Методическая разработка занятия в форме литературно-музыкальной композиции Грустный романс о Марине

Раздел Дополнительное образование
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ ДО ДЮЦ -Детско-юношеский центр

Городского округа город Камышин





« Грустный романс о Марине»

Методическая разработка занятия в форме литературно-музыкальной композиции.



Методическая разработка занятия в форме литературно-музыкальной композиции Грустный романс о Марине.

Черных М.В.- педагог высшей квалификационной

категории МБОУ ДОД ДЮЦ Арт- студии «АС»,

руководитель Творческого объединения «Пилигрим»

(гитара, авторская песня и поэзия)

Г. Камышин-2015 год.

Содержание:


  1. Аннотация………………………………………………………..стр.2

2. Краткий и развернутый сценарий…………………………….стр.3

3. Методические рекомендации………………………………….стр.18

4. Библиографический список…………………………………...стр.20

5. Приложения:

-презентация «Жизнь и творчество М.И. Цветаевой» ,

-ссылка на видео ресурс (полнометражное видео занятия)


Аннотация

Занятие в форме литературно-музыкальной композиции, может оказаться полезным, как для педагогов дополнительного образования, классных руководителей, так и для учителей литературы в качестве фактора, поднимающего интерес учащихся к предмету, расширяющего кругозор и раскрывающего творческий потенциал подростков посредством погружения в тему и творческого осмысления своего участия в общем процессе.

Методическая разработка содержит конспект занятия в форме литературно-музыкальной композиции и рекомендации к занятию с учетом разновозрастной аудитории (12-16 лет) : « Грустный романс о Марине», посвященный творческому наследию известного русского поэта М.И. Цветаевой. Занятие разработано для обучающихся первого года обучения, не имеющих большого опыта выступления в качестве практического осмысления темы : «Высокая поэзия и ее место в жанре Авторской песни». Участие в данном мероприятии - важная ступень для каждого обучающегося, возможность раскрыть в себе новые способности и возможности, приобрести понятие о принципах сценического выступления и творческого взаимодействия в литературно-музыкальной композиции. Выступлению предшествовал этап подготовки сценария, подбор необходимой литературы, оборудования, художественного оформления кабинета и репетиции отдельных номеров. Возможность максимально проявить свои способности и инициативу уже в процессе подготовки мероприятия получили все обучающиеся. Функцию ведущих исполняли участники старшего возраста, все обязанности в течение вечера были изначально разделены между участниками программы. Данный фактор играл важную роль в формировании единого критерия успешности мероприятия, предполагался обязательный анализ по итогам выступления.


Конспект учебного занятия в форме литературно-музыкальной композиции

Тема: «Грустный романс о Марине»

Цели:

  1. Создать атмосферу "погружения" в творчество поэта.

  2. Познакомить с биографией и основными чертами поэтики Марины Цветаевой через прикосновение к ее поэтическому наследию.

  3. Способствовать получению навыка выступления перед публикой в различных номинациях (чтец, музыкант, ведущий, актер, исполнитель романсов, зритель)

  4. Способствовать развитию образного мышления и творческих, артистических способностей учащихся, формированию сплоченной, творческой команды

  5. Повышать мотивацию обучения, воздействуя на эмоциональную сферу участников объединения, повышая интерес к жанру авторской песни и поэзии.

Задачи:.

  1. Дать возможность ученикам творчески подойти к тексту стихотворения, романса или словам роли в сценке, пользуясь свободой выбора материала .

  2. Активизировать мыслительную и творческую деятельность с помощью включения в программу всех ее участников (артисты, зрители, чтецы, ведущие, певцы, музыканты).

  3. Помочь ученикам осознать ценность совместной деятельности в процессе подготовки группового сценического выступления.

  4. Проявлять мобильность, подвижность, хорошую подготовленность, компетентность, ответственность за порученное дело

Вид занятия, тип урока: комбинированный, практическое освоение ЗУН

Форма проведения: литературно-музыкальная композиция, сценическое выступление.

Оборудование:

Видео установка, ноутбук, видео презентация к занятию, гитары, портрет М.И. Цветаевой, магнитная доска, имитация костра (цветаевского), плакат или коллаж на тему, листья клёна, гроздья рябины, подсвечник , цветы.

Структура и краткий сценарий занятия:

Тематический

блок

Последовательность

выступлений

№ слайда

исполнители

оборудование

1.

