Методические материалы для консультации по теме «Современная типология уроков. Анализ урока по требованиям ФГОС»

Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методические материалы для консультации по теме

«Современная типология уроков. Анализ урока по требованиям ФГОС».



Предлагаемые методические материалы составлены на основе Интернет-ресурсов по теме «Современная типология уроков. Анализ урока по требованиям ФГОС». Типология уроков применима в условиях системно-деятельностного подхода. Представлена классификация уроков, их этапы, цель на каждом из них и способы её реализации. Схема анализа урока по ФГОС содержательна и позволяет увидеть урок с разных сторон.

Главная методическая цель урока при системно-деятельностном обучении - создание условий для проявления познавательной активности учеников. Она достигается следующими путями:


Путь

Действия

Ход познания - «от учеников».

Составление и обсуждение плана урока вместе с учащимися.

Использование в ходе урока дидактического материала, позволяющему ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания.

Преобразующий характер деятельности обучающихся.

Наблюдают, сравнивают, группируют, классифицируют, делают выводы, выясняют закономерности.

Интенсивная самостоятельная деятельность обучающихся.

Вызвать эмоциональные переживания, которые сопровождаются эффектом неожиданности.

Коллективный поиск, направляемый учителем.

Вопросы, пробуждающие самостоятельную мысль учеников. Предварительные домашние задания.

Создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса.

Создание педагогических ситуаций общения на уроке.

Содействовать каждому ученику в проявлении инициативы, самостоятельности, избирательности в способах работы.

Гибкая структура.

Использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрыть субъективный опыт обучающихся.

Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы:

  1. Уроки «открытия» нового знания.

  2. Уроки отработки умений и рефлексии.

  3. Уроки общеметодологической направленности.

  4. Уроки развивающего контроля.

Урок открытия нового знания

Деятелъностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.


Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.



Алгоритм конструирования урока открытия нового знания:

1. Выделить и сформулировать новое знание.

2. Смоделировать способ открытия нового знания.

3. Вычленить мыслительные операции, используемые при открытии нового знания.

4. Определить необходимые ЗУН и способы его повторения.

5. Подобрать упражнения для этапа актуализации, опираясь на перечень необходимых мыслительных операций и ЗУНов.

6. Смоделировать затруднение и способ его фиксации.

7. Смоделировать проблемную ситуацию и диалог.

8. Составить самостоятельную работу и объективно обоснованный эталон.

9. Определить приемы организации и проведения первичного закрепления.

10. Подобрать задания для этапа повторения по уровням.

11. Провести анализ урока по конспекту.

12. Внести при необходимости коррективы в план конспекта.



Структура урока открытия нового знания


№ п/п

Этапы

Цель

Способы её реализации

1

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

- создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»);

- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо»);

-установить тематические рамки учебной деятельности («могу»).

2

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Подготовка мышления учащихся.

- воспроизвести и зафиксировать знания, умения и навыки;

- активизировать соответствующие мыслительные операции;

- актуализировать норму пробного учебного действия («надо» - «хочу» - «могу»);

- самостоятельно выполнить индивидуальное задание на применение нового знания;

- зафиксировать возникшее затруднение в выполнении пробного действия.

3

Выявление места и причины затруднения.

Организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения.

- анализ пошаговых действий с проговариванием вслух;

-фиксация места затруднение;

- соотношение своих действий с изученными способами и фиксирование, какого знания или умения недостает.

4

Построение проекта выхода из затруднения.

Постановка целей учебной деятельности.

- сформулировать конкретную цель своих будущих учебных действий,

(сформулировать, какие знания нужно построить и чему научиться);

- предложить и согласовать тему урока;

-выбрать способ построения нового знания (как?);

-выбрать средства для построения нового знания (с помощью чего?).

5

Реализация построенного проекта.

Построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять при выполнении заданий.

- выдвинуть и обосновать гипотезу;

- использовать предметные действия с моделями, схемами;

- применить новые способы действий для выполнения задания, вызвавшего затруднение;

-зафиксировать в обобщенном виде новый способ действий в речи и знаково;

- зафиксировать преодоление возникшего ранее затруднения.

