Программа по хору мальчиков Скворушка

Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская музыкальная школа»

г. Усолье-Сибирское
















Программа по учебному предмету


Хор мальчиков «Скворушка»





Составитель: Рощихина Ольга Ильинична

преподаватель высшей квалификации

2015

Структура программы учебного предмета

I. Пояснительная записка

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;

- Срок реализации учебного предмета;

- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного

учреждения на реализацию учебного предмета;

- Форма проведения учебных аудиторных занятий;

- Цели и задачи учебного предмета;

- Обоснование структуры программы учебного предмета;

- Методы обучения;

- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;

II. Содержание учебного предмета

- Сведения о затратах учебного времени;

- Годовые требования по классам;

III. Требования к уровню подготовки учащихся

IV. Формы и методы контроля, система оценок

- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

- Критерии оценки;

- Контрольные требования на разных этапах обучения;

V. Методическое обеспечение учебного процесса

- Методические рекомендации педагогическим работникам;

- Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся;

VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы

- Список рекомендуемой нотной литературы;

- Список рекомендуемой методической литературы;



  1. Пояснительная записка


  1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

Хоровое исполнительство - один из наиболее сложных и значимых видов музыкальной деятельности, учебный предмет «Хор мальчиков» является предметом обязательной части, занимает особое место в развитии музыканта-инструменталиста.

В детской школе искусств, где учащиеся сочетают хоровое пение с обучением игре на одном из музыкальных инструментов, хоровой класс служит одним из важнейших факторов развития слуха, музыкальности детей, помогает формированию интонационных навыков, необходимых для овладения исполнительским искусством на любом музыкальном инструменте.

Хор мальчиков - это особый, подчас очень сложный, специфический творческий организм, создание которого, а главное - удержание, развитие требует колоссальной энергии, знаний, умений всех заинтересованных лиц. Сделать работу хора общественным явлением в школе, районе, городе - дело не легкое, и для решения подобной задачи нужны объединенные усилия участников хора, администрации, руководителя хора - всех, от кого зависит успешная деятельность коллектива: родителей, общественности, учителей и учащихся и даже техперсонала.


  1. Срок реализации учебного предмета «Хор мальчиков»

Срок реализации учебного предмета «Хор мальчиков» для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 8 лет (с 1 по 8 классы).

3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета «Хор мальчиков»:

Таблица 1

Срок обучения

8 лет

Максимальная учебная нагрузка (в часах)

477

Количество часов на аудиторные занятия

345,5

Количество часов на внеаудиторную (самостоятельную) работу

131,5


  1. Форма проведения учебных аудиторных занятий

Форма проведения учебных аудиторных занятий - групповая (от 11 человек) или мелкогрупповая (от 4 до 10 человек). Возможно проведение занятий хором следующими группами:

младший хор: 1-4 классы

старший хор: 5-8 классы

На определенных этапах разучивания репертуара возможны различные формы занятий. Хор может быть поделен на группы по партиям, что дает возможность более продуктивно прорабатывать хоровые партии, а также уделять внимание индивидуальному развитию каждого ребенка.


  1. Цель и задачи учебного предмета «Хор мальчиков»

Цель: развитие музыкально-творческих способностей учащихся на основе приобретенных им знаний, умений и навыков в области хорового исполнительства.

Задачи:

  • развитие интереса к классической музыке и музыкальному творчеству;

  • развитие музыкальных способностей: слуха, ритма, памяти, музыкальности и артистизма;

  • формирование умений и навыков хорового исполнительства;

  • обучение навыкам самостоятельной работы с музыкальным материалом и чтению нот с листа;

  • приобретение обучающимися опыта хорового исполнительства и публичных выступлений.


  1. Обоснование структуры учебного предмета «Хор мальчиков»

Обоснованием структуры программы являются федеральные государственные требования, отражающие все аспекты работы преподавателя с обучающимися.

Программа содержит следующие разделы:

  • сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;

  • распределение учебного материала по годам обучения;

  • описание дидактических единиц учебного предмета;

  • требования к уровню подготовки учащихся;

  • формы и методы контроля, система оценок;

  • методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы "Содержание учебного предмета".

7.Методы обучения

Всем известно, что мальчикам гораздо ближе занятия, связанные с движением. Но это совершенно не значит, что им не нужны спокойные занятия. Даже наоборот, занятия музыкой помогать дисциплинировать непоседу, приучить к ответственности. В то же время нельзя не учитывать то, что мальчикам от природы свойственны необходимо включать их в поисковую деятельность, они лучше работают тогда, когда характер вопросов - открытый, когда нужно самому додуматься, сообразить, а не когда нужно просто повторить за учителем и запомнить информацию. Их нужно натолкнуть, чтобы они сами открыли закономерность, тогда они будут в тонусе в течение урока, тогда они запомнят и усвоят материал.

