ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Фольклорное пение» ФГОС

Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Управление образования Администрации города Иванова

муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

Дом детского творчества № 3



Согласовано

с методическим советом

МБУ ДО ДДТ № 3

Протокол № 6

от 29.06. 2015 г.

Утверждаю

директор МБУ ДО ДДТ № 3

_________ М.А. Зверева

Приказ № 56-О/Д

от 30.06. 2015 г.









ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА


«Фольклорное пение»







Срок реализации программы: 2 года

Возраст обучающихся: 7-9 лет


Составитель:

педагог дополнительного образования

Карпова Елена Николаевна








Иваново 2015



Содержание

1.Пояснительная записка 3

2.Методическое обеспечение программы ..6

3.Учебно-тематический план……………………………………………………13

4.Содержание тем программы………………………………………………….. 16

5. Список литературы…………………………………………………………… 21

6.Приложение:…………………………………………………………………… 23

План методической работы

План воспитания и социализации обучающихся

Репертуар

























.






1.Пояснительная записка


Фольклор - коллективное творчество народа, вобравшее в себя его вековой жизненный опыт и знание. Обращение к фольклору сегодня имеет глубокий социальный смысл, являясь средством эстетического, нравственного и патриотического воспитания детей и юношества. Народная педагогическая практика имеет глубочайшие исторические корни. Она выработала многочисленные нормы, приемы, традиции воспитания.

Содержание программы учитывает преемственность в народном музыкальном творчестве детей, метапредметность. Занятия песенным народным творчеством тесно связаны с занятиями по развитию речи, музыкой, трудом, ознакомлением с окружающим миром, физической культурой. Таким образом, ребёнок младшего школьного возраста получает базовые знания, необходимые в учебной деятельности.

Новизна программы состоит в том, что она позволяет охватить русский фольклор как целостное явление через изучение народных праздников, обычаев и обрядов, и определена требованиями к результатам основной образовательной программы начального общего образования ФГОС.

Востребованность и актуальность данной программы продиктована острой необходимостью воспитания цельной, жизнеспособной, творческой и нравственно здоровой личности, защиты и развития ее духовности. Настоящая программа отличается тем, что музыкально - фольклорные знания и умения систематизируют теорию и практику с учетом основ современной

дидактики и возрастной психологии детей, включают национально-региональный компонент и направлены на решение задач общеобразовательной школы в условиях модернизации системы образования.

Данная образовательная программа рассчитана на любой социальный статус детей имеющих различные интеллектуальные, художественные и творческие способности.

Цель программы: формирование интересов к народному творчеству, художественной культуре, любви к родине, природе, народной песне.

Задачи

Образовательные:

-приобщить учащихся к народному творчеству, познакомить с историей, с видами и жанрами детского фольклора.

Воспитательные:

-воспитать осмысленное и уважительное отношение к традициям русского народа.

-воспитать и сформировать характер посредством народной мудрости.

-воспитать чувство любви к Родине, труду, чувство ответственности.

Развивающие:

-развить творческие способности детей, фантазию, мышление, воображение, эстетический вкус, музыкальный слух, чувство ритма, умение импровизировать.

-ориентироваться в музыкальных традициях, жанрах вокально-хорового творчества.

-способствовать утверждению индивидуальности обучающегося.

Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования:

личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.

метапредметным, включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.

предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.

Такие дидактические принципы, как постепенность и последовательность, доступность и систематичность, наглядность и достоверность, активизация восприятия, образного мышления и творческой инициативы, комплексное освоение материала, индивидуальный подход в условиях коллективного обучения- находят свое полное подтверждение в работе по освоению фольклора согласно данной программе.

Фольклор как форма народной культуры не остается неизменным, а развивается вместе с развитием народа, вбирая в себя все ценное, что существовало ранее, и отображая новые социальные изменения. Поэтому фольклор всегда самобытен и современен. Именно по этой причине он сохранил свою воспитательную функцию и в настоящее время.





  1. Методическое обеспечение программы

Представленная программа рассчитана на любой социальный статус детей, имеющих различные интеллектуальные, художественные, творческие способности.

Работа по программе предусматривает проведение занятий, праздников, коллективных творческих дел, концертов. Работа по программе состоит из музыкального блока по вокалу. Направление данного видов деятельности, построение плана занятий, проведение праздников, концертов выбраны с учетом индивидуальных особенностей развития детей.

Формы организации образовательного процесса могут быть разные. Они зависят от вида деятельности, темы, сложности, способности и возможности усвоения материала каждым ребенком:

  • Концерты и праздники (например «Музыкальный подарок», «Литературная гостиная», «Ярмарка», «Масленица пришла) - массовая форма.

  • Темы «Сценическая культура», «Создание творческого образа» - групповую.

В работе используются такие методы и приемы:

  1. По источнику знаний:

    • Наглядно-слуховые (слушание музыки).

    • Наглядно-образные (рассматривание альбомов, иллюстраций, приемы исполнения движений, образов).

