Программа курса по выбору для обучающихся 14-15 летПсихология профессий

Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Карагайлинская основная общеобразовательная школа»





Обсуждено:

на методическом объединении

Протокол № _______________

от _______________________


Утверждено:

на педагогическом совете

Протокол № _______________

от _______________________




«Психология профессий»

Программа курса по выбору для обучающихся 14-15 лет






Составитель:

Мелёхина Нина Олеговна

Заместитель директора по УВР,








Пояснительная записка


В основе курса идет знакомство с миром профессий, их требованиями к человеку и соотношением своих сил.

В процессе освоения знаний курса обучающиеся знакомятся с различными направлениями деятельности психолога в современном обществе.

Цель курса: установление места психологии в различных сферах общественной жизни.

Задачи курса:

  • знакомство с различными сферами жизни и применение практической психологии;

  • формирование активного самосознания;

  • развитие навыков волевой саморегуляции;

  • совершенствовать коммуникативные навыки.

Курс рассчитан на 10 часов, по 1 часу 1 раз в неделю для обучающихся 14-15 лет.

Занятия проходят в форме социально-психологического тренинга, который помогает пересмотреть сформированные ранее стереотипы и решать свои личностные проблемы. Педагог выступает в роли тренера.

Используемые на занятиях методы: тестирование, словесный (беседа, рассказ, дискуссия), игровой, наглядный.

Основное внимание уделяется сферам деятельности, в которых необходимо специальная коммуникативная подготовка. Кроме того, в группе создаются условия принятия душевного тепла.

Таким образом, косвенно решаются задачи психологической коррекции, поскольку данный возраст сопровождается множеством личностных проблем. Каждое занятие обеспечивается необходимыми диагностическими методиками и рекомендациями.

Основные социальные сферы, которые включены в содержание занятий, расположены в такой последовательности: сфера профессиональных интересов, сфера здоровья, сфера технологии, сфера экологии, сфера права, сфера политики, сфера культура, сфера морали, сфера семьи.

Логика такого расположения и «рассмотрения» социальных сфер в ходе занятий обусловлено тем, что эта работа позволяет повысить самооценку и настроить участников на серьезную работу в социальной сфере.

Профессиональная сфера - это, прежде всего, профессиональное самоопределение с опорой на свое призвание, которое и помогает выяснить содержание занятий. Обучающиеся должны осознать свою конкурентоспособность на рынке труда, понять, что сегодня необходимо постоянно и активно овладевать новыми знаниями и умениями, чтобы соответствовать тем требованиям, которые предъявляют работнику новые экономические отношения.

Сфера экологии

Обучающимся предлагается задуматься над тем, что каждый из них может уже сегодня сделать для сохранения и восстановления окружающей среды. Каким образом природа влияет на психологию человека.

Сфера права

Даются понятия о правовых нормах, за нарушение которых следует не только общественное порицание, но и уголовное наказание, роли психолога в юриспруденции и правовых отношениях.

Сфера политики

Дается возможность «примерить» роль политического лидера или его доверенного лица. А для активного участия в политических процессах, как минимум, нужны элементарные навыки практической политической деятельности и психологических секретов, которые отрабатываются в ходе занятия.

Сфера культуры

Важно применять, использовать все то, что ты знаешь в реальной жизни, во время общения с людьми, на своей работе, во время отдыха и т.д., поэтому подростки на практике совершенствуют свои культурные навыки в процессе разнообразных этюдов и упражнений.

Сфера морали

Человек должен уметь уважать моральные нормы и следовать им. Как складываются отношения с моралью у каждого из участников. Вопросы морали в любой профессии.

Сфера семьи

Эта сфера дает возможность увидеть свое будущее в сложной семейной жизни. Дается возможность поразмышлять над своим воспитанием и воспитанием своих будущих детей.

Система стимулирования

В ходе занятий используется специально разработанная система стимулирования участников, включающая в себя оценку работы (соблюдение принятых правил, степень включенности, осознание происходящего, умение ориентироваться в заданной ситуации и т.д.). Стимулирование осуществляется как прямым поощрением определенным количеством баллов, так и их наказанием с помощью штрафных баллов.

Способы оценки:

1. Оценка каждого участника.