Речь у девочек поначалу развита лучше, чем у мальчиков, у которых нередко наблюдается так называемая алекситимия - психологическая характеристика личности, включающая следующие особенности: затруднение в определении и описании собственных эмоций и эмоций других людей; затруднение в различении эмоций и телесных ощущений и др. Мальчики не умеют по-настоящему выражать словами свои мысли и научаются это делать гораздо позднее, да и то не всегда. И словесные задания, устные объяснение преподавателя мальчики воспринимают с трудом, им это не интересно, они быстро начинают отвлекаться. А когда сорванцам становится скучно, на первый план тут же выходит то, что компенсирует скуку - двигательная активность. У мальчиков двигательная расторможенность нередко бывает реакцией на подавление их активности. Мальчик начинает вертеться, рыться в рюкзаке, кидаться бумажками, а то и вовсе встает и начинает ходить. Как же с этим бороться? Прежде всего, мальчики требуют более образной формы изложения, наглядности, им нужно прожить материал в действии, а не умозрительно. А чтобы ваши мальчики не рылись в своих вещах во время занятий, отведите для рюкзаков и папок отдельное место в классе, куда каждый мальчик перед занятием все сможет положить.

Нужно отметить, что мальчики в массе своей менее дисциплинированы, чем девочки, они более возбудимы, и их труднее остановить, если в коллективе начинается какая-либо "цепная реакция". Единожды найденный способ вернуть дисциплину через некоторое время перестает работать. Мальчиков все время нужно удивлять, находить новые методы работы с ними, новые способы привлечения внимания. Например, можно устроить соревнование на лучшее исполнение куплета песни за небольшую награду (для младшего школьника это может быть конфета). У всех мальчишек отлично развит дух соревновательности.

Мальчикам необходим высокий темп работы. Как только начинается повторение, закрепление - они выпадают из процесса, внимание ослабевает. Поэтому не следует уделять много времени повторению одного и того же мотива, куплета, лучше вернитесь к нему через некоторое время.

Хотя бытует представление, что девочки более эмоциональны, чем мальчики, с точки зрения нейропсихологии дело обстоит не совсем так. Дело в том, что среди мальчиков и мужчин вообще больше, чем среди девочек и женщин набор индивидуальных различий, то есть среди них больше как ярко выраженных логиков-мыслителей, так и ярко-эмоциональных людей. Мальчики же, хотя и не проявляют этого внешне, могут переживать ситуации более глубоко. Не требуйте от мальчишек внешних проявлений эмоциональности, пусть это выразится в интонации песни, в смысле слова, фразы.

Вот ещё некоторые приемы психологического воздействия, которые можно и нужно использовать в работе с мальчиками:

- творческие задания и вопросы, стимулирующие мыслительную деятельность учащихся и создающие для них поисковые ситуации;

- запись основных правил пения на плакатах;

- постоянное побуждение детей к самоконтролю и самооценке в процессе пения;

- организация соревнований на уроке между отдельными детьми, группами или классами как игровой момент, повышающий интерес к занятиям;

- юмор как способ вызвать положительные эмоции, повышающий работоспособность учащихся на занятиях;

- различные индивидуальные задания и рисунки на тему исполняемых песен для усиления эмоциональной отзывчивости детей на музыку;

- одобрение, поощрение учителем успехов учеников с целью стимуляции их интереса к занятиям;

- использование дыхательной гимнастики и легких физических упражнений в процессе репетиции, что снимает статические мышечные напряжения, улучшает кровообращение, восстанавливает работоспособность;

- формирование личностного и социального смысла певческой деятельности.

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

- словесный (объяснение, разбор, анализ музыкального материала);

- наглядный (показ, демонстрация отдельных частей и всего произведения);

- практический (воспроизводящие и творческие упражнения, деление целого произведения на более мелкие части для подробной проработки и последующая организация целого, репетиционные занятия);

- прослушивание записей выдающихся хоровых коллективов и посещение концертов для повышения общего уровня развития обучающихся;

- индивидуальный подход к каждому ученику с учетом возрастных особенностей, работоспособности и уровня подготовки.

Предложенные методы работы с хоровым коллективом в рамках предпрофессиональной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях хорового исполнительства.

8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета «Хор мальчиков»

Для реализации программы учебного предмета «Хор мальчиков» должны быть созданы следующие материально-технические условия, которые включают в себя:

- концертный зал с концертным роялем или фортепиано, подставками для хора, пультами и звукотехническим оборудованием,

- учебную аудиторию для занятий по учебному предмету «Хоровой класс» со специальным оборудованием (подставками для хора, роялем или пианино).

Учебные аудитории должны иметь звукоизоляцию.


  1. Содержание учебного предмета


  1. Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «Хор мальчиков», на максимальную, самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия в рамках реализации предпрофессиональной программы «Фортепиано»:

аудиторные занятия: с 1 по 3 класс - 1 час в неделю, с 4 по 8 класс - 2 часа в неделю;

самостоятельные занятия: с 1 по 8 класс - 0,5 часа в неделю.