6

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых заданий.

- решение (фронтально, в группах, в парах) несколько типовых заданий на новый способ действия;

-проговаривание вслух выполненных шагов и их обоснование - определения, алгоритмы, свойства.

7

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия.

-типовые задания на новый способ действия;

-самопроверка учащимися;

-создание (по возможности) ситуации успеха для каждого ребенка;

- выявление причин ошибок и их исправление.

8

Включение в систему знаний и повторение.

Повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса.

-выявить и зафиксировать границы применимости нового знания;

-довести его до уровня автоматизированного навыка;

-подготовка к изучению следующих разделов курса;

-повторение учебного содержания.

9

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности.

-рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке;

-учащиеся соотносят цель и результаты своей учебной деятельности;

-задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества).



Структура урока отработки умений и рефлексии

№п/п

Этап

Цель

Способы её реализации

1.

Мотивация (самоопределениу) к коррекционной деятельности.

Выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к реализации нормативных требований учебной деятельности.

- создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»);

- актуализировать требования к ученику со стороны коррекционной деятельности («надо»);

- исходя из решенных ранее задач, установить тематические рамки и создать ориентировочную основу коррекционных действий («могу»).

2.

Актуализация пробного учебного действия.

Подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности

- организовать повторение и знаковую фиксацию способов действий;

- активизировать соответствующие мыслительные операции и познавательные процессы;

- организовать мотивирование и выполнение учащимися самостоятельной работы на применение способов действий, запланированных для рефлексивного анализа;

- организовать самопроверку учащимися своих работ по готовому образцу с фиксацией полученных результатов.

3.

Локализации индивидуальных затруднений.

Осознание места и причины собственных затруднений в выполнении изученных способов действий.

- на основе алгоритма исправления ошибок обучающиеся анализируют свое решение и определяют место ошибок - место затруднения;

- выявляют и фиксируют способы действий (алгоритмы, формулы, правила), в которых допущены ошибки, причину затруднений.

4.

Целеполагание и построение проекта коррекции выявленных затруднений.

Постановка целей коррекционной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации.

- сформулировать, какие понятия и способы действий нужно уточнить и научиться правильно применять;

- выбралть способ (как?) и средства (с помощью чего?) коррекции, используя эталоны, учебник, анализируя выполнение аналогичных заданий на предыдущих уроках и др.

5.

Реализация построенного проекта.

Осмысленная коррекция учащимися своих ошибок в самостоятельной работе и формирование умения правильно применять соответствующие способы действий.

Самостоятельно:

- исправить свои ошибки выбранным методом на основе применения выбранных средств (с помощью предложенного эталона для самопроверки или соотношения своих результатов исправления ошибок с эталоном для самопроверки);

- выбрать из предложенных или придумать самому задания на те способы действий, в которых были допущены ошибки;

- выполнить эти задания.

6.

Обобщение затруднений во внешней речи.

Закрепление способов действий, вызвавших затруднения.

- организовать обсуждение типовых затруднений с проговариванием;

- сформулировать способы действий, которые вызвали затруднения.

7.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Интериоризация (формирование внутренних структур человеческой психики посредством усвоения внешней социальной деятельности) способов действий, вызвавших затруднения, самопроверка их усвоения, индивидуальная рефлексия достижения цели и создание (по возможности) ситуации успеха.

  • - выполнить самостоятельную работу, аналогичную первой, при этом выбрать только те задания, в которых были допущены ошибки;

  • - провести самопроверку своих работ по эталону для самопроверки и зафиксировать знаковые результаты;

- зафиксировать преодоление возникшего ранее затруднения.

8.

Включение в систему знаний и повторения.

Применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса.

Осознание учащимися метода преодоления затруднений и самооценка ими результатов своей коррекционной (а в случае, если ошибок не было, самостоятельной) деятельности.

9.

Рефлексия деятельности на уроке.

Осознание учащимися метода преодоления затруднений и самооценка ими результатов своей коррекционной деятельности.