После проведения очередного этюда или упражнения педагог называет то количество баллов, которое получает каждый обучающийся в зависимости от заранее заданных и объявленных критериев. Как правило, оценка не превышает 10 баллов.

2. Индивидуальная самооценка участника.

В этом случае называется минимальный или максимальный балл, например, от 5 до 10 баллов за проведенный этюд. Обучающийся самостоятельно решает вопрос о том, насколько эффективно он отработал в этом этюде, свое мнение выставляет в ведомости учета.

3. Взаимная оценка в парах, микрогруппах и больших группах.

В это случае минимальную и максимальную сумму баллов так же назначает педагог. Подростки самостоятельно оценивают друг друга в пределах указанной суммы баллов. Например, задается диапазон от 5 до 8 баллов, Группа решает самостоятельно, кому и какой балл в пределах указанных следует поставить в зависимости от критериев, которые может задать педагог на время выполнения этюда, или подростки сами выбирают эти критерии.

4. Решение лидера.

Микрогрупп выдаётся определенная сумма, то есть распределение баллов осуществляет лидер каждой микрогруппы по своему усмотрению. Какими критериями он при этом руководствуется, лидер решает сам. Лидер может это объяснить группе или нет, если группа этого не требует.

Данный способ - это прекрасная возможность формирования лидерских качеств, умение принимать ответственность на себя. Его целесообразно использовать в большинстве групповых форм работы.

5. Премиальные баллы за быстроту и правильность выполнения заданного этюда.

Обучающийся, первый выполнивший задание того или иного этюда, получает первую премию (до5 баллов). Кто выполнил вторым, получает вторую премию (3 балла), третьим - третью (1 поощрительный балл). Если идет соревнования групп, то размер премии увеличивается с таким расчетом, чтобы группа-лидер могла получить по 1-3 балла на каждого члена группы.

Этот способ хорошо стимулирует подростков. Но не следует его использовать слишком часто, чтобы не произошло потери глубины и содержания работы в погоне за скоростью выполнения задания.

6. Собственный премиальный фонд участника.

Каждому обучающемуся периодически выдаётся премиальный фонд, который тот может оставить себе или распределить его между другими. В этом случае, подросток имеет право при объявлении педагогом о выдаче очередного премиального фонда сразу записать всю сумму на свой счет. Но обучающиеся в праве передать часть своих баллов другому человеку. По каким критериям это делается, каждый решает самостоятельно, но при желании той или другой стороны эти мотивы можно объяснить. Подростки, получивший очередной премиальный фонд, может передать его целиком другому человеку. Передавать баллы другим больше, чем было объявлено категорически запрещается. В то же время каждый участник должен записать все полученные им баллы. От передаваемых баллов отказываться нельзя, они должны быть зафиксированы в ведомости учета.

7. Собственный штрафной фонд участника.

Педагог периодически выдает каждому обучающемуся штрафной фонд, который тот обязан распределить его между другими подростками, причем оставлять себе более 1 штрафного балла категорически запрещается. В остальном, правила штрафного фонда повторят правила работы с премиальными баллами.

Самостоятельный учет результатов

Ведомость учета.

Во время занятий каждый член группы самостоятельно ведет учет своих результатов, т.е. полученных баллов и штрафов, используя для этого специальную ведомость учета, (см. в приложении)

Правила заполнения ведомости учета.

В графе «Название упражнения» указывается очередной этюд, который проводит ведущий.

В графе « Сумма баллов» записывается количество полученных баллов по итогам проведенного упражнения. Если в ходе упражненья подросток не получил штраф, то в этой строчке в графе «Штраф» ставиться прочерк. Затем в графе «Итог» фиксируется итоговая сумма баллов. Итоговый показатель записывается по принципу «автоматического расчета остатка», т.е. полученные баллы прибавляются к вышестоящей сумме, или вычитаются, если получен штраф.

В графе «Подпись» обучающийся расписывается сам или дает на подпись тому, кто распределяет баллы, например, лидеру микрогруппы, который производит оценку участников.

Постоянный самоотчет.

В ходе занятий обучающиеся пишут самоотчет, в ходе которого они должны ответить на несколько вопросов (см. в приложении).

