Программа дополнительного образования Путешествие по реке времени к великим чудесам света

Раздел Дополнительное образование
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Управление образования Администрации города Иванова

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Центр детского творчества № 4









ПРОГРАММА

«Путешествие по реке времени к великим чудесам света»

по культурологическому направлению





Срок реализации 3 месяца

Возраст воспитанников 8-10

Педагог дополнительного образования

Демина Юлия Михайловна













Иваново 2015

Содержание



  1. Пояснительная записка………………………………………………….3

  2. Учебно-тематический план………………………………………………10

  3. Содержание программы…………………………………………………13

  4. Список литературы………………………………………………………17









Пояснительная записка

Каждое Чудо Света своим появлением, так или иначе, повлияло на жизнь человечества, впервые продемонстрировало ту или иную новую технологию или материал, которые потом могли преобразиться и разойтись по миру в совершенно ином виде. Наконец, каждое Чудо Света потрясает своим масштабом. Рассказывая о таких сооружениях, программа «Путешествие по реке времени к великим чудесам света» вводит учащегося в удивительный и загадочный мир прошлого.

Практическая значимость программы состоит в том, чтобы формировать у обучающихся представления о разных странах и народах мира в прошлом, а так же стимулировать к поиску решений и формирования собственных позиций. Программа «Путешествие по реке времени к чудесам света» имеет культурологическую направленность и создает условия, способствующие развитию познавательного интереса к событиям прошлого, и становлению творческой личности обучающегося. В данной программе при отборе фактов и явлений основным критерием явилась их значимость в историческом процессе, в развитии мировой культуры.

Новизна данной программы заключается в том, что она дает возможность учащимся в короткие сроки освоить основные исторические реалии в разных видах познавательной деятельности (игра, беседа, командная работа, викторины, прикладная деятельность и т.д.).

Актуальность программы заключается в формировании базовых компетенций учащихся (учебно-познавательных, социально-культурных, личностного самосовершенствования), создании условий для активного использования полученных знаний в повседневной жизни, дает возможность проявить и реализовать свои творческие способности. Данная программа актуальна в наше время еще тем, что расширяет знания обучающихся об окружающем мире, способствует развитию толерантной и творческой личности, способствует социализации учащегося в коллективе, мотивирует к самопознанию и саморазвитию.

Данная образовательная программа имеет свою педагогическую целесообразность. Программа призвана расширить культурное пространство для самореализации, самоактуализации и саморазвития личности, стимулируя обучающегося к познанию и творчеству, создать каждому учащемуся благоприятную почву для профессиональной ориентации, развития личностных качеств, становления его как субъекта собственной жизни. Программа предоставляет учащимся возможность для формирования профессиональных мотивов и ценностей, приобретения ими социального опыта, приобщения их к культуре и творчеству. Программа предназначена для развития интеллектуальных способностей учащихся с использованием игровых форм обучения.

Цель программы. Создание условий, способствующих развитию познавательного интереса к прошлому и творческого потенциала у учащихся, через изучение исторических реалий.

Задачи программы:

Метапредметные:

  • развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить ее с мировоззренческими системами прошлого;

  • формирование коммуникативных навыков у учащихся;

  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

  • овладение навыками излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;

  • формирование навыков работы в команде в процессе совместной творческой деятельности;

  • стимулирование стремления к самовоспитанию, самосознанию, самооценке, к самостоятельному принятию решений;

Личностные:

  • формирование уважительное отношение к иному мнению;

  • развитие самостоятельности и личностной ответственности;

  • приобщение обучающихся к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры, в том числе отечественной;

  • формирование навыков здорового образа жизни: физического, психологического и эмоционального состояний;

  • формирование у учащихся толерантности, широты мировоззрения, познавательной активности;

  • развитие чувства патриотизма.

Предметные:

  • расширение и углубление знаний обучающихся о странах мира, их обычаях;

  • изучение наиболее ярких примеров великих чудес света и их роль в истории и культуре;

  • содействие развитию мыслительных способностей учащихся, включающих в себя знания, умения и навыки гуманитарных дисциплин;

  • формирование представления об общем и особенном при характеристике древних обществ, а также представление о том, чем отличается мир прошлого от мира современного.

Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих образовательных программ:

Программа отличается коротким сроком реализации и большой динамичностью образовательного процесса. Данная программа позволяет в условиях общеобразовательной школы через дополнительное образование расширить возможности образовательной области. В программе широко используются игровые задания, что повышает мотивацию обучающихся к знаниям и развивает их познавательную активность. Тематическая направленность программы позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал учащихся, способствует развитию целого комплекса умений, помогает реализовать потребности в общении. Особенность программы выражается в том, что учащиеся рано начинают приобщаться к культурному наследию, активно привлекается богатый этнографический материал музеев города, в том числе и школы-музея «Литос-клио».

Сроки реализации программы. Формы и режим занятий.

Программа предназначена для занятий с учащимися 8-10 лет 3-4 классов во второй половине дня. Программа рассчитана на интенсивный курс освоения материала и рассчитана на 3 месяца обучения. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 40 минут. Количество учащихся в каждой группе 12 - 15 человек. Состав групп постоянный. Занятия по данной программе состоят из теоретических и практических частей. В процессе реализации программы используются разнообразные формы занятий: беседа, игры, викторины, на которых излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются наглядными пособиями, презентациями, видеоматериалами; практические занятия, где учащиеся осваивают теоретический материал, выполняя творческие задания.

Выездные занятия: посещение музеев города.

Заключительное занятие: изготовление творческого проекта и организация выставки детских работ.

Для реализации программы используются следующие принципы:

Принцип наглядности (использование наглядных пособий, презентаций, видеоматериалов)

Принцип научности (обучающий процесс должен основываться на методах гуманитарных наук)

Принцип доступности (простота обучения и изложения рабочего материала)

Принцип межпредметности (связь с разными дисциплинами и областями деятельности - историей, культурологией, географией, литературой, изобразительного искусства и т.д.)

Принцип гуманизации (постоянное духовное, нравственное, физическое и эстетическое совершенствование)

Принцип субъективности (ориентация на актуализацию внутренней творческой активности воспитанника)

Принцип единства обучения и деятельности (формирование и развитие практической и потенциальной готовности к эффективной деятельности на основе полученных знаний)

Условия реализации программы.

Занятия проводятся на базе общеобразовательной школы № 4 (ул. Комсомольская, д. 52), в светлом просторном кабинете, в котором имеется все необходимое оборудование и весь необходимый дидактический и наглядный материал, для проведения качественный и полноценных занятий.

Основной принцип построения программы - триединство обучения, воспитания и развития. Задача педагога - создать такое познавательно-воспитательно-развивающее пространство, чтобы обучающиеся не просто получали определенный набор знаний, но и активно развивались, что в итоге позволит приобрести способность выражать собственные возможности. Каждое занятие содержит в себе элементы развития и воспитания.

Ожидаемые результаты освоения программы.

Метапредметные:

  • формируются первоначальные навыки понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира;

  • формируются коммуникативные навыки у учащихся;

  • учащиеся осваивают начальные формы познавательной, личностной рефлексии;

  • овладевают навыками излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;

  • приобретают навыки работы в команде;

  • самостоятельно выполняют творческие задания;

  • применяют полученные знания, умения, навыки в жизни;

  • воспроизводят основную информацию, раскрывают содержание иллюстраций;

Личностные:

  • проявляют любознательность, сообразительность;

  • развивают умения преодолевать трудности;

  • формируются начальные навыки культуры поведения и здорового образа жизни.

Предметные:

  • имеют представление о странах мира, их обычаях;

  • знакомятся с историческими реалиями (архитектурными постройками);

  • овладевают тренингами, которые способствуют развитию познавательных и творческих способностей;

  • овладевают представлениями об общем и особенном древних обществ;

  • формируются представления о главных особенностях каждой страны, ее вкладе в развитие мировой цивилизации;

  • овладевают представлениями о том, чем отличается мир прошлого от мира современного.

Механизмы контроля над качеством программы включает в себя:

Входной мониторинг - позволяет выяснить общий уровень обучающихся, используя методы анкетирования и тестирования.

Текущий контроль - осуществляется в процессе усвоения каждой изучаемой темы. Учащимся дается возможность взаимной оценки и самооценки. В процессе контроля создается возможность выявления уровня усвоения учебного материала, недочетов, положительных и отрицательных моментов применяемых технологий, используя методы наблюдения, рефлексии, организуя мини-выставки.

