Дополнительная образовательная общеразвивающая программа Грация по хореографии

Программа основана на традиционных методиках преподавания хореографических дисциплин, но переработана и адаптирована мной под конкретные задачи объединения. Программа охватывает 3 первых года обучения (из 7 предполагаемых), включая 1-й подготовительный классПомимо обучения основам классического и народно-сценического танца, в программу входит обучение актерскому мастерству, развитие музыкального слуха и чувства ритма. Программа разработана для детей со средними природными данными и ориентирована...
Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Администрация Муниципального образования город Гусь-Хрустальный

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Центр дополнительного образования детей «Исток»


РЕКОМЕНДОВАНА:

Методическим Советом

МБУДО «ЦДОД «Исток»

Протокол №___ от__________2015г.

_______________________________

«______»_______________________

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБУДО «ЦДОД «Исток»

Приказ №___от «__»_________2015г.

_________________Т.А. Дубова

«____»______________________





Дополнительная образовательная

общеразвивающая программа

«Грация»

(по хореографии)






Автор-составитель:

педагог дополнительного

образования

Землянская Мария МихайловнаВозраст обучающихся:

6-14 лет

Срок реализации:

3 года



г. Гусь-Хрустальный

2015 год

Направленность образовательной деятельности:

Художественно-эстетическая

Цель программы:

Создавать условия для формирования всесторонне интеллектуальной, эстетически и физически развитой творческой личности

Продолжительность обучения: 3 года

Возраст учащихся: 6-14 лет

Форма проведения занятий:

Групповая, индивидуальная

Режим занятий:

2-3 раза в неделю до 2 уроков от 30 до 45 мин.

Аттестация:

1. Входной контроль

2. Текущая аттестация

2. Промежуточный контроль

Форма организации аттестации:

Контрольный урок, концертное выступление, класс-концерт

Количество детей в группах: 10-15 человек

Форма детского объединения:

Хореографическая группа

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная программа представляет собой разработанный дополнительный образовательный курс художественно-эстетического направления. Программа направлена на обучение обучающихся классическому и народно-сценическому танцу, знакомство с историко-бытовым и эстрадным танцем с помощью матер-классов и хореографических постановок, а также развитие общефизических, артистических и исполнительских способностей.

В основе данной программы лежит учебное пособие «Азбука классического танца. Первые три года обучения.» Н.П. Базаровой и В.П. Мей. Данное пособие было мной переработано, адаптировано и дополнено под конкретное творческое объединение, исходя из педагогического опыта и возможностей детей, принимаемых к обучению в данное объединение.

Программа актуальна, поскольку является комплексной, вариативной, предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров. Особое внимание уделяется развитию пластики тела, что приобщает детей к здоровому образу жизни, укрепляет психическое и физическое здоровье.

Новизна программы состоит в том, что в ней учтены и адаптированы к возможностям детей разных возрастов основные направления танца и пластики, включающие: гимнастику, ритмику, классический, историко-бытовой, народно-сценический и современный танец. В программе суммированы особенности программ по перечисленным видам танца, что позволяет ознакомить обучающихся со многими танцевальными стилями и направлениями.

Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что такой подход к обучению направлен на максимальное раскрытие творческого потенциала и темперамента детей, возможность их реализации в разных направлениях хореографического искусства, а также на развитие их сценической культуры.

ЭТАПЫ И СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.

Программа ориентирована на возраст обучающихся 7-14 лет группами по 10-15 человек и рассчитана на период обучения 3 года.

Согласно СанПиН 2.4.4.3172-14 занятия в объединении проводятся по группам, подгруппам, индивидуально или всем составом объединения.

Зачисление детей для обучения осуществляется при отсутствии медицинских противопоказаний. По результатам входной аттестации, проводимой в виде урока, позволяющего определить физические способности ребенка, производится формирование групп.

Продолжительность занятий (в соответствии с рекомендациями СанПиН 2.4.4.3172-1):

1 год обучения - 2 раза в неделю, 2 урока от 30 до 45 минут (в зависимости от возраста обучающихся)

2 - 3 года обучения - 3 раза в неделю, 2 урока по 45 минут.