    • Словесные методы (беседа, рассказ, пояснение, объяснение).

    • Практические методы (упражнения, создание образов, творческие задания).

  2. По назначению:

  • Приобретение и применение знаний.

  • Формирование умение и навыков.

  • Творческая деятельность.

  • Диагностика.

  1. По характеру деятельности:

  • Репродуктивный

  • Игровой

  • Игровой

  1. По дидактическим целям:

  • Методы, способствующие первичному усвоению материала, закреплению и совершенствованию приобретенных знаний.

Методика проведения занятий на всех этапах обучения состоит из:

  • развития специальных данных: музыкального слуха чувства ритма, музыкальной памяти, музыкального воображения с учетом возрастных особенностей детей.

  • творческих заданий.

  • работы над певческими навыками.

  • участия в музыкальных, театральных, фольклорных мероприятиях.

На групповых занятиях проводятся народные игры, при подготовке к календарному празднику используются загадки, пословицы, поговорки по теме. В организации образовательного процесса так же используется следующий фольклорный материал:

- народные игры, в том числе хороводные игры и хороводы;
- мифология: миф, сказка, быличка и бывальщина, былина, легенда и др.;
- материал календарных обрядов и праздников;

Включение такого материала обогащает представления обучающихся об атмосфере того или иного фольклорного явления и будет способствовать формированию «фольклорного» кругозора. Специфика фольклорного материала дает возможность проведения учебных занятий в форме путешествий, народных игр, обрядовых действий. В рамках реализации программы используются следующие формы проведения занятий:

Обряд. В зависимости от возраста школьников, им предлагается определённая интерпретация целей обряда и способов достижения этих целей. Кроме специфической формы общения и сотворчества, обряд может стать способом выработки активного отношения ребёнка ко всему, что происходит в окружающем мире. В момент проведения обряда дети становятся действующими лицами в драме борьбы света и тьмы, учатся понимать Человека - Природу - Вселенную в их единстве, видеть своё место в этом комплексе и ощущать ответственность за происходящее.

Гулянка. Гулянка имела свои традиционные формы. Она входила в структуру обряда, или была логическим его завершением, или проводилась отдельно. В народной культуре предпочтение отдавалось активным формам отдыха: играм, песням, танцам, пляскам и др. Разученные на занятиях, они реализуют это свойство в непосредственном действии, где сценарий остаётся как бы за кадром, а на первый план выходит импровизация. Основные «приобретения» учащихся от такой формы творчества: умение отдыхать, активно общаться и испытывать чувство коллективной радости.

Толока, посиделки. Толока - совместный труд (вернее, совместная помощь кому-либо из членов коллектива), иногда сопровождаемый обрядовыми действиями и заканчивающийся угощением, застольем и гулянкой. В народной культуре толокой (возможны и другие названия) называют различные виды совместной работы (посадка картофеля, строительство дома, жатва и др.) В условиях школы вид работы выбирается по обстоятельствам.

Такие формы используются и на итоговых занятиях по той или иной теме. Кроме того для оптимизации усвоения учебного материала и большей наглядности занятий применяются такие формы передачи знаний и овладения практическими навыками, как целенаправленное слушание народной музыки и песен, организация встреч с исполнителями народных песен, посещение фестивалей и концертов народной музыки. Такие формы работы способствуют развитию активного восприятия музыки, формируют эмоциональную отзывчивость и способствуют накоплению фольклорного багажа.

Учебное занятие, как правило, организуется по следующей схеме:

-распевка;

-показ и разучивание нового музыкального материала;

-закрепление пройденного;

-слушание музыки и анализ прослушанного;

-теоретичекие сведения;

-повторение.

Существуют и другие формы проведения занятий:

Игровое занятие - на котором дети учатся играть в народные игры и играют в них. Параллельно с обучением игре педагог следит за взаимоотношениями в коллективе, за особенностями проявления школьников в игровом процессе (общении); производит диагностику отставаний или нарушений в способности к социализации и по возможности осуществляет коррекцию. В процессе игры усваиваются нормы этики общения. Для переключения внимания, а также в целях максимально эффективного использования времени применяются любые другие виды фольклорной деятельности: рассказывание сказок, быличек, загадывание загадок и т. д.

Занятие - подготовка к календарному празднику. Разучивание элементов календарных обрядов совершается в игровой форме. Элементы занятия: разучивание календарных песен; обсуждение текстов песен, их символического значения; обсуждение семантики ритуальных действий и ритуальных предметов. Основное внимание уделяется развитию образного мышления, освоению значения символов, пониманию их роли в решении нравственных проблем

современного общества, проблем культурной и природной экологии.

Занятие-беседа, изложение теоретических сведений с использованием

наглядных пособий, видеоматериалов, музыкальных примеров.

Практическое занятие-разучивание песен, игр, знакомство с основами хо-реографии.

Занятие- репетиция, концерт.

Итоговое занятие (завершающее тему).

