Дополнительная образовательная программа внеурочной деятельности «Домисолька»

Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя


Дополнительная образовательная программа

внеурочной деятельности


«Домисолька»

(для детей 1 класса, рассчитанна на 1 год)






Составитель:

Учитель музыки

Пацева Елена Львовна





ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

«Домисолька»





СОСТАВИТЕЛЬ: Пацева Е.Л.

ТИП ПРОГРАММЫ: рабочая

ВИД: РАЗВИВАЮЩАЯ

ВОЗРАСТНОЙ ДИАПАЗОН: от 6 до8 лет

ФОРМА ОБУЧЕНИЯ: ГРУППОВАЯ

СРОК РЕАЛИЗАЦИИ: 1 год



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Искусство - необходимая часть жизни человека, его душа. Вокальное пение - одна из самых массовых форм музыкального искусства. Вокальный класс - важнейшая дисциплина музыкально - эстетического образования воспитанников и обучающихся, играющая большую роль в формировании их духовной культуры, развитии творческой активности. Вокальное пение оказывает исключительное влияние на формирование личности ребенка. Оно воздействует на умственные силы детей, сознание, память, воображение, волю, эстетическое чувство и физическую сторону человека.

Целая занимательная школа предстаёт в разнообразных игровых занятиях данной программы, школа, которую сохранил и донёс до наших дней простой русский народ, взрослые и дети. В ней многому можно научиться, многое из её арсенала можно использовать, чтобы воспитать в детях необходимые черты характера: добропо­рядочность, любовь к Родине и своей се­мье, любознательность, умение владеть своими чувствами и т.д.

Такие занятия будут включать в себя инсценировки русских народных пе­сен, хороводов и игр, а также сценарии, составленные по мотивам русских народ­ных праздников и обрядов.

Постановка даже коротенькой инсце­нировки даёт возможность развивать в детях творческое отношение к произведе­ниям народного искусства, помогает стать им участниками своего рода ма­ленького детского театра. Они учатся вы­ступать в той или иной роли, которая тре­бует умения выразительно двигаться, го­ворить, петь, танцевать, изображать дей­ствие или героя. Такое многообразие за­дач, поставленных в каждой из этих ма­леньких пьесок, содействует развитию многогранных способностей ребятишек. форма инсцени­ровки позволяет ребятишкам легко вклю­читься в образное пространство произве­дений народного творчества.

Яркие, поэтичные, пронизанные добро­той и любовью ко всему живому, уваже­нием к труду русские народные песни и игры помогут посеять в детской душе та­кие зёрна, которые в дальнейшем прорас­тут стремлением созидать, а не разру­шать; украшать, а не делать безобразной жизнь на земле. Многовековой опыт рус­ских людей-тружеников, простые, понят­ные детям образы природы и братьев на­ших меньших будут легко и ненавязчиво восприняты учащимися младшей школы, найдут живой отклик.

Пение в сочетании с танцем и игрой - очень увлекательное занятие, позволяю­щее весело и с пользой провести время после учебных занятий.

Программа занятий построена таким образом, что­бы дети постепенно входили в богатый мир народной культуры, осваивали пев­ческое искусство, учились красиво во­дить хороводы и разыгрывать содержа­ние песен, играть по правилам. Празд­ное, никчёмное проведение времени ста­нет неинтересным для познавших ра­дость творческого труда, ибо освоение фольклора - это настоящий творческий труд. Он воспевается в песнях, в обря­дах. По мотивам народных праздников будут проводиться театрализованные представления. В которых отразятся отдельные, наиболее поэтичные эпизоды обрядов встречи весны, лета, осени и зимы.

Много добра несут русские народные песни, игры, танцы. Пусть же они станут друзьями с нашими первоклассниками.

Рабочая программа составлена на основе целей и задач примерной программы художественно-эстетического направления, которые подготовлены в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение ФГОС общего образования второго поколения

Данная образовательная программа ставит основную цель:

-развитие музыкальных способностей воспитанников и обучающихся, овладение вокальными навыками, формирование музыкальной культуры личности как неотъемлемой части духовной культуры.

