Рабочая программа кружка Проба пера

Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с.Хонделен

Барун- Хемчикского кожууна Республики Тыва»



Принята решением заседания Согласована Утверждена

МО учителей гуманитарного заместителем директора директором МБОУ

цикла протокол № __ по ВР СОШ с.Хонделен

от «__»_________ 2015 г. _________/Донгак Ч.Э./ __________/Кенден-оол В.К./

руководитель МО от «_____»__________2015 г. Приказ №_______

___________/Кужугет А.Ч./ от «__»_________2015 г.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


кружка «ПРОБА ПЕРА»


ДЛЯ 7-9 КЛАССОВ

на 2015 /2016 УЧЕБНЫЙ ГОД

















Составитель программы:

Ооржак Саида Кысыгбайовна,

учитель тувинского языка и литературы

первой квалификационной категории.







Хонделен 2015

Пояснительная записка.


Программа кружка «Проба пера» предназначена для учащихся 7-9 классов и рассчитана на 34 часа.

Журналистика по определению В.И. Даля, - журнальная, срочная словесность. Программа кружка «Проба пера» является программой интеллектуального творчества. На занятиях юные корреспонденты учатся пристально всматриваться в суть явлений и вещей, стремятся не только реально оценивать мир, но и себя в нём. Наряду с теоретическими знаниями развиваются практические навыки. Всё это делает процесс обучения увлекательным, часть жизни и увлечений ребёнка - значимыми, потому что даёт каждому возможность самоутвердиться.

Цели кружка:


  • развитие способности не только к правильной, но и выразительной, воздействующей на ум и чувства читателя или слушателя устной и письменной речи;

  • расширение лингвистического кругозора учащихся за счёт усвоения стилистических знаний; воспитание стилистического чутья;

  • закрепление умений и навыков коммуникативно-целесообразного отбора единиц языка; развитие и совершенствованию способностей создавать и оценивать тексты различной стилевой принадлежности;

  • способствование интеллектуальному, творческому развитию учащихся;

  • совершенствование практических, коммуникативных умений.

Задачи курса:

  • ввести понятия «стили речи», «стилистические приемы», «жанр», «язык публицистики»;

  • познакомить детей с многообразием журналистских жанров, с основами издательского дела;

  • обучать основным принципам и законам написания и редактирования публицистического текста;

  • формировать у ребят практические навыки журналистской работы: умение собирать информацию пользоваться разнообразной справочной и научной литературой;

  • развивать творческие способности школьников, осуществлять выпуск стенгазет, оформлять альбомы, стенды ит.п.;

  • развивать коммуникативные способности учащихся с использованием технических средств.

Содержание и методы деятельности

Особенностью методики проведения занятий в кружке является объединение творческой и практической частей. В начале учебного года, в сентябре, на занятии кружка составляется план работы на год, обсуждаются темы публикаций, вносятся интересные, инновационные предложения в содержание рубрик, распределяется круг обязанностей между членами кружка. За каждой рубрикой закреплен ответственный редактор.

Предполагаемые результаты.


В каждом ребенке заложен огромный творческий потенциал, и если он не реализован, значит, не был востребован в школе. В идеале результатом систематической и планомерной работы в данном направлении должно стать формирование индивидуальной системы самовоспитания школьника, работы по формированию своей личности. Изучение материалов связанных с культурой (историей родного края, страны, элементов мировой художественной культуры и т.д.) повысит общий уровень развития подростка. И один из важнейших для подростка моментов - осознать, что восприятие мира тоже творчество, что каждую минуту происходит формирование личности: необходимость же творческого подхода к делу ежедневно подтверждает практика любой профессии.

Журналистика - один из эффективных средств познания мира и осознания своего места в нем... Выпуск газет, публикации на сайте и т.д. планируются один раз в четверть. Тематика касается всех аспектов школьной жизни и определяется общим планом работы кружка, но это не исключает свободного выбора темы публикаций самими кружковцами.

Новизна для учащихся заключается в материале, не содержащемся в достаточной мере в базовых программах, и в новых формах учебной деятельности. Занятия помогут членам кружка создавать собственные публицистические тексты, в которых учащиеся должны продемонстрировать результаты овладения нормами современного языка, основами культуры устной и письменной речи.

