Программа дополнительного образования детей «Наш друг ПИШИ-ЧИТАЙ»

Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка


Направленность программы. Программа дополнительного образования детей «Наш друг ПИШИ-ЧИТАЙ» по содержанию является культурологической; по функциональному предназначению - учебно-познавательной; по форме организации - групповой; по времени реализации - годичной.

Программа разработана на основе методических пособий Горецкого В.Г., Федосовой Н.А. «От слова к букве», Глинка Г.А. «Буду говорить, читать, писать правильно».

Новизна программы состоит в том, что содержание материала программы подчиняется общедоступности, учитывает особенности психологии и физиологии современного дошкольника; подобран и систематизирован материал дидактических игр и упражнений по развитию мелкой моторики, в соответствии с лексической темой; занятия по данной программе проводятся в игровой форме. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения.

Актуальность программы обусловлена тем, что «История письма ребенка начинается значительно раньше того момента, когда учитель впервые вкладывает ему в руки карандаш и показывает, как надо писать буквы»,- считал известный русский психолог Л.С. Выготский.

Письмо-это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного влияния.

Вопрос подготовки дошкольников ко владению письмом является частью проблемы подготовки к обучению в школе, которая с каждым годом, в свете изменения содержания школьных программ, становятся все актуальнее. Родителей и педагогов волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе.

Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности со владением навыков письма Многие дети боятся ручки, неправильно ее держат, не могут ориентироваться в тетради, при рисовании ,закрашивании активно поворачивают лист бумаги в разные стороны, изображают слишком маленькие предметы на листе.

Подготовка к письму является одним из самых сложных этапов подготовки ребенка к систематическому обучения. Это связано с психофизиологическими особенности 5-6 летнего ребенка, с одной стороны, и с самим процессом письма с другой стороны. Сам процесс письма является чрезвычайно сложным, требующим развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создавать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

Педагогическая целесообразность программы «Наш друг ПИШИ-ЧИТАЙ» объясняется тем, что в данной программе соблюдены принципы постепенности, последовательности, доступности, целостности, деятельного подхода, возрастного и индивидуального подхода. На занятиях дети работают с бумагой, шаблонами, трафаретами и другими материалами. Интересны для детей и занятия с применением Информационно-компьютерных технологий.

Программа разработана с учетом современных образовательных технологий, которые отражаются в:

  • Принципах обучения (индивидуальность, доступность, результативность);

  • Формах и методах обучения (интерактивное обучение, занятия, экскурсии);

  • Методы контроля и управления образовательным процессом (тестирование, экспресс-диагностика).

Цель: Помочь детям дошкольного возраста подготовить руку к письму и сформировать определенные графические навыки для овладения базовыми навыками каллиграфии в школе.

Развить зрительно-моторную координацию, мышление, внимание, память, речь, слуховое восприятие.

Формировать терпение, усердие, усидчивость, желание учиться в школе.

Задачи:

Обучающие:

- Развитие тонкокоординированных движений рук.

- Развитие слухового внимания и графического воспроизведения.

Развивающие:

- Развитие графических движений, зрительного восприятия, зрительно- моторных координации.

Воспитательная:

- Воспитание старательности, аккуратности, самостоятельности и уверенности в своих умениях.

Отличительные особенности данной программы дополнительного образования детей «Наш друг ПИШИ-ЧИТАЙ» от уже существующих в этой области заключаются в том, что она разработана с учетом возрастных, психологических особенностей ребенка дошкольного возраста и направлена именно на подготовку руки к письму, а не обучению ему. При этом формируются технические навыки: правильное обращение с письменными принадлежностями, координация движений руки при письме, соблюдение гигиенических правил письма; графические навыки.

Учитывается ведущая игровая деятельность дошкольников. Все задания, упражнения представлены в виде игр. Это позволяет в доступной детям форме выстроить процесс обучения, поддержать их интерес к занятиям и легче освоить сложные умения и навыки.