Достижению данной цели способствует решение следующих задач:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: -овладение вокально-певческими навыками: чистого интонирования, певческой дикции, артикуляции и дыхания;

- знание основ певческой гигиены и самоконтроля,

голосового аппарата.

РАЗВИВАЮЩИЕ: - развитие музыкальной памяти, внимания, воображе-

ния, мышления;

- развитие голосового аппарата;

- развитие артистических качеств.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: - воспитание коллектива единомышленников,

использующих свои индивидуальные творческие

возможности для достижения гармоничного

звучания в процессе исполнения;

- воспитание эстетического вкуса, исполнитель-

ской и слушательской культуры.

Программа составлена с учетом психологических и физиологических особенностей детей младшего школьного возраста и основана на применении следующих педагогических методов и приемов:

МЕТОДЫ

ПРИЕМЫ

Объяснительно-иллюстративные

-рассказ, беседа, прослушивание музыкального материала

Репродуктивные

-пение по ладовой столбице;

-пение по слуху (мотив, фраза, песня), ладовые упражнения;

Эвристические

-накопление репертуара;

- накопление вокально-исполнительских навыков;

-творческие задания.

В программе используются следующие педагогические методы:

- программированное обучение с минимальным шагом прохождения материала;

-доступность обучения;

-опора на интерес;

-сочетание репродуктивного и творческого начала;

-коллективно - индивидуальные формы работы на занятиях, позволяющие активизировать работу даже самых слабых детей;

-использование игровых форм обучения.

Структура программы предполагает постепенное расширение ЗУН и их углубление в ходе освоения материала программы на протяжении всего года обучения.

Данная образовательная программа рассчитана на воспитанников 6-8лет.

За период обучения дети получат определенный объем знаний, качество которых проверяется через промежуточный контроль: участие в конкурсах, фестивалях, концертных выступлениях.

В качестве итогового контроля проведение 3 открытых театрализованных представлений «Осенины», «Масленица», «Ярмарка»

ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:

ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:

1. Что голос - наше богатство и к нему надо относиться бережно. Певческий аппарат есть двигательный аппарат со сложной системой мышц, обладающий высокой чувствительностью. Что для правильного пения надо правильно брать дыхание.

Бережно относится к своему голосу. Правильно выполнять дыхательные упражнения. Следить за дыханием во время пения, брать дыхание между короткими музыкальными фразами.

2. Музыка выражает и передаёт чувства человека, картины природы, движение с помощью средств музыкальной выразительности и развития музыки.

произведения. Нотную грамоту, длительности. Жанры и лады музыки.

2. Эмоционально откликаться о произведении, и выражать свои эмоции в рисунках и движениях.

Уметь применять словарь эмоциональных состояний в своих откликах. Выявлять жанровое начало.

3. Части музыкального произведения. Нотную грамоту, длительности. Жанры и лады музыки.

3. Различать части музыкального произведения (вступление, куплет, припев, заключение) Вступать и заканчивать песню самостоятельно.

Знать музыкальные термины крещендо, диминуэндо, лигатто, стокатто. Их применение в музыке.

4. Чисто интонировать мелодию, овладеть выразительным исполнением. Уметь ускорять, замедлять усиливать и ослаблять звучание, петь отдельные отрезки мелодии с аккомпанементом.

Что такое народное исполнение.

5. Петь индивидуально и коллективно с сопровождением и без него.

ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ НЕОБХОДИМО:

Материально - техническое обеспечение

Методическое обеспечение

1. Оборудованный кабинет. (Музыкальный инструмент - фортепиано, музыкальный центр, детские музыкальные инструменты, звукоусилительная аппаратура, колонки, , наличие возможности записи фонограмм, наличие возможности изготовления концертных костюмов).

1. Информационная и справочная литература.

2. Соответствующая росту и возрасту детей мебель.

2. Методическая литература:

3. Записи фонограмм детских песен, народных наигрышей на аудиокассетах и компакт-дисках.

3. Наглядные пособия. ( плакаты, портреты с изображением композиторов)

Учебно-тематический план

Перечень разделов и тем

Общее количество часов

Теория

Практика

Раздел 1. Вокально-хоровая работа

16

2

14

Раздел 2. Музыкально-теоретическая подготовка

12

8

4

Раздел 3. Концертно-исполнительская деятельность

5

-

5

Итого:

33

10

23

Содержание курса

Введение. Правила поведения, техника безопасности в учебном кабинете, знакомство с коллективом. Искусство пения - искусство души и для души.

