- Преподавателю
- Дополнительное образование
- Разработка занятия Ажурное вязание
Разработка занятия Ажурное вязание
Раздел | Дополнительное образование |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Стрельченко Г.П. |
Дата | 13.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Лянторский центр детского творчества»
ХМАО-Югра Тюменская область Сургутский р-н г.Лянтор
Тема: «Ажурное вязание по схемам»
Стрельченко Галина Павловна,
педагог дополнительного образования
2014г.
Тема занятия: Ажурное вязание по схемам
Цели:
-
Формировать навыки вязания по схемам
-
Развивать познавательный интерес, моторику мелких мышц кистей рук;
-
Воспитывать чувства самоконтроля, взаимопомощи, самостоятельность, аккуратность.
Оборудование: пряжа, крючки, ножницы.
Методическое и дидактическое обеспечение занятия: образцы ажурных узоров, готовых изделий, связанных ажурной вязкой, иллюстрации, схемы, карточки условных обозначений, технологические карты
Ход занятия
Истоки способностей и дарования детей -
на кончиках их пальцев…
В.А. Сухомлинский
I. Организационный момент.
- Здравствуйте, дорогие ребята! Добрый день, уважаемые гости!
II. Мотивация учебной деятельности.
-
Вступительное слово педагога.
Изучив на предыдущих занятиях основные правила вязания крючком, вы приобрели очень ценные и необходимые навыки. Их необходимо совершенствовать, поэтому на сегодняшнем занятии практическое задание будет усложненным. В этом, наверное, и стоит притягательная сила рукоделия - день ото дня, от задания к заданию вы будете стремиться к углублению знаний, добиваться новых успехов и с каждым разом вязать все более сложные и интересные изделия.
Вот и сегодня новая тема нашего занятия… Игра «Собери слоги»
Посмотрите, из корзины высыпались не только клубочки, но и слова. Слоги тоже разбежались в разные стороны. Соберите слоги в слова, слова - в предложение, и вы узнаете тему сегодняшнего занятия. (Ответ: Ажурное вязание по схемам.)
- Сравните два изделия, связанных крючком, подумайте и скажите, чем они отличаются друг от друга? (Техникой вязания: одно изделие связано плотной вязкой, а другая легкая, воздушная, с отверстиями: ажурная вязка).
Ажурное вязание известно многие сотни лет. В пирамидах Египта, захоронениях бывших территорий Рима и Греции находили полуистлевшие остатки вязаных вещей. Примерно в 6 веке с Востока, где вязание уже процветало, образцы вязаных изделий привозят в Европу. Вместо чулок, сделанных из тонкой кожи и полотна, появились вязаные чулки. Из-за непомерной дороговизны носили их только богатая знать и аристократы, подвизавшиеся при монарших дворах.
Начиная с 16 века, кружева ручной работы получили невиданное распространение в Европе. Ажурным вязанием стали заниматься и мужчины, и женщины - это стало довольно прибыльным ремеслом. В дальнейшем оно уже стало исключительно утонченным и обрело статус вида искусства.
Ажур ( в переводе с фран.) - делать сквозным; в нашем случае это тонкая кружевная ткань, например, ажурная шаль;
(Обращаю внимание на выставку ажурных изделий).
Сегодня мы с вами, опираясь на схему, свяжем мотив «Цветок».
Изучив сегодняшнюю тему, вам будет намного легче ориентироваться по тем схемам и описаниям, которые даны в журналах и книгах по вязанию.
III. Актуализация опорных понятий, технологических действий.
- Назовите основные виды петель. (Воздушная петля, соединительный столбик, полустолбик, столбик без накида, столбик с накидом).
- Назовите три основных способа вывязывания петли. (Вводя крючок под обе стенки петли; под заднюю стенку петли; под переднюю стенку петли).
- Назовите два способа вязания по кругу. (По спирали, кругами).
IV. Активизация учебной деятельности.
- Когда мы изучали приемы вязания, на что опирались при вязании плотного полотна, круга? (Читали описание последовательности действий в книге и вязали).
Пока мы с вами на практике изучали самые элементарные приемы вязания, которые не требуют больших словесных описаний. Но если вы в дальнейшем будете вязать крупные изделия: шарф, шаль, кофточку, то для их описания может не хватить и нескольких границ. Как вы думаете, что используют в таких случаях? (Условные обозначения). Гораздо удобнее применять для этого условные обозначения и составлять из них схемы узоров для вязания. Значит, какие две формы может иметь описание работы?
Итак, описание работы может иметь две формы:
-
Словесные пошаговые указания (то есть словами описывается вся последовательность действий ряд за рядом);
-
Схематическое изображение.
Сейчас хочется остановиться на таком моменте. Просматривая различные пособия, книги по вязанию крючком, можно обнаружить, что в разных изданиях при описании какого - либо приема вязания используют различное схематическое изображение. Например, столбик без накида может быть представлен знаками I или +, полустолбик - знаками - или ┬ , воздушная петля - о или ● . Но это не принципиально. Четко следуйте инструкциям, и у вас обязательно получится то изделие, над которым вы работаете.
Если вы будете вязать образец или какое - нибудь прямоугольное изделие, то и схематическое изображение будет прямоугольной формы, если круглое или овальное, то и схема будет круглой или овальной.
- Как вы думаете, как читается схема при вязании прямоугольного изделия?
- Что обозначают цифры?
Схема обычно читается снизу вверх, вязание нечетных рядов начинается справа налево, а четные слева направо. В других случаях направление вязания показывается стрелками. Цифры на каждом ряду обозначают его номер.