Прелюдия,

эмоциональ-

ный настрой


Вступительное слово

1.«Марине»-авторское стихотворение

2.«Красною кистью…»

3 «Молитва»

4.«Кто создан из камня»-романс

№1,

№2

№3

Педагог, ведущие программы, чтецы

Портрет, рябиновые гроздья

Эпиграф на магнитной доске

2

Детство и отрочество поэта

.Слова ведущих,

«Маленький испанец»- гитарная миниатюра

Сценка-миниатюра:

«Тигр и сестры»

Романс: «Всюду бегут дороги»

стихи «Моим стихам»

Песня на стихи Бальмонта:«Скиф»

№4,5

Ведущие,

Ансамбль гитаристов.

Участники сценки №1

№6

Элементы костюмов и декораций,

гитары

3.

Отчий дом, первые поэтические сборники

Сопровождающие слова ведущих,

Стихотворение Волошина. посвященное Марине

№ 7,8

9,10

Чтец, ведущие

Медиа установка

4.

Встреча с Сергеем Э., замужество

Слова ведущих.

Мелодия из к\ф «Шергбургские зонтики»,

Сценка-картина встречи Марины и Сергея в Коктебеле,

Романс «Мне нравится»

№11,12

Ведущие,

Дуэт гитаристов

Исполнители сценки и романса

Морские камешки (сердолик)

5.

Дочери

«Посвящение »- стихи Але,

«Какой она была?»- воспоминания Ариадны Э.

№13

Ведущие. Чтецы

Книга воспоминаний Ариадны Эфрон

6.

Революция. Разлука, смерть Ирины

Слова ведущих,

Романс «Генералам 12-го года»

Отрывок из письма супругу С.Э

Романс «В огромном городе моем ночь»

№14,

Ведущие,

Чтец,

Исполнители романса

Рукописное письмо

7.

Годы эмиграции

«Тоска по Родине»

№15,16,17

слайды

Возвращение на Родину. Гибель семьи

Слова ведущих

Монолог МЦ,

«Не самозванка я»,

«Уж сколько их упало в эту бездну»,

Гитара: «Аве Мария»

№18-21

Ведущие,

Чтецы. Исполнитель романса, гитарист

Рукописная записка,

гитара

9.

Заключительный блок. Резюме. Представление участников

Выход всех участников

Конец программы

№22


Развернутый сценарий мероприятия

Слайд 1,2

Вступление:

Добрый вечер, друзья! Сегодня знаменательный не только для отечественной, но и для мировой культуры день- день рождения известного русского Поэта (именно поэта, не поэтессы!) Марины Ивановны Цветаевой, чья поэзия широко известна и любима не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами. Прикосновение к высокой поэзии - несомненное благо для всех, кто пытается в ней разобраться, или, как минимум насладиться ее особым ритмом, строем и смыслом, в нее вложенным. Мы с вами сегодня попытаемся совершить это прикосновение, не боясь показаться не совсем опытными и умелыми в области сценических действ. Жанр авторской песни в пределах коего мы с вами общаемся, очень тяготеет к хорошей, качественной поэзии. Именно с нее мы и начнем знакомство с этим жанром. Каждому из участников сегодняшней встречи была предложена свобода выбора конкретной номинации: зритель, ведущий, чтец, музыкант, исполнитель роли, романса, художник- оформитель и даже поэт. Отраден тот факт, что инициативу проявило абсолютное большинство участников. И так, мы начинаем…

1.Чтец:

Ваш взгляд на портрете -
Насмешлив, игрив и печален,
Психея воскресла, Сивилла -
В затворном молчании.

В оконном проеме октябрь
Распустил паутинку.
Вот-вот улыбнетесь,
Навеки меняя картинку...

А может, вернетесь,
И все повторится сначала?
Быть может, корона
Тогда б вам чело увенчала?!

Оранжевых ягод нарву
Вам сегодня, Марина.
И томик открою в том месте,
Где Ваша рябина...
08.10.10.

Слайд №3.

  1. Чтец:

Красною кистью

Рябина зажглась.

Падали листья.

Я родилась.

Спорили сотни колоколов.

День был субботний

Иоанн Богослов.

Мне и доныне

Хочется грызть

Жаркой рябины

Горькую кисть.

  1. Романс «Кто создан из камня» на стихи М. Цветаевой.

