Семинар Музейная педагогика в общеобразовательном учреждении

Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Семинар на тему: «Музейная педагогика»


Цель семинара: познакомить с методикой организации школьного музея и формами его работы.

План работы:

1. Обзорная экскурсия ознакомления с музеем - ученицы-экскурсоводы Калашникова Аня, Никонович Аня, Игнатентенко Кристина.

2.Организация школьного музея - Леонова Нина Николаевна.

3. Экскурсии и музейные мероприятия - Сенникова Людмила Ивановна

4. «Школьный музей - центр социального партнерства» - Медведева Елена Константиновна

5. Фильм «Музей МКУ СОШ №10»(фрагмент)

6. Обсуждение семинара, обмен опытом.



Ход семинара

1.Организация школьного музея - Леонова Нина Николаевна.

«У музеев есть замечательный продукт, который выше всякой конкуренции,- они располагают истинными ценностями»

С. Фокс ( специалист Музея истории Лондона)

1 Возможности современного музея

В современном понимании музей это:

  • Учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов - памятников истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью;


  • Хранилище ценностей, исследовательский институт и образовательное учреждение одновременно;


  • Место информационного обмена представителей различных этносов, поколений, профессий, возрастов, территорий и т.д.

2. Научная концепция музея

1.Необходимо определить профиль музея: исторический, мемориальный, экологический, технический…

2. Разработка научной концепции:

  • подготовка и анализ искомых данных ( в других музеях, библиотеках, интернете и т.д.)

  • Разработка собственной концепции

  • Разработка конкретных практических мероприятий по реализации идейного замысла, т.е. перспективного плана развития музея на определенный период. Необходимо продумать и имидж музея.

3. Условия необходимые для создания музея

  • Музей требует пространственного решения и управления, поэтому для музейных экспозиций требуется отдельное помещение и организатор. Как правило выделяется ставка методиста или педагога дополнительного образования. Общие положения, касающиеся образования школьного музея приведены в письме Минобразования России от 12.03.03 № 28-51-181/16 « О деятельности музеев образовательных учреждений».

  • Разработка положения о школьном музее. Основные нормативно-правовые акты, на основе которых строится работа любого музея : Закон РФ от 26.05.96 № 57-ф3 « О Музейном фонде РФ и музеях в Российской Федерации» и постановление Правительства РФ от 12.02.98 №179 «Об утверждении положений о музейном Фонде РФ, о государственном каталоге Музейного фонда РФ, о лицензировании деятельности музеев РФ»

4. Создание инициативной группы

  • Для того чтобы музей стал результатом совместной творческой деятельности педагогов и учащихся, необходимо создать СОВЕТ или АКТИВ МУЗЕЯ и поисковой группы из числа учащихся для проведения исследований по тематике музея и поисков экспонатов и документальных материалов

5. Комплектование фондов

Все музейные предметы делятся на три группы:

  • Вещественные (одежда, предметы быта, личные вещи и т.д).

  • Изобразительные (картины, скульптура, графика)

  • Письменные (документы на всех носителях).

Комплектование фондов - один из основных видов деятельности музея, главная функция - накапливать социальную информацию, документально подтверждать развитие общества. Самый сложный вид комплектования - это полевые исследования - экспедиции, называемые « Вахты памяти». Они дают музеям богатейший материал.

6. Систематизация музейных фондов

  • Основной фонд ( подлинники и уникальные предметы)

  • Научно-вспомогательный фонд ( копии воспроизведения)

  • Музейные коллекции формируются по признакам ( металл - в коллекцию из металла, изделия из глины - в коллекции фарфор и др.

  • По назначению: музыкальные инструменты ( духовые, струнные и т.д), коллекция изобразительных источников ( иконы, плакаты, фотографии ..0

  • Фотографии Связаны с коллекциями негативов, позитивов, каждая из которых в свою очередь делится на подколлекции по территориальному признаку, автору и тематике

  • Письменные источники формируют в коллекции по хронологии составления, тематике и т.д. ( например, периода ВОВ, дореволюционные и т.д. )

2. Экскурсии и музейные мероприятия - Сенникова Людмила Ивановна

7. Экскурсии и музейные мероприятия

  • Экскурсия- традиционная форма просветительской деятельности музея, выполняющая все основные функции : просветительскую, воспитательную, культурно - досуговую.

