Планирование - образовательная программа Солнышко

Раздел Дополнительное образование
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казённое учреждение

дополнительного образования детей

«Центр детского творчества села Амурзет»

РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДЕНО

Протокол педагогического совета приказом директора МКУ ДОД «ЦДТ с. Амурзет» №_____от____________20____год ______________________________Е.В.Ярополова

№______от______________________20_____год



ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

КРУЖКА ИЗО «СОЛНЫШКО»

Возраст обучающихся 8 - 17 лет

Срок реализации - 4 года



Автор - составитель:

Дьяченко Александр Радионович

педагог дополнительного образования










с. Амурзет

2015г.

2

Содержание

  1. Пояснительная записка______________________________________3-5

  2. Содержание программы ___________________________________ 5-8

  3. Учебно - тематические планы 1- 2 года обучения_______________9

  4. Учебно - тематические планы 3- 4 года обучения_______________10

  5. Методическое обеспечение___________________________________11

  6. Ожидаемые результаты 1-2 года обучения ______________________11

  7. Ожидаемые результаты 3-4 года обучения ______________________12

  8. Список литературы__________________________________________13



































3

Пояснительная записка


Нормативные документы используемые при разработке программы:

  • Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

  • Федеральный государственный стандарт;

  • Конвенция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

  • Санитарно - эпидемиологические требования, к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (СанПиН 2.4.4.3172-14);

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

  • Концепция развития дополнительного образования до 2017 года;

  • Целевая программа развития дополнительного образования в РФ регионального уровня;

  • Национальная стратегия действий в интересах детей.

Художественное образование и эстетическое воспитание обучающихся полагает овладение простейшими умениями и навыками в изобразительном искусстве, самостоятельное составление композиций, ознакомление с творческим наследием известных художников прошлого, настоящего, развитие и формирование творческих способностей, художественных интересов и потребностей.

Данная программа составлена на основе программ для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Внеурочные занятия.

Методика занятий соответствует программе «Изобразительное искусство» по учебнику В. С. Кузина.

Целью данной программы является: формирование эстетической и духовной культуры и потребности постоянно общаться с изобразительным искусством.

Основные задачи программы

Образовательные

-научить основам рисования с натуры по памяти и по воображению;

-научить обращать особое внимание на изучение и передачу в рисунках формы, пропорций, объема, перспективы, светотени, композиции;

-научить использовать художественные материалы и технику;

4

-познакомить с декоративно - прикладным творчеством;

-научить пользоваться компьютерными технологиями для использования в изобразительном творчестве.

Развивающие

- развивать культуру в творческом процессе;

- формировать пространственные представления, художественно-образное восприятие действительности;

- формировать знания, умения и навыки для самосовершенствования.

Воспитательные

-воспитывать у подростков желание самостоятельно заниматься изобразительным искусством, сознательно применять полученные знания в творческих работах;

-знакомить с графическим наследием выдающихся художников прошлого и настоящего, ролью рисунка в их творчестве;

-воспитывать у обучающихся уважительное отношение к труду художников.

Цель учебно - воспитательных занятий курса заключается в усвоении нового материала и закреплению навыков и знаний в практической работе.

Актуальность данной программы - в обеспечении непрерывного образовательного процесса как дополнительного образования с более углубленным развитием обучающихся в области изобразительного творчества, так и общего образования. Поддержка интереса у творческих детей.

Новизна данной дополнительной образовательной программы «Солнышко» состоит в том, что её содержание не ограничивается использованием только традиционных методов обучения рисованию. В программу включены занятия на компьютерах, изготовление декоративных поделок.

Изобразительное искусство - это большой творческий процесс, требующий индивидуального подхода к творческим возможностям обучающихся.

В кружок изобразительного искусства "Солнышко" принимаются мальчики и девочки, желающие систематически заниматься этим видом творчества, прошедшие собеседование.

Программа рассчитана на обучающихся 8 -17 лет.

Начальный возраст занятия изобразительным творчеством 8 - 12 лет.

Приём начинающих и уже занимавшихся производится в сентябре каждого года.

Однако это не исключает возможность приёма и комплектования учебных групп на протяжении календарного года.

5

Для проведения занятий создаются группы, количество которых зависит от общего числа занимающихся, их возраста и уровня подготовки.

Занятия проводятся по группам, при участии в конкурсах могут проводится совместно.

Механизм реализации программы

Данная образовательная программа рассчитана на 4 года обучения.