- уточняют алгоритм исправления ошибок;

- называют способы действий, вызвавшие затруднение;

- фиксируют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности;

- оценивают собственную деятельность на уроке;

- намечают цели последующей деятельности;

- в соответствии с результатами деятельности на уроке согласовывают домашнее задание (с элементами выбора, творчества).

Урок общеметодологической направленности

Цель

Структура урока

Комментарий

Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания. Выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий.


1

Этап мотивации.

Уроки общеметодологической направленности призваны формировать у учащихся представления

- о методах, связывающих изучаемые понятия в единую систему,

- о методах организации самой учебной деятельности, направленной на самоизменение и саморазвитие.

Уроки являются надпредметными и проводятся вне рамок какого-либо предмета на классных часах, внеклассных мероприятиях или других специально отведенных для этого уроках в соответствии со структурой технологии деятельностного метода.

2

Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

3

Этап закрепления с проговариванием во внешней речи.

4

Этап включения изученного в систему знаний.

5

Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Урок развивающего контроля

Уроки развивающего контроля проводятся в завершение изучения крупных разделов курса, предполагают написание контрольной работы и ее рефлексивный анализ. Поэтому по своей структуре, методике подготовки и проведению данные уроки напоминают уроки рефлексии. Вместе с тем уроки этих типов имеют некоторые существенные различия.

На уроках развивающего контроля, в отличие от уроков рефлексии, при проведении контрольной работы акцент делается, прежде всего, на согласование критериев оценивания результатов учебной деятельности, их применение и фиксирование полученного результата сопоставления в форме отметки. Таким образом, отличительной особенностью уроков развивающего контроля является их соответствие установленной структуре «управленческого», критериального контроля.

Поскольку данные уроки подводят итог изучению значительного по объему материала, то содержание контрольных работ по объему в 2-3 раза превышает обычные самостоятельные работы, предлагаемые на уроках рефлексии. Поэтому уроки развивающего контроля проводятся в два этапа:

1) написание учащимися контрольной работы и ее критериальное оценивание;

2) рефлексивный анализ выполненной контрольной работы и коррекция допущенных в работе ошибок.

Эти этапы проводятся на двух уроках, которые разделены временем, необходимым учителю для проверки результатов работы учащихся на первом уроке (это время не должно превышать 1-2 дней).

В зависимости от того, у кого находится эталонный вариант (критерии), различают следующие формы организации уроков развивающего контроля: самоконтроль, взаимоконтроль и педагогический контроль.
Самоконтроль предполагает предъявление эталонного варианта ученику, самостоятельное сопоставление им собственного варианта с эталонным с последующей самооценкой на основе установленных критериев.
При взаимоконтроле держателем эталона является другой ученик. При этом формирование способности к самооценке происходит через проверку справедливости оценки, поставленное другим учеником, и рефлексивный анализ допущенных ошибок.
Педагогический контроль развивающей направленности предполагает, что держателем эталона является педагог. Формирование способности к самооценке происходит через согласование с учителем результата на основе ранее установленных критериев и рефлексивный анализ допущенных ошибок.

Структура урока развивающего контроля


№п/п

Этапы

Цель

Способы её реализации

I урок

Проведение контрольной работы



1

Мотивация (самоопределение) к контрольно-коррекционной деятельности.

Выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к реализации нормативных требований учебной деятельности.

- определить основную цель урока и создать условия для возникновения внутренней потребности включения в контрольно-коррекционную деятельность («хочу»);

- актуализировать требования к ученику со стороны контрольно-коррекционной деятельности («надо»);

- исходя из выполненных раннее заданий, установить тематические рамки и создать ориентировочную основу контрольно-коррекционных действий («могу»);

- установить форму и процедуру контроля;

- предъявить критерий выставления оценки.

2

Актуализация и пробного учебного действия.

Подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности в контроле и самоконтроле результата и выявлении причин затруднений в деятельности.

- организовать повторение контролируемых способов действий (норм);

- активизировать мыслительные операции (сравнение, обобщение) и познавательные процессы (внимание, память), необходимые для выполнения контрольной работы;

- организовать мотивирование учащихся («хочу» - «надо» - могу») к выполнению контрольной работы на применение способов действий, запланированных для контроля и последующего рефлексивного анализа;

- организовать индивидуальное написание учащимися контрольной работы;

- организовать сопоставление учащимися своих работ по готовому образцу с фиксацией результатов (без исправления ошибок);

- предоставить возможность учащимся провести самооценку своих работ по заранее обоснованному критерию.

