Формы тестовых заданий
По принятой
классификации можно выделить тестовые задания четырех основных
форм:
·
задания закрытой формы, в которых испытуемый
выбирает правильный ответ из данного набора ответов;
·
задания открытой формы, требующие от
испытуемого самостоятельного получения ответов;
·
задания на установление соответствия,
выполнение которых связано с выявлением соответствия между элементами двух
множеств;
·
задания на установление правильной
последовательности, в которых требуется указать правильный порядок действий
или процессов.
Общие
правила
§
каждое
задание имеет свой порядковый номер;
§
задания
одной формы сопровождаются стандартной инструкцией, предваряющей формулировку
задания в тесте;
§
каждое
задание имеет эталон правильного ответа;
§
все
элементы в задании располагаются на четко определенных местах, фиксированных в
рамках выбранной формы;
§
для
каждого задания вырабатывается правило выставления оценки (дихотомической или
политомической);
§
задание
должно быть кратким по форме предъявления и по времени выполнения.
– задания с выбором одного правильного ответа
(предлагается несколько ответных альтернатив, но только один ответ –
правильный);
– задания с выбором наиболее правильного
ответа (предлагается несколько ответных альтернатив, в числе которых могут
быть и неправильные, и правильные, но в разной степени. От испытуемого требуется
выбрать наиболее правильный ответ);
- задания с выбором всех правильных ответов (предлагается несколько ответных альтернатив, в числе которых может быть несколько правильных. Испытуемый должен выбрать все правильные ответы).
Задания
с выбором одного правильного ответа
Достоинства:
- полнота
охвата по содержанию (во-первых, содержание практически любой дисциплины может
быть отражено в этой форме заданий, во-вторых, эта форма дает возможность более
полно охватить содержание проверяемой учебной дисциплины)
- полнота
охвата по проверяемым уровням учебной деятельности – от простого запоминания до
более сложных уровней, таких, как анализ, применение знаний в нестандартной
ситуации, понимание и т.д.
- эффективность (быстрота тестирования
позволяет предложить больше заданий в одно и то же время)
-
технологичность (могут проверяться автоматически и легко адаптируются в
компьютерную форму тестирования)
- простота
подсчета первичных баллов учеников (как правило, дихотомическая
оценка)
-
объективность (существует эталон правильного ответа, поэтому нне проверяются
экспертами)
- возможность
обратной связи: дистракторы, выбранные студентами, могут дать педагогу
информацию о проблемах в обучении
- хорошо
развита теория разработки и анализа заданий
- грамотно
написанные задания этой формы валидны и надежны.
Недостатки:
- возможность угадывания. Слабо
подготовленные ученики пытаются угадать правильный ответ на наиболее трудные
задания теста
- ограниченность применения (непригодность
для измерения уровня достижения некоторых учебных целей, например, умение
приводить примеры, порождать оригинальные идеи; проверка различных стратегий
решения задачи и
т.д.)
- трудность
разработки
(разработка закрытых заданий требует больших затрат времени и сил по сравнению с
другими формами тестовых заданий. Нахождение правдоподобных дистракторов требует
определенных навыков)
·
в тексте задания не должно быть
двусмысленности или неясности формулировок;
·
основная
часть задания должна быть предельно краткой (обычно одно предложение из
семи-восьми слов) и иметь простую синтаксическую
конструкцию;
·
основной
текст следует включать в основную часть задания, оставляя для ответа только
наиболее важные, ключевые слова для данной проблемы (желательно не более
двух-трех);
·
все ответы
к одному заданию должны быть примерно одной длины;
·
частота
выбора одного и того же номера правильного ответа должна быть примерно
одинаковой, либо номер правильного ответа выбирается в случайном
порядке;
·
основная
часть задания должна быть освобождена от всякой посторонней для данной проблемы
информации;
·
как
правило, основная часть задания формулируется в форме утверждения, которое
обращается в истинное или ложное высказывание после подстановки одного из
ответов;
·
из ответов
необходимо исключить все повторяющиеся слова путем ввода их в основной текст
задания;
·
при
формулировке дистракторов не рекомендуется использовать без необходимости слова:
все, ни одного, никогда, всегда и
т.д. и выражения: ни один из
перечисленных, все перечисленные и т.д., так как они могут способствовать
угадыванию правильного ответа.
