РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ «ШАХМАТЫ», 1-2 КЛАСС

Раздел Дополнительное образование
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Согласовано»

Руководитель ШМО

_____/ Чумакова М.А.

Протокол №______

от «__»__________2015 г

«Согласовано»

Заместитель

директора по УВР

МБОУ «Большешурнякская

средняя школа» ЕМР РТ

_______/ Хадиуллина А.А.

«__»__________2015 г

«Утверждаю»

Директор

МБОУ «Большешурнякская

средняя школа» ЕМР РТ

_______/ Абакаев В.И.

Приказ № _______

от «__»__________2015 г


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Большешурнякская средняя общеобразовательная школа»

Елабужского муниципального района Республики Татарстан


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

ПЕРВОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ

ЧУМАКОВОЙ МАРИНЫ АЛЕКСАНДРОВНЫ

ПО КУРСУ «ШАХМАТЫ», 1-2 КЛАСС.





Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № _______

от «___»_____________2015 г.

2015 - 2016 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по курсу «Шахматы» для 1-2 класса составлена на основе программы курса «Шахматы - школе»: для начальных классов общеобразовательных учреждений (автор Сухин И.Г.).

На изучение курса «Шахматы» в 1-2 классах отведено 1 час в неделю, что составляет 34 часа в год.

Цели и задачи изучения предмета:

Цели: научить играть в шахматы, читать и записывать шахматные партии, овладеть умением играть на компьютере.

Достигается указанная цель через решение следующих задач.
Обучающие:
• Ознакомить с историей шахмат;
• Обучить правилам игры;
• Дать учащимся теоретические знания по шахматной игре, ознакомление с правилами проведения соревнований и правилами турнирного поведения.
Развивающие:
• Развивать логическое мышление, память, внимание, усидчивость и другие положительные качества личности;
• Сохранять выдержку, критическое отношение к себе и к сопернику;
• Формировать навыки запоминания;
• Вводить в мир логической красоты и образного мышления, расширять представления об окружающем мире.
Воспитывающие:
• Бережно относиться к окружающим, стремиться к развитию личностных качеств;
• Прививать навыки самодисциплины;
• Способствовать воспитанию волевых качеств, самосовершенствования и самооценки.
В ходе изучения данной программы у обучающихся идет освоение предметной компетенции, а также формирование умений участвовать в коллективной деятельности.
Предметные компетенции обучающихся:
1. Техническая, формируется в процессе осуществления обучающимися следующей деятельности:
• Участии в тренировочных играх, в соревнованиях по шахматам;
• В решении шахматных задач и этюдов, сеансах одновременной игры.
Компетентностный подход выражен:
• В проведении педагогом инструктажей;
• В применении индивидуальных форм работы;
• В корректировке игры;
• В рекомендациях по выполнению комбинаций.
Формами отслеживания роста предметной компетенции являются:
• Педагогическое наблюдение;
• Учет результативности участия обучаемых в соревнованиях.
2. Интеллектуальная, формируется в процессе осуществления обучающимися следующей деятельности:
• Осуществлении обучающимися анализа, прогноза игры;
• Изучении специализированной литературы;
• Просмотре и обсуждении сыгранных партий лучших шахматистов.
Компетентностный подход выражен:
• В организации педагогом педагогического консультирования при отборе тематического материала;
• В проведении бесед;
• В применении индивидуальных и групповых форм работы.
Формами отслеживания роста предметной компетенции являются:
• Оценка результативности участия обучаемых в соревнованиях и первенствах по шахматам;
• Определение уровня эрудиции обучаемых.

Программа шахматного объединения носит образовательно-развивающий характер, направлена на раскрытие индивидуальных психологических особенностей учащихся; имеет физкультурно-спортивную направленность. В шахматном кружке занимаются учащиеся младшего школьного возраста (6 - 8 лет). Объединение включает учащихся разного возраста, разного уровня знаний, умений и навыков шахматной игры. Поэтому при разработке программы учитываются не только нормы программы дополнительного образования, ее реализация, но и этот аспект.
Учебно-тематический материал программы распределён в соответствии с принципом последовательного и постепенного расширения теоретических знаний, практических умений и навыков.
Представленные в программе темы создают целостную систему подготовки шахматистов. При отборе теоретического материала и установлении его последовательности соблюдаются следующий принципы:
• структурирование учебного материала с учётом объективно существующих связей между его темами;
• актуальность, практическая значимость учебного материала для воспитанника.
Показателями эффективного функционирования шахматного объединения служат:
• взаимосвязь спортивного, нравственного коммуникативного и адаптированного направлений образовательной деятельности;
• единый образовательный процесс, построенный на принципах непрерывности, преемственности, доступности, увлекательности, результативности;
• осуществление единства обучения, воспитания и развития детей на основе индивидуализации и персонификации образовательного процесса;
• обеспечение базовых знаний, умений и навыков, развитие способности шахматной игры;
• определенные достижения обучаемых и возможности прогнозирования их личностного роста
• система оценок достижений обучающихся.

