Разработка занятия Образовательные технологии как основа развития образовательного процесса в программе «Прикладная механика в картинге»

Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Разработка занятия Образовательные технологии как основа развития образовательного процесса в программе «Прикладная механика в картинге»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

"Центр внешкольной работы"







Образовательные технологии

как основа развития

образовательного процесса

в программе

«Прикладная механика в картинге»



















Разработали:

Юсупов Ю.К., Мамонтов С.И.,

педагоги дополнительного образования

МБУ ДО «Центра внешкольной работы», г. Салехард













Салехард, 2015г.


Образовательные технологии как основа развития

образовательного процесса в программе

«Прикладная механика в картинге»

Отправной точкой в своей работе мы считаем привитие детям любви к технике, к картингу: техническое обслуживании его, управление картом, овладение спортивно-техническим мастерством.

Конечная цель: помочь детям в профессиональном самоопределении в отраслях связан­ных с транспортом, с военной промышленностью и др. Мы считаем, что занятие картингом не самоцель, а средство подготовки к службе в рядах вооруженных сил России, получении профессионального образования, адаптации в обществе. Это соответствует идее социализации.

В центре технического образования лежат ценности технического творчества детей, умение применять полученные знания и умения в даль­нейшей жизнедеятельности. За несколько лет своей профессиональной деятельности мы на практике убедились, что качество и эффективность образовательного процесса зависит от применения современных образова­тельных технологий. При построении образовательного процесса мы ис­пользуем следующие технологии:

1. Технология индивидуализации. Только в рамках индивидуальной работы можно добиться качественного освоения практическими и трудо­выми умениями и навыками. Поэтому систематически организуем само­стоятельную работу.

2. Однако эффективность индивидуальной работы будет выше, если ее сочетать с группой работой. При применении групповой техноло­гии мы обучающихся делим на группы численностью 3-5 человек для решения конкретных учеб­ных задач. Каждая группа получает определен­ное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его. Затем идет обсуждение групповых заданий и подведение итогов. Си­стематически используется разновидность групповой работы - парная работа.

3. Эффективность групповой работы будет выше, если групповые задания выполнять в рамках игровой деятельности (деловой игры). Игро­вые технологии выступают эффективным средством активизации позна­вательной деятельности учащихся.

4. Нами практикуется опережающее обучение. Плакаты и модели технических узлов карта мы предлагаем учащимся в качестве источника информации, средства познания. После эвристической беседы при работе с иллюстративным материалом мы проводим теоретическое обобщение.

5. По-прежнему нами также используется технология традицион­ного обучения. Но так как цели традиционного обучения (ТО) ориентиро­ваны преимущественно на ЗУН, а не на развитие личности, то в рамках, ТО мы применяем дидактические приемы вышеназванных образователь­ных технологий.

Однако ФГОС второго поколения ориентированы на развитие лич­ности, на формирование универсальных учебных действий (УУД). По­этому мы переосмыслили некоторые основы своей педагогической дея­тельности.

За основу подготовки, проведения и анализа учебных занятий нами положен системно-деятельностный подход.

Деятельностный компонент нами практически реализуется: на наших занятиях обучающиеся постоянно в деятельности: ставится цель, отбираются средства ее достижения, планируется процесс достижения цели. Но системный компонент требует освоения. Резервы видим в кон­струировании учебного занятия как системы, понимания деятельности как системы и др.

Цель на каждом конкретном учебном занятии должна быть направ­лена на раскрытие социальной, практической и личностной значимости изучаемого содержания учебного материала.

Мы приходим к осознанию того, что нельзя ограничиваться только целью, поставленной нами, необходимо добиваться принятия цели обуча­ющимися.

Цели воспитания и развития мы связываем с формированием и раз­витием УУД:

1. Личностные действия. Личностные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся. Поэтому на занятиях изу­чаем не только устройство карта, его техническое обслуживание, вожде­ние карта и др. Но и рассматриваем вопросы безопасности жизнедеятель­ности, экологии окружающей среды и др.

Для понимания смысла учения необходимо осуществление мотива­ции учения, понимания учащимися того, ради чего познавательная дея­тельность осуществляется. Поэтому резервы мы видим в усилении про­блемности в обучении.

2. Познавательные действия. Умения учиться. Это и познаватель­ные умения, и способы умственных действий (мыслительные операции). Для формирования названных действий (умений) ставим задачу формиро­вания у обучающихся знаний о способах деятельности.

3. Коммуникативные действия. Коммуникативные действия обес­печивают учет позиции других людей, партнеров по общению или дея­тельности, умение слушать и вступать в диалог, участие в коллективном обсуждении проблем и др. Резервы мы видим в более широком примене­нии групповых технологий. В рамках групповых технологий обучающи­еся включаются в коллективный поиск, учатся понимать друг друга, ар­гументированно высказываться, принимать коллективные решения.

