• Преподавателю
  • Биология
  • Урок биологии для 7 класса по теме «Отряды насекомых: Бабочки, Равнокрылые, Блохи, Двукрылые»

Урок биологии для 7 класса по теме «Отряды насекомых: Бабочки, Равнокрылые, Блохи, Двукрылые»

Урок интересен тем, что с помощью презентации показано многообразие видов насекомых, роль в природе и жизни человека, использованы биологические задачи, для решения которых учащиеся анализируют, делают выводы. Используется опережающее обучение, учащиеся делают сообщения о всех отрядах. Проверка знаний в форме игры «Найди лишнее». Почему оно не вписывается в эту компанию. Развиваются умения анализировать. В следующем задании развивается зрительная память. Включение всех учащихся класса в активн...
Раздел Биология
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: Отряды насекомых: Бабочки, Равнокрылые, Блохи, Двукрылые.

Цель урока: изучить характерные особенности отрядов; рассмотреть значение этих отрядов в природе и жизни человека (слайд№1)

Задачи урока.

Образовательные.

- Познакомить учащихся с характерными признаками отрядов чешуекрылых, равнокрылых, двукрылых и блох.

- Показать многообразие видов насекомых этих отрядов.

- Выяснить роль в природе и жизни человека насекомых.

- Продолжить формирование умений работать с учебником.

Развивающие.

- Развивать интерес к энтомологии

- Развивать зрительную память.

- Развивать умение классифицировать факты, делать обобщающие выводы.

- Развивать умения учебного труда.

Воспитывающие.

- Воспитывать положительное отношение к учёбе.

- Воспитание экологической грамотности.

Оборудование: учительский компьютер, мультимедийный проектор, экран, мультимедийная презентация, таблицы «Тип членистоногие. Класс насекомые», коллекции насекомых.

Тип урока: комбинированный.

Методы: частично - поисковый, логический, самостоятельная работа, решение биологических задач.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Проверка знаний.

  3. Изучение нового материала.

  4. Закрепление знаний.

  5. Задание на дом, подведение итогов урока.

План урока.

  1. Организационный момент.

Учитель: Сегодня мы продолжим знакомство с удивительным миром насекомых. Познакомимся с новыми отрядами, раскроем характерные признаки, узнаем о роли в природе и влиянии животных на жизнь человека.

  1. Проверка знаний.

Задание №1.

Найдите лишнее насекомое. Почему именно оно не вписывается в эту компанию?

Ответ аргументируйте.

А. Красотел пахучий, божья коровка, жук колорадский, вошь головная.

Б. Гладыш, клоп постельный, водомерка, стрекоза большое коромысло.

Задание№2.

Назовите насекомых.

  1. Жуки, повреждающие зёрна злаков: ржи, ячменя, пшеницы. (хлебные жуки или кузьки)

  2. Жуки, которые во взрослом и личиночном состоянии уничтожают тлю, белокрылку, паутинных клещиков. (божьи коровки)

  3. Дневное хищное насекомое, с грызущим ротовым аппаратом, большими глазами на голове, личинки которого развиваются в воде. (стрекоза)

  4. Жуки, которые уничтожают непарного шелкопряда - вредителя леса. ( жуки красотелы)

  5. Безкрылые паразиты млекопитающих с уплощенным телом, небольшой головой, колюще-сосущим ротовым аппаратом; беспрерывно размножаются, откладывая яйца ( гниды) (вши).

  6. Клопы, обитающие на поверхности воды (водомерки).

Задание№3 Дайте ответы на вопросы.

  1. Глаза стрекоз размером чуть ли не с их голову. Они обеспечивают этим насекомым прекрасное зрение, которое многим представителям класса насекомых не свойственно. Чем можно объяснить хорошее развитие органов зрения у стрекозы . (Они ловят в полете мелких насекомых, глаза их незаменимые помощники в охоте. Хорошее зрение признак приспособленности насекомого к хищному образу жизни.)

  2. Для выяснения способа ориентации личинок майского жука в почве был проделан опыт. В почву шприцом впрыснули углекислоту. Личинки стали передвигаться к месту впрыскивания. Какая гипотеза легла в основу этого опыта?(В основе опыта - предположение о том , что личинки майского жука определяют местонахождение корней растений, которыми оно питаются, по углекислому газу, выделяемому при дыхании).

  1. Изучение нового материала.

Учитель:

Отгадав загадку, вы определите, с какого отряда насекомых мы начнем изучение нового материала.

То взлетит, то крылья сложит,

То расправит их… Похожа

На порхающий цветок

В летний солнечный денек (бабочка) Слайд№2.