ТРЕБОВАНИЯ К ЛИЧНОСТНЫМ, МЕТАПРЕДМЕТНЫМ И ПРЕДМЕТНЫМ РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

В результате изучения данной программы в 1-ом классе обучающиеся получат возможность формирования

Личностных результатов:

Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметных результататов :

Регулятивные УУД:

Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.

Проговаривать последовательность действий.

Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.

Учиться работать по предложенному учителем плану.

Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы.

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие шахматные объекты, как ходы шахматных фигур, сильная и слабая позиция, сила шахматных фигур.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: находить и формулировать решение шахматных задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Коммуникативные УУД:

Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

Слушать и понимать речь других.

Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметных результатов:

- знать шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнёры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, шах, мат, пат, ничья;

- знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король,

- знать правила хода и взятия каждой фигурой;

- различать диагональ, вертикаль, горизонталь;

-сравнивать между собой предметы, явления;

-обобщать, делать несложные выводы;

- уметь проводить элементарные комбинации;

- уметь планировать нападение на фигуры противника, организовать защиту

своих фигур;

- уметь ориентироваться на шахматной доске, в шахматной нотации;

-определять последовательность событий;

-выявлять закономерности и проводить аналогии.

Виды деятельности:

- беседа;

- сеанс одновременной игры;

- игровое состязание; турниры;

- групповые занятия;

- конкурсные решения;

- разбор партий.

Содержание программы учебного курса.

1. ШАХМАТНАЯ ДОСКА. Шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр.

Дидактические игры и задания

"Горизонталь". Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных линий шахматной доски кубиками (фишками, пешками и т. п.).

"Вертикаль". То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий шахматной доски.

"Диагональ". То же самое, но заполняется одна из диагоналей шахматной доски.

2. ШАХМАТНЫЕ ФИГУРЫ. Белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.

Дидактические игры и задания

"Волшебный мешочек". В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные фигуры, каждый из учеников на ощупь пытается определить, какая фигура спрятана.

"Угадайка". Педагог словесно описывает одну из шахматных фигур, дети должны догадаться, что это за фигура.

"Секретная фигура". Все фигуры стоят на столе учителя в один ряд, дети по очереди называют все шахматные фигуры, кроме "секретной", которая выбирается заранее; вместо названия этой фигуры надо сказать: "Секрет".

"Угадай". Педагог загадывает про себя одну из фигур, а дети по очереди пытаются угадать, какая фигура загадана.

"Что общего?" Педагог берет две шахматные фигуры и спрашивает учеников, чем они похожи друг на друга. Чем отличаются? (Цветом, формой.)

"Большая и маленькая". На столе шесть разных фигур. Дети называют самую высокую фигуру и ставят ее в сторону. Задача: поставить все фигуры по высоте.

3. НАЧАЛЬНАЯ РАССТАНОВКА ФИГУР. Начальное положение (начальная позиция); расположение каждой из фигур в начальной позиции; правило "ферзь любит свой цвет"; связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур.

Дидактические игры и задания

"Мешочек". Ученики по одной вынимают из мешочка шахматные фигуры и постепенно расставляют начальную позицию.

"Да и нет". Педагог берет две шахматные фигурки и спрашивает детей, стоят ли эти фигуры рядом в начальном положении.

"Мяч". Педагог произносит какую-нибудь фразу о начальном положении, к примеру: "Ладья стоит в углу", и бросает мяч кому-то из учеников. Если утверждение верно, то мяч следует поймать.

4. ХОДЫ И ВЗЯТИЕ ФИГУР (основная тема учебного курса). Правила хода и взятия каждой из фигур, игра "на уничтожение", белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны, качество, легкие и тяжелые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки.

