- Преподавателю
- Дополнительное образование
- МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Раздел | Дополнительное образование |
Класс | - |
Тип | Статьи |
Автор | Барышникова А.В. |
Дата | 16.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Лянторский центр дополнительного образования»
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Барышникова Анна Владимировна
педагог дополнительного образования
2015
1.1.Понятие «метода проектов»
Проект - специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий по решению значимой для учащегося проблемы, завершающихся созданием продукта. Под методом проекта мы понимаем комплексный обучающий метод, который даёт возможность учащимся проявлять самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности.
Метод проектов был разработан американским педагогом Х.В. Килпатриком в 20-е годы XX века как практическая реализация концепции инструментализма Дж. Дьюи [10]. Основная цель метода проектов - предоставление учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, которые требуют интеграции знаний из различных предметных областей. Учителю в проекте отводится роль координатора, эксперта, дополнительного источника информации. Американский профессор Коллингс предложил первую в мире классификацию учебных проектов.
Проекты игр - различные игры, народные танцы, драматические постановки и т.п. Цель - участие детей в групповой деятельности.
Экскурсионные проекты - целесообразное изучение проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью.
Повествовательные проекты, цель которых - получить удовольствие от рассказа в самой разнообразной форме - устной, письменной, вокальной (песня), музыкальной (игра на рояле).
Конструктивные проекты - создание конкретного, полезного продукта.
Самое решающее звено в реализации проекта - учитель. Меняется его роль. Из носителя знаний и информации, учитель превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы, добыванию необходимых знаний и информации из различных (может быть и нетрадиционных) источников. Работа над учебным проектом или исследованием позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить образовательный процесс из скучной принудиловки в результативную созидательную творческую работу.
Одной из технологий, обеспечивающей личностно-ориентированное воспитание и обучение, является метод проектов, так как он практически вбирает в себя и другие современные технологии, например такие, как обучение в сотрудничестве.
В отличие от других технологий, практикуемых в школе, проектная методика даёт учителю возможность включить учащихся в реальное общение, наиболее насыщенное контактами, опирающееся на исследовательскую деятельность, на совместный труд, и увидеть реальные, а не только полученные в ходе игры результаты своего труда.
Карл Фрейд выделяет 17 отличительных черт проектного метода, среди которых наиболее значимые следующие:
- Участники проекта подхватывают проектную инициативу от кого-либо из жизни;
- Участники проекта договариваются друг с другом о форме обучения;
- Участники проекта развивают проектную инициативу и доводят её до сведения всех;
- Участники проекта организуют себя на дело;
- Участники проекта информируют друг друга о ходе работы;
- Участники проекта вступают в дискуссию [10].
1.2. Проектная деятельность как средство формирования межличностных отношений среди подростков.
В последние годы значительно вырос интерес к профилактической и воспитательной работе подростков в связи с внедрением ФГОС второго поколения в общеобразовательные учреждения. Педагоги и психологи должны формировать необходимые качества личности, помогать в овладении способами общения с людьми, развивать эмпатию и толерантность. В образовательном процессе используются многочисленные методы и формы работы с учащимися, направленные на формирование его способностей и компетенций в соответствии с типом ведущей деятельности ребенка определенного возраста.
Для подростка одной из ведущих видов деятельности является проектная деятельность. Проектная деятельность - одна из разновидностей форм организации взаимодействия подростка со сверстниками. На современном этапе обучения включение подростка в данный вид деятельности позволит ему приобрести многие навыки, в том числе и коммуникативные. Несформированность последних может привести к возникновению конфликтных ситуаций при взаимодействии подростка с окружающими его людьми. Поэтому необходимо формирование конфликтологической компетентности, которая позволит найти конструктивный выход[5].
Формирование конфликтологической компетентности в подростковом возрасте имеет свою актуальность. Связано это с тем, что, во-первых, стремление подростков к проявлению взрослости зачастую ограничивается неадекватной регламентацией его поведения со стороны взрослых, во-вторых, потребность в самоутверждении, характерная для этого возраста, не всегда удовлетворяется в общении со сверстниками.
Традиционно подростковый возраст считается одним из самых сложных и противоречивых периодов формирования личности, сопряженным с многочисленными межличностными конфликтами.
Подросткам особо трудно реагировать на сложные жизненные ситуации. Ребенок постоянно находится в коммуникативном взаимодействии с учителями в рамках образовательного процесса, со сверстниками при организации учебной и внеучебной деятельности, с родителями.
Нередко такое взаимодействие характеризуется отсутствием взаимопонимания. Вследствие чего поведение подростка формируется в конфликтной ситуации, не ориентированное на сотрудничество.
Поэтому подростки чаще выбирают деструктивные способы урегулирования разногласий и споров.