Учитель: Кто из нас не восхищался прелестными бабочками, порхающими с цветка на цветок? Древние недаром называли их летающими цветами - до того они красивы. Много легенд и сказаний у разных народов мира связано с этими небесными созданиями. В Японии считают, увидеть бабочку у себя в доме - к счастью: бабочки символизируют все самое лучшие в жизни человека, а пара бабочек означает семейное счастье. В индийской легенде говорится, что если нашептать бабочке свое желание и выпустить ее, то оно непременно исполнится.

Об особенностях отряда Чешуекрылых нам расскажет….

Сообщение учащегося: представители отряда бабочки, или чешуекрылых, - отличаются разнообразной окраской своих крыльев. К этому отряду относятся: крапивница, капустница, тутовый шелкопряд и др. Крылья у бабочек покрыты видоизмененными волосками - чешуйками, имеющими способность преломлять свет. От этого явления зависит переливчатая окраска крыльев многих бабочек. Личинки бабочек называют гусеницами. Они имеют грызущий аппарат. Длинное тело. Их слюнные железы, кроме слюны, выделяют еще и шелковые нити, из которых перед окукливанием плетут кокон. Взрослые бабочки - очень хорошие опылители растений. Гусеницы большинства бабочек растительноядные, поедая листья растений, наносят значительный вред, например, капустная белянка, яблоневая моль, златогузка, кольчатый шелкопряд и др. Гусеница комнатной моли питается шерстяными изделиями, повреждая их, некоторые гусеницы портят муку и др. продукты. Тутовый и дубовые шелкопряды - их с давних времен разводит человек с целью получения шелка из коконов. Много больших бабочек необычайно красивы, например, махаон, аполлон и др. Очень интересна крупная, бабочка ночной павлиний глаз, на крыльях которой имеются глазчатые пятна. Ее гусеница крупная мясистая, перед окукливанием плетет кокон величиной с куриное яйцо. Большие ночные бабочки с остроугольными крыльями - бражники, - названы так потому, что охотно питаются побродившим и пахучим соком деревьев, особенно березовым.(Слайд №3)

Задание: Размножение и развитие бабочек.

Прочитайте текст на странице 80, рассмотрите рисунок 67, ответьте на вопросы:

1)Почему бабочек относят к насекомым с полным превращением?

2)Какой образ жизни ведут гусеницы?

3)Каково внешнее строение гусеницы?(форма тела, окраска, ротовой аппарат)

Учитель: Отгадав загадку, вы определите, о каком отряде идет речь.

Пищит над ухом он всю ночь

И укусить тебя не прочь.

Ну и зануда, вот кошмар!

Писклявый, маленький… (Комар). (Слайд №4)

Об особенностях отряда Двукрылые нам расскажет…..

Сообщение учащегося: К этому отряду относятся всем известные насекомые: мухи, комары, мошки, оводы, слепни и др. насекомые, обладающие одной парой прозрачных крыльев. Вторая пара крыльев превратилась в так называемые жужжальца. Обыкновенный комар обитает в болотистых и сырых местах. Особенно многочисленны комары бывают в середине лета. Колющими ротовыми частями комары легко прокалывают кожу человека и сосут его кровь. Червеобразные личинки комаров живут в стоячей воде. Питаясь, личинки растут, линяют и превращаются в подвижных куколок. Куколки комаров тоже живут в воде, питаться они не могут, поэтому скоро превращаются во взрослую особь.

Малярийного и обыкновенного комара различают по посадке ( рисунок 70 в учебнике). Обыкновенный комар ( пискун ) держит свое тело параллельно поверхности, на которой сидит, а малярийный - под углом к ней, высоко подняв задний конец тела.

Мухи в отличии от комаров, имеют короткие усики. Личинки их белые, как правило, безногие и безголовые. У комнатной мухи червеобразные личинки живут и развиваются в кухонных отбросах, в кучах навоза и нечистотах, куда мухи откладывают яйца. Перед окукливанием личинки выползают из нечистот, проникают в почву и превращаются в куколок. Вылупившиеся из куколок взрослые мухи летают повсюду в поисках пищи. Из уборных и выгребных ям они перелетают на продукты питания и загрязняют их. Мухи переносят на пищу бактерии желудочно-кишечных заболеваний и яйца аскарид.

Мошки - длинноусые кровососы небольших размеров, личинки которых развиваются на дне водоемов с проточной водой.

Оводы и слепни наносят большой вред человеку и домашнему животному своими укусами, а также способностью переносить возбудителей таких болезней как туляремия, сибирская язва. Вместе с тем мухи являются опылителями многих растений.( Слайд №5 )

Из отряда двукрылых особый интерес представляют мухи-тахины. Их тело покрыто крепкими щетинками. Мухи-тахины паразитируют на гусеницах бабочек и личинок

пилильщиков. Из яиц, отложенных на поверхности тела жертвы ,выходит белая безголовая червеобразная личинка . Хитиновыми частями ротового аппарата она прокусывает отверстие в покрове хозяина и внедряется внутрь его тела. Там она поедает внутренности жертвы. Когда с нею покончено, личинка проделывает новое отверстие и покидает пустой хитиновый покров хозяина. Вскоре она сьезживается и покрывается бурой оболочкой. В нем формируется куколка, а затем -и взрослая муха.