Музыка в нашей жизни. Роль и место музыкального и вокального искусства. Положительные эмоции как результат воздействия пения на чувства слушателей и исполнителя. Влияние пения на развитие личности, речи человека.

«Ни слуха, ни голоса» и перспективы научиться петь. Как пользоваться природными данными и развивать вокальные способности.

I.Вокально-хоровая работа

1.Знакомство с голосовым аппаратом.

Голосообразование - рождение звука. Вибрация и дыхание - основа рождения звука. Гортань человека. Способность гортани человека издавать звуки. Здоровье и уход за голосом.

Знакомство с детьми, изучение способности к пению.

Координационно-тренировочные занятия.

2. Певческая установка. Унисон.

3. Дикция (1 час):

Взаимосвязь речи и пения, как проявлений голосовой активности: общее и отличное. Важность умения говорить правильно в жизни человека. Чистая дикция - условие успешного выступления на сцене любого артиста. Методы самостоятельной работы по овладению голосом, речью, дыханием, необходимым для пения и жизни вне музыки.

Разучивание скороговорок, игровых народных песен.

4. Работа в ансамбле

Требования к ансамблю: идентичность голоса, движений поющих, окраска звуков, артикуляционные движения, открытость и закрытость.

Управление артикуляционной мускулатурной и приведение ее в единую форму. Важность работы над звуком.

1. Работа над репертуаром;

2. Разучивание распеваний;

3. Работа над чистотой интонации;

4. Определение примарной зоны звучания;

5. Работа над мелодическим слухом;

6. Работа над чистым интонированием поступенных мелодий в пределах октавы;

7. Работа над чистым интонированием поступенных и скачкообразных мелодий в пределах 1,5 октавы;

8. Работа над расширением певческого дыхания;

9. Совершенствование дикции;

10. Выявление тембров;11. Работа над ритмическим слухом;

12. Работа над расширением диапазона;

13. Работа над художественным исполнением произведений.

II.Музыкально-теоретическая подготовка

1.Дирижерский жест

2.Основы музыкальной грамоты:

Музыкальные и шумовые звуки

Высокие и низкие звуки

Клавиши и клавиатура

Октава

Ноты и нотоносец

Скрипичный ключ .

Ноты

Такт и тактовая черта

Длительности нот

Нота с точкой

Размер

Паузы

Тон и полутон

Знаки альтерации

Затакт

Штрихи

Динамические оттенки

Басовый ключ

Ноты басового ключа

Лады- будут изучаться на занятиях при помощи сказок , стихов и картинок:

III. Концертно-исполнительская деятельность

Это результат, по которому оценивают всю работу кружка. План концертной деятельности составляется на год с примерным репертуарным перечнем. Составляется с учетом традиционных праздников, важнейших событий текущего года. Выступать могут как все учащиеся, так и солисты.

1.Подготовка к концертным выступлениям

2.Праздники, выступления, конкурсы

Требования к уровню подготовки обучающихся

Предполагается, что к концу учебного года учащиеся покажут себя как слаженный коллектив, владеющий элементарными вокально-хоровыми навыками:

· пение в унисон;

· певческий диапазон в пределах 1,5 октавы;

· передача простого ритмического рисунка;

· четкая дикция;

· свободное владение дыханием;

· способность передать характер произведения;

· владение динамикой p - mf.

· репертуар 6 - 8 песен смогут определять на слух:

· музыку разного эмоционального содержания;

· музыкальные жанры (песня, танец, марш);

· одно-, двух-, трехчастные произведения, куплетную форму;

· средства музыкальной выразительности: темп, динамику, мелодию, ритм;

· музыкальные инструменты: фортепиано, скрипку, флейту, балалайку, баян;

· знать и понимать термины: солист, оркестр, сольное пение, дуэт, хор.


Итоговая диагностика после обучения.

К концу года дети должны уметь:

Петь легко и свободно.

Правильно брать дыхание при исполнении песни.

Находить звучание голоса, которое соответствовало бы содержанию произведения.

