Методическое пособие для преподавателей

Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО КАК СИСТЕМООБРАЗУЮЩИЙ ФАКТОР ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ

НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО В СИСТЕМЕ СПО

«Наукой надо начинать заниматься не в 30-40 лет, а когда тебе пятнадцать…»

Развитие нашего общества в значительной степени зависит от инициативы, энергии, знаний, способностей, творчества каждого человека. Стержнем трудовой активности выступает ныне умение каждого трудящегося технически грамотно мыслить, рационально и эффективно работать. В связи с этим большое значение имеет формирование производственника такого типа, основу действий которого составляли бы высокое профессиональное мастерство, целеустремленность, инициатива и творчество. А значит, требуется перестройка как системы ценностных ориентаций, так и практических мер в подготовке, обучении и воспитании учащихся и одна из важных задач здесь - сформировать у человека тягу к изобретательской и рационализаторской, исследовательской деятельности, к техническому творчеству.

Современные темпы, динамика научно-технического прогресса придают новое содержание целям и задачам среднего специального образования в подготовке специалиста - творчески мыслящей личности, не просто грамотного и знающего специалиста.

Под влиянием современной НТР традиционное изобретательство претерпело глубокие изменения. Оно стало наукоемкой сферой производства, на смену эмпирическому поиску индивида пришла коллективная проектно-конструкторская деятельность, основанная на применении компьютерной техники, систем САПР.

Цель обучения студентов основам творческого труда - пробудить интерес, а затем создать и закрепить творческое отношение к профессиональной деятельности, выражающееся, в конце концов, в активной исследовательской, рационализаторской, а затем и изобретательской деятельности. Это обучение вырабатывает повышенный интерес к своей профессии, потребность в постоянном поиске неиспользованных резервов, в ускоренном приведении их в действие через совершенствование технологии выполняемой работы и улучшение (или создание новых) приспособлений, инструментов, макетов и т.д.

Цель данного методического пособия: способствовать развитию научно-технического творчества студентов техникума, в том числе и с помощью информационных технологий.

Задачи:

- проанализировать состояние развития научно-технического творчества студентов в техникуме (СПО);

- предложить меры дальнейшего совершенствования;

- привести пример технического творчества средствами информационных технологий студентами 4 курса.

1. Творчество не зря считается одним из важнейших видов человеческой деятельности. Без него было б абсолютно невозможным развитие человеческого общества, а значит, и его существование. Хороший учитель творчества должен быть одновременно и творцом, и организатором творчества, и ценителем его результатов.

Научное творчество - это вид творческой деятельности, ведущей к созданию принципиально новых и социально значимых духовных продуктов - знаний, используемых в дальнейшем во всех сферах материального и духовного производства. Техническое же творчество - вид творческой деятельности по созданию материальных продуктов - технических средств, образующих искусственное окружение человека-техносферу; оно включает генерирование новых инженерных идей и их воплощение в проектной документации, опытных образцах и в серийном производстве. Поэтому было бы большим упрощением видеть в проектировании простую материализацию научных открытий. Под влиянием современной НТР традиционное изобретательство претерпело глубокие изменения. Оно стало наукоемкой сферой производства, на смену эмпирическому поиску индивида пришла коллективная проектно-конструкторская деятельность, основанная на применении компьютерной техники, систем САПР.

Если обобщить различные определения, то творчество - это специфичная для человека деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и уникальностью. Научно-техническое творчество - это основа инновационной деятельности. Поэтому НТТМ является важнейшей составляющей образования.

Обучение творческому труду - это воспитание нового отношения к своей профессии: выработка "поискового навыка", вскрытие причин и следствий несовершенства организации производства, его техники и технологии, возбуждение и поддержание не успокоенности от достигнутого результата. Студент должен твердо усвоить, что ничего нет до конца совершенного, и все сущее можно сделать более совершенным.

Преподаватели должны дать студентам объем знаний, позволяющий им стать рационализаторами в стенах техникума, а потом творчески работать на предприятии.

