Рабочая программа по предмету Дополнительный инструмент-гитара

Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ЛАНГЕПАССКОЕ ГОРОДСКОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ

АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА»





Утверждаю:
Директор МОУ ДОД

«Музыкальная школа»


_____________С.А. Бобров


«_____» __________­­­­­_ 2015г.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету

«Дополнительный инструмент - гитара»

Срок реализации 5 лет






Салимова Тамина Равильевна

педагог I квалификационной категории












г. Лангепас, 2015

Содержание


Пояснительная записка

3


Учебно-тематический план

8


Содержание программы


12

Методическое обоснование программы

15

Краткие методические рекомендации

Методика развития музыкально-исполнительского способностей

17

27

Список литературы

33






























Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Дополнительный музыкальный инструмент. Гитара шестиструнная», разработана на основе примерной программы по учебной дисциплине «Музыкальный инструмент» (гитара шестиструнная) для детских музыкальных школ и музыкальных отделений школ искусств научно-методический центр по художественному образованию, Министерство Культуры Российской Федерации, Москва, 2002 год.

Занятия по предмету «Дополнительный музыкальный инструмент. Гитара шестиструнная» в Лангепасском городском муниципальном автономном образовательном учреждении дополнительного образования детей «Музыкальная школа» (ЛГ МАОУ ДОД «Музыкальная школа»). проводятся в объеме 6(7) или 4(5) лет обучения в зависимости от возраста, музыкаль­ных данных и индивидуальных особенностей учащихся. Независимо от того, на каком отделении музыкальной школы обучается, какой основной инструмент по специальности, учащийся по желанию может выбрать дополнительный инструмент - гитару.

За время обучения ученик должен научиться самостоятельно разу­чивать и грамотно исполнять на гитаре произведения из репертуара детской музы­кальной школы. В течение периода обучения у обучающихся формируются навыки чтения нот с листа, подбора по слуху, игры в ансамбле и аккомпанемента.

Основной формой учебной работы в инструментальном классе является урок, проводимый как индивидуальное занятие педагога с учеником.

На протяжении всех лет обучения должна проводиться планомерная и сис­тематическая работа над важнейшими разделами музыкально-технического раз­вития учащегося. Следует прививать ему сознательное отношение к необходимос­ти усвоения тех или иных технических приемов, ясное представление о художе­ственной цели, которой они служат.

Основными предпосылками для успешного развития ученика является вос­питание у него свободной и естественной посадки, правильной постановки рук, организация и освоение целесообразных игровых движений, обусловленных ху­дожественно-техническими задачами. Все это должно быть предметом самого пристального внимания и упорной, настойчивой работы педагога и учащегося.

Постоянное внимание следует уделять качеству звукоизвлечения - важ­нейшему для гитариста средству музыкальной выразительности, а также правиль­ным движениям пальцев правой руки. Нельзя не отметить важность свободного владения позициями. Педагог должен привить ученику навыки использования грамотной, осмыс­ленной аппликатуры, наиболее полно раскрывающей художественное содержание произведения.

Большое значение для музыкального развития имеет исполнение учени­ком произведений с аккомпанементом преподавателя. Это обогащает слуховые, музыкальные представления учащегося, помогает укреплению и совершенство­ванию присущего ему чувства ритма, заставляет добиваться согласованного ан­самблевого звучания.

Продвижение учащихся во многом зависит от правильной организации их домашних занятий, рационального использования времени, отведенного для ра­боты дома. Развитие навыков самостоятельной работы у учащихся позволяет пе­дагогу более плодотворно использовать время в процессе классных занятий, боль­ше наблюдать за учеником, выявляя и развивая его индивидуально-психологичес­кие и физические особенности.

На первоначальном этапе возможно привлечение родителей ученика для кон­троля над домашней работой. Нельзя недооценивать значение профессионального, делового контакта с родителями учащихся на протяжении всего периода обучения.

Общее количество музыкальных произведений, рекомендованных для изуче­ния в каждом классе, дается в годовых требованиях. Предполагается, что педагог в работе над репертуаром будет добиваться различной степени завершенности испол­нения: некоторые произведения должны быть подготовлены для публичного испол­нения, другие - для показа в условиях класса, третьи - с целью ознакомления. Все это обязательно фиксируется в индивидуальном учебном плане учащегося.

Успеваемость учащихся в игре на инструменте учитывается на различных выступлениях: контрольных уроках, а так­же на открытых концертах, конкурсах, прослушиваниях. Педагог показывает ученика по мере подготовки репертуара.

Хорошо подготовленным, а также профессионально ориентированным уча­щимся рекомендуется в течение учебного года выступить не менее двух-трех раз на концертах с исполнением произведений различных жанров и форм. Количество произведений для исполнения не ограничивается.

Экзамены проводятся в соответствии с действующими учебными плана­ми в выпускных классах (5 и 7 классы). В остальных классах учебный год завершается переводным зачетом. На выпускные экзамены выносятся четыре произведения разных жанров и форм( по 2 произведения в полугодие).

Участие в отборочных прослушиваниях, концертах, конкурсах и подобных им мероприятиях приравнивается к зачётному выступлению. Проверка технической подготовки учащихся, умения читать ноты с листа, подбирать по слуху, транспонировать на доступном для учащегося уровне осуще­ствляется на одном-двух контрольных уроках в течение учебного года в присутствии других педагогов отдела. Контрольные уроки такого рода проводятся с 4 класса и оцениваются словесной характеристикой; при этом кратко отмечаются достигну­тые успехи и имеющиеся недостатки.

Оценка на академических концертах выставляется за одно (любое) выступ­ление ученика в году.

При выведении итоговой оценки учитывается следующее:

а) оценка годовой работы ученика, выведенная на основе его продвижения;

б) оценка ученика за выступление на концерте, а также результаты контрольных уроков;

в) другие выступления ученика в течение учебного года.

Требования могут быть сокращены или упрощены соответственно их индивидуальному уровню музыкаль­ного и технического развития.

Реализация программы стимулирует приобретение детьми навыков музицирования, ансамблевого исполнительства, расширяет музыкальный кругозор, способствует обогащению музыкально-слухового опыта. Музыкальный репертуар, а это лучшие образцы мирового классического и народного искусства, способствует формированию духовно-нравственных идеалов.