  • Основной прием экскурсии - демонстрационный, сочетающий показ экспонатов с комментариями экскурсовода

Форма проведения экскурсии:

  • Повествовательная форма проведения

  • Эвристическая - вопрос-ответ

  • Краткосрочные индивидуальные или групповые задания ( отыскать определенный экспонат или догадаться, какой экспонат описан экскурсоводом)

  • Игровая форма

  • Лекционно - иллюстративная.

Экскурсия состоит:

  • вступительной части(контакт, знакомство, выявление запросов посетителей, краткие сведения о музее);

  • основная часть - раскрытие тем и подъем на основе экспозиции;

  • заключительная беседа - впечатление посетителей об увиденном.

8. Виды музейной работы в школе

Помимо экскурсионной работы используются такие виды , как:

  • Музейные уроки и индивидуальные письменные задания;

  • Кружки и клубы

  • Музейные олимпиады и конкурсы, например, конкурс знатоков истории и училища;

  • Лекции и тематические вечера -ко Дню защитника Отечества, Дню Победы и др;

  • Научно-вспомогательные кабинеты при музеях - отдельные помещения оснащенные дубликатами музейных предметов, где можно их подержать в руках, исследовать. Описать и т.д.

  • Массовые мероприятия - День Знаний, Пушкинский праздник…

  • Музейные праздники - День рождения школы, день рождения Масловского..

  • Научно - практические семинары и конференции.

3. «Школьный музей - центр социального партнерства» - Медведева Елена Константиновна

Школьный музей долгие годы работал только как центр сохранения памяти об истории школы, района и края. Вся его работа, в том числе и внешние связи с общественными организациями, были направлены на развитие самого музея. Реализация проекта «Школьный музей - центр социального партнерства» - новый этап в развитии музея. Этот этап заключается в развитии системы социального партнерства, что позволило расширить деятельность музея.

Мы выделили несколько уровней организации социального партнерства.

Муниципальный уровень

- Объединение поисковых отрядов г Нижнеудинска и, Нижнеудинского района «Дань памяти» на базе музея школы № 10

- Организация совместной работы поисковых отрядов г Нижнеудинска и Нижнеудинского района с историко-краеведческим клубом «Наше наследие».

- Сотрудничество с Советом ветеранов Вов., труда, воинов-афганцев, Вооруженных сил и правоохранительных органов г. Нижнеудинска по организации совместных мероприятий

- Реализация совместных проектов, организация совместных праздников с центральной библиотекой города

- Организация совместных мероприятий с музейно- культурный центром г. Нижнеудинска

- Организация сотрудничества с Нижнеудинской районной детской общественной организацией «Содружество»

Региональный уровень

- Организация сотрудничество с областной детской библиотекой имени Марка Сергеева

- Организация сотрудничества с «Агентством по молодежной политике Иркутской области» Областная молодежная организация « Дань памяти»

- Организовано сотрудничество с Ребрик Зинаидой Егоровной ( сестра Г.П Масловского , чье имя носит школа)

Общероссийский уровень

- Организована переписка с генерал- лейтенантом, заслуженным летчиком ВВС Гладилиным Владимиром Васильевичем, проживающим в городе Москва

2 Выставочная деятельность

- Организация выставок муниципального уровня,

на базе школьного музея

- организация выставок областного уровня

- Презентация виртуальных выставок на сайте muzey-school10.narod.ru

3 Публикации о работе музея в средствах массовой информации

- Газета «Путевка»

-Газета «Тракт»

-Местное телевидение ООО «Телеверсия»

-Сайт Музей МКУ СОШ №10 muzeyschool10.narod.ru

-сайт МКУ СОШ №10

sosh10.1klass.ru

4 Выпуск и распространение имиджевой продукции

- Значок «Юный Масловец»

-Удостоверение «Почетный Масловец»

- Календарь, посвященный 10-летию поискового отряда «Дань памяти»

Перспективы развития


  • В связи с введением в школе ФГОС, планируем ввести элективный курс «Школьный музей»

  • Расширить площадь музея и создать новые экспозиции

  • Создать условия для использования технических средств

  • Продолжить работу по начатым направлениям.

4. Фильм «Музей МКУ СОШ №10»(фрагмент)

5. Подведение итогов . Участники семинара оставили свои отзывы.

© 2010-2022