- Преподавателю
- Биология
- Компетентностно-ориентированное задание по биологии на тему Фотосинтез растений
Компетентностно-ориентированное задание по биологии на тему Фотосинтез растений
Раздел | Биология |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Шумилова Е.Б. |
Дата | 01.04.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Компетентностно-ориентированное задание
Автор: Шумилова Е.Б.
Предмет: биология
Тема: «Фотосинтез растений»
Класс: 6 класс
Характеристика задания:
Ключевая компетентность: информационная
Аспект: извлечение первичной информации, первичная обработка информации (делает выводы, приводит аргументы)
Уровень: II
Введение в проблему
Немногим более трехсот лет назад в одном из первых тщательно продуманных биологических экспериментов голландский врач Ян Ван Гельмонт представил доказательства того, что не одна почва кормит растение. Ван Гельмонт выращивал маленькое дерево ивы в глиняном горшке, добавляя в него только воду. Через пять лет масса игл увеличилась на 74,4 кг, в то время, как масса почвы уменьшилась только на 57 гр.
В конце XVIII века английский ученый Джозеф Пристли сообщил, что он «случайно обнаружил метод исправления воздуха, который был испорчен горением свечей». 17 августа 1771 г. Пристли «… поместил живую веточку мяты в закрытый сосуд, в котором горела восковая свеча», а 21 числа того же месяца обнаружил, что «… другая свеча снова могла гореть в этом же сосуде». «Исправляющим началом, которым для этих целей пользуется природа, - полагал Пристли, - было растение». Он расширил свои наблюдения и скоро показал, что воздух, «исправляемый» растением, не был «совсем не подходящим для мыши». Опыты Пристли впервые позволили объяснить, почему воздух на Земле остается «чистым» и может поддерживать жизнь, несмотря на горение бесчисленных огней и дыхание множества живых организмов. Он говорил: «Благодаря этим открытиям мы уверены, что растения произрастают не напрасно, а очищают и облагораживают нашу атмосферу».
О роли фотосинтеза более ста лет назад писал русский ученый К.А. Тимирязев. «Когда-то, где-то на Землю упал луч солнца, но он упал не на бесплодную почву, он упал на зеленую былинку пшеничного ростка, или, лучше сказать, на хлорофилловое зерно. Ударяясь о него, он потух, перестал быть светом, но не исчез … В той или другой форме он вошел в состав хлеба, который послужил нам пищей. Он преобразовался в наши мускулы, в наши нервы … Этот луч солнца согревает нас. Он приводит нас в движение. Быть может, в эту минуту он играет в нашем мозгу».
Проблемный вопрос: Где, из каких веществ, при каких условиях образуются органические вещества?
Источник
1. Информация собранная учениками.
Организм - открытая система. Организмы непрерывно обмениваются энергией и веществом с окружающей средой.
Энергия необходима для совершения различного вида работ: химического синтеза веществ, необходимого для восстановления и роста тканей, активного транспорта веществ через мембраны, проведение нервных импульсов и др.
Источником энергии почти для всех этих видов активности служат питательные вещества - органические молекулы, в которых содержится химическая энергия, запасенная в связях между их атомами. При разрыве связей эта энергия может высвободиться.
Все организмы по источникам получения органических веществ делятся на 2 группы: Автотрофы - самостоятельно синтезируют органические вещества из минеральных для своего питания (фототрофы - растения, некоторые бактерии - цианобактерии; хемотрофы - некоторые бактерии). Гетеротрофы - получают с пищей готовые органические вещества (животные, грибы, большинство бактерий).
Фотосинтез - это процесс преобразования поглощенной энергии света в химическую энергию органических соединений.
Рис. фотосинтезФотосинтез - единственный процесс в биосфере, ведущий к увеличению энергии биосферы за счет внешнего источника - Солнца - и обеспечивающий существование как растений, так и практически всех гетеротрофных организмов.
Фотосинтез идёт в хлоропластах листьев. Хлоропласты имеют вид диска, две мембраны, загибами внутренней мембраны образованы мешочки-тилакоиды, уложенные в стопки-граны. В мембраны тилакоидов встроены молекулы хлорофилла, он и улавливает энергию света; в тилакоидах происходит превращение световой энергии в химическую энергию АТФ.
Главное вещество фотосинтеза - зелёный пигмент - хлорофилл. Это сложное органическое вещество, в центре которого находится атом магния. Хлорофилл находится в мембранах тилакоидов гран, из-за чего хлоропласты приобретают зелёный цвет, а благодаря хлоропластам и остальная часть клетки и весь лист становятся зелёными. Остальные структуры клетки - бесцветны.