Цель образовательной программы: формирование первоначальных исполнительских навыков на инструменте.

Названная цель определяет следующие задачи:

  • рассмотреть историю возникновения и развития инструмента.

  • проанализировать типовые, авторские программы.

  • разработать методы и приёмы обучения на шестиструнной гитаре обучения игры в ансамбле.

  • формировать и совершенствовать навыки игры на инструменте.

  • формировать у учащихся мотивацию к творческой деятельности,

  • воспитывать духовно-нравственные качества (на лучших образцах сочинений современных отечественных и зарубежных композиторов).

Игра на гитаре развивает творческие способности посредством музицирования. Решаются следующие более конкретные задачи:

Образовательные:

  • обеспечить базовыми музыкально-теоретическими знаниями;

  • сформировать исполнительские навыки на инструменте;

  • научить применить полученные знания и навыки в практической деятельности.

Воспитательные:

  • воспитать устойчивый интерес к инструментальному и коллективному творчеству;

  • обогатить музыкально-слуховой опыт;

  • воспитать устойчивый навык публичных выступлений.

Развивающие:

  • развить музыкально - творческие способности;

  • развить навык эмоционально-образного мышления в процессе восприятия и исполнения музыки;

  • накопить и обогатить музыкально-исполнительский опыт обучающегося посредством увеличения объёма репертуара.

Реализация программы происходит в процессе изучения истории и традиций народов мира, народного инструментария через организацию продуктивной музыкальной деятельности, формирование и развитие навыков игры на гитаре.

Важнейшим педагогическим условием организации музицирования учащихся на гитаре является хорошее знание педагогом индивидуальных характеристик и технических особенностей инструмента, а также владение специфическими исполнительскими приёмами.













Учебно-тематический план

Таблица 1.



Блок - темы


теория

практика

общее кол-во часов




1.

Введение в учебный предмет «Гитара».

0,5


0,5


1

2.

Разновидности инструмента - гитара. Выдающиеся музыканты - исполнители, известные российские и зарубежные ансамбли, оркестры. Партитура (ансамбль).

1

1

2

3.

Музыкальная грамота (элементарная теория музыки нотная грамота, цифровки, аппликатурные формулы)

2

5

7

4.

Освоение исполнительских приёмов игры на гитаре

2

5

7

5.

Основные средства музыкальной выразительности

1

3

4

6.

Музицирование (чтение нот с листа, игра в ансамбле с преподавателем)

1

2


3


Коллективное музицирование (ансамбль гитаристов)


1

1

7.

Основные музыкальные жанры

1

1

2

8.

Музыкальный образ

1

1

2

9.

Психологическая помощь к публичным выступлениям

1

2

3

11

Контрольные точки

2

2

4

Всего часов:

12,5

23,5

36


Учебный план

Таблица 2.

№ №

п/п

Виды

музыкально-педагогической

деятельности


I год

обучения

1.

Формирование, развитие и совершенствование исполнительских навыков

18


2.

Подпор репертуара

2

3.

Техническое развитие

4

4.

Формирование навыков самостоятельной работы:

  • анализ произведений,

  • чтение с нот листа,

  • изучение ансаблевых партитур


1

2

1

5.

Творческое развитие

4

6.

Психологическая подготовка

2

Резерв часов:

2

Всего часов:

36




План учебно - воспитательной работы


Таблица 3.

п/п

Название

мероприятия

Место проведения

Сроки

проведения

Решаемые

задачи


1.

«Посвящение в музыканты»,

«Новогодний концерт».

концертный зал

МОУ ДОД «Музыкальная школа

октябрь

  • закрепление и обобщение основных понятий музыкального искусства;

  • формирование и развитие навыков музыкального восприятия, первоначального навыка публичных выступлений посредством вовлечения в концертно-творческую деятельность;

  • развитие и обогащение

музыкально-слухового опыта;

  • воспитание нравственно

эстетических чувств;

2.

Родительское собрание с концертом учащихся класса

концертный зал

МОУ ДОД «Музыкальная школа

ноябрь,

декабрь,

март,

май


  • закрепление первоначального навыка игры в ансамбле (учитель-ученик)

(ученик-ученик);

  • формирование устойчивого навыка публичных выступлений;

  • применение на практике знаний об инструментах;

  • развитие эмоциональной

отзывчивости и образного

мышления;

  • формирование коммуникативных компетенций;

3.

Тематические классные часы

концертный зал

МОУ ДОД «Музыкальная школа»

1 раз в месяц

  • развитие творческих навыков;

  • знакомство с творчеством выдающихся музыкантов-исполнителей и концертной деятельностью оркестров и ансамблей гитаристов;

  • повышение уровня школьной мотивации;

  • воспитание чувства коллективизма, ответственности за общее дело;

4.

Посещение школьных концертов и участие в школьных и городских мероприятиях

концертный зал

МОУ ДОД «Музыкальная школа»

в течение года

  • обогащение и расширение музыкального кругозора учащихся, накопление музыкально-слухового опыта;

  • приобщение к мировым и отечественным культурным ценностям;

  • формирование коммуникативных компетенций;

  • развитие осознанного эмоционального восприятия музыки, образного мышления;

  • воспитание чувства коллективизма, ответственности за общее дело;

  • пропаганда музыкального искусства;


5.

Контрольные точки:

  • зачёт по чтению нот с листа,

  • концерт ансамблей

  • концерт авторской песни



класс № 8



концертный зал

МОУ ДОД «Музыкальная школа»



октябрь,

февраль


апрель

  • практическое применение знаний о средствах музыкальной выразительности, о музыкальном языке, нотной грамоты;

  • закрепление первоначального навыка игры в ансамбле;

  • применение на практике знаний об инструментах;

  • обогащение и расширение музыкального кругозора учащихся, накопление музыкально-слухового опыта;



Учебная деятельность представлена в плане контрольными точками. Это оцениваемые выступления в Концерте авторской песни», «Концерте ансамблей» и зачёты по специальному предмету и чтению с листа.

Помимо учебной деятельности в план работы включены внеучебные мероприятия.

