Разработка модели взаимодействия семьи с учреждениями дополнительного образования

Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Модель взаимодействия семьи и учреждения дополнительного образования

Привлечение общественности к управлению развитием образования - одна из задач, обозначенных государственной политикой. В представленных материалах дается краткое теоретическое обоснование проблемы, предлагается модель партнерского взаимодействия родителей и учреждений дополнительного образования детей и молодёжи.

Работа с родителями всегда считалась одной из самых трудных в педагогической деятельности педагога. Родители обучающихся являются основными участниками образовательного процесса, с которыми делятся усилия и ответственность за итоги педагогической работы.

Родители могут немало сделать для того, чтобы ребёнок любил избранное объединение по интересам и занимался с радостью. Например, Каждый день интересоваться событиями: чем занимались на занятии?

Родители нуждаются не только в информировании со стороны учреждения дополнительного образования. Родитель должен чувствовать, что он нужен данному учреждению и что оно работает с ним постоянно и системно. Это не должен быть просто перечень мероприятий по работе с семьёй, а комплексное и планомерное взаимодействие с ней.

Работа должна строиться не от праздника к празднику, а иметь своеобразный круг дел, когда родители вместе с педагогическим коллективом постепенно становятся готовыми к взаимодействию. Сегодня в учреждении дополнительного образования есть родители, которые полностью посвящают себя воспитанию детей, они ждут от педагогов советов и рекомендаций, готовы подключиться к любым общественным делам и активно проявляют себя в общественной и досуговой жизни своего ребенка.

Эффективность воспитания ребенка зависит от того, насколько тесно взаимодействуют учреждение дополнительного образования и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества дополнительного образования и семьи играют педагоги. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую центром дополнительного образования по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий родителей и педагога создаст благоприятные условия для развития ребенка. Мы всегда должны помнить, что функции педагога разнообразны, работа с семьями своих обучающихся - важное направление деятельност

Родительская общественность и управление развитием образования

Опыт взаимодействия семьи, школы и учреждений дополнительного образования детей и молодёжи в основном и главном сложился в прошлом столетии в условиях единой и однообразной системы образования советского периода, обеспечивавшей государственный заказ на образование и воспитание новых поколений. Профессионально подготовленные кадры, обязательные учебные программы, наличие необходимых условий и средств обучения, государственный контроль и официальная поддержка гарантировали образовательному учреждению бесспорное главенство в отношениях с семьей.

Каждый дошкольник заранее ставился на школьный учет по месту жительства. Школа, как правило, определяла все параметры жизни ученика, не считаясь с мнениями и пожеланиями ни родителей, ни детей. Свои требования к воспитанию она дополнительно утверждала через фронтальное психолого-педагогическое просвещение отцов и матерей («родительские университеты», «педагогические лектории», беседы по ситуации).

Программы педобуча, поводы и тематика индивидуального общения в основном определялись педагогами. Юридически и фактически семья не могла предъявлять и не предъявляла каких-либо собственных требований к образовательным и иным услугам учебного заведения. Тем более она не имела возможности контролировать и официально оценивать ход и результаты учебно-воспитательного процесса. Это означало, что в отношениях со школой семья занимала полностью подчиненное, зависимое положение.

От нее же требовались безусловная поддержка воспитательно-образовательных стремлений учебного заведения и государства, посильная помощь своим детям в учебе, контроль их поведения, непременное посещение родительских собраний, занятий «педагогического лектория», а также оказание содействия в проведении отдельных хозяйственных дел и воспитательных мероприятий.

Что же касается семейного воспитания, то оно имело преимущественно спонтанный характер, опиралось в основном на традиции народной педагогики. Уровень образования большинства родителей существенно уступал уровню педагогов. Благодаря государству образовательные учреждения практически не нуждались в экономической поддержке со стороны семьи.

В силу всего вышесказанного родительская общественность (равно как и любая иная) не могла претендовать и не претендовала на собственный заказ в деле образования и воспитания нового поколения. Социального заказа школе на образовательные и иные услуги, исходящего от различных социумов, как такового не существовало и не могло возникнуть.

Перемены в социально-экономической жизни общества, произошедшие в последние десятилетия, привели к существенным изменениям и в системе образования, и в самом институте семьи. Однообразие советской школы сменилось современным разнообразием гимназий, лицеев и других типов учебных заведений. Внутри одного ОУ также возникли уровни и профили образовательно-развивающей деятельности. Расширилась сфера дополнительного обучения. Все это обеспечило семье реальные возможности выбора вида (типа) образовательного учреждения и набора предоставляемых им услуг. Как следствие - появилась возможность прямого и косвенного влияния на школу через свой выбор.

Одновременно произошло существенное расслоение семей по социальным и экономическим показателям. Изменилась общая социальная стратификация населения. Формировавшиеся слои общества начали осмысливать специфику собственных образовательных потребностей и формировать адекватные требования (ожидания) по отношению к образованию и воспитанию собственных детей. В отдельных семьях уровень образованности оказался близким к педагогическому и даже выше. В результате дополнительное образование оказалась в центре критического внимания родителей, СМИ и общества в целом.

