Музыкальное оформление урока классического танца

Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Музыкальное оформление урока классического танца»

Из опыта работы концертмейстера

МОУ лицей «МОК №2»

г.Джанкой, АР Крым, Россия

Кайдалова Андрея Аркадьевича


Работа балетного концертмейстера имеет свою специфику. Пианисты, получившие дипломы специального среднего и высшего образования, сталкиваются с большими проблемами, когда они попадают на работу в балетный класс. Данная работа поможет разобраться в специфике музыкального оформления урока классического танца.

В то же время далеко не каждый преподаватель классического танца может оказать реальную помощь и поддержку своему концертмейстеру. Хореограф может выдать, например, такой перл: «Сыграйте один такт на четыре четверти, а другой - на три». Пианист усердно изображает заданное; «Не так, не так!» Когда же пианист, доведенный до отчаяния, просит показать «всухую» движение, то выясняется следующее: в первом такте надо играть все четыре четверти, а во втором такте - пауза на четвертой четверти.

Задача пианиста на уроке классического танца - озвучивание упражнений , их музыкальное оформление, что предполагает необходимость определенных методических знаний.

«Соединение движений и музыки при обучении экзерсису является важной и пока еще не решенной задачей. Проведенный анализ дает основание сделать вывод о недооценке роли музыкального материала полноправного компонента в экзерсисе. Пока музыка в экзерсисе - второстепенное, а часто и случайное средство»(1)

Существует очень мало учебных пособий, где приведены примеры музыкального оформления классического урока, основанные на импровизационном материале.

Издается большое количество сборников и хрестоматий для урока классического танца - но представьте себе, каким репертуаром должен владеть пианист, чтобы иметь музыкальный материал для постоянно модифицирующего урока. Можно ли в течении долгого времени исполнять plie под арию из «Травиаты» или battements tendus jete под «Польку» Рахманинова? А что делать, когда упражнения все время изменяются, усложняются по мере их проучивания, комбинации обновляются? Выход один - придумывать музыку или импровизировать на тему какого - либо музыкального произведения.

С нетанцевальной музыкой возникает ряд дополнительных сложностей: ее фактурно-ритмическая ткань часто бывает не приспособлена к движению у станка. Надо суметь так изменить ритм, фактуру, иногда размер, мелодию, количество тактов, чтобы максимально приблизить звучание этой музыки к специфике упражнения и создать структурно, метроритмически и мелодически ясное построение. Появляется почти новое произведение. В связи с этим особую важность приобретает искусство импровизации.

В балетный класс приходят пианисты, не имеющие, за редким исключением, опыта работы в этой области искусства. Преподавателю-балетмейстеру придется набраться терпения и …..научить концертмейстера. Это очень не просто для них обоих. Возникают сложности не только технического характера, но и психологического. В основу данных взаимоотношений надо положить следующий тезис: пианист в своей профессии не меньший мастер, чем балетмейстер - в своей.

За рояль впервые сажают детей в возрасте 4-6 лет и учат не менее 15 лет. Надо постараться сдержать раздражение и помочь музыканту разобраться в построении урока, объяснить смысл и характер каждого pas классического танца. Безусловно, это мешает проведению урока, тормозит его. Однако, если перед вами умный, творческий и не очень ленивый человек, ваши усилия попадут на благодатную почву. Выигрывает же от этого ваше общее дело.

Что важнее на уроке классического танца - музыка или движение? Говоря формально, первично движение. Педагог задает комбинацию движений, а пианист, исходя из их характера и ритмического рисунка, подбирает музыку.

Озвучить придуманное упражнение композиторским текстом очень трудно. Идеальное совпадение случаются крайне редко. Использование уже написанной музыки иногда приводит к тому, что комбинация движений подгоняется под эту музыку. Это противоречит специфике урока классического танца - движение определяет ритм, темп и характер музыкального сопровождения.

Хочется сказать несколько слов об использовании на уроке классического танца музыки из балетов. По этому вопросу существуют диаметрально противоположные мнения: одни преподаватели-хореографы полностью отрицают исполнение балетной музыки на уроке, другие наоборот, постоянно требуют от концертмейстера «чего-нибудь балетненького». Конечно музыка написанная специально для балетного спектакля, является более танцевальной, чем какая-либо другая. Но все эти музыкальные фрагменты воспринимаются в сочетании с уже сочиненным ранее мастером хореографического искусства движениями - то есть это готовые образы. Но часто бывает и так. Что звучание прекрасной балетной музыки дети впервые слышат в балетном классе, тем самым дети проявляют интерес к балету через услышанную музыку.

Умело подобранная музыка, красивая мелодия, сочная гармония, эмоциональное исполнение, взаимопонимание танцовщиков и концертмейстера - все это помогает выполнять урок классического танца с максимальной отдачей. Естественно такая работа приносит свои плоды.

Пианисты должны знать ряд правил, придерживаться которых на уроке классики очень важно.


  1. Недопустимо играть слишком громко, форсированным звуком, даже если обуревают сильные эмоции. Урок продолжается, как правило , полтора часа, и подобный «камнепад» не пойдет во благо никому. Точно выверенный, филигранный звук учащиеся лучше слушают.


  1. Вся балетная лексика идет на французском языке - так уж сложилось исторически. «Французская терминология, принятая для классического танца….неизбежна, будучи интернациональной. Для нас она то же, что латынь в медицине, ею приходится Пользоваться. Она абсолютно международна и всеми понятна». Пианист обязан знать точный перевод каждого движения и характер его исполнения.


  1. Урок классики - это живое взаимодействие музыки и пластики.


  1. Музыкальное сопровождение урока должно прививать ученикам определенные эстетические навыки, а так же осознанное отношение к музыке: оно приучает слышать музыкальную фразу, разбираться в характере музыки, динамике, ритме. Все движения выполняются на музыкальном материале - поклоны в начале и конце урока, переходы от упражнений у станка к упражнениям на середине зала. Это приучает к согласованию движений с музыкой.


  1. Для танцевальной музыки характерна «квадратность» построения музыкальной фразы. Она состоит из четырех, восьми, и т.д. тактов. «Неквадратность» построения большинства музыкальных произведений создает дополнительные сложности исполнения их в экзерсисе.


  1. Концертмейстер должен видеть класс, дышать вместе с ним, помогать эмоционально в сложных движениях. Тогда танцовщики и ногу поднимут выше, и прыгнут полегче, и рукой «допоют» музыкальную фразу. На этом базируется артистизм артиста балета. Никакая техника, не поможет, если танцовщик не музыкален.


  1. Не следует «засорять» аккомпанемент обилием лишних звуков - трелями, форшлагами, арпеджио. Это особенно важно в младших классах: одно движение - одна нота, два движения - две ноты. Музыка является своеобразной подсказкой.


  1. Очень важно обратить внимание на акценты: одни движения выполняются на сильную долю, другие - из-за такта.

Эти общие рекомендации, предваряющие непосредственную работу над музыкальным материалом для урока классического танца.

ИСПОЛЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Громов Ю.И. «Танец и его роль в воспитании пластической культуры актера»

2. Ваганова А.Я. «Основы классического танца»

3. Ярмолович Л.И. «Классический танец. Методическое пособие»

4. Костровицкая В.С. « 100 уроков классического танца»


© 2010-2022