Внеурочная деятельность - это целенаправленный процесс организации досуга учащихся. Вся воспитательная работа в классе направлена на формирование нравственной, правовой, эстетической, социальной культуры учащихся. Они овладевают навыками и умениями социальной деятельности, развивают свои творческие способности, учатся сотрудничать, поддерживать друг друга, развивают такие человеческие качества, как: эмпатия, толерантность, доброта, чувство долга, коллективизм.

Успехи творческого развития во многом определяются целесообразностью составленного плана работы, в котором должны быть предусмотрены последовательность и гармоничность развития, учтены интересы учащихся, их индивидуальные особенности, уровень технической подготовки, мотивация к публичным выступлениям.




Глава I. Содержание программы


Основная идея программы - воспитание обучающегося через приобщение к лучшим традициям исполнительского гитарного искусства.

Задачи:

  • обогатить музыкально-слуховой опыт учащихся, их духовно-нравственной сферы посредством расширения музыкального репертуара;

  • обеспечить реализацию творческих возможностей учащихся через вовлечения их в концертно-просветительскую деятельность.

  • воспитать культуру исполнения и сценическую концертную выдержку, добиваться техничности и художественности исполнения;

  • освоить тембровое разнообразие звучания инструментов - умение различать тембры различных разновидностей гитары.

  • освоить темповые закономерности - умение распознать соотношение быстрого и медленного темпов, исполнять произведения в одном выдержанном темпе;

  • воспитать чувство ритма - освоение основных длительностей, определение сильных и слабых долей такта, подбор ритмического сопровождения на инструменте к мелодии.

  • развить музыкальный слух - определение контрастов в музыке (громко-тихо, высоко-низко, мажор-минор, быстро-медленно),

определение тоники и закрепление её звучания на протяжении всего произведения, воспитание слухового самоконтроля, формирование начального навыка слышания многоголосия (одновременное звучание нескольких инструментов);

  • создать на базе приобретённых знании, умений и навыков установки на индивидуальное и коллективное творчество учащихся в разных формах и видах музыкальной деятельности;

Содержание работы по программе:

  • изучение истории становления и развития гитары;

  • постановка игрового аппарата, освоение основных исполнительских приёмов;

  • формирование первоначального навыка чтения нот с листа;

  • основы нотной грамоты, игра по нотам, понимание обозначений цифровок.

  • слушание музыки, определение характера, жанра, содержания, осознание ритмического своеобразия жанров;

  • осознание понятия относительной высоты звуков;

  • знакомство с ладом, интервалами, знаками альтерации;

  • развитие музыкального слуха, ритма, памяти;

  • игра одно-, двух- и многоголосных произведений (основная мелодия + линия аккомпанемента + линия баса).

  • выполнение творческих заданий: сочинение мелодий или стихотворного текста, подбор по слуху.

  • работа над свободой движений, слуховой контроль;

  • формирование устойчивого метроритмического исполнения;

  • исполнение лёгких пьес, этюдов, упражнений в ансамбле с учителем, освоение первоначальных навыков ансамблевого музицирования;

  • секреты владения аккордами и эффектными арпеджио;

  • выполнение творческих заданий: подбор по слуху мелодий и аккомпанемента или стихотворного текста;

Учащиеся детально знакомятся с основными средствами художественной выразительности (динамика, ритм, тембр, темп, штрихи, фактура), основными жанрами и формами музыкальных произведений. Через анализ исполняемых произведений ученики подводятся к пониманию художественно-образной выразительностью музыкального искусства.

Наряду с формированием исполнительских навыков, игрового аппарата формируются эстетические вкусы и взгляды самих учащихся. Вся учебно - воспитательная работа строится таким образом, чтобы максимально задействовать внутренний потенциал и сформировать навык самостоятельной деятельности.







Глава II. Методическое обоснование программы


2.1 Примерные репертуарные требования


Первый класс

Развитие музыкально-слуховых представлений и музыкально-образного мыш­ления. Посадка и постановка рук, организация целесообразных игровых движений. Аппликатурные обозначения. Освоение приема тирандо. Игра большим пальцем пра­вой руки по открытым басовым струнам и с привлечением левой руки в средних пози­циях (V-VH). Освоение основных видов арпеджио на открытых струнах и изучение че-тырехзвучных арпеджированных аккордов в первой позиции. Нотная грамота и чтение нот в первой и второй позициях. Качество звучания и ритм. Исполнение двойных нот и аккордов правой рукой. Восходящее и нисходящее легато. Ознакомление с настройкой инструмента. Переход к игре на одной струне путем чередования пальцев правой руки.

В течение учебного года педагог должен проработать с учеником 7-10 му­зыкальных произведений: народные песни, пьесы песенного и танцевального ха­рактера, этюды и ансамбли (с педагогом). Хорошо подготовленным учащихся ре­комендуется освоение легких пьес с элементами полифонии, несложных вариа­ций и гамм в одну октаву в первой позиции.

Второй класс

Продолжение работы над постановочно-двигательными навыками, ритмом и звукоизвлечением. Дальнейшее развитие музыкально-образного мышления. По­вышение требовательности к качеству исполнения тирандо. Динамика звучания. Знакомство с грифом гитары в пределах четырех-девяти позиций. Развитие началь­ных навыков смены позиций и чтения нот с листа. Элементарные виды флажолетов. Подготовка к игре в ансамбле на простейшем материале. Развитие техники баррэ.

В течение учебного года педагог должен проработать с учеником 12-20 раз­личных произведений, включая ансамбли и этюды. Для хорошо подготовленных учащихся целесообразно включение в план 2-4 произведений с элементами поли­фонии, а также изучение гамм в пределах четы­рех первых позиций («im», «ma», «ia»-приёмами «тирандо», «апояндо»).

Третий класс

Развитие музыкально-образного мышления и исполнительских навыков учащихся. Работа над качеством звука, сменой позиций, ритмом. Упражнения для развития беглости пальцев, техники легато и баррэ. Смешанное легато. Подготов­ка к исполнению мордента. Освоение навыка вибрации Прием апояндо. Подго­товка к изучению крупной формы. Игра в ансамбле.

