Программа дополнительного образования Мелдако

Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:





Программа дополнительного образования



Мелдако





Автор-составитель:

Яр Татьяна Павловна-

педагог дополнительного образования









с. Гыда


2014г



Пояснительная записка

Программа «Мелдако» («Мастерица») раскрывает художественно-эстетическую, этнокультурную направленность. Традиционно - декоративно-прикладное искусство является одним из главных элементов этно- культурной среды и способствует художественно-эстетическому развитию личности, воспитанию чувства патриотизма, а также является выражением национально-регионального мировосприятия ненецкого народа. Это даёт основание сохранить и возродить его.

Программа «Мелдако» актуальная.

Аппликация относится к декоративно-прикладному искусству и является разновидностью вышивки, применяемой для украшения одежды, предметов быта, для создания декоративного панно.

Приступая к изготовлению поделки, ребенок под руководством взрослого проводит исследовательскую работу: рассматривает предложенный образец, выстраивает план действий, подбирает материал, ножницы клей, реализует задуманное, сверяет результат с образцом или вносит собственные изменения и дополнения

Новизна программы «Мелдако» заключается в том, что важность данной проблемы отражена в Законе Российской Федерации «Об образовании». Один из целевых ориентиров документа направлен на защиту национальных культур и региональных культурных традиций.

Дети узнают новую технику изготовления поделок: квиллинг.

Техника выполнения аппликации располагает большими обучающими и воспитательными возможностями. Обучающиеся знакомятся также с новыми терминами, учатся составлять сюжетные композиции, использовать традиционные мотивы народного творчества. Ценность коллективных работ в том, что они объединяют детей, так как у всех есть общая тема, цель и заинтересованность в результате, более того, все ученики - равные исполнители одной поделки. Метод проектной деятельности развивает познавательный интерес к кружковой работе.

Обучающиеся учатся составлять композицию, правильно использовать цветовую гамму, знакомятся с видами ниток и их свойствами.

При вязании человек проявляет фантазию в выборе изделия, цветочного сочетания, отделки. Связанные крючком салфетки - это вещицы, которые становятся незаменимыми деталями современного интерьера.

Методологические положения программы: в процессе реализации программы дети учатся изготавливать поделки в различной технике, работать с литературой, владеть терминами. Национальные стили узоров совершенствуются, становятся лаконичными и доступными для подражания.

Цели программы:

Научить детей использовать разный материал в стиле национально-регионального компонента; воспитывать патриотизм, бережное отношение к окружающей среде, любовь к природе; развивать творческое мышление и фантазию. Формирование понятия об изготовлении поделок в технике «квиллинг».

Задачи программы:

1. Обучающая: формировать навыки исследовательской деятельности; подбирать декоративные материалы;

2. Развивающая: развивать познавательный интерес и активность, умение работать с литературой;

3. Воспитательная: способствовать аккуратности и чувства прекрасного; воспитание бережного отношения к инструментам и экономное расходование материалов.

Возраст детей от 7- 12лет. Набор свободный.

Форма работы: занятия по 40 мин.; индивидуальные занятия, работа в парах, в группе; метод проектной деятельности, коллективная работа.

Ожидаемые результаты и способы их проверки:

обучающиеся должны иметь представление изготовление поделок в технике «ремейк», использовать в работах бросовый материал; самостоятельно работать с литературой; владеть терминами «квиллинг», «декупаж», «аппликация», «изонить», «коллаж», «композиция».

Формировать у детей систему знаний о своеобразии родного края.

Обучающиеся должны знать правила техники безопасности с острыми предметами.

Формы подведения итогов: школьные и районные выставки, тематические выставки в СДК, учебно-исследовательские конференции, тестирование, анкетирование.

Методическое обеспечение образовательной программы:

методическая литература, компьютор, телевизор, аудиоплейер, диски, слайды; сырьё для деятельности: цветная бумага, цветной картон, клей, нити; природный материал; пластилин; соленое тесто; одноразовые бумажные тарелки, лоскутки тканей, нитки для вязания и др.