Итоговый контроль - проводиться по окончанию изучения материала программы и помогает выявить развитие исторического и географического мышления, творческого мышления, а также определить перспективы развития. Итоговый контроль проводиться в следующих формах: анкетирования, тестирования, а также в изготовление итогового коллективного творческого проекта и участия в выставках на базе школы-музея «Литос-Клио».

В целом, контроль позволяет определить эффективность ведения образовательной деятельности, оценить результаты, внести изменения в образовательный процесс.



Учебно-тематический план

Название раздела и темы

Форма занятий

Количество часов

всего

теория

практика

1.

1.1.

Вводный раздел.

Вводное занятие. Правила ТБ.

Беседа, игра.

1

1


2.


2.1.


2.1.1.

2.1.2.




2.2.


2.2.1.



2.3.


2.3.1.

2.3.2.

2.3.3.


2.3.4.


2.4.

2.4.1.





2.5.



2.5.1.




2.6.


2.6.1.





2.7.

2.7.1.







2.8.

2.8.1.






2.9.



2.9.1.


2.9.2.


2.10.



2.10.1.




2.11.


2.11.1.


2.11.2.

2.11.3.


2.11.4.


2.11.5.

2.11.6.

2.11.7.

2.11.8.

Основной раздел.

Великие египетские чудеса света.

Магические пирамиды.

Маяк Александрийский.

Мифическое Вавилонское (Ирак) чудо света.

Висячие сады Семирамиды.

Античные (греческие) чудеса света.

Храм Артемиды Эфесской.

Родосский великан.

Царь Мавсол и его мавзолей. (Галикарнасский мавзолей)

Зевс на Олимпе.

Вечное Римское чудо света.

Великий амфитеатр - Колизей - арена для гладиаторов и зверей.

Выдающееся чудо света «золотого века» Византии (Турция).

Величайший образец византийской архитектуры - храм Св. Софии.

Таинственное чудо света Великобритании.

Загадочный Стоунхендж.


Чудо света мудрой Индии.

Тадж-Махал - история любви.


Невероятное чудо света Китая.

Рукотворное чудо - Великая китайская стена.


Центральноамериканские чудеса света (Мексика-Перу).

Пирамиды города Чичен-Ица в Мексике.

«Потерянный город инков» - Мачу-Пикчу в Перу.

Современное европейское чудо света (Франция).

Металлическое чудо Парижа - Эйфелева башня.

Восемь чудес света нашей Родины (Россия)

Московский собор Василия Блаженного (Покровский собор)

Петергоф в Санкт-Петербурге

Мамев курган и статуя Родины-матери в Волгограде

Природный памятник «Столбы выветривания» в Коми

Озеро Байкал

Гора Эльбрус

Долина гейзеров на Камчатке

Кавказские дольмены

Беседа с игровыми элементами, демонстрация презентации, творческие задания, экскурсия.

Беседа с игровыми элементами, демонстрация презентации.

Беседа с игровыми элементами, демонстрация презентации, творческие задания, викторина «Семь чудес света».

Беседа с игровыми элементами, демонстрация презентации, творческие задания

Беседа с игровыми элементами, демонстрация презентации.

Беседа с игровыми элементами, демонстрация презентации, творческие задания, экскурсия.

Беседа с игровыми элементами, демонстрация презентации, творческие задания.

Беседа с игровыми элементами, демонстрация презентации, творческие задания.

Беседа с игровыми элементами, демонстрация презентации, творческие задания, экскурсия.

Беседа с игровыми элементами, демонстрация презентации, творческие задания.

Беседа с игровыми элементами, демонстрация презентации, творческие задания, экскурсия.

Викторина «Новые чудеса света»



3







2




2








1






1







2







1








1







1







1







4



2







1





1








0,5






1







1,5







0,5








0,5







0,5







0,5







2,5



1







1





1








0,5






1







0,5







0,5








0,5







0,5







0,5







1,5

3.

3.1.

Заключение.

Подведение итогов обучения.

Изготовление творческого проекта по пройденному материалу и организация мини-выставки.

1

1

Всего: 22 12,5 9,5

Содержание программы.

Вводное занятие.

Теория. Знакомство с детьми. Знакомство с предметом деятельности, направлениями работы. Техника безопасности.

Великие египетские чудеса света. (Магические пирамиды, маяк Александрийский)

Теория. Египетская цивилизация. Памятниками египетской цивилизации - пирамиды, александрийский маяк.

