Образовательная программа Хоровое пение

Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ГОРОД ЛАНГЕПАС

ХАНТЫ-МАНТЫЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЛАНГЕПАСА

ЛАНГЕПАССКОЕ ГОРОДСКОЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА»


РАССМОТРЕНА:

УТВЕРЖДАЮ:

Заседание

педагогического совета

протокол заседания

от

Директор ЛГ МАОУДОД «МШ»

_________ С.А. Бобров

приказ от






ХОРОВОЕ ПЕНИЕ


РАБОЧАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОТДЕЛЕНИЯ РАННЕГО ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ


( ОДИН ГОД ОБУЧЕНИЯ, В ВОЗРАСТЕ от 6 до8 лет)


НА 2015 - 2016 УЧЕБНЫЙ ГОД


СОСТАВИТЕЛЬ:

В.В. СЫРОКВАША





г. ЛАНГЕПАС, 2015


СОДЕРЖАНИЕ



Пояснительная записка

3

Учебно-тематический план

9

Содержание учебного материала

Содержание программы

10

11

Основные формы и методы работы

13

Условия реализации программы

17

Организация контроля и предполагаемый результат

19

Примерный репертуарный список

22

Перечень учебно-методического обеспечения

24

Учебно-методическая литература

26

План воспитательной работы

28

Список используемой литературы

29

Приложение

30





















Пояснительная записка

В воспитании учащихся подготовительной группы детской музыкальной школы важное место занимает хоровое пение, в основе которого лежит творческий процесс коллективного музицирования. Хоровое пение - наиболее доступная дошкольникам исполнительская деятельность, подразумевающая выразительное исполнение произведений, а также понимание музыкальных образов. Такое исполнение требует овладения учащимися вокально-хоровыми навыками, как средствами выразительности. Формирование этих навыков и умений не является самоцелью, а служит раскрытию содержания музыки.

Хоровое пение всегда имело позитивный характер в музыкально-эстетическом воспитании школьников, свидетельством чему является история музыкального воспитания в России. Теория вокально-хорового исполнительского искусства как научная система знаний появилась во второй половине ХХ столетия на базе хороведения, став естественным продолжением развития общей вокально-хоровой проблематики.

Представленная программа должна способствовать подъему музыкальной культуры и отвечать общественным потребностям.

Актуальность программы обусловлена ее оздоровительной направленностью, поскольку правильное обучение пению положительно влияет на физическое развитие детей.

Педагогическая целесообразность программы включает образовательную, общеразвивающую, воспитательную функцию, развитие художественного музыкального вкуса, расширение учебного музыкального материала, репертуара.

Новизна данной программы заключается в обосновании содержания обучения детей пению, отработан репертуар, подобран с учетом способностей и возможностей ребенка, отсутствуют жесткие регламентации по уровню трудности произведений.

Цель программы: приобщить детей к музыкальной культуре, через пробуждение интереса и формирование практических умений.

Данная цель реализуется на занятиях в хоровом классе посредством решения следующих задач:

  1. Образовательные:

    • сформировать начальные основные вокально - хоровые навыки;

    • познакомить с вокально - хоровым репертуаром;

    • сформировать необходимые знания по музыкальной терминологии.

2. Воспитательные:

  • приобщить к мировым и отечественным культурным ценностям;

  • сформировать коммуникативные компетенции.

3. Развивающие:

  • развить общую музыкальность и чувство ритма;

  • развить образное мышление и эмоциональную сферу ребенка;

  • стимулировать развитие речи.

Программа выделяет следующие принципы:

  • Принцип гуманистической направленности, предполагающий подчинение образовательно - воспитательной работы задачам формирования личности;

  • Принцип адекватности особенностям психического развития ребенка;

  • Принцип дифференциации и индивидуального подхода;

  • Принцип последовательности и систематичности знаний, умений и навыков, их развития и совершенствования;

  • Принцип целостности (связь с предметами ДМШ - музыкальная литература, слушание музыки, сольфеджио; музыкальными занятиями в детском саду);

  • Принцип координации «педагог - ученик - семья».

Программа «Хоровое пение для учащихся подготовительного отделения» разработана на основе следующих программ:

  • «Хоровой класс для инструментальных и хоровых отделений ДМШ и ДШИ» Министерства культуры СССР (Всесоюзный методический кабинет по учебным заведениям искусств и культуры. - Москва, 1988)

  • «Подготовительный хор» Г.П. Стрелковой для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ (Министерство просвещения СССР. - Москва, 1990)

  • «Развитие музыкальных способностей детей 3-5 лет» И.Е. Домогацкой (Москва, 2004).

  • Комплексная образовательная программа дополнительного образования детей «Детская хоровая студия». Великий Новгород, 2006.

Программа соответствует Государственному образовательному стандарту.

На всех этапах развития музыкальной педагогики хоровое пение использовалось как мощное средство воздействия на формирование личности. Особенность хорового пения - его коллективность - создает основу для воспитания в детях чувства единства и солидарности, способности к совместному эмоциональному порыву, умение тонко чувствовать и бережно относиться к духовному миру окружающих людей, формирования гражданских, патриотических чувств.

