Методическая разработка занятия Новогодний сувенир Елочка

Тема новогоднего сувенира в методических разработках занятий популярна в дополнительном образовании детей. Такого типа занятия позволяют решить несколько педагогических задач: развитие и формирование творческого потенциала детей, создание возможности самореализации ребенка, его мотивации на творческую деятельность. Создание новогоднего сувенира - это возможность педагога стимулировать творческую активность учащихся. Новогодний подарок близким людям, участие в конкурсе новогодних сувениров - рад...
Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



«Новогодний сувенир - ёлочка»


РМетодическая разработка занятия Новогодний сувенир Елочкаазработка занятия






















Составила:

Найденова Нина Анатольевна,

педагог дополнительного образования,

руководитель объединения «Бисеродизайн»

МБУДО ЦДЮТ


Тема занятия: «Новогодний сувенир - ёлочка»

Цель: Развитие и формирование коммуникативных качеств личности подростка при групповом изготовлении новогоднего сувенира - ёлочки.

Задачи:

  1. Познакомить с историей Нового года и рождественской ёлкой.

  2. Закрепить навыки работы с проволокой.

  3. Способствовать тренировке мелкой моторики рук.

  4. Способствовать приобретению навыков работы со стеклярусом (трудным в пользовании материалом) на проволоке - новый для детей технический прием.

  5. Создать коллективную заинтересованность и дружеское соперничество соревновательного характера.

Материал, инструменты, оборудование: Доска, мел, схемы, образцы, стеклярус, проволока, салфетки, клей «Момент», диски, камни, пластмассовые стаканчики, синтепон.

Демонстрационный материал: образцы, фотографии, схемы.

План


  1. Организационный этап.


  1. Вводный этап.


  1. Знакомство с целью занятия.

  2. История новогодней ёлки.


  1. Основной (практический) этап.


  1. Простейшие способы низания.

  2. Продумывание вариантов создания новогодней ёлки.

  3. Распределение детей по группам.

  4. Выполнение коллективного сувенира - новогодней ёлочки:

    1. выполнение отдельных иголочек на веточке;

    2. скручивание и оформление малых веточек;

    3. соединение веточек в более крупные;

    4. соединение всех веточек в ёлочку;

    5. прикрепление к основе.


  1. Итоговый этап.

Подвести итог соревнования: у кого больше веточек на ёлке; чья ёлка аккуратнее, интереснее и оригинальнее.

Ход занятия

  1. Организационный этап.

Педагог:

- Здравствуйте, дети! Прошу всех занять свои места.

Идет проверка мест и подготовленности детей к занятию.


  1. Вводный этап.

Звучит песня «В лесу родилась ёлочка».

Педагог:

- Все вы прекрасно знаете эту песню, и на какой праздник поют её все дети Росси. Конечно на Новый год, самый любимый праздник взрослых и детей.

- Кто скажет, всегда ли Новый год праздновали именно с 31 декабря на 1 января?

Дети высказывают свои версии.

Затем педагог рассказывает историю Нового года, историю новогодней ёлки.

III. Основной (практический) этап.

Педагог:

- Сегодня мы будем с вами делать рождественскую ёлку в миниатюре, но для того, чтобы начать ее выполнение вспомним, какие простые способы низания бисера вы знаете: на леске, на проволоке.

Дети называют способы низания бисера («крестик», «колечко» - на леске, «параллельное» - на леске и проволоке и др.).

Педагог:

- Вот вы назвали способы низания, умеете их выполнять, а как вы думаете, можно эти способы применить для создания ёлки?

Дети отвечают по-разному. Педагог акцентирует внимание на правильных ответах. Педагог с детьми обсуждает возможные варианты выполнения ёлочки, используя различные способы низания.

Педагог:

- Предлагаю попробовать дома сделать свою необычную ёлочку.

- Я объявляю конкурс новогодних сувениров - «Новогодняя ёлочка». Вас ждут призы. За самые интересные, необычные и оригинальные ёлочки будет награждение.

Распределение детей на группы.

Педагог задает загадки (за быстрый правильный ответ - жетон ёлочка).

Два человека, у кого больше жетонов набирают себе команду. Педагог показывает столы для разных групп и объясняет условия:

  1. чья команда быстрее и аккуратнее организует свою работу, тем быстрее начнут работу;

  2. каждый ребенок должен сделать одну веточку ёлки, из веточек команда будет создавать ёлочку;

  3. какая команда быстрее выполнит ёлочку, получит приз победителя (бисерный набор).

Затем педагог объясняет последовательность выполнения ёлочки из бисера

и стекляруса на проволоке. Рассказывает и показывает рисунками на доске, по схемам процесс создания веточки ёлки: сначала выполнение одной иголки, затем выполнение ряда иголок на проволоке. Показывает, как должна быть скручена веточка.

Дети начинают работать. Идет процесс выполнения сувенира.

Педагог указывает на сложности. Проверяет правильность работы со стеклярусом, плотность, аккуратность скручивания веточек, помогает детям в сложных ситуациях.

