Программа по классу баян. ДМШ 8 (9) лет

Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Комитет по культуре, социальной политике и спорту администрации Ханты-Мансийского района

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей Ханты-Мансийского района

«Детская музыкальная школа»









ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

«НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»

Программа по учебному предмету

ПО.01. Музыкальное исполнительство

УП.01 «Специальность» Баян 8(9) лет











Структура программы учебного предмета

I.Пояснительная записка

1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;

2. Срок реализации учебного предмета;

3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;

4. Форма проведения учебных аудиторных занятий;

5. Цели и задачи учебного предмета;

6. Обоснование структуры программы учебного предмета;

7. Методы обучения;

8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;

9. Связь с другими предметами программы

II. Содержание учебного предмета

1. Сведения о затратах учебного времени;

2. Годовые требования по классам;

III. Требования к уровню подготовки учащихся

IV. Формы и методы контроля, система оценок

1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

2. Контроль и учет успеваемости. Критерии оценки;

V. Методическое обеспечение учебного процесса

1. Методические рекомендации педагогическим работникам;

2. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы;

3. Дидактическое обеспечение;

VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы

1. Учебная литература;

2. Методическая литература.

I. Пояснительная записка

1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

Программа учебного предмета «Специальность. Баян», далее - «Специальность», разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Народные инструменты».

Учебный предмет «Специальность » направлен на приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на баяне, получение ими художественного образования, а также на эстетическое воспитание и духовно-нравственное развитие ученика.

Обучение детей в области музыкального искусства ставит перед педагогом ряд задач как учебных, так и воспитательных. Решения основных вопросов в этой сфере образования направлены на раскрытие и развитие индивидуальных способностей обучающихся, а для наиболее одаренных из них - на их дальнейшую профессиональную деятельность.

Учебный план по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Народные инструменты» направлен на приобретение обучающимися музыкально-исполнительских знаний, умений, навыков.

2. Срок реализации данной программы для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте:

· с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 8 (9) лет.

Для детей, не закончивших освоение образовательной программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства, срок освоения может быть увеличен на один год.

3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета «Специальность. Баян»:

Таблица 1

Срок обучения

8 лет

9-й год обучения

Максимальная учебная нагрузка (в часах)

1316

214,5

Количество часов на аудиторные занятия

559

82,5

Количество часов на внеаудиторную (самостоятельную) работу

757

132

4. Форма проведения учебных аудиторных занятий: индивидуальная, рекомендуемая продолжительность урока - 40 минут в 1 классе, 45 минут со 2 по 8 классы и предполагает занятия:

· 2 часа в неделю для учащихся 1-6 классов (8-ми летний срок обучения).

· 2,5 часа в неделю для учащихся 7-8 классов (8-ми летний срок обучения) и для учащихся дополнительного года обучения (9 класс).

Индивидуальная форма позволяет преподавателю лучше узнать ученика, его музыкальные возможности, способности, эмоционально-психологические особенности.

5. Цели и задачи учебного предмета

Цель учебного предмета «Специальность. Баян» не противоречит общим целям образовательной программы и заключается в следующем:

· развитие музыкально-творческих способностей учащихся, на основе приобретенных им знаний, умений и навыков, позволяющих воспринимать, осваивать и исполнять на инструменте произведения различных жанров и форм в соответствии с ФГТ;

· определение наиболее одаренных детей и их дальнейшая подготовка к продолжению обучения в средних профессиональных музыкальных учебных заведениях.

Программа направлена на решение следующих задач:

· выявление творческих способностей ученика в области музыкального искусства и их развитие в области исполнительства на баяне до уровня подготовки, достаточного для творческого самовыражения и самореализации;

· овладение знаниями, умениями и навыками игры на музыкальном инструменте баян, позволяющими выпускнику приобретать собственный опыт музицирования;

· приобретение учащимися опыта творческой деятельности;

· формирование навыков сольной исполнительской практики и коллективной творческой деятельности, их практическое применение;

· достижение уровня образованности, позволяющего выпускнику самостоятельно ориентироваться в мировой музыкальной культуре;

· формирование у лучших выпускников осознанной мотивации к продолжению профессионального обучения и подготовки их к вступительным экзаменам в профессиональное образовательное учреждение.

6. Обоснование структуры программы учебного предмета «Специальность. Баян»

Программа содержит необходимые для организации занятий параметры:

· сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;

· распределение учебного материала по годам обучения;

· описание дидактических единиц учебного предмета;

· требования к уровню подготовки учащихся;

· формы и методы контроля, система оценок;

· методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствие с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

7. Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

· словесный (рассказ, беседа, объяснение);

· метод упражнений и повторений (выработка игровых навыков ученика, работа над художественно-образной сферой произведения);

· метод показа (показ педагогом игровых движений, исполнение педагогом пьес с использованием многообразных вариантов показа);

· объяснительно-иллюстративный (педагог играет произведение ученика и попутно объясняет);

· репродуктивный метод (повторение учеником игровых приемов по образцу учителя);

· метод проблемного изложения (педагог ставит и сам решает проблему, показывая при этом ученику разные пути и варианты решения);

· частично-поисковый (ученик участвует в поисках решения поставленной задачи).

Выбор методов зависит от возраста и индивидуальных особенностей учащегося.

8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

Материально-техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.

Для реализации образовательной программы необходимо наличие в каждом кабинете по классу баяна необходимых принадлежностей:

· Инструменты баяны обычного размера, а также наличие инструментов уменьшенного размера.

· Подставки под ноги или разно-уровневые стулья.

· Чехлы для хранения и удобной транспортировки инструмента.

· Пюпитр (подставка для нот) для обеспечения максимально комфортных условий для чтения нотных текстов.

· Электронный или акустический камертон для точной и удобной настройки инструмента.

Для оборудования класса также необходимо наличие фортепиано, аудио и видео оборудования, наглядных пособий, нотной и методической литературы. В школе имеется концертный зал, оборудованный одеждой сцены, световым и звуковым оборудованием.

9. Связь с другими предметами программы

Весь комплекс предметов, составляющих учебный план дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Народные инструменты» - это логически выстроенный, полный и достаточный цикл. Содержание предмета расширяет и дополняет уровень знаний учащихся в предметных областях:

- ПО.01. «Музыкальное исполнительство»:

· Специальность

· Ансамбль

· Фортепиано

· Хоровой класс.

- ПО.02. «Теория и история музыки»:

· Сольфеджио,

· Слушание музыки,

· Музыкальная литература (зарубежная, отечественная).

В дополнение к названным, предмет «Оркестровый класс», способствует развитию: гармонического слуха и музыкальной памяти, умений ансамблевого исполнительства, навыков коллективного музицирования, даёт основы знаний репертуара различных жанров и стилей в исполнении оркестра народных инструментов.

II. Содержание учебного предмета

1. Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «Специальность. Баян», на максимальную, самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия представлены в Таблице 2.

Таблица 2

Срок обучения 8 (9) лет

Распределение по годам обучения

Класс

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Продолжительность учебных занятий (в неделях)

32

33

33

33

33

33

33

33

33

Количество часов на аудиторные занятия в неделю

2

2

2

2

2

2

2,5

2,5

2,5

Общее количество часов на аудиторные занятия

559

82,5

641,5

Количество часов на внеаудиторные занятия в неделю

2

2

2

3

3

3

4

4

4

Общее количество

часов на внеаудиторные (самостоятельные) занятия по годам

64

66

66

99

99

99

132

132

132

Общее количество

часов на внеаудиторные (самостоятельные) занятия

757

132

889

Максимальное количество

часов занятия в неделю

4

4

4

5

5

5

6,5

6,5

6,5

Общее максимальное

количество часов по годам

128

132

132

165

165

165

214,5

214,5

214,5

Общее максимальное

количество часов на весь

период обучения

1316

214,5

1530,5

Учебный материал распределяется по годам обучения - классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, данное время направлено на освоения учебного материала.