Поэтапное освоение разнородных графических движений правильно

сформирует графические навыки, разовьет зрительно-моторные координации, и в дальнейшем послужит хорошей основой для овладения базовыми навыками каллиграфии в школе.

Выполнение разнообразных пальчиковых игр, графических заданий и тренингов способствует не только совершенствованию тонко координированных движений пальцев и кистей рук, их произвольности, но и развитию речи.

Методы и средства: беседа, объяснение, показ, отгадывание загадок.

Пальчиковая гимнастика, самомассаж ладоней и пальцев руки, подвижные игры, пальчиковые игры с предметами. Графические упражнения.

Возраст обучающихся детей - от 4 до 6 лет.

Особенности детей данной возрастной группы: функциональное несовершенство руки ребенка. Не закончено окостенение запястья и фаланг пальцев, слабо развиты мелкие мышцы руки, координация движений

пальцев. Наблюдается неполная амплитуда движений и быстрая утомляемость. Несформированность навыка работы с пишущим предметом, когда маленький ребенок свое внимание сосредотачивает не на правильном захвате орудия труда (карандаша, кисточки, ручки и др.), а на точке соприкосновения пишущего предмета и бумаги, что затрудняет свободное движение пишущей руки. Неправильная поза при рисовании и письме - это приводит к быстрому утомлению мышц шеи и спины, увеличивает нагрузку на зрительный анализатор. Низкая способность к произвольной регуляции движений, несовершенство зрительно-моторной координации, чем объясняется недостаточная точность и быстрота движений, трудность завершения их по сигналу.

Сроки реализации программы: 1 год.

Формы занятий:

по количеству детей, участвующих в занятии - групповая;

по особенностям коммуникативного взаимодействия педагога и детей -

по дидактической цели - вводное занятие, занятие по углублению знаний, практическое занятие, занятие по систематизации и обобщению знаний, по контролю знаний, умений и навыков, комбинированные формы занятий.

Занятия включают в себя организационную, теоретическую и практическую части. Организационная часть обеспечивает наличие всех необходимых для работы материалов, пособий, иллюстраций и т.п. Теоретическая часть включает в себя необходимую информацию о теме и предмете занятия. Практическая часть - это самостоятельное или при небольшой помощи педагога выполнение детьми задания.

В занятия включены физкультминутки, которые позволяют детям

расслабиться, а педагогу разграничить занятие на структурно-смысловые части.

Режим занятий: Объем программы «Наш друг ПИШИ-ЧИТАЙ» составляет 72 часа. Занятия проводятся 2 раза в неделю по одному академическому часу. Продолжительность одного занятия - 25 минут. Оптимальная наполняемость группы не должна превышать 15 детей.

Ожидаемые результаты освоения программы:

Обучающийся будет знать:

  • гигиенические правила письма.

  • правильное расположение тетради и ручки при письме.

  • правила штриховки.

  • правила работы с тетрадью.

Обучающийся будет уметь:

  • сохранять правильную посадку и положение рук при письме

  • правильно держать ручку, карандаш.

  • ориентироваться на листе бумаги в клеточку, в тетради.

  • выполнять штриховку, соблюдая правила.

  • самостоятельно рисовать простые элементы, фигуры.

  • ориентироваться в тетради, на строке, на странице.

Обучающийся способен проявлять следующие отношения:

  • Дружелюбие, общительность, взаимовыручку.

  • Уважительное отношение к взрослым, товарищам по группе и результатам их труда.

Способы проверки результатов освоения программы: Работа детей

оценивается в течение всего периода обучение. Оценивая их, педагог учитывает индивидуальные особенности каждого ребенка. Основным показателем полученных результатов является сумма необходимых знаний, умений и навыков, которым ребенок должен овладеть за определенное время. Критериями оценки могут быть игры в процессе занятий, позволяющие детям самим оценивать собственные достижения, а также тестовые задания в начале и конце учебного года, определяющие уровень их развития.


Работа с родителями:

  1. Беседы, консультации об особенностях психо - физиологическом развитии детей 4-6 лет, об особенностях и своеобразии детского мышления.

