ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ

Раздел Биология
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ

Шиляева В.А., учитель биологии

ГК ОУ РМ «Инсарская специальная

(коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат для детей - сирот и

детей, оставшихся без попечения

родителей»

Термин «здоровьесбережение» получил широкое распространение в педагогической литературе и в повседневной жизни. Под этим обычно понимают систему мер, направленных на улучшение здоровья участников образовательного процесса.

Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

К сожалению, медики констатируют существенное ухудшение здоровья детей в нашей стране в последнее время. Так называемые «школьные болезни» связаны в основном с возрастанием объема и усложнением характера учебной нагрузки, а также усложнением характера взаимоотношений «ученик-учитель» и межличностных отношений внутри класса, недостатком двигательной активности, неправильным питанием учащихся, несоблюдением гигиенических требований в организации образовательного процесса, отсутствием у учащихся элементарных знаний о том, как стать здоровыми.

В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно педагог в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач. Это не значит, что учитель должен выполнять обязанности медицинского работника. Просто педагог должен работать так, чтобы обучение детей в школе не наносило ущерба их здоровью, не снижало уровень мотивации обучения, и прежде всего учебно-познавательных мотивов ученика. Значительный эффект в решении этих

проблем может быть достигнут благодаря использованию здоровьесберегающих технологий, которые относятся к качественной характеристике любой образовательной технологии и показывают насколько решается задача сохранения здоровья учеников.

Здоровьесберегающие образовательные технологии - организованная совокупность программ, приемов, методов организации образовательного процесса, не наносящего ущерба здоровью его участников.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Группы здоровьесберегающих технологий, применяемых в системе образования, в которых используется разный подход к охране здоровья и разные методы и формы работы:

1. Медико-гигиенические технологии, которые включают комплекс мер, направленных на соблюдение надлежащих гигиенических условий в соответствии с регламентациями СанПинНов.

2. Физкультурно-оздоровительные технологии направлены на физическое развитие занимающихся: закаливание, тренировку силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств.

3. Экологические здоровьесберегающие технологии помогают воспитывать у школьников любовь к природе, стремление заботиться о ней и т.п. Все это

обладает мощным педагогическим воздействием, формирующим личность,

укрепляющим духовно-нравственное здоровье учащихся.

4. Здоровьесберегающие образовательные технологии - наиболее значимые из всех перечисленных по степени влияния на здоровье учащихся. Главный их отличительный признак - не место, где они реализуются, а использование психолого-педагогических приемов, подходов к решению возникающих проблем.

Основными принципами и отличительными особенностями здоровьесберегающих образовательных технологий являются:

- отсутствие авторитарности;

- индивидуализация педагогических воздействий;

- творческий характер образовательного процесса;

- создание благоприятных психологических условий и обеспечение комфортного микроклимата.

Дети, которые направляются в специальную (коррекционную) школу по решению психолого-медико-психологической комиссии, имеют нарушения центральной нервной системы различной степени, отклонения в психо-эмоциональной сфере, характеризуются повышенной утомляемостью. Нарушения различных психических функций головного мозга затрудняет восприятие, замедляет процессы анализа и синтеза, ослабляет познавательную деятельность, снижает работоспособность, ориентацию в практической деятельности (самостоятельной жизни), затрудняет интеграцию выпускников в общество. Такие дети нуждаются в охранительном щадящем режиме и таком же отношении к ним. Все это возлагает на учителей специальных (коррекционных) школ особую ответственность за здоровье детей и обеспечение здорового образа жизни, здоровой среды в школе.

Учитель специальной (коррекционной) школы, готовясь к уроку, определяет уровень и длительность усилий, необходимых ему для выполнения той или иной работы всему классу и отдельными учащимися, продумывает индивидуальный и дифференцированный подход, а также механизм восстановления и активации работоспособности на разных этапах занятий (игровые моменты, переключения, обязательные физкульминутки).

Основными компонентами здоровьесберегающей технологии

выступают:

1. Аксиологический. Компонент проявляется в осознании учащимися высшей ценности своего здоровья, убежденности в необходимости вести здоровый образ жизни, который позволяет наиболее полно осуществить намеченные цели, использовать свои умственные и физические возможности.

