- Преподавателю
- Дополнительное образование
- Урок на тему: Лес, как экосистема
Урок на тему: Лес, как экосистема
Раздел | Дополнительное образование |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Андриенко К.Л. |
Дата | 06.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
1.Ярусность леса
Подойдя к лесу, читаю стихотворение С. Погореловского «Лес»:
Здравствуй лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою,
Что нам шепчешь на зоре
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь, мы свои.
- Ребята, внимательно посмотрите на лес и скажите, как он выглядит. (Лес очень нарядный, величественный).
- Что же представляет собой лес?
Лес напоминает многоэтажное здание. Он как - бы состоит из этажей. Под землей находится много корней. Здесь живут мыши, кроты, также земляные черви. Они рыхлят почву, делают ее более плодородной. Это «подвал». А кто назовет этажи?(травы, кустарники, деревья).
- Чем они отличаются?
В летний период все этажи леса сильно заселены. Прямо на земле в траве вьют гнезда соловьи, строят домики муравьи, устраивают берлоги медведи, роют норы лисы. На кустарниках вьют гнезда дрозды. В стволах деревьев делают дупла белки, дятлы. Еще выше живут совы, орлы, ястребы.
2. Игра «этажи леса».
Называю травы - дети приседают, кустарники - хлопают в ладоши, деревья - подпрыгивают.
- Дуб, шиповник, осина, подорожник, береза, ель, черемуха, ландыш, малина, кедр, клен, мох, брусника, кислица.
3. Виды лесов.
- Отгадайте загадки:
Русская красавица
Стоит на поляне,
В зеленой кофточке,
В белом сарафане.
(береза).
Что за девица?
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год.
(елка).
- Чем эти деревья отличаются? (у березы - листья, а у елки - хвоя, осенью листья опадают, хвоя меняется постепенно).
- Все ли хвойные деревья стоят зимой зеленые, с хвоей? Отгадайте загадку:
Вроде сосен, вроде елок,
А зимою без иголок.
(лиственница).
- Почему ее так назвали?
- В зависимости от того, какие деревья растут в лесу, леса бывают разные. Какие леса вы знаете? (Хвойные, лиственные, смешанные).
- Хвойные леса подразделяются на еловые и сосновые. У елей крона густая, поэтому леса темные, сырые. У сосен ствол освещен солнцем, леса более светлые. Вечно зеленые деревья живут 200 -300 лет. Секвойя живет до 2000 лет. Ее высота более 100 м, диаметр ствола 20 м. В Австралии эвкалипты достигают такой же высоты (показываю иллюстрации).
-Почему деревья в лесу такие высокие?
- Если деревья высокие, то почему они не гнуться под тяжестью? (прочная древесина).
- Как можно определить возраст дерева на спиле?
- Ногти, волосы, клетки после прекращения своей деятельности погибают. Так же обстоит и с древесиной. Это - мертвая ткань. Которая выполняет не только опорную, но и проводящую функцию - передвижение воды и минеральных веществ вверх по стеблю, а также - защитную. У дерева лишь крона и корень живые. И лишь тонкий слой образовательной ткани ствола -Камбий - и расположенный к наружи от него слой Флоэмы (по этой ткани вниз опускаются питательные органические вещества в корень) остаются живыми.
(рассматривают ствол дерева).
- Где человек использует древесину?
- Благодаря каким свойствам ее используют?
IV.Наблюдение за животным миром.
1.Группы животных по питанию.
- Могут ли растения жить без других обитателей леса? Почему?
- Если присмотреться к пище животных, их можно поделить на группы. Отгадайте:
Кто на своей голове лес носит?
(олень).
Косоглазый, маленький,
В белой шубке, в валенках.
(заяц).
- Что едят эти животные? (траву, листья, кору деревьев, т. е. растения).
- Значит их можно назвать как? (Растительноядные).
- Назовите еще растительноядных животных (лось, белка и т. д.).
- Чем питаются мухи, бабочки, жуки? (сокол и нектаром растений).
- Они тоже растительноядные.
- Как можно назвать синицу, дятла, соловья? (Насекомоядные).
- Что едят волки, лисы? (мясо других животных). - Хищники.
- Есть ли хищники среди насекомых? (муравей, комары, божьи коровки).
- А среди птиц? (сова, филин, сокол, ястреб).
- Чем питаются медведи? (ягоды, грибы, мед, яйца птиц, рыба). - всеядные.
- Назовите еще всеядных животных. (ежи, кабаны, вороны, сороки).
- Как вы думаете, каким животным легче прожить в лесу? (всеядным).
3.Классификация животных.
- В лесу мы можем увидеть все классы животных. Какому классу мы отнесем муравья, жука, бабочку? (Насекомые).
- Самые сильные насекомые - это муравей - переносит тяжесть в 10 раз превышающий его собственный вес, а жук - носорог - в 30 раз. Можно ли разрушать муравейники? Почему?
- Есть ли в лесу Рыбы? (в лесных речках).
- Отгадайте загадку:
Скачет завирушка,
Не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку
И комар и мушка.
(лягушка).
- Где живут лягушки? (в воде, на земле).
- Поэтому этот класс называют Земноводным.
- Еще один класс называется Пресмыкающиеся. Они будто смыкаются с землей. Кто назовет представителей этого класса? (змеи, ящерицы).
- И последние классы. Прислушайтесь. Что вы слышите? (пение птиц). - класс Птиц.