  2. Выполнение небольших домашних заданий родителями с детьми.

  3. Разучивание пальчиковой гимнастики.

Содержание программы


Раздел 1. Здравствуй, карандаш!


Тема 1.1. Знакомимся с правилами при письме.

Содержание материала: знакомство детей с правильным хватом карандаша пальцами рук, правильной посадкой, положением листа. Развитие внимания, слухового восприятия, двигательной активности гибкости пальцев, кистей рук, умение понимать словесные установки.

Формы занятий: вводное.

Методическое обеспечение: Карандаши неотточенные с гранями, карандаш отточенный, цветные карандаши, демонстрационный материал, раздаточный лист.

Тема 1.2. Правила при письме. Ориентировка на листе бумаги

Содержание материала: знакомство с правилами при письме, ориентировкой на листе бумаги.

Формы занятий: комбинированное.

Методическое обеспечение: Карандаши неотточенные с гранями, карандаш отточенный, цветные карандаши, демонстрационный материал, раздаточный лист.

Раздел 2. Вертикальные линии.


Тема 2.1. Веселый дождик

Содержание материала: Формирование у обучающихся пространственной ориентации на листе бумаги, умения правильно держать карандаш, проводить вертикальные линии сверху вниз, не отрывая карандаш от листа бумаги.

Формы занятий: комбинированное

Методическое обеспечение: Цветные карандаши, простой карандаш, камешки, раздаточный лист

Тема 2.2. Дождик тише, дождик громче

Содержание материала: Продолжать учить детей правильно держать карандаш, придавать телу правильное положение, формировать пространственную ориентацию на листке бумаги (справа, слева, в центре, в верху, внизу). Учить проводить линии сверху вниз регулируя нажим на карандаш.

Формы занятий: комбинированное.

Методическое обеспечение: Цветные карандаши, простой карандаш, камешки, раздаточный лист

Тема 2.3. Строим забор

Содержание материала: Учить детей «строить» забор из палочек слева направо, беря по одной палочке правой рукой, выкладывать их на полоску на расстоянии друг от друга, рисовать забор также слева направо, проводя вертикально линии сверху вниз, от верхней полоски к низшей, не заходя за них.

Формы занятий: комбинированное

Методическое обеспечение: Карандаши неотточенные по 2 на каждого ребенка, фасоль по 10 штук, тарелочки по 3 штуки, счетные палочки, цветные карандаши, раздаточный лист.

Тема 2.4. Разукрашиваем забор

Содержание материала: Учить проводить вертикальные линии сверху вниз, меняя нажим на карандаш (слабо, сильнее, сильно), рисовать в ограниченном пространстве. Развивать моторные движения и действия правой и левой руки.

Формы занятий: комбинированное

Методическое обеспечение: Простые неотточенные карандаши, цветные карандаши, счетные палочки, раздаточный лист.

Тема 2.5. Цыплята гуляют на лужайке

Содержание материала: Учить рисовать линии (травку) сверху вниз слева на право в ограниченном пространстве, раскрашивать в пределах контура рисунка. Следить за позой ребенка, положением бумаги и карандаша.

Формы занятий: занятие по систематизации и обобщению знаний.

Методическое обеспечение: Карандаши неотточенные по 2 на каждого ребенка, фасоль по 10 штук, тарелочки по 3 штуки, счетные палочки, цветные

карандаши, раздаточный лист.

Раздел 3. Горизонтальные линии


Тема 3.1. Дорожка

Содержание материала: Учить детей понимать словесные установки педагога, выполнять движение по показу, рисовать прямые горизонтальные линии по середине, слева на право не отрывая карандаш от бумаги. Продолжать развивать согласованное действие обеих рук.

Формы занятий: комбинированное.

Методическое обеспечение: Игровое пособие с лентой, карандаши, демонстрационный и раздаточный лист.

Тема 3.2. Дорожка для автомобилей

Содержание материала: Продолжать учить проводить горизонтальные линии слева на право, не отрывая карандаш от бумаги, формировать умение пространственной ориентации, развивать мелкую моторику руки.

