Гендерные особенности при занятиях хореографией

Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Гендерные особенности на занятиях хореографией»

Гендерная педагогика в России делает лишь первые шаги, даже сам термин до недавнего времени мало кому был известен. Сейчас, по сравнению с прошлым десятилетием, мы отходим от бесполой педагогики, но учет половых различий происходит в трактовке преимущественно психофизиологической.

Психологи отмечают, что кроме постоянной естественно отличающейся системы воспитания будущих мужчин и женщин есть период у мальчиков (11-12 лет), когда происходит их психологическая идентификация с образом «я - мужчина». Педагоги наблюдают в этот возрастной период антагонистические отношения между девочками и мальчиками. Неприятие противоположного пола - естественный процесс на уровне подсознания, который предполагает необходимость общения только со сверстниками своего пола для благополучного завершения процесса идентификации.

Можно предположить, что совместное воспитание, усложняя процесс идентификации, может быть одной из причин наблюдаемого роста массовой феминизации мужчин, их инфантилизма в выполнении социальной мужской роли мужа (кроме расхожей причины открытой популяризации в средствах массовой коммуникации однополой любви).

Смешанное воспитание и отход от принципов раздельного обучения меняет половую ориентацию, делая ее смешанной: маскулинизирует, омужествляет женщину и феминизирует мужчину.

Так что, падение нравственности может быть напрямую связано с недооцениванием гендерных особенностей развития и смешанным воспитанием в образовательных системах.

Сегодня физическое воспитание детей практически не имеет различий для мальчиков и девочек. Педагоги на протяжении последних нескольких лет ищут пути осуществления дифференцированного подхода. Однако в большинстве все воспитание, ориентировано на «условного» ребенка, а не на мальчика или девочку: те же упражнения, та же нагрузка, та же методика обучения. Половые различия упоминаются лишь в результатах тестирования уровня физического состояния детей, потому что, как правило, нормативы для девочек несколько ниже, чем для мальчиков.

В учебные, игровые, сюжетные, тренирующие занятия в младших классах, важно включать занятия, основанные на гендерных особенностях детей. Структура таких занятий обычна, а вот содержание имеет серьезные отличия. Одним из ведущих принципов должен стать принцип двух начал в педагогическом процессе. Данный принцип подразумевает, что обучение и воспитание дошкольников отражает особенности мужественного начала у мальчиков и женственного у девочек. Педагогический процесс при таком подходе будет иметь различный стиль, различный тон, различную направленность. Для мальчиков - это развитие быстроты, физической и силовой выносливости, воспитание выдержки, смелости; для девочек - развитие чувства ритма, красоты движений, гибкости.

Этот подход осуществляется двумя способами организации занятий.

Первый способ - один раз в неделю занятия проводятся раздельно для мальчиков и для девочек. На этих занятиях целесообразно обучать упражнениям, требующим разных методических подходов для мальчиков и девочек, и заниматься теми видами деятельности, которые вызывают интерес у данной группы детей (например, с мальчиками - присядки и силовые упражнения, с девочками - упражнения не гибкость и грацию). Занятия для девочек строятся в основном на методике игрового стретчинга, игроритмики и игропластики. У мальчиков же преобладают силовые упражнения, подготовка к трюкам.

Второй способ - занятия проводятся совместно, но часть заданий для девочек и мальчиков имеют отличия. Этот вариант проведения занятий тоже имеет две разновидности.

В подготовительной и заключительной части занятия дети выполняют упражнения все вместе, а в основной части занятия они делятся на подгруппы в зависимости от пола, и каждая группа выполняет свое задание.

На протяжении всего занятия дети выполняют упражнения вместе, но ряд упражнений предполагает разные варианты исполнения для мальчиков и

Особенность такой дифференциации в том, что девочки и мальчики не изолированы друг от друга, а в процессе специально организованной деятельности развиваются физические качества, которые принято считать сугубо женскими или сугубо мужскими. Идет углубление понимания половой принадлежности «Я - девочка», «Я - мальчик», развитие представлений детей об отличительных признаках поведения и деятельности женщины и мужчины. Эта позиция проявляется в выборе вида двигательной деятельности, соответствующей полу ребенка.

На таких занятиях используются следующие методические приемы для учета половых особенностей дошкольников:

  1. Различия в подборе упражнений только для мальчиков или только для девочек.