Самостоятельная работа учащихся, чтение дополнительной литературы, выполнение творческих заданий, проектная и исследовательская деятельность.

Целесообразны и формы работы групповые, индивидуальные - с наиболее одаренными заинтересованными детьми, работа в парах, работа в микрогруппах, пение в разновозрастных дуэтах, трио.


Слушание музыки по фонограммам обычное и привычное дело в музыкальном образовании, становится явлением необычным и непривычным, когда это касается аутентичной музыки. Для многих ребят становится неожиданным то, что вместо артистического исполнения, они слышат исполнение бытовое, необычное для многих, поскольку оно относится к другому «не их» быту.

Интересным и полезным оказывается прослушивание народной музыки без предварительного объяснения, но со специально поставленной задачей - определить функцию фольклорного произведения на основе лишь слухового

восприятия, слухового анализа. Для этого должны быть выбраны произведения, особенно ярко, наглядно демонстрирующие ту или иную функцию. При слушании колыбельной песни негромкое, вполголоса пение, равномерный ритм, характерный «баюкальный» припев - помогут ребятам точно определить жанр.

Наиболее успешно в программе так же используются методы:

1.Формирования сознания личности: словесные, метод примера;

2.Организации деятельности и формирования опыта общественного поведения: метод приучения, упражнения, создания воспитывающих ситуаций;

3.Методы стимулирования поведения и деятельности: поощрения, наказания, метод создания ситуации успеха;

4.Методы контроля, самоконтроля и самооценки: метод педагогического наблюдения, опросы, беседы, метод анализа результатов деятельности, метод создания ситуации для изучения поведения.

Прекрасным дополнением к вышеизложенному является изучение местных народных традиций через общение со старшим поколением учащихся (родителями, бабушками, дедушками). Методика работы с детским народным коллективом на первый взгляд проста, лучший принцип здесь - «Делай как я!».

Условия набора детей

В объединение приглашаются все дети без исключения.

Подготовительная работа:

  • Беседы о народном творчестве с детьми и их родителями на собраниях.

  • Объявление о наборе в коллектив.

  • Показательные выступления в школах


Комплектование групп


Количество детей в группах:

1 год обучения - 15 человек;

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу

Организация и проведение учебно-творческого и воспитательного процессов строятся с учётом возрастных и индивидуальных особенностей развития каждого ребёнка. В ходе усвоения детьми содержания программы учитываются темп развития специальных умений и навыков, степень продвинутости по образовательному маршруту, уровень самостоятельности. Тематика занятий строится с учётом интересов обучающихся, возможности их самовыражения. При необходимости проводятся дополнительные занятия для отработки тех или иных навыков и умений. Спиральный принцип построения программы предполагает постепенное расширение и углубление знаний, совершенствование творческих умений и навыков детей от одной ступени к другой.

Программа предусматривает контроль усвоения учебного материала через различные формы деятельности: творческие конкурсы внутри коллектива, отчётные концерты, участие в смотрах, конкурсах и фестивалях различных уровней.

Формы промежуточного и итогового контроля

Отслеживание результата - это видение того, насколько идет продвижение к цели. Оценивание результата - это сопоставление полученного результата с предполагаемым или заданным; соотношение результатов отслеживания с критериями; качественный анализ деятельности относительно целей. Задачи, поставленные в программе, ориентированы на воспитание и развитие детей. С каждым этапом занятий у обучающихся появляется потребность в познании культурного наследия нашего края.

При работе по данной программе вводный (первичный) контроль проводится на первых занятиях объединения с целью выявления образовательного и творческого уровня детей, их способностей. Он может быть в форме собеседования или тестирования. Текущий контроль проводится для определения уровня усвоения содержания программы. Формы контроля могут быть традиционные (игровые программы, концертные выступления и т.д.) и нетрадиционные (подготовка для обучающихся творческих заданий по пройденной теме). При такой форме контроля можно проследить степень интереса ребенка к деятельности. Оптимальном вариантом итогового контроля в фольклорном объединении могут стать проведение игровых программ по пройденному материалу, а так же анализ концертного выступления в форме беседы.

Планируемый результат

Развитие личности обучающихся, её духовной и эстетической направленности, творческих способностей и индивидуальных дарований обеспечивается содержанием программы и той разнообразной художественной деятельностью, в которую они включены. К числу важнейших элементов работы по данной программе относится отслеживание результатов: творческие достижения обучающихся (результаты участия в конкурсах, фестивалях и пр.); тестирование; отчётные концерты; сохранность контингента обучающихся; спрос на концертную деятельность.

В результате освоения программы дети должны:

1 год обучения -

- точно воспроизводить традиционные календарные праздники.

К концу учебного года владеют разнообразным певческим, игровым материалом. У детей развивается чувство ответственности за коллектив.

2 год обучения -

- уметь петь с сопровождением и без музыкального сопровождения, своевременно начинать и заканчивать мелодию, эмоционально передавать игровые образы, петь, прерываясь на разговорную речь.

