Конспект урока на тему КОНТУРНАЯ РЕЗЬБА НА ТЕМНОМ ФОНЕ

Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

КОНТУРНАЯ РЕЗЬБА НА ТЕМНОМ ФОНЕ

Цель урока:

Обучающая: выработка практических художественных навыков и умений с целью обогащения способности ценить и понимать искус­ство, приобщение учащихся к художественному творчеству. Воспитательная: воспитание трудолюбия, аккуратности, наблю­дательности.

Развивающая: развитие умения управлять своими действиями в работе.

Оснащение: плакаты; образцы изделий; инструменты для резьбы; липовые тонированные доски; разметочный инструмент; копиро­вальная бумага (желтая или красная); кнопки; резинка. Тип урока: комбинированный.

Ход урока

1. Организационный этап

2. Проверка домашнего задания

  • Проверка заточки инструментов.

  • Проверка и обсуждение выполненных резных работ.

  • Проверка выполненных эскизов на свободную тему для контурной резьбы по темному фону.

  • Проверка наличия доски с темной лакированной поверхностью.

3. Проверка знаний

  • По ЛСМ показать и рассказать о разнообразии способов художественной обработки древесины.

  • Показать и объяснить наиболее понравившийся вид резьбы.

  • Что такое контурная резьба на светлом фоне?

  • Где применяют этот вид резьбы?

  • Перечислить инструменты, необходимые для выполнения контурной резьбы.

  • Рассказать об основных этапах выполнения контурной резьбы.

  • Показать приемы контурной резьбы.

4. Постановка цели

  • Особенности контурной резьбы.

  • Практическое освоение приемов резьбы на тонированном фоне.

Вопросы к учащимся по новой теме

  1. Как вы думаете, каким способом и чем можно тониро­вать древесину?

  2. Требуется ли дальнейшая отделка изделия лаком?

5. Объяснение нового материала

  • Резьба по черному лаку как самостоятельное направление в художественной обработке древесины.

  • Особенности сюжетной композиции.

  • Особенности подготовки поверхности доски под резьбу по черному лаку.

  • Резьба крупных орнаментов с более глубокими выемками с использованием киянки.

  • Подчистка стыков линий.

  • Чеканка фона.

6.Проверка усвоения материала

  • Что такое контурная резьба по тонированному фону (черному лаку)?

  • Рассказать последовательность подготовки поверхности доски под резьбу по черному лаку.

  • Показать приемы работы полукруглыми стамесками с использованием киянки.

  • Показать процесс выполнения подчистки стыков линий.

  • Для чего, чем и как выполняется чеканка фона?

7. Закрепление

  • Лабораторно-практические работы

  • Перевод на древесину (на темный фон) рисунка с исполь­зованием набросков, эскизов животных.

  • Исполнение резьбы.

8. Домашнее задание

  • Закончить резную композицию, начатую на уроке.

  • Изготовить на темной доске резное панно с композицией.

Подведение итогов:

  • общая оценка урока;

  • обсуждение характерных ошибок;

  • сообщение и комментирование оценки каждого учащегося.

Методические пояснения к теме

Интенсификация процесса обучения, активизация познавательной деятельности учащихся в огромной мере зависят от того, насколько эффективно преподаватель может управлять вниманием учащихся. Знание свойств внимания и его зависимостей позволяет применять эффективные методические приемы концентрации внимания на учебной информации.

Наиболее простым способом поддержания внимания учащихся при изложении нового материала является переход от одной фор­мы предъявления информации к другой. Например, устное изло­жение информации заменяется на предъявление зрительного ряда, визуальная информация заменяется на тактильную и т.д.

Для управления вниманием на занятиях по технологии можно использовать фактор новизны в содержании материала. Это может быть интересный рассказ, парадоксальный случай, спорное утверждение.

Эффективным способом управления вниманием является нестан­дартная форма подачи учебного материала. Это может быть вве­дение игровых ситуаций в учебный процесс, нестандартная форма представления информации (например, тематические кроссворды, шарады, ребусы, выступление ученика в качестве учителя и т. п.).

При длительном изложении трудного материала привлечение вни­мания может быть достигнуто использованием юмора. Веселая и даже смешная форма подачи материала концентрирует на нем внимание учащихся.