II урок

Анализ контрольной работы

3

Локализация индивидуальных затруднений.

Выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к коррекционной работе.

- организовать мотивирование учащихся к коррекционной деятельности («хочу» - «надо» - «могу») и формулировку ими основной цели урока;

- проанализировать правильность самопроверки учащимися своих работ и при необходимости - согласование их оценок с оценкой учителя.

Учащиеся, которые допустили ошибки,

уточняют алгоритм их исправления.

Учащиеся, не допустившие ошибок, сравнивают свое решение с эталоном и выполняют задания творческого уровня.

4

Построение проекта коррекции выявленных затруднений.

Постановки целей коррекционной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации.

- сформулировать, какие понятия и способы действий нужно уточнить и научиться правильно применять;

- выбрать способ (как?) и средствапомощью чего?) коррекции.

5

Реализация построенного проекта.

Осмысленная коррекция учащимися своих ошибок в контрольной работе и формирование умения правильно применять соответствующие способы действий.

- самостоятельно исправить свои ошибки выбранным методом на основе применения выбранных средств, а в случае затруднения - с помощью предложенного эталона для самопроверки;

- выбрать из предложенных или придумать самому задания на способы действий (правила, алгоритмы), в которых были допущены ошибки;

- выполнить эти задания (часть из них может войти в домашнюю работу).

6

Обобщение затруднений во внешней речи.

Закрепление способов действий, вызвавших затруднение.

- обсуждение типовых ошибок;

- проговаривание формулировок способов действий, вызвавших затруднение.

7

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Интериоризация способов действий, вызвавших затруднения, самопроверка их усвоения, индивидуальная рефлексия достижения цели, а также создание (по возможности) ситуации успеха.

- выполнить самостоятельную работу, аналогичную контролируемой работе, выбирая только те задания, в которых допущены ошибки;

- проверить самопроверку своих работ по готовому образцу и зафиксировали знаково результаты;

- зафиксировать преодоление возникшего ранее затруднения.

8

Выполнение заданий творческого уровня.

Применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного, подготовка к изучению следующих разделов курса.

При положительном результате предыдущего этапа:

-выполняют задания, в которых рассматриваемые способы действий связываются с ранее изученными и между собой;

-выполняют задания на подготовку к изучению следующих тем.

При отрицательном результате предыдущего этапа:

- повторяют предыдущий этап, но другого варианта.

9

Рефлексия контрольно-коррекционной деятельности.

Самооценка результатов контрольно-коррекционной деятельности, осознание метода преодоления затруднений в деятельности, осознание механизма контрольно-коррекционной деятельности.

- проговаривают механизм деятельности по контролю;

- анализируют, где и почему были допущены ошибки, способы их исправления;

- называют способы действий, вызвавшие затруднение;

- фиксируют степень соответствия поставленной цели контрольно-коррекционной деятельности и ее результатов;

- оценивают полученные результаты собственной деятельности;

- при необходимости определяются задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества);

- намечают цели последующей деятельности.









Структура урока - исследования (урока творчества)

№п/п

Этап

Действия

1

Актуализация знаний.


Мотивация. Актуализация ЗУН и мыслительных операций, достаточных для построения нового знания.

Фиксирование затруднения в индивидуальной деятельности.

2

Операционно-исполнительский.


1. Постановка проблемы:

а) создание проблемной ситуации;

б) постановка проблемы исследования.

2. Определите темы исследования.

3. Формулирование цели исследования.

4. Выдвижение гипотезы.

5. Выбор метода решения проблемной ситуации.

6. Составление плана исследования.

7. «Открытие» обучающимися нового знания. Проверка гипотезы. Проведение эксперимента, наблюдений, лабораторной работы, чтение литературы, размышление, просмотр фрагментов учебных фильмов и т.д. Использование материальных или материализованных моделей. Создание мотивации на успех для каждого ребенка.

