Материалы к отчету о Первой суворовской экспедиции

Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:











Отчет о результатах Первой Суворовской экспедиции

Туристско-краеведческий отряд «Шестой легион» МБОУ СОШ №4 г.Родники Ивановской области

Руководители: Мараховская Надежда Евгеньевна, учитель истории и обществознания МБОУ СОШ №4

Мараховский Вадим Викторович, учитель физики

и ОБЖ МБОУ СОШ №4

Номинация «Туристско-краеведческие и поисковые экспедиции»

Введение

В период с 8 по 15 августа 2014 года шла работа Первой Суворовской экспедиции в рамках проекта «Тракт» Русского географического общества.

Цели экспедиции:

- приоткрыть завесу истории Ивановского края, связанную с государственными дорогами XVIII -XIX вв;

- подстегнуть интерес детей к изучению истории, мотивировать их на самостоятельную исследовательскую деятельность;

- набрать как можно больше материалов по сравнительно новой теме для дальнейшего его использования в учебной работе и патриотическом воспитании учащихся;

- предложить новый оригинальный турпродукт для развития внутреннего и въездного туризма в Ивановской области.

Задачи экспедиции: обнаружение, фотографирование и фиксация на карте остатков Большой Московской дороги на территории Приволжского района (на отрезке г.Плес - с.Сараево). Экспедиция осуществлялась силами туристско-краеведческого отряда «Шестой легион» МБОУ СОШ №4 г.Родники под патронатом Ивановского отделения Русского географического общества в составе 14 подростков + 2 руководителя.

Глава 1. Как все начиналось

В августе 2014 года члены туристско-краеведческого отряда «Шестой легион» МБОУ СОШ №4 г.Родники стали участниками Первой Суворовской экспедиции. Экспедиция проводилась под патронатом Ивановского отделения Русского географического общества и благотворительного фонда «Гордость Отечества».

Еще осенью 2012 года, во время школьного похода по Родниковскому району, наш отряд случайно наткнулся на остатки старой дороги. Широкий тракт по краям был обсажен березами, по бокам имелись дренажные канавы и пешеходные бульвары. Местами на тракте проглядывало булыжное мощение.

Сначала мы решили, что вышли на сохранившийся участок знаменитого аракчеевского тракта - дороги, построенной еще в XVIII веке и благоустроенной в веке XIX при содействии государственного деятеля Алексея Андреевича Аракчеева, куратора печально известных военных поселений. В литературе мы прочитали, что аракчеевский тракт был кратчайшей сухопутной артерией, связывавшей Центральную Россию с Сибирью. По нему А.С.Пушкин ездил в свое знаменитое Болдино, по нему гнали в Сибирь каторжников, в том числе, декабристов.

Познакомившись с описанием и географией аракчеевского тракта, мы поняли, что обнаруженный нами участок старой дороги к нему не относится.

Мы задались вопросом: что же тогда мы нашли? Оказалось, что это фрагмент так называемой Большой Московской дороги. На территории нашей области Большая московская дорога (БМД) берет свое начало в Плесе, от Волги, и ведет на юг.

Осенью 2013 года руководители отряда «Шестой легион» Мараховская Н.Е. и Мараховский В.В. выступали на ученом и попечительском советах Ивановского отделения русского географического общества с докладом об обнаруженных участках БМД. Почетный член ученого совета РГО Ю.В.Лощилов рассказал, что в молодости также задавался вопросом о поисках участков старинных трактов вообще и БМД, в частности.

Проектом о поиске и определении сохранившихся участков БМД заинтересовались К.Б. Игнатьев, председатель благотворительного фонда «Гордость Отечества» и известный краевед Н.Н.Тяпков. Так, К.Б.Игнатьев предложил связать историю БМД с именем великого русского полководца А.В.Суворова. Оказалось, что отец фельдмаршала, В.А.Суворов, за заслуги перед государством получил вотчину на территории современного Приволжского района, центром которой было село Сараево. Из архивных источников известно, что А.В.Суворов посещал Сараево в 1786 и 1795 гг., выделил средства для строительства в селе таких социально важных объектов, как школа и церковь во имя Казанской Божьей матери. Во время одного из визитов, А.В.Суворов в компании денщика ездил верхом в Плес, купаться в Волге. Путь его проходил именно по участку БМД.

