Дополнительная общеразвивающая программа «Кукольный театр»

Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


«…Взять бы всех родителей за руку и повести их в театр кукол, сказать им - смотрите, вот что может развить в душах ваших детей эстетическое восприятие мира, понимание прекрасного, сделать их добрыми, отзывчивыми, смелыми и честными - настоящими людьми.

Е. В. Сперанский

Дополнительная общеразвивающая программа составлена в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ, приказом МО и НРФ «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014г. № 41 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», Письмом Минобрнауки от 11.12.2006 № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей», Устава Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Дворец детского (юношеского) творчества» городского округа город Салават Республики Башкортостан от 15.10.2015г.

Дополнительная общеразвивающая программа «Кукольный театр для детей «Золотой ключик»является программой художественно-эстетической направленности, относится к историко-теоретической предметной области и способствует формированию и развитию у учащихся творческих способностей, эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями, произведениями искусства;удовлетворению индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формированиюкультуры здорового и безопасного образа жизни, укреплениюздоровья, организации их свободного времени; воспитаниюгармоничной личности с активной жизненной позицией.

Дополнительная общеразвивающая программа «Кукольный театр для детей «Золотой ключик» является модифицированной. В ее основе также лежат программы: Ф.З.Фанштейн «Программа детского самодеятельного театра кукол», Ю.В.Калчеева «Авторская программа курса «Творчество» для II-V классов образовательной школы», А.И.Фоминцева «Программа по основам театрального искусства II-V классы», Н.Ф.Сорокиной и Л.Г.Миланович «Играем в кукольный театр. Программа «Театр - творчество - дети». Модификация заключается в выборе тем, которые подходят для специфики кукольного театра.

Целевая направленность программы - введение учащихся в мир театрального искусства, формирование первоначальных знаний о кукольном театре как явлении культуры, способствовать формированию успешной личности, адаптированной в современном обществе.

Так как кукольный театр является синтезом искусств, то занятия этим видом деятельности наиболее полно позволяют развивать общие способности детей.

Современные социальные условия требуют от человека определенных способностей для адаптации в окружающем мире, а современная среда стала сложно динамичной, высококонкурентной, обладающей повышенной информационной плотностью, разнокачественностью, высокой интенсивностью и быстрой сменой сфер межличностного общения. Театральная модель жизненных ситуаций, «проба» ощутить себя в той или иной среде позволяют учащемуся приобрести полезные навыки для преодоления конфликтных ситуаций и создания вокруг себя комфортной среды. Анализ жизненных ситуаций через этюдную работу, постижение событийного ряда, логики жизни поможет воспринимать зло не как отдельно существующий объект, с которым нужно смириться, а как следствие определенных обстоятельств или поступков, которые можно и нужно преодолевать.И уж ни в коем случае не сотворить его самому.

Инновационность программысостоит в том, что дополнено использованиеинформационно-коммуникативных технологий для того, чтобы помочь ребенку войти в мир новых технологий. Применение ИКТ, флэш-носителей на занятиях позволит эффективней развивать все виды восприятия у детей: слухового, зрительного, чувственного, а так же задействовать все виды памяти: зрительную, образную, слуховую и др.

Следующие отличительные особенности программы «Кукольный театр для детей «Золотой ключик», это личностно-ориентированный и компетентностный подход, создающие условиядля самостоятельного определения личности, становления ее социальной компетентности и гражданской ответственности, знакомство с формированием творческого мировоззрения посредством включения ребенка во все этапы создания спектакля: работа над образом, работа над темой и идеей спектакля.

Для даннойпрограммы характерны: импровизация, интерактивность.Интерактивность это живое и непосредственное общение со зрителями, вовлечение их в представление. Благодаря занятиям дети понимают, что, оказывается, помимо сетевых игр и общения через веб-камеру существует настоящий увлекательный и солнечный мир детского общения, детского праздника.

Актуальность программы состоит в том, что она направлена на свободное, творческое развитие каждого ребенка, профилактику асоциального поведения, укрепление психического и физического здоровья, интеллектуальное и духовное развитие личности,взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей, затрагиваются темы воспитания успешной личности, сохранению богатства национальной культуры народов, проживающих на территории России и Республики Башкортостан.

Одним из основных направлений творческой деятельности объединения «Кукольный театр для детей "Золотой ключик" является постановка кукольных спектаклей на башкирском и русском языках и помощь в проведении детских праздников во Дворце детского (юношеского) творчества, участие в массовых городских мероприятиях, конкурсах и фестивалях разного уровня.

Педагогическая целесообразность программы обучения в объединении «Кукольный театр для детей «Золотой ключик» объясняется одновременным решением художественного театрального образования и эстетического воспитания.Эффективным для эстетического (литературного) развития детей является такое введениенового теоретического материала, которое вызвано требованиями творческой практики.Учащийся должен уметь сам сформулировать задачу, новые знания теории помогут ему в

дальнейшем найти решение этой задачи. Предложенные методы позволяют на занятиях сохранить высокийтворческий тонус при обращении к теории и ведут к более глубокому ее усвоению. Особое место в программе занимают разделы, знакомящие учащихся с профессиональными кукольными театрами, работающими для детей и молодежи, а также с особенностями детского кукольного театрального репертуара.

Срок реализации дополнительнойобщеразвивающей программы составляет 3 года. Продолжительность учебных занятий в год - 36 недель. Занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 часа с одной группой из 15 детей в течение учебного года. Объем учебного времени составляет 216 часов. Программа рассчитана на детей 6-18 лет.

Форма проведения учебных занятий: учебные аудиторные занятия проводятся в форме групповых занятий.Рекомендуемая продолжительность занятия - 45 минут.

В программе используются следующие методы: словесный, наглядный, практический, игровой, метод проектов. Также используется блоково-тематическое построение занятий как условие последовательного решения задач по возрастанию сложности и разнообразию содержания.

Дополнительная общеразвивающая программа ориентирована на детей, обладающих разным уровнем сформированности художественных способностей и психофизических возможностей детей. Изложение тем каждого занятия преподносится в наиболее доступной форме: этюды, шарады, репетиции, упражнения, тренинги. Ребенок в эмоциональной сфере переживает ситуацию успеха, в процессе творчества, выступления, показа спектакля.

Переживание успеха внушает детямуверенность в собственных силах, появляется желание достичь художественно-эстетического результата в работе; ощутить радость успеха. Творческий принцип программы - создание художественно ценного произведения искусства - спектакля на основе: импровизации, и с учетом индивидуальных способностей каждого ребенка.

Цель программы:

Основная цель дополнительной общеразвивающей программы «Кукольный театр для детей «Золотой ключик»: обучить основам театрального мастерства, способствоватьразвитию личности ребенка, способного к творческому самовыражению через овладение основами кукольного театра, формированиюобщих историко-теоретических знаний о театральном искусстве, воспитанию активного слушателя, зрителя, участника творческой самодеятельности, научить применять полученные знания в социуме.

ЗадачиI года обучения:

  • Создать условия для развития ребенка, способного к творческому самовыражению через овладение основами кукольного театра.

  • Осуществить связь эстетического воспитания с формированием нравственных идеалов.

  • Развивать наблюдательность, пространственную ориентацию, мышечную моторику, индивидуальное творческое воображение и фантазию через этюды, шарады, упражнения.

  • Развивать артистические способности.

  • Познакомить, расширить и углубить знания детей в области театральной деятельности и, в частности, традиционного театра кукол.

  • Воспитать чувство товарищества, чувство личной ответственности.

  • Наполнить активно-деятельным содержанием свободное время личности.

Формировать следующие компетенции:

  1. Учебно-познавательные компетенции:

  • ставить цель и организовывать ее достижение, уметь пояснить свою цель;

  • организовывать планирование, анализ, самооценку своей деятельности;

  • задавать вопросы к наблюдаемым фактам.

