- Преподавателю
- Дополнительное образование
- Из опыта работы. Сообщение на тему Личностное развитие обучающихся студии Танцуем вместе
Из опыта работы. Сообщение на тему Личностное развитие обучающихся студии Танцуем вместе
Раздел | Дополнительное образование |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Гращенкова Н.Н. |
Дата | 15.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Из опыта работы.
Выступление на педсовете «Личностное развитие обучающихся студии «Танцуем вместе».
Танец - это вид искусства, в котором художественные образы создаются средствами пластических движений и ритмически чёткой и непрерывной смены выразительных положений человеческого тела.
Танец оказывает большое эмоциональное воздействие на исполнителей и зрителей, поэтому его необходимо использовать, как средство художественного, эстетического и нравственного воспитания детей.
Плавные, ритмичные движения под мелодичную музыку или веселые пляски (полька, кадриль) доставляют эстетическое наслаждение каждому ребенку и являются одним из любимых видов двигательной деятельности младших школьников.
На уроке танца обучающиеся знакомятся с простейшими танцевальными шагами, рисунками танца, упражнениями на ориентировку в пространстве, элементами классического и народного танцев, исполняют хореографические этюды и передают в движении образное содержание музыки.
Танец служит не только средством психофизической регуляции, но и средством установления межличностных отношений в группе, проявления индивидуальности личности каждого ребенка, самовыражения, высвобождения в движении подавленных чувств, самоутверждения.
Музыкальная игра, обязательный элемент урока ритмики. Игры, проводимые, под музыку (аккомпаниатора) представляют собой синтез ритма, музыки, слова и движения. Именно поэтому они интересны детям, учат согласовывать движения с характером музыки, и художественным образом. Во время игры учащиеся приобретают очень важные социальные навыки: уважение к товарищу, действие по правилам и законам, умение быть лидером и умение подчиняться. В игре дети делятся на группы, например, музыкантов (народных инструментов - ложки, трещотки, бубенцы) и танцоров. На каждом уроке, группы формируются заново. Игра занимает небольшую часть урока, она может сочетаться с креативной гимнастикой под музыку.
Танец - это средство воспитания и развития личности ребёнка, которое способно создать благотворную почву для раскрытия его потенциальных возможностей и самореализации. Гармоничное соединение движения, музыки, игры формирует атмосферу положительных эмоций, которые в свою очередь раскрепощают ребёнка, делают его поведение естественным и красивым.
Задачи танцевальной студии «Танцуем вместе»:
-
развитие танцевальной выразительности;
-
развитие музыкальности;
-
развитие координации движений;
-
умение ориентироваться в сценическом пространстве;
-
освоение простейших элементов танца;
-
формирование осанки у учащихся, укрепление здоровья;
-
формирование личностных качеств: трудолюбия, силы, выносливости, целеустремлённости;
-
развитие творческих способностей;
-
воспитание интереса к национальной культуре.
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
-
наглядный - показ движений преподавателем;
-
словесный - беседа о танце, объяснение техники исполнения хореографических движений, рассказ о средствах выразительности музыкального сопровождения, аналитическая оценка результатов учебного процесса;
-
эмоциональный - подбор ассоциаций, образов;
-
практический - исполнение движений и танцевальных этюдов обучающимся;
-
репродуктивный - неоднократное воспроизведение полученных знаний.
В нашей школе занятия танцами проводятся с 2013 года.
На занятиях учащиеся знакомятся с искусством танца, основами танцевальных направлений. Все это способствует профессиональному самоопределению, ознакомление с профессией, социальной значимостью и содержанием.
Так же это предполагает и жизненное самоопределение, построение жизненных планов, планов на будущее. Это может быть как отдаленное будущее, так и ближайшее: завершение своего образования в школе, поступление в учебное заведение, приобретение профессии.
На занятиях все обучающиеся ставят свои цели:
- Что я хочу от данного занятия (к примеру, выполнять колесо без ошибок);
- Что я могу сделать, представление своих возможностей (растянуть шпагат, колени, стопы, выполнять стойку на руках);
- Что у меня получается хорошо, а что нет, дают оценку проделанной работы.
Развитие самооценки необходимо как базовый компонент и она должна быть сформирована у всех обучающихся.
На занятиях, обучающиеся проявляют активность, инициативность, ставят цели и определяют мотивы для ее достижения. Приходит понимание самооценки личности, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и смыслообразования, формируется мотивация к познанию танца, адекватное реагирование на трудности.
Уровень школьной мотивации обучающихся 1-4 классов за 2011 - 2015 учебные годы
Высокий
уровень
Средний
уровень
Низкий
уровень
1 класс
(2011- 2012 уч.год)
начало года
33,3%
33,3%
33,3%
конец года
33,3%
67,7%
-
2 класс
(2012-2013 уч.год)
начало года
33,3%
33,3%
33,3%
конец года
33,3%
33,3%
33,3%
3 класс
(2013-2014 уч. год)
начало года
33,3%
67,7%
-
конец года
50 %
50 %
-
4 класс
2014-2015 уч.год)
начало года
33,3%
67,7%
-
конец года
33,3%
67,7%
-
Диаграмма «Уровень школьной мотивации» обучающихся 1-4 классов за 2011 - 2015 учебные годы
Проведенное анкетирование показывает, что обучающиеся данного класса находятся в состоянии устойчивой адаптации к школе. Наблюдается положительная динамика развития школьной мотивации практически у всех обучающихся.
33% данного класса имеют высший уровень мотивации одобрения, т. е. у них высшая готовность представить себя перед другими как полностью соответствующего социальным нормам, 77% - средний уровень мотивации одобрения, т. е. у них средняя готовность представить себя перед другими как полностью соответствующего социальным нормам, и, следовательно, они все соответствуют социуму, в котором находятся.
