ЕГЭ-2015 Русский язык. Текст 2. Прочитайте текст и выполните тестовые задания.
Текст 2 (1)Игры в "Дочки-матери", "Наш дом", "Наши родители" и так далее - это первая детская школа семейной педагогики. (2)Подрастая, дети участвуют в выполнении родительских функций: это и домашний труд, и забота о младших, и любая помощь родителям, и непременно... заработанные детьми деньги. (3)С какого возраста дети должны включаться в добывание средств, решит каждый родитель по-своему. (4)Важно, чтобы в труде росла и крепла личность будущего отца и будущей матери новой семьи. (5)Дети природой и культурой как бы приуго-товлены к семейной жизни. (6)Эта приуготовленность, возможно, самое лучшее, что есть в наших детях. (7)С особенной силой формируются семейные начала и привязанности у девочек. (8)Эти начала и привязанности приводят уже в девичестве к нравственному максимализму, к той человеческой нежности, которая особым образом соединяется в женщине с нравственным императивом, с постоянной готовностью положить на карту все. (9)До конца следовать избранному пути. (10)Жить и надеяться даже тогда, когда нет, казалось бы, надежды. (11)Кто знает, может быть, от воспитания, может быть, от педагогической моей деятельности, а может быть, и от девятна-дцатого века русской литературы, - только всегда, особенно в школьной практике, я был свидетелем той девичьей нравственной радикальности, которая жила в моих ученицах, - и эта ра-дикальность была связана с готовностью пожертвовать собой, и эта радикальность всегда была чуточку затаена чуточку спрята-на она редко произносилась вслух. (12)Вспоминаю невольно слова Достоевского из дневника: Женщины еще послужат нашему отечеству в трудную Минуту!'"" - это после встречи с декабристами в Тобольске. (13)А женщины у Толстого и Тургенева (14)Веками формировалось в народе светлое, матерински любящее беззаветное женское чувство. (15)И яркость этого чувства запечатлена в максимах, изложенных Б.А. Сухомлинским: (16)"Девушка! Будь мудрой и требовательной в любви. (17)Любовь - горячее чувство, но властвовать над сердцем должен ум. (18)Для девушки это особенно важно. (19)Ты - будущая мать. (20)Природой и обществом на тебя возложена особая ответственность. (21)Ты женщина, а настоящая женст-венность - это сочетание нежности и строгости, ласки и несгибаемости. (22)Твоя мудрость, сдержанность, требователь-ность - могучие воспитатели юношества. (23)Мудрость женщины воспитывает честность мужчины. (24)Любовь и легкомыслие несовместимы" (25)И требования к будущему мужу и отцу: (26)"Будущий муж и отец, знайте, что важнейшей школой воспитания вашей духовной культуры в браке является ваше от-ношение к женщине - жене, матери своих детей, своей матери. (27)Отношение к женщине - тончайшая мера побуждения совести. (28)Умей любить мать своих детей, умей дорожить ее здоровьем, красотой, честью. (29)Умей защищать и оберегать ее от болезни, изнурения, несправедливости. (ЗО)Честь твоей жены и матери твоих детей - это честь твоего рода. (31)Хам в отношении к женщине - хам во всех отношениях. (32)Уважать женщину - значит уважать жизнь". (33)И требования к супружеской жизни: (34)"В браке ни на минуту не прекращается взаимное воспитание и самовоспитание. (35)Одна из граней счастья в браке в том и заключается, что муж и жена становятся духовно богаче, духовное совершенствование доставляет большую радость и обеспечивает полноту жизни". (36) Крайне важно, что в семейной педагогике проблема любви решается в неразрывной связи с культурой общения и эмоционально-эстетическим развитием личности. (Ю.Л. Азаров)
Русский язык 11 класс   |   Дата: 11.01.2015   |   Вопросов: 11   |   Автор: Сопина Т. В.
Вопрос № 1

Какое высказывание НЕ соответствует содержанию текста?

Родители имеют право решать, с какого возраста дети должны зарабатывать средства.
Воспитание детей в семье - обязанность женщины.
В семье не прекращается взаимное влияние супругов друг на друга, что обогащает их.
Достоинство женщины состоит в сочетании волевых качеств и нежности.
Вопрос № 2

Почему автор утверждает, что детские игры - это "первая детская школа семейной педагогики"?

Играя, дети подражают старшим.
Игра - естественное состояние ребенка.
В игре ребенок приобретает первый опыт выполнения семейных ролей.
Игры развивают речь и двигательную активность детей.
Вопрос № 3

Что имеет в виду автор, когда пишет: "С особенной силой формируются семейные начала и привязанности у девочек" (предложение 7)?

Девочки больше, чем мальчики, готовятся к семейной жизни.
Именно девочке уготована роль хранительницы нравственных начал в семье.
Девочек не надо воспитывать, так как они с рождения готовы быть женой и матерью.
Девочки больше играют в "Дочки-матери" и подобные игры, поэтому они готовы к семейной жизни.
Вопрос № 4

В чем смысл цитируемой автором фразы В.А. Сухомлинского "Любовь - горячее чувство, но властвовать над сердцем должен ум" (предложение 17)?

И влюбленному человеку важно быть благоразумным.
Мудрость выше любви.
Любят только умных людей.
Любовь подчиняется уму, а не сердцу.
Вопрос № 5

Почему автор цитирует предложение 34?

Оно дополняет мысль, изложенную в предложении 4.
Это высказывание обобщает идеи, высказанные в предложениях 26-30.
Этим предложением он готовит читателей к пониманию вывода, изложенного в предложении 36.
Цитата передает основную мысль всего текста.
Вопрос № 6

Какие слова в тексте можно считать ключевыми?

воспитание, семья, требование;
мать, дети, любовь;
школа, дети, счастье;
женщина, мужчина, честь.
Вопрос № 7

Как характеризует мнение автора о девушках, его ученицах, информация, заключенная в предложении 11?

Девушки, по мнению автора, всегда готовы пожертвовать собой во благо Родины.
Его ученицы отличались радикальными взглядами.
Эти девушки были воспитаны чопорно, они никогда не афишировали свои чувства.
Автор наблюдал в своих ученицах нравственную чисто-ту и готовность думать больше о близких, чем о себе.
Вопрос № 8

Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово императив (предложение 8):

рекомендация;
принцип;
запрет;
повеление.
Вопрос № 9

Укажите, что означает употребленное в тексте выражение максимы, изложенные В.А. Сухомлинским (предложение 15):

изречения;
аксиомы;
законы;
правила поведения или основные принципы, которыми человек руководствуется в своих поступках.
Вопрос № 10

Выберите утверждение(-я), с которым(-и) вы согласны:

По мнению автора, именно в детстве происходит формирование будущего семьянина.
Автор считает, что все дети должны зарабатывать деньги для семейного бюджета.
Автор солидарен с Ф.М. Достоевским в том, что женщины должны служить отечеству.
Вопрос № 11

Укажите вариант(-ы), в котором(-ых) названа(-ы) проблема^), поднимаемая(-ые) автором в тексте:

служения отечеству;
отношения к женщине;
противоречий между мужчиной и женщиной.