  1. Коммуникативные компетенции:

  • уметь представить себя устно и письменно, заполнять анкету, поздравление;

  • уметь представить свое объединение, Дворец;

  • владеть разными видами речевой деятельности(монолог, диалог, чтение, письмо);

  • владеть способами совместной деятельности в группе; умениями, искать и находить компромиссы.

  1. Информационные компетенции:

  • владеть навыками работы с различными источниками информации:книгами, учебниками, справочниками, атласами, картами, энциклопедиями, каталогами, словарями;

  • самостоятельно искать, извлекать, систематизировать и отбирать необходимую информацию, передавать ее;

  • владеть навыками использования информационных устройств: компьютера, магнитофона, мобильного телефона и др.

  1. Компетенции личностного самосовершенствования. Здоровьесберегающие компетенции:

  • владеть способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражается в непрерывном самопознании, развитии, необходимых современному человеку личностных качеств;

  • формировать культуру мышления и поведения;

Задачи II года обучения:

  • Выявить смысл текста, умение логически правильно и четко передавать в своём чтении мысли автора.

  • Развить умение работать с куклой на ширме и без неё.

  • Овладеть практическими навыками по изготовлению кукол и декораций.

  • Овладеть элементарными знаниями о театральных профессиях и терминах театрального мира.

  • Приобщить детей к здоровому образу жизни и гармонии тела.

Формировать следующие компетенции:учебно-воспитательные,коммуникативные, информационные и здоровьесберегающиекомпетенции.

Задачи III года обучения:

  • Развить понимание смысла изображенных в произведении явлений, эмоциональное отношение к ним, умение передать это зрителям.

  • Уметь передать характер персонажа голосом и действием.

  • Уметь работать с куклами различных систем.

  • Уметь работать с куклой на ширме и без неё.

  • Овладеть элементарными знаниями о театральных профессиях и терминах театрального мира.

  • Сформировать гражданскую позицию, патриотизм.

  • Воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества и др.)

Формировать следующие компетенции: учебно-воспитательные, коммуникативные, информационные,здоровьесберегающие, общекультурные компетенции.

Структура программы содержит следующие разделы:

  • сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;

  • распределение учебного материала по годам обучения;

  • требования к уровню подготовки учащихся;

  • формы и методы контроля, система оценок;

  • методическое обеспечение учебного процесса.

Ожидаемые результаты:

К концу первого года обучения учащиеся:

  • проявляют интерес к кукольному театру, сценической деятельности;

  • знают отличие кукольного театра от других видов театров;

  • владеют основными навыками вождения пальчиковой куклы, перчаточной и планшетной;

  • умеют ясно и четко выражать свои мысли;

  • владеют начальными навыками актерского мастерства;

  • умеют перевоплощаться в образ, например: "хитрой лисы "трусливого зайца";

  • умеют анализировать поступки и поведение героев сказок;

  • умеют самостоятельно передавать настроение, характер персонажа пластикой своего тела, театральными куклами.

Формы подведения итогов:итоговое занятие, участие в массовых мероприятиях Дворца, театральных конкурсах.

Учащиеся второго года обучения:

  • проявляют устойчивый интерес к деятельности кукольного театра, активность и инициативу в выполнении творческих заданий;

  • знают истоки кукольного театра;

  • знают виды кукол разных систем;

  • знают и владеют основными принципами работы куклами настольного театра, тычковыми, перчаточными, планшетными и паркетными куклами;

  • умеют управлять своим вниманием;

  • умеют вести себя на экскурсиях, походах, в чрезвычайных ситуациях;

  • осознают свою ответственность как исполнителя перед партнерами и зрителями.

Формы подведения итогов:показ спектакля, участие в мероприятиях Дворца, театральных конкурсах и фестивалях.

Учащиеся третьего года обучения:

  • осознают значимость кукольного театра в обществе;

  • умеют подчинять свое физическое и психическое состояние законам коллективного творчества;

  • умеют выразительно, громко, четко говорить со сцены;

  • проявляют артистическую смелость, импровизацию и выразительность, характерность;

  • владеют навыками актерского общения и взаимодействия с партнерами в условиях сценического вымысла;

  • умеют взаимодействовать со зрительным залом;

  • правдиво существуют на сцене в условиях предлагаемых обстоятельств;

  • владеют навыкамикукловождения верховой куклы и низовой;

  • умеют вносить коррективы в исполнение своей роли от спектакля к спектаклю;

  • проявляют увлеченность творческим процессом, самостоятельность, инициативу, активность в постановочной работе;

  • владеют рефлекторными способностями: самооценкой и самоконтролем.

Формы подведения итогов:открытые занятия, показ спектаклей, участие в мероприятиях Дворца, города, театральных конкурсах и фестивалях разного уровня.

Итоговая аттестацияв детском кукольном театре является необходимым заключительным этапом образовательного процесса. Она позволяет всем участникам оценить реальную результативность их совместной деятельности. При проведении итоговой аттестации необходимо, чтобы система оценки максимально была приближена к каждому учащемуся, учитывала его возрастные, психологические, социальные особенности.

Итоговая аттестация проходит в конце года через творческий отчет или итоговый спектакль. В течение третьего года обучения к форме подведения итогов можно отнести также участие в мероприятиях Дворца, культурно-массовых городских мероприятиях, театральных конкурсах и фестивалях.

Успешный результат реализации дополнительной общеразвивающей программы это развитие учебно-познавательных, ценностно-смысловых, общекультурных,социально - трудовых, коммуникативных компетенций у учащихся.



2.Учебно-тематический план


2.1 Учебно-тематический планI год обучения

В первый годобучения по данной программе предлагается погрузиться в истоки театрального искусства - традиционные народные праздники и обряды. Народные обряды и традиции - естественный источник, из которого и зародился кукольный театр. Календарные праздники и обряды, сезонные игры и забавы, куклы-самоделки, игровой и обрядовый фольклор открывают целый мир яркого детского творчества и позволяют раскрыться ребенку в естественной и увлекательной деятельности. В начале каждого занятия предусмотрены комплекс упражнений по приобретению навыков актерского мастерства, в виде разминки. Далее в процессе обучения в игровой форме происходитосвоение основных навыков актерского мастерства, сценической речи и сценического движения, необходимые для постановки кукольных спектаклей.

п/п

Тема

Количествочасов

Всего

Теория

Практика

1

2

3

4

5

1.

Введение. Художественное восприятие действительности. Формирование театрального характера мышления.

2

1

1


  1. Знакомство с историей кукольного театра

Происхождение куклы, обряды

2

1

1

Современные театральные куклы

2

1

1

Куклы разных систем

2

1

1

Народные кукольники

2

1

1

Виды кукольных театров с просмотром видеоматериалов

2

2

-

Знакомство с театральными профессиями и секретами(беседы с приглашением представителей из Драмтеатра);

2

1

1

Заинтересованность театром(экскурсия в Драмтеатр)

2

-

2

Контрольнаявикторина по истории кукольного театра

2

1

1


2. Многообразие выразительных средств в театре

Драматургия

2

2

-

Декорация и ДХО

2

1

1

Изготовление реквизита и ДХО

2

-

2

Костюм

2

1

1

Грим

2

1

1

Свет

2

2

-

Музыкальное оформление

2

1

1

Шумовое оформление

2

1

1




3. Знакомство с литературой


Рассказ из книги «Азбука театра» Ю. Алянский;«Колобок»; «Три поросенка»; «Новогодняя сказка»; «Зайкина избушка»; «Сказка о Батыре»; басня С. Крылова«Ворона и Лиса».

