Статья «Стресс - мост или пропасть»

"Описание материала: В данной статье я хотела немного поговорить о том, что на сегодняшний день является очень актуальным, то с чем мы сталкиваемся каждый день, то о чем говорят средства массовой информации - о Стрессе. Каждый из нас подвержен стрессу в той или иной степени, но переживаем мы его по разному, особенно наши дети. Им труднее всего. Испытывать стрессовые ситуации наши дети начинают ёще с раннего детства, а мы к сожалению редко об этом задумываемся. Огромным стрессом для детей являет...
Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:










Тема:

Стресс - МОСТ или ПРОПАСТЬ

( психология молодого организма)











Учитель биологии Лебедь Н.В



г. Жезказган

гимназия № 26








План

  1. Что такое стресс?

  2. Как пережить стресс

II. 1 Стресс младшего школьного возраста

II. 2 Подростковый стресс

II.3 Борьба со стрессом

  1. Стресс - МОСТ или ПРОПАСТЬ






























Стресс - это аромат жизни, и избежать его может лишь тот, кто

ничего не делает… Мы не должны, да и не в состоянии избегать

стресса. Полная свобода от стресса означала бы смерть.


Ганс Селье


Стресс - неотъемлемая часть самой жизни,

и потому у нас не больше шансов

спастись от стресса,

чем от жизни как таковой.


I.В данной работе я хотела бы немного поговорить о том, что на сегодняшний день является очень актуальным, то с чем мы сталкиваемся каждые день, то о чем постоянно говорят средства массовой информации - о СТРЕССЕ!

Сегодня стало очень модно и популярно жаловаться «на стресс», винить его во всех наших неудачах и бедах, говоря о нём, он - причина большинства бед и несчастий нашей жизни, корень всех бед и зол.

Большинство из нас считают, что стресс вызывают только негативные эмоции и ситуации. Это заблуждение, потому что мы можем получить «стресс» изза встречи Нового Года, празднования дня рождения, свадьбы, родов.

Каждый из нас хочет понять, подвержен ли он стрессу. На каком уровне находятся его приспособительные возможности. Современные научные доказательства говорят о том, что любой человек подвержен стрессу - это естественно. Стресс - реакция здорового, нормального организма. И вполне нормально, что под действием нагрузок вы его испытываете.

Как приспособиться к ежесекундным стрессовым ситуациям.
Попытаемся разобраться и ответить на эти вопросы.

Более полувека назад журнал «Nature» («Природа») опубликовал короткую статью молодого канадского физиолога Ганса Селье «Синдром, вызываемый разными повреждающими агентами». С тех пор проблематика, охватываемая термином «стресс», что в переводе с английского означает «напряжение», не сходит со страниц научных журналов, завоевала научно - популярную литературу и даже стала активной составляющей ежедневного общения.

В чем же дело? Разве до этого не было катастроф, болезней, трудностей и их преодоления? Разумеется, были. Просто вместо емкого термина «стресс» использовалось множество других - печаль, горе, ярость, описывающих душевные состояния, теперь связываемые со стрессом. Термин, введенный Г. Селье, характеризует не только душевное состояние, но и физический механизм реагирования организма на повреждающие воздействия самой различной природы.

Так что же такое - «стресс»? По Г. Селье, стресс - это «неспецифический ответ организма на любые требования, которые к нему предъявляются». Другими словами, стресс - универсальная защитная реакция организма, характер которой не зависит от природы внешнего воздействия (стрессора).

Что происходит, когда человек сталкивается со стрессовой ситуацией, схематично можно себе представить следующим образом. От органов чувств по проводящим путям лимбический мозг получает информацию и, сравнивая новые стимулы с уже имеющимися в памяти, решает, следует ли организму мобилизовать свои ресурсы. Если информация оценивается как новая или значимая, она интегрируется с эмоциональным состоянием и к её анализу подключается кора больших полушариев. зрительные сигналы поступают в затылочные области мозга, звуковые - в височные, информация о положении тела и осязательная - в теменные зоны коры.

За дальнейший анализ и интеграцию берутся ассоциативные области мозга, занимающие часть территории затылочных, височных и теменных долей. и наконец, к переработке поступившей информации присоединяется лобная кора. Лобные области посылают запросы в долговременную память относительно прошлого опыта, включая прошлые эмоциональные реакции. По получении ответа лобные области взвешенно оценивают все возможности, заключенные в текущей ситуации, и принимают решение действовать. Одновременно информация о текущей ситуации и принятом решении передается в долговременную память.