2. Гносеологический. Компонент связан с приобретением необходимых для процесса здоровье сбережения знаний и умений, познанием себя, своих потенциальных способностей и возможностей, интересом к вопросам собственного здоровья. Это происходит благодаря сохранению здоровья человека, овладению умениями сохранять и совершенствовать личное здоровье, оценке формирующих его факторов, усвоению знаний о здоровом образе жизни и умений его

построения.

3. Здоровьесберегающий. Компонент включает систему ценностей и установок, которые формируют систему гигиенических навыков и умений, необходимых для нормального функционирования организма, а также систему упражнений, направленных на совершенствование навыков и умений по уходу за самим собой, одеждой, местом проживания, окружающей средой. Особая роль в этом компоненте отводится соблюдению режима дня, режима питания, чередования труда и отдыха, что способствует предупреждению образования вредных привычек.

4. Эмоционально-волевой. Компонент включает в себя проявление психологических механизмов - эмоциональных и волевых. Необходимым условием сохранения здоровья являются положительные эмоции; переживания, благодаря которым у человека закрепляется желание вести здоровый образ жизни.

5. Экологический. Компонент учитывает то, что человек - это биологический вид, существующий в природной среде, которая обеспечивает человеческую личность определёнными биологическими, экономическими и производственными ресурсами. Кроме того, она обеспечивает ее физическое здоровье и духовное развитие.

6. Физкультурно-оздоровительный. Компонент предполагает владение способами деятельности, направленными на повышение двигательной активности, предупреждение гиподинамии, закаливание организма, высокие адаптивные возможности. Физкультурно-оздоровительный компонент направлен на освоение личностно - важных жизненных качеств, повышающих общую работоспособность, а также навыков личной и общественной гигиены.

Здоровьесберегающие предметные уроки в специальной (коррекционной) школе можно разделить на следующие виды :

1. Это запланированный урок здоровья по биологии. Например, «Витамины», «Осанка и здоровье человека», «Значение физических упражнений и правильного формирования скелета мышц», «Вредное влияние курения и употребления спиртных напитков на сердце и сосуды», «Болезнь органов дыхания и их предупреждения» и другие.

2. Это может быть урок, в который включены элементы здоровьесбережения:

1) Ежеурочные минутки здоровья. Они могут быть связаны с вредными привычками, например: «Почему нельзя грызть ручку?»

2) Эвристические вопросы для учащихся. Эти вопросы можно использовать при изучении нового материала.

3) Здоровьесберегающий урок. Это может быть стандартный, типичный хорошо продуманный урок по предмету, на котором на первый взгляд ничего не говорится о здоровье, но это здоровьесберегающий урок, т.к. это урок, на котором учитель:

1) Полноценно выполняет учебную программу, формируя у учащихся интерес к своему предмету.

2)Устанавливает с ними доверительные, партнерские отношения.

3) Предотвращает возникновение дискомфортных состояний, т.е. продумывает урок максимального умственного, психического, физического, нравственного комфорта.

4) Максимально использует индивидуальные особенности учащихся для повышения результативности их обучения.

Полезно на уроках биологии в коррекционной школе проводить паузы-динамики: упражнения для кистей рук, глаз и суставов опорно-двигательного аппарата для того, чтобы снять напряжение на уроке, переключиться на новую деятельность. Таким образом, двигательная активность увеличивается, что приводит к снижению риска возникновения гиподинамии. Особое внимание уделяю выбору методов, которые будут способствовать творческому самовыражению непосредственно учащихся и активизации инициативы.

На уроке должны быть эмоциональные разрядки: шутки, улыбки, поговорки, небольшие стихотворения, музыкальные минутки - все это на уроке создает психологический благоприятный климат.

Предмет «Биология» является достаточно важным среди школьных дисциплин, поскольку его преподавание позволяет органично вписывать принципы здоровьесбережения в темы уроков, в различные задания, как на уроках, так и во время домашней работы. На уроках биологии важно использовать следующие здоровьесберегающие технологии:

1. Технология обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ):

- соблюдение правил ТБ на уроках и переменах.