-уметь проанализировать жанровые особенности и ее обрядовую принадлежность.

К концу учебного года у обучающихся совершенствуется система ценностных ориентаций, повышается общекультурный уровень, возрастает активность обучающихся. Появилось чувство ответственности перед Родиной.

Условия реализации программы

Объединение работает на базе школы № 20. Для занятий используется кабинет музыки, в котором соблюдены санитарно-гигиенические нормы.

2 раза в год проводятся инструктажи: по технике безопасности, по противопожарной безопасности, по антитеррористическим мероприятиям, правилам поведения в объединении и на территории школы. В течение года осуществляется контроль за выполнением всех правил.

Все обучающиеся к началу учебного года имеют медицинские справки с разрешением заниматься в ансамбле народной песни.

Необходимым условием реализации программы является посещение педагогами курсов повышения квалификации: каждые 3 года в институте развития образования, а также самообразование: посещение занятий коллег по профилю, методических объединений и совещаний музыкального отдела ДДТ №3, участие в работе мастер классов.



Материально-технические условия

Занятия проводятся в групповой и индивидуальной форме. Целесообразно делить младшую и среднюю возрастные группы. Занятия желательно проводить в музыкальном классе. Для работы необходим музыкальные инструменты и аудиотехника, а так же театральный реквизит: народные костюмы, рушники, платки и др.

Занятия проводятся во вторую половину дня, продолжительность занятия 45 минут с перерывом 10 минут.

Внешние условия: взаимодействие с различными организациями, в частности с администрацией школы № 20, администрацией МБОУ ДОД ДДТ №3.

3.Учебно-тематический план

1-й год обучения

№ п/п

Название разделов тем программы

Количество часов

теория

практика

всего

1.

1.1

1.2

2.

2.1

2.2

2.3


2.4

2.5

2.6

2.7

2.8


2.9

3

Вводное занятие. Специфика детского фольклора

Инструктажи

Правила поведения в коллективе

Потешный фольклор как часть детского фольклора.

Потешки. Освоение песенного материала посиделок.

Прибаутки. Освоение песенного материала посиделок.

Загадки. Освоение песенного материала посиделок и его реализация в досуговых формах осенних посиделок и праздниках Кузьмы и Демьяна, Покрова.

Освоение святочного репертуара.

Дразнилки.

Скороговорки.

Считалки.

Освоение масленичного репертуара, веснянок. «Масленичные песни». Игры «Шёл козёл по лесу», «Селезень».

Молчанки. Игры. Освоение элементов пляски: притоп, хлопки, хороводный и дробный шаг.

Творческая мастерская «Делу - время, потехе - час». Праздник по мотивам потешного фольклора.

2

1

1




1


1

2

4

1



1


1




4

2


2


-

-

-




4


4



6


8


2



4


3




8


8



2



2

1

1




5

5



8



12


3



5


4




12



10



4



Итого:

23

49

72

Основными видами деятельности на первом этапе занятий ансамбля являются: слушание - восприятие, игры (музыкальные и словесные) и пение. Ребенку необходимо слышать хорошие, добрые, доступные песни, так как способность ребёнка воспринимать, запечатлевать информацию (в данном случае интонационный строй мелодии, содержательность и выразительность речи) просто огромна, и не использовать её - значит упустить редкую возможность, предоставленную самой природой.

Песенный материал несложен по образности, по мелодическому и ритмическому строю. Певческая установка: закрепление навыков правильного положения корпуса, головы, плеч, рук и ног при пении стоя, сидя.

Осваиваются элементы пляски: притоп, хлопки, вращение кистей, хороводный и дробный шаг. Этнографический подтекст программы подразумевает кропотливую работу педагога по знакомству с жанрами: пестушки, прибаутки, заклички, считалки и т.д. это и первое знакомство с народным календарём (встреча осени, Рождество, колядование, Масленица, встреча весны) и его тесная связь с жизнью и трудом. Важно осознание ребёнком причастности к такому доброму, мудрому миру, несущему радость через близкие образы зверей и птиц, через встречу с родной русской природой, народной песней.










2-й год обучения



№ п/п

Название разделов тем программы

Количество часов

теория

практика

всего

1.

1.1

1.2

2.

2.1

2.2

2.3

2.4

3.

3.1

3.2

3.3

3.4

4.

4.1

4.2

4.3

4.4

4.5

5.

5.1

6.

6.1

Вводное занятие. Специфика детского фольклора

Инструктажи

Правила поведения в коллективе

Русский народный календарь

Зимние праздники, Коляда,Рождество.

Новый год. Обряд колядования. Колядки

Обряд святок. Гадания.

Беседа о празднике Масленица, масленичные песни

Проводы зимы, встреча весны.

Весенние заклички.

Бытовой фольклор

Детские народные песни

Заклички и приговорки

Детская обрядовая песня

Детские сказки

Игровой фольклор

Ролевые игры с игровыми припевами.