Важной задачей ДМШ на современном этапе является энергичное развертывание массовой художественно-просветительской работы, пропаганда всего наиболее ценного, значительного в искусстве. Правильное пение в хоре поможет детям развивать музыкальный слух; уверенно, выразительно, не форсируя звука исполнять детские песни; научит бережно относиться к своему голосу. Дальнейшие хоровые занятия будут способствовать развитию музыкальных способностей и соответственно формированию качеств певческого голоса ребенка.

Дыхание - важнейший элемент певческого процесса. Обучение пению способствует выработке широкого, естественного, глубокого и ровного дыхания. Вследствие систематических упражнений над дыханием укрепляется и развивается дыхательный аппарат ребенка, что способствует укреплению и физического здоровья.

Кроме того, правильно организованный учебно-воспитательный процесс дошкольников и детей младшего школьного возраста должен решать проблему профилактики переутомления. Изучение разных видов деятельности позволило определить те из них, которые снимают утомление наиболее эффективно. Физкультура и музыка уменьшают или полностью снимают утомление, благотворно влияют на нервную систему и повышают работоспособность.

При отборе материала учитывался возраст детей, которым предназначена данная программа, следовательно, из вышеперечисленных работ были отобраны только разделы и требования по воспитанию вокально-хоровых навыков, доступные пониманию детей дошкольного и младшего школьного возраста.

В целях установления межпредметной взаимосвязи, при составлении данной программы учитывались требования к обучению учащихся подготовительного отделения по предметам «Слушание музыки» и «Ритмика» (составитель программ Е.А.Боброва).

Программа рассчитана на один год обучения, адресована детям от 6 до 7 лет. Объем курса составляет 28 учебных часов.

Программа учитывает необходимость индивидуализации педагогического процесса и позволяет использовать различные формы дифференцированного обучения, что отвечает требованиям к современной педагогике, обозначенным в Концепции модернизации дополнительного образования детей РФ

Ведущей формой занятий является групповой урок. На уроках используются разнообразные педагогические методы: игровые, сравнение, метод примеров, творческие задания (нарисовать рисунок к песне), практический показ, словесные методы (объяснение, убеждение, поощрения и одобрения).

Отличительные особенности программы:

- программа является модифицированной, адаптированной к условиям

образовательного процесса ЛГ МАОУ ДОД «Музыкальная школа»;

- учебно- тематический план построен по принципу постепенного освоения

навыков хорового пения;

- постепенного усложнения репертуара;

Программа построена с учетом целостного подхода к педагогическому процессу, предлагающему выделение и обобщение принципов организации педагогического процесса и руководство деятельностью обучающихся.

Ожидаемый результат предполагает:

- расширение познавательного пространства,

- развитие музыкального слуха, музыкальной памяти, воображения;

- развитие эмоциональной отзывчивости на музыку;

- сформированность коммуникативных компетенций, доброжелательный

стиль общения.































Учебно-тематический план

Таблица 1.

п/п

Блок-темы

Первый год обучения

Всего часов

теория

практика

1.

Учебно-тренировочный материал

2

4

6

2.

Метроритм

2

2

4

3.

Слушание музыки

1

1

2

4.

Гигиена голоса

1

1

2

5.

Работа с репертуаром

2

10

12

6.

Концертная деятельность

1

1

2

Всего часов:

9

16

28

























Содержание учебного материала и критерии оценки

Спецификой вокально-хорового обучения считается постановка всех основных учебных задач с самого начала обучения с целью достижения определенного качества хорового исполнения, подготовки какого-либо музыкального произведения или целой программы для концерта.

Работа с учащимися подготовительного отделения строится с учетом принципа преемственности в организации вокально-хорового воспитания. Формирование и развитие важнейших хоровых навыков (вокально-певческая установка, дыхание, звуковедение, дикция и артикуляция, ансамбль и строй и др.) происходит с постепенным усложнением задач, расширением певческих возможностей учащихся.

Вокально-хоровая работа

Воспитание умения следить за дирижерским показом одновременного вступления и окончания пения. Обучение постоянному соблюдению певческой установки на занятиях; спокойному вдоху, правильному звукообразованию, экономному выдоху, пению естественным, звонким, небольшим по силе звуком; правильному формированию гласных, четкому и короткому произношению согласных. Развитие певческого диапазона, начиная со звучащей зоны (ми1 - си1). Выработка чистого унисона при пении произведений с сопровождением, дублирующим мелодию. Обучение умению слушать себя и других при пении. Воспитание и развитие мелодического, ритмического и динамического слуха учащихся в процессе работы над упражнениями и музыкальными произведениями на основе требований чистого интонирования, правильного воспроизведения ритмического рисунка, выполнения динамических оттенков. Все требования к исполнению необходимо связывать с образным содержанием произведения и добиваться выразительного, художественного исполнения.

Содержание программы

Таблица 2.

№ п\п

Блок-темы

Содержание

Должен знать

Должен уметь

1.

Учебно-тренировочный материал

Певческая установка и дыхание; развитие дикции, артикуляции и правильное звукообразование; ансамбль и строй; формирование исполнительских навыков; упражнения на развитие певческого диапазона.

Правила певческой установки и дыхания; основные правила звукообразования; правила произношения гласных и согласных; понимать основные дирижерские жесты: «внимание», «вдох», «начало пения», «окончание пения»; понятия: поступенное восходящее движение, поступенное нисходящее движение, восходящие и нисходящие скачки в мелодии.

