- Преподавателю
- Дополнительное образование
- Рабочая программа кружка Проба пера
Рабочая программа кружка Проба пера
Раздел | Дополнительное образование |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Ооржак С.К. |
Дата | 09.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с.Хонделен
Барун- Хемчикского кожууна Республики Тыва»
Принята решением заседания Согласована Утверждена
МО учителей гуманитарного заместителем директора директором МБОУ
цикла протокол № __ по ВР СОШ с.Хонделен
от «__»_________ 2015 г. _________/Донгак Ч.Э./ __________/Кенден-оол В.К./
руководитель МО от «_____»__________2015 г. Приказ №_______
___________/Кужугет А.Ч./ от «__»_________2015 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
кружка «ПРОБА ПЕРА»
ДЛЯ 7-9 КЛАССОВ
на 2015 /2016 УЧЕБНЫЙ ГОД
Составитель программы:
Ооржак Саида Кысыгбайовна,
учитель тувинского языка и литературы
первой квалификационной категории.
Хонделен 2015
Пояснительная записка.
Программа кружка «Проба пера» предназначена для учащихся 7-9 классов и рассчитана на 34 часа.
Журналистика по определению В.И. Даля, - журнальная, срочная словесность. Программа кружка «Проба пера» является программой интеллектуального творчества. На занятиях юные корреспонденты учатся пристально всматриваться в суть явлений и вещей, стремятся не только реально оценивать мир, но и себя в нём. Наряду с теоретическими знаниями развиваются практические навыки. Всё это делает процесс обучения увлекательным, часть жизни и увлечений ребёнка - значимыми, потому что даёт каждому возможность самоутвердиться.
Цели кружка:
-
развитие способности не только к правильной, но и выразительной, воздействующей на ум и чувства читателя или слушателя устной и письменной речи;
-
расширение лингвистического кругозора учащихся за счёт усвоения стилистических знаний; воспитание стилистического чутья;
-
закрепление умений и навыков коммуникативно-целесообразного отбора единиц языка; развитие и совершенствованию способностей создавать и оценивать тексты различной стилевой принадлежности;
-
способствование интеллектуальному, творческому развитию учащихся;
-
совершенствование практических, коммуникативных умений.
Задачи курса:
-
ввести понятия «стили речи», «стилистические приемы», «жанр», «язык публицистики»;
-
познакомить детей с многообразием журналистских жанров, с основами издательского дела;
-
обучать основным принципам и законам написания и редактирования публицистического текста;
-
формировать у ребят практические навыки журналистской работы: умение собирать информацию пользоваться разнообразной справочной и научной литературой;
-
развивать творческие способности школьников, осуществлять выпуск стенгазет, оформлять альбомы, стенды ит.п.;
-
развивать коммуникативные способности учащихся с использованием технических средств.
Содержание и методы деятельности
Особенностью методики проведения занятий в кружке является объединение творческой и практической частей. В начале учебного года, в сентябре, на занятии кружка составляется план работы на год, обсуждаются темы публикаций, вносятся интересные, инновационные предложения в содержание рубрик, распределяется круг обязанностей между членами кружка. За каждой рубрикой закреплен ответственный редактор.
Предполагаемые результаты.
В каждом ребенке заложен огромный творческий потенциал, и если он не реализован, значит, не был востребован в школе. В идеале результатом систематической и планомерной работы в данном направлении должно стать формирование индивидуальной системы самовоспитания школьника, работы по формированию своей личности. Изучение материалов связанных с культурой (историей родного края, страны, элементов мировой художественной культуры и т.д.) повысит общий уровень развития подростка. И один из важнейших для подростка моментов - осознать, что восприятие мира тоже творчество, что каждую минуту происходит формирование личности: необходимость же творческого подхода к делу ежедневно подтверждает практика любой профессии.
Журналистика - один из эффективных средств познания мира и осознания своего места в нем... Выпуск газет, публикации на сайте и т.д. планируются один раз в четверть. Тематика касается всех аспектов школьной жизни и определяется общим планом работы кружка, но это не исключает свободного выбора темы публикаций самими кружковцами.