Виды внеаудиторной работы:

· самостоятельные занятия по подготовке учебной программы;

· подготовка к контрольным урокам, зачетам и экзаменам;

· подготовка к концертным, конкурсным выступлениям;

· участие учащихся в творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения и др.

2. Годовые требования по классам

Первый класс

· Освоение посадки, постановки рук, координация движений обеих рук. Знакомство с основными размерами, с обозначениями на нотном стане, практика чтения нот с листа. Освоение клавиатуры в пределах первой позиции.

· Освоение основных приёмов меховедения.

· Упражнения и этюды на пройденные приемы, закрепление постановки рук, развитие координации обеих рук.

· Включение в репертуар детских песенок и попевок, русских народных песен, произведений советских композиторов и зарубежных авторов до XIX века.

· Воспитание в ученике элементарных правил сценической этики, навыков мобильности, собранности при публичных выступлениях.

За учебный год учащийся должен исполнить

18-20 произведений (в том числе по нотам), из них: 5-7 упражнений, 3-4 этюда, 2-3 ансамбля, 4-5 пьес эскизно, самостоятельно разобрать 2 произведения.

Таблица 3

1 полугодие

2 полугодие

Март- зачет (одна пьеса)

--

Май - зачет (3 разнохарактерные пьесы).

Примерная программа академического концерта

3 варианта

I. Калинников В. «Тень-тень»

Русская народная песня «Вставала ранeшенько»

Бонаков В. «Упрямый козлик»

II. Аренский А. «Журавель»

Русская народная песня «Как под яблонькой»

Филиппенко А. «Цыплятки»

III. Лысенко Н. (обр.) Украинская народная песня «На горе, горе»

Семёнов В. «Страшная история»

Щуровский Ю. «Канон»

Второй класс

· Технические требования: мажорные и минорные гаммы и арпеджио в тональностях до, соль, фа мажор двумя руками в прямом движении, в одну октаву; ля, ми, ре минор (три вида) отдельно каждой рукой различными штрихами и динамическими оттенками, определённым количеством нот на одно движение меха (2, 3, 4,8). Трёхзвучные короткие арпеджио и тонические трезвучия с обращениями в пройденных тональностях отдельно каждой рукой.

· Освоение, применение более сложных ритмических фигураций (пунктирный ритм, шестнадцатые).

· Упражнения и этюды на пройденные виды техники,

· Включение в репертуар легких вариаций на народные темы, произведений зарубежных авторов до XIX века, советских композиторов.

· Работа над звуком, динамикой, смысловой фразировкой.

· Игра в ансамбле.





За учебный год учащийся должен исполнить

18-20 произведений (в том числе по нотам), из них: 4-5 упражнений и 4-5 этюдов на различные виды техники, 3-4 пьесы с элементами полифонии, 4-5 разнохарактерных пьес, 2-3 обработки народных песен и танцев, 2 ансамбля, эскизно разобрать 2 произведения.

Таблица 4

1 полугодие

2 полугодие

Октябрь - технический зачет (одна гамма, один этюд).

Декабрь - зачет (две разнохарактерные пьесы).

Февраль- технический зачет (одна гамма, один этюд).

Март - зачет (одна пьеса)

Май - зачет (две разнохарактерные пьесы).

Примерная программа академического концерта

I. Шилова О. «Весёлое путешествие»

Русская народная песня «Со вьюном я хожу»

II. Акимов Ю. Обработка русской народной песни «Заплетися, плетень»

Бонаков В. «Маленькая полька»

Ш. Власов В. «Вальс»

Русская народная песня «Со вьюном я хожу»

Шитте Л. «Этюд № 20 соль мажор»

Третий класс

· Технические требования: мажорные гаммы до трёх знаков в ключе в прямом движении, в две октавы. Гаммы до, соль, фа мажор терциями правой рукой. Гаммы ля, ми, ре минор (три вида) в прямом движении двумя руками вместе в две октавы. Трёхзвучные короткие арпеджио и тонические трезвучия с обращениями в пройденных тональностях двумя руками вместе.

· Упражнения и этюды на пройденные виды техники, смену позиций, аккордовую технику.

· Включение в репертуар произведений в простой трехчастной форме, форме рондо, вариаций на народные темы, произведений современных композиторов и произведений кантиленного характера.

· Работа над звуком, динамикой, характером, законченностью пьес.

· Игра в ансамбле.

За учебный год учащийся должен исполнить

17-19 произведений, в том числе: 2-3 полифонических произведения, 1-2 произведения крупной формы, 3-4 разнохарактерные пьесы, 2-3 обработки народных песен и танцев, 3-4 этюда на разные виды техники, 1-2 ансамбля, 2 разобрать эскизно.

Таблица 5

1 полугодие

2 полугодие

Октябрь - технический зачет (одна гамма, два этюда).

Декабрь - зачет (две разнохарактерные пьесы).

Февраль - технический зачет (одна гамма, один этюд).

Март - зачет (одна пьеса)

Май - зачет (две разнохарактерные пьесы).

Примерная программа академического концерта

I. Щуровский Ю. «Песня»

Шуберт Ф. «Немецкий танец»

II. Моцарт В. «Вальс»

Шевченко С. «Канон»

Салин А. «Этюд фа мажор»

Ш. Ребиков В. «Песня»

Рубинштейн А. «Трепак»



Четвертый класс

· Технические требования: мажорные гаммы до четырёх знаков в ключе в унисон и в октаву двумя руками вместе, в две октавы; терциями правой рукой отдельно. Минорные гаммы до двух знаков в ключе в прямом движении двумя руками вместе, в две октавы. Короткие трёхзвучные арпеджио в пройденных тональностях двумя руками вместе. Короткие и длинные четырёхзвучные арпеджио в пройденных тональностях отдельно каждой рукой. Тонические трезвучия с обращениями в пройденных тональностях двумя руками вместе.

· Упражнения и этюды на пройденные виды техники, смену позиций, аккордовую технику.

· Включение в репертуар произведений в сложной трехчастной форме, форме рондо, вариаций на народные темы (не менее двух-трех вариаций), произведений современных композиторов, произведений кантиленного характера.

· Работа над звуком, динамикой, смысловой фразировкой, законченностью пьес.

· Игра в ансамбле.

За учебный год учащийся должен исполнить

15-18 произведений, из них: 2-3 полифонических произведения, 1-2 произведения крупной формы, 2-3 разнохарактерные пьесы, 2-3 обработки народных песен и танцев, 3-4 этюда на разные виды техники, 1-2 разобрать эскизно, 1 разобрать самостоятельно.

Таблица 6

1 полугодие

2 полугодие

Октябрь - технический зачет (одна гамма, один этюда).

Декабрь - зачет (два разнохарактерных произведения).

Февраль - технический зачет (одна гамма, один этюд).

Март - зачет (одна пьеса)

Май - академический концерт (три разнохарактерных произведения).