Петь легким звуком, без напряжения; ясно и правильно проговаривать слова песни; чисто и выразительно интонировать диатонические ступени лада; исполнять различные виды динамики; петь под аккомпанемент; правильно следовать дирижерским жестам: «внимание», «вдох», «начало пения», «окончание пения».

2.

Метроритм

Ритмические длительности: четвертная, восьмая, половинная.

Название длительностей, способ их записи и обозначение условными жестами.

Прохлопывать ритмы, метрическую пульсацию, сильную долю в процессе пения;

-определять песни по ритмическому рисунку;

-показывать условными жестами ритмический рисунок песни;

-произносить текст в ритме разучиваемой песни.

3.

Слушание музыки

Слушание и формирование эмоционально-осознанного восприятия произведения, осваиваемых учащимися на занятиях хора.

Частичное привлечение нового музыкального материала с целью расширения кругозора.

-Авторов музыки и слов;

-краткие сведения о композиторе, его деятельности, исторической эпохе в которую он жил и творил;

-словесный текст и его содержание;

-понятия: характер музыки, вступление, запев, припев, куплет, часть, фраза.

Определять на слух изученные произведения;

-словесно выражать возникшее впечатление от прослушанного произведения.

4.

Работа с репертуаром

Пение произведений: песни народов мира; произведения современных композиторов; классика.

Роль песен в жизни народа, характерные особенности музыкального языка, текст; авторов музыки и слов, словесный текст и его содержание; краткие сведения о композиторе, его деятельности, исторической эпохе в которую он жил и творил.

Разучить одноголосное произведение с сопровождением, дублирующем мелодию в диапазоне голоса ре1 -до2, соблюдать в процессе пения певческую установку, слушать и контролировать себя при пении, сливаясь с общим звучанием по звуковысотности, не выделяясь по силе, выдерживать постоянный темп, правильно исполнять ритмический рисунок, одновременно с хором произносить согласные, начинать и завершать произведение, следовать за дирижерскими указаниями.

5.

Гигиена голоса

Характеристика детских голосов и возрастные особенности состояния голосового аппарата.

Правила охраны голоса в связи с наступлением предмутационного периода.

Использовать при мении мягкую и твердую атаку звука.

6.

Вокально-исполнительские навыки

Взаимосвязь зрительного видения звуковысотной и ритмической графикой, развитие слуховых представлений.

Правила чтения хоровых партитур для детского хора, названия голосов, обозначения темпа, ритма, характера исполнения.

Прочитать с листа небольшое произведение (4-8 тактов), сольфеджировать.

7.

Концертно-просветительская деятельность

Выступления на концертах







Основные формы и методы работы

Основной формой учебной и воспитательной работы в хоровом классе является учебное занятие, включающее следующие разделы:

1. Приветствие.

2. Учебно-тренировочный материал.

3. Работа с репертуаром - центральная часть занятия.

4. Игры. Прощание.

Упражнения, предлагаемые детям в разделе 2, содействует освоению основных вокально-хоровых навыков.

Раздел 3 подразумевает знакомство с музыкальным произведением, слушание и анализ, разучивание (в том числе работа над метроритмом) и повторение ранее изученных музыкальных произведений.

Заключительная часть урока - момент психологической разрядки. Он включает в себя игры-инсценировки песен, музыкально-ритмические игры.

Учитывая специфические особенности восприятия и работоспособности учащихся подготовительного отделения, каждое занятие включает различные виды певческой деятельности: пение с музыкальным сопровождением и без него, пение с движениями, пение с ритмическим аккомпанементом (возможно использование детских шумовых инструментов для ритмического сопровождения), пение с названием звуков, пение с показом рукой движения мелодии, пение с дирижированием, инсценирование песен, пение упражнений для приобретения певческих навыков, слушание и анализ песен (наиболее яркие выразительные средства, структура, характер и т.д.).

Различные виды певческой деятельности тесно связаны друг с другом, оказывают взаимное влияние. Разнообразны также формы их организации: групповое пение, пение по подгруппам, индивидуальное пение (занятия с солистами; прослушивания учащихся с целью наблюдения индивидуального развития).

На занятиях преобладает пение по слуху, так как программа почти полностью исключает на начальном этапе знание нотной грамоты. Элементы теории музыки вводятся лишь после того, как в ребятах вызван интерес и любовь к музыке, выработаны первоначальные навыки слухового восприятия и исполнения музыки, накоплен некоторый слуховой опыт.

Песенный репертуар включает в себя: упражнения для развития голоса и формирования вокально-хоровых навыков; песни для различных видов певческой деятельности. Репертуар подбирается в соответствии с физическими и психическими особенностями детей дошкольного возраста.

Основные методы воспитания и обучения в хоровом классе:

  • наглядно-слуховой метод;

  • словесный метод;

  • наглядно-зрительный метод;

  • практический метод.

Наглядно-слуховой метод подразумевает исполнение музыкальных произведений преподавателем или использование фонограмм, аудиоматериалов. Без него неосуществимо восприятие музыки. Преподаватель должен уметь выразительно, ярко, художественно исполнять музыкальные произведения, чтобы вызвать у детей сопереживание музыки, эмоциональное ее восприятие.

Словесный метод заключается в том, что преподаватель организует внимание детей, передает им определенные знания: о музыке, композиторах, исполнителях; поясняет музыкальные произведения, которые они слушают, учит самостоятельно применять освоенные умения и навыки на практике.