Мы решили пройти путем великого русского полководца, только в обратную сторону, от Плеса до Сараево. Таким образом мы постарались проследить участок Большой Московской дороги от Плеса до Сараево, определить современное состояние дороги и нанести ее на карту.

Экспедиция получила название Первой Суворовской. Проект получил поддержку ученого и попечительского советов Ивановского отделения РГО и финансовую помощь благотворительного фонда «Гордость Отечества».

Экспедиция проводилась в период с 8 по 15 августа 2014 года. Маршрут экспедиции был определен следующим образом: Плес - с.Спасское - д.Касимовка - д.Ногино - с.Еропкино - д.Карбышево - д.Федорищи - д.Анненское - с.Рождествено - с.Сараево. В общей сложности, протяженность маршрута составила порядка 70 километров.

Глава 2. Дневник Первой Суворовской экспедиции

День первый, 8 августа

11-00 - старт экспедиции с Соборной горы в г.Плес. Провожают: Волынкин О.В., Травкин П.Н., Лощилов Ю.В., Игнатьев К.Б., члены ученого совета Русского географического общества, представители прессы.

Исследован участок вдоль реки Шохонка Плес-Спасское. Изучены леса к востоку от Плеса на предмет обнаружения возможных остатков дороги, ведущих непосредственно к Волге. Форсирование двух оврагов. На пути - ЛЭП. Прошли путь от Плеса через Церковное к Спасскому. Результат- дороги нет. Она действительно заканчивается на окраине Плеса. Посетили родник в с.Церковное.

Приблизительно в 200-х метрах от окраины Плеса обнаружены остатки искомой дороги. Видна хорошо, состояние удовлетворительное. Расположена параллельно современной трассе Приволжск - Плес. Осмотрен участок дороги Плес - Спасское. Дорога местами сохранила булыжное мощение.

Организация быта и установка лагеря на берегу озера в лесочке, примерно в 300 метрах от села Спасское.

День второй, 9 августа

Ночь провели не очень хорошо. Мешала пьяная компания на противоположном берегу озера. Аллергические реакции на коже у Мараховской Н.Е., Тихомировой Ю. после форсирования оврагов (на пыльцу растений).

Выступление в 11-00. Исследован участок дороги Спасское-Касимовка. Прослеживаются четкие следы дороги до поля перед деревней Касимовка (2 постоянных жителя, остальные - дачники и работники Е.Маньенан). Часть дороги в поле заросла, но четко видны следы бульваров, также сохранились березы. В Касимовка отмечены остатки булыжного мощения. Приблизительно в 200-х метрах после Касимовки следы дороги теряются в зарослях, но бульварные березы местами сохранились. По словам дачника (внук старожилов), дорога проходила в том месте по болоту и была гатирована. Мы проверили: остатки гатей есть, но к ним невозможно подойти (бурелом, заболоченная местность).

Легенда от местных жителей: в начале XX века в Плес пришла царская яхта «Межень», и жителей Касимовки выгоняли на набережную Плеса встречать царя. В Касимовке испокон века работали конюшни (возможно, здесь был ям).

Фрагмент дороги обнаружен около 12 километра трассы Приволжск - Плес. Есть следы булыжного мощения.

Осмотрен участок дороги, совпадающий с трассой до поворота на Ногино - Филисово. Привал на территории заброшенного пионерского лагеря «Ленок». Свернули в деревню Ногино, чтобы изучить исток Тезы в Ногинском болоте и посмотреть Алексеевскую усадьбу, построенную по планам Петергофа (единственная в области усадьба такого типа). Подойти к истоку Тезы близко не удалось - помешало непроходимое болото; усадьба находится в частном владении и недоступна для посетителей.

Стоянка в березовой роще в 700-х метрах от деревни Ногино. Ночевка на берегу пруда, неудачная (подойти к воде оказалось невыполнимой задачей, все берега заболочены). Удобное место для стоянки оказалось за забором, на частной территории. Ночное нашествие кабанов и охотников. Случай с падающим деревом (у страха глаза велики!).