С целью подготовки учащихся к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, творческим конкурсам и другим мероприятиям по усмотрению учебного заведения проводятся консультации.

Консультации могут проводиться рассредоточено или в счет резерва учебного времени.

Аудиторная нагрузка по учебному предмету обязательной части образовательной программы в области искусств распределяется по годам обучения с учетом общего объема аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет федеральными государственными требованиями.

Объем времени на самостоятельную работу обучающихся по каждому учебному предмету определяется с учетом сложившихся педагогических традиций, методической целесообразности и индивидуальных способностей ученика.

Виды внеаудиторной работы:

- выполнение домашнего задания;

- подготовка к концертным выступлениям;

- посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов и др.);

- участие обучающихся в концертах, творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения и др.

  1. Требования по годам обучения

В течение учебного года планируется ряд творческих показов: открытые репетиции для родителей и преподавателей, отчетные концерты, мероприятия по пропаганде музыкальных знаний (концерты-лекции в общеобразовательных школах, в культурно-досуговых центрах и пр.), участие в смотрах-конкурсах, фестивалях, концертно-массовых мероприятиях. За учебный год в хоровом классе должно быть пройдено примерно следующее количество произведений: младший хор инструментальных отделений - 10-12, старший хор инструментальных отделений - 8-10 (в том числе a cappella).

Основные репертуарные принципы:


  1. Художественная ценность произведения (необходимость расширения музыкально-художественного кругозора детей).

  2. Решение учебных задач.

  3. Классическая музыка в основе (русская и зарубежная в сочетании с современными композиторами и народными песнями различных жанров).

  4. Содержание произведения.

  5. Музыкальная форма (художественный образ произведения, выявление идейно-эмоционального смысла).

  6. Доступность:

а) по содержанию;

б) по голосовым возможностям;

в) по техническим навыкам;

7. Разнообразие: а) по стилю;

б) по содержанию;

в) темпу, нюансировке;

г) по сложности.


Вокально-хоровые навыки

Певческая установка и дыхание

Младший хор

Певческая установка, положение корпуса, головы, артикуляция при пении. Навыки пения сидя и стоя.

Дыхание перед началом пения. Одновременный вдох и начало пения. Различный характер дыхания перед началом пения в зависимости от характера исполняемого произведения. Смена дыхания в процессе пения; различные приемы (короткое и активное дыхание в быстром темпе, спокойное и активное в медленном). Цезуры. Знакомство с навыками «цепного» дыхания.

Старший хор

Закрепление навыков, полученных в младшем хоре. Различная атака звука. Исполнение пауз между звуками без смены дыхания (стаккато). Совершенствование навыков «цепного» дыхания. Развитие навыков хорового исполнительства и артистизма.

Звуковедение и дикция

Младший хор

Естественный, свободный звук без крика и напряжения (форсировки). Преимущественно мягкая атака звука. Округление гласных, способы их формирования в различных регистрах. Пение non legato и legato. Нюансы - mf, mp, p, f.

Развитие дикционных навыков. Гласные и согласные, их роль в пении. Взаимоотношение гласных и согласных в пении. Отнесение внутри слова согласных к последующему слогу.

Старший хор

Закрепление навыков, полученных в младшем хоре. Развитие свободы и подвижности артикулярного аппарата за счет активизации работы губ и языка. Выработка навыка активного и четкого произношения согласных. Развитие дикционных навыков в быстрых и медленных темпах. Сохранение дикционной активности при нюансах p и pp.

Ансамбль и строй

Младший хор

Выработка активного унисона, ритмической устойчивости в умеренных темпах при соотношении простейших длительностей, соблюдение динамической ровности при произнесении текста. Постепенное расширение задач: интонирование произведений в различных видах мажора и минора, ритмической устойчивости в более быстрых и медленных темпах с более сложным ритмическим рисунком.

Устойчивое интонирование одноголосной партии при сложном аккомпанементе. Навыки пения двухголосия с аккомпанементом. Пение несложных двухголосых песен без сопровождения.

Старший хор

Закрепление навыков, полученных в младшем хоре. Совершенствование ансамбля и строя в произведениях более сложной фактуры и музыкального языка. Выработка чистой интонации при двух-, трехголосном пении. Владение навыками пения без сопровождения.

Формирование исполнительских навыков

Младший и старший хор

Анализ словесного текста и его содержания. Грамотное чтение нотного текста по партиям и партитурам. Разбор тонального плана, ладовой структуры, гармонической канвы произведения.

Членение на мотивы, периоды, предложения, фразы. Определение формы.

Фразировка, вытекающая из музыкального и текстового содержания. Различные виды динамики. Многообразие агогических возможностей исполнения произведений: пение в строго размеренном темпе, сопоставление двух темпов, замедление в конце произведения, замедление и ускорение в середине произведения, различные виды фермат.

Воспитание навыков понимания дирижерского жеста.

