- Преподавателю
- Дополнительное образование
- Программа дополнительного образования кружка Мастерица
Программа дополнительного образования кружка Мастерица
Раздел | Дополнительное образование |
Класс | 5 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Трекозова Л.П. |
Дата | 30.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Программа дополнительного образования
кружка «Мастерица»
художественно-эстетического направления
Возраст детей: 11-12 лет
Автор программы: Трекозова Людмила Петровна,
учитель технологии
Мелеуз, 2015г.
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности по художественному-эстетическому направлению «Мастерица» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, с законом «Об образовании».
Декоративное творчество является составной частью художественно-эстетического
направления внеурочной деятельности в образовании. Оно наряду с другими видами искусства готовит учащихся к пониманию художественных образов, знакомит их с различными средствами выражения. На основе эстетических знаний и художественного опыта у учащихся складывается отношение к собственной художественной деятельности. Декоративное творчество способствует изменению отношения ребенка к процессу познания, развивает широту интересов и любознательность, что «является базовыми ориентирами Федеральных образовательных стандартов».
Знание народных традиций, зачастую тесно связанных с декоративно - прикладным искусством, играет особую роль в развитии у детей эмоционально - эстетического отношения к национальной культуре, к пониманию национальных культур других народов. Традиции наиболее прочно связаны с жизнью и бытом человека. В той или иной форме ребенок сталкивается с ними ежедневно, ежечасно, ощущая на себе силу их воздействия.
Из всего многообразия видов творчества декоративно - прикладное творчество является самым популярным. Оглянувшись вокруг, можно заметить, что предметы декоративно - прикладного искусства вносят красоту в обстановку дома, на работе и в общественных местах.
Простые и красивые, часто высокохудожественные, изделия народных умельцев учат детей ценить традиции родных мест, уважать труд. Они формируют у ребенка эстетическое восприятие мира, передают детям представления народа о красоте, добре, предначертании человека.
С давних времен огромная часть изделий создавалась в домашних условиях. Женщины ткали полотно, шили одежду, вязали, создавали прекрасные картины. За все эти годы человечество собирало по крупицам опыт искусных мастеров, передавая и совершенствуя его от поколения к поколению. Интерес к отдельным ремеслам то ослабевал, то вновь возрастал, немало появлялось ремесел новых, а некоторые забылись навсегда.
Некоторое время назад увлечение различными видами женского рукоделия пережило второе рождение. Созданная своими руками вещь приносит в дом не только красоту, но и приятную атмосферу уюта и покоя.
В наше стремительное время все больше число людей проявляют желание заняться шитьем, вязанием, вышиванием, плетением. Рукоделие перестает быть только женским занятием, к нему проявляют интерес и мужская половина человечества. Кроме того, общее увлечение родителей и детей любым видом декоративно - прикладного творчества воспитывает у детей чувство своей значимости и взаимопомощи, сплачивает и укрепляет семью.
Программа рассчитана на 1 учебный год (34 часа, 1 час в неделю) и предназначена для обучения детей 11-12 лет.
Основные цели работы:
-
всестороннее эстетическое и интеллектуальное развитие детей;
-
создание условий для самореализации ученика в творчестве;
-
формирование практических трудовых навыков;
-
развитие индивидуальных творческих способностей.
Задачи:
развитие:
-
творчества;
-
мелкой моторики рук;
-
пространственного воображения;
-
технического и логического мышления, глазомера;
-
способности самостоятельного выполнения и создания различных поделок.
овладение:
-
начальными технологическими знаниями, умениями и навыками;
-
опытом практической деятельности по созданию поделок;
-
способами планирования и организации деятельности;
-
навыками творческого сотрудничества.
воспитание:
-
уважительного отношения к результатам труда;
-
интереса к творческой деятельности;
-
практического применения правил сотрудничества в коллективной деятельности.
Цели и задачи достигаются через средства и методы обучения:
рассказ, беседа, иллюстрация, информационно-коммуникационные технологии, практическая работа, коллективная и групповая, индивидуальный подход к каждому ученику, исследовательские проекты.
Ожидаемые результаты:
-
Высокая степень интереса школьников к содержанию занятий.
-
Приобретение навыка изготовления поделок из разных видов материала.
-
Использование поделок-сувениров в качестве подарков
-
Практическое применение своих умений и навыков.