В течение учебного года необходимо проработать с учеником 10-12 различ­ных произведений, в том числе, 2-3 полифонические пьесы, ансамбли и этюды на различные виды техники. Хроматическая гамма в первой позиции. Хорошо подготовленным и профессионально ориентирован­ным учащимся рекомендуется изучение нетрудных мажорных гамм в аппликатуре А. Сеговии формулами «im»,«ma»,«ia», «p», «pi», «pm», «pa» приёмами (тирандо, апояндо). Штрихи - легато, стаккато, а также упражнений для развития техники арпеджио и легато.

Четвертый класс

Развитие музыкально-образного мышления и исполнительских навыков при более высоких требованиях к качеству звука и выразительности исполнения. Ра­бота над динамикой, ритмом. Развитие уверенности и беглости пальцев обеих рук. Сложные виды арпеджио. Совершенствование техники аккордовой игры, баррэ, вибрации и легато. Мелизмы, знакомством с приёмом тремоло, разгеадо. Закрепление навыков игры в позициях. Искусствен­ные флажолеты.

В течение учебного года следует проработать с учеником 10-12 различных му­зыкальных произведений, в том числе 2-3 полифонические пьесы, ансамбли и этюды на различные виды техники, а также гаммы в апп­ликатуре А. Сеговии различными аппликатурными формулами правой руки.

Пятый класс

Дальнейшее развитие музыкально-художественного мышления, исполни­тельских навыков и самостоятельности учащегося. Повышение требовательности к выразительному исполнению. Усложнение ритмических задач. Работа над звукоизвлечением и беглостью пальцев правой руки, совершенствование техники их чередования в различных видах арпеджио и гамм. Сложные флажолеты. Закреп­ление навыков игры в высоких позициях и чтения нот с листа.


2.2 Краткие методические рекомендации

В начале обучения в музыкальной школе учащийся должен получить от пе­дагога ясное представление о гитаре как сольном и ансамблевом инструменте. Необходимо также познакомить ученика с важнейшими сведениями из истории возникновения и развития гитары, рассказать ему о лучших исполнителях на клас­сической гитаре. Педагог должен дать учащемуся точное представление о назна­чении частей инструмента, раскрыть его звуковые и технические возможности.

Посадка

Посадка играющего на музыкальном инструменте является организующим исполнительским началом. Качество исполнения во многом зависит от собранно­сти, подтянутости, органичной слитности исполнителя с инструментом.

При игре гитарист должен сидеть на передней половине устойчивого жес­ткого стула без поручней, высота которого пропорциональна его росту. Левая нога стоит на подставке, бедро образует с плоскостью пола небольшой острый угол, колено находится на воображаемой линии между левым плечом и ступней. Гитара кладется выемкой обечайки на левое бедро, грудь слегка касается нижней деки, корпус гитариста подается несколько вперед. Нос исполнителя и самая высокая точка корпуса гитары находятся на одной вертикальной линии, головка грифа рас­полагается на уровне нижней части головы гитариста, плечи сохраняют свое есте­ственное положение.

Постановка правой руки

Постановка правой руки - один из важнейших компонентов формирова­ния качества звучания. Это та основа, на которой строятся все движения пальцев.

Правая рука отодвигается от туловища, чтобы позволить предплечью рас­положиться на большом овале гитары. Руку надо чувствовать всю, от плечевого сустава, держа ее как бы на весу, хотя предплечье и касается корпуса гитары. Нельзя опираться на обечайку всем весом руки, ни предплечьем, ни локтевым сгибом.

Кисть является как бы продолжением предплечья, она не висит свободно, а держится в нужном положении. Для ее удержания требуется необходимое и доста­точное напряжение. Запястье должно быть слегка выпуклым. В этом случае пясть располагается параллельно деке гитары, либо запястье находится чуть выше пяст­ных суставов относительно деки, но обязательно не ниже. Пальцы располагаются над правой половиной розетки.

Звукоизвлечение

Работая над правильной постановкой правой руки, нельзя забывать, что сама по себе постановка - не цель, а необходимое средство для обеспечения рацио­нальной работы пальцев. Главной же задачей является формирование основ пра­вильного звукоизвлечения, культуры звука.

Для получения полноценного, глубокого и плотного тона следует предвари­тельно оттягивать струну пальцем и только потом отпускать. Для этого необходим важный предшествующий этап: установка пальца на струну, своеобразное туше. Момент прикосновения к струне должен быть хорошо прочувствован, постепенно занесен в мышечную память и доведен до автоматизма. Оттягивание струны произ­водится всем пальцем целиком. Ладонь при этом располагается непосред­ственно над струнами, и палец скорее толкает струну, нежели тянет. В момент нажи­ма на струну вторая фаланга большого пальца не должна прогибаться в суставе. Передние фаланги указательного, среднего и безымянного пальцев, напротив, не­много упруго прогибаются. При этом струна естественно оттягивается в направле­нии передней деки, и звук обладает более красивым, глубоким тембром.

Большой палец касается струны одновременно ногтем и подушечкой. Пос­ле звукоизвлечения возвращение пальца на струну для следующего звукоизвлече­ния осуществляется только пястным суставом. Нельзя тянуться к струне ногтевой фалангой, прогибая палец в суставе.

Приемы звукоизвлечения

Существует два основных приема звукоизвлечения: тирандо и апояндо.

Тирандо может быть исполнена любая фактура без исключения, поскольку траекто­рия движения кончика пальца при этом такова, что после звукоизвлечения палец не задевает соседнюю струну.

Если движение кончика пальца направлено на соседнюю струну, то после звукоизвлечения палец прекращает движение, дотронувшись до этой струны. Та­кой прием называется апояндо. Апояндо - прием скорее художественный, коло­ристический, придающий особую силу и красочность звучанию. Принципы рабо­ты пальцев и направление оттягивания струны при правильном выполнении обо­их приемов отличаются друг от друга незначительно.

Постановка левой руки

Удобнее всего рука располагается на грифе, если пальцы стоят в V - VI по­зициях на третьей струне. Плечо должно быть свободно опущено, рука круто со­гнута (без сжатия) в локтевом суставе, предплечье, запястье и пясть представляют собой единую линию, большой палец помещается на шейке грифа напротив пер­вого пальца и направлен вверх. Локоть к туловищу прижимать нельзя. Кисть почти параллельна грифу, пальцы слегка наклонены влево. Такое положение пальцев в позиции на одной струне можно считать оптимальным. Мизинец, в зависимости от длины и физиологических особенностей, может стоять прямо или даже быть наклоненным чуть вправо. На шестой струне наклон пальцев практически отсут­ствует, а по мере приближения к первой струне - увеличивается.