Ролевые игры с приговорками.

Игры- импровизации.

Жеребьёвые сговорки.

Считалки.

Народная хореография

Хороводы-игры

«Фольклорные посиделки»

Подготовка к фольклорным праздникам

2

1

1


2


2

2


2

1

1

1

2


1

1

1




1



3

-

-

-


4


2

4


4



9

2

3

-


4

4

1

2

2



6



1



2

1

1


6

4

6


6


10

3

4

2


5

5

2

2

2



7



4


Итого:

24

48

72





4.Содержание тем программы

1й год обучения

Название разделов, тем программы

Месяц

Практика

Знакомство с предметом; мир фольклора - мир народной мудрости; особенности народного пения; простейшие исполнительские навыки. «Мир фольклора - мир народной мудрости».

Приветствие. Формы приветствия. Прощание. Формы прощания. Русская традиция называть собеседника по имени-отчеству, а не по должности. Не говорить об отсутствующих.

Проведение инструктажей: по ТБ, по ПБ, по антитеррористическим мероприятиям.

Знакомство с правилами поведения в коллективе.

Потешный фольклор как часть детского фольклора.

Потешки.

Потешки как один из видов народного творчества, их назначения.

Сентябрь




Прибаутки.

Прибаутки как жанр фольклора, их место в жизни детей.

Загадки.

Загадка как вид фольклора, ее назначение и место в жизни детей.


Небылицы.

Небылицы как вид творчества, их назначение; особенности данного вида творчества.

Дразнилки

Дразнилки как вид творчества, их назначение; особенности данного вида творчества.

Скороговорки

Считалки


Молчанки.

Молчанки как вид народного творчества; игры - уговоры, где проигрывает тот, кто не обладает достаточной выдержкой.

Игры

Молчанки.

Молчанки как вид народного творчества; игры - уговоры, где проигрывает тот, кто не обладает достаточной выдержкой.

Игры


Игры


Освоение элементов пляски


Освоение элементов пляски

Игры


Творческая мастерская «Делу - время, потехе - час».

Октябрь





Ноябрь




Декабрь





Январь



Февраль






Март




Апрель



Май

Разучивание слов и мелодий прибауток. Освоение песенного материала

Разучивание загадок, изготовление книжек - малышек с загадками; проведение конкурса на самую интересную музыкальную загадку; сочинение загадок.


Разучивание песен- небылиц и их обыгрывание


Разучивание дразнилок, обыгрывание, работа над выразительным исполнением; сочинение дразнилок

Разучивание музыкальных скороговорок. Освоение святочного репертуара.


Считалки как вид народного творчества, их назначение.

Разучивание музыкальных молчанок. Освоение масленичного репертуара, веснянок.

Разучивание молчанок.

Народные святочные игры


Разучивание молчанок.



Виды игр, воплощение художественного образа в драматическом действии; обрядовые игры, соответствие игр календарному годовому кругу; музыкальные припевы в играх, их особенности.

обрядовые игры, соответствие игр календарному годовому кругу; музыкальные припевы в играх, их особенности.

Освоение элементов русской пляски: притоп, хлопки, вращение кистей, хороводный и дробный шаг в игровых танцах.

Разучивание притопов, хлопков, хороводного и дробного шагов.


Фольклорный праздник









2 й год обучения

п/п

Название разделов, тем программы

теория

практика

примеча

ние

1.


1.1






1.2


Вводное занятие.

Инструктажи.


Правила поведения в коллективе.

Проведение инструктажей: по ТБ, по ПБ, по антитеррористическим мероприятиям.

Знакомство с правилами поведения в коллективе.

Прослушивание материала, ответы на вопросы.

Прослушивание

Схемы, план эвакуа

ции.

правила

2.


Русский народный календарь

Знакомство с обрядовыми календарными праздниками: святки, Рождество, Масленица, Веснянки

Прослушивание материала, ответы на вопросы.


презентации


3

Бытовой

фольклор

Детские народные песни.

Понятие жанра. Классификация детских народных песен. Своеобразие жанра.

Заклички и приговорки.

Особенности жанров, отличие их друг от друга.

Детская обрядовая поэзия.

Формы духовного воспитания в старину. Прозвища и дразнилки.

Понятие жанров, отличие их друг от друга. Поэтика, условия бытования прозвищ и дразнилок.

Детские сказки.

Классификация детских сказок. Педагогическая функция детских сказок..

Страшилки. Жанровое своеобразие. Классификация страшилок. Значение страшилок в жизни ребёнка.

Анализ и разучивание детских народных песен.

Анализ и разучивание закличек и приговорок.

Чтение текстов детской обрядовой поэзии, их анализ.

Чтение, анализ прозвищ и дразнилок.

Сказки-импровизации. Чтение сказок

Чтение и анализ страшилок.



Презентации, аудио

материал






4

Игровой

Фольклор

Формальные ролевые игры без поэтически организованного текста.

