Формы тестовых заданий

По принятой классификации можно выделить тестовые задания четырех основных форм:

·         задания закрытой формы, в которых испытуемый выбирает правильный ответ из данного набора ответов;

·         задания открытой формы, требующие от испытуемого самостоятельного получения ответов;

·         задания на установление соответствия, выполнение которых связано с выявлением соответствия между элементами двух множеств;

·           задания на установление правильной последовательности, в которых требуется указать правильный порядок действий или процессов.

Общие правила

§  каждое задание имеет свой порядковый номер;

§  задания одной формы сопровождаются стандартной инструкцией, предваряющей формулировку задания в тесте;

§  каждое задание имеет эталон правильного ответа;

§  все элементы в задании располагаются на четко определенных местах, фиксированных в рамках выбранной формы;

§  для каждого задания вырабатывается правило выставления оценки (дихотомической или политомической);

§  задание должно быть кратким по форме предъявления и по времени выполнения. 

 Три формы заданий закрытой формы 

 задания с выбором одного правильного ответа (предлагается несколько ответных альтернатив, но только один ответ – правильный);

задания с выбором наиболее правильного ответа (предлагается несколько ответных альтернатив, в числе которых могут быть и неправильные, и правильные, но в разной степени. От испытуемого требуется выбрать наиболее правильный ответ);

 - задания с выбором всех правильных ответов (предлагается несколько ответных альтернатив, в числе которых может быть несколько правильных. Испытуемый должен выбрать все правильные ответы).

Задания с выбором одного правильного ответа

Достоинства:

- полнота охвата по содержанию (во-первых, содержание практически любой дисциплины может быть отражено в этой форме заданий, во-вторых, эта форма дает возможность более полно охватить содержание проверяемой учебной дисциплины)

- полнота охвата по проверяемым уровням учебной деятельности – от простого запоминания до более сложных уровней, таких, как анализ, применение знаний в нестандартной ситуации, понимание и т.д.

-  эффективность (быстрота тестирования позволяет предложить больше заданий в одно и то же время)

- технологичность (могут проверяться автоматически и легко адаптируются в компьютерную форму тестирования)

- простота подсчета первичных баллов учеников (как правило, дихотомическая оценка)

- объективность (существует эталон правильного ответа, поэтому нне проверяются экспертами)

- возможность обратной связи: дистракторы, выбранные студентами, могут дать педагогу информацию о проблемах в обучении

- хорошо развита теория разработки и анализа заданий

- грамотно написанные задания этой формы валидны и надежны.           

Недостатки:

- возможность угадывания. Слабо подготовленные ученики пытаются угадать правильный ответ на наиболее трудные задания теста

- ограниченность применения (непригодность для измерения уровня достижения некоторых учебных целей, например, умение приводить примеры, порождать оригинальные идеи; проверка различных стратегий решения задачи  и т.д.)

- трудность разработки (разработка закрытых заданий требует больших затрат времени и сил по сравнению с другими формами тестовых заданий. Нахождение правдоподобных дистракторов требует определенных навыков)

  Требования к заданиям с выбором одного правильного ответа

·        в тексте задания не должно быть двусмысленности или неясности формулировок;

·         основная часть задания должна быть предельно краткой (обычно одно предложение из семи-восьми слов) и иметь простую синтаксическую конструкцию;

·         основной текст следует включать в основную часть задания, оставляя для ответа только наиболее важные, ключевые слова для данной проблемы (желательно не более двух-трех);

·         все ответы к одному заданию должны быть примерно одной длины;

·         частота выбора одного и того же номера правильного ответа должна быть примерно одинаковой, либо номер правильного ответа выбирается в случайном порядке;

·         основная часть задания должна быть освобождена от всякой посторонней для данной проблемы информации;

·         как правило, основная часть задания формулируется в форме утверждения, которое обращается в истинное или ложное высказывание после подстановки одного из ответов;

·         из ответов необходимо исключить все повторяющиеся слова путем ввода их в основной текст задания;

·         при формулировке дистракторов не рекомендуется использовать без необходимости слова: все, ни одного, никогда, всегда и т.д. и выражения: ни один из перечисленных, все перечисленные и т.д., так как они могут способствовать угадыванию правильного ответа.