Для концентрации внимания на учебном материале может быть использован способ контрастной вставки. Этот способ состоит в том, что продолжительное изложение предметного материала пре­рывается коротким рассказом о каком-либо интересном эпизоде, относящемся или даже не относящемся к изучаемой теме.

Изложение материала.


Человек есть то, что он делает.

Пословица

Существует и другой способ контурной резьбы - это вырезание на тонированной поверхности. Поиски наиболее выразительных и эффективных возможностей этого вида резьбы привели к рож­дению такого относительно самостоятельного направления, как резьба по черному лаку (фото 21).

В этом виде резьбы самодеятельные мастера нередко выбирают сюжеты, не соответствующие стилю контурных узоров. Встречают­ся, например, вырезанные на черных досках графические пейзажи с попыткой передать линейную и воздушную перспективу, светоте­невые эффекты и даже состояние природы. Это происходит потому, что резьбу по дереву путают с линогравюрой. Не секрет, что контур­ная резьба на черном или светлом фоне - это самостоятельный вид художественной обработки дерева, который имеет свои, присущие только ему декоративные средства выражения.

ИКонспект урока на тему КОНТУРНАЯ РЕЗЬБА НА ТЕМНОМ ФОНЕскать эти сюжеты надо не в репродукциях с живописных полотен, гравюр и тем более в фотографиях, а в специальных изданиях - иллюстрированных альбомах по народному декоративно- прикладному искусству, в номерах журнала «Декоративное искусство», в книгах по искусству орнамента.

Композиция произведения со­ставляется с учетом декоративных особенностей резьбы и характера предмета, на который она будет нанесена. Если резьба выполня­ется на тонированном фоне, рису­нок выполняют на цветной бумаге гуашевыми белилами (рис. 74,75).

Последовательности выпол­нения резьбы по черному лаку

1. Подготовка основы. В качестве основы лучше всего подходят ли­ственные породы - липа, осина, береза, ольха.

2. Затем древесину покрывают черным нитролаком, который можно заменить тушью, гуашью, морилкой, добавляя в них на 100 г 5-10 капель клея ПВА или казеина (это даст более чистый срез и не позволит краске пачкаться и глубоко впитываться).

3. Когда краска высохнет, наносится рисунок. Для черной дощечки копирка должна быть светлой: желтой, красной, зеленой. Можно обойтись и без копирки, воспользовавшись шариковой ручкой со стержнем без пасты или переводной палочкой. Достаточно чуть посильнее надавить ручку, и на деревянной поверхности останутся углубленные канавки, хорошо видные при боковом освещении. По ним и ведется работа.

Контурную резьбу выполняют главным образом с помощью ко­сого ножа. Он может быть различных видов (рис. 76).

Конспект урока на тему КОНТУРНАЯ РЕЗЬБА НА ТЕМНОМ ФОНЕКонспект урока на тему КОНТУРНАЯ РЕЗЬБА НА ТЕМНОМ ФОНЕ

Некоторые мастера при контурном гравировании (резьбе по черному лаку) используют различные штихели. И декоративные композиции, выполненные этим способом, приближают их к линогравюре.

Штихели могут пригодиться и в других ви­дах работ. Исходным материалом для изготов­ления штихеля могут служить тонкие полотна ножовки по металлу. Чтобы согнуть обломки желобком, их сначала нужно отпустить, то есть накалить докрасна и остудить на воздухе, а за­тем ударами молотка согнуть вдоль оси. Чтобы получить профиль, потребуется подобрать вну­тренний вкладыш из металла, по которому сле­дует обстучать отожженный обломок. Чтобы он не лопнул по месту сгиба, его следует отжигать несколько раз по мере получения профиля. За­тем заготовку закаливают. На подготовленный желобок насаживают выточенную деревянную ручку со срезом (рис. 77).

4. Процесс резьбы разбивается на две ста­дии: надрезание и подрезание.

Нужно стремиться к тому, чтобы стружка- соломка отделялась от заготовки сразу, вслед за ножом. Тогда резьба будет выгля­деть чистой, с уверенными контурными очер­таниями (рис. 78).