  2. Различия в дозировке (например, девочки отжимаются 5 раз, а мальчики 10 раз).

  3. Различия по времени (например, девочки прыгают через скакалку 1 минуту, мальчики 1,5 минуты).

  4. Распределение ролей в подвижных играх (например, мальчики - медведи, а девочки - пчелки).

  5. Различия в требованиях к качеству выполнения заданий (девочкам и мальчикам мы предъявляем разные требования к выполнению одних и тех же движений: от мальчиков мы требуем большей четкости, ритмичности, затраты дополнительных усилий, а от девочек - больше пластичности, выразительности, грациозности).

  6. Расстановка и уборка снарядов (девочки всегда расставляют и убирают только мелкий, легкий инвентарь, а мальчики группкой в несколько человек - тяжелое оборудование).

  7. Различия в оценке деятельности (для мальчиков важно, что оценивается в их деятельности, а для девочек - кто их оценивает и как. Для мальчиков слово «молодец» эмоционально значимо, а для девочек следует подбирать слова с более сильным эмоциональным компонентом («Ты лучшая в этом движении», «Ты была похожа на балерину», «У тебя очень мягкие движения рукой, кистью», «У тебя самое бесшумное приземление».).

  8. Чаще напоминаем мальчикам о способах выполнения, о требованиях к качеству, так как они больше нуждаются во внимании при «шлифовке» отдельных элементов, техники, чаще приходится использовать помощь в плане тактильно-мышечных ощущений.

В работе с девочками чаще прибегаем к образцу, имитации, словесным указаниям.

  1. Использование условных обозначений на карточках, пиктограммах для

мальчиков и девочек («М», «Д»)

11. Акцентирование внимания детей на мужские и женские виды движенийэ

Мышечная сила, то есть способность мышцы преодолевать сопротивление или противодействие ему - это необходимое качество для любого мальчика. Данное физическое качество развивается в основном методом тренировок с небольшими отягощениями. Например, упражнения для рук мальчикам можно выполнять с наполненными песком мешочками, начиная с веса 100-150 граммов, или с эспандерами в 2-3 резинки; силу ног хорошо развивают подскоки, приседания, медленный бег (особенно - с наполненным песком поясом весом до 500 граммов). Но нужно помнить, что развитие мышечной силы в дошкольном возрасте - очень сложное дело. Постоянный рост ребенка при не сформировавшемся опорно-двигательном аппарате требует сугубо осторожного обращения с нагрузками. Всякое излишнее увеличение, особенно неверно выбранная нагрузка, может привести к отрицательным последствиям, ухудшить, а не улучшить здоровье ребенка.

Развитию силы рук и мышц плечевого пояса способствуют подтягивания на высокой и низкой перекладине. Упражнения на высокой перекладине рекомендуется мальчикам и выполняются из положения виса, не касаясь ногами пола, хватом сверху. Упражнения на низкой, перекладине - для девочек - выполняются хватом сверху из положения виса лежа. В каждое занятие включаем работу по воспитанию правильной осанки, постоянно напоминая детям, что это укрепит их здоровье и поможет стать еще красивее, сильнее, смелее, а девочкам стройнее, грациознее.

Следует помнить, что необходимо учитывать не только половые, но и индивидуальные особенности, склонности и интересы детей, так как иногда девочки проявляют способности к упражнениям с видимой «мальчишеской» направленностью, и наоборот. Поэтому педагог не должен подавлять стремление детей заниматься определенным видом двигательной деятельности.

Половая принадлежность не должна использоваться в качестве довода против какой-то двигательной деятельности. Педагог должен научиться видеть в детях мальчиков и девочек и дифференцировать педагогический процесс в соответствии с этим.

В танцевальных композициях демонстрировать свое мастерство в силе, ловкости, быстроте, а девочки показывают свою гибкость, грацию.









ТЕМА ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЙ.

Сегодня педагоги большинства цивилизованных стран не сомневаются в том, что мальчиков и девочек, юношей и девушек необходимо воспитывать по-разному, потому что в жизни им придется выполнять неодинаковые роли.

Подробно изучены физиологические, интеллектуальные, нравственные, эмоциональные, поведенческие различия мужчин и женщин. Опираясь на результаты многочисленных исследований, сегодня можно создать полные и подробные портреты мужчин и женщин во все периоды их развития и формирования, посмотреть, насколько целесообразным, оправданным и соответствующим природе является предложенное нашей «бесполой» школой педагогическое влияние.