Если процессы коркового и лимбического анализа показывают, что стимул имеет угрожающий характер, в реакцию включается гипоталамус, т.е. запускается неспецифическая адаптационная реакция - стресс.

Гипоталамус - центральное регулирующее образование вегетативной нервной системы, включающей симпатический и парасимпатический отделы. Через симпатическую нервную систему гипоталамус усиливает активность мозгового слоя надпочечников, в результате чего усиливается выделение адреналина.

Это - наиболее срочные реакции организма или стадии тревоги.

Гипоталамус также дает команду гипофизу, который начинает выделять адренокортикотропный гормон. Последний через кровь воздействует на кору надпочечников и способствует синтезу и выделению гормонов коры надпочечников - кортикостероидов. Именно кортикостероиды подготавливают организм к возможной борьбе с повреждающими факторами, т.е. повышают сопротивляемость организма.

Эти события относятся ко второй фазе стресса - фазе устойчивости.

Итак, стресс подразделяют на следующие стадии:

  • стадия тревоги - это «призыв к оружию» защитных физиологических механизмов.

  • стадия резистентности (результат действия защитных физиологических механизмов) - устойчивости, при которой увеличивается сопротивляемость организма, возрастает запас его надежности.

При действии психологических факторов симпатическая нервная система готовит организм к борьбе или «бегству». Если стресс вызван болезнью - усиливается продукция антител, направляющихся к поражённому участку.

При успешном сопротивлении организма стрессору вторая фаза заканчивается нормализацией состояния организма. Если сил оказалось недостаточно , а воздействие повреждающего агента продолжается, наступает третья стадия стресса

  • стадия истощения, т.к. ни один организм не может находиться постоянно в состоянии напряжения.

В экспериментальных исследованиях было показано , что стадия тревоги готовит организм животного к борьбе, бегству или к реакции замирания (молчаливой напряженной неподвижности), т.е. к сформировавшимся в ходе эволюции типам оборонительной реакции. Будучи лишены мыслительного компонента, эти реакции только частично применимы для характеристики поведения человека. Для человека не непосредственная двигательная реакция, а мыслительная деятельность является решающей.

Физиологическая реакция организма ребенка на стресс опосредуется отношением к его источнику. Другими словами, стресс - не реакция организма, а реакция личности.

Отношение к тому или иному событию у человека проявляется в эмоциях. И хотя эмоции ребенка реализуются теми же мозговыми структурами, что и у взрослого, его эмоциональное поведение имеет существенные особенности. Их объективные причины связаны с незрелостью коры больших полушарий, а субъективные - с отсутствием жизненного опыта. Субъективное истолкование и управление эмоциями протекает с обязательным участием лобных областей коры больших полушарий.

Лобная кора - эволюционно молодое, длительно созревающее образование. Лобная кора ребенка дошкольного и младшего школьного возраста далека от зрелости. Формирование нейронных сетей этой области продолжается еще в подростковом возрасте.

Что же вызывает наибольшие эмоциональные переживания и стресс у детей?

Прежде всего, надо иметь в виду, что оценка событий детьми и взрослыми не совпадает. А стресс вызывается не объективной опасностью, а субъективной её оценкой. Как показывают исследования, основными источниками стресса для ребенка являются …… семья и школа.