Слайд№4, №5

Ведущий:

26 сентября 1882 года в семье Ивана Владимировича Цветаева, профессора Московского университета, директора основателя Московского Музея изящных искусств, родилась дочь Марина. Муся.

Иван Владимирович Цветаев, был человеком необыкновенно образованным. Лучшие годы жизни он отдал музею, в котором разместилась уникальная коллекция.

Мария Александровна, мать Марины, была музыкантом. Свою жизнь она посвятила детям и музыке. Она была человеком мятежным и страстным. "После такой матери мне оставалось одно - стать поэтом", - говорила Марина.

"Когда вместо желанного, предрешённого, почти приказанного сына Александра родилась всего только я, мать сказала: "По крайней мере, будет музыкантша". Когда же первым, явно бессмысленным и вполне отчётливым словом она звалась "гамма", мать только подтвердила: "Я так и знала", - и тут же принялась учить меня музыке…».

И позднее она не раз говорила о том, что родилась для музыки и стихов.

Слай№ 6. М. Цветаева с сестрой.

Ведущий:

Шло время, и Марина из круглолицей девочки с глазами цвета крыжовника превратилась в невысокую светловолосую девушку с задумчивым взглядом близоруких глаз. У Марины появилась глубокая страсть - книги. С шести лет Муся писала стихи, теперь же любовь к поэтическому творчеству захватывает её целиком. Светлые и яркие воспоминания о недолгой счастливой поре детства и отрочества есть в воспоминаниях Анастасии Цветаевой.

№4звучит гитарная миниатюра «Маленький испанец» в исполнении ансамбля гитаристов.

Итальянский городок Нерви. Вечер накануне отъезда в Россию. Мама еще жива. Муся и Ася вместе со знакомыми по пансионату друзьями Женей и Романом встречают закат в морской лагуне.

  1. Сценка-миниатюра : Тигр и сестры .

Действующие лица:

Муся, Ася- сестры 12-ти и 13-ти лет, их ровесники Женя и Роман. Оба с гитарами. В.А. Кобылинский- молодой политэмигрант, революционер, поэт, знакомый семьи Цветаевых, любимец сестер. Они и дали ему это прозвище.

Марина:

-Вот и все! Завтра отъезд, прощай море.

Женя:

А помнишь, как ты сильно упала, сорвавшись с маленькой марины*, думали, не выкарабкаешься.

*марина- выступ на скале

Ася:Ты была совсем бледная. Мама тогда всю ночь с тобой просидела!

Марина:Я почти не помню, боли не было. Был полет.

Роман:Хотите, я спою вам новую песню? Вчера услышал. Давай, брат, подыграй.

Ася и Муся (хором):Хотим!

Марина:А о чем песня?

Женя:Кажется, о дороге…

5.Дуэтом поют и играют романс на стихи Цветаевой «Всюду бегут дороги»

Сестры аплодируют.

Роман:А меня отдают в колледж. Мы более не увидимся. Будешь мне писать? (обращаясь к Марине).

Марина:

Буду.

Ася (с легкой обидой):

-А я? Про меня ты забыл

Роман:Нет, конечно. Не забыл. Я буду ждать ваших писем, да и братец тоже!

Женя: Смотрите, кто пришел! (в дверях - гость, по прозвищу Тигр)

Сестры бросаются ему навстречу, радостно кружатся и хлопают в ладоши:

Тигр! Тигр!

Тигр:

Ах. Как это неприлично, невоспитанно бросаться на этого страшного пирата, громко кричать в столь приличном пансионе! Что же скажет вездесущая тетя, а?

АСЯ:

А кто, как не Вы, уважаемый, учил нас тому, как освободиться от вечных наставлений тети?

Роман:

Да, да. Соорудить над дверью такой сосуд с водой, из которого она вылилась бы на тетю, когда та вошла в комнату, чтобы бранить вас с сестрой!

Тигр (с иронией)-уверяю вас, сударь- это сущее недоразумение, не знаю, о чем вы, право!

Марина: - Тигр, я знаю- это твой прощальный визит. Сегодня все в последний раз, чувствуешь? Ты обещал нам, помнишь?

Тигр: - Что-то не припоминаю…

Ася: Точно! Ты обещал нам спеть на прощание! Роман, подай гитару!

Тигр: Что ж, ради такого незабвенного дня, пожалуй, спою. Однако у меня есть условие.

Ася и Муся (хором): Какое?

Тигр: мое любимое стихотворение в исполнении любимого мной дуэта. Я жду.

