Электронное учебное пособие "Тестирование в курсе информатики" |
||||
|
2.6. Представление числовой информации в различных системах счисления. Всевозможная информация воспринимается человеком в виде текстов и изображений (картин), звуков, ощущений, запахов и вкуса. Основной поток информации человеку поступает через зрение. Текстовая информация осмысленно воспринимается лишь в том случае, если человек умеет читать и знает язык, на котором написан текст. Для умелого чтения необходимо знать буквенный и числовой алфавиты В русском языке используется кириллица (32 буквы) и арабские цифры от 0 до 9. В английском языке используются буквы латинского алфавита (26 букв), в китайском языке вместо букв используются иероглифы и т.д. Кроме национальных языков для общения людей разработаны специальные языки (например, математический язык, нотная грамота, язык электросхем, алгоритмический язык, азбука Морзе и т.д.). В вычислительной технике используется свой язык, состоящий всего из двух элементов (сигналов): наличие сигнала кодируется единицей (1), а его отсутствие кодируется нулём (0). Математический алфавит, состоящий из двух цифр (0 и 1), называется двоичным и вместе с правилами пользования им составляет двоичную систему счисления. Основанием двоичной системы счисления являются две цифры: 0 и 1. Используются и другие системы счисления, например, восьмеричная, десятичная, шестнадцатеричная и т.д. Основанием восьмеричной системы счисления являются 8 цифр: 0,1,2,3,4,5,6 и 7. Десятичная система счисления нам хорошо известна, ею мы пользуемся постоянно. Шестнадцатеричная система счисления состоит из десяти арабских цифр (от 0 до 9) и первых 6 букв латинского алфавита: A, B, C, D, E, F, которые обозначают числа 10, 11, 12, 13, 14 и 15 соответственно. Системы счисления бывают непозиционными и позиционными.
Недостаток
двоичной системы - быстрый рост числа разрядов, необходимых для
записи чисел. По этой и другим причинам кроме двоичной применяются
также восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления. |
|||