- Преподавателю
- Дополнительное образование
- Методический анализ учебников Окружающий мир. Выделение его основных структурных компонентов
Методический анализ учебников Окружающий мир. Выделение его основных структурных компонентов
Раздел | Дополнительное образование |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Баташова М.В. |
Дата | 07.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Самостоятельная работа Федотовой О.В.
студентки группы ПМК - 12-З заочное отделение.
-
Проведите методический анализ одного из учебников природоведения. Выделите его основные структурные компоненты.
-
Проанализируйте структуру учебника-тетради по курсу «Окружающий мир» А.А.Плешакова. Сделайте вывод о ее соответствии современным методическим требованиям.
-
Проведите методическую оценку географических карт, помещенных в учебнике природоведения для 4 класса А.А. Плешакова. Сделайте выводы об их соответствии существующим требованиям.
-
Определите, какие средства обучения для учителей и учащихся необходимы при изучении темы «Состав почвы»
-
Проведите методический анализ одного из учебников природоведения. Выделите его основные структурные компоненты.
Рассмотрев целый ряд учебников по природоведедению, провела методический анализ одного из них - «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» авт. А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая. Учебники составлены на основе Программы «Зеленый дом» А. А. Плешакова (традиционная система обучения, вариативная программа), что представляет собой систему учебных курсов с экологической направленностью, разработанную для всех классов начальной школы.
Структурные части программы:
1. Ознакомление с окружающим миром (основной курс) I - II класс.
2. Природоведение (основной курс) III, IV класс.
3. Экология для младших школьников (факультативный курс).
4. Планета загадок (факультативный курс).
Основные структурные компоненты.
Что такое окружающий мир
Мир - это всё, что нас окружает. И мы сами - часть мира.
Учебный комплект (учебник, рабочая тетрадь, тетрадь по ОБЖ) - наш помощник в дороге к открытию окружающего мира.
Правила поведения пешехода на дороге из дома в школу и обратно. Безопасный маршрут от дома до школы. Домашний адрес и адрес школы. Распорядок дня.
Природа
Природа - это всё, что нас окружает, но не создано руками человека.
Неживая и живая природа
Солнце, звёзды, воздух, вода, камни - неживая природа. Растения, грибы, животные - живая природа. Особое место человека в мире живой природы. Связи между неживой и живой природой.
Культура
Объекты культуры. Предметы культуры, созданные из природных материалов, и произведения культуры, которые созданы человеком с помощью голоса и речи, движений тела, музыкальных инструментов.
Древние способы хранения и передачи произведений культуры в памяти. Современные способы фиксации произведений культуры на различных носителях.
Старинные и современные предметы и произведения культуры, в том числе народов своего края.
Природа в творчестве человека
Виды природных материалов, из которых делают объекты культуры.
Образы живой и неживой природы, воспроизведённые в произведениях культуры, в том числе народов своего края.
Рукотворная игрушка из природных материалов.
Мы - люди
Многообразие и красота внешнего облика людей разного возраста, этнической принадлежности. Наиболее яркие особенности традиционного костюма, музыкально-поэтического творчества народов России, в том числе - своего края.
Как мы общаемся с миром
Восприятие человеком красоты и своеобразия окружающего мира с помощью пяти чувств. Роль органов чувств в восприятии особенностей и красоты окружающего мира.
Признаки, отличающие человека от других живых существ (человеческая речь, память, мышление).
Произведения отечественных художников и А.С. Пушкина как отражение красоты окружающего мира.
Люди - творцы культуры
Добрые дела на общую пользу и радость всех: подготовка подарков детям из детского сада, детского дома, своим товарищам в классе. Правила совместной работы. Красота человеческого труда.
Радость творчества и общения друг с другом.
Наш класс в школе
Объекты природы и предметы культуры в классной комнате.
Классная комната и письменные принадлежности в старину, в том числе народов своего края.
Мы - дружный класс
Мы в классе - это я, мои одноклассники, наш учитель. Отношения в классе между одноклассниками, между учащимися и учителем. Школа - содружество детей и взрослых; мир, согласие, дружба, взаимопомощь в классе и школе. Внимание к сверстникам, одноклассникам, плохо владеющим русским языком, помощь им в ориентации в учебной среде и окружающей обстановке.
Природа в классе
Комнатные растения, их роль в классе, школе. Разнообразие комнатных растений.