С изменением комбинации пальцев на грифе положение руки может ме­няться, поэтому под постановкой левой руки следует понимать выбор наиболее удобного положения кисти для каждого конкретного случая.

При игре на шестой струне кисть выносится вперед, а большой палец каса­ется обратной стороны грифа в нижней его части. Запястье получается более вы­пуклым, а пальцы слегка выпрямляются. При перемещении к первой струне кисть втягивается под гриф, а большой палец перемещается к середине, или даже к вер­хней части обратной стороны грифа. Запястье становится более плоским, а паль­цы круче сгибаются.

Учет успеваемости

Успеваемость учащихся в игре на инструменте учитывается на различных выступлениях: экзаменах, академических концертах, контрольных уроках, а так­же на открытых концертах, конкурсах, прослушиваниях к ним.

Экзамены проводятся в соответствии с действующими учебными плана­ми в выпускных классах (5 и 7 классы) В остальных классах учебный год завершается переводным зачетом. На выпускные экзамены выносятся четыре произведения разных жанров и форм (по 2 произведения в полугодие).

В остальных классах учащиеся, как правило, выступают на классных и школьных концертах. При такой организации концертной деятельности педагог полу­чает возможность показывать ученика по мере подготовки репертуара.

Хорошо подготовленным, а также профессионально ориентированным уча­щимся рекомендуется в течение учебного года выступить не менее трех раз на концертах с исполнением произведений различных жанров и форм. Количество произведений для исполнения не ограничивается.

Участие в отборочных прослушиваниях, концертах, конкурсах и подобных им мероприятиях приравнивается к зачётному выступлению.

Проверка технической подготовки учащихся, умения читать ноты с листа, подбирать по слуху, транспонировать на доступном для учащегося уровне осуще­ствляется на одном-двух контрольных уроках в течение учебного года в присутствии других педагогов отдела. Контрольные уроки такого рода проводятся с 4 класса и оцениваются словесной характеристикой; при этом кратко отмечаются достигну­тые успехи и имеющиеся недостатки.

Зачётная оценка концертах выставляется за одно (любое) выступ­ление ученика в году.

При выведении итоговой оценки учитывается следующее:

а) оценка годовой работы ученика, выведенная на основе его продвижения;

б) оценка ученика за выступление концерте и переводном зачете, а также результаты контрольных уроков;

в) другие выступления ученика в течение учебного года.

Примерный репертуарный список:


I класс

  1. Испанская народная песня «Трое»

  2. немецкая народная песня «Прощание зимы»

  3. А. Иванов-Крамской «Прелюдия»

  4. Й. Поврозняк «Танец»

  5. П. Румянцев «Этюд»

  6. Д.Битинг «Кукушка»

  7. Русская народная песня Коровушка»

  8. Л.В. Соколова «Этюды для начинающих»

  9. Л. В. Соколова «Пьесы для начинающих»

  10. К. Шиндлер «Элегантный вальс»

  11. Украинская народная песня «Ночь такая лунная

  12. И. Кюнфер «Лендлер»

  13. М. Каркасси «Алегретто»

  14. Л. Иванова «Пьесы для начинающих»

  15. А. Варламов «На заре ты её не буди»





Ансамбли

  1. Н. Красев «Ёлочка!

  2. В. Шаинский «Песенка про кузнечика»

  3. И. Кюнфер «Экоссез»

  4. Русская народная песня «Ах Настасья»

  5. Л. Моцарт «Бурре»

  6. А. Корелли «Сарабанда»

  7. старинные романсы «Гори, гори, моя звезда», «Очи чёрные» в переложении И. Л. Лавреновой



II класс

  1. Р. Келли «Этюд»

  2. К. Шандлер «Ночная прогулка «Мефистофиля»

  3. М. Джулиани «Алегро»

  4. В. Козлов «Маленький испанский танец»

  5. М. Каркасси «Прелюдия»

  6. М. Каркасси «Пьеса»

  7. Б. Мокроусов «Одинокая гармонь»

  8. В. Калинин (обр.) «Ой, полным полна моя коробушка»

  9. Иванов - Крамской (обр.) «То не ветер ветку клонит»

  10. Р. Ортиз «Подражание Ренессансу»

  11. Аноним «Романс»

  12. М. Каркасси «Русская мелодия»

  13. Ю. Зырянов «В ритмах буги»

  14. Л. Фокар «Колыбельная»

  15. Аноним XVI «Танец дождя»

  16. Аноним «Все птицы уже здесь»

  17. Д. Майнерио «Scharazula marazula»


Ансамбли

  1. В. Калинников «Киска»

  2. Русская народная песня в обработке А. Иванова -Крамского

  3. «Ты пойди моя коровушка домой»

  4. А. Ф. Франкин «Танец»

  5. А. Барриос «Менуэт»


IIIкласс

  1. И. Кригер «Бурре»

  2. А. Розас «Над волнами»

  3. Ф. Карулли «Сицилиана»

  4. А. Моцарт «Бурре»

  5. М. Каркасси «Алегретто»

  6. Д. Гольдвик «Маленький вальс»

  7. К. Шиндлер «Элегантный вальс»

  8. Е. Поплянова «Старый дилижанс»

  9. В. Шаинский «Песенка Чебурашки»

  10. Б. Савельев «Неприятность эту мы переживём из м/ф «Лето кота Леопольда»

  11. Д. Фортеа «Вальс»

  12. Дж. Сагрерас «Самба№3»

  13. О. Киселёв «Вальс капелек дождя»

  14. О. Киселёв «Паучок качается на паутине»

  15. В. Козлов « С неба звёздочка упала»

  16. В. Козлов «Румба»


Ансамбли

  1. М. Джулиани « Дуэт» - переложение для домры и гитары

Д. Трофимова

  1. Филиппинский народный танец в обр. А. Степанова

  2. А. Барриос «Менуэт»

  3. Е. Поплянова «Колыбельная луны»