Формы занятий: комбинированное.

Методическое обеспечение: Игровое пособие с лентой, карандаши, демонстрационный и раздаточный лист.


Раздел 4. Пунктирные линии


Тема 4.1. Чудесный платочек

Содержание материала: Познакомить с пунктирной линией, учить правильно ее рисовать. Продолжать формировать умение правильно держать карандаш. Следить за позой ребенка, положением бумаги на столе.

Формы занятий: комбинированное.

Методическое обеспечение:

Тема 4.2. Украсим платочек

Содержание материала: Продолжать формировать умение правильно рисовать пунктирную линию, используя ее для украшения платочка, регулировать нажим на карандаш (слабо, сильнее, сильно), развивать моторные умения и гибкость рук.

Формы занятий: комбинированное.

Методическое обеспечение: Прищепки по 1 шт. на каждого ребенка, карандаши, демонстрационный и раздаточный лист.

Раздел 5. Вертикальные, наклонные, горизонтальные линии


Тема 5.1. Расчески для кукол

Содержание материала: Развивать зрительно-моторную координацию, чувство пространства, умение соблюдать на листе бумаги направление линий (вертикальные, горизонтальные, наклонные) рисуя по образцу.

Формы занятий: комбинированное

Методическое обеспечение: Карандаши не отточенные по 2 штуки на каждого ребенка, счетные палочки, цветные карандаши, демонстрационный лист и раздаточный лист.

Раздел 6. Учимся штриховать


Тема 6.1. Штриховка горизонтальными линиями

Содержание материала: Познакомить детей с правилами штриховки: проводить линии только в заданном направление, не выходя за контуры фигуры (квадрата, прямоугольника). Соблюдать параллельность линий. Продолжать активизировать моторику рук при помощи пальчиковой гимнастики

Формы занятий: комбинированное

Методическое обеспечение: Мячи резиновые маленькие по 2 на каждого ребенка, карандаши,демонстрационный лист и раздаточный лист.

Тема 6.2. Штриховка вертикальными линиями

Содержание материала: Учить детей рисовать вертикальные штрихи, увеличивая и уменьшая высоту линии, постепенно заштриховывая треугольник. Продолжать развивать мышцы пальцев и кистей рук.

Формы занятий: комбинированное

Методическое обеспечение: Карандаши неотточенные по 2 на каждого ребенка, фасоль по 10 штук, тарелочки по 3 штуки, счетные палочки,
цветные карандаши, демонстрационный лист и раздаточный лист.

Тема 6.3. Штриховка наклонными линиями

Содержание материала: Учить рисовать наклонные линии, постепенно заштриховывая ими геометрическую фигуру. Развивать зрительно-моторную координацию, умение соблюдать направление линии.

Формы занятий: комбинированное

Методическое обеспечение: Мячи резиновые маленькие по 2 на каждого ребенка, карандаши, демонстрационный лист и раздаточный лист

Раздел 7. Рисование по точкам


Тема 7.1. Рисование по точкам

Содержание материала: Учить детей обводить рисунок по точкам, не отрывая карандаш от бумаги, развивать пространственное видение, заштриховывать рисунок аккуратно в пределах контура рисунка.

Формы занятий: комбинированное

Методическое обеспечение: Карандаши неотточенные по 2 на каждого ребёнка, фасоль, горох, тарелочки по 3 штуки, цветные карандаши, раздаточный лист.

Раздел 8. Волнистые линии


Тема 8.1. Волнистые линии

Содержание материала: Учить рисовать волнистую линию, слева на право.

Закрепить умение регулировать нажим на карандаш, продолжать формировать зрительно-моторную координацию.

Формы занятий: комбинированное

Методическое обеспечение: Фасоль, мелкие камешки, тарелочки, тонкий шнурок, цветные карандаши, демонстрационные лист, раздаточный лист.

Раздел 9. Линии в различных направлениях


Тема 9.1. Линии в различных направлениях

Содержание материала: Развивать воображение зрительно-моторную координацию, чувство пространства, умение соблюдать направление линии.