Требования к знаниям, умениям и навыкам
Иметь представление:
- о проектной деятельности в целом и её основных этапах;
- о понятиях конструкция (простая и сложная, однодетальная и многодетальная), композиция, чертёж, эскиз, технология, экология, дизайн;
Знать:
- правила ТБ;
- название и назначение ручных инструментов (ножницы, игла), контрольно-измерительных инструментов (линейка, угольник, циркуль), приспособлений (шаблон, булавки) и правила безопасной работы с ними;
- правила личной гигиены при работе с колющими и режущими инструментами;
- правила общения;
- названия и свойства материалов, которые учащиеся используют в своей работе;
- что такое деталь (составная часть изделия);
- что такое конструкция;
- основные требования дизайна к конструкциям, изделиям (польза, удобство, красота);
- виды материалов;
- последовательность изготовления изделий: разметка, изготовление, сборка, отделка;
- способы соединения с помощью клея ПВА, проволоки, ниток;
- виды отделки: раскрашивание, аппликации.
Уметь:
- находить и использовать дополнительную информацию из различных источников (в том числе из Интернета);
- наблюдать, сравнивать, делать простейшие обобщения;
- различать материалы по их назначению;
- различать однодетальные и многодетальные конструкции несложных изделий;
- читать простейший чертёж (эскиз);
- качественно выполнять изученные операции и приёмы по изготовлению несложных изделий: экономную разметку сгибанием, по шаблону, резание ножницами, сборку изделий с помощью клея, эстетично и аккуратно отделывать изделия рисунками, аппликациями;
- безопасно использовать и хранить режущие и колющие инструменты (ножницы, иглы);
- выполнять правила культурного поведения в общественных местах;
- выполнять посильные действия при решении экологических проблем на доступном уровне (личная гигиена, культура поведения в природе и обществе, поддержание чистоты в быту и в общественных местах, культура общения - речь, этикет и т.д.).
Общетрудовые умения:
Самостоятельно:
- анализировать предложенное учебное задание;
- организовывать рабочее место в соответствии с разработанным проектом, подбирать необходимые материалы, инструменты и приспособления;
- экономно, рационально и творчески строить свою практическую работу на всех её этапах;
- обосновывать выбор конструкции и технологии выполнения учебного задания в единстве требований полезности, прочности, эстетичности;
- выполнять доступные практические задания с опорой на чертёж (эскиз), схему.
С помощью учителя:
- выбирать темы для практических работ;
- формулировать проблему, проводить коллективное обсуждение предложенных учителем или возникающих в ходе работы учебных проблем;
- выдвигать возможные способы их решения;
- доказывать своё мнение.
Содержание программы:
Рабочая программа состоит из разделов (модулей):
1. Вводное занятие (1 ч.) Вводный инструктаж и первичный инструктаж на рабочем месте. Правила ТБ работы в кабинете обслуживающего труда. Знакомство с программой работы
2. Вязание крючком (6 ч.) Краткие сведения из истории рукоделия. Правила подготовки материалов к работе, подбора размера крючка в зависимости от ниток и узора. Техника набора петель крючком Условные обозначения и техника выполнения различных петель и узоров крючком. Чтение схем. Особенности обработки края и вязания круглых и прямоугольных салфеток.
3. Вязание на спицах (7 ч.) Краткие сведения из истории рукоделия. Правила подготовки материалов к работе, подбора размера крючка в зависимости от ниток и узора. Техника набора петель крючком Условные обозначения и техника выполнения различных петель и узоров крючком. Чтение схем. Особенности обработки края и вязания круглых и прямоугольных салфеток.
4. Вышивка крестом (5 ч.) Краткие сведения из истории рукоделия. Материалы и инструменты. Элементы построения узора вышивки (композиция, ритм, орнамент, раппорт) Правила ТБ работы с тканями. Способы закрепления рабочей нити. Правила заправки ткани в пяльцы. Техника выполнения швов «крест»
5. Изонить (8 ч.) Краткие сведения из истории рукоделия. Правила подготовки материалов к работе. Техника заполнения угла, окружности, замкнутых контуров, прямых и плавных линий. Особенности разметки элементов. Способы закрепления нитей. Подготовка основы из картона и ткани в зависимости от размеров рисунка. Выполнение вышивки по рисунку.
6. Ковровая вышивка (6 ч.) Краткие сведения из истории рукоделия. Правила подготовки материалов к работе, подбора размера иглы в зависимости от ниток и узора. Техника набора петель иглой. Основные приёмы работы. Нанесение рисунка и подготовка основы. Выполнение вышивки по рисунку.
7. Итоговое занятие (2 ч.) Подведение итогов работы. Выставка работ учащихся
Итого: 35 часа (в соответствии с учебным планом общеобразовательного учреждения)
Тематическое планирование
№
Тема занятий
Количество
часов
Дата
план
факт
1
Вводное занятие
1
2.09
2
Вязание крючком. Набор петель. Основные приёмы вязания прямого полотна.