Для достижения наилучшего результата учащимися, образовательный процесс разбит на 2 этапа:

1 этап - подготовительный класс для детей 1 года обучения (развитие физических данных, создание благоприятных межличностных отношений в группе);

2 этап - знакомство с видами хореографического искусства, начальная подготовка исполнителей классического и народно-сценического танца (2 и 3 года обучения)

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ.

Основная цель программы - создавать условия для формирования всесторонне интеллектуальной, эстетически и физически развитой творческой личности.

ЗАДАЧИ.

1. Обучающие задачи заключаются в том, чтобы:

  • дать представление об элементах гимнастики, ритмики, а также основных направлениях хореографии: классический танец, народно-сценический танец, историко-бытовой танец, современный танец;

  • обеспечить практическое применение теоретических знаний в области различных танцевальных техник;

2. Воспитательные задачи направлены на то, чтобы:

  • воспитать качества инициативности, целеустремленности, ответственности по отношению к своему и чужому труду;

  • помочь в формировании художественного вкуса, эмоционально-ценностного отношения к искусству;

  • сформировать готовность к социальному и профессиональному самоопределению;

  • привить эстетический подход к внешнему виду и окружающей среде;

  • обеспечить социализацию детей в коллективе и способствовать возникновению уважительных отношений между обучающимися;

  • способствовать формированию творческой личности.

3. Развивающие задачи подразумевают постепенное физическое совершенствование и привитие специальных навыков:

  • координации;

  • ловкости;

  • силы;

  • выносливости;

  • гибкости;

  • правильной осанки, являющейся условием здорового позвоночника;

  • музыкально-пластической выразительности;

  • активизации специфических видов памяти: моторной, слуховой и образной.



УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.

Программа разделена на отдельные тематические часы, но в связи со спецификой занятий в объединении границы их несколько сглаживаются: на одном занятии могут изучаться элементы классического или народного танца, а также упражнения на ритмичность, музыкальность и актерское мастерство. Работа строится таким образом, чтобы не нарушать целостный процесс, учитывая тренировочные цели, задачи эстетического воспитания и конкретные перспективы коллектива.

1 ГОД ОБУЧЕНИЯ

Тема

Количество часов

теория

практика

всего

1.

Вводное занятие:

Правила поведения в клубе

Правила поведения в танцевальном зале

1





1

-

2

2.

Гимнастика:

-

-

73


упражнения на полу

1

30

-


растяжка

-

10

-


упражнения на середине зала

2

30

-

3.

Элементы классического экзерсиса:

-

-

28


упражнения на коленях

1

7

-


упражнения для рук


10

-


перегибы корпуса


9

-


прыжки


1


4.

Развитие слуха, ритма

2

3

5

5.

Ансамбль

-

36

36


Итого:

8

136

144



  1. Гимнастика:

    1. Упражнения для разогрева, подготовке к работе и укрепления:

      1. стоп;

      2. спины;

      3. ног;

      4. мышц «корсета»;

    2. Упражнения для развития гибкости (наклоны, прогибы)

    3. Упражнения на растяжку;

    4. Упражнения для разогрева на середине зала

  2. Элементы классического экзерсиса:

    1. исполняемые на коленях и лежа, что служит основой в формировании крепкой правильной осанки, устойчивости, а также правильной работы мышц при дальнейших занятиях у станка;

    2. 1, 3 и 6 позиции ног;

    3. ПП, 1-3 позиции рук, положение рук на поясе;

    4. Комбинация прыжков «зайки»;

    5. Подготовка к chenne у станка;

    6. Releve на полупальцы по 1,2, 6 позициям;

  3. Упражнения на развитие музыкального слуха, чувства ритма

  4. Ансамбль.

2 ГОД ОБУЧЕНИЯ

Тема

Количество часов

теория

практика

всего

1.

Вводное занятие:

Правила поведения в клубе

Правила поведения в танцевальном зале

1





1

-

2

2.