Дидактические игры и задания

"Игра на уничтожение" - важнейшая игра курса. У ребенка формируется внутренний план действий, развивается аналитико-синтетическая функция мышления и др. Педагог играет с учениками ограниченным числом фигур (чаще всего фигура против фигуры). Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.

"Один в поле воин". Белая фигура должна побить все черные фигуры, расположенные на шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре (черные фигуры считаются заколдованными, недвижимыми).

"Лабиринт". Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на "заминированные" поля и не перепрыгивая их.

"Перехитри часовых". Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на "заминированные" поля и на поля, находящиеся под ударом черных фигур.

"Сними часовых". Белая фигура должна побить все черные фигуры, избирается такой маршрут передвижения по шахматной доске, чтобы белая фигура ни разу не оказалась под ударом черных фигур.

"Кратчайший путь". За минимальное число ходов белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски.

"Захват контрольного поля". Игра фигурой против фигуры ведется не с целью уничтожения, а с целью установить свою фигуру на определенное поле. При этом запрещается ставить фигуры на клетки, находящиеся под ударом фигуры противника.

"Защита контрольного поля". Эта игра подобна предыдущей, но при точной игре обеих сторон не имеет победителя.

"Атака неприятельской фигуры". Белая фигура должна за один ход напасть на черную фигуру, но так, чтобы не оказаться под боем.

"Двойной удар". Белой фигурой надо напасть одновременно на две черные фигуры.

"Взятие". Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее - побить незащищенную фигуру.

"Защита". Здесь нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под боем.

"Выиграй фигуру". Белые должны сделать такой ход, чтобы при любом ответе черных они проиграли одну из своих фигур.

"Ограничение подвижности". Это разновидность "игры на уничтожение", но с "заминированными" полями. Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.

5. ЦЕЛЬ ШАХМАТНОЙ ПАРТИИ. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и ее правила.

Дидактические игры и задания

"Шах или не шах". Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: стоит ли король под шахом или нет.

"Дай шах". Требуется объявить шах неприятельскому королю.

"Пять шахов". Каждой из пяти белых фигур нужно объявить шах черному королю.

"Защита от шаха". Белый король должен защититься от шаха.

"Мат или не мат". Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: дан ли мат черному королю.

"Первый шах". Игра проводится всеми фигурами из начального положения. Выигрывает тот, кто объявит первый шах.

"Рокировка". Ученики должны определить, можно ли рокировать в тех или иных случаях.

6. ИГРА ВСЕМИ ФИГУРАМИ ИЗ НАЧАЛЬНОГО ПОЛОЖЕНИЯ. Самые общие представления о том, как начинать шахматную партию.

Дидактические игры и задания

"Два хода". Для того чтобы ученик научился создавать и реализовывать угрозы, он играет с педагогом следующим образом: на каждый ход учителя ученик отвечает двумя своими ходами.

7. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ШАХМАТ. Рождение шахмат. От чатуранги к шатранджу. Шахматы проникают в Европу. Чемпионы мира по шахматам.

8. ШАХМАТНАЯ НОТАЦИЯ. Обозначение горизонталей и вертикалей, полей, шахматных фигур. Краткая и полная шахматная нотация. Запись шахматной партии. Запись начального положения.

Дидактические игры и задания

"Назови вертикаль". Педагог показывает одну из вертикалей, ученики должны назвать ее (например: "Вертикаль "е"), Так школьники называют все вертикали. Затем педагог спрашивает: "На какой вертикали в начальной позиции стоят короли? Ферзи? Королевские слоны? Ферзевые ладьи?" И т. п.

"Назови горизонталь". Это задание подобно предыдущему, но дети выявляют горизонталь (например: "Вторая горизонталь").

"Назови диагональ". А здесь определяется диагональ (например: "Диагональ е1 - а5").

"Какого цвета поле?" Учитель называет какое-либо поле и просит определить его цвет.

"Кто быстрее". К доске вызываются два ученика, и педагог предлагает им найти на демонстрационной доске определенное поле. Выигрывает тот, кто сделает это быстрее.

"Вижу цель". Учитель задумывает одно из полей и предлагает ребятам угадать его. Учитель уточняет ответы учащихся.

9. ЦЕННОСТЬ ШАХМАТНЫХ ФИГУР. Ценность фигур. Сравнительная сила фигур. Достижение материального перевеса. Способы защиты.

Дидактические игры и задания

"Кто сильнее". Педагог показывает детям две фигуры и спрашивает: "Какая фигура сильнее? На сколько очков?"