8

6

2


4. Тренинг творческой психотехники актера

Развитие навыков рабочего самочувствия

4

-

4

Развитие творческого восприятия

4

1

3

Развитие творческих навыков физического самочувствия

4

-

4

Развитие артистической смелости и элементов характерности

2

-

2

Техника безопасности

2

2

-

Итоговые ролевые игры

2

-

2


  1. Система К.С. Станиславского. Ознакомление. Практика

Система Станиславского как совокупность элементов, призванных проложить путь к правильному сценическому самочувствию, система подготовки организма к творчеству

4

2

2

Комплексные упражнения на овладение системы К.С. Станиславского

4

-

4

Упражнения на достижение мышечной свободы

4

-

4

Упражнения на внимание

4

-

4

Упражнения на развитие воображения

4

-

4

Упражнения на развитие эмоциональной памяти

4

-

4

Упражнения на память физических действий

4

-

4

Упражнения на развитие актерской смелости и непосредственности

4

-

4

Упражнения на сценическое общение

4

-

4

Упражнения на темпоритм сценического действия

4

-

4

Контрольное занятие

2

-

2


  1. Кукловождение. Виды кукол

Знакомство с перчаточными куклами.

Усвоение основных правил игры с перчаточной куклой

2

1

1

Техника работы с куклами разных систем.

Техника работы с тем видом кукол, с которыми будет ставиться спектакль

2

1

1

Знакомство с планшетными куклами

2

1

1

Усвоение основных правил игры с планшетной куклой

2

1

1

Совершенствование речи, мышления, восприятия с применением планшетных кукол

2

1

1

Контрольное занятие: инсценировка известных сказок и показ своих

2

-

2


  1. Сценическая речь

Развитие речевого аппарата, дикции, дыхания

2

1

1

Умение ясно и четко выражать свои мысли.

2

1

1

Артикуляция

2

1

1

Постановка голоса, дыхания и дикция

2

1

1

Интонационно- выразительные средства речи

1

-

1

Логика речи, задача и подтекст, словесное действие

1

-

1


  1. Технология изготовления кукол


Пальчиковые, перчаточные

10

4

6


9.Сценическое воплощение петрушечными куклами, планшетными куклами

Отбор номеров, этюдов и небольших инсценировок для концерта

2

2

-

Составление программы

2

2

-

Прогонные репетиции

4

-

4

Генеральная репетиция

2

-

2

Показ концерта

2

-

2

Тематический анализ произведения

2

2

-

Фантазии вокруг пьесы

2

1

1

Определение предлагаемых обстоятельств, событийного ряда, конфликта, сверхзадачи

2

1

1

Этюды по пьесе (метод действенного анализа)

2

1

1

Этюды - пробы на роли

2

-

2

Работа над ролью (текст, линия действий и поведения, сценическая задача, подтекст, характерность образа)

2

1

1

Мизансценирование

2

1

1

Застольные репетиции

2

1

1

Черновые репетиции на ширме

4

2

2

Работа с реквизитом

4

1

3

Музыкальное оформление

2

1

1

Прогонные репетиции

4

-

4

Генеральные репетиции

2

-

2

Показ учебного спектакля, обсуждение.

2

-

2


  1. Досуговая деятельность

Экскурсии

4

-

4

Просмотр кукольных спектаклей самодеятельных и профессиональных театров

4

2

2

Участие в праздниках МБУ ДО ДД(Ю)Т

4

-

4

Проведение праздников с родителями, друзьями

4

-

4

Концертная деятельность, участие в конкурсах

4

-

4

Психологический настрой, подготовка реквизита и костюмов;

участие в концертной деятельности МБУ ДО ДД(Ю)Т г. Салавата

2

1

1

Показ готовых кукольных спектаклей

8

-

8

Аттестация:

-выявление результатов подготовки каждого ребенка (теоретических и практических знаний)

4

2

2

Итого часов:

216

63

153


Репертуар: «Колобок»; «Три поросенка»; «Новогодняя сказка»; «Зайкина избушка»; «Сказка о Батыре»; басня С. Крылова«Ворона и Лиса».

2.2 Учебно-тематический план II года обучения


Учебно-тематический план второго года обучения знакомит обучающихся с основными явлениями в мире кукольного театрального искусства, в том числе, самодеятельными и учебными кукольными театрами, с видами театральных кукол, с работой существующих в театре цехов и профессий, второй год обучения направлен также на формирование знаний о знаменитых российских и зарубежных профессиональных кукольных театрах.

п/п

Тема

Количество часов

Всего

Теорети

ческихзанятий

Практических заня

тий

1

2

3

4

5

Сценическое общение как процесс отдачи и восприятия чувств и мыслей двух или нескольких действующих лиц

2

1

1


1.Овладение техникой сценического общения партнеров

Материал для общения-внутренние чувства, мысли

2

2

-

Объектобщения (партнер, мысль)

2

1

1

Средства, приемы общения-жест, слово, мимика, взгляд

4

1

3

Форма общения-приспособление

2

1

1

Непрерывность общения

2

1

1

Совокупность всех элементов общения

4

-

4

Оценка факта

2

2

-


2. Построение оценки факта

Смена объекта внимания

2

1

1

Сбор признаков (от низшего к высшему)

2

1

1

Нахождение высшего признака

2

1

1

Выбор новой цели

2

1

1


3. Организация этюдов на оценку фактов, событий

Перемена отношения к партнеру, к предмету

4

1

3

Перемена отношения к месту и времени действия

4

1

3

Перемена отношения к смене темпоритма действия

4

1

3

Перемена отношений на действия в условиях оправданного молчания

4

1

3

Перемена отношения на организацию действия «Я» в предлагаемых обстоятельствах

4

1

3


4. Сценические этюды

Одиночные-на выполнение простого задания

4

1

3

На освоение предлагаемых обстоятельств

4

1

3

На сценическое общение к факту, предмету

4

1

3

Парные-на общение в условиях органического молчания

4

1

3

На взаимодействие с партнером

4

1

3


5. Словесные воздействия как подтекст

Подтекст и органика слова

4

1

3

Действенный посыл

4

1

3

Уникальность и смысловая нагрузка для данного человека в данной ситуации

4

1

3

Подтекст слова или реплики как часть подтекста общего поведения человека

4

1

3

Упражнения на вскрытие подтекста

4

1

3


6. Театр Петрушки

Отбор номеров, этюдов и небольших инсценировок для концерта

4

4

-

Составление программы выступления

2

2

-

Прогонные репетиции

8

-

8

Генеральная репетиция

4

-

4

Показ концерта

2

-

2

Тематический анализ произведения

2

2

-

Фантазии вокруг пьесы

2

1

1

Определение предлагаемых обстоятельств, событийного ряда, конфликта, сверхзадачи

2

1

1

Этюды по пьесе (метод действенного анализа)

2

1

1

Этюды - пробы на роли

2

-

2

Работа над ролью (текст, линия действий и поведения, сценическая задача, подтекст, характерность образа)

2

1

1

Мизансценирование

2

1

1

Застольные репетиции

2

1

1

Черновые репетиции на ширме

4

2

2

Работа с реквизитом

4

1

3

Музыкальное оформление

2

1

1

Прогонные репетиции

4

-

4

Генеральные репетиции

2

-

2

Показ учебного спектакля, обсуждение

2

-

2


7. Досуговая деятельность

Экскурсии

10

-

10

Просмотр кукольных спектаклей самодеятельных и профессиональных театров

8

-

6

Участие в праздниках МБОУ ДОД ДД(Ю)Т

4

-

4

Проведение праздников с родителями, друзьями

4

-

4

Концертная деятельность, участие в конкурсах

4

-

4

Работа над новогодним шоу-представлением

20

8

14

Показ новогоднего представления во дворце

10

-

10

Психологический настрой, подготовка реквизита и костюмов.

Участие в концертной деятельности МБОУ ДОД ДД(Ю)Т

2

1

1

-Показ готовых кукольных спектаклей

8

-

8

Аттестация:

-выявление результатов подготовки каждого ребенка (теоретических и практических знаний)

4

2

2

Итого часов:

216

63

153



2.3 Учебно-тематический план

III года обучения


На третьем году обучения учащиеся продолжают знакомство с основными явлениями в мире театрального искусства, кукольного театра, обучающиеся принимают участие в постановке музыкальных кукольных спектаклей, культурно-массовых мероприятий МБОУ ДОД ДД(Ю)Т, посещают экскурсии, принимают участие в различных конкурсах и фестивалях, реализуют приобретенные актерские навыки.