Далее изучаются рабочие приемы резьбы церазиком, уголком и штихелем. Стамеску зажимают в кулаке с небольшим наклоном к центру. Острая кромка лезвия ставится в 1-1,5 мм от внутрен­ней линии круга. Оно с нажимом углубляется в дерево на 3-4 мм и поворотом кисти прокручивается вКонспект урока на тему КОНТУРНАЯ РЕЗЬБА НА ТЕМНОМ ФОНЕокруг оси. Движение идет до тех пор, пока линия не замкнется. Так делается надрезание.

ПКонспект урока на тему КОНТУРНАЯ РЕЗЬБА НА ТЕМНОМ ФОНЕодрезание выполняется той же или несколько более отлогой стамеской: отступают на 1-1,5 мм от линии рисунка во внешнюю сторону, с нажимом углубляют в дерево немного отклоненную от центра стамеску и несколькими движениями срезают соломку. Если радиус округления невелик, надрез нужно делать не всем лезвием стамески, а одним заглубленным уголком, тогда как другой уголок должен быть снаружи. Это позволяет даже с небольшим набором стамесок вырезать закругления разных радиусов.

Конспект урока на тему КОНТУРНАЯ РЕЗЬБА НА ТЕМНОМ ФОНЕ

В результате резьбы получится картинка, по­добная рисунку (фото 22).

При желании с некоторых деталей компози­ции параллельными срезами поперек слоя сни­мается черная краска и заменяется другими цветами. Если рисунок имеет подробный, плас­тичный край (например, контур вазы, животно­го), можно вокруг срезать фон в виде облачка, ореола, что поможет контрастному выделению рисунка. Здесь широкое поле для фантазии.

Плавность, непрерывность линий - одно из условий художественного исполнения узора в контурной резьбе.

5. Отделка изделия лаком. В зависимости от назначения предмета выбирают и вид отделки.

ПКонспект урока на тему КОНТУРНАЯ РЕЗЬБА НА ТЕМНОМ ФОНЕоверхность можно отлакировать до блеска. Можно, наоборот, сделать ее матовой, проти­рая резьбу жесткой кистью с жидко разведен­ным лаком.

Резьба линий крупных орнаментов производится и полу­круглыми стамесками с высокими бортами, клюкарзами и уголками. Вырезанная этими инструментами линия представляет собой полукруглую выемку на плоскости древесины.

Двугранную выемку режут ста­месками-уголками и клюкарзами- уголками. Кривые линии очень удобно резать клюкарзами, так как их можно поворачивать и менять угол наклона, что расширяет ма­невр движения резчика (рис. 79).

РКонспект урока на тему КОНТУРНАЯ РЕЗЬБА НА ТЕМНОМ ФОНЕезьба крупных орнаментов с более глубокими выемками осу­ществляется с использованием киянок (рис. 80). В этом случае стамески должны быть особенно острыми. Следует также непре­менно учитывать строение слоев древесины.

Учащимся разъясняются также приемы подчистки стыков линий резьбы. Подправлять и подчищать двугранную резьбу уголком лучше ножами-косячками и резачками. Удобно это делать двумя руками, направляя лезвие стамески ле­вой рукой, а правой делая нажим и надрез.

ОКонспект урока на тему КОНТУРНАЯ РЕЗЬБА НА ТЕМНОМ ФОНЕсвоив эти приемы выполнения контурной резьбы, можно резать орнаменты любой сложности для украшения дома снаружи или в ин­терьере.

Следует сказать также о применяемом в контурной резьбе способе декорирования фона чеканкой. В композиции не­редко используют растительные и животные мотивы и в этих случаях вокруг контура рисунка делают чеканку фона (рис. 81), то есть фон режут полукруглыми стамесками или клюк^зами в виде неглубоких линий или хаотических выемок, что придает резьбе весьма живописный вид. Если орнамент имеет крупный и глубокий контур, то иногда фон делают в виде мелкой сетки из порезок или накалывания фона шилом, что лучше выявляет рисунок.

Конспект урока на тему КОНТУРНАЯ РЕЗЬБА НА ТЕМНОМ ФОНЕ

Особо обратить внимание учащихся на требования техники безопасности в работе со стамесками.


© 2010-2022