"Обе армии равны". Педагог ставит на столе от одной до четырех фигур и просит ребят расположить на своих шахматных досках другие наборы фигур так, чтобы суммы очков в армиях учителя и ученика были равны.

"Выигрыш материала". Педагог расставляет на демонстрационной доске учебные положения, в которых белые должны достичь материального перевеса.

"Защита". В учебных положениях требуется найти ход, позволяющий сохранить материальное равенство.

10. ТЕХНИКА МАТОВАНИЯ ОДИНОКОГО КОРОЛЯ. Две ладьи против короля. Ферзь и ладья против короля. Король и ферзь против короля. Король и ладья против короля.

Дидактические, игры и задания -

"Шах или мат". Шах или мат черному королю?

"Мат или пат". Нужно определить, мат или пат на шахматной доске.

"Мат в один ход". Требуется объявить мат в один ход черному королю.

"На крайнюю линию". Белыми надо сделать такой ход, чтобы черный король отступил на одну из крайних вертикалей или горизонталей.

"В угол". Требуется сделать такой ход, чтобы черным пришлось отойти королем на угловое поле.

"Ограниченный король". Надо сделать ход, после которого у черного короля останется наименьшее количество полей для отхода.

11. ДОСТИЖЕНИЕ МАТА БЕЗ ЖЕРТВЫ МАТЕРИАЛА. Учебные положения на мат в два хода в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле (начале, середине и конце игры). Защита от мата.

Дидактические игры и задания

"Объяви мат в два хода". В учебных положениях белые начинают и дают мат в два хода.

"Защитись от мата". Требуется найти ход, позволяющий избежать мата в один ход.

12. ШАХМАТНАЯ КОМБИНАЦИЯ. Достижение мата путем жертвы шахматного материала (матовые комбинации). Типы матовых комбинаций: темы разрушения королевского прикрытия, отвлечения, завлечения, блокировки, освобождения пространства, уничтожения защиты и др. Шахматные комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Комбинации для достижения ничьей (комбинации на вечный шах, патовые комбинации и др.).

Дидактические игры и задания "Объяви мат в два хода". Требуется пожертвовать материал и дать мат в два хода.


Календарно - тематическое планирование.


Примерная дата

занятия



Тема занятия

Количество часов



Элементы
содержания



Дидактические игры



Оборудование

План

Факт

1

Шахматная доска и шахматные поля квадратные.

1

Чтение и инсценировка дидактической сказки "Удивительные приключения шахматной доски". Знакомство с шахматной доской. Белые и черные поля. Чередование белых и черных полей на шахматной доске. Шахматная доска и шахматные поля квадратные.

Чтение и инсценировка дидактической сказки "Котята-хвастунишки".

Компьютер, диск, шахматная доска, сказка "Шахматная беседка"

2

Шахматная доска

1

Расположение доски между партнерами. Горизонтальная линия. Количество полей в горизонтали. Количество горизонталей на доске. Вертикальная линия. Количество полей в вертикали. Количество вертикалей на доске. Чередование белых и черных полей .

Дидактические задания и игры "Горизонталь", "Вертикаль"

Компьютер, диск, шахматная доска, глава "Линии",

3

Шахматная доска Диагональ.

1

Диагональ. Отличие диагонали от горизонтали и вертикали. Количество полей в диагонали. Большая белая и большая черная диагонали. Короткие диагонали. Центр. Форма центра. Количество полей в центре.

Дидактическое задание "Диагональ»

Шахматная доска, глава "Диагональ",

4

Шахматные фигуры. Белые и черные.

1

Белые и черные. Ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. Просмотр диафильма "Приключения в Шахматной стране. Первый шаг в мир шахмат".

Дидактические задания и игры "Волшебный мешочек", "Угадайка", "Секретная фигура", "Угадай", "Что общего?", "Большая и маленькая",

Компьютер, диск, шахматная доска, глава "Чудесные фигуры",

5

Начальное положение

1

Расстановка фигур перед шахматной партией. Правило: "Ферзь любит свой цвет". Связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальным положением фигур.

Дидактические задания и игры "Мешочек", "Да и нет", "Мяч".

Компьютер, диск, шахматы, глава "Ворота Каиссии".

6

Ладья. Ход ладьи

1

Место ладьи в начальном положении. Ход. Ход ладьи. Взятие.