Марина:

Ладно, не обмани только! Ася, готова? (читают хором стихотворение):

№6.

Моим стихам, написанным так рано,

Что и не знала я, что я - поэт,

Сорвавшимся, как брызги из фонтана,

Как искры из ракет,

Ворвавшимся, как маленькие черти,

В святилище, где сон и фимиам,

Моим стихам о юности и смерти,

- Нечитанным стихам! -

Разбросанным в пыли по магазинам

(Где их никто не брал и не берет!),

Моим стихам, как драгоценным винам,

Настанет свой черед.

Роман: Ваш инструмент, сударь (подает Тигру гитару).

№7 Тигр: романс на стихи Бальмонта (Скиф).

(конец сценки)

Слайд 7. Отчий дом

Слайд 8,9,10 «Вечерний альбом» - поэтический отклик М. Волошина:

К Вам душа так радостно влекома!

О, какая веет благодать

От страниц "Вечернего альбома"!

(Почему "альбом", а не "тетрадь"?)

Ваша книга - это весть "оттуда",

Утренняя благостная весть.

Я давно уж не приемлю чуда,

Но как сладко слышать: "Чудо - есть!»

Слайд 11. Сергей Эфрон

Ведущий: (дуэт гитаристов исполняет миниатюру из к\ф «Шербугские зонтики»)

Сценка №2: Живая картина (встреча Марины и Сергея)

В 1906 Марина приезжает в Коктебель, где и решилась Маринина судьба. Это произошло в самом начале мая. Она собирала камешки на морском берегу. Он стал ей помогать - красивый, грустный юноша, с поразительно огромными глазами. Взглянув в них, Марина загадала: если он найдет и подарит мне сердолик, я выйду за него замуж. Конечно же, сердолик этот он нашел сразу же, на ощупь, ибо не отрывал своих серых глаз от её зелёных. Вложил ей в ладонь розовый крупный камень, который Марина хранила всю жизнь, который чудом уцелел и по сей день.

Это был Сергей Эфрон, ставший впоследствии её мужем. Именно ему будут посвящены лучшие стихи. Сестра поэтессы рассказывает: "Это было время расцвета Марининой красоты. Цветом, поднятым над плечами, её золотоволосая голова, пушистая, с вьющимися у висков струйками лёгких кудрей, с густым блеском над бровями подрезанных, как у детей, волос. Ясная зелень её глаз, затуманенная близоруким взглядом, застенчиво уклоняющимся, имеет в себе что-то колдовское». Тихо плещется море. Темно - синее небо, мерцающие звёзды и стихи, стихи…

Слайд 12. Свадьба, рождение дочери

Ведущие: В Сергее было то, чего ждала душа Марины: героизм, романтика, жертвенность. Красивый, юный, чистый роман. Они обвенчались с благословения Ивана Владимировича Цветаева. И было это в конце января 1912 года.

№8 Звучит романс "Мне нравится, что вы больны не мной"

Ведущий: Рождение дочери Ариадны -первенца в семье Цветаевых окрасило жизнь Марины в новые тона, что отразилось и в ее творчестве

Были мы - помни об этом
будущем, верно, лихом!
Я - твоим первым поэтом,
ты - моим лучшим стихом!
(М.Цветаева - Але)

Стихотворение, посвященное Але.

Ты будешь невинной, тонкой,

Прелестной - и всем чужой.

Пленительной амазонкой,

Стремительной госпожой.

И косы свои, пожалуй,

Ты будешь носить, как шлем,

Ты будешь царицей бала -

И всех молодых поэм.

И многих пронзит, царица,

Насмешливый твой клинок,

И всe, что мне - только снится,

Ты будешь иметь у ног.

Всe будет тебе покорно,

И все при тебе - тихи.

Ты будешь, как я - бесспорно -

И лучше писать стихи...

Но будешь ли ты - кто знает -

Смертельно виски сжимать,

Как их вот сейчас сжимает

Твоя молодая мать.

Ведущий: Через много лет дочь Ариадна напишет целую книгу воспоминаний о своей матери. Вот несколько строк из этой книги. Какой она была?

Моя мать, Марина Ивановна Цветаева, была невелика ростом - 163 см, с фигурой египетского мальчика - широкоплеча, узкобедра, тонка в талии. Юная округлость ее быстро и навсегда сменилась породистой сухопаростью; сухи и узки были ее щиколотки и запястья, легка и быстра походка, легки и стремительны - без резкости - движения.

