ЕГЭ-2015 Русский язык. Текст 1. Прочитайте текст и выполните тестовые задания.
Текст 1 (1)Как-то в поезде, наладивши вагонный быт, мы, четверо пассажиров всех четырех поколений, как обычно, разговорились о том о сем. (2)Я была старше всех. (З)Внизу с пятилетним сынишкой расположилась молодая, очень приветливая женщина. (4)Другой ее сын Леня, мальчик лет двенадцати, читал на верхней полке журнал, а вторую полку вверху занимал очень общительный сельский интеллигент - то ли агроном, то ли зоотехник. (5)Все мы ехали в Магнитогорск, у нас в Москве была суетливая пересадка, и теперь, когда летнее душное многолюдье и сутолока позади, всем было хорошо, и мы, оказывая друг другу мелкие услуги мгновенно подружились, почувствовав себя земляками. (б)Геннадий Марксович объяснил, что странным отчеством наделил его отец, комсомолец двадцатых годов, сменивший имя Христофор из-за яростного безбожия: тогда многие меняли имена и фамилии, порочащие звание советского гражданина. (7)- Отцу было хорошо, он стал Маркс Степанович - получилось нормально, вроде Марк Степанович, так в селе и говорили: Марко. (8)А мне каково? (9)Чуть проступок какой, так сразу смеются: веди себя разумно, считай себя вроде марксова сына... (10)С этого монолога Геннадия Марксовича и пошла речь о двадцатых годах. (11)Родился он на Украине, я тоже переехала за Урал уже подростком. (12)Помню и гражданскую войну, и страшный голод, и разруху... (13)Раннее детство агронома пришлось на тридцатые годы, подростковую пору прихватила война. (14)Тут уж моих воспоминаний на две жизни хватит: тридцатые годы, самое их начало - в селе - коллективизация, потом Магнитострой, потом война... (15)И вот старший мальчик Леня сказал: - Сколько же вы эпох прожили! И какие разные эпохи! (16)Очень развитой, начитанный школьник, оказывается, не пропустил ни одного слова в нашей дорожной беседе. (17)Ему все было интересно. (18)Собьггия, связанные с моим пенсионным возрастом, плавно перелились в сегодняшние проблемы, и мальчишечий интерес угас. (19)Леня изменил позу, лег на живот, подпер красивое личико ладонями и погрузился в книгу. (20)А у меня осталась в голове его фраза: "Сколько же эпох вы пережили?" (21)А за ней и вторая: "И какие разные эпохи!" (22)Нашел же слово: эпохи! (23)Для меня, для моей жизни - десятилетия, для истории - периоды, а для умного мальчика - эпохи. (24)Так вот что мне довелось, а может, и посчастливилось пройти, и ведь в ногу с людьми, а если глянуть шире, то и с народом, - эпохально. (25)Наверное, Леня читал рассказы, повести, романы, смотрел фильмы, слышал от учителей и о гражданской войне, и о преобразовании деревни, и, уж конечно, о военных годах и на фронте, и в тылу. (26)Сколько написано, сколько золотых страниц вошло в классику! (27)А ему, Лене, интересно, он слышит от живого свидетеля и участника и что было, и как было, и какие были случаи. (28)Вот эти случаи разожгли его любопытство. (29)А если расшевелить душу и оживить для себя те, полузабытые картины быта и бытия, написать так, как все это виделось: сперва - маленьким человечком, потом девчонкой, потом, потом... (ЗО)Еще одна человеческая, всегда неповторимая судьба не пустяк и кому-то покажется интересной, как моему случайному спутнику. (31)Спасибо тебе, Леня, за толчок. {По КГ. Кондратковской)
Русский язык 11 класс   |   Дата: 11.01.2015   |   Вопросов: 11   |   Автор: Сопина Т. В.
Вопрос № 1

Какое высказывание НЕ соответствует содержанию текста?

Попутчики, оказав взаимные мелкие услуги, симпатизировали друг другу и вели задушевные разговоры, рассказывали о времени и о себе.
Мальчик Леня читал о революции, о войне, восстановлении села, но никогда не интересовался настоящим.
В советские времена люди не верили в бога и поэтому меняли имена, созвучные словам с религиозным значением, на имена, напоминавшие имена и фамилии деятелей коммунистического движения и символы социализма.
Судьба отдельного человека, описанная в контексте исторических событий, может стать интересной для читателей.
Вопрос № 2

Почему отец одного из рассказчиков поменял имя?

Так было модно.
Ему нравилось имя Марк.
Ему хотелось сменить имя, напоминавшее христианский символ, на имя философа-материалиста.
Его имя Христофор трудно выговаривалось, поэтому порочило звание комсомольца.
Вопрос № 3

Почему Мальчик Леня, услышав рассказы старших попутчиков, сказал: "Сколько же вы эпох прожили! И какие разные эпохи!" (предложение 15).

Он не знал значения слова "эпоха", думал, что это значит "десятилетие".
Он осознал, что жизнь попутчиков проходила в разные переломные моменты истории страны, когда коренным образом менялась реальность.
Он думал, что его попутчики - очень старые люди.
Он пожалел, что ему самому не довелось жить во время глобальных преобразований.
Вопрос № 4

Почему Леня потерял интерес к беседе, когда попутчики начали обсуждать "сегодняшние проблемы"?

Ему было интересней читать свою книгу.
Он больше интересовался тем, что не мог увидеть собственными глазами.
Он был уверен в том, что в его время не может быть столь интересных событий, как в прошедшие десятилетия.
Он устал от разговоров взрослых.
Вопрос № 5

Почему слова Лени так привлекли внимание автора?

Автор думал, что Леня на редкость умный мальчик.
Автор осознал, что его жизнь заинтересована мальчика.
Автор понял, что жизнь отдельного человека, показанная в контексте истории страны, может быть интересной другим людям.
Автор согласился с мальчиком в том, что прожил много разных эпох.
Вопрос № 6

Какие слова в тексте можно считать ключевыми?

комсомолец, гражданин, монолог;
пассажир, война, беседа;
эпоха, свидетель, народ;
безбожие, воспоминания, судьба.
Вопрос № 7

Как характеризует автора информация, заключенная в предложении 24?

Автор всегда старался быть активным членом общества.
Автор - это престарелый человек.
Автор гордился своими жизненными достижениями.
Автор осознавал, что его жизнь неразрывно связана с жизнью всего народа нашей страны,
Вопрос № 8

Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово золотых (предложение 26):

сделанных из золота;
дорогостоящих;
ценных для будущего;
прекрасных, красивых.
Вопрос № 9

Укажите, что означает употребленное в тексте выражение расшевелить душу (предложение 29):

расплакаться;
расчувствоваться;
разнервничаться;
вспомнить былые переживания.
Вопрос № 10

Выберите угверждение(-я), с которым(-и) вы согласны:

После слов Лени автор решил написать книгу о своей судьбе и истории страны.
Жизнь автора была интересней, чем жизнь Геннадия Марксовича.
Леня завидовал попутчикам.
Вопрос № 11

Укажите вариант(-ы), в котором(-ых) названа(-ы) проблема(-ы), поднимаемая(-ые) автором в тексте:

отцов и детей;
исторической памяти и забвения;
судьбы человека и страны;
стойкости и мужества в переломные моменты истории.