Разработка занятия Ажурное вязание

Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Лянторский центр детского творчества»

ХМАО-Югра Тюменская область Сургутский р-н г.Лянтор




Тема: «Ажурное вязание по схемам»




Стрельченко Галина Павловна,

педагог дополнительного образования




2014г.

Тема занятия: Ажурное вязание по схемам

Цели:

  • Формировать навыки вязания по схемам

  • Развивать познавательный интерес, моторику мелких мышц кистей рук;

  • Воспитывать чувства самоконтроля, взаимопомощи, самостоятельность, аккуратность.

Оборудование: пряжа, крючки, ножницы.

Методическое и дидактическое обеспечение занятия: образцы ажурных узоров, готовых изделий, связанных ажурной вязкой, иллюстрации, схемы, карточки условных обозначений, технологические карты

Ход занятия

Истоки способностей и дарования детей -

на кончиках их пальцев…

В.А. Сухомлинский

I. Организационный момент.

- Здравствуйте, дорогие ребята! Добрый день, уважаемые гости!

II. Мотивация учебной деятельности.

  1. Вступительное слово педагога.

Изучив на предыдущих занятиях основные правила вязания крючком, вы приобрели очень ценные и необходимые навыки. Их необходимо совершенствовать, поэтому на сегодняшнем занятии практическое задание будет усложненным. В этом, наверное, и стоит притягательная сила рукоделия - день ото дня, от задания к заданию вы будете стремиться к углублению знаний, добиваться новых успехов и с каждым разом вязать все более сложные и интересные изделия.

Вот и сегодня новая тема нашего занятия… Игра «Собери слоги»

Посмотрите, из корзины высыпались не только клубочки, но и слова. Слоги тоже разбежались в разные стороны. Соберите слоги в слова, слова - в предложение, и вы узнаете тему сегодняшнего занятия. (Ответ: Ажурное вязание по схемам.)

- Сравните два изделия, связанных крючком, подумайте и скажите, чем они отличаются друг от друга? (Техникой вязания: одно изделие связано плотной вязкой, а другая легкая, воздушная, с отверстиями: ажурная вязка).

Ажурное вязание известно многие сотни лет. В пирамидах Египта, захоронениях бывших территорий Рима и Греции находили полуистлевшие остатки вязаных вещей. Примерно в 6 веке с Востока, где вязание уже процветало, образцы вязаных изделий привозят в Европу. Вместо чулок, сделанных из тонкой кожи и полотна, появились вязаные чулки. Из-за непомерной дороговизны носили их только богатая знать и аристократы, подвизавшиеся при монарших дворах.

Начиная с 16 века, кружева ручной работы получили невиданное распространение в Европе. Ажурным вязанием стали заниматься и мужчины, и женщины - это стало довольно прибыльным ремеслом. В дальнейшем оно уже стало исключительно утонченным и обрело статус вида искусства.

Ажур ( в переводе с фран.) - делать сквозным; в нашем случае это тонкая кружевная ткань, например, ажурная шаль;

(Обращаю внимание на выставку ажурных изделий).

Сегодня мы с вами, опираясь на схему, свяжем мотив «Цветок».

Изучив сегодняшнюю тему, вам будет намного легче ориентироваться по тем схемам и описаниям, которые даны в журналах и книгах по вязанию.

III. Актуализация опорных понятий, технологических действий.

- Назовите основные виды петель. (Воздушная петля, соединительный столбик, полустолбик, столбик без накида, столбик с накидом).

- Назовите три основных способа вывязывания петли. (Вводя крючок под обе стенки петли; под заднюю стенку петли; под переднюю стенку петли).

- Назовите два способа вязания по кругу. (По спирали, кругами).

IV. Активизация учебной деятельности.

- Когда мы изучали приемы вязания, на что опирались при вязании плотного полотна, круга? (Читали описание последовательности действий в книге и вязали).

Пока мы с вами на практике изучали самые элементарные приемы вязания, которые не требуют больших словесных описаний. Но если вы в дальнейшем будете вязать крупные изделия: шарф, шаль, кофточку, то для их описания может не хватить и нескольких границ. Как вы думаете, что используют в таких случаях? (Условные обозначения). Гораздо удобнее применять для этого условные обозначения и составлять из них схемы узоров для вязания. Значит, какие две формы может иметь описание работы?

Итак, описание работы может иметь две формы:

  • Словесные пошаговые указания (то есть словами описывается вся последовательность действий ряд за рядом);

  • Схематическое изображение.

Сейчас хочется остановиться на таком моменте. Просматривая различные пособия, книги по вязанию крючком, можно обнаружить, что в разных изданиях при описании какого - либо приема вязания используют различное схематическое изображение. Например, столбик без накида может быть представлен знаками I или +, полустолбик - знаками -  или ┬ , воздушная петля - о или ● . Но это не принципиально. Четко следуйте инструкциям, и у вас обязательно получится то изделие, над которым вы работаете.

Если вы будете вязать образец или какое - нибудь прямоугольное изделие, то и схематическое изображение будет прямоугольной формы, если круглое или овальное, то и схема будет круглой или овальной.

- Как вы думаете, как читается схема при вязании прямоугольного изделия?

- Что обозначают цифры?

Схема обычно читается снизу вверх, вязание нечетных рядов начинается справа налево, а четные слева направо. В других случаях направление вязания показывается стрелками. Цифры на каждом ряду обозначают его номер.

- Что обозначают цифры на каждом ряду? (Цифры на каждом ряду обозначают его номер). Номера рядов указаны в тех местах, откуда они начинаются. Нельзя пропустить ни одного ряда, иначе весь рисунок собьется, и дальнейшая работа может вызвать огромные затруднения.