Примерная программа экзамена

I. Шишаков Ю. «Полифоническая пьеса»

Лак Т. «Сонатина до мажор»

Самойлов Д. «Этюд»

II. Гендель Д «Сарабанда»

Горлов Н. «Сонатина»

Беренс Г. «Этюд фа мажор»

III. Копылов А. «Менуэт»

Гендель Г. «Чакона»

Ладухин Н. «Маленькая пьеса»

Пятый класс

· Технические требования: хроматическая гамма в прямом и противоположном движении на полный диапазон. Мажорные гаммы до пяти знаков в ключе в унисон и октаву двумя руками в прямом движении, терциями - отдельно правой рукой. Мажорные гаммы до, соль, фа секстами правой рукой, в две октавы. Минорные гаммы до трёх знаков в ключе двумя руками в прямом движении. Короткие и длинные четырёхзвучные арпеджио в пройденных тональностях двумя руками. Ломаные арпеджио отдельно каждой рукой Тонические (четырёхзвучные) аккорды с обращениями в пройденных тональностях двумя руками вместе.

· Включение в репертуар произведений в сложной трехчастной форме, форме рондо, вариаций, крупной циклической форме (концерт, соната, сюита).

· Работа над звуком, динамикой, характером, смысловой фразировкой, законченностью пьес.

· Игра в ансамбле.

За учебный год учащийся должен исполнить

15-17 произведений, из них: 2-3 полифонических произведения, 1-2 произведения крупной формы, 2-3 разнохарактерные пьесы, 2-3 обработки народных песен и танцев, 3-4 этюда на разные виды техники, 1-2 произведения разобрать самостоятельно.

Таблица 7

1 полугодие

2 полугодие

Октябрь - технический зачет (одна гамма, два этюда).

Декабрь - зачет (два разнохарактерных произведения).

Февраль - технический зачет (одна гамма, один этюд).

Март - зачет (одна пьеса)

Май - академический концерт (три разнохарактерных произведения, в том числе произведение крупной формы).

Примерная программа академического концерта

I. Медынь Я. «Сонатина до мажор ч.3»

Сурков А. (обр.) Русская народная песня «Как у наших у ворот»

Коняев С. «Этюд ре бемоль мажор»

II. Кулау Ф. «Вариации соль мажор»

Шостакович Д. «Лирический вальс»

III. Чимароза Д. «Соната соль минор»

Чапкий С (обр.) Белорусская народная песня «Перепёлочка»

Грибоедов А. «Вальс ми минор»

Шестой класс

· Технические требования: мажорные гаммы до шести знаков в ключе в унисон и октаву двумя руками в прямом движении, терциями - отдельно правой рукой. Мажорные гаммы до, соль, фа секстами правой рукой, в две октавы. Минорные гаммы до четырёх знаков в ключе двумя руками в прямом движении. Короткие и длинные четырёхзвучные арпеджио в пройденных тональностях двумя руками. Ломаные арпеджио отдельно каждой рукой Тонические (четырёхзвучные) аккорды с обращениями в пройденных тональностях двумя руками вместе.

· Умение самостоятельно разбираться в основных элементах фразировки (мотив, фраза, предложение, часть).

· Упражнения и этюды на развитие приемов звукоизвлечения, исполнения красочных приемов, развитие аккордовой и мелкой техники, позиционной игры.

· Включение в репертуар произведений крупной формы: концерт (I ч. или II и III ч.), соната (не менее трех частей), сюита (не менее двух частей), Пьесы кантиленного характера, оригинальных произведений, произведений современных авторов.

· Работа над звуком, динамикой, смысловой фразировкой, законченностью пьес.

· Игра в ансамбле.

За учебный год учащийся должен исполнить

15-17 произведений, из них: 2-3 полифонических произведения, 1-2 произведения крупной формы, 1-2 разнохарактерные пьесы, 2-3 обработки народных песен и танцев, 3-4 этюда на разные виды техники, 2 произведения разобрать эскизно, 1 произведение разобрать самостоятельно.

Таблица 8

1 полугодие

2 полугодие

Октябрь - технический зачет (одна гамма, два этюда).

Декабрь - зачет (два разнохарактерных произведения).

Февраль - технический зачет (одна гамма, один этюд, чтение с листа).

Март - зачет (одна пьеса)

Май - академический концерт (три разнохарактерных произведения, в том числе произведение крупной формы).

Примерная программа академического концерта

I. Чимароза Д. «Соната соль минор»

На Юн Кин А. (Обр. Русская народная песня «Вдоль да по речке»

Самойлов Д. «Этюд» ми минор

II. Глазунов А. «Сонатина» ля минор

Хренников Т. «Грустный вальс»

III. Беркович И. «Сонатина» ля минор

Чапкий С. (обр.) Украинская народная песня «Iхав козак за Дунай»

Хренников Т. «Грустный вальс»

Седьмой класс

· Технические требования: мажорные гаммы до шести знаков в ключе в унисон и октаву двумя руками в прямом движении, на полный диапазон. Терциями - двумя руками. Мажорные гаммы до, соль, фа секстами двумя руками, в две октавы. Минорные гаммы до пяти знаков в ключе двумя руками в прямом движении. Короткие и длинные четырёхзвучные арпеджио в пройденных тональностях двумя руками. Ломаные арпеджио двумя руками. Тонические (четырёхзвучные) аккорды с обращениями в пройденных тональностях двумя руками вместе. Разными приемами и штрихами, ритмическими фигурациями и динамическими оттенками, аппликатурными вариантами.

· Применение всех допустимых приемов и штрихов, освоение секстолей.

· Самостоятельная работа над произведением.

· Упражнения и этюды на пройденные виды техники.

· Включение в репертуар произведений крупной формы: концерт (I ч. или II и III ч.), соната (не менее трех частей), сюита (не менее двух частей); пьесы кантиленного характера; произведений, основу которых составят народная или популярная мелодия; оригинальных произведений, произведений современных авторов, виртуозных пьес или концертных этюдов.

· Работа над звуком, динамикой, смысловой фразировкой, законченностью пьес.

· Игра в ансамбле.

За учебный год учащийся должен исполнить

14-15 произведений, из них: 1-2 полифонических произведения, 1-2 произведения крупной формы, 2-3 разнохарактерные пьесы, 2-3 обработки народных песен и танцев, 3-4 этюда на разные виды техники, 1-2 произведения разобрать самостоятельно.

Таблица 9

1 полугодие

2 полугодие

Октябрь - технический зачет (одна гамма, два этюда или самостоятельно выученная пьеса).

Декабрь - зачет (два разнохарактерных произведения).

Февраль - технический зачет (одна гамма, один этюд, чтение с листа).

Март - зачет (одна пьеса)

Май - академический концерт (три разнохарактерных произведения, в том числе произведение крупной формы).

Примерная программа академического концерта

I. Бах И. С. «Двухголосная инвенция» до мажор

Шишаков Ю. «Сонатина №2»

Чайковский П. «Песня жаворонка»

II. Бах В. Ф. «Фуга» ре мажор

Диабелли А. «Сонатина» соль мажор

Онегин А. (Обр.) русской народной песни «Лесорубы раным-рано

встать должны»

III. Лондонов П. «Фуга» ре минор

Моцарт В. «Сонатина» до мажор

Шалаев А. (Обр.) русской народной песни «Вдоль по Питерской»

Восьмой класс

· Технические требования: все мажорные и минорные двухоктавные гаммы и арпеджио всеми допустимыми приемами и штрихами, ритмическими фигурациями и динамическими оттенками, аппликатурными вариантами.

· Применение всех допустимых приемов и штрихов, освоение септолей.

· Освоение исполнения а также другие варианты смены полярно противоположных приемов, ритмических, штриховых элементов.

· Упражнения и этюды на пройденные виды техники.

· Включение в репертуар произведений крупной формы: концерт (I ч. или II и III ч.), соната (не менее трех частей), сюита (не менее двух частей); пьесы кантиленного характера, оригинальных произведений, произведений современных авторов, виртуозных пьес или концертных этюдов.