Программа кружка построена по модульному принципу, т.е. каждый тематический раздел программы может использоваться относительно самостоятельно при углублении и расширении его в такой степени, какая определяется интересами учащихся, уровня их подготовки и конкретными задачами этапа обучения. Последовательность изучения отдельных блоков может быть изменена.

Изучение каждого стиля речи основывается на интегративном принципе, так как требует от учащихся реализации знаний и умений из различных отделов науки о языке (лексики, словообразования, грамматики и т.д.) при анализе и использовании в собственной речевой практике разных функциональных стилей.


Результаты обучения.

Учащиеся должны уметь:


  • Определять стиль и тип речи;

  • давать характеристику текста публицистического стиля;

  • в соответствии с темой и основной мыслью отбирать материал, составлять план и использовать им в устных и письменных высказываниях;

  • совершенствовать содержание и языковое оформление сочинения;

  • пользоваться разнообразными языковыми средствами в сочинениях публицистического характера;

  • находить и исправлять орфографические, пунктуационные, грамматические и речевые ошибки;

  • соблюдать стилевое единство в устных и письменных высказываниях;

  • строить связные высказывания, используя различные газетные жанры; фиксировать и систематизировать рабочий материал при подготовке к устным и письменным высказываниям;

  • проводить литературное редактирование и литературную правку текста.

Содержание программы кружка.

Публицистический стиль речи. Сфера общественных отношений, обслуживаемая публицистическим стилем. Воздействие на массовую аудиторию как основная функция публицистического стиля.
Жанры публицистического стиля речи: выступление на собрании; публичные лекции; газетные жанры (репортаж, очерк, фельетон, проблемная статья, хроника); радио- и телерепортажи, интервью; критическая статья. Устные и письменные формы публицистического стиля речи.

Особенности публицистики. Сообщение информации и ее осмысление, откровенно высказанная оценка, проявление авторской индивидуальности; эмоциональность, экспрессивность публицистического высказывания. Проникновение в произведения публицистического стиля научного, делового, разговорного и художественного стилей.
Фонетические средства устной формы публицистики (тональность, тембр голоса, интонация, паузы)

Разнообразие общественно-политической, производственной, спортивной лексики, слов из области культурной жизни, частотность оценочной лексики и фразеологии, газетных клише, обилие перифраз.

Примерные практические работы:

- выбрать из газет 10-15 слов общественно-публицистической тематики, фразеологизмов, характерных для публицистического стиля;

-проанализировать язык статьи из газеты, найти в тексте специфические средства публицистического стиля, общекнижные слова, слова и выражения, характерные другим книжным стилям, разговорные слова и выражения;

-написать хроникальную заметку в школьную газету;

-проанализировать портретный очерк, отметить стилистические особенности языка очерка;
-написать портретный очерк (о ветеране Великой Отечественной войны, о друге семьи, враче, учителе и др.), используя точность в датах, географических названиях, собственных именах, пользуясь разнообразными средствами публицистического стиля;
-проанализировать заголовки из газет; охарактеризовать, какие из них отражают особенность публицистического стиля речи, желание заинтересовать читателя.

















Учебно-тематическое планирование

№ занятия

Тема занятия

Тип занятия

Дата

1

Введение.

Понятие о стилистике

Понятие функционального стиля речи.


Лекция


2

Особенности публицистического стиля речи, его жанры в устной и письменной речи.

Самостоятельная работа с научной литературой по теме


3

Сходство публицистического стиля речи с художественным стилем и их различия. Языковые средства публицистического стиля. (лексические, фразеологические морфологические, синтаксические, изобразительно-выразительные )

Исследование


4

Стилистический разбор публицистического текста.

Работа круглого стола.


5-6

Образность, типизация, насыщенность литературно-художественными средствами, языковые и стилистические особенности. Эмоциональная выразительность.

Лекция


7

Портретный очерк как жанр публицистики. Проба пера: написание портретного очерка о любимом учителе.

Самостоятельная работа


8-9

Особенности событийного, путевого очерков.

Проба пера: написать событийный или путевой очерк.