Еще 20-30 лет назад на многих предприятиях, образовательных учреждениях существовали организации НТО, назначались руководители кружков научно-технического творчества. Была также моральная и материальная заинтересованность в виде благодарностей, грамот, премий и т.д. Выпускались журналы "Техника молодежи", "Изобретатель и рационализатор" и другие.

В последние годы сделано много грубых ошибок в отношении к изобретательству и рационализаторству. Практически на всех предприятиях отсутствуют патентные службы и отделы рационализаторства, а идейные работники не знают места, куда можно обратиться со своими рацпредложениями. В учебных заведениях дело обстоит не лучше. Образовательные учреждения среднего профессионального образования поставлены в такие условия, что организация НТО стало жизненной необходимостью. Связано это и с тем, что многие образовательные учреждения открывают наукоемкие специальности, которые требуют больших материальных вложений, реализуемые проф. образовательные программы требуют постоянного обновления лабораторного оборудования, ТСО и наглядных пособий. Среди основных проблем, возникающих при организации НТТ можно назвать: слабую материальную базу образовательных учреждений, низкую мотивацию преподавательского состава, из-за отсутствия дополнительного финансирования, слабая освещенность данной темы средствами массовой информации.

2. Каковы бы не были реалии нашего времени. НТТ необходимо развивать посильными для техникума методами. Студенты могут и должны принимать активное участие в оформлении кабинетов и лабораторий. Во многих случаях изготовление действующей установки требует работы целой группы студентов. Коллективное творчество дает очень хорошие результаты. Модели и приборы, выполненные группой студентов, отличаются высоким качеством исполнения и интересны по содержанию. Техническим творчеством студенты техникума могут заниматься во время прохождения практики, при курсовом проектировании и при подготовке и обсуждении рефератов по различным учебным вопросам. Все это способствует созданию у студентов творческой инициативы, формирует необходимые будущему специалисту навыки в работе.

Преподавателям желательно воспитывать в студентах умение креативно мыслить. Креативность является полной противоположностью шаблонного мышления (ограниченность выбора при поиске возможных решений и тенденций одинаково подходить к разным проблемам). Она уводит в сторону от банальных идей и скучного, привычного взгляда на вещи и рождает оригинальные решения. Креативность делает

К личностным факторам, негативно влияющим на процесс творчества, относят конформизм; неуверенность в себе; а также слишком сильную уверенность; эмоциональную подавленность и устойчивое доминирование отрицательных эмоций; отсутствие склонности к риску; доминирование мотивации избегания неудачи над мотивацией стремления к успеху; высокую тревожность как личностную черту; сильные механизмы личностной защиты и ряд других.

Среди личностных черт, благоприятствующих творческому мышлению, выделяют следующие: уверенность в своих силах; доминирование эмоций радости и даже определенную долю агрессивности; склонность к риску; отсутствие боязни казаться странным и необычным; отсутствие конформности; хорошо развитое чувство юмора; наличие богатого по содержанию подсознания; любовь к фантазированию и построению планов на будущее.

Кандидат психологических наук Л.М.Митина выделяет наиболее типичные ошибки преподавателей, мешающие созданию атмосферы творчества:

  1. Излишняя строгость общения в тоне и лексике.

  2. Многословие в общении, монологизм, что в англоязычных странах известно как учительский синдром ТТТМ (teacher talks too much - учитель говорит слишком много).

  3. Слабость эмоционального контакта педагога с обучающимися.

  4. Частое указание на недостатки, подчеркивание застенчивости.

  5. Нетребовательность, тон неуверенности в общении педагога с обучающимися.

Она дает такие советы преподавателю, который хочет создать творческую атмосферу:

  1. С самого начала и на всем протяжении учебного процесса демонстрировать обучающимся полное доверие к ним.

  2. Целесообразней исходить из того, что у обучающихся есть внутренняя мотивация к учению и большие потенциальные возможности.

  3. Хотелось бы, чтобы преподаватель был для обучающихся источником разнообразного опыта (нравственного, эмоционального, интеллектуального), к которому можно обратиться за помощью в решении той или иной проблемы.