· Работа над звуком, динамикой, смысловой фразировкой, законченностью пьес.

· Игра в ансамбле.

За учебный год учащийся должен исполнить

14-15 произведений, из них: 1-2 полифонических произведения, 1-2 произведения крупной формы, 2-3 разнохарактерные пьесы, 1-2 обработки народных песен и танцев, 3-4 этюда на разные виды техники, 2 произведения разобрать самостоятельно.

Таблица 10

1 полугодие

2 полугодие

Декабрь - дифференцированное прослушивание части программы (произведение крупной формы, произведение на выбор из программы выпускного экзамена).

Март - прослушивание

не исполненной части программы).

Май - экзамен (4 произведения, в том числе произведение крупной формы, обработки на народные или популярные мелодии, произведение кантиленного характера, оригинального произведения).

Примерная экзаменационная программа

I. Шишаков Ю «Прелюдия и фуга» №20 ля минор

Шпиндлер Ф. «Каприччиозо»

Лядов А. «Прелюдия»

Шендерёв Г. Обработка русской народной песни «Во лесочке комарочков

много уродилось»

II. Дмитриев Г. «Прелюдия и фуга»

Бортнянский Д. «Соната» ч.1, фа мажор

Скрябин А. «Прелюдия» ми минор

Чайкин Н. Обработка украинской народной песни «В Харькове дождь

идёт»

III. Бах И.С. «Маленькая органная прелюдия и фуга» ми минор

Яшкевич И. «Соната» (в классическом стиле) ч.1 до мажор

Чайковский П. «Март» («Песня жаворонка») из цикла «Времена года»

Накапкин В.( Обр.) русской народной песни «У Зори-то, у зореньки»

Девятый класс

Подготовка профессионально ориентированных учащихся к поступлению в средние специальные учебные заведения. В связи с этим перед учеником по всем вопросом музыкального исполнительства ставятся повышенные требования:

- к работе над техникой в целом;

- к работе над произведением,

- к качеству самостоятельной работы;

- к сформированности музыкального мышления.

Выбранная для вступительных экзаменов программа обыгрывается на концерте класса, отдела, школы, конкурсах. С целью воспитания в ученике навыков культурно-просветительской деятельности рекомендуется участие учащихся в лекциях-концертах, тематических концертах в других учебных заведениях (детских садах, общеобразовательных учреждениях и т. д.)

Таблица 11

1 полугодие

2 полугодие

Октябрь - технический зачет в виде контрольного урока (1 гамма, 2 этюда или виртуозная пьеса).

Декабрь - прослушивание части программы (произведение крупной формы, произведение на выбор из программы выпускного экзамена).

Март - прослушивание

не исполненной части программы).

Май - экзамен (4 произведения, в том числе произведение крупной формы, обработки на народные или популярные мелодии, произведение кантиленного характера, оригинального произведения).

Примерная экзаменационная программа

3 варианта

I. Глинка М. «Фуга» ля минор

Гесслер И. «Соната» ля минор, ч.3

Лядов А. «Прелюдия»

Власов В. Вариации на тему украинской народной песни

«Ой, за гаем, гаем»

Самойлов Д. «Этюд» си минор

II. Шишаков Ю. «Прелюдия и фуга» №21 Си бемоль мажор

Кулау Ф. «Сонатина» ля мажор

Рахманинов С. «Музыкальный момент» си минор

Раков Н. Вариации на тему белорусской народной песни

«На нова лета»

Шендерёв Г. «Этюд» си мажор

III. Лондонов П. «Фуга» ля минор (двойная)

Чайкин Н. «Сонатина» ре мажор

Штогаренко А. «Украинский танец»

Глинка М. Вариации на русскую песню «Среди долины ровныя»

Горлов Н. «Этюд» фа мажор

Экзаменационные требования

1. Технический зачет

- Требования, соответствующие программе каждого класса:

· Упражнения,

· Этюды,

· Гаммы и арпеджио,

· Музыкальные термины:

1, 2 классы - динамические оттенки,

3 класс - основные обозначения темпов,

4 класс - характер исполнения произведений.

2. Зачет по творческим навыкам

- Требования, соответствующие программе каждого класса:

· Самостоятельно выученное произведение,

· Чтение нот с листа,

· Подбор по слуху,

3. Академический концерт

- Требования, соответствующие программе каждого класса:

· Исполнение наизусть двух-трех разнохарактерных произведений.

4. Выпускной экзамен

1. Произведение крупной формы:

2. Оригинальное произведение (произведение, написанное для баяна).

3. Произведение, основу которого составляет обработка народной или популярной мелодии.

4. Виртуозная пьеса или концертный этюд.

5. Произведение кантиленного характера.

6. Произведение современного композитора.

7. Ансамбли.

Выпускник исполняет на выпускном экзамене от трех до пяти произведений, в соответствии с программными требованиями профессионального учебного заведения следующего уровня.

III. Требования к уровню подготовки обучающихся

Данная программа отражает разнообразие репертуара, его академическую направленность, а также демонстрирует возможность индивидуального подхода к каждому ученику. Содержание программы направлено на обеспечение художественно-эстетического развития учащегося и приобретения им художественно-исполнительских знаний, умений и навыков.

Таким образом, ученик к концу прохождения курса программы обучения должен:

· знать основные исторические сведения об инструменте;

· знать конструктивные особенности инструмента;

· знать элементарные правила по уходу за инструментом и уметь их применять при необходимости;

· знать разновидности баянов;

· знать основы музыкальной грамоты;

· знать систему игровых навыков и уметь применять ее самостоятельно;

· знать основные средства музыкальной выразительности (тембр, динамика, штрих, темп и т. д.);

· знать основные жанры музыки (инструментальный, вокальный, симфонический и т. д.);

· знать технические и художественно-эстетические особенности, характерные для сольного исполнительства на баяне;

· знать функциональные особенности строения частей тела и уметь рационально использовать их в работе игрового аппарата;

· уметь самостоятельно определять технические трудности несложного музыкального произведения и находить способы и методы в работе над ними;

· уметь самостоятельно среди нескольких вариантов аппликатуры выбрать наиболее удобную и рациональную;

· уметь самостоятельно, осознанно работать над несложными произведениями, опираясь на знания законов формообразования, а также на освоенную в классе под руководством педагога методику поэтапной работы над художественным произведением;

· уметь творчески подходить к созданию художественного образа, используя при этом все теоретические знания и предыдущий практический опыт в освоении штрихов, приемов и других музыкальных средств выразительности;

· уметь на базе приобретенных специальных знаний давать грамотную адекватную оценку многообразным музыкальным событиям;

· иметь навык игры по нотам;

· иметь навык чтения с листа несложных произведений, необходимый для ансамблевого и оркестрового музицирования;

· приобрести навык транспонирования и подбора по слуху, так

необходимых в дальнейшем будущему оркестровому музыканту;

· приобрести навык публичных выступлений, как в качестве солиста, так и в различных ансамблях и оркестрах.