Дидактические задания и игры "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле воин", "Кратчайший путь"

Компьютер, диск, шахматы, глава "Я - Ладья".

7

Ладья. Взятие.

1

Место ладьи в начальном положении. Ход. Ход ладьи. Взятие.

Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Защита контрольного поля", "Игра на уничтожение" (ладья против ладьи, две ладьи против одной, две ладьи против двух), "Ограничение подвижности".

Шахматы

8

Слон. Ход слона, взятие.

1

Место слона в начальном положении. Ход слона, взятие. Белопольные и чернопольные слоны. Разноцветные и одноцветные слоны. Качество. Легкая и тяжелая фигура.

Дидактические задания "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле воин", "Кратчайший путь".

Компьютер, диск, шахматы, глава "Этот слон совсем на слона не похож".

9

Слон. Легкая и тяжелая фигура.

1

Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Защита контрольного поля", "Игра на уничтожение" "Ограничение подвижности".

Шахматы

10

Ладья против слона.

1

Место слона в начальном положении. Ход слона, взятие. Белопольные и чернопольные слоны. Разноцветные и одноцветные слоны. Качество. Легкая и тяжелая фигура.

Дидактические задания "Перехитри часовых", "Сними часовых", "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие", "Защита", "Выиграй фигуру". Термин "стоять под боем".

Компьютер, диск, шахматы

11

Ферзь. Ход ферзя, взятие.

1

Место ферзя в начальном положении. Ход ферзя, взятие. Ферзь - тяжелая фигура.

Дидактические задания "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле воин", "Кратчайший путь". Просмотр диафильма "Волшебные шахматные фигуры. Третий шаг в мир шахмат".

Компьютер, диск, шахматы, глава "В гостях у Ферзя".

12

Ферзь. Ферзь - тяжелая фигура.

1

Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Защита контрольного поля", "Игра на уничтожение" (ферзь против ферзя), "Ограничение подвижности".

Шахматы

13

Ферзь против ладьи и слона

1

Место ферзя в начальном положении. Ход ферзя, взятие. Ферзь - тяжелая фигура

Дидактические задания "Перехитри часовых", "Сними часовых", "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие", "Выиграй фигуру". Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Защита контрольного поля", "Игра на уничтожение" (ферзь против ладьи, ферзь против слона, ферзь против ладьи и слона, сложные положения), "Ограничение подвижности".

Компьютер, диск, шахматы

14

Конь. Ход коня, взятие.

1

Место коня в начальном положении. Ход коня, взятие. Конь - легкая фигура.

Дидактические задания "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле воин", "Кратчайший путь".

Компьютер, диск, шахматы, глава "Кони черные и белые".

15

Конь. Конь - легкая фигура.

1

Место коня в начальном положении. Ход коня, взятие. Конь - легкая фигура.

Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Игра на уничтожение" (конь против коня, два коня против одного, один конь против двух, два коня против двух), "Ограничение подвижности".

Шахматы

16

Конь против ферзя ладьи и слона.

1

Место коня в начальном положении. Ход коня, взятие. Конь - легкая фигура.

Дидактические задания "Перехитри часовых", "Сними часовых", "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие", "Защита", "Выиграй фигуру".

Компьютер, диск, шахматы

17

Пешка. Ход пешки, взятие.

1

Место пешки в начальном положении. Ладейная, коневая, слоновая, ферзевая, королевская пешка. Ход пешки, взятие. Взятие на проходе. Превращение пешки.

Дидактические задания "Лабиринт", "Один в поле воин".

Компьютер, диск, шахматы, глава "Детский сад "Чудесная Пешка"

18

Пешка. Взятие на проходе.

1

Дидактические игры "Игра на уничтожение", "Ограничение подвижности".

Шахматы

19

Пешка против ферзя, ладьи, коня, слона.

1

Место пешки в начальном положении. Ладейная, коневая, слоновая, ферзевая, королевская пешка. Ход пешки, взятие. Взятие на проходе. Превращение пешки.

Дидактические задания "Перехитри часовых", "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие", "Защита", Дидактические игры "Игра на уничтожение" "Ограничение подвижности".

Компьютер, диск, шахматы

20

Король

1

Место короля в начальном положении. Ход короля, взятие. Короля не бьют, но и под бой его ставить нельзя.

Дидактические задания "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле воин", "Кратчайший путь". Дидактическая игра "Игра на уничтожение" (король против короля). Чтение и инсценировка сказки "Лена, Оля и Баба Яга".