Промежуточный итог.

В конце работы над определенной темой целесообразно проводить мягкое ранжирование. Для этого обучающиеся подводят итоги работы, суммируя полученные баллы, а затем собираются в общем кругу по принципу «ранга». Рядом с педагогом, справа от него, садиться обучающийся, который получил максимальный балл, справа от него второй человек, у которого столько же или чуть меньше баллов, справа от второго третий, у которого столько же, сколько у второго обучающегося, или меньше и т.д., до тех пор, пока все члены группы не найдут свое место. В результате слева от педагога окажется человек, у которого меньше всего баллов.

После того, как все займут свои места, они должны ответить на вопросы: «Почему я на этом месте? Устраивает ли оно меня? Все ли я сделал, чтобы быть ближе к лидеру? Что я могу еще сделать, чтобы в следующий раз быть ближе к первому месту?»

Отвечать каждый должен вслух перед всей группой. А так же принимать на себя обязательство, указывая конкретное место, которое он хотел бы занять в следующем промежуточном ранжировании.

В результате прохождения программного материала, обучающиеся

смогут познакомиться с:

  • различными направлениями психологии в современном обществе;

  • влиянием здоровья на качество жизни;

  • конкурентоспособностью на рынке труда;

  • правовыми нормами;

  • деловым стилем общения;

  • со своими творческими способностями;

  • понятиями о морали и чести;

  • со сложностями семейной жизни.

Смогут научиться:

  • владеть навыками политической деятельности;

  • совершенствовать свои культурные навыки;

  • осознавать свои моральные ценности;

  • осознавать свои установки на будущую семейную жизнь;

  • выявлять причину своих проблем.






Содержание учебного материала



Название темы

Цель

Содержание

1










Сфера

профессиональных

интересов.

Помочь взглянуть

на себя, свои возможности,

подумать над

своим образом

жизни и над своей

будущей

профессиональной

деятельностью.

Формирование умений

справляться со стрессовыми

перегрузками.

Формирование понятий чести в бизнесе.

«Заявление», «С первого взгляда или философия преуспевающих»

«Мое призвание», Увольнение».

«Честь бизнесмена». Промежуточный

итог.

2






Сфера здоровья.

Формирование

навыков убеждать

других людей, умения воспринимать особенности других людей, понимать их внутренний мир, их заботы, тревоги и печали.

Формирование привычки анализировать свои психологические проявления и состояния, понимать необходимость периодической работы в данном направлении.

Тест «Мое здоровье», «Десять

заповедей здоровья или рецепт

долголетия», «Скажите доктор».

Письмо себе. Самоотчет.

3





Сфера экологии.

Формирование навыков

релаксации, помочь осознать реальность угрозы экологических проблем.

«Три аргумента»,

«Экологичёская карта поселка», релаксация (звуки природы)

«Китайский синдром». Самоотчет.

4


Сфера права.

Формирование навыков самоанализа и саморегуляции.

Помочь подросткам увидеть и подчеркнуть основные достоинства своего партнера, т.е. видеть не только отрицательные, но и его положительные качества.

Тест « Признаки преступника», «Фоторобот»

«Адвокат», «Око за око, зуб за зуб».

«Совещательная комната». Самоотчет.

5


Сфера политики

Формирование навыков высказывания своего отношения к окружающим.

Формирование

навыков убеждения.

Тест «Признаки лидера», «Достоин, ли я быть лидером?»

«Доверительное лицо» Самоотчет.

6

Сфера культуры.

Формирование навыков самоанализа. Формирование умений глядеть на себя, свой стиль общения. Культура общения.

Круг интересов», «Постоянство».

«20 названий снега», «Киносценарий или распределение ролей».

7

Сфера морали.

Формирование навыков корректной дискуссии, умение отстаивать свою точку зрения, сохраняя при этом уважение к партнеру.

Тест «Моральная устойчивость». «Катастрофа» «Санаторий».

8


Сфера семьи.

Раскрыть понятие брачное объявление». «Брачный контракт».

Помочь задуматься над внешними жизненными обстоятельствами, поразмышлять над причинами семейных проблем с психологической точки зрений.

Дать значение понятию семьи и ее роли в жизни

человека.

