- Преподавателю
- Дополнительное образование
- Музыкальное оформление урока классического танца
Музыкальное оформление урока классического танца
Раздел | Дополнительное образование |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Кайдалов А.А. |
Дата | 06.03.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
«Музыкальное оформление урока классического танца»
Из опыта работы концертмейстера
МОУ лицей «МОК №2»
г.Джанкой, АР Крым, Россия
Кайдалова Андрея Аркадьевича
Работа балетного концертмейстера имеет свою специфику. Пианисты, получившие дипломы специального среднего и высшего образования, сталкиваются с большими проблемами, когда они попадают на работу в балетный класс. Данная работа поможет разобраться в специфике музыкального оформления урока классического танца.
В то же время далеко не каждый преподаватель классического танца может оказать реальную помощь и поддержку своему концертмейстеру. Хореограф может выдать, например, такой перл: «Сыграйте один такт на четыре четверти, а другой - на три». Пианист усердно изображает заданное; «Не так, не так!» Когда же пианист, доведенный до отчаяния, просит показать «всухую» движение, то выясняется следующее: в первом такте надо играть все четыре четверти, а во втором такте - пауза на четвертой четверти.
Задача пианиста на уроке классического танца - озвучивание упражнений , их музыкальное оформление, что предполагает необходимость определенных методических знаний.
«Соединение движений и музыки при обучении экзерсису является важной и пока еще не решенной задачей. Проведенный анализ дает основание сделать вывод о недооценке роли музыкального материала полноправного компонента в экзерсисе. Пока музыка в экзерсисе - второстепенное, а часто и случайное средство»(1)
Существует очень мало учебных пособий, где приведены примеры музыкального оформления классического урока, основанные на импровизационном материале.
Издается большое количество сборников и хрестоматий для урока классического танца - но представьте себе, каким репертуаром должен владеть пианист, чтобы иметь музыкальный материал для постоянно модифицирующего урока. Можно ли в течении долгого времени исполнять plie под арию из «Травиаты» или battements tendus jete под «Польку» Рахманинова? А что делать, когда упражнения все время изменяются, усложняются по мере их проучивания, комбинации обновляются? Выход один - придумывать музыку или импровизировать на тему какого - либо музыкального произведения.
С нетанцевальной музыкой возникает ряд дополнительных сложностей: ее фактурно-ритмическая ткань часто бывает не приспособлена к движению у станка. Надо суметь так изменить ритм, фактуру, иногда размер, мелодию, количество тактов, чтобы максимально приблизить звучание этой музыки к специфике упражнения и создать структурно, метроритмически и мелодически ясное построение. Появляется почти новое произведение. В связи с этим особую важность приобретает искусство импровизации.
В балетный класс приходят пианисты, не имеющие, за редким исключением, опыта работы в этой области искусства. Преподавателю-балетмейстеру придется набраться терпения и …..научить концертмейстера. Это очень не просто для них обоих. Возникают сложности не только технического характера, но и психологического. В основу данных взаимоотношений надо положить следующий тезис: пианист в своей профессии не меньший мастер, чем балетмейстер - в своей.
За рояль впервые сажают детей в возрасте 4-6 лет и учат не менее 15 лет. Надо постараться сдержать раздражение и помочь музыканту разобраться в построении урока, объяснить смысл и характер каждого pas классического танца. Безусловно, это мешает проведению урока, тормозит его. Однако, если перед вами умный, творческий и не очень ленивый человек, ваши усилия попадут на благодатную почву. Выигрывает же от этого ваше общее дело.
Что важнее на уроке классического танца - музыка или движение? Говоря формально, первично движение. Педагог задает комбинацию движений, а пианист, исходя из их характера и ритмического рисунка, подбирает музыку.
Озвучить придуманное упражнение композиторским текстом очень трудно. Идеальное совпадение случаются крайне редко. Использование уже написанной музыки иногда приводит к тому, что комбинация движений подгоняется под эту музыку. Это противоречит специфике урока классического танца - движение определяет ритм, темп и характер музыкального сопровождения.
Хочется сказать несколько слов об использовании на уроке классического танца музыки из балетов. По этому вопросу существуют диаметрально противоположные мнения: одни преподаватели-хореографы полностью отрицают исполнение балетной музыки на уроке, другие наоборот, постоянно требуют от концертмейстера «чего-нибудь балетненького». Конечно музыка написанная специально для балетного спектакля, является более танцевальной, чем какая-либо другая. Но все эти музыкальные фрагменты воспринимаются в сочетании с уже сочиненным ранее мастером хореографического искусства движениями - то есть это готовые образы. Но часто бывает и так. Что звучание прекрасной балетной музыки дети впервые слышат в балетном классе, тем самым дети проявляют интерес к балету через услышанную музыку.
Умело подобранная музыка, красивая мелодия, сочная гармония, эмоциональное исполнение, взаимопонимание танцовщиков и концертмейстера - все это помогает выполнять урок классического танца с максимальной отдачей. Естественно такая работа приносит свои плоды.
Пианисты должны знать ряд правил, придерживаться которых на уроке классики очень важно.
-
Недопустимо играть слишком громко, форсированным звуком, даже если обуревают сильные эмоции. Урок продолжается, как правило , полтора часа, и подобный «камнепад» не пойдет во благо никому. Точно выверенный, филигранный звук учащиеся лучше слушают.
-
Вся балетная лексика идет на французском языке - так уж сложилось исторически. «Французская терминология, принятая для классического танца….неизбежна, будучи интернациональной. Для нас она то же, что латынь в медицине, ею приходится Пользоваться. Она абсолютно международна и всеми понятна». Пианист обязан знать точный перевод каждого движения и характер его исполнения.
-
Урок классики - это живое взаимодействие музыки и пластики.
-
Музыкальное сопровождение урока должно прививать ученикам определенные эстетические навыки, а так же осознанное отношение к музыке: оно приучает слышать музыкальную фразу, разбираться в характере музыки, динамике, ритме. Все движения выполняются на музыкальном материале - поклоны в начале и конце урока, переходы от упражнений у станка к упражнениям на середине зала. Это приучает к согласованию движений с музыкой.
-
Для танцевальной музыки характерна «квадратность» построения музыкальной фразы. Она состоит из четырех, восьми, и т.д. тактов. «Неквадратность» построения большинства музыкальных произведений создает дополнительные сложности исполнения их в экзерсисе.
-
Концертмейстер должен видеть класс, дышать вместе с ним, помогать эмоционально в сложных движениях. Тогда танцовщики и ногу поднимут выше, и прыгнут полегче, и рукой «допоют» музыкальную фразу. На этом базируется артистизм артиста балета. Никакая техника, не поможет, если танцовщик не музыкален.
-
Не следует «засорять» аккомпанемент обилием лишних звуков - трелями, форшлагами, арпеджио. Это особенно важно в младших классах: одно движение - одна нота, два движения - две ноты. Музыка является своеобразной подсказкой.
-
Очень важно обратить внимание на акценты: одни движения выполняются на сильную долю, другие - из-за такта.
Эти общие рекомендации, предваряющие непосредственную работу над музыкальным материалом для урока классического танца.
ИСПОЛЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Громов Ю.И. «Танец и его роль в воспитании пластической культуры актера»
2. Ваганова А.Я. «Основы классического танца»
3. Ярмолович Л.И. «Классический танец. Методическое пособие»
4. Костровицкая В.С. « 100 уроков классического танца»