Особенности жанра. Педагогические функции игры. Поэтизация текстов игр.

Формальные ролевые игры с игровыми припевами.

Особенности жанра.

Формальные ролевые игры с игровыми приговорами.

Особенности жанра. Классификация жанра. Игры, заимствованные от взрослых. Жизнеспособность формальных ролевых игр с игровыми припевами.

Игры-импровизации.

Особенности жанра. Игры-импровизации - зеркало жизни народа. Педагогическая ценность игр-импровизаций.

Жеребьёвые сговорки.

Понятие и особенности жанра. Генезис жанра и его исследования. Поэтизация текстов сговорок.

Считалки.

Жанровое своеобразие считалок. Вариативность считалок. Классификация считалок. Популярность жанра в наши дни.

Разучивание игр.

Хороводные игры. Разучивание сговорок.

Разучивание считалок


5



6


Народная хореография


Фольклорные посиделки


Перепляс, групповая пляска.

Выходка, проходка. Хороводные игры


Отработка движений пляски.

Развитие индивидуальности в движениях


Подготовка к обрядовым праздникам



Реквизит

5.Используемая литература

Нормативные документы:


- Федеральный Закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г. № 273

- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, приказ от 29.08.2013 г. № 1008

- Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольное учреждение) 2.4.4. 1251-03

- Конвенция о правах ребенка

- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, приказ Министерства и науки РФ от 06.10.2009 № 373.

- Устав МБУ ДО ДДТ № 3

- Должностные инструкции педагогического работника

- Положение о дополнительных общеобразовательных программах, порядке их рассмотрения и утверждения в МБУ ДО ДДТ № 3

- Инструкции по охране труда

Список литературы для педагога

1.

Аникин В.

Русский фольклор./ Аникин В. - М.: Худ. Лит., 1985.

2.

Гилярова Н.Н.

Хрестоматия по русскому народному творчеству. /Гилярова Н.Н.- М.: Министерство образования РФ / Управление внешкольного дополнительного образования / Российский союз любительских фольклорных ансамблей ООО Издательство «Родникъ» / Российский союз любительских фольклорных ансамблей, 1996.

3.

Забылин М.Ю.

Русский народ: его обычаи, предания, обряды. /Забылин М.Ю. -М, 2003.

4.

Камаева Т.Ю.

Русский фольклор. Детские музыкальные праздники.

/Камаева Т.Ю.- М.: Лайда, 1994.

5.

Копылова А.В.

Русские обычаи, обряды, предания и суеверия. /Копылова А.В. - М: Рипол Классик, 2002.

6.

Картавцева М.Т.

Школа русского фольклора. Обучение в младших классах.Ч. I /Картавцева М.Т. - М.: МГУКИ, 1994.

7.

8.

Козак О.Н.

Комарова О.Д.

Считалки, дразнилки, мирилки. /Козак О.Н. - С.Петербург: Феникс, 2004.

Уроки музыкального фольклора в школе. /Комарова О.Д. - Салехард, 2004.

9.

Кулагина А. В.

Русская частушка. /Кулагина А.В. - М.: Государственный республиканский центр русского фольклора, 1992.

10.

Круглов Ю.Г.

Русские обрядовые песни. Учебное пособие для вузов. /Круглов Ю.Г. - М.: Высшая школа, 1982.

11.

Медведева М.А.

Солнышко-ведрышко. Русские народные песни и хороводы. /Медведева М.А.- М.: Музыка, 1984.

12.

Медведев Ю.М.

Сказки, предания, легенды. /Медведев Ю.М.- С-Петербург: Эксмо, 2001.

13.

Мельников М.Н.

Русский детский фольклор. /Мельников М.Н.- М.:Просвещение,1987.

14.

Науменко Г.М.

Жаворонушки. Выпуски 1-4. /Науменко Г.М. - М.: Советский композитор, 1988.

15.

Науменко Г.М.

Русские народные детские песни. /Науменко Г.М. - М.: Центрполиграф, 2001.

16.

Науменко Г.М.

Народные игры с напевами. /Науменко Г.М. - М.: Лотерея, 2003.

17.

Науменко Г.М.

Фольклорная азбука. /Науменко Г.М. - М.: Центрполиграф, 2001.

18.

Науменко Г.М.

Народные праздники. /Науменко Г.М. - М.: ВЦХТ, 1999.

19.

Науменко Г.М.

Народный праздничный календарь, 1-2 т. /Науменко Г.М. - М.: Центрполиграф, 1999.

20.

Панкеев И.

Русские игры. /Панкеев И.- М.: Яуза, 1998.

21.

Пушкина С.

Мы играем и поем. /Пушкина С.- М.: Школьная пресса, 2001.

22.

Пропп В.

Исторические корни волшебной сказки. /Пропп В. - М.: Лабиринт, 2002.

23.

Прыгунова Е.Н.

Преподавание фольклора. /Прыгунова Е.Н.- С-Петербург 2001.

24.

Радынова О.П.