Первый год обучения - два занятия по 2 академических часа - за год 144 часа

Второй год обучения - три занятия по 2 академических часа - за год 216 часов.

Третий год обучения - три занятия по 2 академических часа - за год 216 часов.

Четвёртый год обучения - три занятия по 2 академических часа - за год 216 часов.




Содержание программы

Содержание курса «Рисунок» составляет рисование с натуры, по памяти и по воображению различных предметов и явлений окружающего мира, создание графических композиций на темы окружающей жизни, беседы об изобразительном искусстве.

Рисунок представляет собой своеобразный стержень, на котором держится все изобразительное искусство. Об этом неоднократно говорили и писали великие мастера изобразительного искусства. К. Брюллов: «Рисовать надобно уметь прежде, нежели быть художником, потому что рисунок составляет основу искусства; механизм следует развивать от ранних лет, чтобы художник, начав размышлять и чувствовать, передал свои мысли верно и без всякого затруднения; чтобы карандаш бегал по воле мысли...»

Рисунки, наброски и зарисовки Леонардо да Винчи, Рембрандта, А. Дюрера, И. Репина, В. Сурикова, В. Серова, И. Шишкина, Ф. Васильева, А. Пластова и многих, многих других знаменитых художников"- это настоящее богатство, неисчерпаемый источник вдохновения.

Особая роль рисунка в изобразительном творчестве объясняется тем, что в процессе рисования, прежде всего рисования с натуры, можно непосредственно изучать форму, пропорции, конструктивное строение, пространственные отношения, перспективные сокращения и изменения формы, светотень, фактуру (материал, из которого сделан предмет).

Любая композиция (графическая, живописная, скульптурная и т. д.) начинается с рисунка, с композиционных набросков, эскизов. Незаменим быстрый рисунок - наброски, зарисовки - при изображении быстро движущихся объектов, передаче плывущих по небу облаков, порыва ветра, всплеска волны и т. п.

6

Рисованию с натуры.

В первый год обучающиеся рисуют с натуры в классных условиях предметы, расположенные фронтально, без передачи объема и перспективных сокращений формы, то есть с 1 года начинается изучение простейших закономерностей конструктивно-геометрического строения формы.

Со второго года начинается изучение особенностей линейной и воздушной перспективы, светотени. Более обстоятельно и глубоко они усваиваются на третьем и четвертом году обучения. С этого же года глубже проводится анализ конструктивно-анатомического строения животных, фигуры человека.

Во втором, третьем и четвертом годах все начальные сведения о закономерностях композиции, конструктивного строения предметов, перспективы, светотени, о фактуре предметов, технике и приемах выполнения рисунков, выразительных особенностях художественных материалов систематизируются.

В процессе непосредственного изображения обучающиеся должны осознанно и творчески использовать эти закономерности, добиваясь выразительности и образности рисунков. Этому способствует ознакомление с творчеством известных художников, их манерой работы, их мыслями и представлениями об искусстве. Отдельные объекты изображения, имеющие небольшие размеры (листья деревьев, игрушки и т. п.), раздаются на парты.

Предметы, имеющие относительно крупные размеры (вазы, гипсовые орнаменты и т. п.), устанавливаются на специальных подставках или прикрепляются к классной доске. Натюрморты устанавливаются на подставках, ниже уровня горизонта. В зависимости от наполняемости группы натурных постановок должно быть не менее 2-4 штук.

С первого года обучения ребята выходят на пленэр (на пришкольные участки, в скверы, парки и т. п.) и постигают навыки рисования природы, архитектурных сооружений, животных, машин.

Большое значение приобретает создание натюрмортного фонда, подбор гипсов и постоянное их накопление.

Раздел «Рисование на темы» является одним из важнейших разделов, позволяющих в полной мере проявить творческую инициативу, художественные способности, свободу воображения, фантазии школьников.

Как правило, рисунки на темы являются своеобразным показателем уровня освоения разнообразных теоретических сведений, основ изобразительной грамоты (строения формы, конструкции, объема, композиции, светотени, фактуры г. п.) и уровня практического овладения этими теоретическими основами и правилами рисования.

Круг тем предлагается педагогом или участием в конкурсах. Композиции могут быть самыми разнообразными: семья, школа, зоопарк, летние и зимние развлечения, спорт, времена года, исторические темы и т. п.

7

Как правило, выполнению тематического рисунка предшествует целенаправленная подготовительная работа по заданию педагога - предварительные наблюдения, сбор иллюстративного материала, выполнение

набросков и зарисовок. Тематические рисунки выполняются самыми разнообразными художественными материалами.