Стоит заметить, что конфликты в подростковом возрасте - явление достаточно частое. Л.С. Выготский объясняет значительный рост конфликтов в этом возрасте тем, что «критические периоды развития сопровождаются трудновоспитуемостью. В школьном возрасте в критические периоды у детей обнаруживается падение успеваемости, ослабление интереса к школьным занятиям и общее снижение работоспособности. В критические возрасты развитие ребенка часто сопровождается более острыми конфликтами с окружающими. Внутренняя жизнь ребенка порой связана с болезненными и мучительными переживаниями, с внутренними конфликтами» [3].
К.Н. Поливанова также считает, что конфликты являются неизбежным порождением кризиса подросткового возраста. Разрешение кризиса невозможно в старой системе отношений, и поэтому обязательно должно идти через конфликт, который в данном случае имеет положительное значение, он освобождает место для нового и направлен на разрушение старой системы отношений с миром» [5].
И в отечественной, и в зарубежной психологии достаточно широко представлена проблема кризисного и конфликтогенного характера развития подростков в исследованиях таких ученых, как: Л.И. Божович, Н.Н. Толстых,
Л.С. ,Выготский, Н.И. Гуткина, И.В. Дубровина, К.Н. Поливанова, И.С. Кон, Ст. Холл, Ф. Дольто, Ф. Райе, A.М. Прихожан, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин, М. Дебесс, и др. [3].
Одним из предполагаемых способов формирования конфликтологичес- кой компетентности является организация проектной деятельности подростков. Проектная технология позволяет реализовать такие качества, как умение работать в коллективе, брать на себя ответственность за выбор, разделять ответственность, ощущать себя членом команды. В ее рамках интенсивно идет развитие познавательных способностей учащихся, повышается мотивация к обучению, совершенствуются способности к самообразованию и саморазвитию, развиваются умения ориентироваться в информационном пространстве и выделять главное, способность к рефлексии, умение публично выступать, критическое мышление.
У подростка сильна внутренняя потребность к общению. И главная задача школьного образования в подростковом возрасте - организовать самые разнообразные виды общения подростков.
Подростки хотят удовлетворять потребность в общении со сверстниками и заниматься всем многообразием культурной деятельности: спортом, художественной, трудовой деятельностью, особенно художественно-трудовой деятельностью. Проектная деятельность - это как раз тот вид деятельности, в котором актуализируются все эти потребности. По мнению Н.В. Матяш, проектная деятельность является интегративным видом деятельности, систематизирующим в себе элементы игровой, познаватель- ной, ценностно-ориентационной, преобразовательной, учебной, творческой, и, самое главное, коммуникативной деятельности [4].
В.В. Рубцов выделяет следующие составляющие данной деятельности:
-
распределение начальных действий и операций - задается системой преобразований, обуславливающих поиск принципа построения изучаемого объекта;
-
обмен способами действия - задается необходимостью преобразования различных способов действия для получения совокупного продукта деятельности;
-
взаимопонимание - задается характером включения различных способов действия в совместную деятельность.
Также, помимо организованного процесса совместной деятельности, важно учитывать, с точки зрения психологии, следующие средства:
-
коммуникация, без которой невозможен обмен, распределение и взаимопонимание между участниками совместной деятельности;
-
рефлексия, через которую устанавливается отношение участника к собственному действию и обеспечивается преобразование этого действия [6].
Коммуникация является одной из основных компетенций, формирующихся в процессе образования и воспитания школьников, в частности - подростков. По мнению многих ученых, проектная деятельность в процессе образования целью своей имеет приобретение коммуникативных умений учащихся, работающих в различных группах.
Таким образом, можно говорить о ресурсах, которые содержит проектная деятельность и возможности ее использования как средства формирования конфликтологической компетентности.
По Л.Г. Петровской конфликтологическая компетентность включает в себя следующие составляющие:
-
понимание природы противоречий и конфликтов между людьми;
-
формирование конструктивного отношения к конфликтам в организации;
-
обладание навыками неконфликтного общения в трудных ситуациях;
-
умение оценивать и объяснять возникающие проблемные ситуации;
-
наличие навыков управления конфликтными явлениями;
-
умение развивать конструктивные начала возникающих конфликтов;
-
умение предвидеть возможные последствия конфликтов;
-
умение конструктивно регулировать противоречия и конфликты;
-
наличие навыков устранения негативных последствий конфликтов. Данные составляющие проявляются в поведении подростков непосредственно при организации и осуществлении ими проектной деятельности.
Выводы
Для подростка одной из ведущих видов деятельности является проектная деятельность. Проектная деятельность - одна из разновидностей форм организации взаимодействия подростка со сверстниками. На современном этапе обучения включение подростка в данный вид деятельности позволит ему приобрести многие навыки, в том числе и коммуникативные.
Работа над учебным проектом или исследованием позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, превратить образовательный процесс в результативную созидательную творческую работу.
По мнению многих ученых, проектная деятельность в процессе образования целью своей имеет приобретение коммуникативных умений учащихся, работающих в различных группах.
Таким образом, можно говорить о ресурсах, которые содержит проектная деятельность и возможности ее использования как средства формирования межличностных отношений подростков.