IVкласс

  1. Н. Паганини Н. Модерато»

  2. М. Шумев (обр.) «Калинка»

  3. Ф. Гендель «Сарабанда»

  4. Ж. Монтрей «Клоун»

  5. Аноним «Буре»

  6. Р.Рус «Щипковая музыка»

  7. Х. Рунг «Воспоминание об Италии»

  8. О. Киселёв «Песня о России»

  9. О. Киселёв «Ковбой и девушка»

  10. О. Киселёв « В саду цветущих яблонь»

  11. Д. Гольдвик «Маленький вальс»

  12. О. Кроха «Вальс»

  13. И. Корнелюк -аранжировка В. Шарнина «Город, которого нет»

  14. В. Козлов «Мини-блюз»

  15. В. Козлов «Фанфары и барабан»

  16. «Цыганочка» в обр. Ю. Лихачёва


Ансамбли

  1. Ф. Шуберт «Оригинальные танцы» для флейты и гитары №5; 6; 12

Переложение а. Потаповой

  1. Русская народная песня «Перевоз Дуня держала» в обр. Л. Ивановой

  2. М. Линнеман «Два дня в Париже»

  3. Л. Шумеев «Испанские мотивы»

Vкласс

  1. И. С. Бах «Менуэт»

  2. Д. Крайдлер «Salida del Sol»

  3. Н. Паганини «Менуэт»

  4. Ю. Кристианто «Маленькая колыбельная»

  5. Г. Ниенабер Западный ветер»

  6. Д.А. Бресчианелло «Арио»

  7. Х. Сагрнрас «Ностальгия»

  8. Испанский народный танец «Видалита» в обр. В Колосова

  9. Аноним ред. Ю. Зырянова «Танго»

  10. В. Козлов «Сеньор клавесин играющий менуэт»

  11. А. Виницкий «Джазовый этюд №5»

  12. Старинная английская песня «Зелёные рукава» редакция Ю. Зырянов

  13. Ж. Монтрей «Первая любовь».

  14. А. Фомин «Ехали цыгане»

  15. В. Минчев «Звуки корриды»

Ансамбли

  1. М. Джулиани «Дуэт» для скрипки и гитары

  2. В. Андреев «Грёзы»

  3. Л. Иванова «Танец»

  4. В. Ерзунов «У камина»

  5. В Гомес «Романс»



Авторский жанр:



  1. А. Петров «Под лаской плюшевого пледа…»

  2. «Я словно бабочка к огню…»

  3. Ю. Визбор «Милая моя»

  4. О. Митяев « С добрым утром, любимая»

  5. «Осень»

  6. Ю. Лоза «Плот»

  7. А. Розенбаум «Вальс бостон»

  8. «Ау»

  9. «Летать, так летать»



Песни из кинофильмов:



  1. «Гардемарины, вперёд»: «Как жизнь без любви…»

  2. «Не вешать нос. Гардемарин

  3. «Ланфрен. Ланфран…»

  4. « С легим паром»: «Я спросил у ясеня…»

  5. «Если у вас нету дома…»

  6. «Мне нравится…»

  7. «До свиданья. Мэрри Поппинс»: «Брадобрей»

  8. «В центре города большого…»

  9. «Белое солнце пустыни»: «Ваше благородие»

  10. «Жестокий романс»: «Мохнатый шмель…»

  11. «Москва слезам не верит»: «Александра»



Песни из репертуара известных исполнителей и популярных групп:



  1. «Машина времени»: «Поворот»

  2. «Марионетки»

  3. «За тех, кто в море»

  4. «ДДТ»: «Осень»

  5. «Любе»: «Позови меня тихо по имени…»

  6. «Там за туманами»

  7. «Ты неси меня река…»

  8. «От чего так в Росси берёзы шумят…»

  9. «Комбат»



Песни из мультфильмов:



  1. «Песня мамонтёнка»

  2. «Песенка Чебурашки»

  3. « В траве сидел кузнечик»

  4. «Новогодняя песня про ёлочку»

  5. «Антошка».



2.2 Методика развития

музыкально-исполнительского способностей.

Музыкальные способности объединяются в целый комплекс способностей, развиваемых на основе врождённых музыкальных задатков, необходимых для успешного осуществления музыкально-образовательной и творческой деятельности - музыкальность.

Центром музыкальности является способность ребёнка эмоционально отзываться на музыку.

К музыкальным - исполнительским способностям традиционно относят метро - ритмическое, ладовое чувство, музыкально - слуховые представления, музыкальное мышление, воображение и память.

Ядро музыкальности образуют: чувство лада, музыкально - слуховой опыт и эмоционально - образная сфера, метроритм.

Музыкальный слух

Это сложное образование, в котором взаимодействуют природные качества индивидуума и общественно выработанные знания, и способы действия. При этом необходимо иметь ввиду, что природные способности не всегда равняются знаниям, умениям и навыкам, но питаются ими, и развиваясь, открывают возможности для приобретения новых знаний, для совершенствования умений и навыков.

В широком смысле слова музыкальный слух - это направляемый опытом, сознанием и эмоциями интонационно-чуткий слух, способный прослеживать, осмысливать и оценивать происходящие в музыке события, наблюдать за их развитием и музыкальной формой как процессом.

Отсюда и различные виды музыкального слуха:

  • мелодический;

  • гармонический;

  • тембральный;

  • полифонический.

Развитие музыкального слуха напрямую зависит от психологической природы слуха, природы музыкального инструмент и исполнительского общения с ним и изучаемой музыки.

Основные педагогические установки, направленные на оптимизацию процесса слухового воспитания:

  • стимулирование слухового внимания, «энергия вслушивания»;

  • связывание выразительных средств музыкального произведения с их эмоционально-психологическим подтекстом, художественно-выразительным значением;

  • активизация музыкально-слуховых представлений;

  • воспитание интонационной чуткости, понимания логики развития, охват формы произведения;

  • соотнесение поставленных слуховых задач с конкретными исполнительскими задачами;

  • стимулирование самостоятельных поисков и творческого подхода к интерпретации произведения в процессе работы над ним.