Волосы ее, золотисто-каштановые, в молодости вившиеся крупно и мягко, рано начали седеть - и это еще усиливало ощущение света, излучавшегося ее лицом - смугло-бледным, матовым; светлы и немеркнущи были глаза - зеленые, цвета винограда, окаймленные коричневатыми веками.

Руки были крепкие, деятельные, трудовые. Два серебряных перстня (перстень-печатка с изображением кораблика, агатовая гемма с Гермесом в гладкой оправе, подарок ее отца) и обручальное кольцо - никогда не снимавшиеся, не привлекали к рукам внимания, не украшали и не связывали их, а естественно составляли с ними единое целое.

Голос был девически высок, звонок, гибок. Речь - сжата, реплики - формулы.

Умела слушать; никогда не подавляла собеседника, но в споре была опасна: на диспутах, дискуссиях и обсуждениях, не выходя из пределов леденящей учтивости, молниеносным выпадом сражала оппонента.

Была блестящим рассказчиком.

Читала стихи охотно, доверчиво, по первой просьбе, а то и не дожидаясь ее, сама предлагая: «Хотите, я вам прочту стихи?»

Была добра и щедра: спешила помочь, выручить, спасти - хотя бы подставить плечо; делилась последним, наинасущнейшим, ибо лишним не обладала.

Беспомощна не была никогда, но всегда - беззащитна.

Снисходительная к чужим, с близких - друзей, детей - требовала как с самой себя: непомерно.

Не отвергала моду, как считали некоторые поверхностные ее современники, но, не имея материальной возможности ни создавать ее, ни следовать ей, брезгливо избегала нищих под нее подделок и в годы эмиграции с достоинством носила одежду с чужого плеча.

В вещах - превыше всего ценила прочность, испытанную временем: не признавала хрупкого, мнущегося, рвущегося, крошащегося, уязвимого, одним словом - «изящного».
Была по - спартански скромна в привычках, умеренна в еде.

Пила черный кофе: светлые его зерна жарила до коричневости, терпеливо молола в старинной турецкой мельнице, медной, в виде круглого столбика, покрытого восточной вязью.

С природой была связана воистину кровными узами, любила ее - горы, скалы, лес - языческой обожествляющей и вместе с тем преодолевающей ее любовью, без примеси созерцательности, поэтому с морем, которого не одолеть ни пешком, ни вплавь, не знала что делать. Просто любоваться им не умела.

Легко переносила жару, трудно - холод.

Была равнодушна к срезанным цветам, к букетам, ко всему, распускающемуся в вазах или в горшках на подоконниках; цветам же, растущим в садах, предпочитала, за их мускулистость и долговечность, - плющ, вереск, дикий виноград, кустарники.

Ценила умное вмешательство человека в природу, его сотворчество с ней: парки, плотины, дороги.

С неизменной нежностью, верностью и пониманием (даже почтением!) относилась к собакам и кошкам, они ей платили взаимностью.

В прогулках чаще всего преследовала цель: дойти до…, взобраться на…; радовалась более, чем купленному, «добыче»: собранным грибам, ягодам и, в трудную чешскую пору, когда мы жили на убогих деревенских окраинах, - хворосту, которым топили печи.

Хорошо ориентируясь вне города, в его пределах теряла чувство направления, плутала до отчаяния даже в знакомых местах.

Боялась высоты, многоэтажности, толпы (давки), автомобилей, эскалаторов, лифтов. Из всех видов городского транспорта пользовалась (одна, без сопровождающих) только трамваем и метро. Если не было их, шла пешком.

Была не способна к математике, чужда какой бы то ни было техники.

Ненавидела быт - за неизбывность его, за бесполезную повторяемость ежедневных забот, за то, что пожирает время, необходимое для основного. Терпеливо и отчужденно превозмогала его - всю жизнь.

Общительная, гостеприимная, охотно завязывала знакомства, менее охотно развязывала их. Обществу «правильных людей» предпочитала окружение тех, кого принято считать чудаками. Да и сама слыла чудачкой.

Считалась с юностью, чтила старость.

Обладала изысканным чувством юмора, не видела смешного в явно - или грубо - смешном.

К людям труда относилась с глубоким уважением собрата; праздность, паразитизм, потребительство были органически противны ей, равно как расхлябанность, лень и пустозвонство.