4. Регулятивные действия. Это организационные умения: ставить цель, задачу, планировать деятельность по ее достижению, прогнозиро­вать ожидаемый результат, вносить необходимые коррективы. Резервом является усиление сотрудничества в обучении.

В качестве иллюстрации сказанного мы приведем научно-методиче­скую разработку учебного занятия.

Тема «Развитие у учащихся ценностного отношения к экологии окружающей среды в процессе освоения образовательной программы «Прикладная механика в картинге»

Описание учебного занятия

Описание учебного занятия представлено в опорной карте занятия. В карте раскрыта структура каждого этапа занятия: цель и задачи этапа, сущность учебного содержания, применяемые методы обучения, формы организации познавательной деятельности учащихся.

Опорная карта занятия

Этап занятия

Задачи этапа

Учебное содержание

Методы обучения

Орг. формы позн. дея­тель.

1. Организаци­онный момент

Организация обучающихся по достижению цели занятия.

Группообразование, название групп в соот­ветствии с содержанием деятельности

Словес­ный, практиче­ский

Фрон­тальная, групповая, индивиду­альная.

2. Постановка цели, создание проблемной си­туации.

Выявление проблемы, при­нятие обучающимися темы и цели занятия.

Создание проблемной ситуации в процессе езды карта, включение обучающихся в процесс по­становки цели, темы за­нятия

Нагляд­ный, про­блемно-поиско­вый, моз­говой штурм

Групповая, индиви­дуальная

3. Установочный доклад педагога (лекция с эле­ментами эври­стической бе­седы).

Сообщение необходимой информации, ее актуализация для работы в группах и про­работки темы


Выделим две проблемы, связанные с формирова­нием экологического со­знания в процессе заня­тий картингом в СЮТ:

Во-первых, это осознание проблемы экологии окружающей среды, с тем, чтобы за­нять активную жизнен­ную позицию по работе с населением по про­блеме экологии.

Во-вторых, это умение устранять при­чины технического ха­рактера при обслужива­нии и эксплуатации карта с тем, чтобы уменьшить массу ток­сичных выхлопных га­зов.

Лекцион­ный, эв­ристиче­ская бе­седа

Фрон­тальная в сочетании с индиви­дуальной

4. Работа в груп­пах, теоретиче­ский этап

Формирование знаний, специ­альных учеб­ных умений, универсальных учебных дей­ствий: интел­лектуальных и коммуникатив­ных умений

Обучающиеся выпол­няют групповые задания с использованием памя­ток о внутригрупповой дискуссии, о выделении главного

Самостоя­тельная работа, дискусси­онный, мозговой штурм

Групповая в сочета­нии с ин­дивиду­альной

5. Обсуждение групповых зада­ний

Формирование знаний, специ­альных учеб­ных умений, универсальных учебных дей­ствий: интел­лектуальных и коммуникатив­ных умений

Заслушиваются и об­суждаются сообщения групп, задаются во­просы, педагог проводит обобщение, выставля­ется оценка в баллах каждой группе. При об­суждении

Заслуши­вание до­кладов, эвристи­ческий, дискусси­онный

Фрон­тальная, групповая, индивиду­альная

6. Подведение итогов. Рефлек­сия деятельности

Формирование рефлексивных умений

Обсуждение вопросов:

- что было нового, инте­ресного на занятии?

- какие встретили за­труднения?

Эвристи­ческий, дискусси­онный

Групповая, индивид., фронталь­ная

7. Эмоциональ­ная разрядка

Переключение обучающихся с интеллектуальной на эмоциональ­ную сферу

Свободный заезд на кар­тах без специальных установочных заданий с пожеланием насла­ждаться ездой




4. Конспект учебного занятия

Название темы занятия. Развитие у обучающихся ценностного отношения к экологии окружающей среды в процессе освоения образо­вательной программы «Прикладная механика в картинге»

Цель занятия: Продолжить воспитание самостоятельности, това­рищества, коллективизма, развитие экологического сознания, мышления, коммуникативных и познавательных компетенций в процессе формирова­ния знаний по подбору топливного жиклера карбюратора карта.

Подробный конспект занятия (с описанием содержания и актив­ных методов обучения).

Начало занятий происходит на картодроме.

Организационный момент, группообразование.

Педагог: Ребята сегодня наше занятие начинается на картодроме. Для работы предлагаю разбиться на две группы: экологи и механики. Назначаю в каждую группу по два человека (в группу назначается один сильный и один слабый обучающийся), которые доберут в свою группу остальных и необходимо выбрать командира группы (быстро завершается образование групп и ребята выбирают командиров).

Постановка цели, создание проблемной ситуации.

Демонстрируется езда двух картов: один идет ровно, легко наби­рает скорость, другой идет рывками, «захлебывается», у него заметен бо­лее сильный выхлоп газов и более темного цвета.