Для продуктивности общения необходимо развивать в себе способность чувствовать эмоциональный настрой обучащегося, группы и принимать его. Для развития творческого мышления имеет смысл наряду с традиционными методами использовать метод проблемного обучения.

Аналогом научно-технического творчества можно считать и участие в различных конкурсах и олимпиадах с использованием информационных технологий. В настоящее время их проводится достаточно много. Ребята учатся фото и видеомонтажу, осваивают программирование, изучают программы автоматизированного проектирования (САПР), 3D-моделирования. Их пытливые умы пытаются написать маленькие вирусы и думают о заработке в Интернет. Преподавателю постоянно приходится осваивать новые информационные технологии чтобы не отстать от своих учеников и дать им совет когда они в этом нуждаются. Сейчас многие темы по различным дисциплинам имеют свое воплощение в компьютерных моделях. Поэтому если преподаватель не компетентен в компьютерных технологиях по своей дисциплине то это является большим недостатком в его педагогической деятельности.

Для активизации НТТ предлагаю:

• чаще участвовать в различных олимпиадах и конкурсах;

• активизировать связь образовательных учреждений с производством;

• разработать в техникуме программу поддержки талантливой молодежи и наставников;

• разнообразить формы кружковой работы;

• регулярно изучать новые информационные технологии в области своей преподаваемой дисциплины.

Хотелось бы верить, что всестороннее изучение высказанных проблем и последующие эффективные действия приведут к активизации технического новаторства.

Каким должен быть выпускник профессионального образования, какой специалист востребован на современном рынке труда, как повысить качество профессионального образования - это вопросы, которые сегодня на слуху у всех. Об этом говорится и в комплексной программе «Развитие системы образования на 2012-2016 годы». В этой связи одной из первоочередных задач учреждений профессионального образования является обеспечение экономики города высококвалифицированными, конкурентоспособными на рынке труда рабочими кадрами. В современных условиях нужны не просто специалисты, владеющие определенными профессиональными технологиями. Для модернизации экономики необходима профессиональная элита, обладающая развитым творческим мышлением и профессиональной компетентностью. Именно потому сегодня следует формировать такие качества выпускника, как инициативность, инновационность, мобильность, гибкость, динамизм и конструктивность. Будущий профессионал должен обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни, владеть новыми технологиями и понимать возможности их использования, уметь принимать самостоятельные решения, адаптироваться в социальной и будущей профессиональной сфере, разрешать проблемы и работать в команде. Где же ключ к решению этой задачи? При всей важности для решения этой проблемы теоретического, производственного обучения и воспитательного процесса в целом, остановимся на одном аспекте: научно-техническом творчестве молодежи. Развитие творческого потенциала учащихся можно отнести к одной из наиболее актуальных задач педагогики. Л.С. Выготский формулировал эту задачу так: «Жизнь - это система творчества, постоянного напряжения и преодоления, постоянного комбинирования и создания новых форм поведения» Важной педагогической задачей образовательной системы на современном этапе является поддержка и развитие интеллектуально-творческого потенциала студентов, поскольку взращивание одаренных и талантливых учащихся решает насущную задачу формирования творческого потенциала общества, обеспечивает возможности интенсивного социального и научно-технического прогресса, дальнейшего развития культуры, всех областей производства и социальной жизни. Для успешной реализации основных функций образовательного процесса приоритетными на современном этапе развития профессионального образования в ближайшей перспективе должны стать следующие направления:

  • выявление и поддержка уже с первых курсов обучения одаренных обучащихся, ребят, имеющих изобретательский и рационализаторский потенциал, мыслящих нестандартно, креативно;

  • организация и стимулирование их деятельности с различными уровнями инициативы и творчества как в рамках конкретных образовательных учреждений, так и во всей системе профессионального образования. Четкая и продуманная организация образовательного процесса оказывает на обучающихся и студентов существенное воспитательное влияние, способствует формированию творческого потенциала будущих рабочих и специалистов. Преподавателями специальных дисциплин, координационным центром НТТ разработана методика поэтапного обучения молодых людей техническому творчеству, предусматривающая:

  • начальное обучение техническому творчеству;

  • подготовку к творческой деятельности по избранной профессии;

  • развитие технического творчества до уровня рационализаторства и изобретательства.