Сам хлорофилл кажется нам зелёным потому, что он поглощает лучи в красной и синей областях спектра и отражает зелёные лучи, которые и воспринимаются нашим глазом.
Таким образом, кислород, которым дышит подавляющее большинство живых организмов на Земле, представляет собой побочный продукт фотосинтеза, образующийся вследствие фотолиза воды.
Продуктивность фотосинтеза весьма высока: за один час на 1 м2 площади листа синтезируется до 1 г сахаров; при этом часть энергии выделяется в виде тепла.
Итак, в результате фотосинтеза растения накапливают органические вещества и обеспечивают постоянство уровня СО2 и О2 в атмосфере. В верхних слоях воздушной оболочки (на высоте 15-20 км) Земли из кислорода образуется озон, имеющий химическую формулу О3. Озоновый слой защищает все живые организмы от опасных для жизни ультрафиолетовых лучей.
2. Учебник В.В. Пасечник. Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 кл.: учебник - М.: Дрофа, 2014
Стимул: Если мы изучим особенности протекания процесса фотосинтеза, то сможем объяснить, почему растения считаются легкими планеты и какова их космическая роль?
Формулировка задания: Прочитайте внимательно, найдите ответы на вопросы и выпишите в бланк отв.
Задачная формулировка: Прочитайте внимательно, выполните задания и выпишите ответы в бланк
-
Из предложенных вариантов выберете и укажите характерные черты процесса фотосинтеза.
-
Запасание энергии
-
Синтез органического вещества
-
Разрушение органического вещества
-
Освобождение энергии
-
Окисление вещества
-
Восстановление вещества
-
Поглощение СО2
-
Выделение СО2
-
Поглощение О2
-
Выделение О2
-
Происходит в хлоропластах на свету
-
Происходит в митохондриях в темноте
-
Вставьте в текст «Фотосинтез» пропущенные термины из предложенного перечня (слова для справок), используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст слова выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность терминов (по тексту) впишите в приведенную ниже таблицу (бланк ответов).
--------(1)? - это синтез органических веществ из углекислого газа и воды под действием солнечного света. К фотосинтезу способны организмы, имеющие специальные зеленые пигменты - -----------(2)?, которые улавливают свет и позволяют использовать его энергию для синтеза органики. Это некоторые бактерии (например, цианобактерии), протисты (эвглена, хламидомонада и др.) и растения. У протистов и растений хлорофилл содержится в специальных органоидах - -------(3)?. В результате фотосинтеза растение получает из -------(4)? и воды сахар глюкозу. Этот сахар можно использовать как источник -----------(5)? («сжигая» его в ходе клеточного дыхания). А можно использовать как строительный материал: например, сделать из него полимер - целлюлозу - из которой строятся клеточные стенки растений. Другой полимер глюкозы - крахмал - накапливается у растений про запас (из крахмала потом снова можно получить глюкозу). С участием минеральных солей, содержащих азот и серу, из глюкозы можно получить аминокислоты, а из них - белки.
Суммарное уравнение -------------(6)?:
6CO2+6H2O=C6H12O6+6O2
(углек ( вода) (глюкоза)(кислород)
газ)
Слова для справок: фотосинтез, хлорофилл, дыхание, хлоропласты, кислород, энергия, углекислый газ
-
Из предложенных утверждений о приспособлении растения к улавливанию солнечного света, выберете то, которое считается на ваш взгляд наиболее достоверным.
Системный лифт
Вопрос ученика
Ответ ученика
КРОНА
Почему на дереве много маленьких листьев, а не один большой?
ЛИСТ
Почему он плоской формы и часто прикреплен с помощью черешка?
ТКАНИ ЛИСТА
1). Почему кожица листа прозрачная?
2). Почему одни клетки мякоти листа располагаются рыхло, а другие - плотными рядами?
КЛЕТКА ЛИСТА
1). Почему она тонкостенная и зеленая?
ХЛОРОПЛАСТ
1). Почему сечение хлоропласта - овал?
2). Почему они циркулируют?
МОЛЕКУЛА ХЛОРОФИЛЛА
Почему молекула имеет такую форму: пластинка с хвостиком?
-
Возможность "тонкой подстройки": маленькие листья точнее разворачиваются к солнцу.
-
"Дробленая" крона устойчивее к внешним воздействиям.