- И последний класс - Млекопитающие или звери. О классах мы подробнее узнаем на следующих уроках.
V.Итог урока.
- В каком лесу мы сегодня побывали? (в смешанном).
- Какие растения мы встретили в лесу?
- Кто каких животных увидел?
- Почему лес называют нашим зеленым другом?
- Все обитатели леса прекрасно приспособлены к друг другу. Круговорот веществ в лесу замкнут. Поэтому лес устойчив и может существовать долго без нарушения условий.
Медведь:
-у меня короткий хвост. Я живу в лесу с богатым подлеском, чтобы легко находить еду. Моя шерсть окрашена в три оттенка коричневого цвета,что позволяет маскироваться среди деревьев. Я одиночка по своей натуре. Люблю глухие и непроходимые леса. Люблю полакомиться побегами деревьев, цветами, травами, корнеплодами. Ну и конечно не откажусь сходить за свежей рыбкой к ручейку. В конце лета я начинаю есть как можно больше, чтобы запастить жирком. Я произвожу вид ленивый, но если мне надо, то могу развить скорость лошади. А в молодости я еще умею лазать по деревьям.
Белка
Я рождаюсь совсем слепым, но уже через 2 месяца я становлюсь ловким зверем. Я очень прожорливый зверь. Быстро бегаю и могу прыгать на расстояние в несколько метров. В зависимости от времени года я меняю окраску. Свои запасы еды я закапываю в землю, но живу в дуплах.
Крот
У меня отличный слух, но ушей моих не видно. Я очень плохо вижу, но могу различать свет и тень. Мой нос-основной орган чувств. У меня густой и короткий темный мех. Лучше всего мне в лиственничных лесах и на лугу. Мне особенно комфортно где много травы. В спячку я не впадаю, но все запасы мои под землей, мои закрома всегда полны! Мой любимый деликатес-червячки и насекомые. В темноте и под землей я чувствую себя намного увереннее.
Лиса
Оо, я очень опасный хищник! Я охочусь по ночам, поэтому прекрасно вижу в темноте. Я охочусь благодаря своему превосходному обонянию. Предпочитаю глухие леса, хотя и часто выхожу к людям. Мои хвост белого цвета. Я живу в подземных норах, иногда селюсь в барсучьих или заячьих норах. У меня особенные усы, с их помощью я могу различить малейшее движение. А еще люди очень любят меня описывать в сказках.
Ондатра
Я живу рядом с водоемами. Могу находится под водой до 10 минут. Мое главное оружие-сильные зубы, видны. Даже если закрыт рот! У меня густая шубка, водонепроницаемая! Но глазки не отличаются хорошим зрением. Свои норы я делаю на берегу, но она скрыта под водой. В конце норы просторная комната. Я не люблю жить в одиночку, поэтому со своими сородичами мы часто образуем колонии. Веду я в основном ночной образ жизни. Мой мягкий мех очень нравится людям, поэтому нас разводят специально ради хорошего меха. Поэтому людей мы боимся.
Бобр
Я чемпион среди грызунов нашей страны! Строгий вегетарианец. Я отличный пловец, за 15 минут могу проплыть почти километр! У меня прозрачные веки, что позволяет мне видеть под водой. Мой хвост-это и весло и регулятор глубины. Вход в мой дом всегда под водой, но сам дом находится на земле. Любимое занятие, что нибудь погрызть. Мои зубы в секунду выполняют 5-6 движений. У меня ценный мех. В Древней Руси ценился выше лисьей шкурки!
Олень
По моему украшению на голове вы сразу отличите меня от самки. Весной вы можете услышать мой рев на весь лес! Единственная моя угроза -это человек. Я ем строго растительную пищу. Меня часто называют благородным видом!
Рысь
Я родственница кошки. Люблю жить в глухих лесах и е боюсь низкие температуры. Поэтому часто меня можно встретить в тайге. Мое название переводиться как «светить», потому что мои глаза светятся в темноте. В день я могу съедать до 2,5 кг мяса. Меня можно редко увидеть, потому что я ночной охотник. Из за моего меха люди стали истреблять нас, я ученые занесли нас в Красную книгу.
Кабан
Я стадное животное. Часто выхожу на открытые поляны, но долго могу принюхиваться стоять на одном месте. У меня есть клыки, благодаря которым я ловко разделаюсь даже с несколькими хищниками. Несмотря на свою неуклюжесть, я превосходно плаваю. Люблю полакомиться корешками, плодами деревьев. Поэтому в наших лесах предпочитаю дубовые и буковые рощи. Хотя я не против полакомиться лягушками, мелкими грызунами и личинками. Мои следы вы часто можете найти в лесу на вырубках или в горелом лесу.
Сова
Я самая крупная птица в лесу. Веду ночной образ жизни. Люблю дупла, ущелья скал. Свои гнезда мы не строим. У меня большущие глаза, уши, крючкообразный клюв и перья, вокруг глаз. Основу моего питания составляют мелкие грызуны, но могу и зацепить зайца, который не успеет увернуться от моих сильных когтей.
Барсук
Моя отличительная полоса на спине видна издалека. Я рою норы , глубиной до 5 метров. Вообще то я ем растительную пищу, но не откажусь и от червячков. Мы впадаем в спячку на зиму, но мою южные собратья могут бодрствовать весь год. Семью я создаю на всю жизнь. Люди охотятся на нас ради нашего дорогого жира.