Примерный репертуарный список


Младший хор

Аренский А. «Комар один, задумавшись», «Птичка летит, летает», «Спи дитя мое, усни»

Глинка М. «Ложится в поле мрак ночной» (из оперы «Руслан и Людмила»)

Гречанинов А. «Про теленочка», «Призыв весны», «Дон-дон», «Маки-маковочки»

Ипполитов-Иванов М. «Ноктюрн»

Калинников В. «Весна», «Тень-тень», «Киска»

Кюи Ц. «Майский день», «Белка»

Лядов А. «Колыбельная», «Окликание дождя»

Римский-Корсаков Н. «Белка» (из оперы «Сказка о царе Салтане»)

Чайковский П. «Мой садик», «Осень», «Хор мальчиков» (из оперы «Пиковая дама»), «Песня о счастье» (из оперы «Орлеанская дева», обр. В. Соколова)

Чесноков П. «Нюта-плакса»

Потоловский Н. «Восход солнца»

Бетховен Л. «Малиновка», «Весною», «Край родной», «Походная песня»

Брамс И. «Колыбельная»

Вебер К. «Вечерняя песня» (обр. В. Попова)

Мендельсон Ф. «Воскресный день»

Шуман Р. «Домик у моря»

Нисс С. «Сон»

Калныньш А. «Музыка»

Долуханян А. «Прилетайте птицы»

Морозов И. «Про сверчка»

Парцхаладзе М. «Здравствуй, школа», «Наш край», «Весна», «Кукла», «Конь вороной»

Попатенко Т. «Горный ветер»

Подгайц Е. «Облака»

Шаинский В. «Мир похож на цветной луг»

Красев М. Заключительный хор из оперы «Муха-Цокотуха»

Белорусская народная песня «Сел комарик на дубочек» (обр. С. Полонского)

Русская народная песня «Здравствуй, гостья-зима» (обр. Н. Римского-Корсакова)

Русская народная песня «Как на тоненький ледок» (обр. М. Иорданского)

Литовская народная песня «Солнышко вставало»

«10 русский народных песен» (в свободной обр. Григоренко)

Старший хор

Бородин А. «Улетай на крыльях ветра» (хор из оперы «Князь Игорь»)

Борнтянский Д. «Славу поем», «Утро», «Вечер»

Глинка М. «Разгулялися, разливалися» (хор из оперы «Иван Сусанин»), «Попутная песня» (перел. В. Соколова»), «Патриотическая песня», «Славься» (хор из оперы «Иван Сусанин»)

Гречанинов А. «Пчелка», «Весна идет», «Васька», «Урожай»

Даргомыжский А. «Тише-тише» (Хор русалок из оперы «Русалка»)

Ипполитов-Иванов М. «Горные вершины», «Ноктюрн», «Крестьянская пирушка», «В мае», «Утро», «Сосна», «Острою секирой»

Калинников В. «Жаворонок» , «Зима»

Кюи Ц. «Весна», «Задремали волны»

Рахманинов С. «Славься», «Ночка», «Сосна» («6 песен для детского хора и фортепиано» соч. 15)

Римский-Корсаков Н. Хор птиц из оперы «Снегурочка», «Ночевала тучка золотая»

Стравинский И. «Осень»

Танеев С. «Вечерняя песня», «Сосна», «Горные вершины»

Чайковский П. «Весна», «Осень», «Вечер», «На море утушка купалась» (Хор девушек из оперы «Опричник»)

Чесноков П. «Несжатая полоса», «Лотос», «Зеленый шум», «Распустилась черемуха»

Прокофьев С. «Многая лета»

Рубинштейн А. «Квартет», «Горные вершины»

Анцев М. «Задремали волны»

Бетховен Л. «Весенний призыв», «Гимн ночи», «Восхваление природы

человеком»

Брамс И. «Колыбельная», «Холодные горы», «Канон»

Гайдн Й. «Пришла весна», «Kyrie» (Messa brevis)

Лассо О. «Тик-так»

Кодай З. «День за окном лучится», «Мадригал»

Перголези Д. «Stabat Mater» №№ 11, 12

Перселл Г. «Вечерняя песня» (перел. для детского хора В. Попова)

Форе Г. «Sanctus» (Messa basse)

Грубер Ф. «Ночь тиха, ночь свята»

Сен-Санс Ш. «Ave Maria»

Бах И. Хорал № 7 из кантаты «Иисус - душа моя», Хорал № 381 из кантаты «Моей жизни последний час», «Весенняя песня» (перел. В. Попова)

Бизе Ж. Хор мальчиков из оперы «Кармен»

Свиридов Г. «Колыбельная»

Подгайц Е. «Речкина песня»

Дубравин Л. 2 хора из кантаты «Хлеб остается хлебом»

Новиков А. «Эх, дороги»

Струве Г. «Музыка»

Норвежская народная песня «Камертон»

Русские народные песни «Во лузях» (обр. В. Попова)

«Милый мой хоровод» (обр. В. Попова)

«Пойду ль, выйду ль я» (обр. В. Соколова)