Среди семейных факторов стресса важнейшими являются конфликты родителей и развод. Психолог Юдит Валлерштейн и её коллеги - врачи и физиологи, наблюдали 131 ребенка в возрасте от 3 до 16 лет в неполных семьях среднего класса с момента развода родителей в течении 5 - 10 лет. На первом году после ухода одного из родителей дети, страдая от одиночества, чувства отвергнутости, гнева и сожаления, искали способы объяснить и принять новую жизненную реальность. Объяснения младших, как правило, носили фантастический характер, причем ужасы детского воображения порой намного превосходили реальные семейные неприятности. Многие дети, защищаясь от наступившего горя, отрицали ситуацию. Однако, не смотря на семейную драму, дети должны вернутся к нормальной жизни, учебе, общению и играми с друзьями. Чтобы осуществить это, ребенок вынужден найти и поддерживать определенную психологическую дистанцию между собой и взрослыми. Фактически, в тот период, когда ослабляется родительская опека, ребенок сам предпринимает шаги, защищающие его как личность. Семейный кризис дети постепенно перемещают с центрального места в своем внутреннем мире к периферии. И только к концу первого года после ухода одного из родителей, большинство детей справляются со стрессом. однако во всех возрастах были дети, которые так и не смогли вернуться к норме. Последствия пережитого стресса многие несут в себе всю жизнь. Так, по данным индийских ученых, среди взрослых, страдающих психосоматическими заболеваниями, 42% пережили в детстве смерть или уход из дома одного из родителей. Стрессу подвержены единственные дети в семье, дети излишне требовательных родителей, озабоченных их социальным успехом, а также дети родителей, склонных к гиперопеке, жестких и авторитарных. Всё это вариант родительского произвола. Ведь произвол - это не обязательно жесткие наказания. Родительский произвол зиждется на глубоко укоренившемся взгляде на ребенка как на собственность. Это традиционный взгляд, идущий из глубины веков, и с ним очень трудно расстаться. Именно он мешает уважать права и волю маленького человека. Причем, как правило, родительский произвол диктуется самыми благими намерениями и нежной любовью.

Неизбежные будничные стрессы также оказывают влияние на ребенка. Американские врачи в течении длительного времени наблюдали 16 семей, включавших 32 взрослых и 68 детей. Когда результаты были проанализированы , оказалось, что в течении двух недель, предшествовавших респираторным заболеваниям и стрептококковым инфекциям у детей, количество стрессовых событий поднималось в среднем в3 - 4 раза. Разделение семей, не обладающих высоким и низким уровнем хронического стресса, показало, что дети из первых болеют гораздо чаще, чем из вторых.

II.Вывод, сделанный учеными, звучит весьма решительно:

вместо того, чтобы прописывать антибиотики, следует повышать стрессоустойчивость детей, учить их преодолевать стресс.

Одним из примеров будничного стресса является наказание. Наказание это воспитание стрессом. Вот что писал Ганс Селье о наказаниях:

«Когда мы наказываем непослушного ребенка, мы не вольно в плотную приближаемся к мести, хотя нами движет родительская любовь». Наказание должно условно - рефлекторным путем обеспечить надлежащее поведение в будущем - создать страх перед возмездием».

К сожалению, не всегда легко контролировать элементы мести или самоутверждения во внешне справедливых «репрессиях».

Мощным источником стрессорных воздействий является школа. Согласно исследования медиков и психологов, у 42% первоклассников, благоприятная адаптация наступает в первой - второй четверти, у 47% детей физиологические и поведенческие показатели нормализуются только в конце третьей четверти - начале четвертой четверти. И наконец, 11% детей адаптация не наступает даже к концу первого учебного года. С возрастом адаптации приобретают более благоприятный характер, однако и среди старших школьников нередки такие проявления стресса как астения, гипердинамический синдром:

  • двигательное беспокойство,

  • неусидчивость,

  • эпизодическая агрессивность,

соматовегетативные проявления -

  • головная боль,

  • боли в области живота,

  • боли в области сердца

расстройства сна и аппетита.

На сегодняшний день у нас в Казахстане существуют школы, где стрессогенное воздействие условий и ограничений, присущих систематическому обучению, сведено к минимуму. В классных комнатах во время урока, дети от 6 до 10 лет, одни рисуют, другие клеют, третьи переговариваются. В классе присутствуют учитель и 12 -15 детей. Дети в течении урока могут свободно ходить по комнате, при необходимости подойти к учителю попросить помощи или показать выполненное задание. Дети в классе составляют несколько групп, у каждой - свое задание в рамках общей темы.

Рассмотрим ситуацию с точки зрения стрессогенности школьного обучения. Дети свободно ходят по классу - минус стресс от гиподинамии; каждый делает свое дело - минус волнение от навязанного темпа деятельности; недостаточной конкурентоспособности, учитель не противопоставлен классу, а как бы вписан в мизансцену - страх перед учителем сведен к минимуму, вместо ответа у доски - беседа с учителем.