·
при
формулировке дистракторов не рекомендуется использовать без необходимости слова:
иногда, часто и т.д., т.к. они
понимаются испытуемыми субъективно;
·
все
дистракторы должны быть равновероятно привлекательны для испытуемых, не знающих
правильного ответа;
·
все ответы
должны быть параллельными по конструкции и грамматически согласованными с
основной частью задания;
·
ответ на
одно задание не должен служить ключом к правильным ответам на другие задания
теста;
·
ни один из
дистракторов не должен являться частично правильным ответом, превращающимся при
определенных дополнительных условиях в правильный ответ.
Задания с выбором нескольких
правильных ответов
Они
могут быть двух типов:
1)
Число
правильных ответов неизвестно испытуемому. Инструкция к таким заданиям имеет
вид: «Выберите номера всех правильных ответов».
2) Число правильных ответов известно испытуемому. Инструкция к таким заданиям имеет, например, вид: «Выберите три правильных ответа».
Задания открытой
формы
В заданиях открытой формы готовые ответы
не даются, их должен получить или придумать сам испытуемый. Задания открытой
формы бывают двух типов:
·
задания на дополнение;
·
задания со свободно конструируемым
ответом.
Общие требования к заданиям на
дополнение
·
каждое
задание, как правило, должно быть нацелено только на одно дополнение, место для
которого обозначается прочерком, точками или рамкой;
·
прочерк
ставится на месте ключевого элемента, знание которого является наиболее
существенным для контролируемого материала;
·
дополнение
лучше выносить в конец предложения. Ответ должен генерироваться по мере чтения
задания;
·
все
прочерки рекомендуется делать одной длины;
·
после
прочерка, если это возможно, указываются единицы
измерения;
·
текст
задания должен обладать предельно простой синтаксической конструкцией и
содержать минимальное количество информации, необходимое для правильного
выполнения задания;
· в тексте задания исключаются повторы и двойное отрицание.
Задания со свободно конструируемым
ответом
Преимущества заданий со свободно конструируемым
ответом:
- легко
разрабатывать
- интересны и
разнообразны в содержательном плане
- позволяют
студентам продемонстрировать свои способности, выразить
мысли
- стимулируют
к учебе
- отсутствует
угадывание
Недостатки:
- нетехнологичны (не поддаются
автоматической проверке, требуют времени на проверку)
- субъективны
в проверке, поэтому потенциально менее надежны
- требуют
большего времени на выполнение, поэтому позволяют проверить меньшее содержание,
потенциально имеют более низкую валидность
-
интерпретация результатов значительно затруднена
Задания на установление
соответствия
Они
могут быть двух типов:
1)
Соответствия взаимно - однозначные:
любому элементу из левого столбца соответствует только один элемент из правого
столбца и наоборот
2)
Соответствия не взаимно -
однозначные: различным элементам из левого столбца может соответствовать один и
тот же элемент из правого столбца
Общие требования к заданиям на
установление соответствия
·
задание
формулируется так, чтобы все содержание можно было выразить в виде двух множеств
(столбцов) с соответствующими названиями, обобщающими все элементы
столбца;
·
правый
столбец должен содержать хотя бы несколько дистракторов. Еще лучше, когда число
элементов правого столбца приблизительно в два раза больше числа элементов
левого столбца;
·
все
дистракторы в одном задании должны
быть равновероятно правдоподобны;
·
элементы
столбцов должны быть выбраны по одному основанию для включения только
гомогенного материала в каждое задание теста;
·
всё
задание необходимо располагать на одной странице, не допуская переноса отдельных
элементов.
Задания на установление правильной последовательности
·
Довольно
специфичны, содержание многих дисциплин не поддается трансформации в эту
форму
·
Проверяют
определенные знания: алгоритмические, процессуальные, процедурные,
технологические
·
Более
трудные для учащихся по сравнению с
заданиями других форм
· Трудны в разработке