-
Кожица не должна задерживать свет.
-
Клетки должны максимально улавливать свет, но должно оставаться пространство для газов, необходимых фотосинтезу.
-
Вся поверхность воспринимает свет.
-
Черешок позволяет разворачиваться к свету.
-
Чтобы пропускать свет.
-
Потому что в ней хлоропласты.
-
Когда света недостаточно, хлоропласт поворачивается широкой стороной, когда мало - узкой стороной.
-
Циркуляция позволяет скапливаться в зоне оптимальной освещенности.
-
Хвостиком она укрепляется в мембране, а пластинка ориентируется к свету.
Инструмент проверки: за каждый правильный ответ по 1 баллу.
Бланк для выполнения задания
Фотосинтез
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Пропущенные термины
3.
Системный лифт
Вопрос ученика
Ответ ученика
КРОНА
Почему на дереве много маленьких листьев, а не один большой?
ЛИСТ
Почему он плоской формы и часто прикреплен с помощью черешка?
ТКАНИ ЛИСТА
1). Почему кожица листа прозрачная?
2). Почему одни клетки мякоти листа располагаются рыхло, а другие - плотными рядами?
КЛЕТКА ЛИСТА
1). Почему она тонкостенная и зеленая?
ХЛОРОПЛАСТ
1). Почему сечение хлоропласта - овал?
2). Почему они циркулируют?
МОЛЕКУЛА ХЛОРОФИЛЛА
Почему молекула имеет такую форму: пластинка с хвостиком?
Модельный ответ
-
Фотосинтез
Запасание энергии
Синтез органического вещества
Восстановление вещества
Поглощение СО2
Выделение О2
Происходит в хлоропластах на свету
2.
Пропущенные термины
1. Фотосинтез
2. хлорофиллы
3. хлоропластах
4. углекислого газа
5. энергии
6. фотосинтеза
Фотосинтез - это синтез органических веществ из углекислого газа и воды под действием солнечного света. К фотосинтезу способны организмы, имеющие специальные зеленые пигменты - хлорофиллы, которые улавливают свет и позволяют использовать его энергию для синтеза органики. Это некоторые бактерии (например, цианобактерии), протисты (эвглена, хламидомонада и др.) и растения. У протистов и растений хлорофилл содержится в специальных органоидах - хлоропластах. В результате фотосинтеза растение получает из углекислого газа и воды сахар глюкозу. Этот сахар можно использовать как источник энергии («сжигая» его в ходе клеточного дыхания). А можно использовать как строительный материал: например, сделать из него полимер - целлюлозу - из которой строятся клеточные стенки растений. Другой полимер глюкозы - крахмал - накапливается у растений про запас (из крахмала потом снова можно получить глюкозу). С участием минеральных солей, содержащих азот и серу, из глюкозы можно получить аминокислоты, а из них - белки.
Суммарное уравнение фотосинтеза:
6CO2+6H2O=C6H12O6+6O2
(углек. ( вода) (глюкоза)(кислород)
газ)
3.
Системный лифт
Вопрос ученика
Ответ ученика
КРОНА
Почему на дереве много маленьких листьев, а не один большой?
1). Возможность "тонкой подстройки": маленькие листья точнее разворачиваются к солнцу.
2). "Дробленая" крона устойчивее к внешним воздействиям.
ЛИСТ
Почему он плоской формы и часто прикреплен с помощью черешка?
1).Вся поверхность воспринимает свет.
2). Черешок позволяет разворачиваться к свету.
ТКАНИ ЛИСТА
1). Почему кожица листа прозрачная?
2). Почему одни клетки мякоти листа располагаются рыхло, а другие - плотными рядами?
1). Кожица не должна задерживать свет.
2).Клетки должны максимально улавливать свет, но должно оставаться пространство для газов, необходимых фотосинтезу.
КЛЕТКА ЛИСТА
1). Почему она тонкостенная и зеленая?
1) Чтобы пропускать свет.
2). Потому что в ней хлоропласты.
ХЛОРОПЛАСТ
1). Почему сечение хлоропласта - овал?
2). Почему они циркулируют?
1).Когда света недостаточно, хлоропласт поворачивается широкой стороной, когда мало - узкой стороной.
2). Циркуляция позволяет скапливаться в зоне оптимальной освещенности.
МОЛЕКУЛА ХЛОРОФИЛЛА
Почему молекула имеет такую форму: пластинка с хвостиком?
Хвостиком она укрепляется в мембране, а пластинка ориентируется к свету.