Была человеком слова, человеком действия, человеком долга.

При всей своей скромности знала себе цену.


И позднее она не раз говорила о том, что родилась для музыки и стихов. Любимый композитор: Шопен.

Слайд 13,14 1917-1920 годы.

Ведущий: Годы революции и гражданской войны были в жизни Цветаевой трудными и драматичными. Умерла маленькая дочь Ирина, из-за голода отданная в приют, со старшей дочерью Ариадной они испытывали не только жесточайшую нужду, холод и голод, но и трагедию одиночества. Муж Цветаевой Сергей Эфрон находился в рядах белой добровольческой армии, и от него третий год не было вестей. Её лирика тех лет пронизана исступленным ожиданием. "Я вся закутана в печаль, - писала она. - Я живу печалью…". Стихов, посвященных разлуке, было написано немало (они составили впоследствии книгу "Разлука").

Романс «Генералам 12-го года»

1922-1939годы.

Ведущий: От Сергея так долго не было вестей, жив ли, мучилась, ждала. И, наконец, весточка: «Сергей Эфрон в Праге». Цветаева не приняла революции и в мае 1922 года оставляет свой дом в России ради встречи с мужем. 7-летняя Аля вспоминает их встречу после разлуки: «Сережа подбежал с искаженным от счастья лицом и обнял Марину, медленно раскрывавшую ему навстречу руки. Долго-долго-долго стояли они, намертво обнявшись, и только потом стали вытирать друг другу ладонями щеки, мокрые от слез».
Прага понравилась Марине с первого взгляда: воздух, люди, цветы, чистота, старые-старые камни и совсем другая жизнь. Марине было тогда 29 лет. На какое-то время восторг и счастье отодвинули в далекое прошлое совсем недавние страхи во время перестрелок в Москве, голод, казавшийся вечным, холод и самое страшное - смерть младшей дочери Ирины.
Чешский период Марины Цветаевой будут сравнивать потом с Болдинской осенью Пушкина. Лучшую, ураганную свою лирику она пишет в Чехии.
Вечерами Сережа читал что-то всем при свете лампы. Марина штопала, чинила, готовила, стирала. После ужаса военной жизни в Москве нынешний быт тяготил, конечно, но не очень. Сергей шутливо подтрунивал, что Аля превратилась в большого бегемота, которого уже невозможно поднять на руки. Сам он в семье звался Лев. Марина - Рысь. А самое главное, родился сын, о котором всегда мечтала марина. Его назвали Георгий (Мур).

Романс «В огромном городе моем- ночь»

Слайд 15. Жизнь в эмиграции

Чтец: Звучит стихотворение «Тоска по родине! Давно…»

Слайд 16. Возвращение на Родину

Ведущий: В 1936-37 годах Цветаева уже готовилась к отъезду на Родину. Сначала уехала Ариадна, следом - Сергей Яковлевич. Летом 1939 года Марина с Георгием вернулись в Россию. Однако надежды, связанные с возвращением, не оправдались.

Слайд 17,18,19 Гибель семьи.

Ведущий: Тяжёлые удары судьбы обрушились на поэтессу. Арестованы муж и дочь. Начинается Великая Отечественная война.

Постоянная тревога за жизнь близких ей людей. Полная духовная изоляция. Ни весточки от друзей. И думы, думы... Испепеляющие душу, не оставляющие места желанию жить.

МЦ: (сценка со зрелой Цветаевой)

«Москва. Голицыно, Болшево - они почти ничем не отличаются друг от друга. Без мужа и дочери, без жилья и друзей и абсолютно без всяких надежд… Посуда, вода и слезы. Никто не видит, не знает, что я уже год ищу глазами - крюк, но их нет, потому что везде электричество. Никаких люстр… Я год примеряю смерть. Все уродливо и страшно. Я не хочу умереть, я хочу не быть.

(читает по листку):

В совет Литфонда. Прошу принять меня на работу в качестве посудомойки в открывшуюся столовую Литфонда.

(медленно складывает и убирает листок)

Не приняли.