«Как у нас во садочке» (обр. В. Калинникова)

«Скворцы прилетели» (обр. В. Калистратова)


Примерные программы выступлений

Младший хор

Аренский А.. «Комар»

Кабалевский Д. «Подснежник»

Компанеец З. «Встало солнце»

Русская народная песня «Как на речке, на лужочке»

Бетховен Л. «Край родной»

Гречанинов А. «Дон-дон»

Полонский С. «Сел комарик на дубочек»

Итальянская народная песня «Макароны» (обр. В. Сибирского)

Гайдн Й. «Пастух»

Гречанинов А. «Призыв весны»

Дунаевский И. «Спой нам, ветер»

Украинская народная песня «Козел и коза» (обр. В. Соколова)

Старший хор

Глинка М. «Славься» (хор из оперы «Иван Сусанин, перел. А. Луканина)

Моцарт В. «Откуда приятный и нежный тот звон» (хор из оперы «Волшебная флейта»)

Русская народная песня «Ты не стой, колодец» (обр. В. Соколова)

Дубравин Л. «Песня о земной красоте»

Глинка М. «Жаваронок»

Мендельсон Ф. «Воскресный день»

Русская народная песня «Милый мой хоровод» (обр. В. Попова)

Калныньш А. «Музыка»

Гайдн Й. «Пришла весна»

Чайковский П. «Соловушка»

Болгарская народная песня «Посадил полынь я» (обр. И. Димитрова)

Гладков Г. «Песня друзей»

III. Требования к уровню подготовки учающихся

Результатом освоения программы учебного предмета «Хор мальчиков», являются следующие знания, умения, навыки:

знание начальных основ хорового искусства, вокально-хоровых особенностей хоровых партитур, художественно-исполнительских возможностей хорового коллектива;

знание профессиональной терминологии;

умение передавать авторский замысел музыкального произведения с помощью органического сочетания слова и музыки;

навыки коллективного хорового исполнительского творчества, в том числе отражающие взаимоотношения между солистом и хоровым коллективом;

сформированные практические навыки исполнения авторских, народных хоровых и вокальных ансамблевых произведений отечественной и зарубежной музыки, в том числе хоровых произведений для детей;

наличие практических навыков исполнения партий в составе вокального ансамбля и хорового коллектива.

IV. Формы и методы контроля, система оценок

  1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание

В программе обучения младшего и старшего хоров используются две основных формы контроля успеваемости - текущая и промежуточная.

Методы текущего контроля:

- оценка за работу в классе;

- текущая сдача партий;

- контрольный урок в конце каждой четверти.

Виды промежуточного контроля:

- переводной зачет в старший хор и по окончании освоения предмета.

Методы текущего контроля:

- сдача партий в квартетах.

Учет успеваемости учащихся проводится преподавателем на основе текущих занятий, их посещений, индивидуальной и групповой проверки знаний хоровых партий.

При оценке учащегося учитывается также его участие в выступлениях хорового коллектива. Повседневно оценивая каждого ученика, педагог, опираясь на ранее выявленный им уровень подготовленности каждого ребенка, прежде всего, анализирует динамику усвоения им учебного материала, степень его прилежания, всеми средствами стимулируя его интерес к учебе.

При выведении итоговой (переводной) оценки учитывается следующее:

  • оценка годовой работы ученика;

  • оценка на зачете (академическом концерте);

  • другие выступления ученика в течение учебного года.

2.Критерии оценок

По итогам исполнения программы на зачете, академическом прослушивании или зачете выставляется оценка по пятибалльной системе:

Таблица 4

Оценка

Критерии оценивания выступления

5 («отлично»)

регулярное посещение хора, отсутствие пропусков без уважительных причин, знание своей партии во всех произведениях, разучиваемых в хоровом классе, активная эмоциональная работа на занятиях, участие на всех хоровых концертах коллектива

4 («хорошо»)

регулярное посещение хора, отсутствие пропусков без уважительных причин, активная работа в классе, сдача партии всей хоровой программы при недостаточной проработке трудных технических фрагментов (вокально-интонационная неточность), участие в концертах хора

3 («удовлетворительно»)

нерегулярное посещение хора, пропуски без уважительных причин, пассивная работа в классе, незнание наизусть некоторых партитур в программе при сдаче партий, участие в обязательном отчетном концерте хора в случае пересдачи партий

2 («неудовлетворительно»)

пропуски хоровых занятий без уважительных причин, неудовлетворительная сдача партий в большинстве партитур всей программы, недопуск к выступлению на отчетный концерт

«зачет» (без отметки)

отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения, соответствующий программным требованиям

Согласно ФГТ, данная система оценки качества исполнения является основной. В зависимости от сложившихся традиций того или иного образовательного учреждения и с учетом целесообразности оценка качества исполнения может быть дополнена системой «+» и «-», что даст возможность более конкретно отметить выступление учащегося.

Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков, а также степень готовности учащихся выпускного класса к возможному продолжению профессионального образования в области музыкального хорового искусства.