Определены следующие этапы формирования творческой личности студента в учебном процессе техникума. Первый, когда пробудившиеся интересы к творчеству перерастают у обучающихся и студентов в увлеченность, которая становится потребностью заниматься творчеством. Второй, связанный с переходом студентов к самообразованию, работе над собой, а также с самореализацией в творчестве, личными достижениями. Третий, когда достижения в творчестве приводят к интеграции со сверстниками и проявлению новаторской позиции. Следует также отметить, что цель профессионального образования состоит не только в том, чтобы научить студента что-то делать, получить определенные знания, умения, навыки, т.е. приобрести профессиональную компетентность, но и в том, чтобы дать ему возможность справиться с различными трудными жизненными и профессиональными ситуациями.

В процессе научно-технического творчества и работы над выбранной проблемой у обучающихся возникает потребность в естественно-научных, гуманитарных и технических знаниях. Все это формирует у них дополнительные компетенции. Опыт по развитию творческих способностей обучающихся открывает новые перспективы для решения проблем подготовки профессиональных кадров на основе стандартов нового поколения.

Переход на подготовку рабочих и специалистов по образовательным стандартам третьего поколения позволяет использовать их вариативную часть по усмотрению преподавателя: наряду с изучением профессиональных модулей в программы можно включить дисциплины «Основы инженерных знаний», «Основы научно-технического творчества», «Методология самостоятельной работы». Профессиональная школа модернизируется, набирает силу, вырабатывает свою стратегию. При этом главным остается то, что сфера профобразования снова востребована обществом и экономикой. И если сегодня правильно определить задачи и перспективы, последовательно отстаивать интересы профобразования на различных уровнях государственной власти, то результаты не заставят себя долго ждать. Современное общество создает новую «умную» экономику, и такой высокотехнологичной экономике нужны целеустремленные, активные, инновационно мыслящие люди. Тот вклад, который вносит научно-техническое творчество молодежи в формирование и развитие нового поколения инженеров, ученых, изобретателей, поможет отечественной экономике сделать шаг вперед, подняться на новую ступень в экономическом прогрессе и развитии гражданского общества в России. И тогда профессиональная школа перестанет быть камерой хранения для трудных подростков, а превратится в один из рычагов модернизации экономики, что является не только перспективой развития профессионального образования, но и его приоритетной целью.

Научно-исследовательская работа обучающихся и студентов - одна из важнейших форм учебного процесса. Предметные кружки, студенческие научные общества и конференции - все это позволяет обучающимся начать полноценную научно-исследовательскую работу. Так или иначе исследовательской работой занимаются все обучающиеся: написание рефератов, курсовых, дипломных работ невозможно без проведения каких-то, пусть самых простых, исследований, в ходе которых студент развивает творческое мышление, ответственность и умение отстаивать свою точку зрения. Основным способом подачи учебного материала было и остается информирование. Преподаватель через лекцию доносит до студентов знания, а студенты заучивают их. Таковы методы при когнитивно-ориентированном обучении.

Сегодняшнее время требует другого подхода к подаче учебного материала. Преподаватель понимает, что цель его деятельности не заставить студентов запомнить учебный материал, а потом пересказать его на уроке или даже использовать в дальнейшей работе по специальности, а научить учиться, чтобы в течение всей жизни уметь самостоятельно обновлять собственный запас знаний. Эту сложную проблему можно решить при помощи творческого студенческого кружка по выбранной дисциплине. При этом решаются две задачи: преподаватель дает возможность одаренным студентам проявить себя, а с другой стороны, он уделяет больше внимания основной массе обучающихся, что, в свою очередь, может выявить в коллективе новые таланты. Всю научно-исследовательскую работу, которую выполняет студент, можно разделить на две большие группы:

■ работы, предусмотренные действующим учебным планом;

■ исследовательская работа сверх тех требований, которые предъявляются учебными планами. Основными и наиболее важными формами научно-исследовательской работы в рамках учебного плана, охватывающей всех студентов в период обучения, являются:

• учебно исследовательская работа, курсовое проектирование и курсовые работы;

•производственная и преддипломная практика, дипломное проектирование. Дипломное проектирование - заключительный этап подготовки молодых специалистов, проверка умения самостоятельно применять полученные знания. Основными формами научно-исследовательской работы, выполняемой во внеучебное время являются:

• предметные кружки;

• участие в научно-практических конференциях;

•участие в областных и всероссийских конкурсах научно исследовательских работ.

Предметные кружки как форма научно исследовательской работы чаще всего используются при работе со студентами I-II курсов. Цели перед его участниками ставятся несложные, обычно это подготовка докладов и рефератов, которые потом заслушиваются на заседаниях кружка или на научно-практической конференции. Это могут быть рефераты по истории, литературе, биологии, русскому языку, обществознанию. По дисциплине «Социальная психология» преподаватель проводит социометрические исследования, определяющие статус каждого обучающегося группы. Эта работа выполняется во внеучебное время, итоги подводятся на отдельном собрании группы. Исследования имеют практическое значение, используются для работы с классными руководителями; с ними могут ознакомиться родители. В рамках этой же дисциплины проводится уже студентами анкетирование по проблемам техникума и города. Результаты обобщаются и докладываются на заседании методического объединения.

Научно-исследовательская работа студентов по специальным дисциплинам направлена на применение полученных студентом теоретических знаний и экспериментальных навыков для решения конкретной научно исследовательской задачи. При этом тема обязательно должна содержать элемент новизны, давая возможность обучающемуся провести небольшое самостоятельное исследование. А руководитель научно-исследовательской работы должен учитывать особенности и склонности студента, помогая ему остановить свой выбор на той или иной теме. На конференции в прошлом учебном году студентами техникума были представлены 16 исследовательских работ в номинациях «Программист», «Экономист» и «Техник». В первой номинации были представлены работы по созданию электронных образовательных ресурсов по учебным дисциплинам, практического применения web-технологий, по IT-инфраструктуре современного офиса. На конференции был представлен сайт «Преодоление», который создал студент. В номинации «Техник» были показаны работы по применению прикладных программ «КОМПАС», VisSim при изучении специальных дисциплин и выполнении курсовых и дипломных проектов. По дисциплине «Экономист» было представлено исследование «Новая парадигма организации управления в России и за рубежом», по дисциплине «Статистика» - «Динамика успеваемости студентов специальности 0601 за учебный год». Работы отличались глубиной раскрытия темы и точным применением инструментария.

Интересными исследованиями по иностранному языку занимались студенты III курса. В рецензии преподавателя техникума отмечена глубина работы и основательность исследовательского анализа для неязыкового учебного заведения. На конференции с разработкой чертежей слесарных тисков и слесарно-фрезерного станка в программе «КОМПАС» выступили студенты, занимающиеся в студенческом техническом кружке. Работа, как правило, заканчивается подготовкой доклада для научно-практической студенческой конференции. На этом этапе необходимо подсказать студенту, как правильно оформляются результаты научно-исследовательской работы.

Руководители работ проводят занятия со студентами по правилам составления и оформления рефератов, подготовки доклада к выступлению на конференции. Обязательным является предварительное прослушивание доклада, что придает студенту уверенность при выступлении перед большой аудиторией. Подготовка доклада к научно-практической студенческой конференции имеет примерно такое же значение, как и подготовка к сдаче экзамена, так как студент по настоящему вдумывается в основные положения дисциплины, овладевает ее методологией и понятийным аппаратом. Только в процессе подготовки и оформления доклада по-настоящему понимается и постановка задачи, и состояние проблемы, и научное и практическое значение полученных результатов.