Учитель: Прослушайте загадку о следующем отряде.

Мала, а проворна,

Где бывает, там повелевает,

В шатёр взойдёт-

Богатыря перевернёт (блоха)(слайд№6)

Об особенностях отряда блох нам расскажет…

Сообщение учащегося: Блохи - бескрылые насекомые. Это пример

специализированных паразитов животных и человека. Известно более тысячи

паразитирующих на птицах, зверях и на человеке.

Живут в волосяном покрове. Имеют сплющенное с боков гладкое тело, приспособленное для передвижения среди волос. Задние ноги у блох прыгательные, крыльев нет.

Передвигаются насекомые в основном прыжками, причем в этом блохи более чем преуспели: они прыгают на 50см в длину и на 30см вверх, длина тела всего 3-4мм.

Личинки блох живут в мусоре, питаются гниющими остатками. Блохи- насекомые с полным превращением. Развитие протекает медленно: личинка живет более 3 месяцев,

Фаза куколки может длится 7 месяцев. При благоприятных условиях новое поколение

блох появляется через 3-4 недели. Взрослые блохи живут до 1,5 лет. Особенно опасны крысиная, собачья, кошачья, человеческие блохи.

Питаются блохи кровью, ротовой аппарат- колюще- сосущий. В момент питания блоха может передавать возбудителей различных болезней своему хозяину. Среди них самая опасная- чума. Блоха может заразить подряд до 11 человек. Известно, что в Европе в средние века от чумы погибло 25 млн человек- европейского населения, а во всем мире-75млн.

Учитель: и последний отряд, Равнокрылые .

Об особенностях отряда равнокрылых нам расскажет…………

Сообщение учащегося: равнокрылые -это насекомые с малоподвижной головой и колющесосущем ротовым аппаратом, отходящим от заднего края головы. Усики обычно короткие, состоят из 3 - 10 члеников. Глаза у большинства хорошо развиты. Но у некоторых тлей сильно редуцированы, а у кокцид вовсе отсутствуют. Крылья с обеднённым жилкованием, складываются на спине кровлеобразно, у тлей и кокцид часто отсутствуют.

Ноги ходильные, лапка содержит не более трёх члеников, у листоблошек и цикадовых задние ноги прыгательные, но не с утолщенными бёдрами. У самок кокцид ноги недоразвитые. Это насекомые не с полным превращением. Все равнокрылые растительноядные, питаются соками растений. Тли - вредителей диких и культурных растений. Листья поражённых тлями растения вянут, побеги не растут, на корнях образуются полые выросты- галлы. Многие равнокрылые являются переносчиками вирусных заболеваний растений. Сюда относятся разнообразные цикады, размер которых от нескольких миллиметров до 5-6 см. живут в кронах деревьев.

Задание1: ответьте на вопросы:

1 группа: Каково значение бабочек в жизни цветковых растений?

2 группа: какой вред сельскому хозяйству наносит тля?

3 группа: каково эпидимиологическое значение мух и комаров?

4 группа: чем опасны блохи для человека?

Задание2:

Решите биологическую задачу.

1 группа : если побеспокоить гусеницу капустной белянки, то она выделяет изо рта едкую жидкость. Какое значение имеет эта особенность поведения гусеницы?

2 группа: наиболее каким распространенным видом на земле является комнатная муха.

Первоначально она обитала в тропиках, наилучшая температура для размножения мухи +25градусов. Какие особенности биологии мухи позволили ей широко распространиться на земле, в том числе и в северных широтах?

3 группа: нередко можно услышать мнение : «Неужели современная наука не может придумать средство для уничтожения комаров, ведь они приносят столько вреда животным и людям?» Представьте себе, что такое средство найдено. Правильно ли поступит человек ,если воспользуется им ? Почему?

4 группа: из всего многообразия видов насекомых человек одомашнил только 3 : медоносную пчелу, тутового шелкопряда и китайского дубового шелкопряда . Почему были одомашнены эти насекомые, а не муравьи или бабочки- капустницы?

Задание на дом, подведение итогов урока: параграф 18, составить кроссворд об изученных отрядах насекомых.

Рефлексия.

Понравился ли вам урок? Удовлетворены ли вы результатам своей работы? Нравится ли вам работать в группах?

Урок окончен.







© 2010-2022