрофаги, питающиеся помётом животных: жуки-навозники. Типичными здесь являются хищные жужелицы.

Седьмой и восьмой яруса - почвенные, заполнены корнями растений. Органические вещества поступают в почву при разложении подстилки из листьев. Здесь организмы представлены в основном бактериями, грибами, клещами, круглыми червями, личинками жуков и др.,

Из всего сказанного можно сделать вывод, что ярусы в биогеоценозе различаются не только высотой, но и составом организма, их экологии и той ролью, которую они играют в жизни всего сообщества.

Между различными видами в биоценозе возникают определённые связи, основной формой которых служат пищевые взаимоотношения, на базе последних формируются пищевые цепи.

Видовая структура биогеоценоза.

Наш сад характеризуется определённым видовым составом. В котором одни виды представлены большим числом особей, а другие виды встречаются редко.

В связи с разнообразием условий среды, в саду многообразен и видовой состав животных. Знакомство с животными целесообразно начать с птиц и насекомых, которых всегда можно встретить на экскурсии. Это такие виды как кукушка, большая синица, мухоловка-пеструшка и др. На вершинах деревьев обычны серая ворона и сорока. Об этих птицах могут рассказать ученики, подготовившие заранее свои сообщения. Можно предложить своим учениками понаблюдать за каким-нибудь одним видом птиц, отметив некоторые моменты поведения: где она держится, где кормится, как передвигается и т.д.

Из земноводных в саду обитают четыре вида: травяная лягушки, серая и зелёная жабы. О них также могут рассказать ученики.

Из пресмыкающихся - прыткая ящерица.

Млекопитающие сада немногочисленны: это крот обыкновенный, лесная мышь, рыжая и обыкновенная полёвка.

Богат и разнообразен мир насекомых в саду. Многие из них являются вредителями лиственных пород. На листьях яблони встречаются яблоневая плодожорка, а на листьях орешника - ореховый трубковёрт. В саду можно увидеть листья, свёрнутые в более крупные трубки - это работа личинок листовёрток, в них находятся куколки бабочек. На стволах деревьев формируется комплекс животных питающихся древесиной: это личинки и имаго короедов, усачей , древоточцев и др..

Здесь же встречаются хищные насекомые, которые охотятся за личинками. Это различные виды ос. Но большее количество вредителей сада уничтожают пауки и муравьи. На полянах обильны различные виды бабочек: шашечниц, перламутровок, бархатниц, капустницы.

В подстилке и в верхних слоях почвы можно встретить различные виды жужелиц, щелкунов, мертвоедов, навозников, могильщиков, божьих коровок и другие.

Познакомившись с видовым составом биогеоценоза сада можно сказать, что он достаточно многообразен. На основании изученных трофических групп учащиеся должны составить пищевые цепи в данном биогеоценозе, используя известные виды животных и растений.


Инструктивная карточка №1

Изучить расположение деревьев и кустарников на площадке и составление схемы (вид сверху).


  1. 10м.10м. Определить характер размещения деревьев на участке.

  2. Определите особенности расположения кустарников на участке.

  3. Введите условное обозначение для каждого вида деревьев и кустарников.

  4. 10 см. размещение видов по территории (вид сверху).

  5. Начертите схему в масштабе 1: 10


Например:

Программа экскурсии по биологии в летний период




1 - сосна обыкновенная

2 - дуб обыкновенный

3 - клен остролистный

4 - осина

5 - малина обыкновенная

6 - вишня степная

7 - бузина красная

8 - бересклет бородавчатый






9 класс

Тема: Многообразие сортов растений сада.


Цель: Углубить знания о культурных растениях, их происхождении, о значении культурных растений в жизни человека.

Задачи:

1. Познакомить учащихся с новыми понятиями. Рассмотреть классификацию культурных растений. Познакомится с отдельными представителями культурных растении их значение в жизни человека.

2. Развитие внимания памяти, логического мышления.

Активизация воображения, мыслительной деятельности.

3. Создание эффекта необычности, для мотивации обучения.

4. Воспитание бережного отношения к окружающей природе.

Оборудование и оформление: блокнот (тетрадь) для записей и зарисовок, карандаш (ручка), инструктивные карточки, фотоаппарат, коробочки, баночки, небольшие сумочки.

ХОД экскурсии

1) Объявляется тема, цели урока. Изучение нового материала состоит из двух частей: первая - беседа, в ходе которой закрепляются ранее изученные понятия и объясняются новые; вторая - самостоятельная работа учащихся.

В начале беседы перед учащимися ставится вопрос: Что такое культурные растения?

