Конспект открытого урока Декоративное рисование на тему: Мир золотой хохломы. (группа 3 год обучения)

Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект открытого урока Декоративное рисование на тему: Мир золотой хохломы .(группа 3 год обучения)Конспект открытого урока Декоративное рисование на тему: Мир золотой хохломы .(группа 3 год обучения)Конспект открытого урока Декоративное рисование на тему: Мир золотой хохломы .(группа 3 год обучения)Конспект открытого урока Декоративное рисование на тему: Мир золотой хохломы .(группа 3 год обучения)Конспект открытого урока Декоративное рисование на тему: Мир золотой хохломы .(группа 3 год обучения)Конспект открытого урока Декоративное рисование на тему: Мир золотой хохломы .(группа 3 год обучения)Конспект открытого урока Декоративное рисование на тему: Мир золотой хохломы .(группа 3 год обучения)Конспект открытого урока Декоративное рисование на тему: Мир золотой хохломы .(группа 3 год обучения)Конспект открытого урока Декоративное рисование на тему: Мир золотой хохломы .(группа 3 год обучения)Конспект открытого урока Декоративное рисование на тему: Мир золотой хохломы .(группа 3 год обучения)Конспект открытого урока Декоративное рисование на тему: Мир золотой хохломы .(группа 3 год обучения)МАУДО «Центр детского творчества

Орехово-Зуевского муниципального района»







Изостудия «Акварель»





Конспект открытого занятия по теме:

«ДЕКОРАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ. МИР ЗОЛОТОЙ ХОХЛОМЫ»

(группа 3 года обучения)

















Педагог дополнительного образования

Асауляк Светлана Михайловна









Цели занятия:

Расширить представления детей о хохломском промысле и произведениях декоративно-прикладного искусства.

Задачи:

- дать знания об элементах хохломского узора;

- раскрыть содержание терминов «ритм», «орнамент»;

- научить составлять композицию узора, понимать, как учитывается объемная форма предмета при составлении орнамента, приемам рисования кистью декоративных элементов растительного узора хохломской росписи;

-создать условия для развития навыков работы с гуашью;

- воспитывать интерес к народным промыслам.

Наглядно-демонстрационный материал:

Изделия с хохломской росписью.

Павлово-Посадский платок.

Произведения декоративно-прикладного искусства (Гжель, Городец, Дымково и др.)

Оборудование: Гуашь, альбом, палитра, кисти, карандаши, стакан с водой, салфетка.

Структура урока

I. Организационный момент
Проверка готовность учащихся к занятию.
(На столе - изделие с хохломской росписью, накрытое платком.)
- Можете ли вы догадаться, что мы сегодня будем делать на занятии? Предмет-подсказка спрятан у меня под платком. Что же это такое?
Листочки, ягодки, цветочки,
Стебелечек, завиток,
Здесь хозяева три цвета:
Черный, красный, золотой.
Кто привез товар такой?
- Под платком находится изделие из Хохломы. Так чтото будем делать на уроке?
Как выполняются элементы хохломской росписи?
Теперь в ваших силах придумать и нарисовать
орнамент для какого-либо изделия.
II. Изучение нового материала
Словесно-иллюстративный рассказ с элементами беседы «Хохломские изделия в современном мире». Просмотр мультимедийной презентации на тему "Золотая хохлома"»
Рассмотрите представленные на выставке произведения декоративно-прикладного искусства. Распределите их по группам.
- В чем же отличие хохломских изделий от изделий других промыслов? (Они деревянные, у них особый узор, в их узоре три цвета: красный, черный, золотой.)
- Изделия хохломы органично живут в современном быту и являются любимыми русскими сувенирами. Они пользуются большим успехом на отечественных и зарубежных выставках, где их заслуженно отмечают высокими наградами.


