У истоков осетинской хореографии

Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования Центр эстетического воспитания детей

«Творчество»

«У истоков осетинской хореографии»

Методическая разработка в помощь педагогами концертмейстерам хореографическим коллективам







Составитель: концертмейстер

ГАБАЛОВА Л.Ю

















Танец и хореография.

«Осетинский народ-это народ, имеющий в своей природе, по существу, великую театральность, это музыкальный народ, пластичный, поэтичный народ, который имеет такой танец как «»Симд»,неповторимый танец в мире. ни один танец не сравниться с «Симдом».да здравствует «Симд»-танец, который выражает рыцарство. чистоту чувств, мужество и благородство. Да здравствует такой народ и такое искусство!

Д.Алексидзе.



Мир музыки огромен и необычно разнообразен, но особую роль в жизни общества всегда играла и играет музыка народная. Она несет нетленные духовные богатства, отражает черты национального характера. передает из поколения в поколение самые ценные заветы предков, воспевает нравственные и моральные устои общества. Над горами и долинами Иристона долгие десятилетия и века звучали лишь печальные наигрыши осетинской гармоники. Не имея современного инструментария. не зная скрипок. роялей, народные музыканты доводили игру на гармонике до совершенства. слыша в ее звуках все. начиная от древних сказании о нартах, величавого» Симда», мелодичных» ирон зараг» до музыки периода новейшей истории конца 20-го века.

С введением музыкального образования талантливый народ Осетии свершил за кратчайшее историческое мгновение(каких-нибудь пятьдесят - шесьдесят лет) музыкальную революцию, преобразившую уровень. Трудно поверить в тот факт, что сегодня маленькая республика Осетия располагает операми, симфониями, созданными её композиторами.

Народное хореографическое искусство - одно из ярчайших проявлении национального творчества, воплотившего в себе отдельные стороны этических представлении людей. Искусство танца связано с музыкальным, а нередко и песенным творчеством, оно представляет собой национально-своеобразную форму синтетического искусства и с древнейших времен занимает важное место в жизни различных народов, в том числе и осетин.

В Осетии наряду с музыкально-поэтическим искусством танец издавна был необходимой принадлежностью почти всех народных празднеств. связанных с древнейшими языческими. а позднее и христианскими верованиями. Правда, танец у осетин лишь в редких случаях имел обрядовое значение. Он являлся излюбленным видом развлечения молодежи на свадебных, семейных торжествах, на общественных праздниках. О том, какое значение имел танец в быту предков осетин, свидетельствует эпическое наследие осетинского народа. Отдельные сказания о нартах воспроизводят красочные картины пиршеств, сопровождавшихся «громовыми» песнями и бурными стремительными плясками. Так, в сказании «Женитьба Сослана» безымянные творцы героического эпоса описывают блестящий по своему техническому совершенству мужественному содержанию сольный мужской танец.

И вскочил тут Солтан, да и начал пляску,

Он сперва на земле проплясал немало…

А затем на фынге продолжал он пляску

Тут он начал плясать еще искуснее,

Закружился волчком по самому краю,

Ни капли не пролил ,не сбросил ни крохи…

Сослану под ноги мечи подставляли,

Мечи уставили остриями кверху,

А Сослан пляшет - на мечах вертится,

Будто бы вертится колесо мельницы.

В хореографическом арсенале осетинского народа имеется большое количество разнообразных танцев и танцевальных наигрышей, исполняемых в настоящее время преимущественно на национальной гармонике. однако не все танцы. известные народу, имеют распространение в быту. Некоторые из них постепенно утрачивают свое значение и уступают место другим танцам.

Например, древнейший по своему происхождению танец «Цоппай» был связан с языческими верованиями осетин и поэтому преимущественно имел ритуальное, обрядовое значение. «Цоппай» исполнялся обычно вокруг пораженного молнией человека, оплакивать которого не полагалось, ибо, по народному поверью, пораженный «божественным огнем» (молнией) человек считался избранником божьим. Вполне понятно, что со временем этот массовый танец ушел в предание и в настоящее время представляет лишь этническую ценность. Наоборот, весьма широким распространением пользуется в наше время старинный массовый танец «Симд»,воспетый у устном народном творчестве осетин - Нартском эпосе.

«Симд» - подлинная жемчужина осетинского народного искусства. по красоте и величию он занимает первое место среди осетинских народных танцев» - Б.А.Галаев.

Что я видел! Гениальный танец! Танец божеств! Только одним этим танцем я познакомился с народом создателем «Симда». У них самая богатая хореографическая культура во всем мире.

В старину существовало несколько разновидностей «Симда», большинство которых в настоящее время забыто. Но своеобразной эпический строй старинных симдов сохранился в современном «Симде», в нем нашли своё отражение и их отдельные хореографические фрагменты и движения. В народном исполнении хореографический рисунок танца традиционен. хотя он в известной степени и определяется искусством импровизации ведущей пары. «Симд» отличается торжественностью и строгой величавостью движении.В данный сборник вошли описания старинного двухъярусного «Нартского симда» и современного «Симда».

Наряду с массовыми танцами у осетин издавна бытует и парные танцы - это медленный, плавный танец-приглашение «Хонга кафт» и быстрый энергичный «Зилга». Примечательно, что оба эти танца исполняются в народе друг за другом , образуя своего рода двух частный цикл .В этом можно усматривать черты сюитности в исполнении данных танцев. Лишь в редких случаях их танцуют порознь.