2. Здоровьесберегающие образовательные технологии:

А) организационно-педагогические технологии (ОПТ):

- построение уроков согласно требованиям методики и технологии их ведения, способствующих предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний;

Б) психолого-педагогические технологии (ППТ), связанные с непосредственной работой учителя на уроке, воздействием, которое он оказывает на своих учеников: учет индивидуальных психофизических особенностей учащихся, создание доброжелательного психологического микроклимата в ученическом коллективе, минутка на шутки, релаксационные паузы;

В) учебно-воспитательные технологии (УВТ), включающие вопросы по обучению грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек;

Г) социально адаптирующие и личностно-развивающие технологии (САЛРТ), включающие технологии, обеспечивающие формирование и укрепление психологического здоровья учащихся, повышение ресурсов психологической адаптации личности;

Д) лечебно-оздоровительные технологии (ЛОТ): физминутки, смена видов деятельности, аэрация воздуха, зарядка для глаз.

3. Экологические здоровьесберегающие технологии (ЭЗТ), направленные на создание экологически оптимальных условий жизни и деятельности учащихся, гармоничных взаимоотношений с природой: обустройство пришкольной территории, зеленые растения в классе, участие в природоохранных мероприятиях.

На уроках биологии я стараюсь создать здоровую психологическую обстановку и повысить интерес к предмету. В связи с этим во время урока чередую различные виды деятельности: работа с тетрадью, учебником, индивидуальный и фронтальный опросы, проведение лабораторных и практических работ. Использование компьютерных технологий также помогает повысить заинтересованность учащихся, улучшить качество восприятия материала. Это помогает обеспечит высокую работоспособность на протяжении всего урока, позволяет отодвинуть утомление и избежать переутомления.

Ни для кого не секрет, что у многих школьников выявлено нарушение осанки, различные по степени сколиозы, деформации грудной клетки, снижение мышечного тонуса. Чаще всего проблемы с нарушением осанки происходят из-за длительного сидения за неудобным столом, не правильно подобранной мебели. Ученик начинает сутулиться. А в последнее время появилась еще одна очень плохая и распространенная привычка - ложиться грудью на стол. Поэтому на уроках биологии будет совсем не лишним вспомнить простые правила по предупреждению искривления осанки и предложить ребятам несколько упражнений, которые не отнимут много времени от урока.

Зарядка пользуется большой популярностью у детей и является паузой,

позволяющей восстановить силы, снять умственное напряжение, физическоутомление, повышает работоспособность учащихся. Физминутки, проводимые во время урока, способствуют повышению внимания и активности на уроках, лучшему усвоению учебного материала. Физкультурные минутки состоят из 3-5 физических упражнений.

Стараюсь проводить физминутки, которые соответствуют изучаемой теме. Например, при изучении темы «Земноводные», можно провести физминутку:

На болоте две подружки,

Две зеленые лягушки

Утром рано умывались,

Полотенцем растирались.

Ножками топали,

Ручками хлопали,

Вправо, влево наклонялись

И обратно возвращались.

Вот здоровья в чем секрет.

Всем друзьям физкультпривет!

(Учащиеся повторяют движения согласно стихотворению).

Другое нарушение - снижение остроты зрения. Гимнастика для глаз полезна всем (а детям особенно) в целях профилактики нарушений зрения. Упражнения для глаз, предложенные ниже, предусматривают движение глазного яблока по всем направлениям. В целях профилактики улучшения зрения на каждом уроке используются упражнения, укрепляющие мышц глаз. Упражнения выполняются сидя на стуле, спина прямая, руки лежат на коленях. Каждый раз по мере выполнения отдельных упражнений взгляд фокусируется на каком-нибудь предмете. Это способствует концентрации зрения. Для снятия напряжения с глаз ученикам можно предложить сделать упражнения для глаз и массаж глазных век подушечками пальцев.