п/п

Тема

Количество часов

Всего

Теорети

ческих занятий

Практических заня

тий

1

2

3

4

5

1. Работа актера над собой

Приемы релаксации, концентрация внимания, дыхания

6

2

4

Cнятие мышечных зажимов

6

2

4

Энергетика актера

6

2

4

Выработка физического (внешнего рабочего) самочувствия

6

2

4

Этюды на достижение полной мышечной свободы

6

2

4

2. Органическое действие

Простое физическое действие, предлагаемые обстоятельства «если бы»

4

1

3

Событие, задача, простое психическое действие

4

1

3

Внимание, воображение

4

1

3

Логика и последовательность, беспредметное действие

4

1

3

Принципы импровизации

4

1

3

Эмоциональная память

4

1

3

Построение этюда на основе импровизации

4

1

3

Показ этюдной программы на импровизации

4

1

3

3. Работа актера над образом. Логика действия

Я- предмет

2

1

1

Я- стихия

2

1

1

Я- животное

2

1

1

Я- фантастическое животное

2

1

1

Внешняя характерность

2

1

1

Форма, выдержка и законченность

2

1

1

Показ и репетиции этюдной программы на логику действия

2

1

1

Пластическая

выразительность

6

2

4

Тренинг речевого аппарата

6

2

4


4. Работа над кукольным спектаклем-мюзиклом

Ознакомление со сценарием, распределение ролей

2

1

1

Подбор музыкального оформления

4

2

2

Репетиции спектакля-мюзикла

20

2

18

Показ спектакля-мюзикла

2

1

1

Работа и показ театрализованного представленияпо мотивам сказок народов мира

10

4

6

Ознакомление со сценарным материалом

4

2

2

Репетиции театрализованных представлений

4

2

2

Демонстрация театрализованных представления по мотивам сказок

2

-

2

5. Экскурс в мир кукол «В гости к кукле»

Просмотр видео-материалов с применением ИКТ

6

1

5

Экскурсии

2

1

1

Посещение спектаклей профессиональных кукольных театров и детско-юношеских коллективов с последующим анализом увиденного

10

2

8


6. Работа над ДХО

Декорирвание и оформление ширм

6

-

6

Подбор музыкального и светового оформления, изготовление реквизита

10

-

10

Творческий проект

«Музыка и театр: «Сказочный мир театра кукол»

20

6

14

Показ самостоятельных режиссерских отрывков по мотивам классических литературных произведений и сказок народов мира

16

1

15

Творческие работы участников и коллектива

6

-

6

Итого часов:

216

54

162



3. Содержание программы

3.1. Содержание программы I года обучения

1.Введение-2ч.

Теория-2ч. Художественное восприятие действительности. Формирование театрального характера мышления. Знакомство учащихся с целями и задачами первого года обучения по программе «Кукольный театр «Золотой ключик», знакомство с учащимися объединения. Показ видеоматериалов на документальной и художественной основе об окружающей действительности. Просмотр иллюстративного материала по реальному и ирреальному мирам. Работа по развитию памяти, воображения. Инструменты и материалы, необходимые для занятий; инструктаж по технике безопасности. Развитие компетенций: уметь представить себя, свое объединение.

2.Знакомство с историей кукольного театра-18ч.:

Теория - 8ч.Происхождение куклы, обряды.Современные театральные куклы. Куклы разных систем. Народные кукольники. Виды кукольных театров с просмотром видеоматериалов.Контрольная викторина по истории кукольного театра.

Практическая часть - 10 ч. Заинтересованность театром (экскурсия в Драмтеатр). Знакомство с театральными профессиями и секретами (беседы с приглашением представителей из Драмтеатра). Керамические куклы, вертепный театр, перчаточные куклы, марионетки, механический театр. Кукольные театры России и Республики Башкортостан - виртуальная экскурсия; творческие

Компетенции: развитие навыков владения работы с различными источниками информации; привитие навыков к самостоятельному поиску, извлечению и систематизированию информации, способам ее передачи.

3.Многообразие выразительных средств в театре-16ч.

Теория-9ч.Драматургия (жанры, драма, драматург).Знакомство участников коллектива с основами драматургического творчества. Обзор драматургической классики. Декорации и ДХО (основы декорационной техники, декоративно-художественное оформление спектакля и зрелища). Сценический костюм(из истории костюма). Грим(характер грима). Свет. Музыкальное оформление. Знакомство с классической литературой: А. Конан Дойл «Скандал в Богемии». (правила приличия, принцип закрытого тела). Шумовое оформление. Сообщение -рассказ из книги Вадима Климовского «Мы идем за кулисы».

Практическая часть-7 ч. Костюм. Грим (модель и художник, наложение тона, макияж, как работать кистью).Сценография. Посещение Драмтеатра для ознакомления на практике со свето-музыкально- шумовым оформлением спектаклей. Изготовление реквизита и ДХО. Практическое занятие по работе с техническими средствами спектакля, зрелища. Практическое занятие по составлению монтажного листа и свето - музыкальной шумовой партитуры спектакля. Самостоятельная творческая работа по световым, музыкальным, шумовым оформлениям кукольных спектаклей.

Компетенции: знания и умения в области свето-музыкально-шумового оформления спектаклей; навыки по правильному составлению монтажного листа, партитуры; приобретение понятия неразрывности всех выразительных средств в театре.

4. Знакомство с литературой-8ч.:

Теория- 6ч. Выбор для спектакля пьесы или сказки. Выразительное чтение пьес, сказок педагогом. Беседа о прочитанном произведении. Кто из ее героев понравился? Хотелось бы сыграть ее? Какова главная мысль этой пьесы, сказки? Когда происходит действие? Где оно происходит? Какие картины учащиеся представляют при чтении.

Распределение ролей. Определить сколько действующих лиц в пьесе, сказке? Каково эмоциональное состояние персонажа? Каков его характер?

Практическая часть- 2ч. Отработка чтения каждой роли: прочитать четко, ясно проговаривая все звуки в словах, не глотать окончания, соблюдать правила дыхания; определить логические ударения, паузы; постараться представить себя на месте персонажа, подумать, как надо читать за "него" и почему именно так.

Обработка чтения каждой роли, репетиция за столом.Репертуар: «Три поросенка», «Сказка о Батыре», басни С. Крылова, пьесы:В. Кобяков «Проделки темных сил», В. Кобяков «Кто съел третью булку?» Сказка «Про волшебный ключ, Ивана Богатыря и Кащея- злого заморского царя».

Компетенции: учить детей умению вживаться в свою роль, учить их интонации передавать настроение, чувства, персонажа. «Примерить на себя» роли режиссера, актера, сценариста, осветителя, художника по костюмам и т.д.

5. Тренинг творческой психотехники актера-18ч.

Теория- 3ч. Внутренняя и внешняя техника актера (психотехника). Неразрывность актерского туалета и исполнителя- тренировка психотехники.

Практическая часть- 15ч. Развитие навыков рабочего самочувствия (творческое восприятие, отображение). Ряд упражнений на привитие навыков рабочего самочувствия актера. Тренинги по достижению необходимого рабочего самочувствия. Мастер-класс приглашенного Заслуженного преподавателя по актерскому мастерству. Этюдные работы. Тренинг творческой психотехники. Тренинги на развитие творческого восприятия. Развитие творческих навыков физического самочувствия. Развитие артистической смелости и элементов характерности. Техника безопасности. Итоговые ролевые игры.

Компетенции: развитие умения у юных актеров самостоятельно вырабатывать у себя навыки рабочего самочувствия актера, артистической смелости и элементов характерности.

6. Система Станиславского как совокупность элементов, призванных проложить путь к правильному сценическому самочувствию, система подготовки организма к творчеству-4ч.

Теория- 2ч. Основные моменты системы К.С. Станиславского под запись для домашней работы над собой. Элементы данной системы. Система К.С. Станиславского как неотъемлемая часть последующих занятий театральным творчеством.