Но к великому сожалению большинство школ Казахстана традиционны, в них не учитываются многие физиологические и психологические особенности детей. Достаточно жесткие интеллектуальные требования, предъявляемые учащимся, сочетаются с излишними ограничениями двигательной активности, прогулок на свежем воздухе, жесткой дисциплиной поведения на уроке. Все это вместе и создает предпосылки для широкого распространения стрессорных реакций среди школьников. Сейчас, когда система образования переживает период обновления, когда образуется множество различных школ, педагогам необходимо обратить на этот важнейший момент пристальное внимание.

Ведь не секрет, что именно приход в школу является большим стрессом для ребенка.

  • Начальная школа:

II.1Начальная школа, особенно первый год обучения, становится своего рода переломным моментом в жизни ребенка. Ребенок в начальной школе нередко испытывает стресс, и задача родителей - помочь ему если не полностью справиться со стрессом, то хотя бы свести его к минимуму.

Когда ребенок идет в первый класс, его физическая и умственная нагрузка резко возрастают. Ежедневная учеба в сочетании с дополнительными занятиями (кружки, секции) - это вам не беззаботные игры дошкольников. Кроме того, меняется социальный статус ребенка, ему приходиться учиться устанавливать контакты с педагогами и сверстниками, быть более ответственным. В результате ребенок в начальной школе находится под значительным давлением.

Адаптация ребенка к школе не проходит за один день и даже за одну неделю. Даже дети, уровень интеллектуального развития которых достаточно высок, зачастую с трудом переносят школьную нагрузку. С первого дня учебы к организму ребенка предъявляются повышенные требования, реакция на которые может выражаться в усталости, раздражительности, плаксивости, нарушениях сна, головных болях.

А проблемы с учебой могут привести к трудностям психологического характера, к примеру, отрицательному отношению к учебе и учителям, неправильному представлению о своих возможностях и способностях (проблемам с самооценкой), даже к чувству страха перед школой.

Таким образом, ребенок в начальной школе испытывает так называемый «школьный стресс» (ученые еще называют его «школьным шоком» или «адаптационной болезнью»). Усугубляется ситуация тем, что начало обучения в школе обычно совпадает с так называемым «кризисом семи лет»: переломным моментом в развитии ребенка, который сопровождается существенными физиологическими и психологическими изменениями.

Как помочь ребенку справиться со стрессом и адаптироваться к школьному обучению?

Мне кажется, нужно постараться сгладить резкость перехода из статуса дошкольника в статус школьника. К примеру, если ребенок хочет взять с собой в школу любимую игрушку, не нужно ему это запрещать. Привычный предмет, своего рода «частичка дома», поможет ребенку быстрее адаптировать к новой обстановке. Обычно привычка брать в школу игрушку проходит сама собой к второму-третьему классу.

Также важно сформировать у ребенка правильное отношение к школе. Некоторые родители используют школу как средство запугивания «в воспитательных целях», а потом удивляются, почему ребенок негативно относится к школе и учителям и никак не может адаптироваться к обучению в школе.

В первые недели обучения не нужно слишком загружать ребенка дополнительными занятиями (репетиторы, кружки, секции), мне кажется, ему необходимо дать время привыкнуть к учебе. Всесторонним развитием ребенка можно будет заняться потом, когда вы будете уверены, что он сможет это выдержать. Помните, учеба и творческие занятия - это еще не все, у ребенка должно оставаться время для общения со сверстниками и собственных интересов, не навязанных ему родителями.

Не будьте слишком требовательны к ребенку. Дайте ему понять, что вы будете любить его, даже если он не будет учиться на одни пятерки. Признайте право ребенка на ошибку. Однако не нужно бросаться и в другую крайность, вообще не интересуясь его успехами. Важно найти золотую середину и показать ее ребенку: никто не может быть идеальным, но это не значит, что к идеалу не нужно стремиться.

На этой грани очень сложно балансировать. С одной стороны, ребенок должен учиться преодолевать трудности и извлекать опыт из собственных ошибок. С другой - ни в коем случае нельзя лишать его вашей поддержки в трудных ситуациях. Это касается не только учебы, но и, скажем, конфликтов со сверстниками: не нужно все конфликты решать за ребенка, выступая его щитом, но и пускать их на самотек тоже не следует.

Первые недели, месяцы, а иногда даже и годы обучения в школе довольно непростые. Я считаю, что родители должны стать для своего ребенка поддержкой и опорой, но в то же время не превратиться в наседку и научить ребенка быть самостоятельным.