Раздел «Декоративно-прикладное искусство» с первого года обучения рассматриваются и изучаются традиции народных промыслов, народный костюм. Осваиваются основы строения орнаментов, узоров и декоративного рисования. Возможны варианты изготовления декоративных поделок, объемных картин, работа по метало - фольге и изделий из соломки и т. д..

Декоративно - прикладное искусство - это образный язык, ему свойственны конструктивность, ясность формы. С каждым новым этапом обучения, требования к качеству и художественному образу в работе повышается .

Раздел «Компьютерная графика». Этому разделу уделено не менее 20% времени на работу с компьютером, где ведётся изучение графических редакторов и новых программ. Творческие работы созданные с помощью современных технологий участвуют в конкурсах. Работа с ИКТ позволяет разнообразить занятия в кружке.

Раздел «Скульптура» Объём - основа языка скульптуры. Отличие от других видов творчества, трёхмерность пропорции и фактура. Этот вид творчества необходим для развития моторики рук, зрительного и целостного понимания фигур в объёме и в пространстве. Скульптура служит и для большего понимания света - тени для начального этапа обучения, и лепка фигур в движении, и мимики человеческого лица для старших групп. Это творчество дополняет и усиливает творческое развитие личности.

Во время выполнения композиций полезно демонстрировать репродукции или слайды с произведений художников на темы, аналогичные темам детских рисунков. Значительный эффект дает и сравнение композиционных приемов, используемых разными обучающимися.

Большое внимание уделяется ознакомлению обучающихся с различными художественными материалами и обучению работы с ними. Каждый материал имеет свою выразительно-изобразительную специфику, свои изобразительные возможности. Графитный карандаш, цветные мелки, фломастер, акварель, тушь, гуашь, перо, цветная бумага - со всеми этими материалами ребята знакомятся с первого года обучения. Постепенно они начинают предпочитать некоторые из этих материалов, у них развивается индивидуальный вкус и формируется свой индивидуальный художественно-образный язык. Однако ряд заданий должен выполняться всеми обучающимися одним и тем же материалом. Это необходимо для того, чтобы на практике познакомиться со спецификой всех художественных материалов.

Все задания носят или относительно длительный характер (3-6 ч), или кратковременный, быстрый - наброски и зарисовки (10-20 мин).

8


Для поощрения творчества детей следует как можно чаще проводить конкурсы на лучший рисунок, отчетные выставки (за полугодие, за год), а также выставки репродукций рисунков художников. Чтобы эти выставки превратились в настоящий праздник, необходимы хорошие предварительная организация и само проведение выставки.

В соответствии с возрастными особенностями обучающихся с первого года обучения следует уделить рисованию с натуры 30% учебного времени, на композицию - 20-30%, на наброски - 10%, на работу по представлению и по памяти - 50-30%.

Постепенно значение рисования с натуры значительно усиливается в связи с его огромными возможностями в изучении формы, конструкции предмета, в закономерностей светотени и т. п.

В данной программе 10% - 30% времени отдаётся и на компьютерные технологии.

Данная программа является модифицированной и носит изобразительно творческую направленность.




























9


Учебно-тематический план первого года обучения

Наименование

раздела

Количество

часов

Теория

Практика

1

Рисование с натуры

34

2

32

2

Рисование на темы

58

1

57

3

Декоративное - прикладное творчество

12

2

10

4

Компьютерная графика

18

1

17

5

Скульптура

4


4

6

Конкурсы и выставки

10

1

9

7

Воспитательная работа

2

1

1

8

Работа с родителями

2

2


9

Стартовые и промежуточные аттестации. Итоговые занятия, экзамен

4


4


Итого:

144

10

134



Учебно-тематический план второго года обучения

Наименование

раздела

Количество

часов

Теория

Практика

1

Рисование с натуры

54

2

52

2

Рисование на темы

30

1

29

3

Декоративное - прикладное творчество

34

1

33

4

Компьютерная графика

48

1

47

5

Скульптура

4


4

6

Конкурсы и выставки

32

1

31

7

Воспитательная работа

4

1

3

8

Работа с родителями

4

4


9

Стартовые и промежуточные аттестации. Итоговые занятия, экзамен

6


6


Итого:

216

11

205


10


Учебно-тематический план третьего года обучения


Наименование

раздела

Количество

часов

Теория

Практика

1

Рисование с натуры

60

2

58

2

Рисование на темы

54

1

53

3

Декоративное - прикладное творчество

18

1

17

4

Компьютерная графика

27

1

26

5

Скульптура

3


3

6

Конкурсы и выставки

42

1

41

7

Воспитательная работа

4

1

3

8

Работа с родителями

4

4


9

Стартовые и промежуточные аттестации. Итоговые занятия, экзамен

4


4


Итого:

216

11

205

Учебно-тематический план четвертого года обучения


Наименование

раздела

Количество

часов

Теория

Практика

1

Рисование с натуры

54

2

52

2

Рисование на темы

30

1

29

3

Декоративное - прикладное творчество

34

1

33

4

Компьютерная графика

48

1

47

5

Скульптура

4


4

6

Конкурсы и выставки

32

1

31

7

Воспитательная работа

4

1

3

8

Работа с родителями

4

4


9

Стартовые и промежуточные аттестации. Итоговые занятия, экзамен

6


6


Итого:

216

11

205


11


Методическое обеспечение программы

  1. Класс для изобразительного искусства, компьютерный класс.

  2. Техническое оснащение: мольберты - 8 шт., столы, компьютер, проектор, экран.

  3. Наборы красок (БУ) акварельные и гуашевые.

  4. Карандаши цветные.

  5. Наглядность: плакаты по цветоведению, декоративному искусству, линейной перспективе.

  6. Коллекция презентаций по изобразительному искусству.


Ожидаемые результаты по данной программе:

Для вновь поступающих обучающихся для определения уровня знаний, умений и навыков проводятся стартовая и промежуточная аттестация. В конце учебного года проводится ряд итоговых самостоятельных работ.

По композиции тема выбирается самостоятельно или задаётся на определённую тему.

Время работы от 4 часов до 9 часов, формат A3. Для рисунка ставится натюрморт из трёх геометрических (желательно гипсовых) предметов.

По живописи выбирается натюрморт из предметов быта.

К концу первого года обучения обучающиеся должны:

-владеть элементарными приёмами изображения пространства (дальше - меньше, ближе - больше, загораживание);

-владеть навыками выразительного использования гуаши, акварели, восковыми мелками, графитными карандашами;

-применять элементы перспективы в архитектуре и окружающей среды;

-владеть навыками росписи по бумаге (Хохлома; Дымковская; Городецкая);

-знать термины: «живопись», «скульптура», «натюрморт», «портрет», «пейзаж».

К концу второго года обучения обучающиеся должны:

-делать по наблюдению зарисовки с натуры человека, отдельных предметов.

-цветом передавать пространственные планы, изображать природу и постройки располагая в пространстве.

-передавать своё отношение к изображаемым событиям, используя для этого возможности композиции, рисунка, цвета.

-конструировать объёмные формы, усложняя их декоративными деталями.

-участвовать в конкурсах и выставках.

12

К концу третьего года обучения обучающиеся должны:

-знать основные виды и жанры изобразительного искусства;

-работать с натуры в живописи и в графике над натюрмортом и портретом;

-добиваться тональных и цветовых градаций при передачи объема;

-передавать при изображении предмета пропорции и характерные формы;

-передавать пространственные планы в живописи и графике с применением знаний линейной и воздушной перспективы;

-передавать при изображении головы человека, пропорции и характерные черты лица.

К концу четвертого года обучения обучающиеся должны:

-уметь различить по стилистическим особенностям декоративное искусство разных времён;

-отражать в рисунках и проектах единство формы и декора (на доступном уровне);

-уметь выполнять художественные элементы в оформлении конкретных праздников, стенгазет и интерьеров;

-уметь понимать суть художественно - образную условность книжной иллюстрации;

-эффективно использовать художественные навыки при работе над композицией.























13

Список литературы:

1. Программа для внешкольных учреждений общеобразовательных школ Внеурочные занятия с учащимися начальных классов. Москва «Просвещение» 1988 г.

2. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной

школе. Издательский центр «Академия». - 1999 т. Н. М. Сокольникова

3. Методика организации уроков коллективного творчества.

Планы сценарии уроков изобразительного искусства.

Колякина В. И. М.Гумани. изд. Центр ВЛАДОС - 2002г.

4. Учебное рисование. Н, П, Костерин Москва «Просвещение» 1980

5. http: //dop-obrazovanie.com/

6. . vneshkolnik.ru/

7. методкабинет.рф/



© 2010-2022