День третий, 10 августа

Отправление в 11-00. Поиски воды для помывки. Выход к каналу Волга-Уводь. Яблоня на месте бывшей деревни (вкусные яблочки, спасибо). Ариша жалуется на боль в щиколотке. Наложен эластичный бинт, йодовая сетка.

Внезапно натолкнулись на остатки мощеной дороги прямо по берегу канала. Попавшийся навстречу велосипедист (житель д.Рыжово) рассказал, что здесь пролегала дорога к княжеской усадьбе в Ногино, обитателями ее и мостилась. Данные сверены по карте XVIII века и плану генерального межевания (от Н.Н.Тяпкова), действительно, дорога есть. Проходит восточнее искомой дороги и ведет на с. Острецово (сейчас - Родниковский район).

Привал в с.Еропкино. беседа с местными жителями. По их словам, дорога действительно проходила через село, шла через лес. Но сейчас в лесу следов дороги не осталось, но в самой деревне - следы точно есть.

Путь на с.Неданки, через поле и арыки прослеживаются следы бульваров, местами попадаются березы (там, где и полагается им быть, ориентируясь на следы бульваров). Искомая дорога четко прослеживается. Не доходя 1,5 км до Неданок, вышли на бетонку (ведет от трассы Плес-Приволжск). В одном месте бетонные плиты содраны, под ними - «слоеный пирог». Сверху вниз: бетонная плита, асфальт 80-х годов XX века (по словам аборигенов), булыжная мостовая. Дорога ведет до трассы Приволжск - Вичуга. Прошли по трассе около 200 метров - свернули к устью Неданки (впадает в Таху). Вдоль Неданки местами прослежено булыжное мощение. Установка лагеря на берегу Тахи, напротив д.Карбышево (в четком соответствии с картами - современной и XVIII века). При этом, навигатор дает мост на расстоянии примерно 3,5 км от лагеря. Перед отбоем - лекция по астрономии. Лунная дорожка. Ночью в Тахе купались кабаны (метрах в 100 от лагеря). Самая лучшая ночевка в хозяйственном и гигиеническом отношении.

День четвертый, 11 августа

Исследован участок тракта вдоль р.Таха. Поиск переправы через Таху у д.Карбышево не принес результата. По свидетельству местных жителей, переправа была с давних времен и на одном и том же месте, но со строительством плотины была демонтирована. Нам удалось обнаружить остатки переправы в воде у берега Тахи. Отряду пришлось сделать крюк протяженностью 5 км Колышино-окраина Приволжска-Василево-Карбышево (через плотину) для того, чтобы переправиться на другой (южный) берег Тахи. От Приволжска путь проходил по бетонке. В Карбышево под бетонными плитами обнаружены следы булыжного мощения. Пройден путь по бетонке Карбушево-Благинино-Федорищи (по словам местных жителей, под бетонными плитами - грунтовая дорога). Также изучены остатки дороги с мощением через село Андреевское. У Федорищ навстречу выехала маршрутка Приволжск-Федорищи-Сараево, она стала «первой ласточкой» скорого финиша. Третий и четвертый дни экспедиции - самые сложные и в плане пройденного расстояния, и в плане исследования. От Федорищ - дорога насыпная, все сбили ноги.

Привал в д.Анненское. Лагерь - в 50 м от деревни (река пересохла, поэтому поставили лагерь ближе к колодцу). В деревне - 4 постоянных жителя, все старики. Запущенный колодец. В 20 метрах от лагеря - река Криуля, но высохшая, заросшая. По свидетельству местных, в прошлом река была широкая (на льдинах катались в половодье) и глубокая (купали в реке коней, кони плыли, не доставая дна). На перекрестке у деревни, по словам местных, раньше была часовня (церковь?), легенды о захороненном самоубийце. Странный случай ночью: около двух часов в совершенно пустом поле слышалась песня. При этом, лунная, светлая ночь позволяла внимательно наблюдать за местностью. Никаких следов присутствия компаний или туристов не было обнаружено. Вопрос о том, кто пел в поле у д.Анненское, остался одной из загадок.

День пятый, 12 августа.