V. Методическое обеспечение учебного процесса

1. Методические рекомендации педагогическим работникам

Методические принципы в работе с детским хором, как известно, имеют специфику. Главное заключается в том, что необходимо учитывать возраст детей, их интересы. Отзывчивость души ребенка столь непосредственна и непредсказуема, что выходить на репетицию с детским хором, имея некие «готовые рецепты», просто немыслимо, приходится импровизировать. Пожалуй, более чем в работе со взрослыми певцами, с детской исполнительской аудиторией хормейстеру следует работать с большей отдачей, с пониманием психологических, физических особенностей детей, быть им учителем, воспитателем и просто другом одновременно.

Чрезвычайно сложно дирижеру найти такую форму общения фундамент последующей работы, поддерживался интерес детей, на репетициях существовал бы особенный эмоциональный тонус, сообразных художественным задачам. Радость детского творчества уникальна и неповторима по своей сути.

Осознание детьми того, что когда они поют вместе, дружно, то получается хорошо и красиво, осознание каждым из них того, что он участвует в этом исполнении и что песня, спетая хором, звучит выразительней и ярче, чем, если бы он спел её один, осознание этой силы коллективного исполнения оказывает на юных певцов колоссальное воздействие.

Принципы подбора вокальных упражнений. Занятия как правило начинают с распевания, здесь можно выделить 2-е функции:

- разогревание и настройка голосового аппарата певцов к работе.

- развитие вокально хоровых навыков, достижения качественного и красивого звучания в произведениях.

Подготовка к работе - создание эмоционального настроя, и введение голосового аппарата в работу с постепенной нагрузкой (звуковой динамический диапазон, тембр и фонация на одном звуке).

Распевание следует начинать с наиболее ярких звучащих тонов, т.е. примарных тонов. Примарные - это певческие звуки звучащие наиболее естественно в сравнении других тонов голоса. Следовательно, при пении в примарной зоне все звенья голосового аппарата работают с естественной природной координацией. У альтов это миb1 - фа1, у сопрано соль1 - ля1. Но поскольку у всех детей разная природа голоса, то бывают отклонения от нормы и это можно рассматривать как исключение.

Распевание хора организует и дисциплинирует детей и способствует образованию певческих навыков (дыхание, звукообразование, звуковедение, правильное произношение гласных). На распевание отводится в начале 10-15 минут, причём лучше петь стоя, т.к. это организует детей. Упражнение для распевания должны быть хорошо продуманы, и даваться систематически. При распевании (пусть и кратковременном) руководитель хора должен давать различные упражнения на звуковедение, дикцию, дыхание. Но эти упражнения не должны меняться на каждом уроке, потому как дети будут знать, на выработку какого навыка дано это упражнение, и с каждым занятием качество исполнения распевки будет улучшаться. Распевание должно быть тесно связано с изучением нотной грамоты и с прорабатываемым песенным материалом. В распеваниях не всегда следует доходить до кратких звуков диапазона.

Основой пения является кантилена. На это очень важно постоянно обращать внимание ребят. Одна из основных задач хормейстера, научить хор петь legato. За штрихом legato следует и другие штрихи non legato, marcato. Причём обучение петь на legato способствует закреплению навыка дыхания, развития широкого и цепного дыхания. Плавность в пении и необходимость следить за скоростью и одномоментностью переходов - необходимость для кантилены в пении. Staccato требует более техничное и глубокое владение мышцами, при опёртом на дыхание звуке. Четкая фиксация на высоком положение звука и чистое интонирование на высокой вокальной позиции, упражнение на совмещение legato и staccato, является обязательным.

Распевки существуют и для развития динамического диапазона. Так называемые в работе - нюансы (крещендо, диминуэндо) вводится постепенно. Здесь внимание ещё должно быть сосредоточено, что бы тонус мышц голосового аппарата оставался таким же активным пиано, как и форте.

Упражнения так же развивают подвижность голоса. Начинать следует с умеренных темпов и постепенно переходить к более быстрым.

Можно отметить, что навыки, формирующиеся во время распевок, в следствии становятся рефлекторными. И, по сути, в одном упражнении можно выявить целый комплекс выработки навыков. Эти упражнения обязательно должны быть выбраны в определённой последовательности, и неважно количество. Но это не значит, что нужно выбирать много распевочных упражнений так как, если там будет чрезмерно много задач, это будет перегрузкой детей, следовательно, отсутствием приобретения навыка. Работа над вокально-хоровыми навыками. Каковы же наиболее распространенные недостатки в пении у детей? Это неумение формировать звук, зажатая нижняя челюсть (гнусавый звук, плоские гласные) плохая дикция, короткое и шумное дыхание.

Певческое дыхание. По мнению многих хоровых деятелей, дети должны пользоваться грудобрюшным дыханием (формирование как у взрослых).