Реализация программы обеспечивает:

· наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству, самостоятельному музыкальному исполнительству;

· комплексное совершенствование игровой техники баяниста, которая включает в себя тембровое слушание, вопросы динамики, артикуляции, интонирования, а также организацию работы игрового аппарата, развитие крупной и мелкой техники;

· сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков, позволяющий использовать многообразные возможности баяна для достижения наиболее убедительной интерпретации авторского текста;

· знание художественно-исполнительских возможностей инструмента;

· знание музыкальной терминологии;

· знание репертуара для баяна, включающего произведения разных стилей и жанров, произведения крупной формы (концерты, сонаты, сюиты, циклы) в соответствии с программными требованиями; в старших, ориентированных на профессиональное обучение классах, умение самостоятельно выбрать для себя программу;

· наличие навыка по чтению с листа музыкальных произведений;

· умение транспонировать и подбирать по слуху;

· навыки по воспитанию слухового контроля, умению управлять процессом исполнения музыкального произведения;

· навыки по использованию музыкально-исполнительских средств выразительности, выполнению анализа исполняемых произведений, владению различными видами техники исполнительства, использованию художественно оправданных технических приемов;

· наличие творческой инициативы, сформированных представлений о методике разучивания музыкальных произведений и приемах работы над исполнительскими трудностями;

· наличие навыков репетиционно - концертной работы в качестве солиста.

IV. Формы и методы контроля, система оценок

1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание

Каждый из видов контроля успеваемости учащихся имеет свои цели, задачи и формы.

Оценки качества знаний по «Специальности» охватывают все виды контроля:

· текущий контроль успеваемости;

· промежуточная аттестация учащихся;

· итоговая аттестация учащихся.

Цель промежуточной аттестации - определение уровня подготовки учащегося на определенном этапе обучения по конкретно пройденному материалу.

Таблица 13

Вид контроля

Задачи

Формы

Текущий контроль

· поддержание учебной дисциплины,

· выявление отношения учащегося к изучаемому предмету,

· повышение уровня освоения текущего учебного материала.

Текущий контроль осуществляется преподавателем по специальности регулярно (с периодичностью не более чем через два, три урока) в рамках расписания занятий и предлагает использование различной системы оценок. Результаты текущего контроля учитываются при выставлении четвертных, полугодовых, годовых оценок.

· контрольные

уроки,

· академические

концерты,

· прослушивания

к конкурсам, отчетным концертам.

Промежуточная аттестация

· определение успешности развития учащегося и усвоения им программы на определенном этапе обучения.

· зачеты (показ части программы, технический зачет),

· академические концерты,

· переводные зачеты,

· экзамены

Итоговая аттестация

· определяет уровень и качество освоения программы учебного предмета.

· экзамен - проводится в

выпускных классах: 8 (9).

Контрольные уроки направлены на выявление знаний, умений и навыков учащихся в классе по специальности. Они не требуют публичного исполнения и концертной готовности. Это своего рода проверка навыков самостоятельной работы учащегося, проверка технического роста, проверка степени овладения навыками музицирования (чтение с листа, подбор по слуху, транспонирование), проверка степени готовности учащихся выпускных классов к итоговой аттестации. Контрольные прослушивания проводятся в классе в присутствии комиссии, включая в себя элементы беседы с учащимся, и предполагают обязательное обсуждение рекомендательного характера.

Также преподаватель может сам назначать и проводить контрольные уроки в течение четверти в зависимости от индивидуальной успеваемости ученика, от этапности изучаемой программы с целью повышения мотивации в ученике к учебному процессу.

Контрольные уроки проводятся в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.

Зачеты проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет, и предполагают публичное исполнение технической или академической программы или ее части в присутствии комиссии. Зачеты дифференцированные, с обязательным методическим обсуждением, носящим рекомендательный характер. Зачеты проводятся в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.

Академические концерты предполагают те же требования, что и зачеты, но они представляют собой публичное (на сцене) исполнение учебной программы или ее части в присутствии комиссии, родителей, учащихся и других слушателей. Для академического концерта преподаватель должен подготовить с учеником 2-3 произведения. Выступление ученика обязательно должно быть с оценкой.

Переводные экзамены проводятся в конце каждого учебного года. Исполнение полной программы демонстрирует уровень освоения программы данного года обучения. Переводной экзамен проводится с применением дифференцированных систем оценок, завершаясь обязательным методическим обсуждением. Экзамены проводятся за пределами аудиторных учебных занятий. Учащийся, освоивший в полном объеме программу, переводится в следующий класс.

Итоговая аттестация (экзамен) определяет уровень и качество освоения образовательной программы. Экзамен проводится в выпускных классах:

8 (9), в соответствии с действующими учебными планами. Итоговая аттестация проводится по утвержденному директором школы расписанию.

2. Контроль и учет успеваемости. Критерии оценки

Контроль успеваемости осуществляется преподавателем на уроках по пятибалльной системе. Оценка выставляется не реже чем раз в три урока. По итогам четверти и года выставляется итоговая оценка.

Успеваемость учащихся по программе «Специальность» учитывается на различных выступлениях: экзаменах, академических концертах, контрольных уроках, технических зачетах, зачетах или контрольных уроках по самостоятельному изучению обучающимся музыкального произведения и чтению с листа, а также на открытых концертах, конкурсах, прослушиваниях к ним.

Форма и репертуар зачетных выступлений учащегося планируется в индивидуальном порядке, так как частота зачетных выступлений, их форма, а также уровень технической и художественной сложности зачетного репертуара находятся в зависимости от индивидуальных способностей учащегося.

В соответствии с учебным планом в 8 классе учащиеся сдают выпускной экзамен. В остальных классах проходят школьные академические концерты, которые проводятся систематически 2 раза в год с оценкой в конце первого и второго полугодия (декабрь, апрель). Для показа на академических концертах из общего объёма годовых требований педагог должен подготовить с учеником не менее 4 произведений различных по жанру и форме. Количество произведений для исполнения не ограничивается.

Уровень технической подготовки учащегося проверяется на техническом зачете - контрольном прослушивании гамм и этюдов, который проходит 2 раза в год с оценкой в середине первого и второго полугодия. Каждый учащийся на своем техническом уровне должен показать хорошую выучку в области постановки исполнительского аппарата, а также грамотное, осознанное и аккуратное в звуковом отношении исполнение своей зачетной программы.

Кроме того, учителям также рекомендуется готовить учащихся к выступлению на конкурсах, учебных концертах отдела, а также проводить каждую четверть в своем классе концерт для родителей. Исполнение самостоятельно подготовленных произведений (подбор по слуху, сочинение, аранжировки) рекомендовано выносить на классные и родительские собрания.

Экзамены проводятся в соответствии с действующими учебными планами в выпускном классе и в классе дополнительного года обучения. В остальных классах учебный год завершается переводным зачетом.

На выпускные экзамены выносятся четыре произведения разных жанров и форм. Экзаменационные программы в классах, составляются в соответствии с приемными требованиями по специальности для поступающих в средние учебные заведения культуры и искусства. В течение учебного года учащиеся экзаменационных классов выступают на прослушиваниях с исполнением (без оценки) произведений выпускной программы.

Участие в отборочных прослушиваниях, концертах, конкурсах и подобных им мероприятиях приравнивается к выступлению на академическом концерте.

При выведении итоговой оценки учитывается следующее:

· оценка годовой работы ученика, выведенная на основе его продвижения;

· оценка ученика за выступление на академическом концерте и переводном зачете, а также результаты контрольных уроков;

· другие выступления ученика в течение учебного года.

Критерии оценки выступления учащегося на академическом концерте, зачете, экзамене:

Оценка 5 (отлично) выставляется за технически безупречное исполнение программы, при котором исполнительская свобода служит раскрытию художественного содержания произведений.

В том случае, если программа исполнена наизусть ярко и выразительно, убедительно и законченно по форме.

Проявлено индивидуальное отношение к исполняемому произведению для достижения наиболее убедительного воплощения художественного замысла. Продемонстрировано свободное владение техническими приемами, а также приемами качественного звукоизвлечения.