3

Оценочно-рефлексивный этап


Интерпретация полученных данных.

Вывод по результатам исследовательской работы.

Применение новых знаний в учебной деятельности. Проверка понимания учащимися изученного материала и его первичное закрепление.

Итоги урока. Самооценка детьми собственной деятельности.

4

Домашнее задание.

Домашнее задание предусматривает элементы выбора, творчества.



Из данной структуры видно, что исследовательская работа учащихся занимает на уроке больше времени, чем выполнение заданий по образцу. Однако затраты времени впоследствии компенсируются тем, что учащиеся быстро и правильно выполняют задания, могут самостоятельно изучать новый материал. Кроме того, повышается осознанность и прочность их знаний, появляется устойчивый интерес к предмету.

Схема анализа урока, отвечающего требованиям ФГОС

На основе анализа методической литературы по организации внутришкольного контроля и управления системой оценки качества образования, Интернет-ресурсов разработана схема анализа урока, отвечающего требованиям ФГОС. Данная разработка поможет провести комплексный анализ современного урока с учетом требований Ф ГОС (как в начальной, так и в основной школе) эффективно и быстро.

Параметры анализа

Урок: содержание и выводы

Раздел 1. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ

1

ФИО учителя

2

Дата посещения урока

3

Предмет

4

Класс

5

Учащихся по списку

6

Учащихся по факту

7

Цель посещения урока

8

Своевременность явки учителя на урок.

9

Готовность учителя к началу урока.

10

Готовность учащихся к началу урока. Организация класса.

11

Оснащенность урока наглядными пособиями, ТСО, дидактическими и раздаточными материалами, ресурсы учителя и информационные ресурсы ученика

12

Санитарное состояние класса

Температурный режим

Проветривание

Освещение

13

Наличие технологической карты урока.

14

Соответствие темы урока кадендарно-тематическому планированию

Раздел 2. ТИП, СТРУКТУРА УРОКА, ЕГО МЕСТО В СИСТЕМЕ УРОКОВ ПО ТЕМЕ, ЦЕЛИ УРОКА (образовательные, развивающие, воспитательные)

1

Тип урока. Урок первичного предъявления новых знаний. Результативность урока: Воспроизведение своими словами правил, понятий, алгоритмов, выполнение действий по образцу, алгоритму.

2

Тип урока. Урок формирования первоначальных предметных умений. Результативность урока: Правильное воспроизведение образцов выполнения заданий, безошибочное применение алгоритмов и правил при выполнении учебных заданий.

3

Тип урока. Урок применения предметных умений. Результативность урока: Самостоятельное выполнение заданий (упражнений) повышенной сложности отдельными учениками или коллективом класса.

4

Тип урока. Урок обобщения и систематизации. Результативность урока: Умение сформулировать обобщенный вывод, уровень сформированности УУД.

5

Тип урока. Контрольный урок. Результативность урока: Результаты контрольной или самостоятельной работы.

6

Тип урока. Коррекционный урок. Результативность урока: Самостоятельное нахождение и исправление ошибок.

7

Организация проверки домашнего задания:

- полнота и глубина проверки;

- методика повторения, дифференциация заданий;

- охват учащихся проверкой, занятость класса;

- объективность оценки, аргументация отметки.

Раздел 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОКУ

1

Планирование урока в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями учащихся.

2

Определение объема воспроизводящей и творческой деятельности учащихся.

3

Сочетание усвоений знаний в готовом виде и в процессе самостоятельного поиска.

4

Учет контроля, анализа оценки деятельности школьников, осуществляемых учителем, и взаимной критической оценки, самоконтроля и самоанализа.

5

Соотношение нагрузки на память и мышление учащихся.

6

Использованные учителем приемы для активизации мыслительной работы учащихся.

7

Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся, сочетание его с коллективной работой в классе.

8

Учет обученности, обучаемости, учебных и воспитательных возможностей учащихся

9

Выполнение санитарных норм:

- Предупреждение утомления и переутомления.

- Чередование видов деятельности (слушание, счет, письмо, практика).