Самостоятельная работа


10

Жанры периодической печати

( информационные, художественно-публицистические, литературные). Общий обзор.

Практикум


11

«Моя любимая газета». Устное сочинение-рассуждение.

Практикум


12

Виды газетных и журнальных

публикаций. Заметка.

Беседа


13


Заметка информационного характера.

-Заметка типа делового описания.

Самостоятельная письменная работа


14

- Заметка типа художественного описания

с элементами повествования.


15





Информационная заметка с отрицательным содержанием.

Заметки на темы, связанные с оценкой поступков.

Коллективная работа.


16

-Заметка на дискуссионную тему.

-Заметка-благодарность.

-Заметка-вопрос.


17

Проба пера: заметка на школьную газету.


18

Интервью. Интервью как универсальный метод получения информации.

Круглый стол


19-21

Виды интервью: интервью-монолог,

интервью-сообщение, интервью -диалог, интервью -мнение, анкета - вопрос

Практикум


22

Анализ образцов

интервью, взятых из различных газет и

журналов

Самостоятельная работа в парах


23

Проба пера: интервью со школьником, сотрудником школы (на выбор) с использованием технических средств.

Самостоятельная работа


24

Зарисовка, ее виды (пейзажная, портретная, бытовая, производственная)

Лекция


25-26

Репортаж. Метод наблюдения. Фиксация в тексте его хода и результатов.

Критерий отбора

события для репортажа, предметная основа жанра. Оперативность,

динамичность, наглядность, активно действующее авторское "я", внимание

к детали и подробности.

Практикум


27

Событийный репортаж (оперативность, хронологичность), познавательный репортаж (в основе тема, а не событие), спортивный репортаж.

Практикум


28

Проба пера: репортаж со дня здоровья.

Группой практикум


29

Рецензия. Предмет рецензии. Цели и задачи рецензента. Логический план рецензии.

-рецензии и мини- рецензии.

Лекция


30

Корреспонденция.

Информация и аналитика в корреспонденции.

Предмет корреспонденции. Отличие от заметки, репортажа, статьи. Информационная и аналитическая корреспонденции.

Практическая работа


31

Статья.

Виды статей, трансформация жанра.

Статья - жанр, предназначенный для анализа актуальных, общественно-значимых процессов, ситуаций, явлений и управляющих ими закономерностей. Функции и задачи статьи. Проблемная, общеисследовательская, полемическая.

Круглый стол


32

Проба пера: проблемная статья о классной жизни.

Самостоятельная письменная работа


33

Обозрение. Метод обозрения, стиль. Общее обозрение. Тематическое обозрение. Обзор.

Общий обзор, обзор, презентация, информационный обзор.

Лекция


34

Проба пера: общий

обзор местных печатных СМИ за неделю;

общий обзор местных телевизионных каналов за неделю;

Презентация


35

Итоговое занятие «Мы юные

журналисты»

Деловая игра









Список литературы для учителя

  1. Н.А.Спирина Журналистика в школе.8-11 классы. Программа. Материалы к занятиям, Волгоград,2010;

  2. К.Б.Март-оол «5-9 класстарга тыва дылды башкылаарынын методиказы»,Кызыл,2002, стр 258;

  3. Львов М.Н. Риторика. Культура речи. - М., 2002

  4. С.Т.Ооржак «Журналистиканын ужуглели»,Кызыл 2012;

  5. С.Б.Пюрбю «Аныяк чогаалчыларга дуза», Кызыл-2003;

  6. Улуг-Хем сеткуулде критиктиг сайгарылгалар.

Список литературы для учащихся

  1. Кудрявцева Т.С., Шарапова О.Ю. Деловые бумаги. Деловой стиль речи. Тесты по психологии делового общения. Деловой этикет. М., 1997

  2. Розенталь Д.Э. А как сказать лучше? - М., 1979

  3. Тыва орфографиянын болгаш пунктуациянын дурумнери,Кызыл,2001;

  4. Тыва чугаа культуразы;

  5. Ш.Ч. Сат, Е.Б. Салзынмаа «Амгы тыва литературлуг дыл». Кызыл-1980

Рабочая программа кружка Проба пера

© 2010-2022