Оценка 4 (хорошо) выставляется за техническую свободу, осмысленную и выразительную игру, в том случае, когда учеником демонстрируется достаточное понимание характера и содержания исполняемого произведения программа исполнена наизусть, проявлено индивидуальное отношение к исполняемому произведению, однако допущены небольшие технические и стилистические неточности.

Учащийся демонстрирует применение художественного оправданных технических приёмов, свободу и пластичность игрового аппарата. Допускаются небольшие погрешности не разрушающие целостность исполняемого произведения.

Оценка 3 (удовлетворительно) выставляется за игру, в которой учащийся демонстрирует ограниченность своих возможностей, неяркое, необразное исполнение программы.

Программа исполнена наизусть с неточностями и ошибками, слабо проявляется осмысленное и индивидуальное отношение к исполняемому произведению.

Учащийся показывает недостаточное владение техническими приёмами, отсутствие свободы и пластичности игрового аппарата, допущены погрешности в звукоизвлечении.

Оценка 2 (неудовлетворительно) выставляется за отсутствие музыкальной образности в исполняемом произведении, слабое знание программы наизусть, грубые технические ошибки и плохое владение инструментом.

Согласно ФГТ, данная система оценки качества исполнения является основной. В зависимости от сложившихся традиций того или иного учебного заведения и с учетом целесообразности оценка качества исполнения может быть дополнена системой «+» и «-», что даст возможность более конкретно отметить выступление учащегося.

Фонды оценочных средств, призваны обеспечивать оценку качества приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков, а также степень готовности учащихся выпускного класса к возможному продолжению профессионального образования в области музыкального искусства.

V. Методическое обеспечение учебного процесса

1. Методические рекомендации педагогическим работникам

В работе с учащимся преподаватель должен следовать основным принципам дидактики: последовательность, систематичность, доступность, наглядность в освоении материала.

Процесс обучения должен протекать с учетом индивидуальных психических особенностей ученика, его физических данных. Педагог должен неустанно контролировать уровень развития музыкальных способностей своих учеников.

Работа педагога по специальности будет более продуктивной в тесной связи с педагогами по другим предметам: музыкальная литература, слушание музыки, сольфеджио. Итогом такого сотрудничества могут быть: открытые уроки, концерты классов для родителей, участие в концертах отделов, школы.

В начале каждого полугодия преподаватель составляет для учащегося индивидуальный план, который утверждается директором школы. В конце учебного года преподаватель представляет отчет о его выполнении с приложением краткой характеристики работы обучающегося. При составлении индивидуального плана следует учитывать индивидуально-личностные особенности и степень подготовки обучающегося. В репертуар необходимо включать произведения, доступные по степени технической и образной сложности, высокохудожественные по содержанию, разнообразные по стилю, жанру, форме и фактуре. Индивидуальные планы вновь поступивших учеников обучающихся должны быть составлены к концу сентября после детального ознакомления с особенностями, возможностями и уровнем подготовки ученика.

Необходимым условием для успешного обучения на баяне-аккордеоне является формирование у ученика уже на начальном этапе правильной посадки, постановки рук, целостного исполнительского аппарата.

Развитию техники в узком смысле слова (беглости, четкости, ровности и т.д.) способствует систематическая работа над упражнениями, гаммами и этюдами. При освоении гамм, упражнений, этюдов и другого вспомогательного инструктивного материала рекомендуется применение различных вариантов - штриховых, динамических, ритмических и т.д. При работе над техникой необходимо давать четкие индивидуальные задания и регулярно проверять их выполнение.

При выборе этюдов следует учитывать их художественную и техническую значимость. Изучение этюдов может принимать различные формы в зависимости от их содержания и учебных задач (ознакомление, чтение нот с листа, разучивание до уровня показа на техническом зачете).

Работа над качеством звука, интонацией, разнообразными ритмическими вариантами, динамикой (средствами музыкальной выразительности) должна последовательно проводиться на протяжении всех лет обучения и быть предметом постоянного внимания педагога. В этой связи педагогу необходимо научить ученика слуховому контролю и контролю по распределению мышечного напряжения.

Работа над музыкальным произведением должна проходить в тесной художественной и технической связи.

Важной задачей предмета является развитие навыков самостоятельной работы над домашним заданием. В качестве проверки знаний ученика об основных этапах в работе над произведением можно порекомендовать ученику выучить самостоятельно произведение, которое по трудности должно быть легче произведений, изучаемых по основной программе.

Большое значение в воспитании музыкального вкуса отводится изучаемому репертуару. Помимо обработок народных мелодий, органично звучащих на народных инструментах и составляющих основу репертуара, необходимо включать в учебные программы переложения лучших образцов зарубежной и отечественной классики, произведений, написанных для других инструментов или для голоса. Рекомендуется исполнять переложения, в которых сохранен замысел автора и в то же время грамотно, полноценно использованы характерные особенности баяна-аккордеона.

В классе баяна-аккордеона при работе над этюдами и пьесами для достижения технической свободы необходимо искать, находить и использовать различные варианты аппликатуры и приёмы меховедения. Вся творческая деятельность педагога-музыканта должна иметь научно обоснованный характер и строиться на базе имеющейся методической литературы.

2. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы учащихся

· самостоятельные занятия должны быть регулярными и систематическими;

· периодичность занятий - каждый день;

· объем самостоятельных занятий в неделю - от 2 до 4 часов.

Объем самостоятельной работы определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания, параллельного освоения детьми программы начального и основного общего образования, с опорой на сложившиеся в учебном заведении педагогические традиции и методическую целесообразность, а также индивидуальные способности ученика.

Ученик должен быть физически здоров. Занятия при повышенной температуре опасны для здоровья и нецелесообразны, так как результат занятий всегда будет отрицательным.

Индивидуальная домашняя работа может проходить в несколько приемов и должна строиться в соответствии с рекомендациями преподавателя по специальности.

Необходимо помочь ученику организовать домашнюю работу, исходя из количества времени, отведенного на занятие. В самостоятельной работе должны присутствовать разные виды заданий: игра технических упражнений, гамм и этюдов (с этого задания полезно начинать занятие и тратить на это примерно треть времени); разбор новых произведений или чтение с листа более легких (на 2-3 класса ниже по трудности); выучивание наизусть нотного текста, необходимого на данном этапе работы; работа над звуком и конкретными деталями (следуя рекомендациям, данным преподавателем на уроке), доведение произведения до концертного исполнения; проигрывание программы целиком перед зачетом или концертом; повторение ранее пройденных произведений. Все рекомендации по домашней работе в индивидуальном порядке дает преподаватель и фиксирует их в дневнике.

3. Дидактическое обеспечение

В ДШИ имеется библиотека для баяна, содержащая методические пособия и нотные сборники, а также электронная библиотека. Все произведения, включенные в примерные репертуарные списки настоящей программы, имеются в наличии.

Учащиеся свободно могут пользоваться библиотечным фондом школы, а в случае острой необходимости могут отксерокопировать или отсканировать любое выбранное музыкальное произведение.

VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы

1. Учебная литература

1. Акимов Ю. Школа игры на баяне. М., 1981

2. Акимов Ю., Гвоздев П. Прогрессивная Школа игры на баяне. Ч. 1. М., 1975

3. Аксюк С. 24 пьесы-этюда для баяна. М., 1967

4. Альбом начинающего баяниста. Вып. 18. Сост. А. Талакин. М., 1978

5. Альбом начинающего баяниста. Вып. 19. Сост. С. Павин. М., 1979

6. Альбом начинающего баяниста. Вып. 23. Сест. М. Панин. М., 1981

7. Альбом начинающего баяниста. Вып. 25. М., 1981

8. Альбом начинающего баяниста. Вып. 3. Сост. Ф. Бушуев, А. Талакин. М., 1970

9. Бажилин Р. Самоучитель игры на баяне. Аккомпанемент песен. М., 2004

10. Бардин Ю. Обучение игре на баяне по пятипальцевой аппликатуре.