Задание каждой группе: «исходя, из рода вашей деятельности обо­значить проблему и сформулировать тему занятия». С использованием дискуссионного метода и метода мозгового штурма в группах были под­няты проблемы технического (почему второй карта не может набрать нормальный ход) и экологического характера (выхлопные газы у второго карта сильнее засоряют окружающий воздух).

(продолжение занятия в учебном кабинете)

Педагог: И так мы выделили две проблемы (эти проблемы прогова­риваются вместе с учащимися). Давайте объединим эти проблемы. После дискуссии сформулировали: «Устранить неисправности в карбюраторе второго карта, чтобы снизить засорение окружающего воздуха выхлоп­ными газами».

Педагог. Скажите ребята эта проблема только у нас или имеет гло­бальный мировой характер?

Ответ. Проблема имеет глобальный мировой характер.

Педагог. Можете предложить меры по улучшению экологии окру­жающей среды, которые, мы можем воплощать прямо сейчас, и какова бу­дет тема нашего занятия?

В процессе фронтальной эвристической беседы была определена тема занятия и сформулирована цель: «Принятие активной позиции уча­щихся по проблеме формирования экологического сознания у населения».

Установочный доклад педагога (лекция с элементами эвристиче­ской беседы).

Выделим две проблемы, связанные с формированием экологиче­ского сознания в процессе занятий картингом в СЮТ:

Во-первых, это осознание проблемы экологии окружающей среды, с тем, чтобы занять активную жизненную позицию по работе с населением по проблеме экологии.

Во-вторых, это умение устранять причины технического характера при обслуживании и эксплуатации карта с тем, чтобы уменьшить массу токсичных выхлопных газов.

Содержание доклада. Человечество подошло сейчас к небывалой ступени своего развития, земные проблемы стали глобальными.

По данным прогнозам в начале века будут усугубляться и расши­ряться кризисные явления - прежде всего:

  1. Энергетический кризис. Это потребует от ученых активного по­иска новых источников энергии.

  2. Обострение проблемы засорения атмосферы и водных ресурсов.

  3. Глобальное изменение климата, усиление действия стрессовых факторов.

  4. Перенасыщенность населения земли, большая нехватка продоволь­ствия и пр.

В жизни современного человека все большее место занимают про­блемы, связанные с безопасностью жизнедеятельности. К опасным и вредным факторам естественного происхождения прибавились многочис­ленные негативные факторы антропогенного происхождения (шум, виб­рация, электромагнитные излучения и др.). Резкое увеличение антропо­генного давления на природу привело к нарушению экологического рав­новесия и вызвало деградацию не только среды обитания, но и здоровья людей.

Развитие техносферы ведет к повышению не только качества жизни, но и уровня опасности для жизнедеятельности человека. Антропогенные изменения окружающей среды приобрели такие размеры, что человек сам стал жертвой своей техногенной деятельности. Снижение качества среды обитания негативно отражается на эффективности труда и отдыха, про­должительности жизни, состоянии здоровья.

Социальные и экономические потери общества от природных и тех­ногенных катастроф растут стремительными темпами. Поэтому одной из важнейших проблем, от решения которой зависит безопасность общества и его устойчивое развитие, является борьба за снижение риска природных и техногенных катастроф.

В современных условиях в атмосферу попадает более 400 млн. т ча­стиц золы, сажи, пыли и разного рода отходов и строительных материа­лов. Кроме приведенных выше веществ в атмосферу выбрасываются и другие, более токсичные вещества: пары минеральных кислот (серной, хромовой и др.), органические растворители и т. п. В настоящее время насчитывается более 500 вредных веществ, загрязняющих атмосферу [10].

Актуальность принимает вопрос, о профилактике засорения атмо­сферы, об уменьшении вредных выбросов газов и других отработанный веществ. Как вы убедились, немаловажную роль играет подбор топлив­ного жиклера карбюратора в зависимости от температуры окружающего воздуха. Главный жиклер изготовлен по первому классу точности, про­пускное отверстие кажущееся небольшим, но даже незначительное уве­личение диаметра часто приводит к непоправимому обогащению смеси, падению мощности, перерасходу бензина и повышению содержания СО. При подготовке форсированного двигателя, при установке карбюратора

Разработка занятия Образовательные технологии как основа развития образовательного процесса в программе «Прикладная механика в картинге»РРазработка занятия Образовательные технологии как основа развития образовательного процесса в программе «Прикладная механика в картинге»ис. 1 Главный жиклер

другого типа или воздухоочистителя, необходима иная производительность главного жиклера. В этих случаях надо подобрать его опытным путем. Регулировка карбюратора - это одна из труд­нейших проблем, стоящих перед спортсменом. Регулировку двигателя нельзя подчинить каким-то правилам. Этому надо попросту научиться. Основное правило для верной настройки - избе­гать значительных изменений от базовых установок, однако важно работать

над каждым компонентом настройки поочередно, чтобы правильно оценить его влияние на работу двигателя, прежде чем приступать к настройке следующего компонента. Принципиально устрой­ство всех карбюраторов, установленных на двухтактных двигателях, а так же взаимосвязь различных систем карбюратора, отличается незначи­тельно, но перед тем, как делать любые работы с карбюратором необхо­димо проверить следующее:

1. Воздушный фильтр - должен быть свежий, чистый и смазанный;

2. Выхлопная система - должна быть стандартной (для начала ра­бот);

3. Патрубки и хомуты впуска и выпуска - должны быть плотно затя­нуты;

4. Карбюратор - должен быть чистым как снаружи, так и внутри;

5. Набор жиклеры, игла, заслонка - должен быть стандартным (для начала работ);

6. Двигатель должен быть прогрет до нормальной рабочей темпера­туры;

7. Все необходимые жиклеры должны быть в наличии [8].