Детьми выдвигаются различные версии.

Используя их необходимые свойства, человек с помощью науки селекции (-науки занимающейся выведением новых сортов растений) начал «одомашнивать» дикорастущие растения, что и привело к появлению культурных растений.

2) Рассматривается классификация культурных растений.

Группы культурных растений:

-Овощные культуры - Технические

-Зерновые - Декоративные

-Плодовые - Лекарственные

-Кормовые

Выделяются особенности каждой группы растений и их значение в жизни человека. Выбирая наиболее интересное растение, из предложенного списка, приводятся интересные факты из истории этого растения.

На опытном участке экскурсовод рассказывает о различных сортах культур.

Овощные культуры :

- Огурец

-Томат

- Свекла

- Морковь

- Картофель

Зерновые культуры :

-Пшеница (

- Ячмень

- Овес (

Плодовые культуры:

- Вишня (

- Земляника (

- Груша (

Технические культуры :

-Хлопок (

- Лен (

-Подсолнечник (

Бобовые культуры :

- Бобы (

- Фасоль (

-Горох (

Лекарственные культуры :

- Календула (

- Ромашка (

- Мелисса (

Декоративные культуры :

В ходе выполнения этого задания заполняется таблица:

Название растения

Группа

Использование человеком


Второе задание для детей. Разделить названные растения по группам:

Подсолнечник, картофель, лен, огурец, тыква, горох, ячмень, свекла, пшеница, яблоня, смородина, клевер.

Третье задание для детей. Изучение особенностей растений семейства Тыквенные.

Цель работы: ознакомиться с различными тыквенными растениями и

выявить у них характерные общие признаки, свойственные семейству Тыквенные.

Материалы и оборудование:

препаровальная игла, клей, ножницы, целое растение.

Ход работы:

1. Найти основные части растения.

2. Определить количество частей цветка и написать его формулу:

п - (указать количество плодников),

т - (указать количество тычинок),

л - (указать количество листков в венчике),

ч - (указать количество чашелистиков в чашечке).

3. Рассмотреть строение одной тычинки. Есть ли срастание? Где? Най-

ти части тычинки. Что созревает внутри пыльника? Какое значение имеет

пыльца?

4. Рассмотреть строение плодника и найти его части. Разрезать завязь и

найти в ней семяпочки. Сколько их? Каково значение завязи и семяпочки?

5. Рассмотреть завязь в отцветших цветках и проследить постепенное

превращение завязи в плод.

  1. Рассмотреть один плод, раскрыть и изучить его строение.

  2. Определить группу. Сколько семян? Каким способом они распространяются? Как это доказать?

В конце занятия по результатам работы проводится беседа с ученика-

ми. Они отвечают на следующие вопросы: Сравните цветки тыквы,

кабачка. Какие из них имеют большее сходство друг с другом? В

чем оно проявляется? Можно ли объединить в одну группу эти растения?









  1. класс

Тема: Результаты естественного и искусственного отбора.

Задача:

Увязать экскурсию на участок с предстоящим изучением темы о селекции, выяснив ее влияние на качество усвоения селекционных понятий. В дальнейшем изучении программного материала по патриотическому и нравственному воспитанию школьников.

Оборудование и оформление: блокнот (тетрадь) для записей и зарисовок, карандаш (ручка), инструктивные карточки, фотоаппарат, коробочки, баночки, небольшие сумочки. Для ознакомления с разнообразием сортов культурных растений, факторами их эволюции, методами селекции предлагается использование коллекционные участки полевого и овощного отделов нашего сада.

Летом и осенью важно организовать селекционные экскурсии учащихся на учебно-опытный участок, где имеются сельскохозяйственные культуры, с целью ознакомления учащихся с сортами культурных растений, их хозяйственно-полезными признаками, условиями возделывания и сведениями по селекции этих культур. При этом возникает возможность обратить внимание учащихся на достижения тружеников местного сельскохозяйственного производства, назвать имена лучших из них.