1
9.09
3
Условное обозначение петель. Вязание по схеме.
1
16.09
4
Прибавление петель в середине, начале и в конце ряда
1
23.09
5
Основные приёмы вязания по кругу
1
30.09
6-7
Выполнение творческой работы в технике вязание крючком
2
7.10
14.10
8
Вязание на спицах. Набор петель. Основные приёмы вязания. Вязание лицевой петли (платочная вязка).
1
21.10
9
Вязание изнаночной петли (чулочная вязка)
1
28.10
10
Вязание простой резинки (1*1)
1
11.11
11
Условное обозначение петель. Вязание по схеме.
1
18.11
12
Прибавление и убавление петель в середине, начале и в конце ряда
1
25.11
13-14
Выполнение творческой работы в технике вязание на спицах
2
2.12
15
Вышивка крестом. Основные приёмы работы.
1
9.12
16-17
Выполнение счётных рядов
2
16.12
23.12
18-19
Выполнение творческой работы в технике вышивка крестом
2
30.12
13.01
20
Изонить. Основные приёмы работы.
1
20.01
21
Приёмы заполнение угла
1
27.01
22
Приёмы заполнения окружности
1
3.02
23
Приёмы заполнения замкнутых контуров
1
10.02
24
Приёмы заполнения прямых и плавных линий
1
17.02
25
Подготовка основы из картона и ткани и выполнение эскиза
1
2.03
26-27
Выполнение творческой работы в технике изонити
2
9.03
16.03
28
Ковровая вышивка. Основные приёмы работы.
1
23.03
30.03
29
Нанесение рисунка и подготовка основы.
1
6.04
30-31
Выполнение вышивки по рисунку
2
20.04
27.04
32-33
Выполнение творческой работы в технике ковровой вышивки
2
4.05
11.05
34
Итоговое занятие
1
18.05
35
Выставка работ. Резервное время
1
25.05
Итого:
35
Материально - техническое обеспечение программы
-
Ракова С.А. Вязание крючком/ Ракова С.А. - Ярославль Академия Холдинг, 2003.
-
Гандертон Л. Энциклопедия рукоделий / - М.: АСТ-ПРЕСС , 2002
-
Стэнли М. Школа вязания - М., «ЭКСМО-Пресс», 2003
-
Максимова М.В., Кузьмина М.А.Быстрый крючок. - М., «ЭКСМО-Пресс», 1999
-
Максимова М.В., Кузьмина М.А.Дружные спицы. - М., «ЭКСМО-Пресс», 1997
-
Максимова М.В., Кузьмина М.А. Вышивка. Первые шаги - М., «ЭКСМО-Пресс», 1997
-
Базулина Л.В. Бисер / Базулина Л.В., Новикова И.В. - Ярославль «Академия развития», 1997
-
Красичкова Е.И., Дубовицкая Л.П. Учимся вышивать. - Минск «Полымя», 1989
-
Астапенко Э.А. Вышивка. - Донецк «Сталкер», 2003
-
Лындина Ю. Фигурки из бисера, - М., «Культура и традиции», 2003
-
Артамонова Е.В. Бисер. - М., «ЭКСМО-Пресс», 2005
-
Виноградова Е.Г. Новые модели фенечек из бисера. - М., «Сова», 2006
-
Тимченко Э. Бисерное рукоделие. - Смоленск, «Русич», 2005
-
Ляукина М.В. Бисер: техника, приёмы, изделия. - М., «АСТ-Пресс»,2003
-
Котова И.Н., Котова А.С. Гармония цветов. - Санкт-Петербург, Издательский Дом «М и М», 1998
-
Котова И.Н., Котова А.С. Волшебная игла. - Санкт-Петербург, Издательский Дом «М и М», 1997
Цифровые образовательные ресурсы
-
live174.ru/catalog/?categoryid=70&id=1649 Музей декоративно-прикладного искусства
-
cross-kpk.ru/ims/02908/ Образы и мотивы в орнаментах русской вышивки
-
liveinternet.ru/users/4746406/post245547892/ Образы и мотивы в орнаментах русской вышивки
-
liveinternet.ru/users/hedgehog_wife/post234674706/ liveinternet.ru/users/4905782/post232935806/ Дедкова Н. Н. Русский народный костюм: учебное пособие
-
festival.1september.ru/articles/531129/ Конструкция и декор предметов народного быта