- Преподавателю
- Дополнительное образование
- Семинар Музейная педагогика в общеобразовательном учреждении
Семинар Музейная педагогика в общеобразовательном учреждении
Раздел | Дополнительное образование |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Медведева Е.К. |
Дата | 20.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Семинар на тему: «Музейная педагогика»
Цель семинара: познакомить с методикой организации школьного музея и формами его работы.
План работы:
1. Обзорная экскурсия ознакомления с музеем - ученицы-экскурсоводы Калашникова Аня, Никонович Аня, Игнатентенко Кристина.
2.Организация школьного музея - Леонова Нина Николаевна.
3. Экскурсии и музейные мероприятия - Сенникова Людмила Ивановна
4. «Школьный музей - центр социального партнерства» - Медведева Елена Константиновна
5. Фильм «Музей МКУ СОШ №10»(фрагмент)
6. Обсуждение семинара, обмен опытом.
Ход семинара
1.Организация школьного музея - Леонова Нина Николаевна.
«У музеев есть замечательный продукт, который выше всякой конкуренции,- они располагают истинными ценностями»
С. Фокс ( специалист Музея истории Лондона)
1 Возможности современного музея
В современном понимании музей это:
-
Учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов - памятников истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью;
-
Хранилище ценностей, исследовательский институт и образовательное учреждение одновременно;
-
Место информационного обмена представителей различных этносов, поколений, профессий, возрастов, территорий и т.д.
2. Научная концепция музея
1.Необходимо определить профиль музея: исторический, мемориальный, экологический, технический…
2. Разработка научной концепции:
-
подготовка и анализ искомых данных ( в других музеях, библиотеках, интернете и т.д.)
-
Разработка собственной концепции
-
Разработка конкретных практических мероприятий по реализации идейного замысла, т.е. перспективного плана развития музея на определенный период. Необходимо продумать и имидж музея.
3. Условия необходимые для создания музея
-
Музей требует пространственного решения и управления, поэтому для музейных экспозиций требуется отдельное помещение и организатор. Как правило выделяется ставка методиста или педагога дополнительного образования. Общие положения, касающиеся образования школьного музея приведены в письме Минобразования России от 12.03.03 № 28-51-181/16 « О деятельности музеев образовательных учреждений».
-
Разработка положения о школьном музее. Основные нормативно-правовые акты, на основе которых строится работа любого музея : Закон РФ от 26.05.96 № 57-ф3 « О Музейном фонде РФ и музеях в Российской Федерации» и постановление Правительства РФ от 12.02.98 №179 «Об утверждении положений о музейном Фонде РФ, о государственном каталоге Музейного фонда РФ, о лицензировании деятельности музеев РФ»
4. Создание инициативной группы
-
Для того чтобы музей стал результатом совместной творческой деятельности педагогов и учащихся, необходимо создать СОВЕТ или АКТИВ МУЗЕЯ и поисковой группы из числа учащихся для проведения исследований по тематике музея и поисков экспонатов и документальных материалов
5. Комплектование фондов
Все музейные предметы делятся на три группы:
-
Вещественные (одежда, предметы быта, личные вещи и т.д).
-
Изобразительные (картины, скульптура, графика)
-
Письменные (документы на всех носителях).
Комплектование фондов - один из основных видов деятельности музея, главная функция - накапливать социальную информацию, документально подтверждать развитие общества. Самый сложный вид комплектования - это полевые исследования - экспедиции, называемые « Вахты памяти». Они дают музеям богатейший материал.
6. Систематизация музейных фондов
-
Основной фонд ( подлинники и уникальные предметы)
-
Научно-вспомогательный фонд ( копии воспроизведения)
-
Музейные коллекции формируются по признакам ( металл - в коллекцию из металла, изделия из глины - в коллекции фарфор и др.
-
По назначению: музыкальные инструменты ( духовые, струнные и т.д), коллекция изобразительных источников ( иконы, плакаты, фотографии ..0
-
Фотографии Связаны с коллекциями негативов, позитивов, каждая из которых в свою очередь делится на подколлекции по территориальному признаку, автору и тематике
-
Письменные источники формируют в коллекции по хронологии составления, тематике и т.д. ( например, периода ВОВ, дореволюционные и т.д. )
2. Экскурсии и музейные мероприятия - Сенникова Людмила Ивановна
7. Экскурсии и музейные мероприятия
-
Экскурсия- традиционная форма просветительской деятельности музея, выполняющая все основные функции : просветительскую, воспитательную, культурно - досуговую.