Практическая часть- 2ч. Просмотр различных фрагментов тренингов видеоматериалов о школе по системе К.С. Станиславского. Самостоятельные творческие иллюстративные работы над построением схем понимания системы Станиславского. Взаимопроверка приобретенных знаний участников путем проведения ток-шоу «Вопрос-ответ по системе К.С. Станиславского».

Компетенции: научиться владеть способами деятельности в собственных интересах, формировать культуру мышления и поведения.

7.Комплексные упражнения на овладение системы К.С. Станиславского-4ч.

Практическая часть- 4ч.Закрепление знаний, полученных на предыдущих занятиях. Более глубокое изучение системы К.С. Станиславского. Упражнения на выработку глубокого творческого зрения. Коллективные тренинги на основе системы К.С. Станиславского.

Компетенции: выработать у участников коллектива умение при помощи упражнений, умение найти верный сценический образ(пластический, звуковой), адекватно выражающий чувства, характер, настроение персонажа.

8. Упражнения на достижение мышечной свободы - 4ч.

Практическая часть- 4ч. Понятие о сценической свободе. Рассказать и показать неразрывность внешней (физической) свободы с внутренней (психической) свободой. Развивать мускульную свободу, моторику. Работать над достижением психической свободы как абсолютной внутренней убежденностью.

Компетенция: воспитывать целостность сценической свободы юного актера.

9. Упражнения на внимание - 4ч.

Практическая часть- 4ч. Понятие о сценическом внимании (произвольное и непроизвольное). Научить участников коллектива видеть и запоминать. Взаимосвязь сценического внимания и фантазии. Путем упражнений выработать сценическое внимание. Комплекс упражнений на слуховое, внутреннее, зрительное, осязательное и обонятельное внимание.

Компетенция: развить способность переноса внимания из жизни в сценические условия.

10.Упражнения на развитие воображения- 4ч.

Практическая часть- 4ч. Творческое воображение. Научить учащихся мыслить от обратного для широкого развития воображения. Создать ряд иллюстративных работ по увиденному в жизни и пропущенное через творческое воображение актера. Выход с участниками в мир природы, в мир людей для нахождения необычных ракурсов творческого восприятия действительности. Игры: «Кругосветное путешествие», «Превращение комнаты», «Превращение предмета». Комплекс упражнений на работу с привычными предметами быта и нахождение в них чего-нибудь необычного. Урок-зачет по теме «Творческое воображение».

Компетенции: задавать вопросы к наблюдаемым фактам, владеть способами совместной деятельности в группе.

11. Упражнения на развитие эмоциональной памяти- 4ч.

Практическая часть- 4ч. Понятие о памяти вообще и об эмоциональной памяти. Виды памяти. Память - как основной инструмент актера в театральном ремесле. Палитра человеческих эмоций. Комплекс упражнений на развитие всех видов памяти. Создание ряда экспериментальных работ по развитию памяти.

Компетенции: получить элементарные знания по всем видам памяти, научить развивать эмоциональную память, необходимую юному театралу.

12.Упражнения на память физических действий- 4ч.

Практическая часть - 4ч. Развитие памяти физических действий как одной из основополагающих в театральном искусстве. Комплекс упражнений на развитие памяти физических действий с помощью кукол. Взаимопроверка: память физ. действий. Проверка: ощущения о давно проделанных физических действиях. Игры: «Что мы делали, не скажем, но зато мы вам покажем!», «Король», «День рождения».

Компетенции:развивать у участников коллектива умение не только проделывать то или другое физ. действие, но и, запоминая их, переносить данную память в сценическую жизнь; научить участников кукольного театра работать при развитии данного вида памяти как с предметами, куклами, так и без них; развивать воображение, внимание, инициативу, умение действовать согласованно.

13.Упражнения на развитие актерской смелости и непосредственности-4ч.

Практическая часть- 4ч. Цикл упражнений на выработку непосредственности по теме «Все мы родом из страны детства». Рассказы-сообщения о мастерах сцены, являющих самые яркие примеры актерской смелости и непосредственности. Работа над этюдами на ввод и импровизацию.

Компетенции: самостоятельно искать, извлекать, систематизировать и отбирать необходимую информацию, развивать актерскую смелость развивать умение использования приобретенных навыков при работе в коллективе, с непосредственным партнером в сценическом действии.

14.Упражнения на сценическое общение-4ч.

Практическая часть- 4ч. Понятие о сценическом общении. Создание ряда этюдных работ с участием кукол. Комплекс упражнений на сценические пристройки к партнеру. Парные этюды на сценическое общение: «Учитель и ученик», «Поздравление друга», «Сборы в школу», «В маршрутке», «Магазин игрушек», «Беспокойный сосед», «Визит к зубному врачу». Просмотр видеофрагментов из спектаклей с профессиональными актерами с целью использования актерских приемов в самостоятельном творческом процессе.

Компетенции: научить умению общаться в сценических условиях; научить воспринимать действия другого и ставить себя в зависимость от партнера по сцене.

15. Упражнения на темпоритм сценического действия-4ч.

Практическая часть- 4ч. Работа по темпоритму при помощи метронома. Создание ряда творческих работ по правильному выбору сценического действия. Проведение экспериментального занятия по подбору верного темпоритма сценического действия.

Компетенции: развивать умение держать нужный темпоритм сценического действия по формуле «Темпоритм действия-пульс организма спектакля»; научить коллективно держать темпоритм.

16. Контрольное занятие-2ч. Закрепить и выявить знания, полученные на предыдущих занятиях. Оценить способность учащихся использовать элементы системы Станиславского в выполнении простого сценического действия с помощью кукол.

Компетенция: владеть полученными навыками и применять их на практике, умение работать в коллективе.

17.Кукловождение-10ч.

Теория-5ч.Знакомство с перчаточными куклами. Усвоение основных правил игры с перчаточной куклой.Техника работы с куклами разных систем.Техника работы с тем видом кукол, с которыми будет ставиться спектакль. Знакомство с планшетными, тростевыми куклами.

Практическая часть- 5ч. Усвоение основных правил игры с планшетной и тростевой куклой. Совершенствование речи, мышления, восприятия с применением планшетных и тростевых кукол.

Компетенции: владеть знаниями о технике работы с куклами разных систем, владеть навыками кукловождения и применять их на практике.

18.Контрольное занятие: инсценировка известных сказок и показ своих-2ч.

Практическая часть- 2ч. Показ кукольных сказок и инсценировок детям и подросткам. Анализ их реакции на просмотренное зрелище и подведение итогов.

Компетенции: владеть разными видами речевой деятельности, владеть навыками кукловождения и применять их на практике.

19. Сценическая речь - 10ч.

Теория-4ч. Развитие речевого аппарата, дикции, дыхания. Умение ясно и четко выражать свои мысли.Артикуляция. Постановка голоса, дыханияи дикция. Знакомство с темпом, тембром речи, работа над выразительностью речи, расширение активного словаря учащихся.

Практическая часть- 6ч. Интонационно-выразительные средства речи. Логика речи, задача и подтекст, словесное действие. Упражнения для улучшения дикции, правильности произношения.

20. Технология изготовления кукол- 10ч.

Теория-4ч. Знакомство с составляющими различных видов кукол, технологией изготовления различных видов кукол.

Практическая часть- 6ч. Изготовление куклы - варежки. Изготовление кукол для плоскостного театра - 1 коллективная работа. Изготовление перчаточных кукол. Изготовление декораций - коллективная работа.

Компетенции: ставить цель и организовывать ее достижение; владеть способами совместной деятельности в объединении.

21.Сценическое воплощение петрушечными куклами, планшетными куклами 46ч.

Теория-16ч. Отбор номеров, этюдов и небольших инсценировок для концерта. Составление программы.Тематический анализ произведения.Фантазии вокруг пьесы. Работа над ролью (текст, линия действий и поведения, сценическая задача, подтекст, характерность образа).Мизансценирование.