В устном докладе содержание работы необходимо излагать по возможности короткими, четкими фразами. Мысли должны быть ясно выраженными, без усложнения излишними эпитетами, придаточными предложениями и деепричастными оборотами. Чем короче выступление, тем большего времени для подготовки оно требует. Необходимо помнить, что доклад будет оцениваться не по количеству произнесенных слов. Всегда необходимо строго соблюдать регламент, ничто так не раздражает, как докладчик, не соблюдающий регламент. Доклад на научной конференции - это промежуточный финиш, ускоряющий и стимулирующий динамику развития профессионального мастерства. Одной из форм научной работы студента является его участие в олимпиадах по общественным наукам, физике, математике, теоретической механике, инженерной графике, иностранному языку. Наука приучает всех, кто к ней приобщается, к принципиальной последовательности во всех вопросах теории и практики, к решимости бороться против рутины и косности, к упорству в труде. Научная работа с раннего возраста может воспитать людей действительно интеллигентными и образованными. Теперь полученные знания устаревают гораздо быстрее, если раньше их специалисту хватало на 10-15 лет, то теперь этот срок сократился в три раза. Это значит, что приходится всю жизнь учиться и переучиваться, занимаясь самообразованием. В современных условиях необходимо уметь самостоятельно пополнять знания, быстро ориентироваться в стремительном потоке научно-технической информации. Научно исследовательская деятельность в полной мере способствует формированию этих качеств у современного специалиста.

В отечественном профессиональном образовании в последнее время все активнее развивается социальное партнерство - совместная коллективно распределенная деятельность различных социальных групп, направленная на повышение эффективности той или иной социальной сферы. Как представляется, социальное партнерство превращается в способ построения гражданского общества и форму государственно-общественного управления образованием. В рамках социального партнерства решается проблема взаимодействия профессиональных образовательных учреждений с производственной сферой. Для этого необходимо определить области такого взаимодействия. Судя по всему партнерские связи могут развиваться в русле решения следующих задач:

• участие учреждений СПО в усилении экономической базы саморазвития регионов;

• расширение спроса на образовательные услуги в регионе и создание соответствующей системы маркетинга;

• разработка программ подготовки специалистов по дефицитным профессиям и специальностям;

• удовлетворение требований работодателей к квалификации выпускников учреждений профессионального образования;

• развитие системы оценки качества образования;

• оснащение предприятий высокотехнологичным оборудованием и обновление учебно материальной базы учреждений профессионального образования.