Новизна для учащихся заключается в материале, не содержащемся в достаточной мере в базовых программах, и в новых формах учебной деятельности. Занятия помогут членам кружка создавать собственные публицистические тексты, в которых учащиеся должны продемонстрировать результаты овладения нормами современного языка, основами культуры устной и письменной речи.
Программа кружка построена по модульному принципу, т.е. каждый тематический раздел программы может использоваться относительно самостоятельно при углублении и расширении его в такой степени, какая определяется интересами учащихся, уровня их подготовки и конкретными задачами этапа обучения. Последовательность изучения отдельных блоков может быть изменена.
Изучение каждого стиля речи основывается на интегративном принципе, так как требует от учащихся реализации знаний и умений из различных отделов науки о языке (лексики, словообразования, грамматики и т.д.) при анализе и использовании в собственной речевой практике разных функциональных стилей.
Результаты обучения.
Учащиеся должны уметь:
-
Определять стиль и тип речи;
-
давать характеристику текста публицистического стиля;
-
в соответствии с темой и основной мыслью отбирать материал, составлять план и использовать им в устных и письменных высказываниях;
-
совершенствовать содержание и языковое оформление сочинения;
-
пользоваться разнообразными языковыми средствами в сочинениях публицистического характера;
-
находить и исправлять орфографические, пунктуационные, грамматические и речевые ошибки;
-
соблюдать стилевое единство в устных и письменных высказываниях;
-
строить связные высказывания, используя различные газетные жанры; фиксировать и систематизировать рабочий материал при подготовке к устным и письменным высказываниям;
-
проводить литературное редактирование и литературную правку текста.
Содержание программы кружка.
Публицистический стиль речи. Сфера общественных отношений, обслуживаемая публицистическим стилем. Воздействие на массовую аудиторию как основная функция публицистического стиля.
Жанры публицистического стиля речи: выступление на собрании; публичные лекции; газетные жанры (репортаж, очерк, фельетон, проблемная статья, хроника); радио- и телерепортажи, интервью; критическая статья. Устные и письменные формы публицистического стиля речи.
Особенности публицистики. Сообщение информации и ее осмысление, откровенно высказанная оценка, проявление авторской индивидуальности; эмоциональность, экспрессивность публицистического высказывания. Проникновение в произведения публицистического стиля научного, делового, разговорного и художественного стилей.
Фонетические средства устной формы публицистики (тональность, тембр голоса, интонация, паузы)
Разнообразие общественно-политической, производственной, спортивной лексики, слов из области культурной жизни, частотность оценочной лексики и фразеологии, газетных клише, обилие перифраз.
Примерные практические работы:
- выбрать из газет 10-15 слов общественно-публицистической тематики, фразеологизмов, характерных для публицистического стиля;
-проанализировать язык статьи из газеты, найти в тексте специфические средства публицистического стиля, общекнижные слова, слова и выражения, характерные другим книжным стилям, разговорные слова и выражения;
-написать хроникальную заметку в школьную газету;
-проанализировать портретный очерк, отметить стилистические особенности языка очерка;
-написать портретный очерк (о ветеране Великой Отечественной войны, о друге семьи, враче, учителе и др.), используя точность в датах, географических названиях, собственных именах, пользуясь разнообразными средствами публицистического стиля;
-проанализировать заголовки из газет; охарактеризовать, какие из них отражают особенность публицистического стиля речи, желание заинтересовать читателя.
Учебно-тематическое планирование
№ занятия
Тема занятия
Тип занятия
Дата
1
Введение.
Понятие о стилистике
Понятие функционального стиля речи.
Лекция
2
Особенности публицистического стиля речи, его жанры в устной и письменной речи.
Самостоятельная работа с научной литературой по теме
3
Сходство публицистического стиля речи с художественным стилем и их различия. Языковые средства публицистического стиля. (лексические, фразеологические морфологические, синтаксические, изобразительно-выразительные )
Исследование
4
Стилистический разбор публицистического текста.
Работа круглого стола.
5-6
Образность, типизация, насыщенность литературно-художественными средствами, языковые и стилистические особенности. Эмоциональная выразительность.
Лекция
7
Портретный очерк как жанр публицистики. Проба пера: написание портретного очерка о любимом учителе.