Начальный курс. М, 1978

11. Баян. 1-З классы ДМШ. Сост. д. Самойлов. М., 2003

1 2.Баян. 3-5 классы ДМШ. Сост. д. Самойлов. М., 2003

13. Баян. 5-7 классы ДМШ. Сост. д. Самойлов. М., 2003

14. Баян в музыкальной школе. Пьесы для 1 - 2 классов. Вып. 13. Сост.

В. Апехин. М., 1978

15. Баян в музыкальной школе. Вып. 3. Сост. С. Павии. М., 1970

I6. Баян в музыкальной школе. Вып. 30. Сост. В. Грачев. М., 1978

17. Баян в музыкальной школе. Вып. 5/Сест. Ф. Бушуев. - М., 1970

18. Баян в музыкальной школе. Пьесы для 1-2 классов. Вып. 19. Сост. Ф. Бушуев.

М., 1975

1 9. Баян в музыкальной школе. Пьесы для 3-4 классов. Вып. 2. Сост. В. Алехин.

М., 1969

20. Баян в музыкальной школе. Пьесы для 3-4 классов. Вып. 29. Сост. В.

Алехин. М., 1978

21. Баян в музыкальной школе. Пьесы для 4-5 классов. Вып. 27. Сост. С. Павин.

М., 1977

22. Бонаков В. детская тетрадь для готово - выборного баяна. М., 1978

23. Бонаков В. Избранные произведения для готово-выборного баяна. М., 1990

24. Бухвостов В. Пьесы, обработки, ансамбли. Баян, аккордеон. М., 2003

25. Говорушко П. Начальный курс игры на готово - выборном баяне. Л., 1980

26. Говорушко П. Школа игры на баяне. Л., 1981

27. Готово-выборный баян в музыкальной школе. Пьесы для 2-3 классов ДМШ.

Вып. 1. Сост. В. Накапкин, В. Платонов. М., 1971

28. Готово-выборный баян в музыкальной школе. Пьесы для 2-3 классов. Вып. З.

Сост. В. Накапкин. М,, 1973

29. Готово-выборный баян в музыкальной школе. Вып. 5. Сост. А. Толмачев. М.,

1974

30. Готово-выборный баян в музыкальной школе. Вып. 6. Пьесы для 1-2 классов.

Сост. В. Накапкин. М, 1975

31. Готово-выборный баян в музыкальной школе. Вып. 8. Сост. В. Накапкин. М.,

1976

32. Готово-выборный баян в музыкальной школе. Вып. 9. Сост. В. Платонов. М.,

1976

33. Готово-выборный баян в музыкальной школе. Вып. 10. Сост. В. Накапкин. М.,

1977

34. Готово-выборный баян в музыкальной школе. Вып. 11. Сост. В. Платонов. М.,

1977

35.Готово-выборный баян к музыкальной школе. Вып. 12. Сост. В. Накапкин. М.,

1978

3б. Готово-выборный баян в музыкальной школе. Пьесы для 3-5 классов. Вып.

13. Сост. В. Платонов. М., 1978

37.Готово-выборный баян в музыкальной школе. Пьесы для 3.-4 классов. Вып. 14.

Сост. В. Накапкин. М., 1979

38.Готово-выборный баян в музыкальной школе. Вып. 15. Сост. В. Накапкин. М.,

1979

39. Готово-выборный баян в музыкальной школе. Вып. 16. Сост. В. Накапкин. М.,

1980

40.Готово-выборный баян в музыкальной школе. Вып. 17. Сост. В. Платонов. М.,

1980

41.Готово-выборный баян в музыкальной школе. Вып. 21. Сост. В. Накапкин. М.,

1982

42.Готово-выборный баян в музыкальной школе. Вып. 23. Сост. А. Толмачев. М.,

1982

43.Готово-выборный баян в музыкальной школе. Вып. 29. Сост. В. Платонов. М.,

1985

44. Дербенко Е. Сюита в классическом стиле. М., 1996

45. Доренский А. Музыка для детей. Педагогический репертуар баяниста. Вып. 2.

Ростов-на-Дону, 1998

46. Доренский А. Виртуозные пьесы. Педагогический репертуар баяниста. Вып. 3.

Ростов-на-Дону, 1998

47. 3авальный В. Музыкальный калейдоскоп. Пьесы для баяна и аккордеона. М.,

2004

48. Звонарев С. В мире сказок. Пьесы для баяна и аккордеона. М., 1968

49. Золотарев Вл. Шесть детских сюит, Концертные пьесы для готово-выборного

баяна. Вып. 2. М., 1980

50. Избранные произведения для баяна Вып. 1. Сост. В. Платонов. М., 1971

51. Камалдинов Г. Пьесы, обработки и этюды для баяна. М., 1971

52. Концертные пьесы для аккордеона (баяна) в стиле мюзет. Сост. Р. Бажилин. М.,

2000

53.Лондонов П. Полифонические произведения для баяна. М., 1969

54.Лондонов П. Пьесы, обработки и этюды для готово-выборного баяна. М.,

1971

55.Лёвина Е., Лёвин.Е. «Музыкальный зоопарк» для маленьких и самых маленьких

баянистов и аккордеонистов. Ростов-на-Дону, «Феникс» 2011

56.Маленький виртуоз. Пьесы для готово-выборного баяна. Вып. 1. Сост. А.

Толмачев. М., 1977

57. Маленький виртуоз. Пьесы для готово-выборного баяна. Вып. 2. Сост.

А.Толмачев. М., 1978

58. Мотов В. Русские миниатюры. М., 2004

59. Накапкин В. Школа игры на готововы6орном баяне. М., 1985

60. Нотная тетрадь баяниста. Легкие пьесы русских и советских композиторов.

Вып. 7. Сест. Л. Скуматов. Л., 1976

61. Нотная тетрадь баяниста. Лирические пьесы русских композиторов. Вып. 9.

Сост. П. Говорушко. Л., 1977

62.Обликин И. дуэты аккордеонистов - 6аянистов. Вып. 1. М., 2003

63.Обликин И. Русские игрушки. Сюита для баяна. М., 2003

64.Онегин А. Школа игры на готово-выборном баяне. М., 1978

65.Педагогический репертуар баяниста. Вып. 1. Сост. И. Бойко. Ростов-на-Дону,

1997

66.Педагогмческий репертуар баяниста. 1-2 классы ДМШ. Вып. 5. Сост. А.

Крылусов. М., 1975

67.Педагогический репертуар баяниста. 1-2 классы ДМШ. Вып. 6. Сост. В.

Грачев, А. Крыпусов. М., 1975

68.Педагогический репертуар баяниста. 3-5 классы ДМШ. Вып. 7. Сост. В.

Алехин, А. Чиняков. М., 1976

69.Педагогический репертуар баяниста. 1-2 классы ДМШ. Вып. 8. Сост. В.

Грачёв, А. Крылусов. М., 1978

70.Песни героических лет. Облегченное переложение для баяна. Сост. П.

Говорушко.Л., 1977

71.Полифонические пьесы И. С. Баха и его сыновей - В. Ф. Баха и Ф. Э. Баха для

готово-выборного баяна. 1-5 классы ДМШ. Сост. Ю. Лихачев. Л,, 1967

72.Полифонические пьесы в переложении для баяна. Вып 1. Сост. В.