- От древних ремесел хохлома унаследовала классические формы деревянных токарных изделий и четкие ритмы орнамента. Живописное мастерство Древней Руси обогатило ее рисунками растительных мотивов и приемами свободного их исполнения кистью. Оно способствовало и формированию оригинальной техники «золотой окраски» изделий, выделившей хохлому среди других промыслов. Основные принципы хохломской техники «золочения» дерева сохраняются и в наши дни. Полуфабрикат деревянных изделий грунтуется и на него наносится тонкий слой металлического алюминиевого порошка, по блестящей серебристой поверхности которого производится роспись. Когда краски просушены, изделия покрываются лаком и подвергаются «закалке» в печи, в процессе которой лаковая пленка темнеет, приобретая желтовато-коричневый оттенок, а просвечивающая под ее слоем серебристая поверхность изделия становится похожей на золотую.

Элементы хохломского узора. Ритм, орнамент.
- Различные виды хохломского орнамента - верховое «травное» письмо, роспись «под фон», «кудрина» - восходят в своих истоках к искусству Древней Руси. Для травного орнамента характерно сочетание рисунка, выполненного красным и черным цветом, с золотой поверхностью фона. Его мотивы исполняются легкими удлиненными мазками, ритмическое расположение которых придает им сходство с листьями и стеблями травы. Обратите внимание, как хохломской узор выявляет объемную форму предметов.
- Из каких элементов состоит хохломской узор?
(Листочки, ягоды, травка



- Если вы были внимательны, то увидели, что элементы узора повторяются. Вот такое повторение называется ритмом. Узор же, составленный путем чередования в определенном ритме элементов, называется орнаментом.
Показ с объяснением этапов росписи.
- Основу любой композиции составляют плавно изгибающиеся линии, как бы вырастающие друг из друга ветви, которые сами художники называют «ведущей» или «корнем». Вокруг ведущей располагаются другие детали росписи: листочки, ягодки, травка, различные цветы, чередование которых подчиняется определенному ритму. В центре помещают крупный главный элемент (например, гроздь рябины, розу и т. п.), вокруг более мелкие - второстепенные детали (травка, отдельные ягоды, листочки). Один из более древних вариантов - «травка» - узор из крупных и мелких травинок, составляющий ведущую и все элементы.


Орнамент, в который кроме травки включены ягоды, листочки, цветы, имеет названия «под ягодку», «под листок». Несмотря на строгие правила, у художника все равно остается большое пространство для фантазии.

Физкультминутка
Кто, скажите, сможет, дети, повторить движенья эти?
Руки вверх я подниму, влево-вправо разведу.
И, как птица, полечу, головою поверчу,
А потом присяду, встану и нисколько не устану.
Я попрыгаю немного и пешком пойду в дорогу.
Если надо - побегу, все на свете я смогу!
III. Творческая практическая деятельность
Организация рабочего места. Составление композиции
Контролирую действия учащихся в процессе практической работы - правильность держания в руках кисти, приемы работы с красками, корректирую действия, оказываю консультативную помощь.

- На ваших столах лежат шаблоны ложек, а вы мастера росписи.
- Нарисуйте узор для украшения хохломской ложки, соблюдая этапы росписи Хохломы.

IV. Итог урока.
Рефлексия
Обобщение сведений, оценивание результатов работы
Организую выставку работ и обсуждение рисунков с целью выявления лучшей работы, а также беседу по вопросам
- Что нового узнали на уроке?
- Какой рисунок вам кажется наиболее красивым? Почему?
- Какие трудности у вас появлялись в процессе рисования? Как вы их преодолевали?
-Как вы оцениваете свой рисунок?
-Какое настроение у вас сейчас?
- Декоративно-прикладное искусство живет уже несколько веков. Старшие поколения умельцев старались, чтобы народное искусство передавалось из поколения в поколение. До сих пор ваши родители хранят дома предметы, которые делали своими .Что нужно делать, чтобы декоративно-прикладное искусство развивалось, процветало долгие годы?
(Нужно всем стараться что-то делать своими руками, украшать наш дом, школу
- Наши руки могут многое. Приложите свою руку к сердцу. Что вы чувствуете? (Чувствуем, как бьются наши сердца.)
- Мое сердце большое, а ваши маленькие, как кулачки. Иногда человеку говорят: «У тебя доброе сердце», «У тебя большое сердце».
Мне хотелось бы, чтобы ваши сердца были открыты для доброты, красоты и хороших поступков, а для этого у вас есть очень хорошие помощники - ваши добрые, трудолюбивые, крепкие руки. Спасибо за вашу работу!




© 2010-2022