Проработка содержания темы (групповая работа учащихся).

Задание группе механиков. Подготовить на основе данного текста групповой доклад о регулировке карбюратора и подбору топливного жи­клера как условие уменьшения массы выхлопных газов.

В связи со специфическим устройством карбюраторов двухтактных двигателей все системы карбюратора работают параллельно и постоянно от холостого хода и до максимальных оборотов, в зависимости от степени открытия дроссельной заслонки. Поэтому ошибка при регулировке, например, холостого хода, приведет к ошибке при подборе главного топ­ливного жиклера. Поэтому главный принцип - тщательность и аккурат­ность.

1Разработка занятия Образовательные технологии как основа развития образовательного процесса в программе «Прикладная механика в картинге». Прежде всего, надо отрегулировать уровень топлива в поплавковой

Разработка занятия Образовательные технологии как основа развития образовательного процесса в программе «Прикладная механика в картинге»

4-6 мм

Разработка занятия Образовательные технологии как основа развития образовательного процесса в программе «Прикладная механика в картинге»Разработка занятия Образовательные технологии как основа развития образовательного процесса в программе «Прикладная механика в картинге»

4-6 мм

Разработка занятия Образовательные технологии как основа развития образовательного процесса в программе «Прикладная механика в картинге»

Рис 2 Регулировка уровня топлива

камере, для чего необходимо согласно ин­струкции проверить, какой должна быть высота поплавка и отрегулировать, подги­бая язычок. Высота между верхним краем поплавка и уровнем разъема поплавковой камеры должна быть около 4-6 мм. Точ­ность этой регулировки имеет принципи­альное значение, для того чтобы уровень топлива не влиял на работу карбюратора.

2. Произвести регулировку холостого хода, так как система холостого хода работает во всем диапазоне открытия дроссельной заслонки и не правильная регулировка вносит хаос и сумбур в процесс регулировки кар-

Закручивая винт смесь богаче

Разработка занятия Образовательные технологии как основа развития образовательного процесса в программе «Прикладная механика в картинге»Откручивая винт смесь беднее

Разработка занятия Образовательные технологии как основа развития образовательного процесса в программе «Прикладная механика в картинге»



Рис.3 Регулировка холостого хода.

бюратора. Как регулируется холостой ход: Заведите и прогрейте двигатель, вращением винта качества смеси холо­стого хода установите стабильные обо­роты двигателя, вращая винт от базового положения (как правила это винт, вывер­нутый 1.5 оборота). При этом закручивая винт, вы делаете смесь богаче, откручи­вая - беднее. Винтом количества смеси установите необходимые вам обороты холостого хода.

3. Произвести регулировку переходного режима, то есть открытие

Разработка занятия Образовательные технологии как основа развития образовательного процесса в программе «Прикладная механика в картинге»

Вырез больше, смесь богаче.

Вырез меньше, смесь беднее.


Разработка занятия Образовательные технологии как основа развития образовательного процесса в программе «Прикладная механика в картинге»

Рис.4 Регулировка переходного режима

дроссельной заслонки (от 0% до 25% от­крытия дроссельной заслонки)

Работа двигателя на переходном режиме зависит, прежде всего, от правильного подбора жиклера холостого хода, пра­вильной регулировки холостого хода и величины выреза в дроссельной за­слонке. Чем больше вырез в дросселе, тем беднее смесь и наоборот.

4Разработка занятия Образовательные технологии как основа развития образовательного процесса в программе «Прикладная механика в картинге». Произвести регулировку частичного открытия дросселя (от 25% до 75% открытия дроссельной заслонки).

ИглаРазработка занятия Образовательные технологии как основа развития образовательного процесса в программе «Прикладная механика в картинге»

Перемещая стопорное кольцо по игле:

Разработка занятия Образовательные технологии как основа развития образовательного процесса в программе «Прикладная механика в картинге»Разработка занятия Образовательные технологии как основа развития образовательного процесса в программе «Прикладная механика в картинге»Разработка занятия Образовательные технологии как основа развития образовательного процесса в программе «Прикладная механика в картинге»вниз смесь богаче, вверх беднее.