Непременно нужно контролировать и проверять каждого ученика насколько он понимает, как правильно брать дыхание, обязательно показывать на себе. Маленькие певцы должны брать воздух носом, не поднимая плеч, и ртом при совершенно опущенных и свободных руках.

Очень многие педагоги-вокалисты в своей практике уделяют внимание упражнениям на дыхании без звука. Идёт переключение учащегося на мышечное чувство, отвлекая его на время от певческого формирования звучания. Ведь умеренный вдох и медленный выдох создают правильную установку мышц, и вырабатывает физическую упругость и выносливость. Следовательно, когда будет разучиваться произведение, мышцы, будут принимать правильное положение, при взятии дыхания. И чем серьезней будет выполняться упражнение на дыхание, тем качественней это найдётся применение на практике, уже в хоровых произведениях.

Формирование хорошей дикции основывается на правильно организованной работе над произношением гласных и согласных. Работая над дикцией с хоровым коллективом, хормейстеры обычно стараются научить певцов, как можно чётче и яснее произносить согласные. Это совсем неплохо потому, что именно ясность согласных помогает, понять текст произведения.

Формирование гласных и произношение их так же необходимо. Основной момент в работе над гласными - воспроизведении их в чистом виде, то есть без искажений. Гласные в сочетании с сонорными звуками легче округляются, смягчают работу гортани позиционно приближают звук. Вот некоторые приемы, с помощью которых можно устранить дефекты звучания:

- на глухих согласных функция гортани выключена. При зажатости мышц гортани использовать сочетания слогов «по», «ку», «та» и т.д.;

- при гнусавости применять гласные «А, Э» и в сочетании с губными согласными;

- при глубоком звучании голоса используют «И, Е» приближающие вокальную позицию в сочетание с переднеязычными или зубными согласными;

- открытый «белый звук» устраняется при пение гласных «У, О» в сочетание с сонорными «М, Л»;

- горловой призвук - при помощи гласных «О, У» в сочетание с глухими согласными;

Общее правило дикции: согласные окончания присоединяются при пении к последующему слогу, это будет как распевание гласных. Если 2-е гласные стоят рядом, в пении их нельзя сливать - вторую гласную спеть на новой атаке.

В речи смысловую роль выполняют согласные, поэтому не совсем точное произношение гласных мало влияет на понимание слов. В пении длительность гласных возрастает в несколько раз, и малейшая неточность становится заметна и отрицательно влияет на чёткость дикции. Для тренировки губ и кончика языка можно использовать разные скороговорки. Например: «От топота копыт пыль по полю летит» и т.д. Все произносить твёрдыми губами, при активной работе языка. Продвигать с постепенно усложняющимися задачами. Сначала медленно чётко, потом прибавлять темп, нюансы и т.д.

Работа над ритмической чёткостью. Умение петь вместе, ритмически чётко одновременно произносить слова, гибко изменять темп, вместе брать дыхание, вступать и прекращать петь, чётко выявлять метрическую структуру произведения - является важнейшим качеством хоровых певцов, поэтому в работе с мальчиками, как и с любым коллективом, мы уделяем этому много внимания.

Развитие ритмического чутья начинается с первого же момента работы хора. Уже во время пения певцы хора относились к ритму вполне сознательно. Длительности должны активно отсчитываться.

Способы счёта:

- вслух хором ритмический рисунок.

- простучать (прохлопать) ритм и вместе с тем читать ритм песни.

Чрезвычайную роль играет одновременное вступление поющих взятие дыхания, атаки и снятия звука. Борьба с этим - реакция на изменение темпа по руке дирижера.

Приёмы развития слуха и голоса детей. При отборе наиболее эффективных приемов вокальной работы с детьми следует опираться на опыт прогрессивных методистов прошлого и настоящего времени. Среди известных методических приемов для развития слуха и голоса можно выделить следующие:

- слуховое сосредоточение и вслушивание в показ учителя с целью последующего анализа услышанного;

- сравнение различных вариантов исполнения с целью выбора лучшего;

- введение теоретических понятий о качестве певческого звука и элементах музыкальной выразительности только на основе личного опыта учащихся;

- использование детских музыкальных инструментов для активизации слухового внимания и развития чувства ритма;

- повторения отдельных звуков за инструментом с целью научится выделять высоту тона из тембра не только голоса, но и музыкального инструмента;

- подстраивание высоты своего голоса к звуку камертона, рояля, голосу учителя или группы детей с наиболее развитым слухом;

- пение «по цепочке»;

- моделирование высоты звука движениями руки;

- отражение направления движения мелодии при помощи рисунка, схемы, графика, ручных знаков, нотной записи.