Линия нравственного развития личности. Отношения нравственности и морали пронизывают всю нашу жизнь, в том числе и учебную деятельность: отношения с педагогами, со сверстниками. Личностные УУД обеспечивают развитие таких качеств личности как способность соотносить свои поступки с общепринятыми этическими и моральными нормами, способность оценивать свое поведения и поступки, понимание основных моральных норм: взаимопомощи, правдивости, честности, ответственности; нравственно - эмоциональной отзывчивости на основе способности к восприятию чувств других людей; установки на здоровый и безопасный образ жизни.
На своих занятиях я учу оценивать и объяснять простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или «плохие» » («неправильные», «опасные», «некрасивые») с позиции правил поведения на занятиях, общепринятых нравственных правил, с позиции важности бережного отношения к здоровью человека и отделять оценку поступка от оценки самого человека (плохими и хорошими бывают поступки, а не люди).
Социальная адаптированность
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
конец
года
начало года
конец
года
начало года
конец
года
начало года
конец
года
Высокий
67,7%
67,7%
67,7%
83,3%
100%
83,3%
100%
Средний
33,3%
33,3%
33,3%
16,7%
0%
16,7%
0%
Низкий
0%
0%
0%
0%
0%
0%
0%
Автономность
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
конец
года
начало года
конец
года
начало года
конец
года
начало года
конец
года
Высокий
50%
50%
50%
50%
50%
33,3%
33,3%
Средний
33,3%
33,3%
33,3%
33,3%
33,3%
33,3%
33,3%
Низкий
16,7%
16,7%
16,7%
16,7%
16,7%
33,3%
33,3%
Социальная активность
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
конец
года
начало года
конец
года
начало года
конец
года
начало года
конец
года
Высокий
-
-
-
16,7%
50%
50%
50%
Средний
100%
100%
100%
83,3%
50%
50%
50%
Низкий
-
-
-
-
-
-
Нравственность
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
конец
года
начало года
конец
года
начало года
конец
года
начало года
конец
года
Высокий
50%
50%
16,7%
50%
50%
50%
50%
Средний
50%
50%
83,3%
50%
50%
50%
50%
Низкий
-
-
-
-
-
-
-
По результатам мониторинга уровень социализированности обучающихся соответствует среднему статистическому уровню.
Анализ отдельных компонентов социализированности личности позволяет выделить закономерные процессы, отражающие эффективность социализации личности обучающихся. На выпуске из начальной школы:
-
социально адаптированы на высоком уровне- 100% уч.;
-
автономны (целеустремленны) на высоком уровне 33,3%, на среднем 33,3%, на низком - 33,3% уч.;
-
социально активны на высоком уровне- 50%, на среднем - 50% уч.;
-
нравственно воспитаны на высоком уровне 50%, на среднем - 50% уч.
За это время ребята неоднократно выступали с концертными номерами в школе, в Высоковском ДК, Новодугинском ДК и ДДТ.
Школьные мероприятия с участием танцевальной группы:
-
Концерт «Россия, в тебе моя сила» (2013 год).
-
Концерт для мам (2014 год).
-
«До свидания, начальная школа» (2013 год).
-
Концерт для мам (2015 год).
-
«До свидания, начальная школа» (2015 год).
-
Новогодний утренник (2015 год).
Выступления в Высоковском ДК:
-
Концерт к 70-летию Победы (2015 год).
-
Концерт к вручению детям войны юбилейных медалей (2015 год).
-
Поздравление для детей войны ко дню освобождения Смоленщины. (2015 год).
Районные мероприятия:
-
Фестиваль «Родные истоки»(2014 год).
-
Фестиваль «Мы ищем таланты» (2015 год).
-
Конкурс новогодних костюмов.
Возможно наши выступления нельзя назвать отлично подготовленными с точки зрения хореографии, однако все ребята с удовольствием занимались танцами. Танцы способствовали их личностному развитию.
Проведенное анкетирование показывает, что обучающиеся данного класса находятся в состоянии устойчивой адаптации к школе. Наблюдается положительная динамика развития школьной мотивации практически у всех обучающихся.
Эффективными методами самоутверждения личности ребёнка служат соответствующие упражнения и игры на занятиях танцами.
4.«Подснежник расцветает»
Расскажите: «Под каждым сугробом прячется маленький весенний цветок (подснежник)». Предложите ребенку встать на свободное место и присесть на корточки (цветок «прячется под снегом»), а затем показать движениями, как он «вырастает, распрямляя стебелек», как «тянется листочками к солнцу», как «качается на ветру». Затем пусть ребенок (если требуется, то вместе с вами) выполнит выразительные движения последовательно (без музыки).
Затем этюд исполняется с музыкой (П. И. Чайковский. Цикл «Времена года», «Апрель», 1-я часть).
Можно устроить небольшой концерт, исполняя этюд (с музыкой) по очереди: то ребенок - артист, а вы - зритель, то наоборот.
5.«Цветочки».Зима. Росточек сидит в земле и ждет, когда придет весна. И вот она наступила. Росток пробивается из земли, вырастает стебель, потом по одному появляются листики, а затем бутон. Дальше цветочек распускается. Цветет, иногда дует ветерок и он покачивается от его дуновения, а иногда прямо кружится от радости. Но вот и осень. Цветочек начинает увядать и возвращается в землю, чтобы снова прорасти весной.
25.» Зеркало»
Детки разбиваются на пары и садятся друг напротив друга. Один из них под музыку медленно начинает задавать движения. Другой становится «зеркалом», и его задача - точно отражать все движения задающего. Он должен настолько отрешиться от себя и почувствовать себя отражением, чтобы со стороны нельзя было различить - кто задает движения, а кто их повторяет. Затем дети меняются ролями.