Параллельно звучит музыка, новогодние песни.

Дети выполняют по 1-ой веточке, в каждой команде соединяют веточки в ёлку. Члены команды, первой завершившей ёлку, выбирает для основы любой из предложенных предметов: ракушку, стаканчик, камень, диск и др., прикрепляют ёлочку клеем «Момент», украшают бисером, синтепоном.

IV. Итоговый этап

Команда-победитель награждается набором бисера за быстрое, аккуратное выполнение новогодней ёлочки.

Педагог подводит итог занятия, проговаривая с детьми о способе выполнения новогодней ёлочки из стекляруса и бисера на проволоке. Обратить внимание на трудности работы со стеклярусом и их предупреждение.

Педагог спрашивает у детей, что нового узнали они на занятии о праздновании Нового года и появлении Новогодней ёлки в России.

Педагог показывает готовые ёлочки-сувениры детям, обращает внимание детей на их достоинства, хвалит проделанную работу, указывает на недостатки.

ПМетодическая разработка занятия Новогодний сувенир ЕлочкаМетодическая разработка занятия Новогодний сувенир ЕлочкаМетодическая разработка занятия Новогодний сувенир ЕлочкаМетодическая разработка занятия Новогодний сувенир Елочкаедагог напоминает детям о домашнем конкурсном задании создание оригинальной ёлочки, используя разные способы низания.

Приложение

История празднования Нового года

История появления новогодней ёлки в России

Календарный праздник «Новый год», по истине, волшебный любимый праздник детей и взрослых.

Начиная с 10 века, Новый год на Руси отмечали 1 марта, когда приступили к весенним сельскохозяйственным работам. А через пять веков в 1492 году в соответствии с новым церковным установлением, начало года в России перенесли на 1 сентября, на момент окончания уборки, и отмечали так более двухсот лет. Название месяца тогда были чисто славянскими тесно связанными с их климатическими характеристиками. 19 декабря 7208 года от сотворения мира Петра I подписал указ о реформе календаря. Собственно календарь. Остался то же, юлианский, полученный Русью от Византии вместе с официальным крещением. Менялись только эра и дата начала года. Теперь оно «наступало» - по велению царя - 1января. Вместе с этой датой пришла новая эра - лето исчисление «от Рождества Христова». На следующий день глашатаи объявили царский указ «о праздновании «Нового года». Указ так же предписывал отмечать это событие особенно торжественно:

«А в знак того доброго начинания нового столетнего века в веселье друг друга поздравлять с Новым годом, чинить стрельбу из небольших пушек и ружей, пускать ракеты, сколько у кого случится, и зажигать огни».

В канун Нового года Петр I сам зажег на Красной площади первую ракету, дав этим сигнал к открытию праздника. Новогоднее празднество продолжалось тогда 6 дней и надолго запомнилось москвичам. Город был освещен иллюминацией. Празднование Нового года тогда хорошо вписалось в святки, став как бы продолжением празднования Рождества. Отсюда и ритуалы Нового года, прежде всего - Ёлка! Считалось, да и сегодня считается, что без ёлки нет сегодня праздника. Но почему именно ёлка?

С языческих времен люди относились к деревьям, как к живым, и наделяли их способностью творить добро и зло. Немцы, например, считали, что в вечнозеленых ветвях ели обитает добрый «дух лесов» - защитник правды, славяне полагали, что в душистых еловых ветвях зимуют добрые духи. И несли им подношения, украшали пушистые ветви подарками. Отсюда и пошел обычай украшать Новогоднюю ёлку. Зеленная в любое время года, она и её шишки олицетворяли бессмертие, достоинство, вечную молодость, верность, были символами огня жизни, восстановление здоровья.

После указа Петра I «О праздновании Нового года» по европейскому образцу ель становится символом новогоднего праздника на Руси. В Петропавловском указе писалось: «…По большим и проезжим улицам знатным людям и у домов нарочитых духовного и мирного чину. Пред вороты учинить некоторые украшения от древ и ветвей, сосновых и можжевеловых,…а людям скудным дому, хотя по деревцу или ветке на вороты или над храминою своего поставить…»

С середины девятнадцатого века хвойные деревья воцарились у нас на новогодних торжествах. А впервые наряженная красавица засветилась огоньками в Санкт-Петербурге в 1852 году в помещении Екатерининского (ныне Московского) вокзала. Ныне наряженную ёлку стремятся установить даже в тех краях, куда её надо привозить издалека. Например, в Средней Азии, или на кораблях, бороздящих океан.

У многих народов ёлка стала главным атрибутом новогоднего праздника.

А традиционными героями - старинные народные персонажи - Дед Мороз и Снегурочка. Деда Мороза, добродушного и веселого волшебника, любят все. Малыши пишут ему трогательные письма с подробно изложенными пожеланиями о подарках.

Для взрослых Дед Мороз - это счастливое воспоминание о детстве, когда все люди добры, а мир надежен и защищен от зла.