Так как в дошкольном возрасте дети еще не имеют разнообразного музыкального опыта, и их образная речь еще не достаточно развита, роль педагога в этой области значительно возрастает. Беседа, рассказ, пояснение, разъяснение - таковы разновидности этого метода.

Наглядно-зрительный метод состоит в том, что в процессе разучивания произведения преподаватель использует наглядные материалы (карточки с названиями музыкальных темпов, динамических оттенков, штрихов, длительностей, отдельных речевых слогов, репродукции картин, карточки в виде увеличенного нотного стана с простейшими мелодическими оборотами в тональности До мажор и др.).

Практический метод облегчает детям усвоение музыкальных знаний, помогает закрепить их на собственном опыте. Практические приемы в пении (приемы дикции, правильного дыхания, звукообразования и др.) позволяют детям глубже прочувствовать и осознать значения средств музыкальной выразительности. Хороший результат дают приемы относительной методики с использованием ручных знаков и постепенным введением в интонирование ступеней лада. Система ступенек-символов позволяет в «донотный» период заниматься элементами музыкальной грамоты, включать элементы игры в трудный процесс ладоинтонирования.

Методы музыкального воспитания и обучения в хоровом классе дополняют друг друга. Выбор методов определяют задачи музыкального воспитания, проявление интереса детей к музыкальной деятельности, степень их активности, необходимость индивидуально-дифференцированного подхода, учет возрастных особенностей детей. Как показали исследования последних лет, физиологические особенности деятельности мозга детей 5-7 - летнего возраста требуют максимального использования наглядного метода обучения. При сочетании наглядного показа со словесной инструкцией условные рефлексы у дошкольников формируются наиболее эффективно.

Выбор методов и приемов определяет и этап работы над музыкальным произведением. На первом этапе ведущее место занимают наглядно-слуховой и словесный методы (исполнение произведения преподавателем и беседа о характере музыки). На втором этапе, когда дети осваивают способы исполнения, возрастает роль практического метода, показа приемов исполнения (в том числе и вариативного) в сочетании с другими методами - наглядным, словесным. На третьем этапе (произведение выучено) практический метод приобретает большую долю вариативности, самостоятельности, творчества.



























Условия реализации программы

На подготовительное отделение принимаются дети, прошедшие предварительное прослушивание. При прослушивании оцениваются природные данные: слух, ритм, память, интонация, диапазон, физические качества певческого голоса, эмоциональность, музыкальность. Результаты отмечаются в журнале.

Занятия проводятся группами по 8-10 учащихся один раз в неделю в пределах установленного учебным планом времени, в соответствии со школьным расписанием. В классе обязательно наличие фортепиано, учебно-методической и нотной литературы, необходимого наглядно-дидактического материала, аудио и видео аппаратуры для слушания музыки.

При составлении расписания занятий необходимо учитывать особенности биологического ритма детского организма (периода улучшения и ухудшения функционального состояния). У большинства здоровых детей отмечается два выраженных подъема: первый с 8 до 11-12ч., второй - в 16-18ч. Следовательно, занятия с дошкольниками следует проводить в утренние часы.

Понимание особенностей детской физиологии требует от преподавателя соблюдения охраны и гигиены детского певческого голоса. Учитывая, что пение - процесс физиологический, в котором происходит большая затрата энергии, а также мобилизация внимания, не следует допускать переутомления детей. Необходимо проводить занятия в проветренных, не душных помещениях, соблюдать оптимальный ритм работы и отдыха, не допускать форсированного звучания голосов, остерегаться исполнения завышенного по трудности репертуара и не злоупотреблять неудобной (высокой или низкой) тесситурой.

Вокально-хоровой репертуар составляется на основе следующих критериев:

  • соответствие физиологическим особенностям певческого аппарата детей в целях охраны здоровья детского голоса;

  • адекватность психическим особенностям учащихся;

  • высокий уровень художественных достоинств;

  • небольшой объем произведения;

  • образные и жанровые контрасты произведений;

  • воспитательная направленность.



























Организация контроля и предполагаемый результат

На подготовительных отделениях ДМШ принята без оценочная система.

Навыки и умения, приобретаемые учащимися в ходе реализации программы, отслеживаются в процессе индивидуальной работы на занятиях в течение всего учебного года.

В конце каждого полугодия проводятся контрольные уроки, в ходе которых учащиеся индивидуально поют 1-2 произведения с сопровождением (а самые способные без сопровождения) из репертуара своего хора.

В течение учебного года планируется ряд творческих показов: открытые репетиции для родителей и преподавателей, участие в школьных концертах и на родительских собраниях.

Рекомендуемое количество выступлений в году - 3 - 4.

За учебный год в хоровом классе должно быть пройдено примерно следующие количество произведений -15-20.

Предполагаемый результат:

  • умение применить полученные вокально - хоровые навыки на практике;

  • знание основных музыкальных терминов и элементов музыкального языка;

  • знание произведений мировой классической, народной и современной музыки на уровне узнавания;

  • умение работать в коллективе и доброжелательный стиль общения;

  • развитие общей музыкальности и чувства ритма;

  • развитие образного мышления и эмоциональной отзывчивости на музыку;

  • развитие речевой культуры.



Методические рекомендации по работе с хором учащихся подготовительного отделения.