Практика. Конкурс «Разминка», который проходит в форме ответов учащихся по типу «верю - не верю». Задание «Пропущенные слова», работа с текстом. Конкурс «Загадки и анаграммы». Саморефлексия - подведение итогов занятия.

Мифическое Вавилонское чудо света. (Висячие сады Семирамиды).

Теория. Вавилонское государство. Висячие сады Семирамиды.

Практика. Кроссворд. Разработка индивидуального творческого проекта «Сад моей мечты» (рисунок). Саморефлексия.

Античные чудеса света. (Храм Артемиды Эфесской. Родосский великан. Царь Мавсол и его мавзолей. Зевс на Олимпе).

Теория. История древней Греции. Памятники античной культуры: Храм Артемиды, Колос Родосский, Галикарнасский мавзолей, статуя Зевса в Олимпе. Основные понятия и термины по теме.

Практика. Командная игра-соревнование: найти отличия, собрать пазл, разгадать кроссворд. Проведение викторины «Семь чудес света». Саморефлексия.

Вечное Римское чудо света. (Великий амфитеатр - Колизей - арена для гладиаторов и зверей).

Теория. История римского государства. Памятник римской цивилизации - Колизей.

Практика. Проведение командной игры «Своя игра». Саморефлексия.

Выдающееся чудо света «золотого века» Византии (Турция). (Величайший образец византийской архитектуры - храм Св. Софии).

Теория. Географическое положение и история Византии. Архитектурный памятник византийской культуры - храм Св. Софии. Основные понятия по теме.

Практика. Игра «Да-Нет». Задание «Четвертый лишний». Игра «Сравнение». Составить синквейн. Саморефлексия.

Таинственное чудо света Великобритании. (Загадочный Стоунхендж).

Теория. Географическое положение Великобритании. История происхождения Стоунхенджа. Основные термины и понятия по теме.

Практика. Работа в команде: собрать пазл, игра «верю-не верю», кроссворд. Выполнение индивидуального творческого задания - рисунок Стоунхенджа. Саморефлексия.

Чудо света мудрой Индии.(Тадж-Махал - история любви).

Теория. Географическое положение, природа, древнейшие города Индии, группы людей. Архитектурный памятник Индии -Тадж-Махал. Основные понятия и термины.

Практика. Игра «Поле чудес». Работа в команде: собрать пазл, нарисовать гравюру по теме. Саморефлексия.

Невероятное чудо света Китая. (Рукотворное чудо - Великая китайская стена).

Теория. Географическое положение, история древнего Китая. Основные термины и понятия. История создания Великой китайской стены.

Практика. Игра-разминка «Составить правильное изречение Конфуция». Историческая физминутка. Игра в команде «Мозговой штурм». Создание рисунка или композиции фрагмента стены. Саморефлексия.

Центральноамериканские чудеса света (Мексика-Перу). (Пирамиды города Чичен-Ица в Мексике. «Потерянный город инков» - Мачу-Пикчу в Перу).

Теория. Географическое положение, климат и история древних городов Мексики и Перу. Пирамиды города Чичен-Ица в Мексике. Город инков - Мачу-Пикчу в Перу. Основные термины и понятия.

Практика. Командная игра: «угадай-ка», «наведи порядок», «Знатоки архитектурных сооружений», «Верите ли вы, что…», «Черный ящик». Саморефлексия.

Современное европейское чудо света (Франция). (Металлическое чудо Парижа - Эйфелева башня).

Теория. Географическое положение Франции. Историческая справка по Франции. Основные достопримечательности Франции. История создания Эйфелевой башни.

Практика. Игра-разминка «Что мы знаем о Франции?». Викторина «Знаете ли вы Францию?». Индивидуальный творческий проект - рисунок - «Как я вижу Эйфелеву башню». Саморефлексия.

Восемь чудес света нашей Родины (Россия). (Московский собор Василия Блаженного (Покровский собор). Петергоф в Санкт-Петербурге. Мамев курган и статуя Родины-матери в Волгограде. Природный памятник «Столбы выветривания» в Коми. Озеро Байкал. Гора Эльбрус. Долина гейзеров на Камчатке. Кавказские дольмены).

Теория. Историческая справка об истории государства. Географическое положение всех чудес России. Интересные исторические факты о чудесах света России.