Разработка занятия Образовательные технологии как основа развития образовательного процесса в программе «Прикладная механика в картинге»Разработка занятия Образовательные технологии как основа развития образовательного процесса в программе «Прикладная механика в картинге» Игла


Рис. 5 Регулировка частичного откры­тия дросселя.

В начале этого режима (от 25% до 50% открытия дросселя) играет роль только зазор между иглой и стенками тоннеля карбюратора, в котором игла перемеща­ется. Меняя диаметр иглы можно делать смесь богаче или беднее. Толще игла - смесь беднее, тоньше игла - смесь бо­гаче. Как правило, иглы различаются по диаметру цилиндрической части с ша­гом 0,01 мм. В конце этого режима (от 50% до 75% открытия дросселя) играет роль конфигурация конической части иглы и ее положение в дроссельной за­слонке. Переставляя иглу вверх или

вниз можно делать смесь богаче или беднее (вверх - богаче, вниз - бед­нее). Можно так же заменить иглу на другую, с более острым или более полным профилем конической части, острее профиль - смесь богаче, плавнее профиль - смесь беднее. Компонентом, оказывающим наиболь­шее воздействие на работу двигателя при полностью открытой дроссель­ной заслонке, является главный топливный жиклер. В действительности, только он определяет количество топлива, подаваемое в диффузор карбю­ратора, при открытии дроссельной заслонки с ¾ до полного открытия, диаметр которого необходимо подобрать при проведении данного экспе­римента [7].

Для подготовки карта к работе необходимо произвести все, ранее, описанные регулировки карбюратора.

Перед запуском двигателя, необходимо, убедиться, что поплавковая камера и линия возврата топлива заполнены бензином, и в случае холод­ного двигателя, открыть пусковой обогатитель, после чего включить за­жигание. Для более холодных условий запуска двигателя значение этого жиклера должно быть больше. Этот компонент влияет только на фазу за­пуска. После запуска необходимо закрыть пусковой обогатитель заслонки. Хорошо прогреть двигатель и начать работу по подбору главного жи­клера заранее большего размера на 5-10 единиц, а затем последовательно уменьшать сечение главного жиклера, во избежание прогара или «при­хвата» поршня.

Установка жиклера большего размера делает смесь богаче, меньшего размера - беднее. Правильность регулировки карбюратора в этом режиме проверяется либо " на слух ", что требует немалого опыта, либо по цвету изолятора свечи (см. рисунки 6, 7, 8 на с. 27).

Основным показателем правильности выбора является максимальная скорость карта. Кроме того, двигатель не должен давать перебоев и «за­хлебываться» при резком и полном открытии дроссельного золотника. Наилучший жиклер тот, при котором достигнута наибольшая скорость. Иногда для обеспечения лучшей смазки двухтактного двигателя останав­ливаются на жиклере, который дает даже немного большее (на 5-10 про­центов) обогащение. Одновременно с проверкой скорости оценивают ка­чество смеси по состоянию свечи зажигания непосредственно после работы.

Разработка занятия Образовательные технологии как основа развития образовательного процесса в программе «Прикладная механика в картинге»


Рис.6 Смесь нормальная

После пробной поездки " в полный газ " в течение 30 - 45 секунд заглушите двигатель прямо на ходу на нейтральной передаче. Выверните свечу и проверьте цвет изолятора - он должен быть темно - коричне­вого цвета (рис.6).

Если изолятор черный и влажный - смесь богатая (рис.7), если светло-

Разработка занятия Образовательные технологии как основа развития образовательного процесса в программе «Прикладная механика в картинге»Разработка занятия Образовательные технологии как основа развития образовательного процесса в программе «Прикладная механика в картинге»


Рис.7Смесь богатая Рис.8 Смесь бедная.

коричневый - смесь бедная (рис.8), если красно - бурого - срочно вылейте ваш бензин, так как в качестве антиде­тонатора он содержит металлосодер­жащие соединения, что очень опасно для сохранности вашего двигателя.

Задание группе экологов. Подготовить групповой доклад о выра­ботке миропонимания и экологического мышления на основе изученного текста.

Самым страшным кризисом современного мирового сообщества яв­ляется положение человека в сегодняшней цивилизации (в обществе, се­мье, быту). Большинство из нас думает, что наши главные опасности - экологические, экономические, социальные. Но эти опасности лишь отго­лосок более глубоких потрясений. Вся современная жизнь строится на глубоком разладе человека с природой.

Атмосферный воздух - один из важнейших компонентов среды обитания. Главными источниками загрязнения атмосферы являются теп­ловые электростанции и теплоцентрали, сжигающие органическое топ­ливо; автотранспорт; черная и цветная металлургия; машиностроение; хи­мическое производство; добыча и переработка минерального сырья; от­крытые источники (добычи сельскохозяйственного производства, строи­тельства). Необходимым условием успешного развития одной из важней­ших составляющих материально-технической базы любого общества яв­ляется автодорожный комплекс. Во всем мире автомобильный транспорт приобретает все более интенсивное развитие: по объему перевозок он в четыре раза превосходит все остальные виды транспорта, вместе взятые. Однако, наряду с очевидными преимуществами, процесс развития автодо­рожного комплекса сопровождается возрастающим негативным воздей­ствием на окружающую среду. Так, с точки зрения наносимого экологиче­ского ущерба, автотранспорт лидирует во всех видах негативного воздей­ствия: загрязнение воздуха - 95%, шум - 49,5%, воздействие на климат - 68% [10].