- Что обозначают цифры на каждом ряду? (Цифры на каждом ряду обозначают его номер). Номера рядов указаны в тех местах, откуда они начинаются. Нельзя пропустить ни одного ряда, иначе весь рисунок собьется, и дальнейшая работа может вызвать огромные затруднения.
- Присмотритесь внимательно к схеме, подумайте и скажите, почему, по вашему мнению, схема дана не полностью? (Определенное количество петель повторяется и соответственно рисунок повторяется)
Правильно, некоторые количество петель постоянно повторяется. Таким повторением создается общий вид рисунка.
Как называется основная часть схемы. (Раппорт узора - это повторение определенного количества петель для создания общего вида рисунка).
Итак, мы сейчас свяжем мотив «Цветок» с помощью схемы (условных знаков). Работа будет относительно простой, но постепенно приобретая необходимый опыт, вы научитесь вязать изделия любой сложности, разных форм и размеров. Если соединить цветочные мотивы между собой, то, какое изделие может получиться? (Салфетка, шарф, шаль, даже кофточка.) Любая салфетка, искусно связанная, всегда может служить не только для украшения дома, но и будет отличным подарком на любой праздник. Тогда частичка вашего душевного тепла перейдет другому человеку. Если открыть словарь В.Даля, то о салфетке там можно прочитать следующее: «Салфетка - от французского кусок (часть) камчатной или бранной ткани для утирки за столом или малая скатерть, нередко цветная, на чайный столик».
V. Инструктаж по технике безопасности. Санитарно - гигиенические требования.
-
Свет должен падать слева.
-
Крючки должны быть хорошо отшлифованы.
-
Нельзя делать во время работы резких движений рукой с крючком - можно поранить рядом сидящего.
-
Не вязать при плохом освещении.
-
Ножницы должны лежать с сомкнутыми лезвиями кольцами к работающему, предавать их кольцами вперед.
-
При вязании сидеть нужно на всей поверхности стула.
VI. Практическая работа.
-
Работа со схемой цветочного мотива;
-
Разбор по карточке технологии изготовления цветочного мотива.
Для того, чтобы избежать ошибок, постоянно контролируйте свою работу: наличие определенного количества петель, точность и аккуратность выполнения работы и т.д. Самоконтроль поможет избежать большого количества ошибок. Также есть хороший проверенный способ, который помогает быстрей научиться разбираться в схемах - изредка меняйтесь своими изделиями и проверяйте работу другого человека. При этом существует прекрасная возможность сравнить достоинства и недостатки вязания каждого и лучше запомнить различные особенности работы. Помогайте друг другу, подсказывайте, показывайте приемы вязания.
Итак, прежде чем мы начнем работать, сядьте поудобнее, выпрямите спину. В таком положении вы будете отдыхать за вязанием. А если будете работать, сгорбившись, то быстро устанете, появится сутулость и вязание принесет вам не пользу, а вред.
Делайте все без спешки, так, чтобы движения рук были плавными, равномерными, тогда и вязка будет красивой и ровной.
Выполнение учащимися мотива «Цветок» по схеме.
VII. Физкультминутка
Гимнастика для глаз
Выполнять без напряжения, медленно, каждое упражнение по 5 раз.
-
Вертикальные движения глазами вверх (считать до трех), вниз (считать до трех).
-
Горизонтальные движения глазами вправо, влево
-
Круговые движения глазами сначала по часовой стрелке, затем против часовой стрелки.
Укрепление вестибулярного аппарата
Упражнения выполняется сидя.
-
Наклоны головы вперед и назад до касания затылком спины.
-
Повторы головы вправо и влево до упора.
Профилактика нарушений осанки.
-
Исходное положение - стоя. Правую руку поднять вверх, согнуть в локте и завести за спину. Левую руку опустить вниз, согнуть в локте и завести за спину. Коснуться или сцепить пальцы правой и левой руки у правой лопатки. Плечи слегка отвести назад. Подбородок поднять и вытянуть вперед. Повторять упражнение, начиная с левой руки.
VIII. Контроль качества выполненной работы
После выполнения практической работы проверьте качество выполненной работы:
-
Изделие должно быть плоским;
-
Рисунок точно соответствует схеме вязания;
-
Нить после окончания вязания закреплена правильно.
-
Самостоятельная работа обучающихся.
-
Проверка организации рабочих мест обучающихся;
-
Соблюдение правил ТБ, санитарии и гигиены труда при выполнении задания.
IX. Закрепление усвоенных знаний.
- Какие формы описания работы используют при изготовления изделия? (Словесные пошаговые указания и схематическое изображение).
- Почему вязание по схемам пользуется большей популярностью, чем словесные указания? (одного взгляда на схему бывает достаточно, чтобы понять, в чем суть работы над изделием: сколько петель нужно набрать, каковы его форма и размер, будет ли сложной работа по отношению к знаниям и умениям.)
X. Подведение итогов занятия.
А сейчас проведем анализ выполненных работ - разберем недостатки и отметим лучшие изделия. (Оценка результатов труда обучающихся на занятии)
- Почему цветочки получились разных размеров, хотя все работали по одной и той же схеме? (Каждый человек вяжет с разной плотностью; разный номер крючка; толщина пряжи разная.)
XI. Рефлексия деятельности.
-
Мне на занятии было …
-
Я понял (а) …
-
Особенно мне понравилось …
-
Мне было трудно (легко) …
-
Теперь я знаю (умею) …
XII. Уборка рабочих мест
XIII. Заключительное слово педагога
занятие закончить словами (читает ученица):
Я возьму в руки нить и простой крючок,
И немножко фантазии и мастерства.
И свяжу я такое, что вам и не снится
Только чтобы жила на земле красота!
Я думаю, что после сегодняшнего занятия каждый из вас может подписаться под этими словами.