Формы занятий: занятие по систематизации и обобщению знаний

Методическое обеспечение: Карандаши неотточенные по 2 на каждого ребенка, фасоль по 10 штук, тарелочки по 3 штуки, счетные палочки,
цветные карандаши, демонстрационный лист и раздаточный лист

Раздел 10. Линии разных видов

Тема 10.1. Линии разных видов

Содержание материала: Закрепить умение проводить линии разных видов:

вертикальные, горизонтальные, волнистые, пунктирные. Развивать зрительно-моторную координацию.

Формы занятий: занятие по систематизации и обобщению знаний

Методическое обеспечение: Карандаши неотточенные по 2 на каждого ребенка, фасоль по 10 штук, тарелочки по 3 штуки, счетные палочки,
цветные карандаши, демонстрационный лист и раздаточный лист

Раздел 11. Спираль

Тема 11.1. Спираль

Содержание материала: Учить «разматывать» и «сматывать» клубочки по точкам в направление стрелок, формировать восприятия форм предмета, зрительно-двигательную координацию. Закрепить понятие правый, левый, верхний угол, нижний угол, верх, низ.

Формы занятий: комбинированное

Методическое обеспечение: Клубочки ниток 1 шт. на каждого, цветные карандаши, демонстрационный и раздаточный материал.

Раздел 12. Рисование полукругов и кругов

Тема 12.1. Рисование полукругов и кругов

Содержание материала: Учить детей на листочках в клетку рисовать узор из полукругов по образцу, а затем его раскрашивать, не заходя за контур. Формировать умение анализировать и воспроизводить образец. Учить рисовать предметы круглой формы, формировать умение различать форму, величину предмета.

Формы занятий: комбинированное

Методическое обеспечение: Мячи резиновые маленькие, на каждого по 2 шт., цветные карандаши, демонстрационный и раздаточный материал.

Раздел 13. Работа с прописями

Тема 13.1. Работа с прописями

Содержание материала: упражнения на развитие графических движений, зрительного восприятия: штриховка, дорисовка и др.

Формы занятий: занятия по систематизации и обобщению знаний.

Методическое обеспечение: прописи, цветные карандаши, простой карандаш

Раздел 14. Итоговое занятие. Тестирование

Тема 14.1. Итоговое занятие. Тестирование.

Содержание материала: проводится диагностика : Умение четко выполнять пальчиковую гимнастику, умение выполнять штриховку, соблюдая все ее правила, умение правильно держать в руке ручку, умение ориентироваться в пространстве, соблюдение правил гигиенических требований для письма.

Формы занятий: тестирование

Методическое обеспечение: раздаточный материал, цветные карандаши, простой карандаш.

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Список литературы

  1. Гаврина С.Е. и др. «Тренируем руку» (рабочая тетрадь), «РОСМЭН»

  2. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. «30 занятий для успешного развития ребенка 5 лет» (рабочая тетрадь 1,2 ч.)

  3. Глинка Г.А. «Буду говорить, читать, писать правильно» Санкт-Петербург

  4. Горецкий В.Г., Федосова Н.А. «От слова к букве» Москва, Просвещение

  5. Колесникова Е.В. «От звука к букве» (рабочая тетрадь)

Методическое обеспечение

Кабинет - светлый, просторный, проветриваемый, отвечающий требованиям СанПин; мебель, соответствующие росту детей; демонстрационная магнитная доска, доска для проектора; магнитола, проектор, аудиоматериалы, компакт диски с записями сказок, развивающих занятий;

шкафы для хранения дидактических и методических пособий; дидактические пособия: разрезная магнитная азбука; дидактические игры на ознакомление с буквами, звуками; демонстрационные наглядные пособия, ручка, простые карандаши, цветные карандаши, игровые пособия (фасоль, горох, камешки, счетные палочки, резиновые мечи, клубочки ниток, прищепки, тонкие шнурки, губка), раздаточные листы, тетрадь в клетку, тетрадь в узкую линейку.






© 2010-2022