Примерный возраст учащихся 1 года обучения составляет 6 лет. Голосовой аппарат детей этого возраста отличается хрупкостью, ранимостью. Гортань с голосовыми связками еще недостаточно развиты. Связки короткие. Звук очень слабый. Он усиливается резонаторами. Грудной (низкий) резонатор развит очень слабо, чем головной (верхний), поэтому голос у детей 6 лет несильный, хотя порой и звонкий.

Дети этого возраста могут петь в диапазоне ре первой октавы - до второй октавы. Низкие звуки звучат более напряженно, поэтому в работе с детьми надо использовать песни с удобной тесситурой, в которых встречается больше высоких звуков, а низкие должны быть проходящими. Удобными (примарными) звуками для детей 6 лет являются (ми) фа-си первой октавы. Именно в этом диапазоне звучание наиболее легкое, естественное, звук до первой октавы звучит тяжело, напряженно, поэтому его надо избегать.

В результате систематической работы с детьми, направленной на реализацию программных требований в развитии голоса и формировании вокально-хоровых навыков, к концу 1 года обучения дети уже могут достаточно чисто интонировать мелодии в пределах 5-6 звуков. Однако уровень развития мелодического слуха, музыкальной памяти, певческих навыков у детей 1 года обучения еще очень разнороден.

Многие дети поют нечисто, объем диапазона голоса ограничен и смещен вниз. Причины плохой интонации могут быть следующие: нелюбовь к пению, стеснительность или чрезмерная активность, отсутствие координации слуха и голоса, заболевания голосовых связок, физиологические расстройства слухового аппарата, слабость слухового внимания, мышечная зажатость. Если причины плохой интонации не связаны с физической патологией, для многих учащихся проблема чистого интонирования, как правило, разрешима. Следует выявить группу детей с ограниченным объемом голоса и уделять этим детям специальное внимание: подбадривать их, учить с ними специальные вокально-хоровые упражнения, транспонировать песни в удобную тональность, усаживать ближе к учителю, слушать себя и других во время пения. Благодаря частому пению и упражнениям детский голос постепенно развивается, его диапазон увеличивается.

Следует чаще сравнивать и обсуждать с детьми пение отдельных учащихся, различать правильное и неправильное пение, обращать внимание на ошибки. Проверку пения хорошо проводить с небольшой группой детей, поручив каждому по отдельной фразе из разучиваемой песни.

Дифференцированное обучение предполагает наряду с работой с «гудошниками» активизацию хорошо поющих детей посредством поручения им соло, а также участия в показе-образце правильного пения.

В основе выразительного пения, формирования слуха и голоса лежат вокально-хоровые навыки.





Примерный репертуарный список

  1. Петушок. Обр. А. Гречанинова.

  2. Коровушка. Обр. М. Красева.

  3. Зайчик. Русская народная песня. Обр. В. Агафонникова.

  4. Воробей. Муз. Филиппенко. Сл. Т. Волгиной.

  5. Дудочка. Муз. В. Карасевой. Сл. Н. Френкель.

  6. Жук. Стихи Ю. Мориц.

  7. Лошадка. Муз. А. Филиппенко. Сл. Т. Волгиной

  8. Птичка. Муз. Т. Попатенко. Сл. Н. Найденовой.

  9. Воробей. Муз. В. Герчик. Сл. А. Чельцова.

  10. Фонарики. Муз. Л. Гуртовой. Сл. Н. Вересокиной.

  11. Солнечный зайчик. Муз. В. Мурадели. Сл. М. Садовского.

  12. Простая песенка. Муз. В. Дементьева. Сл. В. Семернина.

  13. Часики. Сл. О. Сердобольского.

  14. Утренняя песенка.

  15. Мечта. Сл. Т. Григорьевой.

  16. Добрый день. Сл. В. Суслова.

  17. Учусь у мамы. Муз. В. Ефимова. Сл. В. Приходько.

  18. Аквариум. Сл. Л. Куклина.

  19. Дождик-озорник. Сл. Г. Гоппе.

  20. Фонарик. Сл. А. Барто.

  21. Если снег идет. Муз. В. Семенова. Сл. Л. Дымовой.

  22. Листья золотые. Муз. Т. Попатенко. Сл. Н. Найденовой.

  23. Про меня и муравья. Муз. и сл. Л. Абелян.

  24. Наша елочка. Муз. и сл. А. Штерна.

  25. Морозята. Сл. Л. Тоткашевой.

  26. Снежинки. Муз и сл. Т Шикаловой.

  27. Подарок маме. Муз. А Филиппенко. Сл. Т. Волгиной.

  28. Гномик. Муз. О. Юдахиной. Сл. Г. Новицкой.

  29. Солнышко. Муз. Л. Князевой. Сл Русские народные.

  30. Маленькая песенка. Муз. С. Бодренкова. Сл. И. Заграевской.

  31. Утро. Муз. И. Космачева. Сл. М. Яснова.

  32. Песенка медвежонка. Муз. И. Кадомцева. Сл. В. Шульжика.

  33. Весна в кувшине. Муз. О. Юдахиной. Сл. М. Пляцковского.

  34. Грибная песенка. Муз. В. Голикова. Сл. Ю. Полухина.

  35. Жу-жу-жу. Муз. Д. Львова-Компанейца. Сл. Л. Дымовой.

  36. Ёжик. Муз. и сл. Э. Елисеевй-Шмидт.