Как ухаживать за комнатными растениями
Условия, необходимые комнатным растениям для жизни. Способы и средства ухода за комнатными растениями.
Мы в семье
Термины ближайшего родства, в том числе на языках народов своего края (мать, отец, дедушка, бабушка, дочь, сын, сестра, брат, внук, внучка). Волшебные слова семейного счастья (любовь, уважение, симпатия, дружба, нежность и др.)
Моя семья - часть моего народа
Схема родословного древа.
Пословицы и поговорки о семье и её членах, в том числе из творчества народов своего края. Ласкательные формы терминов родства в семейном обиходе (например, мамуля, папуля, бабуля, дедуля, дочушка, сыночек и др.). Старинные семейные традиции народов своего края, предметы быта, народные сказки, былины, предания в семье.
Природа в доме
Растения и животные в нашем доме, их разнообразие и значение в нашей жизни. Наше отношение к домашним растениям и животным.
Мы в городе, селе
Дидактическая игра-путешествие в прошлое старинных российских городов (сёл), знакомство с их жителями. Старинные и современные занятия и дела горожан и сельских жителей. Жители сёл - хранители непосредственной связи человека с природой, землёй-кормилицей.
Россия - наша Родина
Пословицы о Родине. Россия на глобусе и на карте мира. Символы России: флаг, герб, гимн. Правила поведения при исполнении Государственного гимна родной страны, при подъёме Государственного флага России. Малая родина: родной дом, родные люди, друзья, земляки; родная речь, музыка; знакомые с раннего детства пейзажи - признаки малой родины. Карта своего края.
Москва - столица России
Москва на карте России. Присловья о Москве: златоглавая, краснозвонная, хлебосольная. Символическое значение образа хлеб-соль в отечественной культуре. Герб Москвы и его символическое значение: образ всадника, главные цвета - белый, красный, синий, золотой. Заочное путешествие в центр города: достопримечательности Москвы в прошлом и настоящем.
Природа России
Разнообразие и красота природы России. Природа родной страны - основа нашей жизни, великое богатство, которое нужно бережно хранить.
Взгляни на человека!
Человек - это целый мир. Внешний облик человека. Внутренний мир человека. Влияние внутреннего мира на внешний облик, внешнего облика на внутренний мир.
Место курса в учебном плане
На изучение окружающего мира в каждом классе начальной школы отводится 2 ч в неделю. Программа рассчитана на 270 ч: 1 класс - 66 ч (33 учебные недели), 2, 3 и 4 классы - по 68 ч (34 учебные недели).
Результаты изучения курса
Результатами освоения программы «Окружающий мир являются личностные, метапредметные и предметные результаты.
Личностные результаты
1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; ценности многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
2. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
3. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
4. Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
5. Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач.
6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
9. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
10. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Предметные результаты
1. Понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы.
2. Уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни.
3. Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.
4. Освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве).
5. Развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
-
Проанализируйте структуру учебника-тетради по курсу «Окружающий мир» А.А.Плешакова. Сделайте вывод о ее соответствии современным методическим требованиям.
Учебник-тетрадь по курсу «Окружающий мир» А.А.Плешакова состоит из двух частей, разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, что говорит о том что учебник соответствует современным методическим требованиям.
3.Проведите методическую оценку географических карт, помещенных в учебнике природоведения для 4 класса А.А. Плешакова. Сделайте выводы об их соответствии существующим требованиям.
В учебнике 4 класса ОКРУЖАЮЩИЙ МИР, Авт. А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая представлены географические карты которые помогают при формировании представлений обучающихся о:
-формах земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенностях поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).
- природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы). Представленные в учебнике географические карты позволяют ученикам:
-совершать воображаемое путешествие по родной стране, опираясь на материалы учебника (анализировать, сравнивать, устно описывать иллюстрации, обобщать информацию). Отображать полученные представления в форме свободного рисунка на фоне контурной карты России.
-рассказывать о своих личных впечатлениях от посещения тех или иных уголков страны.
-сравнивать природу разных районов России с природой своего края.
Географические карты имеют сходство с картами в учебниках для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида авт.Т.М.Лифанова
Карта природных зон России
Учебник А.А.Плешаков
Карта природных зон России
Учебник Т.М.Лифанова
4.Определите, какие средства обучения для учителей и учащихся необходимы при изучении темы «Состав почвы»