·         при формулировке дистракторов не рекомендуется использовать без необходимости слова: иногда, часто и т.д., т.к. они понимаются испытуемыми субъективно;

·         все дистракторы должны быть равновероятно привлекательны для испытуемых, не знающих правильного ответа;

·         все ответы должны быть параллельными по конструкции и грамматически согласованными с основной частью задания;

·         ответ на одно задание не должен служить ключом к правильным ответам на другие задания теста;

·         ни один из дистракторов не должен являться частично правильным ответом, превращающимся при определенных дополнительных условиях в правильный ответ. 

Задания с выбором нескольких правильных ответов 

Они могут быть двух типов:

1)            Число правильных ответов неизвестно испытуемому. Инструкция к таким заданиям имеет вид: «Выберите номера всех правильных ответов».

2)            Число правильных ответов известно испытуемому. Инструкция к таким заданиям имеет, например, вид: «Выберите три правильных ответа».

Задания открытой формы

 В заданиях открытой формы готовые ответы не даются, их должен получить или придумать сам испытуемый. Задания открытой формы бывают двух типов:

·         задания на дополнение;

·         задания со свободно конструируемым ответом.

Общие требования к заданиям  на  дополнение 

·         каждое задание, как правило, должно быть нацелено только на одно дополнение, место для которого обозначается прочерком, точками или рамкой;

·         прочерк ставится на месте ключевого элемента, знание которого является наиболее существенным для контролируемого материала;

·         дополнение лучше выносить в конец предложения. Ответ должен генерироваться по мере чтения задания;

·         все прочерки рекомендуется делать одной длины;

·         после прочерка, если это возможно, указываются единицы измерения;

·         текст задания должен обладать предельно простой синтаксической конструкцией и содержать минимальное количество информации, необходимое для правильного выполнения задания;

·         в тексте задания исключаются повторы и двойное отрицание.

Задания со свободно конструируемым ответом

Преимущества заданий со свободно конструируемым ответом: 

- легко разрабатывать

- интересны и разнообразны в содержательном плане

- позволяют студентам продемонстрировать свои способности, выразить мысли

- стимулируют к учебе

- отсутствует угадывание

Недостатки:  

- нетехнологичны (не поддаются автоматической проверке, требуют времени на проверку)

- субъективны в проверке, поэтому потенциально менее надежны

- требуют большего времени на выполнение, поэтому позволяют проверить меньшее содержание, потенциально имеют более низкую валидность

- интерпретация результатов значительно затруднена

Задания на установление соответствия 

Они могут быть двух типов:

1)      Соответствия взаимно - однозначные: любому элементу из левого столбца соответствует только один элемент из правого столбца и наоборот

2)      Соответствия не взаимно - однозначные: различным элементам из левого столбца может соответствовать один и тот же элемент из правого столбца

Общие требования к заданиям на установление соответствия 

·         задание формулируется так, чтобы все содержание можно было выразить в виде двух множеств (столбцов) с соответствующими названиями, обобщающими все элементы столбца;

·         правый столбец должен содержать хотя бы несколько дистракторов. Еще лучше, когда число элементов правого столбца приблизительно в два раза больше числа элементов левого столбца;

·         все дистракторы  в одном задании должны быть равновероятно правдоподобны;

·         элементы столбцов должны быть выбраны по одному основанию для включения только гомогенного материала в каждое задание теста;

·      всё задание необходимо располагать на одной странице, не допуская переноса отдельных элементов.

Задания на установление правильной последовательности

·      Довольно специфичны, содержание многих дисциплин не поддается трансформации в эту форму

·      Проверяют определенные знания: алгоритмические, процессуальные, процедурные, технологические

·      Более  трудные для учащихся по сравнению с заданиями других форм

·      Трудны в разработке