  37. Теленок. Муз. В. Ефимова. Сл. Я. Пиркулиева.

  38. Начинаем мы считать. Муз. А. Аабрамова. Сл. А. горина.

  39. Веснушки. Муз. Б. карахана. Сл. В. шифриной.

  40. Ку-ку! Сл. Б. Ходжи.







Перечень учебно-методического обеспечения

  1. Андреева М., Конорова Е. Первые шаги в музыке: Методическое пособие для подготовительных классов детских музыкальных школ. - М.: Советский композитор,1983.

  2. Любимые песни малышей: Для голоса (хора) в сопровождении фортепиано. - М.: Музыка,2002.

  3. Песни для детского хора / Сост. Вл. Соколов. - Вып. 13. - М.,1977.

  4. Зимина А. Инсценирование песен на занятиях с детьми 4-7 лет. Практикум для педагогов. - М.: ГНОМ и Д, 2001.

  5. Любимые песни малышей: Для голоса (хора) В сопровождении фортепиано. - М.: Музыка, 2002.

  6. Девочкина О. Пой вместе со мной: Песни для детей 3-4-х лет. - М.: Аркти, 2002.

  7. Металлиди Ж., Перцовская А. Сольфеджио для дошкольной группы: Учебное пособие. - СПб.: Композитор, 1999.

  8. Металлиди Ж. Чудеса в решете: Песни для детей дошкольного возраста. - СПб.: Композитор, 1998.

  9. Фролова И. Каждому по песенке: Песни для детей. - Екатеринбург,2003.

  10. Фролова И. Музыкальный городок: Песни для детей. - Екатеринбург,2003.

  11. Стоклицкая Т. 100 уроков сольфеджио для самых маленьких: Хрестоматия. Часть 1. - М.: Музыка, 1998.

  12. Стоклицкая Т. 100 уроков сольфеджио для самых маленьких: Хрестоматия. Часть 2. - М.: Музыка, 1998.

  13. Поплянова Е. А мы на уроке - играем!: Музыкальные игры, игровые песни.- М.: Новая школа, 1994.

  14. Пойте с нами: Песни для детей младшего и среднего возраста. Учебное пособие. Выпуск 1. - СПб.: Композитор, 2002.

  15. Попов В., Тихеева Л., Школа хорового пения: Для школьников младшего возраста. Пение без сопровождения и в сопровождении фортепиано. Выпуск 1. - М.: Музыка, 1986.

  16. Хороводы, музыкальные игры: Описания с нотным приложением. - СПб.: Композитор, 1997.

  17. Бырченко Т. С песенкой по лесенке: Методическое пособие для подготовительных классов детских музыкальных школ. - М.: Советский композитор, 1983.

  18. Зелесский В. Песни для детей разного возраста. - М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 2003.

  19. Мерзлякова С., Мерзлякова Т. Музыкально игровой материал для дошкольников и младших школьников: Наш веселый хоровод. Учеб. - метод. Пособие: В 3 вып. - М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС,2002- Вып. 1.

  20. Струве Г. Каноны для детского хора. - СПб.: Лань, 1998.

  21. Музыка в школе: песни и хоры для учащихся начальной школы / Сост. Г. П. Сергеева. - М., Музыка, 2000.

  22. Абелян Л. Песни, игры, танцы, шутки для моей малютки. - М.: Классика - 21, 2004.

  23. «Поющее детство». Произведения для детского хора. / сост. Мякишев И., М., 2002.

  24. «Песни для детского хора». Вып. 12. / сост. Соколов В., М., 1975.

  25. Пчелка: Песни и хоры русских композиторов в сопровождении фортепиано

для детей младшего возраста. - М.: Музыка, 1996.

Наглядные материалы:



  • Карточки в виде увеличенного нотного стана с небольшими простейшими мелодическими оборотами в тональности До мажор;

  • Карточки с названиями музыкальных темпов, динамических оттенков, штрихов, длительностей, отдельных речевых слогов;

  • Репродукции картин.

Учебно-методическая литература для преподавателя



  1. Боброва Е. Слушание музыки. Программа для подготовительного отделения ДМШ. - Лангепас,2005г.

  2. Боброва Е. Ритмика. Программа для подготовительного отделения ДМШ. - Лангепас,2005г.

  3. Музыкальное воспитание в школе. Вып. 16/ Сост. О.А. Апраксина .М.:Музыка,1985.

  4. Рекомендации к практическим занятиям по методике музыкального воспитания. Волгоград: Перемена,1993.

  5. Кабалевский Д.Б. Как рассказать детям о музыке? М.: Просвещение, 1989.

  6. Кабалевский Д.Б. Сила искусства. Молодая гвардия,1984.

  7. Орлова Т., Бекина С. Учите детей петь. Вып. 1. - М.: Просвещение, 1987 - 12с.

  8. Орлова Т., Бекина С. Учите детей петь. Вып. 1. - М.: Просвещение, 1988.

  9. Юссон Р. Певческий голос. - М.,1974.

  10. Струве Г. Школьный хор. - М.,1981.

  11. Назаренко И. Искусство пения. - М.,1968.

  12. Дмитриева Л., Черноиваненко Н. Методика музыкального воспитания в школе. - М.: Академия,2000.

  13. Виноградов К. Работа над дикцией в хоре. - М.,1967.

  14. Яременко Е. Музыка, начальная школа. - М,: Дрофа,2001.

