ЕГЭ-2015 Русский язык. Текст 5. Прочитайте текст и выполните тестовые задания.
Текст 5 (1)Мудрый никогда не хвастается своей мудростью, сознавая ограниченность ума. (2)И только глупый, воображая себя знающим, возбуждает у простаков почтение, а среди умных - в лучшем случае - насмешку. (З)Возраст зрелости и мудрости у каждого свой. (4)Высшая мудрость - умение прилагать свои знания и талант на деле. (5)Но любознательный, постоянно размышляющий всегда испытывает недостаток психической энергии и времени для проявления способностей на деле. (6)Чем больше человек знает, тем больше склоняется в смирении перед тем, чего не знает. (7)Но иной от знаний раздувается, как пузырь, и становится самодовольным. (8)Люди редко признают цену мудрости, так как не способны ее понять. (9)Чаще всего умного и талантливого может распознать только тот, кто сам умен. (Ю)Поэтому гении не-редко умирают непризнанными и в безвестности. (11)Простачки не способны познать мудрость, а завистливые к тому же всеми силами стараются ее принизить. (12)Кто-то сказал, что высшая мудрость - справедливая деятельность. (13)Мудрость не может быть иной, она - нравственна. (И)Творящие зло могут быть умными, но не мудрыми. (15)Неожиданные события порождают новые мысли и обогащают мудрость, тогда как мысли, ведущие к бездействию, парализуют волю. (16)У недостаточно мудрых гнев кале-чит душу и мутит разум, а самомнение и страсть его умаляют. (17)Плохо образованные и недостаточно мудрые всегда враждебны к тому, что выходит за пределы их сознания. (18)Для того чтобы быть простым, надо обладать светлым умом и чистой душой. (19)Но простоту часто воспринимают как недостаток ума. (20)Откровенное признание в незнании чего-либо умный примет за искренность и бесхитростность, а недалекий - как признак глупости. (21)Без сомнения главный признак мудрости - стойкость к жизненным неудачам и радостное отношение к жизни. (22)Я вспоминаю глубокого старика профессора-зоолога В.Н. Шнитникова. (23)Когда ему пакостили молодые зоологи Академии наук РК только лишь потому, что он был неизмеримо выше их и по знаниям, и по душевным качествам, он весело смеялся. (24)Таким же был безвременно погибший мой друг, инвалид, талантливейший человек Б. Шмидт. (25)Ум и образованность - разные категории и далеко не всегда сочетаются в одном человеке. (26)3нание и ум не одно и то же. (27)Можно многое знать и не уметь использовать свои знания. (28)Ум всегда ограничен, зато глупость многолика и безгранична. (29)Вообще, признак ума - умение из частного складывать представление об общем и наоборот. (ЗО)Умение предвидеть - признак сильного ума, а умение критически относиться к своим мыслям - ценное качество, особенно если оно постоянно. (31)Такими чертами характера обладают очень немногие. (32)Вряд ли правильно утверждение, что лучше знать немногое, но хорошо, чем много, но поверхностно. (ЗЗ)Узкая специализация ведет к ограниченности. (34)По-видимому, для развития ума важно разумное сочетание этих обеих крайностей. (Я.Я. Мартовский)
Русский язык 11 класс   |   Дата: 11.01.2015   |   Вопросов: 11   |   Автор: Сопина Т. В.
Вопрос № 1

Какое противопоставление помещает автор в первый абзац текста?

мудрость - ограниченность;
мудрый - глупый;
мудрый - умный;
глупый - умный.
Вопрос № 2

Почему, по мнению П.И. Мариковского, "люди редко признают цену мудрости"?

Люди завистливы.
Люди не способны понять мудрость.
Гнев мутит разум и калечит душу.
Мешают самомнение и страсть.
Вопрос № 3

Чем автор объясняет то, что "гении нередко умирают непризнанными и в безвестности" (предложение 10)?

Гениальные люди часто не могут адаптироваться к жизни в социуме.
Гениальные люди скромны и не стремятся к известности.
Недостаточно мудрые люди всегда враждебны к талантливым.
Люди редко признают цену мудрости, мудрого человека может узреть только тот, кто сам умен.
Вопрос № 4

Главный признак мудрости, по мнению автора, - это:

бесхитростность;
стойкость к жизненным неудачам;
скромность;
умение предвидеть.
Вопрос № 5

Почему автор считает, что "знания и ум не одно и то же"?

Не все умеют критически относиться к своим мыслям.
Ум ограничен.
Можно многое знать и не уметь использовать свои знания.
Не все умеют из частного знания выводить общие закономерности и наоборот.
Вопрос № 6

Какие слова в тексте можно считать ключевыми?

образованность, нравственность, умение;
знать, уметь, ценить;
мудрый, глупый, ум;
человек, гений, знания.
Вопрос № 7

Как характеризует отношение автора к знаниям информация, заключенная в предложениях 25-34?

Автор считает, что лучше знать немногое, но хорошо, чем много, но поверхностно.
Автор уверен в том, что для развития ума важно разумное сочетание узкоспециализированных и общих знаний.
Автор полагает, что образованность - это признак ума.
Автор имеет в виду, что будущее - за прочными знаниями.
Вопрос № 8

Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово "умаляют" (предложение 16):

обесценивают;
делают менее значимым;
делают маленьким;
делают менее заметным.
Вопрос № 9

Укажите, что означает употребленное в тексте выражение "склоняется в смирении" (предложение 6):

относится с уважением;
боится;
принимает с предубеждением;
преклоняется.
Вопрос № 10

Выберите утверждение(-я), с которым(-и) вы согласны:

Автор убежден в том, что у умных людей те, кто изображает из себя знающих, вызывают насмешку.
Автор подчеркивает, что плохо образованные люди преклоняются перед знаниями.
По мнению автора, глупость ограниченна, а ум безграничен.
Вопрос № 11

Укажите вариант(-ы), в котором(-ых) названа(-ы) проблема(-ы), поднимаемая(-ые) автором в тексте:

качество образования;
понимание мудрости;
предпосылки гениальности.