ЕГЭ-2015 Русский язык. Текст 3. Прочитайте текст и выполните тестовые задания.
Текст 3 (1)Двадцатый век был ознаменован социально-историческими взрывами, масштабы которых превосходят все, что было нам известно до сих пор. (2)Две мировые войны использовали в целях уничтожения людей все новейшие завоевания науки и техники. (3)Но, по крайней мере, природа их не кажется нам загадочной. (4)Да, войны были и раньше, видимо, будут всегда - что тут поделаешь (5)Однако другие исторические катаклизмы те в которых вся мощь государственного аппарата направлялась на уничтожение собственных подданных - лояльных безоружных послушных ошеломленньгх - не только заставляет содрогаться сердце но и ставят в тупик любой нормальный ум- как? ради чего? зачем их убивали кому это было нужно? как это вообще может случаться? (б)Случаи массового террора в далеком прошлом имели хотя бы видимость объяснения: религиозная борьба, захват имущества жертв, месть за угнетение. (7)Когда в нашем веке в Турции убивали армян, а в Германии уничтожали евреев, круг жертв был очерчен хотя бы расовой или религиозной принадлежностью. (8)Когда же мы смотрим на коммунистический террор в России, Китае, Вьетнаме, Камбодже, нас ошеломляют не только масштабы, но и полная иррациональность происходившего . (9)Другой загадочный феномен политической истории XX века: устойчивый раскол на два лагеря, наблюдаемый в каждой демократической стране. (10)Демократы и республиканцы в Соединенных Штатах, лейбористы и консерваторы в Англии, социалисты и христианские демократы в Германии, рабочая партия и Ликуд' в Израиле - всюду идеологическое и политическое противоборство раскалывают все население примерно пополам. (11)Верховная исполнительная и законодательная власть достается то одной партии, то другой, но, как правило, в результате лишь небольшого перевеса голосов. (12)Эта постоянная заведомая расколотость общества на два основных лагеря часто делает демократическое государство беспомощным перед лицом безжалостной, но сплоченной тирании. (13)Из-за нее Англия под властью Чемберлена вынуждена была отступать и отступать перед гитлеровской агрессией. (14)Из-за нее Рузвельт не мог подвигнуть Америку вмешаться во Вторую мировую войну вплоть до Перл-Харбора. (15)Из-за нее Вьетнам был проигран коммунистам. (16)Наконец, третий загадочный феномен XX века - крушение десятков демократических режимов, возникших на месте бывших монархий или колоний. (17)Борцы за демократию всегда уверяли нас, будто блага свободы так очевидны и так дороги каждому человеку, что стоит их обеспечить какому-нибудь народу - и он уже не расстанется с ними. (18)А когда на наших глазах страны Азии, Африки, да и Южной Америки и Европы попадают вновь под власть тех или иных диктатур, свободопоклонники объясняют это теми или иными ошибками политиков, равнодушием богатых стран, происками реакции, низким уровнем культуры и образования - но только не внутренними опасностями демократического правления, исследовать которые невозможно без учета врожденного неравенства людей. (19)Все три перечисленных выше феномена - массовый террор в XX веке, политический раскол в свободных странах, шаткость молодых демократий - чреваты грозными повторениями политических катаклизмов недавнего прошлого. (И.М. Ефимов)
Русский язык 11 класс   |   Дата: 11.01.2015   |   Вопросов: 10   |   Автор: Сопина Т. В.
Вопрос № 1

Почему автор, говоря о политических репрессиях в России и других странах, удивляется "полной иррациональностью происходившего"?

Бессмысленность уничтожения властями сограждан недоступна рассудку.
Репрессии не получали должной правовой оценки.
Репрессии не освещались в СМИ.
Репрессии имели огромные масштабы.
Вопрос № 2

Какими факторами объясняет автор случаи массового террора в далеком прошлом?

борьба за мировое господство;
расовая и религиозная принадлежность;
раздробленность общества;
выход к морским и торговым путям,
Вопрос № 3

Почему автор, говоря о политической конфронтации, пишет: "Эта постоянная заведомая расколотость общества на два основных лагеря часто делает демократическое государство беспомощным перед лицом безжалостной, но сплоченной тирании" (предложение 12)?

Автор имеет в виду, что в XX веке имело место противостояние двух систем - коммунистической и капиталистической.
Автор считает, что в условиях научно-технического прогресса неизбежно происходит разделение общества, что ведет к неспособности решать гуманитарные проблемы.
Автор уверен в том, что на смену любому демократическому режиму неизбежно приходит тоталитарное правление.
Автор подчеркивает, что демократия с ее многопартийными системами ведет к расколу общества, что делает страны неспособными к сопротивлению тирании.
Вопрос № 4

В чем автор видит причину того, что "Вьетнам был проигран коммунистам" (предложение 15)?

США вступили во Вторую мировую войну только после Перл-Харбора.
Британский премьер-министр Чемберлен проводил политику отступления перед гитлеровской агрессией.
Вьетнамское общество было расколото.
Слабо вооруженное вьетнамское войско неспособно было противостоять тирании.
Вопрос № 5

В чем автор оппонирует "борцам за демократию", "свободопоклонникам" относительно причины падения демократических государств?

Автор считает, что на месте бывших монархий и колоний невозможно построить демократическое общество.
Автор уверен, что борцы за демократию недоучитывают низкий уровень культуры и образования в бывших монархиях и колониях.
Автор считает, что демократы напрасно уповают на ста-бильность демократического режима, который поддер-живает только любовь к свободе всех членов общества.
Автор объясняет падение демократических правлений ошибками внешней политики.
Вопрос № 6

Какие слова в тексте можно считать ключевыми?

террор, феномен, расколотость;
война, режим, тирания;
партия, противоборство, свобода;
политическая история, катаклизм, двадцатый век.
Вопрос № 7

Как характеризует отношение автора к демократической форме правления информация, заключенная в предложениях 16-18?

Автор считает демократическую форму правления единственно приемлемой в наше время.
Автор является страстным поборником демократии.
Автор выступает против демократической формы правления.
Автор понимает, что руководителям демократических стран следует изучать опасности демократического правления.
Вопрос № 8

Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово "лагерь" (предложение 12):

организованное место пребывания;
противостоящая кому-либо группировка;
военная группировка;
база для обучения.
Вопрос № 9

Укажите, почему автор употребляет в тексте слово "свободопоклонники" (предложение 18):

Так автор выражает свое нелояльное отношение к тем по-литикам, которые уповают на само ценность демократии.
Автор хочет таким образом выразить свою солидарность с демократами.
Это слово автор использует, чтобы наименовать политиков, противостоящих тиранам.
Это нейтральный синоним для обозначения политиков-демократов.
Вопрос № 10

Выберите утверждение(-я), с которым(-и) вы согласны:

Среди причин, породивших войны в далеком прошлом, автор называет борьбу против угнетателей.
Автор сторонник однопартийной системы правления.
Автор понял, что исторические уроки предотвратят политические катаклизмы в будущем.