Музыкальный ритм

Ритм - явление чрезвычайно широкого толкования. Музыка - процесс временной, она исполняется и воспринимается лишь в движении «прошлого - в будущее». Ритм следует рассматривать как один из центральных и основополагающих элементов музыкального языка.

Проблемам ритмического развития посвящено множество научных трудов, однако проблема воспитания метроритмических представлений на сегодняшний день остаётся актуальной и входит в разряд наиболее сложных задач музыкальной педагогики.

Условность запечатления композитором ритмической стороны музыки, невозможность абсолютно точно закрепить в нотном тексте многообразие реальных соотношений длительностей создаёт в процессе музыкального воспитания многочисленные трудности.

Педагогические приёмы, способствующие процессу эффективного воспитания чувства ритма:

  • просчитывание исполняемой музыки;

  • использование ритмосхем;

  • простукивание, прохлопывание метроритмических структур;

  • дирижирование;

  • ансамблевое музицирование.


Музыкальное мышление

Подчиняясь общим законам психологии, музыкальное мышление возникает на основе звуковых последований в том случае, когда осознаётся содержание музыкального произведения.

Музыкальное мышление - переосмысление и обобщение жизненных впечатлений, отражение в сознании человека музыкального образа.

Основные составляющие мышления:

  • анализ и синтез;

  • обобщение;

  • сравнение;

  • знания.

В зависимости от конкретного вида музыкальной деятельности в мышлении может преобладать, либо наглядно-действенное (игра на музыкальном инструменте), либо абстрактно-логическое. При их сочетании воедино, мы говорим о высшем проявлении музыкального таланта.

Активизация мыслительной деятельности - одна из ведущих проблем музыкальной педагогики. Развитию музыкального мышления способствует создание проблемных ситуаций, в которых имеется противоречие между имеющимися у ученика знаниями и новыми требованиями к ним.

Чтение нот с листа

Цель - формирование представлений об идее и образе музыкального произведения, выработка умения предвидеть.

Чтение с листа - метод развития умения оперировать музыкально-слуховыми представлениями, которые позволяют успешно развивать творческую индивидуальность каждого учащегося.

Прочитать с листа - значит быстро схватить и эскизно передать эмоционально-образный смысл музыки, при некоторой приблизительности воспроизведения нотной записи. Девиз метода: «вижу - слышу - переживаю - ищу нужные движения - играю».

Основные приёмы беглого чтения нот с листа:

  • предварительное прочтение глазами;

  • смысловая группировка нот;

  • упрощение фактуры;

  • игра «вслепую», не глядя на руки;

  • мысленное опережение.


Музыкальная память

Проблема памяти является одной из самых сложных и актуальных в музыкальной педагогики и психологии, т.к. процесс запоминания включает в себя такие категории мышления как анализ и синтез, обобщение и сравнение.

Процесс запоминании, по мнению учёных, может быть - в зависимости от характера его направленности - произвольным или непроизвольным.

Музыкальная память подразделяется на несколько видов:

  • образно-слуховая;

  • двигательно-моторная;

  • эмоциональная

  • конструктивно-логическая

  • зрительная.

В формировании и развитии музыкальной памяти существенное значение играет изучение гармонии в тесной взаимосвязи с осмыслением музыкальной формы.

Процесс освоения эффективного развития памяти должен обязательно включать в себя:

  • анализ формы произведения;

  • выявление интонационных особенностей;

  • установление смысловых связей между структурой целого произведения и отдельных его частей;

  • определение особенностей и взаимосвязей основных средств художественной выразительности.



Список рекомендуемой нотной литературы

Рекомендуемы сборники:

  1. Агуадо Д. Этюды для шестиструнной гитары / Ред. X. Ортеги. М., 1979.

  2. Барриос А. Произведения для шестиструнной гитары / Сост. В. Максименко. М., 1989.

  3. Брауэр Л. Произведения для шестиструнной гитары / Сост. В. Максименко. М., 1986.

  4. День Рождения -Хрестоматия гитариста 1-5 классы ДМШ / Сост. и ред. Ю. А. Зырянов. Новосибирск 2009г.

  5. Иванов-Крамской А. Пьесы для шестиструнной гитары. М - Л., 1947.

  6. Из репертуара А. Иванова-Крамского: Произведения для шестиструнной гитары. /Сост. Н. Иванова-Крамская. М., 1983.

  7. Карулли Ф. Избранные произведения для шестиструнной гитары / Сост. И. Поликарпов. М., 1972.

  8. Калинин В. - Юный гитарист /Москва «Музыка» 1999г./

  9. Козлов В. - Альбом юного гитариста / Челябинск. «Издательство МР. 1999г

  10. Кузин Ю.П - Азбука гитариста - доинструментальный период /Новосибирск 2006г./

  11. Кузин Ю.П - Азбука гитариста - инструментальный период части 1;2 /Новосибирск 2003г./

  12. Кузин Ю.П - Шесть струн - шесть ступенек (пьесы для гитары 1-2 ступеньки) /Новосибирск 2002г.

  13. Катанский А.В. - Детский альбом гитариста - тетрадь I, II, III- альбомы пьес и упражнений для начальных классов ДМШ.

  14. К радости - Хрестоматия гитариста / Сост и ред. Ю. А. Зырянов. Новосибирск 2008г.

  15. Киселёв О. Аквариумные рыбки - Альбом юного гитариста / Челябинск «Издательство МРI» 2009г.

  16. Педагогический репертуар: Пьесы для шестиструнной гитары. Вып.1 / Сост. Я. Ковалевская и Е. Рябоконь. Л., 1970.

  17. Педагогический репертуар гитариста. Вып.5. / Сост. А. Иванов-Крамской. М., 1969.

  18. Пьесы для шестиструнной гитары. / Сост. К. Хрусталев. М.- Л., 1948.

  19. Репертуар гитариста: Избранные пьесы для шестиструнной гитары. / Сост. П. Агафошин. Серия 1 - II. Альбомы 1 - 7. М., 1930,1931.

  20. Сборник избранных пьес для шестиструнной гитары / Под ред. П. Агафошина. М., 1932.

  21. Сборник избранных пьес для шестиструнной гитары / Ред. П. Агафошин. М.- Л., 1939.

  22. Сор Ф. 20 этюдов для шестиструнной гитары/ Сост. Я. Ковалевская и Е. Рябо­конь. Л., 1975.