Топливо и отработавшие газы двигателей автомобилей по-разному влияют на организм человека, но наиболее токсичными являются свинец и его соединения. При отравлении оксидом углерода появляются головные боли, удушье, боли в животе и рвота, сонливость, учащенное сердцебие­ние. Отравлениям такого рода подвержены водители, работники службы движения и пешеходы в больших городах. Оксид азота в соединении с во­дяными парами образует азотную кислоту, которая раздражает легочную ткань, что приводит к хроническим заболеваниям. Диоксид азота раздра­жает слизистую оболочку глаз, легких и вызывает необратимые измене­ния в сердечнососудистой системе. Соединения свинца вызывают в орга­низме нарушения в обмене веществ и кроветворных органах.

Загрязнение окружающей среды токсичными компонентами отрабо­тавших газов приводит к большим экономическим потерям. Это связано, прежде всего, с тем, что токсичные вещества вызывают нарушения в росте растений, приводят к снижению урожаев и потерям в животноводстве.

Непосредственную опасность для растений представляют диоксид серы, оксид азота, продукты фотохимических реакций и этилен. Накапли­ваясь в растениях, они создают опасность для животных и людей. Осо­бенно опасны полосы земель вдоль дорог, при большой интенсивности движения на них разрешается сеять только технические культуры.

Грунтовые и поверхностные воды в большей степени подвержены опасности загрязнения топливом, маслами и смазочными материалами. Пленка из углеводородов на поверхности воды затрудняет процессы окис­ления, отрицательно влияет на живые организмы и изменяет качество воды.

Топливо и отработавшие газы двигателей автомобилей по-разному влияют на организм человека, но наиболее токсичными являются свинец и его соединения. При отравлении оксидом углерода появляются головные боли, удушье, боли в животе и рвота, сонливость, учащенное сердцебие­ние. Отравлениям такого рода подвержены водители, работники службы движения и пешеходы в больших городах.

Оксид азота в соединении с водяными парами образует азотную кис­лоту, которая раздражает легочную ткань, что приводит к хроническим заболеваниям. Диоксид азота раздражает слизистую оболочку глаз, легких и вызывает необратимые изменения в сердечнососудистой системе. Со­единения свинца вызывают в организме нарушения в обмене веществ и кроветворных органах [10].

Угроза экологического кризиса обозначила проблему формирования у населения современного экологического мышления. Экологизацию необ­ходимо начинать с самого раннего возраста при обучении детей в школе и учреждениях дополнительного образования детей. Природу необхо­димо любить и бережно относиться к ней.

Одним из эффективных путей формирования - экологического со­знания, экологического самосознания и нравственных, экологических это осознание здравых аргументов о вреде, наносимом человеком окру­жающей среде, и в частности о засорении атмосферного воздуха. Ре­зультаты жизнедеятельности привели человечество к глобальному кри­зису.

Для этого необходима выработка собственного сознания: приня­тие ребенком и взрослым ценностей охраны природы, духовного разви­тия, понимания своей жизненной позиции в бережном отношении и со­хранении окружающей среды.

Именно преобразовательная жизнедеятельность позволяет человеку в полной мере использовать разум для повышения своей безопасности, а эффективным способом реализации представляется объединение людей.

Главным является формирование нового экологического мышле­ния.

Новое экологическое мышление, его суть заключается в том, что знания о безопасности жизнедеятельности, экологические знания - это важнейшая составляющая миропонимания человека, однако они высту­пают всего лишь средством развития личности, ее нацеленности на преоб­разовательную деятельность в области профилактики и предупреждения кризисных явлений и катастроф.

Обсуждение групповых докладов, выводы, по результатам дис­куссии.

Подведение итогов (рефлексия, оценка учебного занятия).

Вопросы для рефлексии:

1. Что было нового на занятии?

2. Что для вас значимо на этом учебном занятии?

3. Испытывали ли затруднения в процессе самостоятельной работы, подготовке выводов и обобщений?

4. Внесите предложения по устранению затруднений.

Эмоциональная разрядка (переключение деятельности). Продол­жение занятия на картодроме. Тренировочная езда.

Применяемые технологии

Этап занятия

Задачи этапа

Применяемые техноло­гии

Время

1. Организационный момент

Организация уча­щихся по достиже­нию цели занятия.

Традиционное обучение, групповая технология

5 мин.

2. Постановка цели, создание проблем­ной ситуации.