Гимнастика

-

-

18


упражнения на полу

-

12

-


растяжка

-

6

-

3.

Классический танец

-

-

91


упражнения у станка

2

33

-


растяжка

1

16

-


упражнения на середине

2

17

-


прыжки

2

18

-

4.

Русский танец

-

-

64


ходы

2

14

-


дроби

2

14

-


упражнения на середине зала

2

30

-

5.

Развитие слуха, ритма

2

3

5

6.

Ансамбль

-

36

36


Итого:

17

199

216

1. Классический танец

  1. Позиции ног, рук. Пространство зала.

  2. у станка:

    1. demi-plie;

    2. battement tendu

    3. demi rond de jambe par terre en dehors и en dedans;

    4. passé par terre;

    5. положение ноги sur le cou-de-pied;

    6. rond de jambe per terre en dehors и en dedans;

    7. battement tendu jete;

    8. battement tendu pour le pied;

    9. battement frappe;

    10. releve на полупальцы;

    11. grand plie;

    12. battement releve lent на 90;

    13. port de bras;

    14. pas suivi;

    15. pas couru;

  3. на середине:

    1. epaulement;

    2. 1-3 port de bras;

    3. Позы классического танца;

    4. Temps lie;

    5. Arabesques;

  4. прыжки:

    1. temps leve soute (По 1, 2 позиции);

    2. changement de pieds;

    3. pas echappe на 2 позицию;

    4. pas assemble;

    5. pas balance;

    6. sissonne simple;

  5. Научатся слышать музыку, различать ритм, улавливать музыкальные акценты.

  1. Русский народно-сценический танец.

  1. Позиции рук и ног;

  2. Ходы:

    1. простой;

    2. переменный с выносом ноги

    3. переменный с притопом;

    4. академический;

    5. припадание;

    6. шаг с 1 ударом;

    7. шаг с 2 ударами;

    8. шаг с каблука;

    9. молоточки;

    10. бег с соскоком.

  3. Удары ногой по VI позиции;

  4. Выстукивающие движения по VI позиции

  5. Дроби:

    1. одинарная;

    2. двойная;

    3. триоль;

    4. дробный шаг;

    5. лошадка;

  6. Движения на середине:

    1. простая веревочка;

    2. веревочка с ударом;

    3. простая моталочка;

  7. Упражнения для пальцев и кистей рук:

    1. сгибание кистей вниз-наверх, руки вытянуты в стороны на уровне плечей;

    2. движения рук из стороны в сторону, имитация полоскания;

  8. Прыжки:

    1. saute по свободной I и VI позициям, руки находятся в IV позиции;

    2. Подскоки на месте и с продвижением вперед с вытянутой и с сокращенной стопой;

  9. Вращения:

    1. с захлестом;

    2. с каблука (3 шага с каблука, перескок с захлестом);

  10. Постановка русского хоровода.



3 ГОД ОБУЧЕНИЯ

Тема

Количество часов

теория

практика

всего

1.

Классический танец

-

-

91


растяжка

-

22

-


упражнения у станка

2

32

-


упражнения на середине

2

17

-


прыжки

1

15

-

2.

Народный танец

-

-

66


упражнения у станка

3

19

-


ходы

1

10

-


дроби

1

10

-


упражнения на середине зала

2

20

-

3.

Развитие слуха, ритма

2

3

5

4.

Ансамбль

-

36

36


Итого:

14

202

216



  1. Классический танец:

  1. у станка:

    1. petit battement на полной стопе и на полупальцах;

    2. battement fondu на полной стопе и на полупальцах;

    3. battement tendu jete pique;

    4. temps releve par terre;

    5. battement double frappe;

    6. rond de jambe en l'air;

    7. battement soutenu;

    8. grand battement jete;

    9. battement developpe;

    10. rond de jambe par terre на plié;

    11. port de bras c rond de jambe par terre на plié en dehors и en dedans;

    12. battement frappe на полупальцах;

    13. battement double frappe на полупальцах;

    14. battement soutenu на 25;

    15. полуповорот в 5 позиции на полупальцах;

    16. port de bras c rond de jambe par terre на plie;