Петь выразительно.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ

№ п/п

Название раздела, темы

Вокально-хоровая работа

Кол-во часов

1ЧЕТВЕРТЬ

1

Вводное занятие. Правила поведения, техника безопасности в учебном кабинете, знакомство с коллективом.

Упражнения на дыхание. Разучивание простейших закличек.

1

2,3

Музыка в нашей жизни.

Русские народные инструменты

Упражнения на дыхание. Разучивание простейших закличек. РНП «Мы, бояре,

к вам пришли»

2

4

Знакомство с голосовым аппаратом

РНП «Как у нашего двора»

1

5,6

Музыкальные и шумовые звуки

РНП «Вот те гребень»

2

7.

Высокие и низкие звуки

Речетативная игра «Чичары»

1

8

Клавиши и клавиатура

Игра на шумовых иструментах.РНП «Дождик»

1

2ЧЕТВЕРТЬ

9

Октава

Игра в хороводе РНП «Плетень»

1

10,11

Ноты и нотоносец

Разучивание в хороводе «Вдоль по улице ребятушки идут

2

12.

Праздник «Осенины»

Подготовка, выступление.

1.

13.14

Скрипичный ключ. Ноты

Коляда

2

15

Такт и тактовая черта

Колядуем и играем

1

3ЧЕТВЕРТЬ

16

Рождественский праздник

Подготовка и выступление

1

17,18

Длительности нот

РНП «Блины»

2

19

Нота с точкой

Игра в хороводе «А мы масленицу повстречали»

1

20

Размер

РН частушка

1

21

Паузы

Инструментальные наигрыши

1

22

Тон и полутон

Масленичные заклички

1

23

Масленица-праздник

1

24,25

Знаки альтерации

РНП «Поехал наш батюшка на базар»

2

4четверть

26

Затакт

РНП «Долговязый журавель»

1

27

Штрихи

РНП «Долговязый журавель»

1

28

Динамические оттенки

РНП «Как у наших у ворот»

1

29

Басовый ключ

РНП «Как у наших у ворот»

1

30

Ноты басового ключа

РНП «Где был Иванушка?»

1

31

Лады

РНП «Где был Иванушка?»

1

32

Сочиняем сами

Подготовка и выступление

1

33

Ярмарка-праздник

Подготовка и выступление

1

список

ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


  • Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / (В.А.Горский, А.А.Тимофеев, Д.В. Смирнови др.) ; под редакцией В.А. Горского. - М. : Просвещение, 2010. 111с- (Стандарты второго поколения).


  • «У нашего двора нет веселья конца!» Сборник сценариев праздников и музыкальных досугов / Авт.-сост. Д. А. Рытов. - СПб.: Изд-во «Музыкальная палитра», 2006. - 60 с: ил

.

  • Королева Е.А. «Музыка в сказках, стихах и картинках»: Кн для учащихся и учителей.- М,:

Просвещение, 1994.- 79с.; ил.


  • Новикова А., Пушхжтл С Русские народ­ные песни Московской области. Нотное науч­ное издание. Т. I. - 14л Советский компози­тор, 1986.


  • Пушкина С. Русские народные песни Мос­ковской области. Нотное научное издание. Т. II. - М.: Советский композитор, 1988.

  • Колпакова Н. На Буяне, славном остро­ве. - М.: Детская литература


  • Мехнецов А. Народные песни Вологодской области. Песни Средней Сухоны. - М.: Со­ветский композитор, 1981.


  • Науменко Г. Жаворонушки// Запись, нота­ция и составление Г.Науменко. Общая редак­ция С.Пушкиной. Вып. 1-3. - М.: Советский композитор, 1977 - 1984.


  • Науменко Г., Новлянская 3. "От зимы до осени". Фольклорный праздник в школе. - М.: Детская литература, 1979.


  • Науменко Г. Народный праздничный ка­лендарь. "Лето - осень". Молодежная эст­рада. Часть вторая. - М.: ЗАО РИФМЭ, 1999.


  • Прокошева К. "Пал, пал перстенёк". Игри­ща и круга в Прикамье (сборник текстов без нот). - М.: Родник, 1999.



9


3,7 / 5 (11)
загрузить
© 2010-2018