Выявление про­блемы, принятие учащимися темы и целей занятия.

Проблемное обучение, технология индивидуали­зации обучения

10 мин

3. Установочный доклад педагога (лекция с элемен­тами эвристической беседы).

Сообщение необ­ходимой информа­ции, ее актуализация для работы в груп­пах и проработки темы.


Традиционное обучение, технология активизации познавательной деятель­ности, основанная на эв­ристической беседе, тех­нология индивидуализа­ции обучения

15 мин

4. Работа в группах

Формирование зна­ний, специальных учебных умений, универсальных учебных действий: интеллектуальных и коммуникативных умений

Групповые технологии, коммуникативные техно­логии, технология инди­видуализации обучения

20 мин

5. Обсуждение групповых заданий

Формирование зна­ний, специальных учебных умений, универсальных учебных действий: интеллектуальных и коммуникативных умений

Групповые технологии, коммуникативные техно­логии

20 мин

6. Подведение ито­гов, Рефлексия дея­тельности

Формирование ре­флексивных умений

Групповые технологии, коммуникативные техно­логии, технология инди­видуализации обучения

10 мин

7. Эмоциональная разрядка

Переключение уча­щихся с интеллекту­альной на эмоцио­нальную сферу

Традиционное обучение

10 мин

Всего: 90 мин

Таким образом, нами использовалось несколько современных педаго­гических технологий, которые сочетались с традиционным обуче­нием: групповые, коммуникативные, индивидуализации обучения, ак­тивизации познавательной деятельности, проблемное обучение. Данные технологии использовались на уровне отдельных дидактических приемов. Однако в целом они дополняли друг друга в рамках занятия как целостной дидактической системы. В этом мы видим реализацию системного под­хода в педагогической деятельности.

Самоанализ занятия

1. Проанализированы учебные возможности обучающихся, их творческий потенциал. Мониторинг уровня обученности показывает, что 60% обучающихся успешно усваивают теоретический материал. На более вы­соком уровне овладевают практическими умениями и навыками по об­служиванию, ремонту и вождению карта; примерно 85% обучающихся. Не­сколько хуже идет освоение обучающихся мастерством вождения для уча­стия на соревнованиях - 40%. Примерно 30% детей выходит на творче­ский уровень, характеризующийся способностью выполнять исследова­тельские задания, применять знания в новой ситуации, участвовать в подготовке, проведении соревнований, включая судейство соревнований.

2. Данная тема является одной из важнейших в формировании эко­логического сознания обучающихся в понимании процессов регулировки карбюратора в части подбора топливного жиклера.

3. На основе учебных возможностей обучающихся и содержания учебного материала была сформулирована триединая дидактическая цель занятия:

Образовательная: формирования знаний и практических умений по подбору топливного жиклера карбюратора карта.

Воспитательная: воспитание, чувства товарищества, взаимопо­мощи на основе сотрудничества в обучении.

Развивающая: развитие экологического сознания, мышления, ком­муникативных и познавательных компетенций, рефлексивных и творче­ских способностей.

4. Благодаря проведенному организационному моменту с делением на группы и созданию проблемной ситуации обучающиеся включились в постановку цели и задач занятия. Таким образом, на занятии были успешно проведены действия по принятию цели развития экологического сознания обучающихся.

5. Учебное содержание занятия соответствовало программе и вклю­чало не только знания и умения предметного характера, но и надпредмет­ные умения: коммуникативные, рефлексивные. Главное что программное учебное содержание способствовало развитию у обучающихся ценност­ного отношения к экологии окружающей среды и воспитанию качеств совместной коллективной деятельности.

6. Активность обучающихся была обусловлена применением актив­ных методов обучения: проблемно-поисковый, мозговой штурм, дискус­сионный с одновременным включением в групповую и индивидуальную работу.

7. На занятии установилось сотрудничество с учащимися. Они были субъектами постановки цели и осмысливали деятельность по ее достиже­нию.

8. Подведение итогов каждого этапа, общего итога путем обсужде­ния способствовали установлению обратной связи с учащимися.

9. Методы обучения подбирались оптимально каждой из задач. Так, практические умения отрабатывались практическим методом, коммуника­тивные умения формировались с применением дискуссионного метода, а развитию познавательного интереса способствовало применение игрового метода.

10. На занятии установилось сотрудничество между обучающимися. Этому способствовала групповая работа, в ходе которой они находили совместные решения.

11. Обучающиеся на протяжении всего занятия были активно вклю­чены в деятельность по достижению цели.

12. На занятии оптимально сочетались фронтальная, групповая и ин­дивидуальная формы учебной работы. Так формированию знаний способ­ствовала фронтальная работа, в процессе групповой работы проявлялась индивидуальность каждого обучающегося.

13. На занятии были успешно реализованы задачи воспитания. Мы стремимся на занятии создавать атмосферу сотрудничества, товарищества и взаимопомощи. Этому способствовало включение обучающихся в группо­вую работу.