Самостоятельная работа
8-9
Особенности событийного, путевого очерков.
Проба пера: написать событийный или путевой очерк.
Самостоятельная работа
10
Жанры периодической печати
( информационные, художественно-публицистические, литературные). Общий обзор.
Практикум
11
«Моя любимая газета». Устное сочинение-рассуждение.
Практикум
12
Виды газетных и журнальных
публикаций. Заметка.
Беседа
13
Заметка информационного характера.
-Заметка типа делового описания.
Самостоятельная письменная работа
14
- Заметка типа художественного описания
с элементами повествования.
15
Информационная заметка с отрицательным содержанием.
Заметки на темы, связанные с оценкой поступков.
Коллективная работа.
16
-Заметка на дискуссионную тему.
-Заметка-благодарность.
-Заметка-вопрос.
17
Проба пера: заметка на школьную газету.
18
Интервью. Интервью как универсальный метод получения информации.
Круглый стол
19-21
Виды интервью: интервью-монолог,
интервью-сообщение, интервью -диалог, интервью -мнение, анкета - вопрос
Практикум
22
Анализ образцов
интервью, взятых из различных газет и
журналов
Самостоятельная работа в парах
23
Проба пера: интервью со школьником, сотрудником школы (на выбор) с использованием технических средств.
Самостоятельная работа
24
Зарисовка, ее виды (пейзажная, портретная, бытовая, производственная)
Лекция
25-26
Репортаж. Метод наблюдения. Фиксация в тексте его хода и результатов.
Критерий отбора
события для репортажа, предметная основа жанра. Оперативность,
динамичность, наглядность, активно действующее авторское "я", внимание
к детали и подробности.
Практикум
27
Событийный репортаж (оперативность, хронологичность), познавательный репортаж (в основе тема, а не событие), спортивный репортаж.
Практикум
28
Проба пера: репортаж со дня здоровья.
Группой практикум
29
Рецензия. Предмет рецензии. Цели и задачи рецензента. Логический план рецензии.
-рецензии и мини- рецензии.
Лекция
30
Корреспонденция.
Информация и аналитика в корреспонденции.
Предмет корреспонденции. Отличие от заметки, репортажа, статьи. Информационная и аналитическая корреспонденции.
Практическая работа
31
Статья.
Виды статей, трансформация жанра.
Статья - жанр, предназначенный для анализа актуальных, общественно-значимых процессов, ситуаций, явлений и управляющих ими закономерностей. Функции и задачи статьи. Проблемная, общеисследовательская, полемическая.
Круглый стол
32
Проба пера: проблемная статья о классной жизни.
Самостоятельная письменная работа
33
Обозрение. Метод обозрения, стиль. Общее обозрение. Тематическое обозрение. Обзор.
Общий обзор, обзор, презентация, информационный обзор.
Лекция
34
Проба пера: общий
обзор местных печатных СМИ за неделю;
общий обзор местных телевизионных каналов за неделю;
Презентация
35
Итоговое занятие «Мы юные
журналисты»
Деловая игра
Список литературы для учителя
-
Н.А.Спирина Журналистика в школе.8-11 классы. Программа. Материалы к занятиям, Волгоград,2010;
-
К.Б.Март-оол «5-9 класстарга тыва дылды башкылаарынын методиказы»,Кызыл,2002, стр 258;
-
Львов М.Н. Риторика. Культура речи. - М., 2002
-
С.Т.Ооржак «Журналистиканын ужуглели»,Кызыл 2012;
-
С.Б.Пюрбю «Аныяк чогаалчыларга дуза», Кызыл-2003;
-
Улуг-Хем сеткуулде критиктиг сайгарылгалар.
Список литературы для учащихся
-
Кудрявцева Т.С., Шарапова О.Ю. Деловые бумаги. Деловой стиль речи. Тесты по психологии делового общения. Деловой этикет. М., 1997
-
Розенталь Д.Э. А как сказать лучше? - М., 1979
-
Тыва орфографиянын болгаш пунктуациянын дурумнери,Кызыл,2001;
-
Тыва чугаа культуразы;
-
Ш.Ч. Сат, Е.Б. Салзынмаа «Амгы тыва литературлуг дыл». Кызыл-1980