План проведения экскурсии по теме: «Селекция растений»

Основное содержание экскурсии

Методы и методические приемы

1

Вводная часть (определение темы, цели и задач экскурсии)

Объяснение, беседа. Запись в тетради

2

Разнообразие сортов полевых культур (хозяйственно-полезные свойства местных сортов)

Беседа, пояснение с элементами рассказа, показ растений

3

Разнообразие сортов овощных или декоративных культур

Самостоятельная работа

Работа в тетради

4

Факторы селекции

Беседа, демонстрация опытных растений, обобщение

5

Методы селекции (отбор, гибридизация, мутагенез)

Рассказ с элементами беседы, объяснение, обобщение, демонстрация опытных растений

6

Самостоятельный сбор материалов для гербаризации, коллекций; наблюдения за сортами

Закладка образцов, записи в тетради, зарисовка, фотографирование

Заключительная часть

Обобщение, краткие выводы

Перед выходом на учебно-опытный участок проводится вводная беседа о селекции, обращая внимание на многообразие сортов культурных растений, на их характерные хозяйственнно-полезные признаки; факторы, обеспечивающие развитие и совершенствование форм из природы, первоначальные сведения о методах, селекционной работы.

Во время экскурсии демонстрируется коллекции полевых и овощных культур, останавливаясь на тех признаках, которые сформировались в результате приспособления растений к практическим нуждам человека. При этом следует обратить внимание на сорта, которые культивируются в местных хозяйствах, на приусадебных и дачных участках. Далее рассказывает о том, что совершенствованием существующих и созданием новых сортов растений и пород животных занимаются ученые-селекционеры.

Затем экскурсанты переходят к делянкам отдела биологии, где выясняют, каким образом, осуществляется селекционный процесс. В беседе с учащимися экскурсовод уточняет, что ведущим фактором эволюции культурных растений является искусственный отбор на основе наследственной изменчивости, но при этом подчеркивает, что необходимо иметь в виду и влияние производственных и природных условий. Затем, демонстрируя опытные растения, кратко рассказывает о методах отбора, гибридизации, получении исходного материала путем индуцированного мутагенеза. После этого ученики приступают к сбору образцов сортов растений в соответствии с полученными ранее заданиями.

Заключительная часть экскурсии включает краткий обзор собранного учащимися материала.

Экскурсия организуется с учащимися десятых классов. Данная подготовительная работа включает задание по повторению материалов об искусственном отборе из общей биологии; обеспечение необходимым для сбора натуральных объектов оборудованием; оформление записей.

Экскурсию начинают с вводной беседы, в которой важно нацелить учащихся на то, что основная задача экскурсионно-учебного занятия - познакомиться с сортами овощей (на примере капусты) как ботаническими и хозяйственными единицами, являющимися продуктами человеческой деятельности и обладающими хозяйственной ценностью. Далее в беседе с учащимися уточняется, какое народно-хозяйственное значение имеют овощные культуры, выясняют, почему сорта культурных растений представляют собой фактор повышения продуктивности, играющий важное значение в производстве продуктов питания и промышленного сырья. После этого школьники под руководством учителя выходят на сельскохозяйственные овощные участки, где приступают к изучению биологических и хозяйственных признаков сортов.

В ходе работы учащихся следует подвести к выводу о том, что сорт - это внутривидовая совокупность наиболее сходных особей с устойчивыми биологическими показателями и хозяйственной ценностью.

Рассматривая растения конкретных сортов, рекомендуется обращать внимание учащихся на неоднородность кочанов капусты (по размеру, форме, цвету), что свидетельствует об изменчивости признаков у организмов. Далее следует перейти к анализу факторов и отметить, что влияние определенных условий выращивания обуславливает наилучшее проявление признаков и свойств растений у каждого сорта.

Продемонстрировать в ходе экскурсии непосредственно методы селекционной работы с овощными культурами на изучаемом материале сложно, поэтому важно организовать беседу, в процессе которой раскрыть вопросы создания новых и улучшения существующих культурных растений путем отбора, гибридизации, искусственного мутагенеза.

На опытном участке экскурсовод рассказывает о разновидностях культур.

Овощные культуры :

-Томат (обыкновенные, штамбовые и картофельные).

- Свекла (кормовая, сахарная, желтая овощная, красная овощная).

- Тыква (твердокорая, крупноплодная).

- Капуста (белокочанная, краснокочанная, савойская, пекинская, брюссельская, кольраби, цветная, брокколи).

- Лук (репчатый, батун, порей, шнитт).

Зерновые культуры :

- Ячмень (двурядный, шестирядный)

Плодовые культуры:

- Земляника (лесная, садовая).

- Яблоня (садовая, лесная).

Технические культуры :

- Лен (

- Подсолнечник (

Бобовые культуры :

- Фасоль (вьющаяся, стручковая).

В ходе выполнения этого задания заполняется таблица:

Название растения

разновидность

рисунок




В заключение работы школьники должны сделать вывод о том, что работа по созданию новых сортов сложная, требует хороших знаний, умений, опыта, тщательного изучения исходных организмов; достижение максимально возможных показателей сортов обеспечивается при создании оптимальных условий их культивирования в результате напряженного и самоотверженного труда работников сельскохозяйственного производства.