«Семейная психология»

«Инструкция по общению супругов»

9



Игра «Профконсультация»

Создание условий для организации особого пространства, где подростки получают возможность помочь друг другу планировать свои профессиональные ситуации.

10




«Что мне нужно для жизни создавая действительность»

Подведение итогов за проведённый курс.




Самоотчёт за курс.







Учебно-тематический план


Название темы

Всего часов

Форма контроля

1

Сфера профессиональных интересов.

1

Ведомость чета.

2

Сфера здоровья.

1

Самоотчет

№1

3

Сфера экологии.

1

Самоотчет

№2

4

Сфера права.

1

Самоотчет

№3

5

Сфера политики.

1

Самоотчет

№4

6

Сфера культуры.

1

Самоотчет

№5

7

Сфера морали.

1

Самоотчет

№6

8

Сфера семьи.

1

Самоотчет

№7

9

Игра «Профконсультация».

1

Проблемное задание


10

«Что мне нужно для жизни создавая действительность».

1

Самоотчет за курс.

Итого: 10






Базовые понятия

Психология - наука о психическом отображении действительности в процессе деятельности и поведения животных. Это наука о душе.

Ролевая игра - это моделирование ситуации, где обучающимся предлагается исполнить роль какого-либо человека в знакомых для него обстоятельствах или ситуациях.

Саморегуляция - это управление своим психоэмоциональным состоянием, достигая его путем воздействия человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управления мысленным тонусом и дыханием.

Дискуссия - это обсуждение участниками группы определенной темы и выявление точки зрения на какую-либо проблему.

Релаксация - антипод стресса.

Толерантность - терпимое отношение к себе и окружающим независимо от личностных особенностей, убеждений, этической принадлежности.

Конфликт - столкновение, серьезное разногласие. Отрицательное суждение о чем-нибудь, указание недостатков.

Конгруэнтность - гармоничное сочетание вербальных и невербальных средств общения.

Вербальное общение - оптико-кинестетическая система (восприятие позы, мимика, контакт глаза в глаза).

Невербальное общение - акустическая система (тембр, высота, громкость, темп речи, логическое ударение, смех).




Список литературы

Для педагога:


  1. Турнер, Д. Ролевые игры. Практика, руководство.[Текст] / Д. Турнер С-Пб 2001г.

  2. Айви, Л. Лицом к лидеру. [Текст] /Л. Айви Новосибирск: «ЭКОР» ,1995

  3. Дерябо, С. Гроссмейстер общения. [Текст] / С. Дерябо М: Смысл 1996

  4. Аиз, А. Язык телодвижений. [Текст] / А. Аиз АйКью 1992 г.

  5. Романов, А.А. Грамматика деловых бесед. [Текст] /А.А. Романов Тверь.,1995 г.

  6. Липащ, И.Б. Секреты умелого руководителя. [Текст] /И.Б. Липащ М: Экономик Д 991 г.

  7. Волкова, Т.Р. Секреты поиска работы. [Текст] /Т.Р. Волкова Генезис 2003г.

  8. Коврова, А.Б. Психологические аспекты ведения переговоров. [Текст] / А.Б. Коврова Берато-Пресс 2003г.

  9. Глуханюк, Н.С. Психология безработица: введение в проблем. [Текст] /Н.С. Глуханюк ППСИ 2002г.

Для обучающихся:

  1. Резапкина, Г.В. Я и моя профессий. [Текст] /Г.В. резапкина 2000г.

  2. Бикенбиль, В. Как добиться успеха в жизни. [Текст] / Бикенбиль М: СП «Интер-Экспорт» 1992г.

  3. Романов, А.А. Грамматика деловых бесед. [Текст] / А.А. Романов Тверь 1995г.

  4. Вилсон, Г. Язык жестов. [Текст] /Г. Вилсон С-Пб 2001г.





Приложение №1

Название упражнения

Сумма баллов

Штраф в баллах

Итого

Подпись

1


2


Самоотчет №

Вопрос

Ответ

1

Что нового я узнал о себе?

2

Что нового я узнал о других?

3

Что мне мешает быть более искренним и откровенным?

4.

Что мне помогает в работе над собой?

5.

и т.д.










© 2010-2022