(читает, снимая кольцо с руки):

Пора снимать янтарь,

Пора менять словарь,

Пора гасить фонарь

Наддверный…

Романс «Не самозванка я»

Слайд 20. В Елабуге

Ведущий: В августе 1941 года Марину Цветаеву вместе с ее сыном Муром (Георгием) отправляют в Елабугу. Пришел провожать ее поэт Борис Пастернак и принес веревку, которой предстояло перевязать вещи. Отдавая ее Марине, он, смеясь, отметил, что веревка очень крепкая, ей можно не только чемодан перевязать, но и повеситься на такой при необходимости. Его слова стали пророческими… У Марины не было больше мужа : расстрелян в 1941 году. Она не знала, что с дочерью: она в лагерях. Между нею и сыном вырастала полоса отчуждения. По пятам ходят сотрудники НКВД. Встреча с читающей Россией не состоялась…

И 31 августа хозяйка дома, где жила Марина с сыном, нашла в сенях постоялицу, повешенной на той самой злополучной веревке. Цветаева совершила самоубийство, пока никого не было дома.

В 1943 году, вспоминает сестра Марины, Анастасия Цветаева, пришла страшная телеграмма: "Марина погибла два года назад, тридцать первого августа ".

Слайд 21. Могила Цветаевой

Никто не знает точно, где расположена могила великой поэтессы. Похоронили ее в Татарстане в Елабуге, а вот место никто не запомнил, потому что не думали местные жители, что рядом с ними жила такая великая личность. Выглядела она в последние дни очень плохо, поэтому напоминала им старуху-ведьму, а ведь ей было всего-то 49 лет.

Отпевать тех, кто повесился, церковь не разрешает, но в 1990 году великий патриарх Алексий разрешил ее отпеть по просьбе оставшихся родственников и большой группы православных.

После смерти матери, сын Георгий остался один. Попав в Париж в возрасте девяти месяцев, он сформировался как личность именно во Франции, поэтому знакомые в шутку называли его «Французом». В развитии мальчик намного опередил своих сверстников: в шесть лет свободно читал и писал по-русски и по-французски, а вечерами еще и занимался с матерью немецким, прочитал к десяти годам многое из того, что обычно осваивают лишь к шестнадцати.

Георгий с матерью приехал в Россию - на неизвестную ему родину лишь затем, чтобы почти сразу стать свидетелями ареста родных. Через два года мать оставит сына одного, написав в предсмертной записке: «Мурлыга! Прости меня, но дальше было бы хуже. Я тяжело больна, это уже не я. Люблю тебя безумно. Пойми, что я больше не могла жить. Передай папе и Але - если увидишь - что любила их до последней минуты и объясни, что попала в тупик».

Самоубийство Цветаевой Мур переживал очень сильно, даже не присутствовал на похоронах, так как не мог увидеть мать мертвой. Оставшись сиротой в шестнадцать лет, Георгий попал в интернат, затем бежал в Среднюю Азию. После возвращения в Москву недолго учился в Литинституте, а когда началась война, юношу призвали в армию, в штрафбат как сына репрессированного отца. Эфрон пишет с фронта: «Смерть страшна, безобразна; опасность - повсюду, но каждый надеется, что его не убьют. Предстоят тяжелые бои, так как немцы очень зловредны, хитры и упорны. Но я полагаю, что смерть меня минует, а что ранят, так это очень возможно». Письмо написано за неделю до смерти. Мур был ранен 7 июля 1944 года и умер в медсанбате.

«Уж сколько их упало в эту бездну»- чтец

Гитара: Качини «Аве Мария»

Слайд 22 - 27. Память

Ведущий: Судьба Марины Цветаевой заставляет вспомнить строки М.Ю. Лермонтова:

Что, без страданий - жизнь поэта?
И что, без бури - океан?

Продолжают её жизнь стихи, проза, продолжает жить в нашем сознании, как замечательное явление духа, поэзия Марины Цветаевой. Потому что это прекрасная поэзия, рожденная истинным талантом и вдохновением!

Друзья, вот и окончен наш грустный романс о Марине. Надеюсь, встреча с ее творчеством оставит яркий след в вашей душе и памяти. Я благодарю всех вас за участие и то волнение, которое вы вкладывали в свои выступления. Это дорогого стоит. Ведь поэзию можно ощутить только сердцем. В ближайшее воскресенье в городском парке состоится Цветаевский костер- поэтическая акция-марафон, которая будет проводиться во многих городах нашей страны и за ее пределами .

Я приглашаю вас всех поддержать эту благородную инициативу и благодарю вас за активное участие в нынешнем мероприятии.