Практическая часть - 30ч. Прогонные репетиции. Генеральная репетиция. Показ концерта. Определение предлагаемых обстоятельств, событийного ряда, конфликта, сверхзадачи. Этюды по пьесе (метод действенного анализа). Этюды-пробы на роли. Застольные репетиции. Черновые репетиции на ширме. Работа с реквизитом.музыкальное оформление прогонные репетиции. Генеральные репетиции. Показ учебного спектакля, обсуждение.

22. Досуговая деятельность-16ч.

Теория-2ч. Просмотр кукольных спектаклей самодеятельных и профессиональных театров.

Практическая часть- 14ч.Экскурсии. Участие в праздниках МБОУ ДОД ДД(Ю)Т.Проведение праздников с родителями, друзьями.

Компетенции: развивать способность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, сознавать свою роль и предназначение; формировать культуру мышления и поведения в обществе; увеличить познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры.

23. Концертная деятельность, участие в конкурсах-4ч.

Практическая часть- 4ч.Подготовка и участие в концертах, конкурсах, фестивалях разного уровня.

Компетенции: увеличить познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры; формировать культуру мышления и поведения в обществе.

24. Психологический настрой, подготовка реквизита и костюмов.

Участие в концертной деятельности МБОУ ДОД ДД(Ю)Т-2ч.

Теория-1ч. Самореализация участников объединения. Психологический настрой.

Практическая часть-1ч. Ввести участников объединения «Золотой ключик» в мир культуры и искусства, адаптироваться в обществе и чувствовать себя уверенно и непринужденно на сцене.

Компетенции: формировать культуру мышления и поведения в обществе; выполнять роль гражданина, горожанина.

25. Показ готовых кукольных спектаклей во Дворце-8ч.

Практическая часть-8ч. Показ спектаклей зрителю, прежде всего детям и подросткам. Определение сверхзадач спектакля и сверхзадачи действующих лиц. Опробовать новую работу, созданную совместными силами педагога и коллектива с последующим анализом и подведением итогов. Показ экспериментальных форм работы в кукольном театре и определение реакции зрителя на них. Предоставление возможности опробовать свои силы на зрителя для юных актеров. Подведение итогов.

Компетенции: владеть способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражается в непрерывном самопознании, развитии, необходимых современному человеку; увеличить познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры; формировать культуру мышления и поведения в обществе.

26. Аттестация-4ч.

Теория-2ч. Письменное и устное выявление результатов подготовки каждого ребенка (теоретических и практических знаний).

Практическая часть-2ч. Сценические этюды(одиночные и коллективные) с применением кукловождения.

Компетенции: владеть навыками работы с различными источниками информации; самостоятельно систематизировать, анализировать и отбирать необходимую информацию; выступать письменно и устно о результатах своего исследования; уметь применять полученные знания на практике; уметь работать в коллективе.


3.2 Критерии умений и навыков 1 года обучения.

Тема

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

1.

Знакомство с историей театра.

Слабо владеет программным материалом на 50 %.

Программный материал усвоен на 70%

Программный материал усвоен на 100%

2.

Сценическое актёрское мастерство.

Нечетко владеет технической речью.

Увлеченно работает над пьесой, испытывает затруднения.

Чётко выражает характер, настроение, эмоции.

3.

Развитие речи.

Постоянно испытывает затруднения.

Выразительное чтение, но работать над интонацией.

Грамотно развита сценическая речь.

4.

Технология изготовления кукол.

Слабо владеет техникой изготовления, материал выполнен 50%.

Работы имеют не эстетический вид, пользуется помощью педагога. Программный материал выполнен на 70%.

Самостоятельно изготавливает изделия, грамотно подбирает материал. Программный материал выполнен полностью.

5.

Знакомство с литературой.

Слабо владеет программным материалом на 50%.

Программный материал усвоен на 70%.

Программный материал выполнен на 100%.

3.3 Содержание программы 2 года обучения

1.Сценическое общение как процесс отдачи и восприятия чувств и мыслей двух или нескольких действующих лиц-4ч.

Теория-1ч. Рассказ, подкрепленный видео и аудиоинформацией, о сценическом общении как процессе отдачи и восприятия чувств, мыслей партнеров по сцене.

Практическая часть- 3ч. Создание с участниками простейших иллюстративных мизансцен по заданному литературному отрывку. Просмотр видео- материалов мастер-класс по сценическому общению кукольного театра г. Уфы.

Компетенции: ставить цель и организовывать ее достижение.

2.Овладение техникой сценического общения партнеров- 14ч.

Теория-6ч.Материал для общения-внутренние чувства, мысли. Объект общения(партнер, мысль). Средства, приемы общения-жест, слово, мимика, взгляд.

Практическая часть - 8ч. Форма общения - приспособление. Непрерывность общения. Совокупность всех элементов общения.

Компетенции: увеличить познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры; формировать культуру мышления и поведения в обществе.

3.Оценка факта-2ч.

Теория-2ч. Понятие об оценке факта. Смена объектов сценического общения. Сценическое воспитание актера-способность устанавливать заданное отношение и оценивать на сцене происходящее событие. Ряд упражнений на применение творческой фантазии юных актеров при построении оценки факта.

Компетенции: в ходе проведенных занятий происходит формирование творческой личности участников коллектива. При помощи цикла упражнений юные актеры учатся правильному построению оценки факта, совершенствуют умение по нахождению новой цели, высшего признака и смене внимания, что позволит им в дальнейшем более полноценно находить яркие краски к сценическому образу.

4. Построение оценки факта-8ч.

Теория-4ч. Смена объекта внимания. Сбор признаков (от низшего к высшему)

Практическая часть - 4ч. Нахождение высшего признака. Выбор новой цели.

5.Организация этюдов на оценку фактов, событий-20ч.

Теория-5ч. Перемена отношения к партнеру, к предмету. Перемена отношения к месту и времени действия. Перемена отношения к смене темпоритма действия.

Практическая часть- 15ч. Перемена отношений на действия в условиях оправданного молчания. Перемена отношения на организацию действия «Я» в предлагаемых обстоятельствах.

6.Сценические этюды-20ч.

Теория-5ч. Этюды (парные, одиночные, на освоение предлагаемых обстоятельств, органическое молчание, взаимодействие с партнером, сценическое общение).

Практическая часть - 15ч. Выполнение этюдов: одиночные - на выполнение простого задания; -на освоение предлагаемых обстоятельств; на сценическое общение к факту, предмету; парные - на общение в условиях органического молчания; на взаимодействие с партнером.

7.Словесные воздействия как подтекст-20ч.

Теория-5ч. Подтекст и органика слова. Действенный посыл. Уникальность и смысловая нагрузка для данного человека в данной ситуации.

Практическая часть- 15ч. Подтекст слова или реплики как часть подтекста общего поведения человека. Упражнения на вскрытие подтекста.

8.Театр Петрушки-54ч.

Теория-18ч. Отбор номеров, этюдов и небольших инсценировок для концерта. Составление программы. Тематический анализ произведения. Фантазии вокруг пьесы. Определение предлагаемых обстоятельств, событийного ряда, конфликта, сверхзадачи.

Практическая часть- 36ч. Этюды по пьесе (метод действенного анализа). Этюды-пробы на роли. Работа над ролью (текст, линия действий и поведения, сценическая задача, подтекст, характерность образа). Мизансценирование. Застольные репетиции. Черновые репетиции на ширме. Работа с реквизитом. Музыкальное оформление. Прогонные репетиции. Генеральные репетиции. Показ учебного спектакля, обсуждение. Прогонные репетиции. Генеральная репетиция. Показ концерта.

9.Досуговая деятельность-16ч.

Теория-2ч. Просмотр кукольных спектаклей самодеятельных и профессиональных театров.

Практическая часть -14ч. Экскурсии. Участие в праздниках МБОУ ДОД ДД(Ю)Т. Проведение праздников с родителями, друзьями.

10. Концертная деятельность, участие в конкурсах-4ч.

Практическая часть - 4ч. Концертная деятельность, участие в конкурсах.

Компетенции: показать экспериментальную работу в кукольном театре и определить реакцию зрителей на них.