  • Подростковый период

II.2 Подростковый возраст - самый сложный период в жизни человека. Это время, когда все чувства обострены: если любишь, то со всей страстью; если ненавидишь, то со всей злостью; если дружишь - со всей душой.

А потому любой конфликт, самое ничтожное недопонимание может обернуться настоящей душевной драмой для впечатлительного подростка. Вот почему подростковые стрессы - явление вполне обычное, практически обязательное.

Причины подросткового стресса

Причиной стресса в подростковом возрасте может стать как действительно серьёзная неприятность, так и незначительная обида на близкого человека.

Безусловно, самые сильные подростковые стрессы случаются, когда подросток сталкивается с ситуацией опасности или насилия. Стрессы по такой причине характерны для людей любого возраста, но самый глубокий след они оставляют именно на психике подростка. Подростковый возраст - время, когда психика полностью меняется; это период, когда ребёнок постепенно трансформируется во взрослого человека. И если в этот период подросток переживает серьёзный стресс, у него мало шансов стать гармоничной, открытой и доброжелательной личностью. Наверняка, последствием стрессового состояния в подростковом возрасте станет какой-либо комплекс неполноценности или замкнутость, или фобия.

Ситуации применения насилия или столкновения с опасностью, несомненно, относятся к серьёзным причинам подросткового стресса. Другими - болезненными для психики подростка причинами являются:

  • смерть близкого человека;

  • развод родителей;

  • экзамены выпускные и вступительные;

Подростки близко к сердцу воспринимают даже малейший конфликт в семье. Что уж и говорить о такой семейной драме, как развод. Из-за сверхчувствительности и повышенной мнительности многие подростки безо всяких на то оснований начинают во всех семейных неурядицах винить себя. Им кажется, что с ними что-то не так, поэтому и вокруг одни неприятности.

Подростки мучительно страдают, когда родители их не понимают, когда мать с отцом постоянно ссорятся, когда кто-либо из родных серьёзно заболевает. Также значимой причиной для стресса является проживание подростка в неблагоприятных условиях:

  • с пьющими родителями,

  • в коммунальной квартире рядом с неприятными соседями,

  • на опасной территории,

  • в абсолютной бедноте и т.д.

Менее важными с позиции взрослого человека, но не менее значимыми для подростка являются сложные ситуации в школе как причина стресса. Поводом для длительных и глубоких переживаний подростка может стать конфликт с учителем или с одноклассниками.

Так как в подростковом возрасте огромное значение имеет общение со сверстниками, проблемы с друзьями являются самым настоящим несчастьем. Ссоры с друзьями могут стать причиной не только стресса, но и более серьёзных психических расстройств, могут заметно сказаться на интеллекте развивающейся личности.

А уж расставание с любимым человеком в подростковом возрасте и вовсе грозит обернуться настоящей трагедией. Поскольку подростки всё чувствуют по максимуму, им кажется, что они теряют единственную любовь в жизни, что сама жизнь утрачивает всякий смысл без возлюбленного или возлюбленной. Поэтому нередко расставание с любимым человеком доводит подростка до попытки самоубийства.

Другой потенциальной причиной стресса у подростка является проблема с успеваемостью в школе. Особенно сильно давят на психику завышенные требования к нему со стороны школы. Он легко может погрузиться в уныние из-за несправедливо заниженной оценки, удариться в панику от обилия грядущих экзаменов, впасть в отчаяние от непомерных объёмов домашнего задания. Малейшие затруднения в школе для сознательных подростков зачастую являются единственными причинами стресса. Усугубить ситуацию могут завышенные ожидания родителей.

Сдача экзаменов - это не простой период в жизни школьников, во время которого большинство детей испытывают сильное психологическое и нервное напряжение, и с которым не в состоянии справиться в одиночку. Такое состояние, если не будет вовремя оказана психологическая помощь, может привести к необратимым последствиям.

Трагическое последствия в результате проведения экзаменов уже имели место быть в разные годы в Акмолинской и Восточно-Казахстанской областях.