  15. Добровольская Н., Орлова Н.. Что надо знать учителю о детском хоре. М.: Музыка,1972.

  16. Попов В. О развитии певческого голоса младших школьников. // Музыкальное воспитание в школе. Вып. 16. - М.: Музыка,1985.

  17. Вегрус Л. Начальное интенсивное хоровое пение. - СПБ.: Музыка,2000.

  18. Радынова О., Катинене А., Палавандишвили М. Музыкальное воспитание дошкольников. - М.: Академия,2000.

  19. Стулова Г. Развитие детского голоса в прпоцессе обучения пению. - М.: Прометей,1992.

  20. Лихачев Б. Философия воспитания. - М.,1995













План учебно - воспитательной работы



Мероприятия

Место проведения

Задачи

1. Концерты для родителей (декабрь; май).

Концертный зал ЛГ МАОУ ДОД «Музыкальная школа»

  • применить полученные знания на практике;

  • сформировать коммуникативные компетенции;

  • развить эмоциональную отзывчивость на музыку и образное мышление;

  • стимулировать развитие речи.

2. Посещение школьных концертов и участие в школьных мероприятиях

Концертный зал ЛГ МАОУ ДОД «Музыкальная школа»

  • обогатить запас слуховых впечатлений;

  • приобщить к мировым и Отечественным культурным ценностям;

  • сформировать коммуникативные компетенции;

  • развить эмоциональную отзывчивость на музыку и образное мышление.



Список используемой литературы



  1. Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 №3266-1 (с изменениями и дополнениями).

  2. Коллективное музицирование «Хор» примерная программа для детских музыкальных школ и музыкальных отделений детских школ искусств, научно-методический центр по художественному образованию, Министерство культуры РФ, Москва, 2003.

  3. Типовое положение об образовательном учреждении допольнительного образования детей, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 07 марта 1995 №223 (с изменениями и дополнениями).

  4. Письмо Департамента образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 17.04.2007. №2243 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».

  5. Как составить рабочую программу учебного курса: методические рекомендации для работников образования Красноярского краевого института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Министерства образования и науки Красноярского края / ред. Н.Л. Солянкина.- Красноярск: Изд-во КК ИПКиПП Ро, 2009.-27с.

















Приложение










Утверждаю:

Директор

ЛГ МАОУ ДОД «МШ» ___________С.А.Бобров

«____» __________ 2015 г.

Календарно-тематическое планирование по предмету «Хоровое пение»

Отделение раннего эстетического развития

первый год обучения

преподаватель Сырокваша В.В.

урока

Тематика урока

Количество часов

Общее

кол-во

часов

теория

практика

Урок №1

Введение в предмет «Хоровое пение». Организационный урок. Правила певческой установки. Посадка певца, положение корпуса, головы. Навыки пения сидя и стоя. Прослушивание детских голосов.

0,5

0,5

1

Урок №2

Формирование певческой установки и дыхания на примере попевок «Андрей - воробей», «Сорока». Разучивание вокально-хорового произведения.

0,5

0,5

1

Урок №3

Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой «Кошечка», «Насос», «Обними плечи». Работа над ритмом в произведении.

0,5

0,5

1

Урок №4

Вокально-хоровые упражнения. Работа дикцией в произведении.

0,5

0,5

1

Урок №5

Вокально-хоровые упражнения. Разучивание вокально - хорового произведения.

0,5

0,5

1

Урок №6

Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой «Маятник», «Свеча». Работа над правильным формированием гласных звуков в произведении.

0,5

0,5

1

Урок №7

Вокально-хоровые упражнения. Работа над художественным образом в произведении.

0,5

0,5

1

Урок №8

Вокально-хоровые упражнения. Разучивание вокально-хорового произведения.

0,5

0,5

1

Урок №9

Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой «Кошечка», «Ладошки», «Обними плечи». Работа над ритмом в произведении.

0,5

0,5

1

Урок №10

Работа над дикцией на примере скороговорок. Работа над дикцией, дыханием в произведении.

0,5

0,5

1

Урок №11

Вокально-хоровые упражнения. Работа над звуковедением в произведении.

0,5

0,5

1

Урок №12

Артикуляционная гимнастика. Повторение разученных произведений.

0,5

0,5

1

Урок №13

Вокально-хоровые упражнения. Разучивание вокально-хорового произведения.

0,5

0,5

1

Урок №14

Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой «Кошечка», «Насос», «Обними плечи». Работа над ритмом в произведении.

1

1

Урок №15

Вокально-хоровые упражнения. Работа дикцией в произведении.

0,5

0,5

1

Урок №16

Вокально-хоровые упражнения. Разучивание вокально - хорового произведения.

0,5

0,5

1

Урок №17

Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой «Маятник», «Обними плечи», «Свеча». Работа над правильным формированием гласных звуков в произведении.

0,5

0,5

1

Урок №18

Вокально-хоровые упражнения. Работа над художественным образом в произведении.

0,5

0,5

1

Урок №19

Вокально-хоровые упражнения. Разучивание вокально-хорового произведения.

0,5

0,5

1

Урок №20

Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой «Маятник», «Насос», «Свеча». Работа над ритмом в произведении.

0,5

0,5

1

Урок №21

Работа над дикцией на примере скороговорок. Работа над правильным формированием гласных звуков, дикцией в произведении.