В заключительной части вечера стоит представить отдельно каждого участника программы, отметив его активность, старательность, выразительность и артистизм (в зависимости от функции). Более глубокий анализ мероприятия рационально провести на последующем занятии, остановившись не только на достоинствах, но и на возможных недочетах исполнителей.



Методические рекомендации

Одной из форм организации учебного процесса, предполагающей творческую деятельность обучающихся, повышающую эффективность процесса получения знаний в рамках той или иной учебной темы является публичное выступление. Данная форма занятия позволяет обучающимся в коллективном поиске приходить к осмыслению темы, получению и закреплению ценного опыта. Организация деятельности учащегося

. 1. Групповая форма учебного взаимодействия.

  1. Самостоятельность и свобода выбора на всех этапах работы.

  2. Четкие критерии оценки выступления с учетом возрастных особенностей.

  3. Поощрение творческой инициативы, право на собственное мнение, право на ошибку, право высказаться и быть услышанным на подготовительном этапе работы.

Эффективность проведения занятия в форме публичного выступления.

  • Если интерес учащихся (к предмету, теме занятия, поэзии, Жанру АП, процессу творческого общения и т.д.) заметно повысился, обеспечив мотивацию дальнейшей учебной деятельности в данном направлении, занятие (даже с учетом внешних шероховатостей) можно считать эффективным.

  • Была обеспечена самостоятельность и свобода учащихся в выборе репертуара (произведений М.Ц), в обмене мнения и суждениях, в построении сценария.

  • Отсутствовали оценочные высказывания учителя, навязывание своего мнения, подчинение "авторитетам".

  • Литературно-музыкальная композиция - форма творческого взаимодействия детей и взрослых, которая создает условия для восхождения каждого участника к новому опыту путем сотрудничества и сотворчества, которые в свою очередь, представляются как явления самоценные.





При подготовке к выступлению группы многое зависит от позиции педагога, который:

  1. Создает атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении.

  2. Включает эмоциональную сферу учащегося, обращается к его чувствам, стремится пробудить личную заинтересованность в изучении темы.

  3. Активно участвует вместе со всеми в приемлемом для себя статусе (актера, музыканта, исполнителя романсов)

  4. Исключает официальное оценивание работы учащегося (не хвалит, не ругает, не выставляет отметок в журнал), но в финальной части программы обязательно представляет каждого участника, благодарит за труд, анализируя в последующем результативность мероприятия, дает возможность высказаться каждому учащемуся.

Оформление кабинета (зала) для камерного выступления должно учитывать лаконичную эстетику жанра АП. Не следует увлекаться обилием декораций, ярких сценических атрибутов, костюмов. Классический тип одежды, гармонирующий с классикой романсовой лирики в рамках литературной гостиной - наиболее уместный, подходящий вариант. Видео презентация и портрет Цветаевой, а в качестве художественного и тематического дополнения- гроздь рябины, желтые листья и осенние цветы в честь дня рождения Поэта.





  1. Библиографический список

  1. Богданова О.Ю. Методика преподавания литературы. - М.: Академия, 2004.

  2. Борщевская М. «Прохожий, остановись!» Материалы к изучению творчества Марины Цветаевой. // Литература. №6 - 2008.

  3. Кудряшев Н.И. Взаимосвязь методов обучения на уроках литературы. Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1982.

  4. Марина Цветаева. Тайна жизни и загадка смерти // Досье. Приложение к «Литературной газете». №9 - 1992.

  5. Словарь поэтического языка Марины Цветаевой: В 4 т./сост. М.Ю.Белякова. - М.,1996.

  6. Федосеева Л. Марина Цветаева. Путь в вечность. - М.: Знание,1992.

  7. Цветаева М.И Стихотворения. Поэмы. Проза. - Владивосток, 1990.

Учебные пособия:

7. Русская литература XX века. 11 кл. / Агеносов В.В. - М.: Дрофа, 2002г.

8. Русская литература XX века. 11 кл.: Поурочные разработки. Методические рекомендации для учителя. / Агеносов В.В. Безносов Э.Л. - М.: Дрофа, 2002г.



  1. Список электронных ресурсов

Цветаева М.Вдохновенная Марина [Электронный ресурс] / М. Цветаева. - М. : Видеостудия Кварт. - 1 DVD : зв., цв. - Формат 4:3 ; звук стерео ; язык русский ; продолж. 60 мин ; http//cvart.ru, . 8. Пушкин. Лицейские годы [Электронный ресурс]



© 2010-2022