Если ребенок, находясь в стрессовом состоянии, сводит счеты с жизнью, то в этом виноваты все, кто, находясь рядом с ним, не заметил его состояние - педагоги, школьные психологи и родители. Именно поэтому школьные психологи вместе с педагогами и родителями должны готовить обучающихся к выпускным экзаменам и ЕНТ. Такая совместная работа позволит уменьшить уровень стресса у выпускников и предотвратить аутодеструктивное поведение.

Точно так же перегрузка во внеурочной деятельности: в спортивных секциях, в творческих кружках - запросто может вызвать стресс. И, конечно же, для любого подростка стрессовой ситуацией является смена школы. Его отрывают от друзей, которые в этом возрасте ему необходимы чуть ли не больше, чем родители, помещают в новый класс, вынуждают привыкать к новым учителям, новым правилам, новой обстановке. Это очень серьёзный стресс для заново формирующейся психики.

Помимо семьи и школы, причиной стресса для подростка может стать моральная неготовность к физическому взрослению и изменению тела. Большинство девочек - подростков сегодня изводят себя различными диетами и физическими нагрузками только из-за того, что им мерещится собственная полнота. Мальчики в этом возрасте могут сильно комплексовать из-за слишком высокого, на их взгляд, роста, из-за неповоротливости, отсутствия популярности в школе и т.д.

Таковы серьёзные и «детские» поводы для недетских переживаний подростков.

Симптомы подросткового стресса

Стресс - опасное явление для подростка. А потому родители должны быть особенно внимательными к детям этого возраста, чтобы предотвратить погружение подростка в стрессовое состояние или вовремя начать борьбу со стрессом.

Однако чтобы начать бороться, надо сначала обнаружить стресс. По каким же симптомам можно догадаться, что подросток находится в состоянии стресса?

  • Первым признаком стресса является -

отдаление подростка от его сверстников и близких людей. Вольно или невольно он становится замкнутым и одиноким. Не хочет отвечать на телефонные звонки, не желает никого видеть. Причиной этого отдаления от людей зачастую бывает резкое понижение самооценки, появление неуверенности в собственных силах, ощущение, что весь мир его не понимает и не принимает.

  • Другим симптомом подросткового стресса является -

рассеянность внимания, забывчивость подростка. Он забывает, что было вчера, не замечает знакомых на улице, постоянно витает в облаках и не может ни на чём сосредоточиться. Родителям в этом случае нельзя ругать своего ребёнка, надо его понять и постараться помочь, обратившись за помощью к психологу.

  • Следующим признаком подросткового стресса -

является постоянно утомлённое состояние. Подросток практически не спит, не ест или же наоборот активно «заедает своё горе» и целыми днями пребывает в сонном состоянии. В любом из этих случаев подросток угрюм, измучен, апатичен.

  • Однако бывают и несколько другие проявления стресса.

К примеру, циклическая смена настроения: от состояния беспредельной радости подросток тут же переходит к состоянию глубокого расстройства.

  • Другим примером изменения настроения подростка при стрессовом состоянии является появление агрессии.

Его раздражают люди, интересующиеся его жизнью, выводят из себя любые мелочи.

Внезапная гиперреактивность подростка довольно часто также является симптомом стресса. Подросток старается ни секунды не стоять на месте, не сидеть без дела, пытаясь отвлечься или забыться. Подросток панически боится, остановившись, вспомнить, «остаться наедине» с причиной своего стресса.

  • Признаком подросткового стресса, помимо уже упомянутого переедания, являются

и другие вредные привычки: «поминутное» курение, частое распитие алкогольных напитков, ежедневный шопинг.

Симптомом стресса, вызванного недовольством подростка собственной фигурой, является чрезмерное стремление похудеть.

Влияние стресса на подростка

Стресс, пережитый в переходном возрасте, может отрицательно сказаться на перестраивающемся физически организме подростка и на его изменяющейся психике.

1) Ухудшение физического здоровья

Научно засвидетельствован тот факт, что люди, столкнувшиеся со стрессом в подростковом возрасте, имеют ослабленный иммунитет и намного чаще серьёзно заболевают в зрелом возрасте, чем те, чьё отрочество было благополучным.

2) Ухудшение психического здоровья

II.3 Подростковый стресс, если с ним не бороться, может перерасти в депрессию. А депрессия в переходном возрасте может спровоцировать суицид.

Борьба со стрессом

Родители должны помочь своему ребёнку справиться со стрессом, так как самостоятельно подросток не в состоянии преодолеть психологический кризис.