Проводимую экскурсию важно использовать для усиления воспитательного воздействия на учащихся, раскрывая не только сортовое разнообразие культурных растений, но и роль селекционеров, в руках которых находится успешная реализация заложенных в сорте потенциальных биологических и хозяйственных возможностей, обеспечивающих получение высоких урожаев.

После проведения экскурсии учащиеся пишут отчет по следующей схеме:

  • Биологические и хозяйственные признаки сортов овощных культур.

  • Методы, используемые для улучшения и создания культурных форм.

  • Состояние местного хозяйства, где применяют передовые технологии выращивания сельскохозяйственных культур.

  • Использование новых сортов для выращивания в хозяйстве.












Инструкция по охране труда при проведении

экскурсий в саду.

I. Общие требования безопасности.

1. К участию в экскурсиях по биологии допускаются учащиеся с 6-го класса, прошедшие инструктаж по охране труда.

2. При проведении экскурсий по биологии возможно воздействие на учащихся следующих опасных и вредных факторов:

Травмирование ног при движении без обуви, а также без брюк.

Заражение инфекционными болезнями при укусе их переносчиками (грызуны, насекомые).

Отравление ядовитыми растениями, плодами, грибами.

Заражение желудочно-кишечными болезнями при употреблении воды их открытых непроверенных водоемов.

3. При проведении экскурсии по биологии обязательно иметь аптечку с набором необходимых медикаментов и перевязочных средств для оказания первой помощи при травмах.

4. Учащиеся обязаны во время экскурсии по биологии соблюдать правила пожарной безопасности, не разводить костры и не пользоваться открытым огнем в саду.

5. При проведении экскурсии по биологии группу учащихся должен сопровождать взрослый.

6. О каждом несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан немедленно сообщить руководителю экскурсии, который должен оказать первую помощь пострадавшему, при необходимости отправить его в ближайшее лечебное учреждение и сообщить администрации учреждения.

7. Во время экскурсии по биологии учащиеся должны соблюдать правила поведения, не нарушать установленный порядок проведения экскурсии, соблюдать правила личной гигиены.

8. Учащиеся, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по охране труда, привлекаются к ответственности и со всеми учащимися проводится внеплановый инструктаж по охране труда.

II. Требования безопасности перед проведением экскурсии.

1. Перед началом экскурсии по биологии ее руководитель обязан тщательно обследовать тот участок местности, куда будут выведены учащиеся, выбирая места, где отсутствуют опасности для детей, а также безопасные маршруты передвижения.

2. Ознакомиться по плакатам с местными ядовитыми и опасными животными (пресмыкающимися, насекомыми), растениями, плодами и грибами.

3. Надеть соответствующую сезону одежду и обувь. Чтобы избежать натирания ног обувь должна быть подобрана по размеру.

4. Убедиться в наличии аптечки и ее укомплектованности необходимыми медикаментами и перевязочными средствами.

III. Требования безопасности во время экскурсии.

1. При передвижении не снимать обувь и не ходить босиком во избежание травмы и укусов пресмыкающимися и насекомыми.

2. Во избежание пожаров и ожогов не разводить костры.

3. Запрещается использовать ядовитые вещества (хлороформ, серный эфир и т.п.) для замаривания насекомых.

4. Во избежание отравлений не пробовать на вкус какие-либо растения, плоды и грибы.

5. Во избежание укусов и травм не трогать руками ядовитых и опасных пресмыкающихся, животных, растений и грибов, а также колючих кустарников и растений.

6. Не выкапывать растения из грунта незащищенными руками, использовать для этой цели лопатки, рыхлители и др.

7. Во избежание заражения желудочно-кишечными болезнями не пить воду из открытых непроверенных водоемов, для этого использовать воду из фляжки, которую необходимо брать с собой.

IV. Требования безопасности в аварийных ситуациях.

1. При укусе ядовитыми животными (пресмыкающимися, насекомыми, паукообразными) немедленно отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение и сообщить об этом администрации учреждения.

2. При получении травмы оказать первую помощь пострадавшему, при необходимости отправить его в ближайшее лечебное учреждение и сообщить об этом администрации учреждения.

V. Требования безопасности по окончании экскурсии.

1. Проверить по списку наличие всех экскурсантов.

2. Сдать руководителю экскурсии инвентарь и собранные образцы.

3. Тщательно вымыть руки с мылом.








© 2010-2022