«Зилга» сходен с лезгинкой, широко распространенной у народов Кавказа. У каждого из этих народов имеются свои разновидности лезгинки со своими национально своеобразными особенностями исполнения. «Зилга» у осетин является парным танцем. Танцует его девушка и юноша, движения юноши отличаются легкостью и виртуозностью, движения девушки, наоборот, - плавностью и изяществом. Ансамблевое исполнение «Зилги»в народном быту предполагает участие не более двух пар. В наши дни в самодеятельных и профессиональных коллективах «Зилга» или как его называют иногда. «Круговой танец» может исполняться и большим количеством участников ( до 8-10 пар). Под термином «круговой» не следует понимать. Что танцующие берутся за руки и образуют круг, как это бывает в русском хороводе. Термин «круговой» означает, что исполнители движуться по кругу. В старину у осетин имел распространение парный танец соревнования между юношей и девушкой.

Кроме указанных танцев, у осетин существовали хороводные шуточные игры - танцы, сопровождавшиеся песнями. До наших дней дошла одна из них, исполняемая исключительно мужчинами. Это хороводный танец «Чепена», являющийся воплощением народного юмора.

В своих танцах осетинский народ с высоким художественным вкусом передал идеальные черты осетина и осетинки. Выразительная плавность. мягкость движении рук, подчеркнутая строгость и вместе с тем грациозность манер характерны для танца осетинки как в медленном танце, так и в быстром. В понимании народа именно такое сочетание соответствует прекрасному облику осетинки. В противоположность этому, мужской танец сопровождается движениями порывистыми, резкими, обилием внезапных, неожиданных поворотов и прыжков. В своём танце каждый исполнитель (независимо от возраста) стремиться показать ловкость, смелость, виртуозное умение танцевать на носках и в то же время обходительность и почтение к женщине. Мужской танец является воплощением национальных черт осетина, жизнь которого на протяжении ряда столетии протекала в походах, в борьбе с врагами. Находчивость, ловкость, мужество, бесстрашие -вот те качества, которые присущи идеальному образу осетина. В популяризации осетинских танцевальных наигрышей большая роль принадлежит творческим коллективам Осетии и прежде всего Государственному ансамблю песни и танца. На протяжении всего существования танцевальная группа ансамбля, широко используя народное хореографическое творчество, оснащала осетинский танец достижениями профессионального искусства. Большая работа балетмейстера над лёгкостью и плавностью движений способствовала постоянному обогащению народного танца новым содержанием. Так были созданы замечательные танцы.

Внимательное изучение жизни народа, истории его эпоса помогли ансамблю создать на основе народного танцевального и песенного творчества целые вокально - танцевальные сюиты: «Нарты».

Печальный опыт жизни последних десятилетий убедительно показал свою пагубность пренебрежения к духовной культуре, в том числе и к музыкальному фольклору. Люди, не знающие своего фольклора, теряют лицо, утрачивают черты дающие право называть их личностями. Так же как необходимо бороться за экологию природной среды, нужно заботиться о духовной экологии. К счастью, на Северном Кавказе интерес к национальной хореографии очень велик. Живы и развиваются традиции.









ОПИСАНИЕ КОСТЮМОВ.

ЖЕНСКИЙ КОСТЮМ.

Нижнее платье из ситца, бязи или другого простого материала, отрезное по талии, без рукавов. Лиф плотно облегает фигуру и застегивается на спине. Юбка длинная до пола, с боков на спине слегка присборена. Переднее полотнище юбки шьется из тяжелого шелка светлого тона. Из этого же материала шьется передняя часть лифа и воротник - стойка. На переднюю часть нашивают осетинские нагрудные украшения. Спереди к юбке прикрепляется двойной фартук с закругленными концами, длиною выше колен. Края фартука вышиты или разрисованы национальным орнаментом. Верхнее платье отрезное по талии, со сквозным разрезом спереди. Лиф с треугольным вырезом впереди, плотно облегает фигуру и застегивается спереди на 1-2крючка. На краях выреза вышит или нарисован мелкий осетинский орнамент. НА юбке шьется золотыми или серебренными нитями осетинский орнамент. К верхнему платью пришивают двойные рукава. Один рукав узкий, длиной до запястья, застегивается на 2-3 крючка, другой - широкий, расклешенный к низу, длиной ниже колен, со сквозным разрезом с внутренней стороны. Второй(развевающийся) рукав вшивается поверх первого. На талии пояс из золотого позумента ( шириной 2-3 см), который застегивается спереди на пряжку ювелирной работы. НА ногах мягкие осетинские чувяки. На голову накинут платок с бахромой, сложенный в треугольник вдвое. Правый конец платка перебрасывается через плечо. Волосы гладко причесаны и заплетены в две косы, которые забрасывают через плечо.

МУЖСКОЙ КОСТЮМ.

Светлый бешмет (белый, кремовый) длиною до колен, со сквозным разрезом спереди и воротником - стойкой. Верхняя часть плотно облегает фигуру, спереди, до талии, бешмет застегивается на мелкие пуговицы. Нижняя часть его состоит из нескольких расклешенных клиньев, причем передние полочки цельнокроеные ,а боковые задние клинья отрезные. Рукава длинные, на высоком манжете. Застегиваются у запястья на несколько мелких пуговиц в тон бешмета. Черные брюки из легкой шерсти или тяжелого щелка. По талии продета резинка. НА ногах черные кожаные ноговицы. У колен они опоясываются тонкими ремешками с костяным или серебряным набором. Поверх бешмета надевается черкеска из тонкой темной шерсти( черной -синей, бордо, темно серой) с треугольным вырезом на груди и сквозным разрезом спереди. Длина черкески чуть ниже колен на 2-3 см. Верхняя часть плотно облегает фигуру. Рукава широкие и длинные (на 10-15см ниже пальцев). Во время исполнения танца рукава черкески опущены. По обеим сторонам нашиты газыри с белыми костяными или серебряными головками. Талию опоясывает кожаный пояс с костяной или серебряной рукояткой. На голову надевают каракулевую шапку черного или серого цвета.



© 2010-2022