Самым лёгким и при этом наиболее эффективным методом борьбы с подростковым стрессом является демонстрация безграничной любви и ласки, а также проявление внимания и понимания со стороны родителей. Даже если, на первый взгляд, подросток не принимает Вашу заботу и внимание, поверьте, он очень в них нуждается в трудную минуту. Также родителям необходимо выказывать доверие подростку. Не следует принимать за него решения в каких-либо жизненных ситуациях, он уже не совсем ребёнок и имеет право начать самостоятельно выстраивать свою жизнь.

Если подросток перегружен внеурочной деятельностью, именно родителям следует убедить его выбрать что-то одно: или спортивную секцию, или уроки в музыкальной школе. Иначе подросток так и будет выбиваться из сил, стараясь во всём преуспеть, и в итоге погрузится в стрессовое состояние.

Усугубить психологический кризис может стремление подростка скрыть ото всех причину своего стресса. Родители должны, во что бы то ни стало убедить его выговориться, выплеснуть накопившиеся отрицательные эмоции, поделиться своими страхами и переживаниями.

Также родители не должны игнорировать успехи своего чада. Даже если подростка раздражают Ваши похвалы, не обращайте внимания. Причиной всему его сложный возраст. На самом деле, каждое Ваше слово доходит до его сознания и остаётся в памяти.

Уважаемые родители, постарайтесь убедить своего ребёнка проще смотреть на жизнь, не зацикливаться на неудачах и временных трудностях, смело, с оптимизмом, с надеждой на лучшее идти вперёд и не отчаиваться. Тогда никакие стрессы не смогут его сломать!

III.

- «Мощь стресса. Как превратить напряжение в энергию». А разве это возможно?

Это не возможно. Мозг именно так и устроен, чтобы извлекать энергию из стрессов жизни. Однако мозг - не автомат. Нажав кнопку «стресс» - получил повышенный уровень жизнеспособности. Но не так уж много механизмов центральной нервной системы полностью обусловлено генетически. мозг требует обучение. А обучение, как говорил знаменитый русский психолог Л.С.Выготский, ведет за собой развитие.

И научить ребенка противостоять стрессу, преодолевать его, повышать свою жизненную энергию - задача необходимая.

Стресс - безусловно отрицательное явление, которое следует избегать. Справедливости ради надо отметить, что и сам Ганс Селье в первых работах оценивал стресс как явление нежелательное, независимо от формы его проявления. Однако, по мере углубления знаний о природе стресса, исследователь пришел к выводу, что «стресс не только необходим - он «приправа к жизни». Без него жизни не существует».

Нет четкой границы между событиям, вызывающими физиологический стресс, ведущий к болезни, и событиями, влекущими стресс как напряжение, способствующее росту защитных сил организма и росту ребенка как личности. Зато есть достаточно четкая граница между поведенческой реакцией на стрессорный фактор, приводящий к болезни, и поведениям, благодаря которому человек не только преодолевает стресс, но и выходит из борьбы с новыми физиологическими силами и психологическими воздействиями.

Всеволод Мейерхольд как то заметил:

«Одни, подойдя к краю обрыва, представляют себе пропасть, другие мост».

В этой короткой фразе сконцентрирована суть различий двух стратегий реагирования на стресс. В ней удачный образ того, чему надо научить ребенка - построить мост над пропастью. Ведь что такое пропасть? Пассивность, отказ от борьбы, поражение. А мост это активность, поиск, а в результате - контроль над ситуацией.

Основой активно - оборонительного реагирования является поисковая активность - важнейший фактор преодоления стресса. И.С. Ротенберг определяет ее как «деятельность, направленную или на изменение неприемлемой ситуации, или на изменение своего отношения к ней, или на сохранение благоприятной ситуации вопреки действию угрожающих ей факторов и обстоятельств, при отсутствии определенного прогноза результатов такой активности, но при постоянном учете промежуточных результатов в процессе самой деятельности.

Первым и единственно доступным для ребенка способом реагирования на любое неблагополучие является плач. Этот начальный опыт имеет пассивно - оборонительную природу: мозговые механизмы, обеспечивающие активный поиск, еще не сформированы. Ученые считают, что ранний опыт закрепляется навсегда. Поэтому и опыт относительно пассивного поведения является очень прочным. Развиваясь, ребенок преодолевает его. Как облегчить это преодоление? Основное условие - не формировать у младенца опыт бесполезности любых условий, опыт беспомощности. Другими словами, обязательно реагировать на плач, т.е. создать уверенность, что этот, единственно возможный способ реагирования, эффективен и помогает держать ситуацию под контролем.