- Присмотритесь внимательно к схеме, подумайте и скажите, почему, по вашему мнению, схема дана не полностью? (Определенное количество петель повторяется и соответственно рисунок повторяется)

Правильно, некоторые количество петель постоянно повторяется. Таким повторением создается общий вид рисунка.

Как называется основная часть схемы. (Раппорт узора - это повторение определенного количества петель для создания общего вида рисунка).

Итак, мы сейчас свяжем мотив «Цветок» с помощью схемы (условных знаков). Работа будет относительно простой, но постепенно приобретая необходимый опыт, вы научитесь вязать изделия любой сложности, разных форм и размеров. Если соединить цветочные мотивы между собой, то, какое изделие может получиться? (Салфетка, шарф, шаль, даже кофточка.) Любая салфетка, искусно связанная, всегда может служить не только для украшения дома, но и будет отличным подарком на любой праздник. Тогда частичка вашего душевного тепла перейдет другому человеку. Если открыть словарь В.Даля, то о салфетке там можно прочитать следующее: «Салфетка - от французского кусок (часть) камчатной или бранной ткани для утирки за столом или малая скатерть, нередко цветная, на чайный столик».

V. Инструктаж по технике безопасности. Санитарно - гигиенические требования.

  • Свет должен падать слева.

  • Крючки должны быть хорошо отшлифованы.

  • Нельзя делать во время работы резких движений рукой с крючком - можно поранить рядом сидящего.

  • Не вязать при плохом освещении.

  • Ножницы должны лежать с сомкнутыми лезвиями кольцами к работающему, предавать их кольцами вперед.

  • При вязании сидеть нужно на всей поверхности стула.

VI. Практическая работа.

  • Работа со схемой цветочного мотива;

  • Разбор по карточке технологии изготовления цветочного мотива.

Разработка занятия Ажурное вязание

Для того, чтобы избежать ошибок, постоянно контролируйте свою работу: наличие определенного количества петель, точность и аккуратность выполнения работы и т.д. Самоконтроль поможет избежать большого количества ошибок. Также есть хороший проверенный способ, который помогает быстрей научиться разбираться в схемах - изредка меняйтесь своими изделиями и проверяйте работу другого человека. При этом существует прекрасная возможность сравнить достоинства и недостатки вязания каждого и лучше запомнить различные особенности работы. Помогайте друг другу, подсказывайте, показывайте приемы вязания.

Итак, прежде чем мы начнем работать, сядьте поудобнее, выпрямите спину. В таком положении вы будете отдыхать за вязанием. А если будете работать, сгорбившись, то быстро устанете, появится сутулость и вязание принесет вам не пользу, а вред.

Делайте все без спешки, так, чтобы движения рук были плавными, равномерными, тогда и вязка будет красивой и ровной.

Выполнение учащимися мотива «Цветок» по схеме.

VII. Физкультминутка

Гимнастика для глаз

Выполнять без напряжения, медленно, каждое упражнение по 5 раз.

  1. Вертикальные движения глазами вверх (считать до трех), вниз (считать до трех).

  2. Горизонтальные движения глазами вправо, влево

  3. Круговые движения глазами сначала по часовой стрелке, затем против часовой стрелки.

Укрепление вестибулярного аппарата

Упражнения выполняется сидя.

  1. Наклоны головы вперед и назад до касания затылком спины.

  2. Повторы головы вправо и влево до упора.

Профилактика нарушений осанки.

  1. Исходное положение - стоя. Правую руку поднять вверх, согнуть в локте и завести за спину. Левую руку опустить вниз, согнуть в локте и завести за спину. Коснуться или сцепить пальцы правой и левой руки у правой лопатки. Плечи слегка отвести назад. Подбородок поднять и вытянуть вперед. Повторять упражнение, начиная с левой руки.

VIII. Контроль качества выполненной работы

После выполнения практической работы проверьте качество выполненной работы:

  • Изделие должно быть плоским;

  • Рисунок точно соответствует схеме вязания;

  • Нить после окончания вязания закреплена правильно.

  1. Самостоятельная работа обучающихся.

  • Проверка организации рабочих мест обучающихся;

  • Соблюдение правил ТБ, санитарии и гигиены труда при выполнении задания.

IX. Закрепление усвоенных знаний.

- Какие формы описания работы используют при изготовления изделия? (Словесные пошаговые указания и схематическое изображение).

- Почему вязание по схемам пользуется большей популярностью, чем словесные указания? (одного взгляда на схему бывает достаточно, чтобы понять, в чем суть работы над изделием: сколько петель нужно набрать, каковы его форма и размер, будет ли сложной работа по отношению к знаниям и умениям.)

X. Подведение итогов занятия.

А сейчас проведем анализ выполненных работ - разберем недостатки и отметим лучшие изделия. (Оценка результатов труда обучающихся на занятии)

- Почему цветочки получились разных размеров, хотя все работали по одной и той же схеме? (Каждый человек вяжет с разной плотностью; разный номер крючка; толщина пряжи разная.)

XI. Рефлексия деятельности.

  • Мне на занятии было …

  • Я понял (а) …

  • Особенно мне понравилось …

  • Мне было трудно (легко) …

  • Теперь я знаю (умею) …

XII. Уборка рабочих мест

XIII. Заключительное слово педагога

занятие закончить словами (читает ученица):

Я возьму в руки нить и простой крючок,

И немножко фантазии и мастерства.

И свяжу я такое, что вам и не снится

Только чтобы жила на земле красота!

Я думаю, что после сегодняшнего занятия каждый из вас может подписаться под этими словами.

© 2010-2022