Практика. Командная игра «Умеем ли мы хранить память о наших истоках?»: конкурс «У каждого чуда свое место», игра-тест «выбери правильный ответ», конкурс «Шифровка», конкурс «Угадайте по описанию». Индивидуальный творческий проект - рисунок - одного из чудес света России. Викторина «Новые чудеса света». Саморефлексия.

Заключительное занятие.

Практика. Изготовление коллективного творческого проекта «Путешествие по реке времени к чудесам света» по пройденному материалу - рисунки ребят на любую понравившуюся темя и соединение их на большой карте мира. Саморефлексия.




Список используемой литературы.


Нормативно-правовая база.

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ.

  2. «Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования» учрежденный приказом Минобрнауки РФ, от 6 октября 2009 года № 373.

  3. Приказ Минобрнауки РФ, от 26 ноября 2010 № 1241. «О внесении изменений ФГОС НОО».

  4. Проект национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».

  5. Постановление Главного государственного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении Сан ПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемилогические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».

  6. Концепция развития дополнительно образования до 2020 года.

  7. Устав МОУ ДОД ЦДТ №4. Типовое положение об учреждении, 2009 года.

  8. Нормативные документы и локальные акты, регламентирующие деятельность МБОУ ДОД ЦДТ №4.

  9. Инструкция по охране труда педагога дополнительного образования, ДИОТ - 21-12.

  10. Инструкция по технике безопасности, ИОТ - 05-09.

Список используемой литературы.

  1. Агибалова Е. В., Донской, Г. М. История Средних веков: учебник для 6 класса. М., 2008.

  2. Барбич В.Г., Плетнёва Г.А. Зрелища древнего мира. М., 1991.

  3. Барышникова З.Н. Зарубежное искусство в кроссвордах. Тольятти, 1995.

  4. Васильев А.А. История средних веков. М., 1994.

  5. Вигасин А.А. История древнего мира: учебник для 5 класса. М., 2005.

  6. Виппер Р.Ю. История древнего мира. М., 1994.

  7. Вощинина А.И. Античное искусство. Исторический очерк. М., 1962.

  8. Гидион З. Пространство, время, архитектура. М., 2002.

  9. Данилов Г.И. Мировая художественная культура: от истоков до 17 века.М., 2009.

  10. Детская энциклопедия. Кто? Где? Когда? М., 1999.

  11. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. М., 1986.

  12. Кубеев М. 100 великих чудес света. М., 2000.

  13. Кузьмина Н. В. История. Внеклассные мероприятия 5-11 классы. Заочные путешествия и экскурсии, турниры любознательных и смекалистых, урок мужества, исторический вечер «в лицах», праздник русской культуры, «Круглый стол». Волгоград, 2007.

  14. Куманецкий К. Н. История культуры древней Греции и Рима. М., 1990.

  15. Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции. М., 1989.

  16. Лернер П.С. Игровая деятельность на уроках географии как разновидность здоровьесберегающих технологий // География и экология. 2005.

  17. Любимов Л. Д. Искусство древнего мира. Спб, 2003.

  18. Миллард Энн. Пирамиды. Смоленск, 1998.

  19. Немировский А.И. Книга для чтения по истории Древнего мира. М., 1996.

  20. Немировский А.И. История Древнего мира: Античность. В 2 ч. М., 1997.

  21. Непомнящий Н.Н. Сто великих загадок истории. М., 2003.

  22. Попова А.И. скульптура и архитектура Древней Греции. Л., 1960.

  23. Саплина Е.В., Саплин А.И. Путешествие в историю. М., 1995.

  24. Хрестоматия по истории Древнего Рима. М., 1996.

  25. Черняк В. З. Семь чудес и другие. М., 1990.

  26. Шишова И., Нейхарт А. Семь чудес света. Петрозаводск, 1997.

  27. Энциклопедия. Чудеса света. М., 2006.

Интернет-ресурсы.

  1. ctotakoe.ru Все обо всем.

  2. katalog.ru Образовательные ресурсы.

  3. kolobok.ru Детский развлекательно-познавательный журнал.

  4. kulichiki.net Детский развлекательно-познавательный журнал.

Литература для детей и родителей.

  1. Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции. М., 1989.

  2. Вейс Г. История культуры народов мира. М., 2005.

  3. Нерсесов Я.Н. Я познаю мир. Детская энциклопедия. М., 2001.







© 2010-2022