Только взаимодействие с взрослыми и постоянная защита могут обеспечить постепенное становление самостоятельности и независимости через покровительства и поддержки.

Роль раннего опыта исследована в экспериментах американского физиолога Селигмана. В одном из самых убедительных опытов ученый разделил крысят на 3 группы. Одна группа получила удары электрическим током, не имея возможности спастись от них, другая также получила удары током, но крысята могли выключить ток. А третья группа красят воспитывалась в обычных условиях, без дополнительных стрессов. Когда крысята повзрослели, им привили клетки злокачественной опухоли. Оказалось, что наибольшие шансы на выживание имели крысы, получившие в детстве опыт активного сопротивления, а наименьшие - животные с опытом беспомощности. В другом исследовании мышата, которых время от времени подвергали умеренным стрессам (их брали на руки, воздействовали слабым электрическим током), взрослея, лучше переносили стресс, чем нетренированные мышата.

Исследования на людях подтверждают данные, полученные на экспериментальных животных. Оказывается, обучить беспомощности можно даже взрослого. Э.М. Рутман описывает такой эксперимент. Трем группам испытуемых дают задачи. В первой группе все задачи легко решаются, во второй - половина решается, а половина - нет, а в третьей все задачи нерешаемы. В конце эксперимента трем группам дали нерешаемые задачи. С последним заданием лучше всех справилась вторая группа. В третьей группе результаты оказались хуже всего - им дважды давали нерешаемые задачи и обучили …….. беспомощности. Обратите внимание, что наибольший успех принадлежал не тем испытуемым, которые легко решали все задачи в первой серии, а тем, которые действовали в ситуации неопределенности с переменным успехом. Это еще раз подчеркивает, что не избавление от любых трудностей, а значит, и стрессов цель воспитания, а обучение их преодолению.

Послушный ребенок может оказаться неспособным решить возникшую проблему: он привык действовать стереотипно или по требованию взрослых. Отсюда следует, что

необходимо поощрять исследовательскую активность ребенка, целенаправленно учить активному подходу к каждой проблеме.

Следует отметить, что обучение противостоянию стрессам в культуре ряда стран занимает существенное место. Ученые разработали рекомендации, которые помогают учиться преодолевать стресс. Эти рекомендации полезно знать:

  • регулируйте время и количество потенциально стрессорных событий;

  • постепенно меняйте тактику (свою или ребенка) от избегания трудностей к активному их преодолению;

  • научитесь и научите ребенка решать возникающие жизненные проблемы последовательно и избегать непродуманных импульсивных поступков;

  • в сложных ситуациях заранее проигрывайте с ребенком его поведение.

Представим себе прекрасный мир, в котором все складывается идеально. Человечество оптимально использует природные ресурсы. Каждому гарантированы еда, одежда, крыша над головой. Отсутствует агрессия, нет преступлений и дискриминации. Жизнь людей и животных является первостепенной ценностью - нет потребности убивать.

Каждый человек имеет право на личные взгляды и, одновременно с этим, все люди чувствуют личную ответственность за мир, в котором живут. Дети воспитываются в атмосфере тепла и безопасности, что пробуждает в них веру в себя. Взрослые стараются как можно лучше трудиться и получают за свой труд справедливое вознаграждение…

Короче говоря, нет никаких проблем. Однако если вы живете на той же планете, что и я, то вы уже давно поняли, что проблемы являются неотъемлемой частью нашей жизни. Можно ли пройти по жизни беззаботно и бесхлопотно? Убежать от боли и потери близкого человека? Встречали ли вы в жизни человека, которому всегда во всем сопутствовал успех? И, наконец, кто из нас может надеяться на то, что ему удастся избежать смерти?

Стресс может по-разному влиять на организм, иногда его действие может оказаться полезным, иногда - разрушительным. Избежать стресса невозможно, но можно научиться справляться с ним. В равной степени неизбежной является и депрессия. И с ней, прибегая к определенным мерам, можно справиться.














© 2010-2022