Список литературы для обучающихся:

1. Методическое пособие «Ямальский сувенир» Салехард, 2005г

2.Методическое пособие «Уроки мастерства» Салехард,2011г

3. Журналы «Ямальский меридиан»

4. Народные художественные промыслы и ремесла Ямала. Соцветия бисера.

5. Т.Н. Проснякова. Технология. Уроки мастерства. Изд. Дом «Фёдоров», 2008 г

6. Н.М.Конышева. Чудесная мастерская. АО «Московские учебники», 2004

7. Н. В. Дубровская. Большая энциклопедия поделок. Санкт- Петербург, 2010г

8.О. С. Молотобарова. Изготовление игрушек-сувениров. Москва , 2000г

9. Спичли Г. Ко дню рождения. Москва, 2004г

Список литературы для педагога:

1. Методическое пособие «Ямальский сувенир» Салехард, 2005г

2.Методическое пособие «Уроки мастерства» Салехард,2011г

3. Журналы «Ямальский меридиан»

4. Народные художественные промыслы и ремесла Ямала. Соцветия бисера.

5. Екатерина Румянцева. Простые поделки из пластилина. Москва, 2010г

6.Татьяна Свешникова. Природные материалы. Москва,2010г

7. Анна Левада Лузи. Оригинальные картины из цветов и листьев. Перевод с итальянского. 2010г.

8. Анна Зайцева. Искусство квиллинга. Москва, 2010г

9.Декоративная бумага. Москва, 2010г. Перевод с английского.

10.Ирина Богатова. Квиллинг. Москва, 2011г

11.Надежда Васина. Бумажная симфония. Москва, 2010г

Содержание образовательной программы.


  1. Введение. (2 час)

Все дети любят рукодельничать. Ознакомить с техникой безопасности (ножницы, иголки)

  1. Квиллинг. ( 57час.)

Познакомить детей с термином «квиллинг», изготовление поделок в технике «квиллинг». Бумажная филигрань. История квиллинга. Бумага для квиллинга. Оборудование. Основная техника. Маленькие хитрости. Дополнительное оборудование. Формы квиллинга. Ямальские цветы: колокольчик, подснежники. Композиция из ромашек. Композиция: ямальская рябинка. Северные ягоды: морошка, голубика. Животные нашего края: заяц, пуночки, белый медведь. Фигурный алфавит. Серёжки. Маленькие шедевры на все случаи. Миниатюрные шкатулки. Поздравительные открытки. Фантастический пейзаж.

3. Работа с природными материалами. (30час)

Познакомить детей с термином «сюжетная композиция», изготовление поделок и аппликаций из засушенных листьев тундры. Развивать внимательное отношение к природным объектам. Приучать детей наблюдать, рассматривать, любоваться природой. Фантастический пейзаж. Рамка. Букет. Ямальские цветы. Бутылка «Творческий процесс». Коробочка для чая «Тундра». Подставка для ручек. Картина «Дождливая осень». Картина «Ангел -хранитель» (яичная скорлупа)

  1. Гуашь и природные материалы (12 час.)

Для фона аппликации использовать гуашь. Снегири. Ромашки. Тёплое лето. Деревья на камнях.

5. Поделки и аппликации. Солома, перья, пух. (15 час.)

Учить использовать в речи термин «аппликация», учить использовать для выполнения аппликации различные материалы: солома, перья, пух. Познакомить детей с интересными сведениями из историй ножниц, учить составлять коллективную композицию, способы приклеивание деталей, воспитывать аккуратность.

Умная сова. Коллективная сюжетная аппликация к ненецкой сказке

«Кукушка». (По выбору детей)

6. Поделки из одноразовых бумажных тарелок. (27час)

Учить выполнять поделки с бросового материала, использовать технику «ремейк». Новогодние шарики. Снегирь. Кукла в ненецкой одежде. Выполнение орнаментов. Мелне. Выполнение узоров на платье. Тэтако. Оформление одежды.

7. Поделки в стиле «Ремейк» (57 час)

Учить выполнять поделки с бросового материала, аппликации из распущенного материала, использовать технику «ремейк». Воспитывать аккуратность, внимательность. Браслеты из трубочек. Ожерелье. Обмотки из бисера. Поздравительная открытка.