Очевидно, что российский бизнес всерьез озабочен нехваткой в стране квалифицированных специалистов и рабочих в востребованных рынком областях. В частности, представители автопрома отмечают, что в отрасль вкладываются большие инвестиции, внедряется современное дорогостоящее оборудование и вместе с тем остро ощущается недостаток квалифицированных кадров. В этих условиях все больше актуализируется вопрос о формировании новой системы отношений между учреждениями профессионального образования, организациями, союзами работодателей, исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления, а также о становлении системы государственно-частного партнерства в профессиональном образовании. Реализация стратегических задач развития промышленности Павловского района и региона в целом требует повышения качества подготовки высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров. Работодателей интересуют качественные трудовые ресурсы, им нужны хорошо подготовленные, конкурентоспособные специалисты, хорошо знающие технические особенности своей профессии и, что особенно важно для дела, умеющие находить решения в нестандартных ситуациях риска, предвидеть и предотвращать их, т.е. специалисты, у которых сформированы умения и навыки безопасного труда. Весь процесс обучения профессиональному мастерству, начиная с профильных классов школы, НПО и СПО, должен быть тесно связан с профильными предприятиями. Учащимся необходимо проходить практику именно на действующем предприятии. Начинающему работнику, будь то на конвейере или других работах, необходимо понять особенности поведения всего массива производства, освоить безопасные приемы работы на машинах и механизмах, в конце концов, прочувствовать, получится ли из тебя специалист в этой области, так как цена вопроса очень высока - здоровье и жизнь подчиненных и товарищей по работе. Таким образом, совершенно очевидно, что профильные предприятия должны быть ответственными участниками образовательного процесса. Чтобы осуществить эффективное отраслевое взаимодействие в подготовке кадров существует и действует программа «Рабочие нового поколения» и второе- это когда на базе техникума был создан ресурсный центр (далее РЦ). Ключевые функции РЦ - экспертная деятельность и распространение наработок участников сетевого взаимодействия в профессиональном сообществе. Центр оснащен современным производственным оборудованием, имеет учебно-производственные полигоны. Постоянный партнер техникума и работодатель для его выпускников - ОАО «Павловский автобус» Среди основных задач деятельности РЦ - проведение практических занятий, производственных практик студентов по всем специальностям с использованием современного технологического оборудования; - разработка учебно-методических материалов с учетом потребностей предприятия; - повышение эффективности и коммерциализация результатов научно-исследовательской деятельности техникума; - участие студентов в выполнении работ по реальным заказам предприятия; - повышение престижа квалифицированных рабочих профессий. Деятельность учебно-производственного комплекса направлена на укрепление конкурентоспособности образовательного учреждения, повышение качества подготовки специалистов вследствие обмена опытом между сферой производства и сферой образования, удовлетворение динамично изменяющегося спроса на рынке труда. Результатом совместной работы учебного заведения и предприятия в рамках РЦ является усиление инновационной составляющей образования; расширение имущественной и финансовой базы техникума за счет привлечения внебюджетных источников финансирования; привлечение специалистов предприятия к учебно-методической и преподавательской деятельности; обновление дидактического материала для курсового и дипломного проектирования; использование производственной базы предприятия для стажировки преподавателей образовательных учреждений и проведения практик; повышение престижа техникума и как следствие возможность привлечения лучших выпускников из школ региона.

Реализуя основные задачи, Ресурсный центр способствует формированию как профессионального, так и образно-творческого мышления обучающихся, моделированию образовательного пространства, которое ориентировано на конструирование субъектного образа будущего специалиста, востребованного на современном рынке труда. Непосредственное участие самих обучающихся в создании предметно пространственной среды помогает юношам и девушкам овладеть деятельностным подходом к образованию, активизирует их познавательную и творческую продуктивную деятельность. Реформы профессионального образования, осуществляемые в нашей стране, привели к значительным изменениям в его системе. Деятельность центра реализуется в рамках выполнения Федеральной целевой программы, посвященной вопросам модернизации системы НПО и СПО.

С 2011 г. претерпели изменения содержание и формы деятельности центра, которые стали сложнее, так как потребовалось установление системных связей между широким спектром дисциплин, модульными программами, новационным оборудованием и т.д. Для решения профессиональных задач в данных условиях необходимо широкое включение творческого подхода как со стороны преподавателей, мастеров производственного обучения, так и со стороны студентов, ориентированных на интеграцию научно-поисковых, технических видов деятельности. Таким образом, одним из приоритетных направлений деятельности ресурсного центра является научно-техническое творчество студентов. Научно-техническое творчество и исследовательская работа - это правильно организованная система образования для более эффективного совершения открытий. Как известно, научно-техническое творчество должно начинаться с этапа научно исследовательской работы. После знакомства с объектом исследования, определения его цели и задач у студента может возникнуть желание сделать нечто подобное или изобрести нечто более совершенное. Таковы основные проявления стремлений к овладению профессиональными компетенциями, которые со стороны взрослых участников процесса должны не только поддерживаться, но и стимулироваться в условиях интеграции знаний, умений и навыков из различных областей в интересах личности - в интересах работодателей,в интересах техникума.

В процессе проведения анализа практической деятельности обучающихся и исследования результатов профессиональной подготовки студентов по модульным программам, созданным в условиях ресурсного центра, определены следующие условия формирования творческой личности учащихся: инновационный режим работы центра, новаторская позиция педагогов, совместная коллективная творческая деятельность преподавателей и студентов как предметная основа творческой мотивации молодых людей. Основные этапы формирования творческой личности студента можно классифицировать следующим образом.