Исследован участок пути Анненское-Полозищи-Рождествено-Щербинино-Грязки (все - на старой карте есть, как и мост через реку Чернава у д.Грязки). Первый привал на канале Волга-Уводь, канал запущен. Магазин в селе Рождествено - первый на пути, не считая окраины Приволжска. Дорога идет в объезд села, по ней ходит автобус. Но прослеживаются следы мощения на самой старой улице - Центральной. Церковь запущена, по виду - недействующая, но местные говорят, что периодически идут службы. Один из самых коротких участков пути. В Рождествено найден кованый гвоздь (предположительно, от телеги).

Ночевка в д.Грязки. проблема с водой. Река Чернава заросла, запружена бобрами, к воде не подобраться. В деревне проблема с водой. Утром журавли приходят в деревню и криком просят воды. Колодец-журавль старый, прогнивший, самая плохая вода за все время. Помывки прямо у колодца. Сбор крыжовника на заброшенном огороде. В Грязках - 3 постоянных жителя и пара дачников. Ночевка на противоположном Грязкам берегу Чернавы, на месте бывшей деревни Васильки (по словам местных, а по карте - Ярцево).

День шестой, 13 августа.

Исследован участок тракта Грязки-Васильчинино-Сараево. На дороге обнаружен кованый подковный гвоздь. Поиск места для стоянки на берегах реки Нозыга. По кабаньим тропам был обнаружен бочажок, на берегу которого и поставлен лагерь. Пережили ливень, две грозы (одна - со смерчем). К ноге Дениса присосалась пиявка во время мытья посуды в реке. Банный день. Купание. Обустройство лагеря на 2 ночи.

День седьмой, 14 августа.

Поход в село Сараево, встреча с местными жителями. Депутат местного сельсовета Елена Владимировна показала нам село, место, где была Суворовская школа. По ее словам, председатель колхоза лет 35-40 назад приказал разобрать школу на кирпичи для ремонта дороги. Действительно, многие дорожки в селе выложены старым красным кирпичом.

Осмотр церкви. Импровизированная лекция о фресках как важном элементе духовной культуры нашего народа.

Главная улица села носит имя А.В.Суворова. Есть развалины двухэтажного дома (типичная застройка XIX в. - 1 этаж каменный, 2 этаж - деревянный, бревенчатый). По славам местных жителей, дом принадлежал местному купцу, фамилию жители не назвали (забыли). Но на кладбище за церковью были обнаружены сваленные в одну кучу и заросшие бурьяном могильные камни из черного мрамора. На двух камнях удалось прочесть надписи. Оказалось, что плиты - с могил Татьяны Сухаревой, жены Нерехтского купца (1851-1910) и Сухарева Василия (1876-1896), по-видимому, сына.

Приезд Волынкина О.В. Вырезание идола Велеса из черемухового пня. Встреча Нового года археологов с сосисками, арбузом и соком. Праздничный ужин. Ночные посиделки. Орлятский круг у костра, песни. Беседа с Волынкиным О.В. Ночная гроза со штормовым ветром.

День восьмой, 15 августа, День археолога.

11-00 - торжественное вступление отряда в село Сараево с гимном отряда «Шестой легион» и боевым знаменем Русского географического общества. Общение с представителями прессы. Осмотр прицерковного кладбища. На пути домой - беглый осмотр церкви в с.Погост (единственная в области церковь с двумя колокольнями). Возвращение к школе.



Заключение

Первая Суворовская экспедиция стала очередной проверкой «на прочность» членов отряда «Шестой легион» и прекрасным, незабываемым приключением. Мы не только прошли порядка 70 километров в достаточно сложных погодных условиях (жара, засуха, острая нехватка воды), но и узнали много нового об истории родного края. Результаты Первой Суворовской экспедиции в рамках проекта «Тракт» получили высокую оценку ученого и попечительского советов Ивановского отделения Русского географического общества.

Практическими результатами экспедиции могут быть:

- возникновение новых музейных объектов;

- включение Аракчеевского тракта в перечень достопримечательностей области как самостоятельного комплексного турпродукта;

- рост престижа Ивановской области на рынке туристических программ;

- и, наконец, создание дополнительной базы для разработки образовательных программ и программ патриотического воспитания учащейся молодёжи.

В заключение хотим сказать, что наша работа будет продолжена. Надеемся, что нас ждут новые путешествия и новые открытия.

© 2010-2022