- Своевременное и качественное проведение физминуток.

- Соблюдение правильной рабочей позы.

10

Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения.

Раздел 4. ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

1

Методы обучения (методов проблемного обучения; сочетание фронтальной и индивидуальной форм работы с учащимися; самостоятельная работа учащихся)

Целесообразность и обоснованность их применения применяемых методов.

2

Групповые формы деятельности учащихся

3

Планирование путей восприятия учениками изучаемых объектов и явлений, их осмысления. Планирование устойчивого внимания и сосредоточенности.

4

Использование установок в форме убеждения, внушения.

5

Использование различных форм работы для актуализации в памяти ранее усвоенных знаний и умений, необходимых для восприятия новых.

6

Планирование приемов и форм работы, обеспечивающих активность и самостоятельность мышления учащихся.

7

Предупреждение механического переноса умений и навыков на новые условия работы.

8

Наличие межпредметных связей и особенностей организации пространства (формы работы и ресурсы).

9

Формулирование заданий для обучающихся (определение деятельности детей). Наличие формулировок: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте.

10

Практическая направленность учебного процесса: практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения.

11

Включение в содержание урока упражнений творческого характера.

12

Деятельность обучающихся:

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

13

Планирование задания на дом:

- объем, характер материала, его посильность;

- наличие и характер инструктажа;

- дифференцированность задания.

- своевременность окончания урока.

Раздел 5. ТРЕБОВАНИЯ К ТЕХНИКЕ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА

1

Эмоциональность урока. Соотношение рационального и эмоционального в работе с детьми.

2

Урок вызывает интерес, воспитывает познавательную потребность.

3

Темп и ритм образовательного процесса (должны быть оптимальными, действия должны быть завершенными.)

4

Доминирование атмосферы доброжелательности и активного творческого труда.

5

Смена видов деятельности учащихся, сочетание различных методов и приемов обучения.

6

Соблюдение единого орфографического режима.

7

Обеспечение активного учения каждого школьник.а

8

Педагогическое поведение учителя на уроке. Самообладание и педагогический такт, стиль его поведения, взаимоотношения с учащимися.

9

Умение организовать класс на учебную деятельность и поддержание дисциплины.

10

Владение голосом, правильность речи, дикции, темп, выразительность, жестикуляция. Использование артистических умений, педагогической техники и исполнительского мастерства.

11

Рациональное использование средств обучения (учебников, пособий, технических средств).

12

Результаты урока:

- ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки;

- подведение итога урока;

- выполнение намеченного плана урока;

- достижение образовательных, развивающих и воспитательных целей урока;

- качество знаний, умений, навыков учащихся - достижение планируемых результатов (предметных, личностных, метапредметных).

Раздел 6. САМООЦЕНКА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ Самоанализ урока и его результативности

Раздел 7. ВЫВОДЫ и РЕКОМЕНДАЦИИ

Подпись посетившего урок: Подпись учителя:

Критерии результативности урока в рамках ФГОС

(при любой типологии урока)


  1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.

  2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаружить название, находить причины затруднений и т.п.)

  3. Используются разнообразные формы, методы и приёмы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.

  4. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.

  5. Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.

  6. На уроке задаются задачи и чёткие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).

  7. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приёмы.

  8. Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.

  9. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.

  10. Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.

  11. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создаёт атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.

  12. На уроке осуществляется глубокое личное воздействие «учитель-ученик» (через отношения, совместную деятельность).




  1. Информационные источники

1. izenglish.ru/collaborating/icourses/fgos/typology/

2. Социальная сеть работников образования nsportal. ru

3. slideshare.net/lesayau/ss-32905260

4. kyshtovgrad.ru/node/4850

5. festival.1september.ru/articles/609139/

6. mediaeducation.ru

7. festival.1september.ru/articles/611031/

8. Проектирование уроков деятельностной направленности в образовательном процессе начальной школы. Сборник материалов. (сост. О. В. Петрова, Т. П. Савушкина; под ред. М. И. Солодковой; ГОУ ДПО ЧИППКРО. - Челябинск: Изд-во ИИУМЦ «Образование», 2011.



© 2010-2022