14. Каждой из задач обучения и развития были подобраны опти­мальные учебное содержание, методы обучения и формы учебной ра­боты. Это наглядно показано в опорной карте учебного занятия.

15. Эффективное достижение каждой из задач способствовало тому, что занятие цели достигло.



















Используемая литература

1. С. Афонин «Мотоциклы. Минск. Ремонт в дороге и гараже. Прак­тическое руководство».2003г.

2. Орлов Ю.Б. «Автомобильный и мотоциклетный кружки. Пособие для руководителей кружков общеобразовательных школ и внешкольных учреждений 3-е изд.» - М: Просвеще­ние,1988г.

3.Тодоров М. Карт и его метаморфоза.- Медалист-конструк­тор, 1978, № 9

4. Тодоров Е. Все о карте.- Моделист-конструктор, 1973, № 10-12.

5. Шамова Т.И., Давыденко Т.М. Управление образовательным про­цессом в адаптивной школе/М.: Центр «Педагогический поиск», 2001 - 384 с.

6.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998.

Используемые интернет ресурсы:

7. dellorto.it. Рекомендации по настройкам карбюраторов (рисунки и текст)

8. ru-moto.ru Тюнинг Настройки мотоцикла

9. [email protected] О токсичности автомобиля

10. allbest.ru/ Влияние автотранспорта на окружающую среду

gokarting.ru - Картинг в России





Приложение 1

Памятка по организации внутригрупповой работы


1. Выслушайте (прочитайте) внимательно вопрос для изучения, обсужде­ния.

2. Уточните, правильно ли Вы поняли данный вопрос (спросите у това­рищей, в случае затруднения обратитесь к ведущему, преподавателю).

3. Внимательно слушайте говорящего (выступающего).

4.Выскажите (не перебивая других) свое мнение по данному вопросу, обоснуйте его.

5. Излагайте свои мысли четко, лаконично, по теме.

6. Внимательно выслушайте мнение товарищей, уточните, дополните, ис­пользуя фразы:

  • Я не понял, объясни, что хотел сказать…

  • Правильно ли я понял, что Вы хотели сказать…

  • Уточните, пожалуйста, что Вы имели ввиду…

  • Я не согласен, считаю…

7. Сформулируйте общегрупповое мнение по вопросу.

8. Выберите выступающего.

Памятка обсуждения результатов групповой работы


1. От группы выступает докладчик, который передает групповое содер­жание.

2. Группа при необходимости дополняет выступающего.

3. Остальные участники дискуссии (члены других групп, для которых предназначено сообщение) внимательно слушают, отмечают непонятные вы­сказывания или высказывания требующие уточнения, или высказывания с ко­торыми не согласны.

4. По окончании выступления остальные участники дискуссии (члены других групп) задают вопросы на понимание, уточнение,

  • Я не понял, объясните, что хотели сказать…

  • Правильно ли я понял, что Вы хотели сказать…

  • Уточните пожалуйста, что Вы имели ввиду…

  • Моя точка зрения по данному вопросу иная…

5. Если выступающий затрудняется в ответе, то предоставляется помощь от группы.

7. Нельзя относиться к выступающему личностно. Относиться нужно только к содержанию сказанного.

Приложение 2

КАК ВЫДЕЛЯТЬ ГЛАВНОЕ

Главное - это мысль, которая выражает содержание текста.

1. Внимательно прочитай или прослушай текст, вникая в его со­держание.

2. Установи, что тебе известно о прочитанном или услышанном.

3. Ответь на вопросы учителя по содержанию текста или задай их себе сам.

4. Прочти или прослушай текст еще раз.

5. Раздели его на логические части, выдели в каждой из них основную мысль, кратко запиши ее.

6. Опираясь на свои записи, сформулируй главную мысль всего текста.

7. Запиши главную мысль и проверь, выражает ли она содержа­ние каждой части текста.

8. Проговори вслух главную мысль текста.






Приложение 3

Разработка занятия Образовательные технологии как основа развития образовательного процесса в программе «Прикладная механика в картинге»НРазработка занятия Образовательные технологии как основа развития образовательного процесса в программе «Прикладная механика в картинге»аши будни и праздники









Разработка занятия Образовательные технологии как основа развития образовательного процесса в программе «Прикладная механика в картинге»Тема занятия «Правила соревнований по картингу»

Тема занятия «Устройство карта»


Разработка занятия Образовательные технологии как основа развития образовательного процесса в программе «Прикладная механика в картинге»

I этап межрегиональных зимних со­ревнований по картингу «Кубок Арктики» г. Салехард 2015г.

Юный конструктор и изобретатель

Разработка занятия Образовательные технологии как основа развития образовательного процесса в программе «Прикладная механика в картинге»

Разработка занятия Образовательные технологии как основа развития образовательного процесса в программе «Прикладная механика в картинге»

… к большим победам!


Суровый труд в условиях Арктики - вознагражден!


© 2010-2022