Учить использовать для поделок и аппликаций ракушки, камушки, скорлупу. Рыбка в море. Кораблик на волнах. Иван-чай. Ямальские цветы. Пейзаж. Кукла - сувенир «Северяночка». Ямальский сувенир. Значок. Сувениры-кошельки. Медвежонок. Ткань. Как нарезать лоскутки. Как придать ткани форму квадрата. Схемы работы. Выбираем цвет. Составляем композицию. Панно с домиками. Панно с зайчиками. Панно со звёздами.

8. Пластилин (15час)

Как работать с материалом для лепки. Познакомить детей из истории глиняной игрушки. Познакомить обучающихся со словом и техникой «барельеф». «Расписной» пластилин, полученный раскатыванием. Ненецкая кукла. Собачка. «Расписной пластилин», полученный способом резания. Фактурная поверхность пластилина. Барельеф. Царство северных грибов. Рябинка.

9. Работа с солёным тестом (24час)

Чум. Олени. Нарты. Техника «Буран». Сушка. Грунтовка.

Закрашивание. Коллективная поделка «Ямальские просторы».

10.Вязание крючком (66 час.)

Цепочка. Изделия из цепочки. Столбики без накида. Поворотная петля. Полустолбик без накида. Полустолбик с накидом. Столбик с одним накидом. Столбик с двумя накидами. Столбик с накидом и одной воздушной петлёй. Столбик с двумя накидами на ножках. Пико. Пико вниз. Салфетка «Солнце». Салфетка «Северное сияние». Салфетка «Ромашка». Овальная салфетка. Вязание коврика из ткани. Завершение работы. Вязание тапочек крючком. Оформление. Вязание варежки крючком. Оформление варежек. Вязание беретки. Вязание шапочки крючком. Оформление шапочки. Итоговое занятие. Чему научились?

Выставка работ.




Примерный

учебно-тематический план кружка «Мелдако»


Тема занятий

Кол-во час

Теория

час

Практика

час

1

Введение. Все дети любят рукодельничать

2

1

1

Квиллинг (57 час)


2

Оборудование. Основная техника квиллинга. Формы квиллинга.

3

1

2

3

Маленькие хитрости квиллинга. Дополнительное оборудование. Формы.

3

1

2

4

Ямальские цветы: колокольчик.

3

1

2

5

Ямальские цветы: подснежники.

3

1

2

6

Композиция из ромашек

3

1

2

7

Композиция: ямальская рябинка.

3

1

2

8

Северные ягоды: морошка.

3

1

2

9

Северные ягоды: голубика.

3

1

2

10

Животные нашего края: заяц.

3

1

2

11

Белый медведь.

3

1

2

12

Птицы нашего края: пуночки.

3

1

2

13

Птицы нашего края: лебеди.

3

1

2

14

Фигурный алфавит.

3

1

2

15

Серёжки.

3

1

2

16

Маленькие шедевры на все случаи.

3

1

2

17

Миниатюрные шкатулки.

3

1

2

18

Поздравительные открытки.

3

1

2

19

Фантастический пейзаж.

3

1

2

20

Фантастический пейзаж.

3

1

2

Работа с природными материалами

(30 час)

21

Фантастический пейзаж.

3

1

2

22

Рамка.

3

1

2

23

Букет из ромашек.

3

1

2

24

Полевые цветы.

3

1

2

25

Бутылка «Творческий процесс».

3

1

2

26

Коробочка для чая «Тундра».

3

1

2

27

Подставка для ручек.

3

1

2

28

Картина «Дождливая осень в тундре».

3

1

2

29

Картина «Ангел - хранитель» (яичная скорлупа)

3

1

2

30

Картина «Ангел - хранитель» (яичная скорлупа)

3

1

2

Гуашь и природные материалы

(12 час)

31

Для фона аппликации использовать гуашь. Снегири.

3

1

2

32

Ромашки.

3

1

2

33

Тёплое лето.