11.Работа над новогодним шоу-представлением-10ч.

Теория-6ч. Выбор или написание сценария для детского музыкального новогоднего шоу-представления с использованием ростовых, тростевых кукол, необычного по форме. Чтение сценария для участников коллектива. Раздача ролей участникам коллектива. Чтение сценария по ролям и характеристика персонажей сказки. Анализ проделанной работы.

Практическая часть- 4ч. Репетиции новогоднего спектакля по картинам в выгородке и на сцене; создание ДХО к новогоднему кукольному спектаклю; создание реквизита и бутофории; создание элементов костюмов; работа над вокальными и хореографическими композициями. Черновой прогон. Генеральный прогон.

Компетенции: развитие навыков актерского мастерства и навыки по работе в кукольном театре, обобщение всех знаний и умение их применить на практике.

12. Показ новогоднего представления во дворце-10ч.

Практическая часть-10ч. Показ новогоднего представления зрителю, прежде всего детям и подросткам, анализ реакции на просмотренный кукольный спектакль и подведение итогов.

Компетенции: ощущение нужности и важности проделанной работы у всех участников коллектива и свою значимость не только как заядлых театралов, но и прежде всего как востребованной для общества личности. В ходе данной работы возникает «чувство локтя», катарсис, так необходимые каждому из культурных и образованных людей.

13.Психологический настрой, подготовка реквизита и костюмов-2ч.

Теория-1ч. Психологический настрой. Мизансцена тела.

Практическая часть -1ч. Участие в концертной деятельности МБОУ ДОД ДД(Ю)Т. Подготовка костюмов и реквизита.

14.Показ готовых кукольных спектаклей-8ч.

Практическая часть - 8ч. Демонстрация кукольных спектаклей зрителям.

Компетенции: помочь объединить коллектив в общих, интересных, новых спектаклях; создать большую итоговую работу коллектива, овладеть техникой сценического общения с партнером.

15.Аттестация-4ч.

Теория-2ч. Письменное и устное выявление результатов подготовки каждого ребенка (теоретических и практических знаний). Анализ и подведение итогов.

Практическая часть -2ч. Показ творческого отчета новой кукольной работы зрителю.

Компетенции: предоставить участникам коллектива в очередной раз широкое поле деятельности для реализации творческого арсенала; апробировать новые формы театрализации для последующей работы над ними и усовершенствования; показать итоги учебного года коллектива; овладеть навыками работы с различными источниками информации; самостоятельно систематизировать, анализировать и отбирать необходимую информацию; выступать письменно и устно о результатах своего исследования; уметь применять полученные знания на практике; уметь работать в коллективе.


3.4 Критерии умений и навыков 2 года обучения.

Тема

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

1.

История театра. Театр как вид искусства.

Слабо владеет программным материалом на 50 %.

Программный материалусвоен на 70%

Программный материалусвоен на 100%

2.

Театр Петрушки.

Постоянно испытывает затруднение

Увлечено работает над сценическим движением.

Чётко выражает характер, настроение, эмоции.

3.

Творческий проект «Музыка и театр «Волшебные сказки»».

Нечетко владеет материалом

Увлеченно работает над пьесой, испытывает затруднения.

Чётко выражает характер, настроение, эмоции.

4.

Платочные куклы.

Слабо владеет программным материалом на 50 %.

Программный материалусвоен на 70%

Программный материалусвоен на 100%

5.

Театр теней.

Постоянно испытывает затруднение.

Увлечено работает над сценическим движением.

Чётко выражает характер, настроение, эмоции.

3.5 Содержание программы 3 года обучения

1.Работа актера над собой- 30ч.

Теория-12ч.Основные моменты в системе работы актера над собой. Комплекс упражнений на снятие мышечных зажимов по системе педагога по сценическому движению С.Г. Андраченкова (г. Москва, Академия повышения квалификации работников школьного и внешкольного образования).

Практическая часть -18ч. Приемы релаксации, концентрация внимания, дыхания. Снятие мышечных зажимов. Энергетика актера. Выработка физического (внешнего рабочего) самочувствия. Этюды на достижение полной мышечной свободы.

Компетенции: научить участников коллектива азам релаксации, концентрации внимания и дыхания; выработать у участников навыки по снятию мышечных зажимов и достижению актерской сценической свободы.

2.Органическое действие-32ч.

Теория -8ч. Простое физическое действие, предлагаемые обстоятельства «если бы». Событие, задача, простое психическое действие. Внимание, воображение

Логика и последовательность, беспредметное действие. Принципы импровизации. Эмоциональная память. Основы импровизации в условиях художественно- сценического творчества.

Практическая часть-24ч. Построение этюда на основе импровизации. Показ этюдной программы на импровизации. Тренинг по системе Станиславского на разработку внутренней техники актера для органического зарождения. Этюдные работы на закрепление понятий «событие» и «задача». Создание творческих работ на импровизацию с последующим анализом и выводами. Этюдные зарисовки на развитие эмоциональной памяти у участников объединения. Комплекс упражнений на развитие эмоциональной памяти на основе тренингов театральной студии «Росток» г. Пенза. Этюды под музыку различного характера на развитие навыков импровизации и воображения.

Компетенции: научить участников коллектива основам импровизации в условиях театрального художественно-сценического творчества, представить импровизацию как неотъемлемый элемент театрального искусства; развить у участников коллектива эмоциональную память. Развитие эмоциональной памяти позволит участникам коллектива делать сценические образы наиболее яркими, выразительными, запоминающимися зрителям.

4. Пластическая выразительность- 6ч.

Теория -2ч.

Практическая часть-4ч.

5.Тренинг речевого аппарата- 6ч.

Теория -2ч. Обоснование выбора произведений: пьес и сказок для театрализации. Использование знаний по кукловождению. Освобождение голоса. Понятие звукоряда. Исправление звукопроизношения.

Практическая часть-4ч.

6. Работа над кукольным спектаклем-мюзиклом- 10ч.

Теория -4ч.

Практическая часть-6ч.

7.Работа и показ театрализованного представления по мотивам сказок народов мира-10ч.

Теория -4ч.

Практическая часть-6ч.

8. Экскурс в мир кукол «В гости к кукле»- 10ч.

Теория -2ч.

Практическая часть-8ч.

9.Посещение спектаклей профессиональных кукольных театров и детско-юношеских коллективов с последующим анализом увиденного- 10ч.

Теория -2ч.

Практическая часть-8ч.

10.Работа над ДХО- 20ч

Практическая часть -20ч.

11. Творческий проект «Музыка и театр: «Сказочный мир театра кукол»- 20ч.

Теория-6ч.

Практическая часть-14ч.

12.Показ самостоятельных режиссерских отрывков по мотивам классических литературных произведений и сказок народов мира- 16ч.

Теория-6ч. Обоснование выбора произведений: пьес и сказок для театрализации. Использование знаний по кукловождению. Освобождение голоса. Понятие звукоряда. Исправление звукопроизношения.

Практическая часть -10ч. Тренинг по сценической речи, пластике. Работа с литературным текстом (словесное действие, прочтение с листа). Создание творческих этюдных, итоговых работ.

Компетенции: самопрезентация, уметь представлять свое объединение; систематезировать и применять полученные знания и навыки на практике. В ходе проведенных практических занятий участники коллектива получают полную творческую самореализацию и пробуют свои силы в режиссуре.

13.Творческие работы участников и коллектива- 6ч.

Практическая часть- 6ч. Показ спектакля для широкой зрительской аудитории. Анализ и подведение итогов проделанной работы.

Компетенции: В ходе проведенных занятий участники коллектива пробуют свои творческие силы, определяют реакцию зрителя, что дает стимул к дальнейшей работе на театральной сцене.зрителю предоставляется возможность увидеть новые работы кукольного театра «Золотой ключик».

3.6 Критерии умений и навыков 3 года обучения

Тема

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

1.

Экскурс в мир кукол «В гости к кукле»

Постоянно

испытывает

затруднение

Увлечено работает над сценическим движением.