Основные приемы развития голоса, относящиеся к звукообразованию, артикуляции, дыханию, выразительности исполнения:

- представление «в уме» первого звука до того, как он будет воспроизведён вслух;

- вокализация певческого материала легким стаккатированным звуком на гласный «У» с целью уточнения интонации во время атаки звука и при переходе со звука на звук, а также для снятия форсировки;

- вокализация песен на слог «лю» с целью выравнивания тембрового звучания, достижения кантилены, оттачивания фразировки и пр.;

- выработка активного piano как основы воспитания детского голоса;

- при пении восходящих интервалов верхний звук исполняется в позиции нижнего, а при пении нисходящих - напротив: нижний звук следует стараться исполнять в позиции верхнего;

- целенаправленное управление дыхательными движениями;

- произношение текста активным шёпотом, что активизирует дыхательную мускулатуру и вызывает чувство опоры звука на дыхание;

- беззвучная, но активная артикуляция при мысленном пении с опорой на внешнее звучание, что активизирует артикуляционный аппарат и помогает восприятию звукового эталона;

- проговаривание слов песен нараспев на одной высоте слегка возвышенным голосам по отношению к диапазону речевого голоса; внимание хористов при этом должно быть направлено на стабилизацию положения гортани с целью постановки речевого голоса;

- речевая декламация, допускающая модуляции голоса по высоте, однако при условии стабильного положения гортани; эта декламация рассматривается как переходная ступень между артикуляционными напряжениями в речи и специфически вокальными; выразительное чтение текста является одним из способов создания в воображении детей ярких и живых образов, вытекающих из содержания произведения, т.е. приемом развития образного мышления, которое лежит в основе выразительности исполнения;

- нахождение главного по смыслу слова во фразе; придумывание названия к каждому новому куплету песни, отражающего основной смысл содержания;

- вариативность заданий при повторении упражнений и заучивания песенного материала за счет способа звуковедения, вокализируемого слога, динамики, тембра, тональности, эмоциональной выразительности и т.п.

- сопоставление песен, различных по характеру, что определяет их последовательность как на одном уроке, так и при формирование концертных программ.

Объем самостоятельной работы учащихся определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания (параллельно с освоением детьми программы основного общего образования), с опорой на сложившиеся в учебном заведении педагогические традиции и методическую целесообразность, а также индивидуальные способности ученика.

Необходимым условием самостоятельной работы учащегося в классе хорового пения является домашняя работа. Прежде всего, она должна заключаться в систематической проработке своей хоровой партии в произведениях, изучаемых в хоровом классе. Учащийся регулярно готовится дома к контрольной сдаче партий произведений. В результате домашней подготовки учащийся при сдаче партий должен уметь выразительно исполнять свой хоровой голос в звучании всей хоровой фактуры без сопровождения.

Выполнение обучающимся домашнего задания должно контролироваться преподавателем и обеспечиваться партитурами и нотными изданиями, хрестоматиями, клавирами, в соответствии с программными требованиями по данному предмету.

VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы


  1. Список рекомендуемых нотных сборников

Бандина А., Попов В., Тихеева Л. «Школа хорового пения», Вып. 1,2. М.,1966

«Каноны для детского хора», сост. Струве Г. М., 2001

«Песни для детского хора», Вып. 5. Хоровые произведения русских и зарубежных композиторов, сост. Соколов В. М., 1963

«Песни для детского хора», Вып. 12, сост. Соколов В. М., 1975

«Поет детская хоровая студия «Пионерия», сост. Струве Г. М., 1989

«Поющее детство». Произведения для детского хора (сост. Мякишев И.), М., 2002

Рубинштейн А. «Избранные хоры», М., 1979

Соколов В. «Обработки и переложения для детского хора». М., 1969

Тугаринов Ю. «Произведения для детского хора», 2-е издание. «Современная музыка», 2009

«Хоры без сопровождения», для начинающих детских хоровых коллективов. Сост. Соколов В. Вып. 1, 2. М., 1965

Чесноков П. «Собрание духовно-музыкальных сочинений», Тетр.4, М., 1995


  1. Список рекомендуемой методической литературы


  1. Дмитриев Л. Основы вокальной методики. - М.: Музыка, 2000

  2. Добровольская Н. Вокально-хоровые упражнения в детском хоре. М., 1987

  3. Михайлова М. Развитие музыкальных способностей детей. - Ярославль, «Академия развития», 1997

  4. Самарин В., Осеннева М., Уколова Л. Методика работы с детским вокально-хоровым коллективом. - М.: Academia, 1999

  5. Струве Г. Школьный хор. М.,1981

  6. Теория и методика музыкального образования детей: Научно-методическое пособие/ Л.В.Школяр, М.С.Красильникова, Е.Д.Критская и др. - М., 1998

  7. Халабузарь П., Попов В. Теория и методика музыкального воспитания. - Санкт-Петербург, 2000

  8. Халабузарь П., Попов В., Добровольская Н. Методика музыкального воспитания. Учебное пособие. М.,1990

  9. Соколов В. Работа с хором.2-е издание. - М.,1983

  10. Стулова Г. Теория и практика работы с хором. - М., 2002

  11. Стулова Г. Хоровой класс: Теория и практика работы в детском хоре. -М.,1988

  12. Чесноков П. Хор и управление им. - М.,1961

20

© 2010-2022