  23. Сор Ф. 20 этюдов для шестиструнной гитары/ Ред. А. Сеговии. ГИД, М., 2000.

  24. Соколова Л.В. - Избранные этюды для начинающих I; II; III части / Издательство «Композитор» Санкт- Петербург 1996г.

  25. Соколова Л.В. Ансамбли для гитары для учащихся начальных и средних классов ДМШ / Издательство «Союз художников» Санкт- Петербург 2006г.

  26. Хрестоматия гитариста. (Шестиструнная гитара): 1- 2 кл. детских музыкаль­ных школ. Вып.1 /Сост. А. Иванов-Крамской. М., 1971, 1976.

  27. Хрестоматия гитариста. (Шестиструнная гитара): 3- 5 кл. детских музыкаль­ных школ. Вып.1 /Сост. Е. Ларичев. М., 1972.

  28. Хрестоматия гитариста. (Шестиструнная гитара): 1- 3 кл. детских музыкаль­ных школ / Сост. Е. Ларичев. М., 1983, 1985.

  29. В.В. Бернацкий - Гитара для начинающих / Москва издательство «Аккорд» 2001г./



Школы и учебные пособия:

  1. Агафошин П.С. Школа игры на шестиструнной гитаре. М., 1934, 1938,

1983, 1985.

  1. Каркасси М. Школа игры на шестиструнной гитаре. М., 1964 - 2002.

  2. Кирьянов Н. Искусство игры на шестиструнной гитаре. М., 1991.

  3. Ларичев Е. - Самоучитель игры на шестиструнной гитаре / Москва «

Музыка» 1997г./

  1. Соколова Л.В. - Чтение нот - пособие для начинающих (шестиструнная гитара) /издательство «Композитор» Санкт- Петербург 1996г./

  2. Пухоль Э. - Школа игры на шестиструнной гитаре /издательство «Советский композитор» 1977г Школы и учебные пособия

  3. Пухоль Э. Школа игры на шестиструнной гитаре. М., 1977 - 1987.

  4. Иванов-Крамской А. Школа игры на шестиструнной гитаре. М., 1970.





























Список используемой литературы

  1. Анисимов В.П. Диагностика музыкальных способностей детей: Учеб. пособие для студ. высш. уч. заведений. - М: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001. - 128 с.

  2. Баренбойм Л.А. Путь к музицированию. Исследование. - 2-е изд., доп. - Л. - 1979. - 352 с.

  3. Большой энциклопедический словарь. Музыка. // Под ред. Г.В. Келдыша. - М.: Большая Российская Энциклопедия, 1998. - 672 с.

  4. Бонфельд М.Ш. Введение в музыкознание: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001. - 224 с.: ноты.

  5. Вендрова Т.Е. Художественно - педагогический анализ на уроке музыки. // Музыка в школе, 1989. - № 3. - с. 10-12.

  6. Гаврилин В.П. Заметки о восприятии музыки. // Музыка - детям. - М., 1970. - с. 150-155.

  7. Готлиб А.Л. Основы ансамблевой техники. - М.: Музыка,1968. - 282 с.

  8. Гродзенская Н.Л. Вопросы развития восприятия музыки (слушание музыки). - «Известия АПН РСФСР», вып.10. - М., 1960. - 218 с.

  9. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе. 3-е из. - М.: Просвещение, 2000. - 238 с.

  10. Дубовицкая Т.Д. Психологические основы обучения: Учеб-метод. Материаля для студентов 3-5 курсов высших педагогических заведений по специальностям «19 00 07 - Педагогическая психология» и «13 00 01 - Общая педагогика, история педагогики и образования». - Стерлитамак: Стерлитамак. гос. пед. ин-т, 2002. - 160 с.

  11. Кабалевский Д.Б. Программа по музыке для общеобразовательной школы. 1-3 классы. - М.: Просвещение, 1988. - 160 с.

  12. К. Орф (Австрия). «Шульверк». Итоги и задачи.//Из истории музыкального воспитания: Хрестоматия/ Сост. О.А. Апраксина. - М.: Просвещение, 1990. - 207 с. - (Б-ка учителя музыки).

  13. Крюкова В.В. Музыкальная педагогика. - Ростов - н /Д.: «Феникс», 2002. - 282 с.

  14. Маслова И.В. Урок музыки - урок искусства. - Новосибирск, 1995. - 268 с.

  15. Музыка I - VIII классы: программы для средних общеобразовательных учебных заведений / Сост. Ю.Б.Алиев, В.Н. Белобородова, Е.В. Николаева и др. / Под общ. ред. Ю.Б. Алиева. - М.: Просвещение, 1993. - 79 с.

  16. Музыкальное образование в школе: Учеб. пособие для студентов муз. фак. и отд. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Л.В. Школяр, В.А. Школяр, Е.Д. Критская и др. / Под ред. Л.В. Школяр. - М.: Изд. центр «Академия», 2001. - 232 с.

  17. Музыка: Музыкально-эстетическое воспитание I - IV классы: Программы для общеобразовательных учебных заведений / Сост. Н.А. Терентьева. - М.: Просвещение, 1994. - 76 с.

  18. Музыкальный инструмент (балалайка):Программа для детских музыкальных школ, музыкальных отделений школ искусств). - М., 1988.- 12 с.

  19. Музыкальный инструмент (домра трёхструнная, домра четырёхструнная): Программа для детских музыкальных школ, музыкальных отделений школ искусств). - М., 1986.-45 с.

  20. Программа по баяну и аккордеону. - М.: Просвещение, 1986. - 54 с.

  21. Петрова О.О. Возрастная психология. Конспект лекции./ О.О. Петрова, Т.В. Умнова. - 2-е изд.: Ростов - н /Д.: «Феникс», 2005. - 224 с.

  22. Петрушин В.И. Музыкальная психология: Уч. пособие для студентов и преподавателей. - М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 1997. - 384 с.

  23. Ражников В.Г.Словарь признаков характера звучания музыки./ Диалоги о музыкальной педагогике. - М., 1994. - Приложение. - с.136-140.

  24. Ризоль Н. Очерки о работе в ансамбле баянистов. - М.,1986

34


© 2010-2022