0,5

0,5

1

Урок №22

Вокально-хоровые упражнения. Работа над звуковедением, дыханием в произведении. Разучивание вокально-хорового произведения.

0,5

0,5

1

Урок №23

Артикуляционная гимнастика. Работа над правильным произношением гласных и согласных звуков в произведении.

0,5

0,5

1

Урок №24

Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой «Ладошки», «Насос», «Маятник». Работа над звуковедением в произведении.

0,5

0,5

1

Урок №25

Работа над дикцией на примере скороговорок. Работа над дикцией в произведении.

0,5

0,5

1

Урок №26

Вокально-хоровые упражнения. Повторение разученных произведений, работа над художественным образом.

Урок №27

Повторение произведений. Подготовка к концерту.

0,5

0,5

1

Урок №28

Урок-концерт

1

Итого: 28 уроков

28

Согласовано:

Заместитель

директора по учебной части

_____________ И.Н.Чухрова

«___» ___________ 2015 г.


Согласовано:

Заведующий отделением

музыкально-теоретических дисциплин и хора

_______________С.Д. Киор

«___» ___________ 2015 г.











Утверждаю:

Директор

ЛГ МАОУ ДОД «МШ» ___________С.А.Бобров

«____» __________ 2015 г.

Календарно-тематическое планирование по предмету «Хоровое пение»

Отделение раннего эстетического развития

второй год обучения

преподаватель Сырокваша В.В.

урока

Тематика урока

Количество часов

Общее

кол-во

часов

теория

практика

Урок №1

Введение в предмет «Хоровое пение». Организационный урок. Правила певческой установки. Посадка певца, положение корпуса, головы. Навыки пения сидя и стоя. Прослушивание детских голосов.

0,5

0,5

1

Урок №2

Формирование певческой установки и дыхания на примере попевок «Андрей - воробей», «Сорока». Разучивание вокально-хорового произведения.

0,5

0,5

1

Урок №3

Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой «Кошечка», «Насос», «Обними плечи». Работа над ритмом в произведении.

0,5

0,5

1

Урок №4

Вокально-хоровые упражнения. Работа дикцией в произведении.

0,5

0,5

1

Урок №5

Вокально-хоровые упражнения. Разучивание вокально - хорового произведения.

0,5

0,5

1

Урок №6

Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой «Маятник», «Свеча». Работа над правильным формированием гласных звуков в произведении.

0,5

0,5

1

Урок №7

Вокально-хоровые упражнения. Работа над художественным образом в произведении.

0,5

0,5

1

Урок №8

Вокально-хоровые упражнения. Разучивание вокально-хорового произведения.

0,5

0,5

1

Урок №9

Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой «Кошечка», «Маятник», «Обними плечи». Работа над ритмом в произведении.

0,5

0,5

1

Урок №10

Работа над дикцией на примере скороговорок. Работа над дикцией, дыханием в произведении.

0,5

0,5

1

Урок №11

Вокально-хоровые упражнения. Работа над звуковедением в произведении.

0,5

0,5

1

Урок №12

Артикуляционная гимнастика. Повторение разученных произведений.

0,5

0,5

1

Урок №13

Вокально-хоровые упражнения. Разучивание вокально-хорового произведения.

0,5

0,5

1

Урок №14

Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой «Кошечка», «Насос», «Обними плечи». Работа над ритмом в произведении.

1

1

Урок №15

Вокально-хоровые упражнения. Работа дикцией в произведении.

0,5

0,5

1

Урок №16

Вокально-хоровые упражнения. Разучивание вокально - хорового произведения.

0,5

0,5

1

Урок №17

Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой «Маятник», «Ладошки», «Свеча». Работа над правильным формированием гласных звуков в произведении.

0,5

0,5

1

Урок №18

Вокально-хоровые упражнения. Работа над художественным образом в произведении.

0,5

0,5

1

Урок №19

Вокально-хоровые упражнения. Разучивание вокально-хорового произведения.

0,5

0,5

1

Урок №20

Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой «Маятник», «Свеча». Работа над ритмом в произведении.

0,5

0,5

1

Урок №21

Работа над дикцией на примере скороговорок. Работа над правильным формированием гласных звуков, дикцией в произведении.

0,5

0,5

1

Урок №22

Вокально-хоровые упражнения. Работа над звуковедением, дыханием в произведении. Разучивание вокально-хорового произведения.

0,5

0,5

1

Урок №23

Артикуляционная гимнастика. Работа над правильным произношением гласных и согласных звуков в произведении.

0,5

0,5

1

Урок №24

Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой «Ладошки», «Насос», «Маятник». Работа над звуковедением в произведении.

0,5

0,5

1

Урок №25

Работа над дикцией на примере скороговорок. Работа над дикцией в произведении.

0,5

0,5

1

Урок №26

Вокально-хоровые упражнения. Повторение разученных произведений, работа над художественным образом.

Урок №27

Повторение произведений. Подготовка к концерту.

0,5

0,5

1

Урок №28

Урок-концерт

1

Итого: 28 уроков

28

Согласовано:

Заместитель

директора по учебной части

_____________ И.Н.Чухрова

«___» ___________ 2015 г.


Согласовано:

Заведующий отделением

музыкально-теоретических дисциплин и хора

_______________С.Д. Киор

«___» ___________ 2015 г.



11


© 2010-2022