    17. plie releve на 25;

    18. plie releve на 25 с rond de jambe;

  2. на середине:

    1. поворот в 5 позиции на полупальцах;

    2. позы классического танца на 90;

    3. pas de bourree;

    4. attitude;

    5. pas suivi en tournant;

    6. arabesques на 90;

    7. элементарное adagio;

    8. temps lie вперед и назад;

    9. 4-5 Port de bras

    10. pas de bourree с переменой ног en dehors и en dedans;

    11. sissone в 1 arabesque;

    12. preparation;

  3. прыжки:

    1. pas jete;

    2. pas glissade;

    3. jete в маленьких позах;

    4. pas echappe на 1 ногу;

    5. pas assemble в позах;

    6. pas de basque;

    7. sissone ouverte;

    8. sissone fermee;

  4. постановка танцевального номера.

  1. Народно-сценический танец

  1. у станка:

    1. demi и grand plié;

    2. battement tendu;

    3. battement tendu jete;

    4. русское каблучное

    5. rond de jambe par terre;

    6. русская веревочка с поворотом на 360;

    7. battement foundu;

    8. adagio;

    9. flic-flac;

    10. испанские вышагивания и выстукивания;

    11. pas tortille;

    12. grand battement jete;

    13. temps releve

  2. Лицом к станку:

    1. Pas de bourree;

    2. Подбивка в характере белорусского танца;

    3. Подготовка к качалке, качалка;

  3. основные характерные ходы:

    1. украинский;

    2. белорусский;

  4. дроби:

    1. из стороны в сторону;

    2. шаг, двойная, двойная, шаг;

    3. ключи (1,2,3);

    4. комбинации дробей;

  5. на середине:

    1. port de bras;

    2. моталочка с 1 и 2 flic-ами;

    3. веревочка с дробью;

    4. веревочка с выносом;

    5. веревочка с ножницами;

    6. косынка;

    7. комбинации из веревочек;

    8. ковырялочка;

    9. голубцы;

    10. подбивка;

    11. pas de basque;

    12. кабриоль;

    13. гармошка;

  6. вращения:

    1. в подскоках;

    2. на 1 каблуке;

    3. «топорки»;

СПОСОБЫ ПРОВЕРКИ ОСВОЕНИЯ МАТЕРИАЛА ДАННОЙ ПРОГРАММЫ.

Для оценки знаний учащихся, в объединении предусмотрена промежуточная аттестация, проводимая в конце каждого учебного года. Аттестация проходит в форме контрольных уроков, опросов или класс-концертов по выбору педагога.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.

Основной метод работы хореографа - объяснение. Объяснение физическое и словесное. Каждое упражнение при его изучении обязательно демонстрируется педагогом на собственном примере или на учащихся. Демонстрация всегда сопровождается словесным объяснением тонкостей упражнения (характер, высота, ритмичность, логика построения и т.д.). Демонстрация и объяснение вместе дают учащимся полную картину того, чего требует от них педагог и включают разные виды памяти: зрительную, слуховую, двигательную. При необходимости, педагог выполняет упражнения параллельно с учащимися, что позволяет им «снимать» с педагога и примерять на себя упражнения, позы и т.п.

Данная программа построена с учетом традиционных методик, таких как:

  • Система преподавания классического танца А.Я.Вагановой;

  • Теория сценического искусства, метода актерской техники К.С.Станиславского;

а также современных образовательных технологий и методик:

  • Технология обучения в сотрудничестве и развивающее обучение;

  • Технология игрового обучения;

  • Технология здоровьесберегающего обучения;

  • Информационные технологии;

  • Метод личностно-ориентированного образования.

ПРИНЦИПЫ ПРОГРАММЫ.

Программа является развивающим комплексом, построенном на принципе «от простого к сложному», каждый ее этап является логическим продолжением предыдущего.