Баюшки-баю. /Радынова О.П.- М.: Владос, 1995.

25.

Рейлли Н.

Русские обряды и традиции./Рейлли Н. - С-Петербург: Невский проспект, 2002.

26.

Сорокин П.А.

Песенные узоры. Выпуски 1-4./Сорокин П.- М.: Музыка, 1990.

27.

Щуров В.

Сидит дрема./Щуров В. - М.: 1997.

28.

Щербакова О.С.

Музыкальный фольклор и дети. /Щербакова О.С.- М.: 1987.

29.

Яковер Л.Б.

Справочник по истории Отечества./Яковер Л.Б. - М.: Сфера, 1998.

РЕСУРСЫ

  1. Открытый текст [Электронное периодическое издание] - Режим доступа: opentextnn.ru/museum/nn/aetnolog/ свободный, дата обращения 22.01.2011.


  1. Приложения

Приложение 1


Примерный репертуар 1-го года обучения

Потешки:

«Три-та-та, вышла кошка…», «Идет коза рогатая», «Скоро Саше годочек», «Солнышко-ведрышко», «Вот коровушка, буренушка», «А вот козлик-шалунишка», «Я точу, молочу на чужом гумне».

Прибаутки:

«Стучит, бренчит по улице», «Федул, что губы надул», «Здорово, кума», «Ты видел моего теленочка?», «Куда, кум, идешь?»

Загадки:

Русский фольклор:

«Летом вырастают, а осенью опадают», «Лежал, лежал, да в реку побежал», «Дед в шубу одет, наружу мех», «Бородой трясет, лыко дерет, а лаптей не плетет» и др.

Небылицы:

«Чики-чики-чиколочки», «Таракан дрова рубил», «Как петух в печи пироги печет», «По синю морю корабль бежит», «Ехала деревня мимо мужика», «Ай, чу-чу», «А где это видано», «Вы послушайте, ребята».

Дразнилки:

«Резорок с вершок», «Флор», «Ваня едет на быке», «Антошка», «Алеша-белеша», «Ванюша-рамок», «Ерема-Ерема».

Скороговорки:

«Бобры», «Улетели у Маруси», «Стали - ковали», «Веники-помелики», «Хитрая сорока», «Краб крабу сделал грабли», «Сел сокол на колокол».

Считалки:

«Первадан, другодан», «Ты куковка, я куковка», «Кошка учится считать», «Возьму из кадушек», «Трынцы-брынцы», «Шла коза по мостику», «Я сказала», «Спиря-Спиридон».

Молчанки:

«Чок,чок зубы на крючок», «Ехали бояре», «Шел Молчан», «Кони, кони, мои кони», «Прилетели журавли», «Кони-огони», «Венчики, венчики».

Игры:

«Грачи летят», «Дед Сысой», «Козынька», «В перстни», «Девочка и медведь», «Лиса в норку», «Почта», «В птицы», «В кувшинчики», «Горшки», «Закуски», «Лапта», «Олень», «Редька», «Сидит Дрема», «Пошла коза по лесу», «Колпачок», «Гори, гори гарко», «Костромушка, Кострома».







Репертуар 2-го года обучения

  1. «Тень-тень-потетень»,

  2. «Лежал воробей», «Как у ноя-то козел»,

  3. «Как по реченьке утенушка плывет»,

  4. «Как у бабушки козел»,

  5. «А я по лугу»,

  6. «Долговязый журавель»,

  7. «Во кузнице»,

  8. «Было у матушки много детей»,

  9. «Ой, вставала я ранешенько»,

  10. «Савка и Гришка»,

  11. « Покажи-ка, воробейко»,

  12. «Комарик»,

  13. «Две уточки»,



Приложение № 2

Методическая работа


Выполняемая работа


Сроки

1. Посещение методических объединений, совещаний, мастер-классов музыкального отдела, участие в их работе

В течение года

2. Посещение открытых занятий педагогов по профилю

В течение года

3. Работа над оформлением портфолио коллектива

В течение года

4. Посещение курсов повышения квалификации

По плану ИРО (1 раз в 3 года)

5. Создание методических пособий, наглядных

материалов

В течение года

6. Работа с методической, специальной литературой

В течение года

7. Проведение открытых занятий

2 раза в год (декабрь, март)

8. Изучение методической литературы по профилю преподавания и по педагогике.

В течение года

9.Составление программы и

планов работы.

По четвертям

Приложение №3

План воспитания и социализации обучающихся

МЕРОПРИЯТИЯ

сроки

база

1.

Проведение беседы по технике безопасности, о вреде курения, наркомании.

сентябрь

Школа

№ 20

2

3.

4.

Участие в концерте для ветеранов ко дню пожилых людей.

Участие в концертах ко дню учителя.

Фольклорная программа «Кузьминки».

октябрь

Школа

№ 20

5.

Участие в концертах ко дню матери.

ноябрь

Школа

№ 20

6.

7.

8.