Прообразом современного Деда Мороза считают Святого Николая, который родился в III в. в городе Патала (Малая Азия) у весьма состоятельных родителей. Епископ Николай, по одной версии подбросил в дом бедняка три золотых яблока, по другой - забитых золотом кошелька. Есть вариант легенды, по которой Святой подбросил кошельки через дымоход, и они попали в башмачки, оставленные сушиться у очага.

Знаменитым стал святой Николай еще по тому, что он оказывал покровительство потерянным и загубленным детям. Первых он отыскивал и возвращал родителям, вторых возвращал к жизни. Итак епископ из Миры становится покровителем детей, но тем не менее, надо сказать, далеко не все из них ожидали его с нетерпением, так как он исполнял двойную роль, которую и не думал скрывать, - одаривал послушных и наказывал шалунов.

Русский сказочный Дед мороз (Дед Трескун) - личность не слишком приятная. Представляли его маленьким старичком с длинной бородой и суровым нравом. С ноября по март Дед Мороз был полноправным хозяином на земле, которого боялось даже Солнце. В отличие от своих холостых собратьев, Дед Мороз женат на презлющей особе - Зиме. Были ли счастлив Дед Мороз в браке или нет, известно, так же, как нет никаких сведений о его детях.

Современный Дед мороз - это добрый бородатый дед, который всегда приходит с мешком подарков и хороводом. В отличии от Санта Клауса, Деду Морозу дали в компанию внучку Снегурочку. Снегурочка - милый, трогательный персонаж народных сказок. В них она представляется красивой и немного печальной, вызывает жалость и симпатию. В её образе воплотилось сожаление народа об уходящей Зиме, которая хоть сурова, но несет в себе много радости, веселья.

Добрый лесной дедушка и его спутница появились вместе с ёлкой. Они легко и быстро вписались в новогодний ритуал. И это так понятно, их прототипы испокон веков жили в русских народных сказках.

В России впервые новогодние торжества с ёлкой состоялись1700 году в Москве по указу Петра I. И с тех пор ёлка, пройдя свой весьма не простой путь в России, заняла прочное место в новогоднем празднике.

Украшать ёлки - это творчество.

Каждый год можно придумывать все новые и новые варианты украшений и тогда новогодний праздник каждый раз будет новым и еще более радостным. «Большая рождественская ёлка была увешена множеством золотых и серебряных яблок. Засахаренный миндаль, красочные конфеты и другие чудные украшения свисали с каждой ветки, будто бутоны или цветы» - так немецкий писатель Э.Т.А. Гофман описывал рождественскую ёлку в своей сказке «Щелкунчик», изданной в 1816 году.

В те времена новогодние деревца украшали всевозможными сладостями, а иногда - забавными фигурами из бумаги, картона, тряпок, фольги, проволоки. Оловянные проволочки сворачивали, закручивали спиралями, складывали или расплющивали, получая серебряную мишуру.

А в 1848 году в местечке Лауша в Германии были изготовлены первые стеклянные ёлочные шары. Изнутри шары были покрыты слоем свинца, а снаружи разукрашены блестками. Мастерство лаушанских стеклодувов год от года росло. Вскоре они научились выдувать птичек, дедов морозов, кувшинчики, хрупкие амфоры и дудочки. В которые можно было даже дудеть.

В это , наверное, трудно поверить, но украшения рождественских ёлок менялись в зависимости от … моды. Яркая, вся в игрушках новогодняя ёлка, столь популярная до 1900 года, на рубеже столетий стала считаться признаком дурного вкуса. И её вытеснило строгое «стильное» дерево в серебристо белых тонах. Позже вновь возродилось пышное убранство.

Особым разнообразием славились немецкие игрушки из Дрездена, раскрашенные от руки рабочими-надомниками.

У нас на Руси лесную красавицу тоже всегда старались нарядить по царски. Ёлочные украшения мастерили всей семьей. А те, кому позволяли средства, покупали разноцветные стеклянные шары кустарей-умельцев.

Но после октябрьской революции празднование Нового года было отменено вплоть до 1935 года, и частные мастерские, где делали игрушки, были ликвидированы. Новые артели стали создавать лишь в конце 30-х годов.

Не смотря ни на что, праздник Новый год самый долгожданный, самый волшебный и желанный среди людей.

На мой взгляд, трудно представить себе праздник, более популярный, любимый и ожидаемый, чем Новый год. Этот праздник не имеет границ.



Методическая разработка занятия Новогодний сувенир Елочка





Рисунок 1


Методическая разработка занятия Новогодний сувенир Елочка









Рисунок 2

Методическая разработка занятия Новогодний сувенир Елочка











Рисунок 3

Методическая разработка занятия Новогодний сувенир Елочка







Рисунок 4


Методическая разработка занятия Новогодний сувенир Елочка










Рисунок 5

Методическая разработка занятия Новогодний сувенир Елочка







Рисунок 6

© 2010-2022