       |
Характер - это неразрывное целое. Но изучить и понять такое сложное
целое, как характер, нельзя, не выделив в нем отдельных сторон или
типичных проявлений (черт характера). Общие черты характера проявляются
в отношениях личности к общественным обязанностям и долгу, к людям, к
самой себе. Отношение к общественным обязанностям и долгу прежде всего
проявляется в отношении личности к общественному труду. В этой связи
выявляются такие черты характера, как трудолюбие, добросовестность,
настойчивость, бережливость, и противоположные им - леность,
небрежность, пассивность, расточительство. Отношение человека к труду
оказывает решающее влияние на формирование его других личностных
качеств. Д. И. Писарев писал: «Характер закаляется трудом, и кто никогда
не добывал себе собственным трудом насущного пропитания, тот в большей
части остается навсегда слабым, вялым и бесхарактерным человеком».
Отношение к людям наглядно выступает в таких чертах характера, как
общительность, вежливость, доброжелательность и т. п. Антиподами этих
черт являются замкнутость, бестактность, недоброжелательность. Как
утверждал В. Гюго, «у каждого человека три характера: тот, который ему
приписывают; тот, который он сам себе приписывает; и, наконец, тот,
который есть в действительности». В целях выяснения сути своего
характера человеку полезно знать мнение о себе коллектива, в котором он
работает и проводит значительную часть своей жизни. И прежде всего то,
насколько упорядочены у него отношения с людьми, насколько он нужен
людям, насколько он авторитетен среди них.
Отношение
к самому себе проявляется в самооценке своих действий. Трезвая
самооценка - это одно из условий совершенствования личности, помогающих
вырабатывать такие черты характера, как скромность, принципиальность,
самодисциплина. Отрицательными чертами характера являются повышенное
самомнение, высокомерие и хвастовство. Человек, обладающий этими
чертами, обычно неуживчив в коллективе, невольно создает в нем
предконфликтные и конфликтные ситуации. Нежелательна и другая крайность
в характере человека: недооценка своих достоинств, робость в
высказывании своих позиций, в отстаивании своих взглядов. Скромность и
самокритичность должны сочетаться с обостренным чувством собственного
достоинства, основанном на сознании действительной значимости своей
личности, на наличии известных успехов в труде на общую пользу.
Принципиальность - одно из ценных личностных качеств, придающих
характеру деятельную направленность. Волевые черты характера. Под волей
понимается сложный психический процесс, который вызывает активность
человека и пробуждает его действовать направленно. Воля является
способностью человека преодолевать препятствия, добиваться поставленной
цели. Конкретно она выступает в таких чертах характера, как
целеустремленность, решительность, настойчивость, мужество.
Данные черты характера могут способствовать достижению как общественно
полезных, так и антиобщественных целей. Для этого важно определить,
каков мотив волевого поведения человека. «Храбрый поступок, мотив
которого состоит в порабощении другого человека, в захвате чужого добра,
в продвижении по службе, и храбрый поступок, мотив которого заключается
в том, чтобы помочь общему делу, обладают, конечно совершенно различными
психологическими качествами». По волевой активности характеры
подразделяются на сильные и слабые. Люди сильным характером имеют
устойчивые цели, инициативны, смело принимают решения и реализуют их,
обладают большой выдержкой, мужественны и смелы. Людей, у которых эти
качества слабо выражены или отдельные из них отсутствуют, относят к
категории слабохарактерных. Им свойственно пассивное проявление своих
деловых и личных качеств. Зачастую такие люди, имея самые хорошие
намерения, не добиваются значимых результатов в работе, учебе. Многие из
них искренне переживают свое неумение самостоятельно, настойчиво и
решительно действовать.
Волевые качества можно воспитывать у человека. И. П. Павлов подчеркивал,
что человек - это единственная система, способная регулировать сама себя
в широких пределах, т. е. может самосовершенствоваться. Слабовольные
люди при продуманной педагогической работе с ними могут стать активно
деятельными. При этом надо принимать во внимание индивидуальные
особенности человека, например его темперамент. Так, у холерика легче
выработать активность и решительность, чем у меланхолика. Сам человек
должен с юного возраста тренировать свою волю, вырабатывать такие
качества, как самообладание, активность, смелость.
|