-
Основной прием экскурсии - демонстрационный, сочетающий показ экспонатов с комментариями экскурсовода
Форма проведения экскурсии:
-
Повествовательная форма проведения
-
Эвристическая - вопрос-ответ
-
Краткосрочные индивидуальные или групповые задания ( отыскать определенный экспонат или догадаться, какой экспонат описан экскурсоводом)
-
Игровая форма
-
Лекционно - иллюстративная.
Экскурсия состоит:
-
вступительной части(контакт, знакомство, выявление запросов посетителей, краткие сведения о музее);
-
основная часть - раскрытие тем и подъем на основе экспозиции;
-
заключительная беседа - впечатление посетителей об увиденном.
8. Виды музейной работы в школе
Помимо экскурсионной работы используются такие виды , как:
-
Музейные уроки и индивидуальные письменные задания;
-
Кружки и клубы
-
Музейные олимпиады и конкурсы, например, конкурс знатоков истории и училища;
-
Лекции и тематические вечера -ко Дню защитника Отечества, Дню Победы и др;
-
Научно-вспомогательные кабинеты при музеях - отдельные помещения оснащенные дубликатами музейных предметов, где можно их подержать в руках, исследовать. Описать и т.д.
-
Массовые мероприятия - День Знаний, Пушкинский праздник…
-
Музейные праздники - День рождения школы, день рождения Масловского..
-
Научно - практические семинары и конференции.
3. «Школьный музей - центр социального партнерства» - Медведева Елена Константиновна
Школьный музей долгие годы работал только как центр сохранения памяти об истории школы, района и края. Вся его работа, в том числе и внешние связи с общественными организациями, были направлены на развитие самого музея. Реализация проекта «Школьный музей - центр социального партнерства» - новый этап в развитии музея. Этот этап заключается в развитии системы социального партнерства, что позволило расширить деятельность музея.
Мы выделили несколько уровней организации социального партнерства.
Муниципальный уровень
- Объединение поисковых отрядов г Нижнеудинска и, Нижнеудинского района «Дань памяти» на базе музея школы № 10
- Организация совместной работы поисковых отрядов г Нижнеудинска и Нижнеудинского района с историко-краеведческим клубом «Наше наследие».
- Сотрудничество с Советом ветеранов Вов., труда, воинов-афганцев, Вооруженных сил и правоохранительных органов г. Нижнеудинска по организации совместных мероприятий
- Реализация совместных проектов, организация совместных праздников с центральной библиотекой города
- Организация совместных мероприятий с музейно- культурный центром г. Нижнеудинска
- Организация сотрудничества с Нижнеудинской районной детской общественной организацией «Содружество»
Региональный уровень
- Организация сотрудничество с областной детской библиотекой имени Марка Сергеева
- Организация сотрудничества с «Агентством по молодежной политике Иркутской области» Областная молодежная организация « Дань памяти»
- Организовано сотрудничество с Ребрик Зинаидой Егоровной ( сестра Г.П Масловского , чье имя носит школа)
Общероссийский уровень
- Организована переписка с генерал- лейтенантом, заслуженным летчиком ВВС Гладилиным Владимиром Васильевичем, проживающим в городе Москва
2 Выставочная деятельность
- Организация выставок муниципального уровня,
на базе школьного музея
- организация выставок областного уровня
- Презентация виртуальных выставок на сайте muzey-school10.narod.ru
3 Публикации о работе музея в средствах массовой информации
- Газета «Путевка»
-Газета «Тракт»
-Местное телевидение ООО «Телеверсия»
-Сайт Музей МКУ СОШ №10 muzeyschool10.narod.ru
-сайт МКУ СОШ №10
sosh10.1klass.ru
4 Выпуск и распространение имиджевой продукции
- Значок «Юный Масловец»
-Удостоверение «Почетный Масловец»
- Календарь, посвященный 10-летию поискового отряда «Дань памяти»
Перспективы развития
-
В связи с введением в школе ФГОС, планируем ввести элективный курс «Школьный музей»
-
Расширить площадь музея и создать новые экспозиции
-
Создать условия для использования технических средств
-
Продолжить работу по начатым направлениям.
4. Фильм «Музей МКУ СОШ №10»(фрагмент)
5. Подведение итогов . Участники семинара оставили свои отзывы.