Все это породило объективную необходимость пересмотра ролей и отношений семьи и школы, дополнительного образования в системе их взаимодействия. В условиях глубокого социально-экономического и культурного расслоения общества исторически привычный характер этой связи является одним из факторов наблюдающегося падения престижа учреждения образования и авторитета педагога в глазах общества, роста критических настроений по отношению к системе образования, его содержанию и качеству.

Приведение взаимоотношений и взаимодействия семьи на уровень, адекватный их новым качествам и возможностям, является актуальной задачей для любого учреждения образования.

В наиболее обобщенном понимании дополнительное образование выступает как социальный институт, выполняющий заказ общества в части подготовки новых поколений к конструктивному поведению, профессиональной адаптации в условиях культуры (цивилизации). Этот «заказ» имеет по крайней мере две составные части. Одна из них задается государством (его органами и организациями), претендующим на выражение интересов общества.

Однако государство, как правило, осмысливает, планирует и реализует лишь часть развития, необходимого личности, большим и малым социумам и обществу в целом. А остающаяся доля постигается, предъявляется, в некоторых случаях частично реализуется ими самими - семьей, социокультурной группой, религиозным сообществом, нацией и обществом (через общественное мнение, СМИ, литературу, искусство, науку). В интегрированном виде мнения этого сонма человеческих сообществ могут быть определены как социальный(общественный, негосударственный) заказ на развитие новых поколений.

Если государственный заказ имеет форму предписаний, причем весьма определенных, то социальный заказ выступает в форме общественных ожиданий, представлений, стимулов, зачастую не имеющих общепринятых формулировок, нередко противоречивых, а то и взаимоисключающих. Социальный заказ представляет собой поле поиска оптимальных решений, согласования интересов к воспитанию, характерных для самых разных групп населения.

Государственный заказ и социальный в различное время и в разных обстоятельствах могут в каких-то сферах совпадать (скажем, в области компьютерной грамотности), в иных - вступать в противоречия .

Родительская общественность предлагает сегодня строить отношения семьи и дополнительного образования на уровне социального партнерства, который бы обеспечивал:

  • повышение степени участия родительской и более широкой общественности в управлении образованием и школой до уровня, гарантирующего системный и постоянный общественный контроль выполнения ею социального и государственного заказов на образование;

  • дифференциацию взаимоотношений семьи и школы в зависимости от потребностей, ожиданий, намерений, воспитательных и экономических возможностей характерных групп родителей и учащихся;

  • изменение юридических позиций (ролей, прав и обязанностей партнеров);

  • расширение возможностей выбора семьей типа, характера и уровня основного образования и дополнительных образовательных услуг для своих детей (реализации социального заказа);

  • качественные изменения психолого-педагогического просвещения населения, обеспечиваемые учетом образовательных потребностей и социальных особенностей характерных групп родителей и соответствующей дифференциацией форм, методов и содержания педобуча;

  • повышение качества образования и степени удовлетворенности взаимоотношениями всех основных участников образовательного процесса.

Основные направления взаимодействия.

В учреждении в целом:

  • традиционные для центра дополнительного образования структура и содержание образовательной деятельности детей;

  • дополнительные образовательные услуги, соответствующие социальному (общественному) заказу на образование подрастающего поколения.

В работе с семьей и общественностью:

  • научно-исследовательская и опытно-экспериментальная деятельность по изучению и организации взаимодействия и взаимовлияния и семьи на уровне социально-педагогического партнерства;

  • организационное и научно-методическое обеспечение социально-педагогического партнерства семьи и дополнительного образования;

  • выявление и учет образовательных потребностей характерных групп населения (социального заказа на образование детей);

  • привлечение родительской и иной общественности к обсуждению и утверждению образовательных программ (содержания образования), контролю качества обучения.

В организации психолого-педагогического просвещения родителей:

  • изучение образовательных потребностей представителей различных социальных групп в подготовке;

  • использование традиционных фронтальных форм в данном вопросе;

  • организация дифференцированной подготовки в соответствии с выявляемыми образовательными потребностями;

  • организационное и научно-методическое обеспечение;

  • уровни - ознакомительный, репродуктивный, продуктивный, творческий.

Структурные элементы системы. Система социально-педагогического партнерства семьи (как представителя общественности и самостоятельного субъекта отношений) и дополнительного образования (от имени государства и самостоятельного субъекта отношений) опирается на следующие инновационные и традиционные организационно-структурные элементы.

Общественное управление:

  • - администрация учреждения дополнительного образования;
    - общественный совет (родители и педагоги);
    - профильные объединения (объединения по интересам)


В сфере социального партнерства семьи и дополнительного образования родительский совет:

  • обеспечивает содействие общественным инициативам по совершенствованию и развитию обучения и воспитания молодежи;

  • инициирует и поддерживает деятельность педагогических работников по организации инновационной и опытно-экспериментальной работы;

  • инициирует разработку и обсуждение документов, направленных на обеспечение партнерских отношений семьи и центра;

  • определяет пути и способы взаимодействия учреждения дополнительного образования с производственными организациями, добровольными обществами, ассоциациями, творческими союзами, другими государственными/негосударственными общественными институтами и фондами с целью создания необходимых условий для общественно-государственного управления образованием на уровне социально-педагогического партнерства;

  • в рамках действующего законодательства Республики Беларусь принимает необходимые меры по защите педагогических работников и администрации учреждения дополнительного образования от необоснованного вмешательства в их профессиональную деятельность.



© 2010-2022