Данная программа направлена на эстетическое воспитание учащихся посредством хореографического и смежных с ним видов искусств. Уроки хореографии позволяют детям поддерживать и развивать свои физические и артистические способности, приучают к дисциплине и аккуратности, воспитывают уважение к своему и чужому труду, помогают социальной адаптации в коллективе. В процессе постановочной работы и репетиций воспитанники приучаются к сотворчеству, у них развивается художественное воображение, ассоциативная память, творческие способности. В ходе постановочной работы, на репетициях воспитанники осваивают музыкально - танцевальную природу искусства. Развивается творческая инициатива детей, умение передать музыку и содержание образа движением.

Программный материал дает возможность осваивать сюжетно - тематические произведения и привлекать высокохудожественную музыку - классическую, эстрадную, народную.

Очень важно создавать на занятиях различные воспитательные ситуации. Одна из самых важных - ситуация успеха. Самый страшный комплекс у человека - комплекс неудачника, комплекс неполноценности. Необходимо отмечать каждую законченную работу ребенка, похвалить его, указать на допущенные ошибки. Когда дети видят, что их товарищ достиг определенного успеха - это вселяет веру в собственные силы, они радуются за товарища. Это способствует созданию атмосферы взаимоуважения, гордости друг к другу, воспитанию чувства коллективизма.

В конце года проводится заключительное занятие, где подводят итоги проделанной работы, отмечаются достигнутые успехи.

Каникулярный период.

Каникулярный период в объединении, как и в школах, направлен на отдых детей от основных занятий. Именно поэтому в период каникул в объединении предусмотрены развлекательные программы и занятия, которые помогают детям всесторонне развиваться, но в то же время дают физическую и психологическую разгрузку для удачного продолжения обучения, а также способствуют социальной адаптации детей и созданию дружеской, уважительной атмосферы между ними.

Такие занятия включают в себя:

  1. Мастер-классы по рукоделию;

  2. Сюжетно-динамические игры;

  3. Сплочающие мероприятия (team building);

  4. Прогулки в лес;

  5. Подвижные игры на свежем воздухе;

  6. Походы;

  7. Показ презентаций, знакомящих детей с окружающим миром, родным краем, искусством и т.д.;

  8. Участие в культурно-досуговых мероприятиях города.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алексютович Л. «Белорусские народные танцы», Минск, 1978

2. Базарова Н. , Мэй В. «Азбука классического танца» СПб, 2008

3. Барышникова Т. «Азбука музыкального движения», Рольф Москва, 1999

4. Боброва Г. « Искусство грации», Ленинград, 1986

5. Борзов А. «Народно-сценический танец: Экзерсисы у станка», Москва, 2008

6. Бочкарева Н. «Русский народный танец: теория и методика», Кемерово, 2006

7. Вихрева Н. «Классический танец для начинающих», Москва, 2004

8. Джозеф С. Хавилер «Тело танцора. Медицинский взгляд на танцы и тренировки», Харьков, 2004

9. Есаулов И. «Устойчивость и координация в хореографии», Ижевск, 1992

10. Климов А. «Основы русского народного танца», Москва, 1981

11. Колодницкий Г. «Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей», Москва, 1997

12. Королевская академия, пер. Бардиной С. «Балет», Москва, 2003

13. Кэтрэк Н. «Хочу танцевать», Москва, 1998

14. Лопухов А., Ширяев А., Бочаров А. « Основы характерного танца», СПб, 2010

15. Нельсон А., Кокконен Ю., пер. Борич С. «Анатомия растяжки», «Поппури», 2008

16. Новер Ж. Ж. «Письма о танце», СПб, 2007

17. Пуртова Т., Беликова А., Кветная О. «Учите детей танцевать», Москва, 2004

18. ТкаченкоТ. «Народный танец», Москва 1954

СПИСОК РЕКОМЕНДОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ

  1. Барышникова Т. «Азбука хореографии», СПб.,1996

  2. Джозеф С. Хавилер «Тело танцора. Медицинский взгляд на танцы и тренировки», Харьков, 2004

  3. Нельсон А., Кокконен Ю., пер. Борич С. «Анатомия растяжки», «Поппури», 2008

  4. Полятков С.С. «Основы современного танца», «Феникс», 2005

© 2010-2022