Этап 1. Формирующиеся интересы студента к проявлению креативности перерастают в увлеченность, в которой проявляется зародившаяся потребность заниматься творчеством.

Этап 2. Переход к самообразованию, работе студента над собой, самореализации в творчестве.

Этап 3. Личные достижения в творческой деятельности приводят к сотрудничеству со сверстниками и проявлению новаторской позиции. Подобный пример выбора направлений личностного становления характеризует научно-техническое творчество, являющееся самоценной подсистемой образования в контексте личностно ориентированного подхода.

На сегодняшний день научно-техническое творчество в ресурсном центре ПАМТа им. И.И. Лепсе представляет собой коллективную творческую деятельность педагогов и обучающихся. Так, например, научно-исследовательская разработка «Модернизация системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания» студента III курса, обучающегося по специальности «Техническое обслуживание и ремонт автомобилей» (руководитель А.Г. Кленова), удостоена Диплома второй степени. В настоящее время роль технического творчества в подготовке подрастающего поколения к взрослой жизни существенно возрастает. Решая важнейшую социальную проблему, связанную с выявлением и развитием тех задатков и способностей обучающихся и студентов, которые обеспечат их устойчивое саморазвитие во взрослой жизни, научно-техническое творчество молодежи является неотъемлемой частью неформального образования, сложившегося в ресурсном центре ПАМТа им. И.И. Лепсе».

Для выполнения своей миссии ресурсный центр должен руководствоваться принципом социального партнерства (реализация форм маневренного сотрудничества государственного, некоммерческого и коммерческого секторов), сетевым принципом организации региональной системы профессионального образования определенной отрасли, принципом непрерывности образования (переход от одной образовательной программы к другой), принципом коллективного доступа к ресурсам центра (взаимодействие по использованию имеющихся ресурсов однопрофильных образовательных учреждений), принципом саморазвития (формирование механизма деятельности РЦ на основе заказа в условиях соучредительства и софинансирования), принципом прозрачности финансовой деятельности.

Литература

1. Школа социального партнерства / под ред. Е.Г. Калинкиной. Н. Новгород, 2004. 2. Ионов А.А., Ионова О.Б.

2.Социальное партнерство как социокультурный феномен. М., 2002.

3. Бутко Е.Я. Проблемы и перспективы развития профессионального образования//Исследование приоритетных проблем развития профобразования: сб. результатов науч. исследований. Иркутск, 2001.

4. Глазунов А.Т., Никитин М.В. и др. Практика социального партнерства регионов России. М., 2003.

5. Айтуганов И.М. и др. Образование и производство: структура процесса взаимодействия // Среднее профессиональное образование. Приложение. 2010. № 11.

6.. Жуков Г.Н., Матросов П.Г. Основы общей и профессиональной педагогики. М., 2005.

7. Левина М.М. Технологии профессионального педагогического образования. М., 2001

8. Евсин Е.А. Компетентностный подход к формированию творческой личности в условиях непрерывного образования // Успехи современного

9.. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1991. URL: logomag. ru/forum/56/

10.. Государственная программа города Москвы на среднесрочный период 2012-2016 гг. «Столичное образование» // Тематическое приложение к журналу «Вестник московского образования», 14.12. 2011 г.

11. Карачеев А.А. Техническое творчество учащихся. Ростов н/Д, 2008. 4. Лачуга Ю.Ф. Инновационное творчество - основа научно-технического прогресса. М., 2011.

12. Михелькевич В.Н., Радомский В.М. Основы научно-технического творчества. Ростов н/Д, 2005

13.. Петрунева Р.М. Модель специалиста-инженера: от деятельности к компетентности: монография. Волгоград, 2007.









Министерство Нижегородской области

ГБПОУ «Павловский автомеханический техникум имени И.И. Лепсе»



Методическое пособие для преподавателей

ТЕМА:

«НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО КАК СИСТЕМООБРАЗУЮЩИЙ ФАКТОР ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ

НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО В СИСТЕМЕ СПО»

Преподаватель высшей категории:

Широкова Т.Б.



Г. Павлово 2014год.

© 2010-2022