Компьютер, диск, шахматы, глава "Куда идет Король?"

21

Король против других фигур Игровая практика

1

Место короля в начальном положении. Ход короля, взятие. Короля не бьют, но и под бой его ставить нельзя.

Дидактические задания "Перехитри часовых", "Сними часовых", "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие". Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Защита контрольного поля", "Игра на уничтожение", "Ограничение подвижности".

Компьютер, диск, шахматы

22

Шах. Игровая практика

1

Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита от шаха.

Дидактические задания "Шах или не шах", "Дай шах", "Пять шахов", "Защита от шаха".

Компьютер, диск, шахматы, глава "Ковер-самолет"

23

Шах. Двойной шах.

1

Открытый шах. Двойной шах.

Дидактические задания "Дай открытый шах", "Дай двойной шах". Дидактическая игра "Первый шах".

Шахматы

24

Мат. Цель игры.

1

Цель игры. Мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой.

Дидактическое задание "Мат или не мат".

Компьютер, диск, шахматы, глава "Мат и пат"

25

Мат в один ход.

1

Мат в один ход. Мат в один ход ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой (простые примеры).

Дидактическое задание "Мат в один ход".

Шахматы

26

Мат. Игровая практика

1

Мат в один ход: сложные примеры с большим числом шахматных фигур.

Дидактическое задание "Дай мат в один ход".

Шахматы, глава "До свидания, Шахматная страна"

27

Ничья. Пат.

1

Отличие пата от мата. Варианты ничьей. Примеры на пат.

Дидактическое задание "Пат или не пат".

Компьютер, диск, шахматы

28

Рокировка

1

Длинная и короткая рокировка. Правила рокировки.

Дидактическое задание "Рокировка".

Компьютер, диск, шахматы

29

Шахматная партия

1

Игра всеми фигурами из начального положения (без пояснений о том, как лучше начинать шахматную партию).

Дидактическая игра "Два хода",

Компьютер, диск, шахматы

30

Шахматная партия

1

Самые общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта.

Игра всеми фигурами из начального положения.

Компьютер, диск, шахматы

31

Шахматная партия

1

Демонстрация коротких партий.

Игра всеми фигурами из начального положения.

Компьютер, диск, шахматы

32

Повторение

1

Игра всеми фигурами из начального положения

Игра всеми фигурами из начального положения

Компьютер, диск, шахматы

33

Игровая практика

Шахматная партия

1

Игра всеми фигурами из начального положения

Игра всеми фигурами из начального положения

Компьютер, диск, шахматы

34

Игровая практика

Шахматная партия

1

Игра всеми фигурами из начального положения

Игра всеми фигурами из начального положения

Компьютер, диск, шахматы



Приложение 2


Перечень учебно-методического обеспечения

  1. Сухин И.Г. Программы курса «Шахматы - школе»: Для начальных классов общеобразовательных учреждений. - Обнинск: Духовное возрождение, 2011 г.

  2. Сухин И.Г. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Учебник для начальной школы, первый год обучения. В 2-х частях. - Обнинск: Духовное возрождение, 2012 г.

  3. И.Г.Сухин Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Рабочая тетрадь для начальной школы, первый год обучения. В 2-х частях.- Обнинск: Духовное возрождение, 2012 г.

  4. И.Г.Сухин Задачи к курсу «Шахматы - школе». Первый год обучения. 1500 малофигурных позиций. - Обнинск: Духовное возрождение, 2012 г.

  5. И.Г.Сухин Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Тетрадь для проверочных работ.- Обнинск: Духовное возрождение, 2013 г.

  6. И.Г.Сухин Шахматы, первый год, или Учу и учусь: Пособие для учителя.- Обнинск: Духовное возрождение, 2011 г.

  7. Мазаник С.В. Шахматы для всей семьи. - СПб.: 2009.

Мультимедииные пособия

Шахматы для всей семьи ООО «Мультимедиа Технологии и Дистанционное обучение», 2009.

ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ.

openchess.ru/pravilaChess.php

panchess.ru/panov/1.htm

chessgames.ru/

clubchess.ru/category/kursy-i-uroki/kurs-dlya-nachinayushhix

chess4all.ru/index.html

vneuroka.ru/matmir/presentation.php?cat=3⊂=2&num=25



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ «ШАХМАТЫ», 1-2 КЛАСС.



© 2010-2022