Педагогически целесообразным является формирование у школьников стремления в своей повседневной жизни следовать принципам здорового образа

жизни. Большую роль здесь играет то, чем заняты ребята в свободное от учебы время, следовательно, возрастает роль внеурочных мероприятий, мероприятий проводимых в рамках недели биологии, направленных на решение выше

сказанных задач. В нашей школе стало традицией проведения такой недели. Каждый год этот праздник наполняется новым содержанием, но основная цель всегда одна - показать учащимся незаменимую ценность здоровья человека,

вызвать у них желание сохранить и укрепить его. Например, игра «Последний герой», проводимых в рамках недели биологии, позволяет рассказать в интересной форме о рациональном питании, о полезности продуктов питания, помогает получить знания необходимые в повседневной жизни при покупке продуктов питания в магазине. Цель этого мероприятия - помочь учащимся коррекционной школы сформировать приверженность к здоровому образу жизни, одним из критериев которого является вдумчивое и грамотное отношение к своему питанию, сознательный выбор полезных продуктов питания. В данном мероприятии могут принимать участие одновременно как учащиеся одного класса, предварительно разбитые на команды по количеству станций, так и несколько классов разного возраста или несколько параллелей. Ход игры продуман таким образом, что происходит смена умственной активности, физической, на каждой станции предлагаются разноплановые задания. В связи с этим материал легко усваивается, дети не утомляются. Участники игры путешествуют по следующим станциям: «Витаминная», «Молочная», «Супермаркет» и др.

По формированию здорового образа жизни среди учащихся нашей школы использую так же активные формы:

-прогулки на свежем воздухе ;

-экскурсии в природу на тему: «Лес - наш зелёный друг», «Путешествие по лесным тайнам» ( в осенний лес, парк);

-практические работы в классе (уход за комнатными растениями) и на улице (сбор семян цветочных растений);

-практические приёмы по уходу за собой (уход за волосами, руками);

Пассивные формы:

-устные журналы на тему: «Здоровое питание - здоровая жизнь», «Моё здоровье».

Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения. Применение здоровьесберегающих технологий нацелено на сохранение здоровья школьников во время обучения в школе, формирование необходимых знаний, умений и навыков относительно здорового образа жизни, развитие познавательных способностей, коммуникативных навыков, воображения, двигательной активности и концентрации внимания, снижение психоэмоционального напряжения.

Достижение этой цели возможно благодаря такому предмету, как биология. Помимо применения здоровьесберегающих технологий на уроках биологии, педагог должен подавать детям пример собственным образом жизни и состоянием своего здоровья.

И в заключение хочется сказать, что работая в тех же условиях, но используя здоровьесберегающие технологии на разных уроках в специальных (коррекционных) школах можно улучшить ситуацию с физическим, психическим и духовно-нравственным здоровьем детей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Антонова Л.Н. Психологические основания реализации здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях/ Л.Н.

Антонова, Т.И. Шульга, К.Г. Эрдынеева. (Областная целевая программа «Развитие образования Московской области на 2001-2005 гг.»). - М.: Изд-во МГОУ, 2004. - 100 с.

2. Борисова И.П. Обеспечение здоровьесберегающих технологий в школе // Справочник руководителя образовательного учреждения. - 2005. - № 10. - С. 84-92.

3. Вайнер Э.Н. Формирование здоровьесберегающией среды в системе общего образования // Валеология. - 2004. - №1. - С. 21-26.

4. Вашлаева Л.П., Панина Т.С. Теория и практика формирования здоровьесберегающей стратегии педагога в условиях повышения квалификации // Валеология. - 2004. - №4. - С. 93-98.

5. Воротилкина И.М. Оздоровительные мероприятия в учебном процессе // - № 4. - С. 72.

6. Ишмухаметов М.Г. Нетрадиционные средства оздоровления детей // Начальная школа. - 2005. - № 1. - С. 91.

7. Карасева Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий // Начальная школа. - 2005. - № 11. - С. 75.

8. Кузнецова И.В. Школа здоровья. - М.: МТО Холдинг, 2001.

9. Митина Е.П. Здоровьесберегающие технологии сегодня и завтра // Начальная школа. - 2006. - № 6. - С. 56.

10. Шевченко ЛЛ. От охраны здоровья к успеху в учебе // Начальная школа. - 2006. - № 8. - С. 89.


© 2010-2022