Общие видовые характеристики.

Генетические программы мужчины и женщины отличаются между собой. Очевидные физиологические различия обнаружены в сфере зрения, слуха, осязания, обоняния, протекания познавательных и эмоциональных процессов,

Зрение. Женщины ярче воспринимают цвета. Женский глаз по сравнению с мужским, имеет большую площадь белка, что обеспечивает ему большую возможность воспринимать и отправлять сигналы. Женщины способны охватить взглядом сектор в 45° со всех сторон: слева, справа, вверху и внизу. У мужчин «туннельное» зрение, объясняющее их способность четко и ясно видеть то, что расположено перед ними. В связи с этим проводить наглядное обучение мальчиков и девочек с помощью одинаковых средств нерационально.

Слух. Программы слуха у женщин функционируют лучше, чем у мужчин, и настроены на восприятие высоких частот. Однако мужчины могут безошибочно определить, откуда доносится звук. Женский мозг обладает способностью классифицировать звуки и принимать решение относительно каждого из них, поэтому женщины могут одновременно слышать все звуки своих детей, разговаривать между собой, варить обед и следить за передачей по телевизору. Девочки в классах могут выполнять несколько работ одновременно, например, слушать стихи, рисовать или вязать.

Осязание. С момента рождения девочки гораздо более чувствительны к прикосновениям, чем мальчики. Чувствительность кожи взрослой женщины в десять раз превышает чувствительность кожи мужчины.

Обоняние. Женщина может протестировать состояние имунной системы мужчины в течение трех секунд после встречи с ним. Ее нос определяет наличие феромонов (половых гормонов) и особый мужской запах. Стоит ли воспитывать в классах общие для мальчиков и девочек эстетические понятия и чувства о красивом и безобразном, приятном и неприятном?

Мозг. Мозг мужчины на 200-350 граммов тяжелее женского. В мужском мозге содержится в среднем на 4 млн больше мозговых клеток. Однако тесты IQ показывают, что мужчина и женщина имеют примерно одинаковый средний балл интеллекта - около 120. Степень умственной одаренности у женщин примерно на 3% выше, чем у мужчин. Этот признак указывает на то, что темпы усвоения различных наук и разделов программы мальчиками и девочками могут существенно различаться.

От 15 до 20% мужчин имеют феминизированный мозг. У 10% женщин мужской склад ума.

В мозге мужчины правое и левое полушария отвечают за различные, четко определенные функции. У женщин разница между полушариями выражена не столь однозначно, их функции менее дифференцированы. Вывод: общее обучение юношей и девушек по правополушарному способу противоречит законам природы.

Исследование проблемы раздельного обучения и воспитания детей по факту их гендерных особенностей развития напрямую связано с пониманием гендерной культуры, которая включает в себя аксиологический, операциональный и личностный компоненты.

Аксиологический компонент гендерной культуры личности представляет собой систему ценностей, регулирующих женское и мужское поведение, представлений об идеалах, предопределяющих стратегию поведения при построении взаимодействия полов.

Операциональный компонент гендерной культуры человека - это уровень выполнения гендерных (мужских и женских) ролей, функций (сын-дочь, мать-отец, муж-жена, свекр-свекровь, дедушка-бабушка и др.).

Личностный компонент гендерной культуры - индивидуальные обособленные качества, отражающие неповторимость, своеобразие, привлекательность, эффективность лиц разного пола. В основе формирования гендерной культуры людей лежат физиологические, интеллектуальные, поведенческие, психологические и другие различия мужчин и женщин, знания которых необходимы субъектам, осуществляющих процесс обучения и воспитания детей.

В конце XIX века существовала проблема с точностью до наоборот - проблема совместного обучения. Именно в этот период на Западе и в России стали допускать к обучению в высшие учебные заведения женщин. В Англии с 1970 г. было введено совместное обучение в системе начального и среднего школьного образования.

В России с 1917 г. высшее образование получали совместно мужчины и женщины, а в общеобразовательных школах продолжали обучение мальчиков и девочек раздельно, и только к 50-м годам практически вся система образования перешла на совместное обучение.



© 2010-2022