Участие в новогодних концертах.

Проведение посиделок с гаданиями

Проведение обрядового праздника «Святки».

декабрь.

Школа

№ 20

9.

«Рождественские вечера».

январь

Школа

№ 20

10.

11.

Участие в мероприятиях, посвященных 23 февраля.

Проведение обрядового праздника «Широкая масленица».

февраль

Школа

№ 20

12.

Проведение обрядового праздника «Веснянки».

март

Дом национальностей, гимн. № 36

13.

Праздничная программа «Пасха-светлый день».

апрель

Школа

№ 20

ДДЮТ

14

Конкурсная программа «Русские хороводы» (флэшмоб)- для всех классов школы

май

Школа

№ 20

15

Участие в благотворительных акциях, марафонах, мероприятиях ДДТ№ 3, школы.

В течение года

ДДТ № 3

Школа

№ 20



Приложение №4

Работа с родителями


№ п/п

Мероприятия


Сроки

База

Ответствен-

ные

1.



2.

3.


4.




5.


6.




7.








День открытых дверей. Знакомство с родителями.

Организационные родительские собрания

Индивидуальные консультации

Проведение совместных праздников

Проведение открытых занятий для родителей

Совместное посещение концертов, фестивалей, конкурсов

Привлечение родителей к организации концертной деятельности

Сентябрь



Октябрь

Май


В течение года


См. план воспитат. работы


Декабрь

Апрель


В течение года



В течение года




Школа № 20



Школа № 20



Школа № 20

Школа № 20




Школа № 20








Карпова Е.Н.

Карпова Е.Н.

Родители

Карпова Е.Н.

Родители

Карпова Е.Н.

Родители

Карпова Е.Н.

Карпова Е.Н.

Родители

Карпова Е.Н.

Родители



Приложение № 5

План мероприятий с обучающимися

по обеспечению безопасности

Мероприятие

Сроки

Ответственный

1

Беседа с обучающимися и родителями о профилактике по вопросам дорожно - транспортного травматизма

В течение года

Карпова Е.Н.

2

Викторина «Как вы знаете ПДД».

Сентябрь

Педагоги-организаторы

3

Беседа: «Как вести себя на дороге»,

Октябрь

Карпова Е.Н.

4

Проведение инструктажей по ТБ, ПБ и антитеррористической безопасности (не менее 2-х раз в год).

В течение года

Карпова Е.Н.

5

«Один дома»

(познавательно - развлекательное мероприятие для детей с участием родителей)

Ноябрь

Карпова Е.Н.

6

Просмотр видеороликов «Терроризм - это угроза».

Февраль

Карпова Е.Н.

7

Игровое занятие «Узнай, как защитить себя».

Март

Педагоги-организаторы

8

Организация и проведение родительских собраний с включением вопроса о профилактике безопасности среди обучающихся.

В течение года

Карпова Е.Н.

9

Просмотр мультфильмов, фильмов на противопожарную тематику.

В течение года

Карпова Е.Н.

10

Беседа: «Запомнить нужно твердо нам - пожар не возникает сам»;

Апрель

Карпова Е.Н.

11

Беседа: «Оказание первой медицинской помощи травмированных на пожаре»;

Декабрь

Педагоги-организаторы








Приложение № 6

План мероприятий по гражданско-патриотическому

патриотическому воспитанию

Мероприятие

Сроки

Ответственный

1

Урок-презентация

«Символика Ивановского края»

Октябрь

Карпова Е.Н.

2

Анкетирование обучающихся.

Проведение анкеты «Патриот»

2 раза в год

Соболева И.В.

3

Проведение методических объединений, семинаров на темы: «Гражданско-патриотическое воспитание в системе доп.образования по патриотической направленности», «Патриотическое воспитание средствами искусства»

По графику

Ст.методист

Корнева О.В.

4

Создание методической копилки из электронных презентаций по патриотическому направлению.

В течение года


Карпова Е.Н.

5

Уроки победы. Встречи с ветеранами.

В течение года

Карпова Е.Н.

6

Концерт для ветеранов ВОВ - шк. № 20

Май

Карпова Е.Н.

7

Фольклорные праздники

В течение года

Карпова Е.Н.

8

Городской фестиваль «Фестивальные огни дружбы»

Октябрь

ЦДТ № 4

9

Ток-шоу «Богатыри земли русской»

Февраль

Карпова Е.Н.

10

Посещение Фестиваля национальных культур

«Радуга дружбы»

Ноябрь

Карпова Е.Н.

11

Посещение Городского фестиваля-конкурса «Россия начинается с тебя»

Январь

ЦВР № 2

12

Посещение ивановского музея ситца

Программа «Как рубашка в поле выросла»

Ноябрь

Карпова Е.Н.

13

Посещение Фестиваля «Радуга дружбы»

Октябрь

Салтхуцишвили М.К.

14

Посещение областного фестиваля «Славим Россию»

Май

Карпова Е.Н.







© 2010-2022