Чётко выражает характер, настроение, эмоции.

2.

«Азбука театра»

Нечетко владеет материалом

Увлеченно работает над пьесой, испытывает затруднения.

Чётко выражает характер, настроение, эмоции.

3.

Развитие образного

мышления

Слабо владеет программным материалом на 50 %.

Программный

материал

усвоен

на 70%

Программный материал усвоен на 100%

4.

Пластическаявыразительность

Постоянно испытывает

затруднение.

Увлечено работает над сценическим движением.

Чётко выражает характер, настроение, эмоции.

5

Творческий проект «Музыка и театр: «Сказочный мир театра кукол»

Слабо владеет программным материалом на 50%.

Программный материал усвоен на 70%.

Программный материал выполнен на 100%.

6

Тренинг речевого аппарата

Постоянно испытывает затруднения.

Выразительное чтение, но работать над интонацией.

Грамотно развита сценическая речь.

7

Актёрское мастерство

Слабо владеет программным материалом на 50 %.

Программный материал усвоен на 70%

Программный материал усвоен на 100%










4.Условия реализации программы:

4.1 Материально-техническое обеспечение программы

Средства, необходимые для реализации программы

Дидактические:

- наглядные и учебно-методические пособия

- сценарии, пьесы.

- методические рекомендации;

- наличие литературы для детей и педагога.

Материально-технические:

- учебная аудитория, соответствующая требованиям санитарных норм и правил;

- необходимое оборудование для работы в материале;

- учебная мебель;

-передвижная ширма,

- банк кукол, бутафорий, декораций

- ноутбук или компьютер, оснащенный звуковыми колонками;

- проектор и экран;

- слайды, диски, флэш-носители;

- видеотека;

- наличие сети Интернет;

- материальная база для создания слайдов, дисков, видеороликов;

4.2 Методическое обеспечение программы

Для достижения поставленной цели и реализации задач программы используются следующие методы обучения: словесный (рассказ, беседа, объяснение); наглядный (наблюдение, демонстрация); практический (упражнения, воспроизводящие и творческие, творческие показы); игровой, метод проектов.Также в ходе обучения применяются:участие в конкурсах педагогического мастерства, курсах квалификации; построение эмоционально-образной драматургии занятия; воспитание художественного восприятия посредством зрительного ряда;игра;привлечение личного эмоционального, визуального, бытового опыта ребенка для установления связей с окружающим миром; метод сопоставления, сравнения, нахождения связей, общностей и различий; создание ситуации успеха, эстетической радости от результатов труда; блоково-тематическое построение занятий как условие последовательного решения задач по возрастанию сложности и разнообразию содержания.

Формы - самостоятельная, коллективная, групповая работа, экскурсии, беседа, рассказ, показ, диспуты, наблюдения, объяснение, игра, пример, обсуждение, индивидуальных игрупповых работ.

Условия реализации - учебные комнаты.

Оборудование: инструменты - ножницы, игла, линейка, карандаш, кисточки. Цветная бумага, ткань, картон, вата, газета, пластилин. ТСО - бумбокс, ноутбук, проектор, экран. Наглядный и дидактический материал: шаблоны, эскизы, схемы, карточки, видеоматериалы, материалы на флэш-носителях.

Формы оценивания: творческий отчет; наблюдения; тесты; диагностические карты.

Воспитательная работа: участие в массовых мероприятиях Дворца, проведение массовых мероприятий в объединениях, День именинника, Новый год, Восьмое марта и др.

Методическая работа

Сбор и подготовка методического, психолого-педагогического материала: сценарии; тесты, тренинги; конспекты занятий; технологические альбомы; рабочие тетради; работа в методическом совете, педсовете, семинарах;

взаимо- посещение занятий; изготовление дидактического материала.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Основная литература:

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»

  2. от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ. Гл.10,Ст.75.

  3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008"Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

  4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014г. № 41 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», Устава Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Дворец детского(юношеского) творчества» городского округа город Салават Республики Башкортостан от 15.10.2015г.

  5. Письмо Минобрнауки от 11.12.2006 № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».

  6. Конституция РФ.

  7. Конвенция ООН о правах ребенка.

  8. Устав Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Дворец детского(юношеского) творчества» городского округа город Салават Республики Башкортостан от 15.10.2015г.

  9. Локально и правовые акты МБОУ ДОД ДД(Ю)Т

  10. Должностная инструкция педагога дополнительного образования

  11. Детско-юношеский театр мюзикла: программа, разработки занятий, рекомендации. Авт.-сост. Е.А. Гальцова- Волгоград: Учитель, 2012.

Дополнительная литература:

  1. Артомонова Е.В Театр для детей.- М.:Эксмо,2010.

  2. Белюшкина И. Б. и др. Театр, где играют дети. - М., 2001.

  3. Винокурова Н. К. Развитие творческих способностей учащихся. - М., 1999.

  4. Горичева В.С, Нагибина М.Н. Сказку мы поставим сами - Ярославль. Академия развития, 2011.

  5. Захава Б. «Мастерство актера и режиссера». М. 1978 г.

  6. Иванцева Л., Коржова О. «Мир кукольного театра». Р-на-Д. 2003 г.

  7. Колчеев Ю., Колчеева Н. «Театрализованные игры в школе» М. 2000 г.

  8. Мочалов Ю. «Первые уроки театра». М. 1985 г

  9. «Театр, где играют дети»- Учебно-методическое пособие для руководителей детских театральных коллективов, под рук. А. Никитиной. М. 2001 г.

  10. Перевертень Г.И Методика преподавания театрального искусства детям- М:АСТ; Донецк ; Сталкер 2011.

  11. Проснякова Т.Н. Уроки мастерства Учебник для 3-го класса. Самара 2012.

  12. Раугул Е., Козырева М. «Театр в чемодане». С-Пб. 1998 г.

  13. Савенков А. И. Детская одарённость: развитие средствами искусства. - М., 1999.

  14. Сборник «В кукольном театре», библиотека в помощь художественной самодеятельности». М 1972 г.

  15. Сорокина Н. Ф. Играем в кукольный театр. - М., 2000.

  16. Станиславский К.С. «Работа актера над собой» ПСС т. 2, 3. М. 1955 г.

  17. Театральные уроки: театральное искусство: Занятия с младшими школьниками: Учеб.-метод, пособие /Под ред. Т.Я. Файрузовой. - М: Изд. У.

  18. Тихомирова Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей. - Ярославль, 1996.

  19. Фанштейн Ф. «Программа детского самодеятельного театра кукол». М. 1998 г.

  20. Флинг Х. Куклы-марионетки. С-П., 2000.

  21. Фоминцев А. «Уроки основ театрального искусства в начальных классах общеобразовательной школы». Красноярск. 2000 г.

  22. «Я вхожу в мир искусств» - репертуарно-методическая библиотека, «Театр, где играют куклы» № 9. М. 1999 г.

Список литературы для детей:

  1. Бубнова Е.В. Тематические сценарии «Издательство «Тригон»,2011.

  2. Бубнова Е.В.Праздники проказники «Издательство «Тригон»,2011.

  3. Иванова Г.В. Праздники нашего двора. «Издательство «Тригон»,2010.

  4. Проснякова Т.Н. Творческая юного актера. Учебник для 4-го класса. Самара, 2011.

  5. Проснякова Т.Н., Цирулик Н.А.Уроки театрального творчества Учебник для 2-го класса.3-е издание. Самара, 2012.

Используемые Интернет-ресурсы:

1.knu.znate.ru/docs/index-433295.html«Методические разработки по проведению занятий в кукольном театре»

2.bibltm. *****/index/scenarii_i_prezentacii/0-7 Персональный сайт Марченко Татьяны «Разработки сценариев для кукольных театров».

3.pandia.ru/text/77/488/46857.php «Методические разработки по проведению занятий кукольного театра»

4.vnika.ucoz.ru/index/teatr/0-21«Домашний кукольный театр своими руками»





33


© 2010-2022