Беньяминов.Л., 1967

73.Полифонические пьесы для баяна, Вып. 2. Сост. В. Агафонов, В. Алехин, М.,

1975

74.Полифонические пьесы для баяна. Вып. 3. Сост. В. Алехин, В. Агафонов. М.,

1976

75.Полифонические пьесы для баяна, Вып. 4. Сост. В. Алехин, В. Агафонов. М.,

1977

76.Полифонические пьесы для 3.-5 классов ДМШ. Сост. В. Агафонов, В. Алехин.

М., 1980

77.Произведения советских композиторов для баяна. Вып. 3. Сост. А. Судариков.

М., 1980

78.Пьесы для готово-выборного баяна. Вып. 7. Сост. В. Накапкин. М,, 1972

79.Пьесы для многотембрового готово-выборного баяна. Вып. 3. Сост. В.

Накапкин. М., 1968

80.Раков Н. Народные песни в концертной обработке для баяна. М., 1970

81.Раков Н. Силуэты. Десять пьес для баяна. М., 1975

82.Репникоа А. Альбом юного баяниста. М., 1975

83.Самойлов Д. 15 уроков игры на баяне. М., 2004

84.Семечов В. Детский альбом. Две сюиты для баяна. М., 1996

85.Семёнов В. Современная школа игры на баяне.

86.Сонатины и вариации. Вып. 4. Сост. Ф. Бушуев. М., 1972

87.Сонатины и вариации. Вып. б. Сост. Ф. Бушуев. М., 1974

88.Сонатины и вариации. Вып 8. М., 1976

89.Сонатиньг и рондо в переложении для баяна. Вып 2. Сост. В. Беньяминов. Л.,

1968

90.Сурков А. Пособие для начального обучения игре на готово-выборном баяне.

М., 1979

91.Тимошенко А. Русские картинки. Концертные пьесы для баяна. Вып. 17. М.,

1969

92.Тихомиров Г. Пьесы для баяна. М., 1970

93.Хрестоматия баяниста. 1-2 классы ДМШ. Вып. 1. Сост. Ю. Акимов, В. Грачев.

М., 1971

94.Хрестоматия баяниста. 1-2 классы ДМШ. Сост. А. Крылусов. М., 1979

95.Хрестоматия баяниста. 3-4 классы ДМШ. Сост. В. Грачев. М., 1979

96.Хрестоматия баяниста. 3 - 5 классы ДМШ. Сост. В. Алехин, С. Павии. Г.

Шашкин. М., 1976

97.Чайкин Н. детский альбом для баяна. М., 1969

98.Чайкин Н. Пьесы, обработки и этюды для готово-выборного баяна. М., 1972

99. Шендерев Г. Пьесы и обработки для баяна. М., 1979

100. Шишаков Ю. 24 прелюдии и фуги для готово-выборного баяна. М., 1983

101 .Этюды для баяна. Вып. 2. Сост. В. Буравлев. М., 1970

102. Этюды для баяна. Вып. 3. Сост. Л. Гаврилов, В. Грачев. М., 1971

103. Этюды для баяна. Вып. 4. Сост. В. Гаврилов, Л. Гаврилов. М., 1973

104. Этюды для баяна. Вып. 5. М., 1975

105. Этюды для баяна, Вып. 8. Сост. М. Цыбулин. М., 1979

106. Этюды для готово - выборного баяна, Вып. 1. Сост. В. Грачев. М., 1977

2. Методическая литература

1. Акимов Ю. Некоторые проблемы теории исполнительства на баяне М., 1980

2. Акимов Ю. Школа игры на баяне. М., 1981

3. Акимов Ю., Гвоздев П. Прогрессивная школа игры на баяне. Ч. 1. М., 1975. Ч. 2.

М., 1976

4. Акимов Ю., Кузовлев В. О проблеме сценического самочувствия исполнителя -

баяниста 1/ Баян и баянисты. Вып. 4. М., 1978

5. Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано. М,, 1978

6. Баренбойм Л. Путь к музицированию. Л., 1973

7. Беляков В., Стативкин Г. Аппликатура готово-выборного баяна. М., 1978

8. Бирмак А. О художественной технике пианиста. М., 1973

9. Враудо И. Артикуляция. Л., 1973

10. Власов В. Методика работы баяниста над полифоническими произведениями.

М., 2004

11 Гвоздев П. Принципы образования звука па баяне и его извлечения / Баян и

баянисты. Вып. 1. М., 1970

12, Гвоздев П. Работа баяниста над развитием техники /1 Баян и баянисты. Вып. 1.

М., 1970

13. Говорушко П. Начальный курс игры на готово-выборном баяне. Л., 1980

14. Говорушко П. Об основах развития исполнительских навыков баяниста /

Методика обучения игре на народных инструментах. Л., 1975

15. Говорушко П. Школа игры на баяне. Л., 1981

16.Давыдов Н. Методика переложения инструментальных произведений для баяна.

М., 1982

17. Егоров Б. К вопросу о систематизации баянных штрихов / Баян и баянисты.

Вып.6. М., 1984

18. Егоров Б. Общие основы постановки при обучении игре на баяне II Баян и

баянисты. Вып. 2. М., 1974

19. Коган Г. У врат мастерства. Работа пианиста. - М., 1969

20, Крупин А. О некоторых принципах освоения современных приемов ведения

Меха баянистами / Вопросы музыкальной педагогики. Вып. 6, Л., 1985

21. Кузовлев В. дидактический принцип доступности и искусство педагога / Баян и

баянисты, Вып. 2. М., 1974

22. Лигпс Ф. Искусство игры на баяне. М., 1985

23. Липс Ф. О переложениях и транскрипциях / Баян и баянисты. Вып. 3. М., 1977

24. Максимов В. Баян. Основы исполнительства и педагогики. С.-Пб., 2004

25. Мотов В. О некоторых приемах звукоизвлечения на баяне / Вопросы

профессионального воспитания баяниста. Вып. 48. М., 1980

26. Мотов В. Простейшие приемы варьирования. М., 1989

27. Мотов В., Шахов Г. Развитие навыков подбора аккомпанемента по слуху. М.,

2002

28. Накапкин В. Школа игры на готово - выборном баяне. М., 1985

29. Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. М., 1987

30. Оберюхтин М. Расчлененность музыки и смена направления движения меха /

Баян и баянисты. Вып. 4. М, 1978

31. Онегин А. Школа игры на готово-выборном баяне. М., 1978

32. Паньков В. Гаммы, трезвучия, арпеджио для выборного баяна. Киев, 1982

33. Пуриц И. Методические статьи по обучению игре на баяне. М., 2001

34. Ризоль Н. Принципы применения пятипальцевой аппликатуры на баяне. М.,

1977

35. Семенов В. Формирование технического мастерства исполнителя на готово -

выборном баяне II Баян и баянисты. Вып. 4. М., 1978

36. Сурков А. Пособие для начального обучения игре на готово-выборном баяне.

М., 1973

37. Сурков А., Плетнев В. Переложение музыкальных произ8едений для готово -

выборного баяна. М., 1977

38. Фейгин М. Воспитание и совершенствование музыканта-педагога. М., 1973

39. Чапкий С. Школа игры на выборном баяне. Киев, 1978

40. Чернов А. Формирование смены меха в работе над полифонией / Баян и

баянисты. Вып. 7. М., 1987

41. Шахов Г. Игра по слуху, чтение с листа и транспонирование (баян, аккордеон).

М., 2004



© 2010-2022