3

1

2

34

Деревья на камнях

3

1

2

Поделки и аппликации.

Солома, перья, пух. (15 час)

35

Умная сова

3

1

2

36

Коллективная сюжетная аппликация к ненецкой сказке. «Кукушка».

(По выбору детей)

3

1

2

37

Составление проекта. Выбор материала.

Выполнение работы.

3

1

2

38

План работы. Работа в парах.

Выполнение.

3

1

2

39

Завершение работы.

3

1

2

Поделки из одноразовых бумажных тарелок (27 час)

40

Новогодние шарики.

3

1

2

41

Снегирь.

3

1

2

42

Кукла в ненецкой одежде. Выполнение орнаментов.

3

1

2

43

Мелне. Выполнение узоров на платье.

3

1

2

44

Мелне. Завершение работы.

3

1

2

45

Тэтако. Оформление одежды.

3

1

2

46

Тэтако. Завершение работы.

3

1

2

47

Составление сюжетной аппликации.

3

1

2

48

Обсуждение. Выполнение недочётов.

Выставка работ за 1-полугодие.

3

1

2

Поделки в стиле «Ремейк» (57 час)

49

Браслеты из трубочек.

3

1

2

50

Ожерелье.

3

1

2

51

Обмотки из бисера.

3

1

2

52

Поздравительная открытка.

3

1

2

53

Рыбка в море.

3

1

2

54

Кораблик на волнах.

3

1

2

55

Иван-чай.

3

1

2

56

Яркие тундровые цветы.

3

1

2

57

Зимний пейзаж ямальской тундры.

3

1

2

58

Зимний пейзаж ямальской тундры.

3

1

2

59

Кукла - сувенир «Северяночка».

3

1

2

60

Сувениры - кошельки.

3

1

2

61

Ямальский сувенир. Значок.

3

1

2

62

Медвежонок.

3

1

2

63

Панно с чумиками.

3

1

2

64

Панно с зайчиками.

3

1

2

65

Панно с зайчиками.

3

1

2

66

Панно со звёздами.

3

1

2

67

Панно со звёздами.

3

1

2

Пластилин (15час)

68

Ненецкая кукла.

3

1

2

69

Собачка.

3

1

2

70

Барельеф. Царство северных грибов.

3

1

2

71

Барельеф. Ромашки.

3

1

2

72

Барельеф. Рябинка.

3

1

2

Работа с солёным тестом (24 час)

73

Чум.

3

1

2

74

Олени.

3

1

2

75

Нарты.

3

1

2

76

Техника Ямала «Буран». Сушка.

3

1

2

77

Сушка. Грунтовка.

3

1

2

78

Закрашивание.

3

1

2

79

Коллективная поделка «Ямальские просторы».

3

1

2

80

Завершение работы.

3

1

2

Вязание крючком (66час)

81

Цепочка. Изделия из цепочки. Столбики без накида.

3

1

2

82

Столбики без накида.

3

1

2

83

Поворотная петля. Полустолбик без накида.

3

1

2

84

Полустолбик с накидом.

3

1

2

85

Столбик с одним накидом.

3

1

2

86

Столбик с двумя накидами.

3

1

2

87

Столбик с накидом и одной воздушной петлёй.

3

1

2

88

Столбик с двумя накидами на ножках.

3

1

2

89

Пико. Пико вниз.

3

1

2

90

Салфетка «Солнце».

3

1

2

91

Салфетка «Северное сияние».

3

1

2

92

Салфетка «Ромашка».

3

1

2

93

Овальная салфетка.

3

1

2

94

Вязание коврика из ткани.

3

1

2

95

Вязание коврика из ткани. Завершение работы.

3

1

2

96

Вязание тапочек. Оформление.

3

1

2

97

Вязание варежки крючком.

3

1

2

98

Оформление варежек.

3

1

2

99

Вязание беретки крючком.

3

1

2

100

Вязание шапочки крючком.

3

1

2

101

Итоговое занятие. Чему научились?

3

1

2

102

Выставка поделок за 2-ое полугодие.

3

1

2

Итого:

305

102

203








© 2010-2022