- Преподавателю
- Дополнительное образование
- Проектная технология во внеурочной деятельности
Проектная технология во внеурочной деятельности
Раздел | Дополнительное образование |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Бойчук Т.В. |
Дата | 03.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Мастер-класс
Авторы: Бойчук Татьяна Владимировна, учитель математики МБОУ СОШ №16,Скоренок Татьяна Владимировна, учитель музыки, старшая вожатая МБОУ СОШ №16.
Материал мастер-класса рассчитан на младший школьный возраст.
Тема: «Проектная технология во внеурочной деятельности».
Цель: овладение участниками новыми способами решения педагогической проблемы; формирование мотивации к самообучению, самосовершенствованию, саморазвитию.
Оборудование: проектор, экран, компьютер, колонки, презентация к мастер-классу, листы бумаги А4, ручки, цветные карандаши, фломастеры, аудиофайлы mp3, словарь музыкальных терминов, энциклопедический словарь.
План:
-
Организационный момент - 1 минуты.
-
Вступительное слово -2 минуты
-
Основная часть - 20 минут
-
Рефлексия -2 минуты
Эпиграф: «Единственный путь, ведущий к знаниям - это деятельность». Бернард Шоу
Ход мастер-класса
-
Организационный момент.
-
Вступительное слово.
У1. Помимо достижения учителем образовательных целей урока, наша задача - сформировать умения самостоятельного поиска и обработки необходимой информации.
В каждодневной ситуации в обычной жизни человеку приходится сталкиваться с множеством проблем, выбирать оптимальный ход своих действий, принимать ответственные решения. Здесь помогает придумывание проблемы, планирование действий, рефлексия и самоанализ результата, т.е. проектирование.
У2. Иными словами, учитель формирует умения ученика применять полученные на уроках знания в повседневной жизни.
В рамках нашего мастер-класса мы поделимся опытом работы, как в области предметов математики и музыки можно использовать проектный метод для формирования умения ученика выбрать оптимальный способ решения проблемы.
В основе системно-деятельностного подхода лежит принцип осмысления учебного материала через деятельность. Поэтому эпиграфом к нашему мастер-классу подходит высказывание английского драматурга и романиста ирландского происхождения второй половины 19-первой половины 20 века Бернарда Шоу «Единственный путь, ведущий к знаниям - это деятельность» (СЛАЙД 2).
В рабочих программах в разделе «Уровень подготовки учащихся» прописываются учебные и практические задачи. Одна из них - выражать готовность и умение проявить свои творческие способности в различных видах музыкально-художественной деятельности (по предмету «Музыка»).
У1. Мы вам представим несколько примеров заданий для мини-проектов (СЛАЙД 3):
- «Детская площадка», 3-4 класс
- «Коврик», 2-3 класс
- «Ленивые вареники», 5 класс
- «Маршрут», 2-3 класс
- «Фальшивая монета», 4 класс
- «Викторина», 4-5 класс
- Программа концерта, с 4 класса
- «Новогодний праздник», со 2 класса
- «Афиша», с 1 класса
- «Телевизионный музыкальный редактор», 4-5 класс.
«Детская площадка»
У2.
«Викторина» (СЛАЙД 9-11)
Практико-ориентированный мини-проект. Его продукт заранее определён и может быть использован в классе на контрольных уроках.
Задача мини-проекта: составить вопросы для музыкальной викторины.
Цель: обобщить знания, полученные на уроке, систематизировать их, научиться формулировать вопросы к конкретным музыкальным терминам, развивать умение пользоваться словарём, развивать умение работы в группе.
Оборудование: 3-4 словаря (музыкальный, энциклопедический), чистые листы, ручки, заготовленные музыкальные термины или фамилии композиторов (нотный стан, длительность, темп, тембр, регистр; увертюра, фуга, песня, опера, романс; Л. Бетховен, И.С. Бах, В.А. Моцарт, М.И. Глинка, П.И. Чайковский).
Каждой группе выдаётся список из 5 музыкальных терминов или фамилий известных композиторов, к которым дети с помощью словарей должны придумать вопрос.
Вопросы дети записывают на лист бумаги.
«Программа концерта» (СЛАЙД 12-13)
Практико-ориентированный мини-проект.
Задача: составить программу концерта.
Оборудование: опорная схема программы.
Каждая группа составляет свои программы концертов (вокальной музыки, классической музыки, симфонической музыки, русской музыки и т.д.).
«Новогодний праздник» (СЛАЙД 14-15)
Творческий мини-проект.
Задача: составить сценарий новогоднего утренника для детей 6-7 лет.
Оборудование: опорная схема-алгоритм.
Каждая группа работает по схеме. В конце представляют свои сценарии.
«Афиша» (СЛАЙД 16-17)
Творческий и информационный мини-проект.
Задача: составить макет афиши к музыкальному спектаклю.
Оборудование: чистые листы А4, цветные карандаши, ручки, фломастеры, листок-подсказка «Какая информация содержится на афише».
Афиша - объявление о спектакле, концерте, лекции и т. п., вывешиваемое на видном месте. Каждая группа разрабатывает макет афиши к определённому учителем или самими детьми музыкальному спектаклю (П.И. Чайковский. Балет «Щелкунчик», С.С. Прокофьев. Балет «Золушка», Н.А. Римский-Корсаков. Опера «Снегурочка»).
В конце дети представляют свои афиши. Идёт обсуждение.
«Телевизионный музыкальный редактор» (СЛАЙД 18-19)
Творческий мини-проект.
Задача: подобрать музыкальный ряд к телевизионным передачам «В мире животных», «Спокойной ночи, малыши», «Весёлые старты».
Оборудование: список музыкальных произведений, чистые листы, ручки.
Каждая группа выбирает из составленного учителем списка те произведения, которые наиболее могут подойти при озвучивании телевизионных передач. Составляют плейлист.
В конце каждая группа зачитывает выбранные музыкальные произведения. Идёт прослушивание аудиозаписей с дальнейшим обсуждением.
4. Рефлексия.
У2. Посмотрите на таблицу. Проставьте в каждую колонку «+» или «-», что означает «да» или «нет».
Подымите руки, у кого получилось 5 плюсов. Спасибо.
Подымите руки, у кого получилось 4 плюса. Спасибо.
Подымите руки, у кого получилось три и меньше плюсов. Спасибо за честность.
Идея принята к сведению
Полученная информация осмыслена
Полученная информация полезна
Доступность изложения
Готов (а) к творческому применению идеи
Литература
-
Музыка : программа : 1-4 классы / В.О. Усачёва, Л.В. Школяр, В.А. Школяр. - М. : Вентана-Граф, 2011.
-
Пахомова Н.Ю. Учебное проектирование в образовательном процессе современной школы: Монография. М.: Изд-во СГУ, 2011.
-
Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Музыка: Творческая тетрадь: 5 класс: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений: М.: Просвещение, 2012.
-
Усачёва В.О., Школяр Л.В., Кузьмина О.В. Музыкальное искусство: Записная книжка музыканта: Рабочая тетрадь для учащихся 4 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Вентана-Граф, 2007.
4